Устный журнал
Специально подготовленная информация, приобщающая к различным областям знаний. Так, выпуск журналов "Окно в мир", "Хочу все знать" могут быть посвящены разным вопросам; "Физик" - проблемам и открытиям науки физики; "Поэт" - творческому и жизненному пути любимого поэта и т.д. Содержание информации может быть любым, а преподносится она как чтение воображаемого журнала; обыгрывание его названия, рубрик и разделов (стихи, рисунки, песни), перед новой статьей, очерком, корреспонденцией - музыкальная заставка, ответы на вопросы и т.д.
Экскурсии
(В музей, на выставку, на предприятие, в природу или по городу, на стройку, в библиотеку и т.д.) расширяют представления ребят об окружающей действительности, о сферах деятельности человека, круге профессий, знакомят с событиями культурной жизни. Экскурсия должна предваряться беседой, знакомством с ее объектом по литературным источникам, а завершаться обменом впечатлений, написанием микросочинений, выпуском тематического бюллетеня и т.д.
Конкурсы, турниры, олимпиады
Соревновательные формы приобщения студентов к познавательной деятельности. Проводятся как своеобразная проверка широты знаний студентов, их увлечений, направленности интересов. Через эти формы утверждается в студенческом коллективе престиж знаний, эрудиции, ума. а также мастеровитости. умелости. Темы этих мероприятий самые разнообразные: "Конкурс на лучший реферат (сочинение)", "Турнир эрудитов", "Математическая олимпиада", "Конкурс чтецов", "Конкурс на лучшую литературно-художественную иллюстрацию", "Турнир фотографов", "Соавтор -природа" и т.д.
Классный лекторий
Эффективная форма приобщения всех студентов к познавательной деятельности. Помочь каждому найти свою тему выступления, подобрать, оформить и изложить материал увлекательно непросто. К этой работе надо готовить ребят постепенно. Сначала они выступают в качестве ассистентов, помощников лектора (демонстрируют наглядные пособия, иллюстрации, обеспечивают техническое оснащение, дополняют сообщение). Эту школу должен пройти каждый, прежде чем выступит с самостоятельно подготовленной лекцией. Некоторые темы целесообразно поручить разрабатывать группам ребят, объединив их по интересам.
Для примера назовем тематику одного из лектория; "Что такое голография?", "Этика и нравственность", "Почему так волнует тайна озера Лох-Несс?", "Фашизм как социальное явление", '"Лазер и техника", "Эйнштейн - великий ученый", "История происхождения костюма". Конечно, преподаватель должен подсказать ребятам, где и как можно найти необходимую научно-популярную литературу, как построить лекцию в расчете на восприятие слушателей.
Учебная конференция
Самая трудная по организации и содержанию форма познавательной учебной деятельности. Она возможна при определенном уровне развития самообразовательных навыков, умений студентов. Каждый из них выступает с коротким самостоятельно подготовленным сообщением - докладом, развивающим и дополняющим одну выбранную всеми тему. Нужно направить внимание студентов не только на содержательную сторону выступлений, но и на соответствующую организацию самого мероприятия (готовится помещение, стол для ведущего конференцию, место для докладчика, цветы, плакаты, портреты, программа и приглашения для гостей -.студентов других курсов, групп, преподавателей, родителей).
Внеучебная познавательная деятельность
Яркая и разнообразная, положительно влияет и на учение ребят, вооружает навыками умственной работы (найти нужную информацию, отобрать основное в ней, логично, четко и доказательно раскрыть тему, подтвердить мысль убедительными примерами), воспитывает ответственное отношение к учебному труду, развивает стремление к познанию как личностно значимую потребность, рождает даже у ранее отстающих учеников чувство уверенности в своих силах и познавательных возможностях, утверждает статус каждого как личности в коллективе сверстников.
Мероприятия, направленные на организацию ценностно-ориентировочной деятельности.
Подобной деятельности не существует, так сказать, в чистом виде: она сопровождает все виды деятельности, в которых человек вступает во взаимодействие с другими людьми и окружающим миром и строит свои отношения с ними. *
Однако в процессе воспитания ценностно-ориентировочная деятельность выступает как автономная и становится объектом организации и воздействия педагога. Преподаватель специально организует мероприятие, чтобы обнажить отношение, помочь осознать социальную ценность общепринятых нравственных норм поведения и общения и принять их как личностно важные.
Инструментовать деятельность так, чтобы ребята поняли не только смысл тех или иных правил, но и необходимость их исполнения, непросто. Ведь нужно, чтобы каждый сознательно встал на сторону добра, выбрал общепринятую нравственную норму как единственно возможную для себя, сознательно подчинил свои желания и индивидуалистические устремления общим интересам и осуществил саморегуляцию своего поведения в коллективе, ориентируясь на социально
Тут мало просто познакомить ребят с нормами нравственного поведения и требовать их неукоснительного исполнения или привлекать к культуре общения путем тренировки. Важно строить в соответствии с этими нормами повседневную жизнь учащихся, чтобы они стали их внутренней потребностью, личным достоянием. Подлинное отношение проявляется не в правильных рассуждениях об этических ценностях, а в поступках, действиях, поведении, образе и стиле жизни в целом.
Формы организации ценностно-ориентировочной деятельности
Каковы же формы организации ценностно-ориентировочной деятельности? Назовем основные.
Диспут
Форма работы, напоминающая час общения. Однако имеется и отличие. Информация для часа общения готовится заранее, хотя ее обсуждение, возможно, вызовет и дискуссию. Диспут же - полемика, столкновение разных точек зрения на одну и ту же проблему и совместное нахождение истины. Темы диспутов чаще всего формулируются как вопрос: "Счастлив ли бессовестный?", "Красивый или прекрасный?", "Зачем человек учится?", "Уметь жить - что это значит?", "Какой он организатор?".
Диспут можно проводить только при условии, что у студентов есть опыт разговора о жизни, приобретенный на часах общения, а также определенные навыки общения, полемики, исключающие неуважение к личности выступающего (если с его мнением не соглашаешься), не искренность, отмалчивание. Диспут может проходить и как размышление, рассуждение по заранее предложенным вопросам. Вопросы ставятся в логической последовательности, так, чтобы ответы на них приводили к общему выводу и решению поставленной в ходе диспута проблемы. Вопросов должно быть немного, выдвигаются они по принципу "от частного к общему", первые актуализируют жизненный опыт ребят и их знания, последующие направляют внимание на существенные противоречия известных явлений, побуждают осмыслить суть конфликта, проблемы. Вопросы предлагаются за несколько дней до диспута, чтобы ребята успели обдумать ответы на них и аргументацию своей точки зрения. Воспитателю или ответственным за организацию диспута следует поинтересоваться, готовятся ли дети к выступлению, не нужна ли помощь. Необходимо решить, кто начнет разговор, выступит первым по тому или иному вопросу. Это не лишит разговор естественности и непосредственности, наоборот, даст ему направление, позволит каждому участнику определить свою позицию, не отклониться от существа обсуждаемых вопросов. Подготовка включает и определение регламента диспута, времени для отдельного выступления и продолжительности разговора в целом. Очень важно Обсудить и принять требования к выступающим и диспуту в целом (соблюдать регламент; не перебивать выступающего; не отвлекаться от темы; стремиться к выяснению истины, а не настаивать на своем мнении, убедившись в его неправоте; доказывать свою точку зрения конкретными примерами из жизни и т.д.). В заключение диспута необходимо обобщить основные позиции выступающих и подвести его итог.
Уроки культуры поведения.
Их тематика связана с различными сферами жизни человека: бытом, трудом (умственным и физическим), общением, досугом. По своему характеру они могут быть информационными (сообщение сведений об общепринятых нормах поведения) и демонстрационно-упражняющими (обучение умениям и навыкам культуры поведения). В педагогической практике эти два вида уроков выступают часто в синтезе: они и информируют детей об общепринятых правилах, и одновременно обучают действовать в соответствии с ними через показ и упражнение. Разумеется, необходимо разработать целую систему взаимосвязанных по тематике занятий, рассчитанных на учащихся определенного возраста. Важно не просто знакомить ребят с правилами этикета, а воспитывать культуру отношений, чувство такта, умение видеть и понимать состояние другого человека. И здесь многое зависит от внутренней культуры самого педагога, его способности подмечать отклонения в поведении детей и находить действенные и деликатные методы его корректировки и изменения в нужном направлении, а также обучения поведенческим навыкам. Сложность заключается в том, чтобы соединить в комплексное воздействие информацию о правилах, положительное отношение к ним, стремление руководствоваться ими и практическое овладение теми или иными умениями культуры поведения.
Беседа за "круглым столом"
Активная и современная форма воздействия на сознание студентов, отношение к духовно-нравственным ценностям нашего общества. В отличие от диспута беседа за "круглым столом" - это приобретение дополнительной информации и осмысление ее в ходе обсуждения, осознание и утверждение своей мировоззренческой позиции, отношения к важнейшим проблемам жизни.
Беседа: "Счастье - что это такое?"
Методику организации подобного мероприятия раскроем на примере "круглого стола" по теме беседы: "Счастье - что это такое?".
Воспитательная цель: стимулировать процесс самовоспитания студентов, стремление сознательно строить свое поведение и свою жизнь.
Воспитательные задачи: познакомить их с тем, как трактуется это понятие в науке, например в этике; побудить дать свое определение счастья, опираясь на имеющийся жизненный опыт; сформировать отрицательное отношение к мещанскому представлению о счастье; вызвать активное отношение к жизни, желание найти в ней достойное место, реализовать себя как личность.
Предварительно были предложены такие вопросы для размышления:
- В каких жизненных ситуациях ты можешь сказать, что счастлив?
- Зависит ли счастье от тебя самого, или оно есть везение?
- Можешь ли ты привести пример счастливого человека - конкретного или литературного героя? Почему ты считаешь его счастливым?
- Много ли человеку нужно для счастья? Мнение аргументируй.
Попробуй дать свое определение или формулу счастья.
Зал, где проводится, "круглый стол", празднично украшен, учебные столы расставлены по кругу так, чтобы участники разговора сидели лицом друг к другу. На плакатах - правила беседы, изречения известных людей о счастье. Подготовлены аппаратура, магнитные записи (песен, стихов, фрагменты интервью с родителями, учителями, другими авторитетными людьми). После музыкального введения слово берет ведущий.
1.Краткое изложение тезисов вступительного слова.
На протяжении тысячелетий человеческая мысль обращена к счастью, жизнь человека всегда наполнена мечтой о счастье. Потребность счастья сопровождается и стремлением осознать этот феномен. Нельзя желать и достигнуть того, о чем имеются лишь смутные представления. Человек, желающий быть счастливым, должен знать, чего он собственно хочет, когда говорит о счастье. Определить свое понимание счастья. - значит принять то или иное отношение к жизни.
2. Первая часть беседы.
Короткие сообщения участников о том, как определяли счастье философы, общественные деятели, знаменитые ученые, писатели.
3. Основная часть беседы (тезисы).
Сама жизнь есть счастье (чувство радости бытия при общении с природой, искусством). Материальное благополучие дает чувство удовлетворения, комфорта, но не счастья. Тот, кто видит счастье в этом, обедняет свою жизнь, превращает ее в погоню за удовольствиями, в инстинктивное существование; обогащают и возвышают душу общение с людьми, истинная любовь, дружба (примеры из литературы, жизни). Ощущение счастья дает человеку созидательный труд, творчество, цель которых - преобразование жизни, утверждение добра. красоты, справедливости.
4. Заключительная часть беседы (тезисы).
Все предложенные трактовки счастья убедительны, следовательно, все выступающие по-своему правы. Этическая наука об уровнях счастья (примитивные - личное благополучие, чувственное удовольствие и высокие - гармония внутреннего и внешнего, ориентация на духовность, естественное благо). Обсуждение мысли А.Толстого: счастье - "ощущение полноты своих духовных и физических сил в их общественном применении".
Понимание счастья никому не может быть навязано, каждый человек имеет право на свое представление о счастье, каждый "выбирает" его сам. Масштаб личности определяется и по тому, в чем человек видит свое счастье, к какой цели стремится в жизни. Счастье -это сам человек, богатство или ущербность его внутреннего мира, характер его мировоззрения, духовность или меркантильность интересов и потребностей.
Ведущий благодарит всех за участие в беседе и выражает надежду, что она поможет каждому стремиться к счастью самой высокой человеческой пробы.
В заключение ребята предложили вынести для коллективного обсуждения за "круглым столом" такие темы: "Что значит быть современным?", "Самовоспитание", "В чем смысл жизни?".
"Круглый стол" может быть организован и как встреча с интересным человеком, передовиком производства, участником Великой Отечественной войны, ученым, представителем искусства, писателем, поэтом. Подобные встречи расширяют сферу социального общения студентов, помогают определиться в жизни, найти свое-призвание, обогащают духовно, увлекают высоким жизненным идеалом.
Тема: "Встречи с интересными людьми"
Встречи учащихся с интересными людьми могут организовываться в рамках работы клуба интересных встреч, в системе воспитательных мероприятий классного руководителя, как отдельные мероприятия для параллели и групп параллелей. Тематика таких встреч, как правило, не ограничивается, но должна быть подчинена решению ведущих воспитательных задач, поставленных перед данным коллективом. Организация и проведение встречи разрабатываются с учетом возрастных особенностей и уровня подготовки коллектива участников.
Для встреч могут быть приглашены:
- деятели науки, литературы, искусства;
- известные спортсмены;
- передовики промышленного и сельскохозяйственного производства;
- ветераны гражданской и Великой Отечественной войн; ветераны труда;
- представители власти;
- бизнесмены;
- родители учащихся.
^ Выбор воспитательных задач, решаемых в ходе встречи, зависит от тематики, состава участников и может включать в себя разнообраз-
11
ный комплекс задач умственного, трудового, нравственного, эстетического и физического воспитания.
При постановке задач необходимо опираться на результаты предшествующей воспитательной работы и предусматривать продолжение деятельности по решению главных задач встречи в последующих воспитательных мероприятиях.
^ Конкретное содержание встреч определяется в зависимости от ее темы, возрастных особенностей учеников, участвующих в ней, и иаправлено на решение выработанных воспитательных задач. Встречи с учеными, артистами, литераторами, художниками, спортсменами посвящаются знакомству с деятельностью приглашенных или обсуждению научных, социальных, эстетических, этических и других проблем. Встречи с передовиками производства могут иметь различное содержание, при разработке которого учитывается решение основных воспитательных задач таких встреч:
- воспитание сознательного отношения к труду;
- воспитание патриотизма; гражданственности;
- формирование осознанного подхода к выбору профессий.
^ Формы проведения подобных мероприятий выбираются исходя из темы встречи, контингента учащихся, поставленных воспитательных задач, содержания встречи и личностных особенностей приглашенных, поэтому приводимые рекомендации по организационному оформлению встреч с интересными людьми являются лишь примерными.
Для встреч с деятелями науки и искусства, военнослужащими, спортсменами предпочтительной формой организации является беседа или лекция с последующей беседой.
Рекомендуется также проводить данные встречи в виде тематических диспутов. Для встреч с учителями, родителями, выпускниками предпочтительна непринужденная беседа, чаще всего такие встречи оформляются в виде "Огонька".
^ Подготовительные мероприятия.
Педагог определяет тему встречи, ее место в системе воспитательной работы с данным коллективом учащихся, разрабатывает систему воспитательных задач, решаемых в ходе мероприятия. Совместно с ними предусматривается содержание встречи (желательна предварительная подготовка воспитанников в виде поиска информации о предприятии, где работают приглашенные, об их жизни и деятельности, проработка учащимися вопросов, связанных с тематикой встречи и др.), ритуал приглашения и проводов приглашенных, организационная форма и сроки проведения встречи. Целесообразно предварительное знакомство педагога с приглашенными, обсуждение с ними целей и задач встречи, ее содержания и формы проведения. Успешное проведение встречи предусматривает соответствующее оформление места
14
встречи (аудитории, кабинета, зала), которое осуществляется силами учащихся под руководством педагога.
Встречи с интересными людьми являются сложным видом .воспитательных мероприятий, но при педагогически правильной подготовке оказываются весьма интересным для ребят, эффективным средством воспитательного воздействия.