16.08.2023
OРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ШКОЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА (в учебных заведениях с обучением на русском языке) В 2023-2024 УЧЕБНОМ ГОДУ
Ольга ЛЯШЕНКО, высшая дидактическая степень,
директор ПУ ТЛ «ОЛИМП», мун. Кишинэу
Программа
10.00- 10.30
10.30- 11.00
Приветствие. Представление программы.
Организация учебного процесса по школьной дисциплине Русский язык и литература
Ляшенко О.В.,
Итоги экзамена по русскому языку и литературе за гимназический цикл обучения в 2023 году.
11.00- 11.20
в 2023-2024 учебном году.
ПУ ТЛ „ОЛИМП”, директор,
Методические рекомендации коррекционной работы. Новая модель экзаменационных тестов в 2024 году.
Брижатюк О.И., учитель высшей категории,
«Обнуление» ценностей.
учитель высшей категории
ТЛ им. Н.В. Гоголя
(К вопросу об оценивании бакалаврских работ)
Буц О.В., доктор педагогики, учитель высшей категории, ПУ ТЛ им. М. Коцюбинского
Из опыта работы. Практическое внедрение Куррикулума – 2019 года
От академизма к слову. Об изучении романа А.С. Пушкина „Евгений Онегин”
Шевчук Т.И.,
Русский язык и литература с увлечением. Вариативность продуктов по русскому языку и литературе.
ПУ ТЛ им. Беньямина Зеева Герцля,
Сава Н.И.,
Интерактивные карты конструктора educatieinteractiva.md как способ реализации модели
учитель высшей категории
ПУ ТЛ „ОЛИМП”,
«перевернутый класс»
Букова А.И.,
учитель первой категории
ПУ ТЛ им. Беньямина Зеева Герцля,
учитель первой категории
Почетные гости
Возможности развития профессиональных компетенций учителя путем участия в грантовых программах и проектах.
Костецкий В.Н., РЦНК
О XV Конгрессе МАПРЯЛ «Русский язык и литература в меняющемся мире».
Утверждение активного состава районных методистов. Выбор олимпийского комитета.
Млечко Т.П., МОПРЯЛ
О плане работы на 2023-2024 уч. год.
Разное. Вопросы, ответы. Итоги заседания.
Ляшенко О.В.,
ПУ ТЛ „ОЛИМП”, директор,
учитель высшей категории
Организация образовательного процесса
по школьной дисциплине
«Русский язык и литература»
в учебных заведениях с
русским языком обучения
в 2023-2024 учебном году
И. Цвик,
доктор педагогики,
конференциар
КГПУ им. И. Крянгэ
- Методические рекомендации по организации образовательного процесса по учебной дисциплине Русский язык и литература в 2023-2024 учебном году представляют собой комплекс методологических предложений для реализации содержания процесса преподавания-обучения-оценивания в условиях современного этапа внедрения Куррикулума-2019.
Компетентностный подход
Выпускник должен быть
мотивирован к обучению;
креативен;
способен мыслить критически;
готов адаптироваться к новым вызовам;
толерантен;
способен работать с большими объемами информации;
самостоятельно решать задачи;
уметь оценивать результаты своего труда;
готов к самообразованию на протяжении всей жизни.
Интеграция
Окружающий мир познается в многообразии,
целостности и единстве .
Акцент – на развитие образного мышления .
Интегрированные уроки предполагают
обязательное развитие творческой активности
учащихся .
Интегрированный урок по своей сущности в
большой степени способствует использованию
современных технологий .
Основной принцип интегративного подхода к
обучению и основная задача учителя на
интегрированных уроках русского языка и
литературы – раскрыть особенности языка
через текст .
Интеграция
Напоминаем!!!
Специфика интегрированного подхода заключается в том, что на уроках языка и литературы осуществляется предметная (а не тематическая) интеграция.
При данной форме и степени интеграции на одном из уроков больше внимания следует уделить языковой теме , а на другом – литературной .
Учитель самостоятельно регулирует количество и соотношение языкового (лингвистического) и литературного (литературоведческого) учебного материала на каждом из планируемых уроков.
Из задач интегрированного урока :
Развивать понятия о языке как материале
словесности и уметь использовать язык
в своей речевой практике
Развивать понятия о тексте как явлении
употребления языка и уметь создавать
устные и письменные тексты
Развивать понимание художественного
произведения как единства художественного
содержания и языковой формы его выражения
Формирование умений и навыков читательской грамотности
Такие
умения
предполагают
►
осуществлять информационный поиск
извлекать и преобразовывать необходимую информацию
►
понимать / интерпретировать и использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и др.)
►
Click to add Title
освоить стратегии и тактики информационно-смысловой переработки текста
3
►
овладеть способами понимания текста, его
назначения, общего смысла, коммуникативного
намерения автора, логической структуры текста, роли языковых средств
►
Методические рекомендации по составлению и оформлению долгосрочного и поурочного планирований интегрированной дисциплины «Русский язык и литература»
- В 2023-2024 уч. году по новым учебным программам и стандартам (Куррикулум-2019) будут учиться все классы, как гимназического звена (V - IХ классы),
так и лицейского цикла (X - XII классы) .
РЕКОМЕНДУЕТСЯ
- 1. Долгосрочное проектирование (календарное планирование) разрабатывать по семестрам.
- 2. В рубрике «Примечание» обязательно указывать необходимые изменения.
- 3. Обязательно и последовательно соблюдать принцип интеграции : отражать его в единицах содержания , в единицах компетенций и в продуктах в соответствии с Куррикулумом-2019.
- 4. При планировании учитывать текстоцентрический подход и отображать единицы обучения , касающиеся текстообразующей роли частей речи, выразительности фонетических, грамматических, синтаксических средств в художественном тексте.
Образец таблицы для долгосрочного планирования. Гимназия
№
Модуль ….
п/п
Един.
комп.
Речевая тема … Кол-во часов …
Единицы
содержания урока
Кол-во
часов
Дата
Виды учебной деятельности,
продукты
Виды и формы оценивания
Примеч.
* Учитель самостоятельно планирует часы по каждому тематическому модулю, учитывая предметную интеграцию и речевые темы .
Образец таблицы для долгосрочного планирования. Лицей
№ п/п
МОДУЛЬ …. Количество часов
Един.
компе-тенций
Единицы
содержания урока
Кол-во
часов
Виды
Дата
учебной деятельности,
Виды и формы
При-мечания
оценивания
продукты
1. При планировании, особенно в Х классе, не целесообразно создавать очень большие Модули (включающие более 20-25 уроков).
2. При составлении долгосрочного планирования по дисциплине «Русский язык и литература» необходимо учитывать следующие аспекты :
соответствующую взаимосвязь ключевых / междисциплинарных компетенций , специфических компетенций и единиц компетенций с единицами содержания и учебной деятельностью ;
установление логики преемственности и распределение последовательного изучения единиц содержания ;
создание комплексной системы оценивания;
для выбора видов деятельности – приоритет у тех видов, что перечислены в куррикулуме ;
если модуль объёмный (например, 48 часов), то можно запланировать 2 СО ;
планировать парные уроки;
календарное планирование утверждается директором учебного заведения до конца сентября текущего года .
Необходимо
► учитывать , что единиц компетенций на одном уроке должно быть не более 3-х , максимум 4;
► ясно понимать , что грамматическая тема может изучаться на базе как художественного текста, так и публицистического, научно-популярного и научного текстов;
► после СО должна быть работа над ошибками , а не коррекция.
Дидактический проект урока
- При его разработке следует опираться на календарное планирование по русскому языку и литературе, следовать логической последовательности элементов дидактического процесса: определение единиц компетенций, единиц содержания, определение дидактической стратегии, видов учебной деятельности и продуктов, выбор видов оценивания. В качестве поддержки служит Методологический ГИД по предмету и дополнительные учебно-методические материалы по усмотрению преподавателя.
- Важно помнить, что выбранные единицы формируемых на уроке компетенций должны отражаться в видах деятельности (упражнениях и заданиях). При выборе видов деятельности приоритетом пользуются те , что перечислены в куррикулуме .
При составлении поурочного дидактического проекта рекомендуем : соблюдать единые требования для титульного листа дидактического плана-конспекта урока:
- учебная дисциплина; класс; учитель;
- дата; № урока;
- тема урока с обязательным учётом интегративной сущности предмета ;
- продолжительность урока; тип урока;
- единицы компетенций;
- цели урока: к концу урока учащийся сможет показать, что он способен …;
- дидактические стратегии;
- стратегии оценивания;
- продукты.
Дидактический проект урока
ТЕМУ УРОКА с обязательным учётом интегративной сущности предмета ;
- ЕДИНИЦЫ КОМПЕТЕНЦИЙ . Важно помнить, что выбранные единицы формируемых на уроке компетенций должны отражаться в видах деятельности (упражнениях и заданиях). При выборе видов деятельности приоритетом пользуются те, что перечислены в куррикулуме .
- ПРОДУКТЫ .
Этапы
Время
ВЫЗОВ
урока
Виды деятельности
Деятельность
Реализация смысла / Осмысление
РЕФЛЕКСИЯ
Применение
Оценивание / продукты
учителя
Деятельность
учащихся
Расширение / углубление
- Предметная интеграция (упражнения, задания, объединяющие языковую и литературную темы) проводится на любом этапе урока, исходя из того, как она запланирована учителем.
- Время, отводимое учителем на интеграцию, определяется доминирующей языковой или литературной темой на уроке.
* Вниманию дидактических кадров:
- поурочное планирование обязательно для молодых специалистов и учителей со II-й дидактической степенью
(см. Приложение к Приказу Министерства образования и исследований № 1467 от 12 ноября 2019 г., стр. 2)
Особенности преподавания дисциплины в 2023 - 2024 учебном году
- Организация обучения в V - IХ - х классах и Х-XII классах проводится на основе Куррикулума-2019 по русскому языку и литературе, ориентируясь на следующий алгоритм действий :
- а) проведение первичного оценивания в течение первой учебной недели;
- б) корректировка долгосрочного проектирования;
- в) проведение закрепления / повторения материала, изученного в прошедшем году в соответствии с единицами содержания, предложенными в Куррикулуме-2019;
- г) проведение суммативного оценивания по модулю;
- д) переход к изучению нового материала.
- В соответствии с Программой развития инклюзивного образования в РМ, индивидуальным планом развития детей с ООП и с учетом Куррикулума-2019 по предмету педагоги разрабатывают адаптированный или модифицированный куррикулум по дисциплине для детей с ООП, составляют долгосрочное и поурочное планирование исходя из индивидуальных потребностей данных учащихся.
При разработке куррикулума педагогами учитывается, что :
1) адаптация компонентов куррикулума происходит путем
исключения некоторых специфических компетенций, единиц содержания, которые с трудом усваиваются учениками с ООП или совсем не усваиваются;
Максимальной интеграции двух и более предметов;
расширения , под которым понимается применение вспомогательных приемов усвоения материала, с использованием альтернативного языка общения (для детей с сенсорными ограничениями возможностей);
диверсификации технологий обучения;
- 2) модификация куррикулума осуществляется путем упрощения и сокращения единиц содержания, изучаемых в данном учебном году, и отказа от содержания с высокой степенью сложности;
- изменения единиц компетенций, установленных в куррикулуме и отборе наиболее важного и функционального для развития способностей̆ ребенка с ООП.
Трансдисциплинарность
Согласно Б. Николеску, трансдисциплинарность базируется на трех постулатах:
1) создание целостной картины мира за счет интеграции различных дисциплин;
2) соединение по принципу дополнительности того, что рассматривается как противоположность;
3) познание реальности в её сложности .
- Формирование межпредметных компетенций на интегрированных уроках русского языка и литературы позволяет
как реализовать принцип трансдисциплинарности через интеграцию ,
так и установить и осуществить такие связи,
как русская литература – всемирная литература,
русская литература – история, живопись, культурология, социология, экономика и др.
- Межпредметные связи находят отражение в единицах компетенций, содержания, видах работы и продуктах.
- Формированию трансдисциплинарной компетенции в гимназическом цикле в первую очередь способствует работа с речевым темами.
Речевые темы
1. Работа по речевым темам является сквозной и проводится, по возможности, в том или ином виде на каждом уроке.
2. В V-IХ классах учителя планируют и проводят по 2 урока ( по одному в каждом семестре), полностью посвящённых работе над речевыми темами .
В зависимости от класса это могут быть беседы, инсценировки, творческие работы, проекты, смотр портфолио и др .
Речевые темы
3. Целенаправленная работа со сквозными речевыми темами – это средство совершенствования коммуникативных умений учащихся. Эти темы способствуют приобщению как к русской культуре, так и сопричастности к судьбе своей родины – Молдовы, в них заключён большой воспитательный потенциал.
РЕЧЕВЫЕ ТЕМЫ
Возможный алгоритм работы с речевыми темами:
понятие / концепт ассоциации
(слово словосочетание предложение)
высказывание известных личностей
понятие в жизни общества / в искусстве
текст художественный (программный или
внепрограммный) и нехудожественный
составление собственных текстов .
Эти занятия целесообразно совмещать с уроками формирования трансдисциплинарной компетенции .
ПЕРВИЧНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ
При планировании процесса оценивания в гимназическом звене педагоги руководствуются Положением об оценивании и оценке результатов обучения 2020.
Первичное оценивание обязательно во всех классах гимназического звена.
Педагог самостоятельно выбирает форму первичного оценивания, отдавая предпочтение тестированию как наиболее стандартизированному, валидному и надежному методу оценки учебных достижений учащихся .
ВАЖНО!!!
Программа Национальных выпускных
экзаменов за курс гимназического
образования по русскому языку и
литературе . Кишинёв, 2022. (Ordinul MEC
nr.1156 din 24 noiembrie 2022)
ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ
- Количество часов, отводимых для формативного оценивания, осуществляемого в ходе изучения модуля / раздела, учитель выбирает самостоятельно в соответствии с Положением об оценивании и оценке результатов обучения 2020 г. (см. пункт 13).
- Отметка выставляется за комплексный школьный продукт на уроках формирования способностей применения / анализа-синтеза знаний . В журнале отметки за школьный продукт выставляются в одну колонку.
- Различные виды диктантов, изложений и творческих работ в V-IХ-х классах целесообразно планировать и использовать в качестве оценивания в формирующих целях. Данные работы записываются учащимися в отдельной тетради для контрольных и творческих работ по русскому языку и литературе или на отдельных листах (по усмотрению учителя).
ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ
ВАЖНО!
- Текущее оценивание усиливает формирующую функцию . Не каждый продукт , реализованный учениками в рамках формирующего оценивания, будет зафиксирован в журнале. (Основы базового куррикулума, стр. 78)
- Количество отметок, выставляемых в ходе формативного оценивания, прописано в пунктах 47, 49 Положения об оценивании .
Оформление в классном журнале
*** Из Положения об оценивании от 30.01.2020
- 25 . Notele de la evaluǎrile scrisǎ, orale, practice şi de laborator se înscriu în catalog la data efectuǎrii acestora, în termen de cinci zile lucrǎtoare.
Оценки за письменные, устные, практические и лабораторные работы заносятся в школьный журнал в день их выполнения в течение пяти рабочих дней.
- 26. Mediile şcolare semestriale se înscriu în catalog în coloana imediat urmǎtoare dupǎ înregistrarea ultimei lecţii din semestru, fǎrǎ a se lǎsa coloane necompletate.
Средние оценки за семестр заносятся в школьный журнал в колонку сразу после регистрации последнего занятия семестра, не оставляя пустых граф .
СУММАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ
- Планирование суммативного оценивания во всех классах осуществляется, исходя из количества изучаемых в каждом семестре учебных разделов / модулей и учебного плана школы.
- Суммативное оценивание обязательно проводится по окончании изучения тематических разделов / модулей .
- Суммативный тест составляется на базе связного текста с учетом сквозных речевых тем , предложенных в куррикулуме. Тестовые работы оформляются на отдельных листах и хранятся до окончания учебного года.
СУММАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ
- К суммативному оцениванию рекомендуется отнести и 2 сочинения-рассуждения в жанре эссе (по 1 в каждом семестре) в V-IХ-х классах . Данный вид работы учителя планируют и организуют в ходе изучения объемных модулей и с учетом литературных и речевых тем .
- При оценивании любого сочинения / эссе рекомендуется придерживаться критериев оценивания :
а) соответствие содержания ответа предложенной теме;
б) аргументированность, языковое богатство и соблюдение коммуникативных качеств письменной речи (правильности, логичности, смысловой точности, выразительности);
в) композиционная стройность и стилевое единство ответа.
РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВИДОВ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ В V-IХ КЛАССАХ
Вид работы
Ориентировочное количество часов
V
Суммативный тест по изученному модулю *
6
VI
Суммативное / итоговое сочинение-рассуждение в жанре эссе
6
2 – по 1 в каждом семестре
VII
Проект (мультимедийный, творческий и др.)
2 – по 1 в каждом семестре
6
VIII
2 – по 1 в каждом семестре
6
2 – по 1 в каждом семестре
IХ
2 – по 1 в каждом семестре
2 – по 1 в каждом семестре
6
2 – по 1 в каждом семестре
2 – по 1 в каждом семестре
2 – по 1 в каждом семестре
2 – по 1 в каждом семестре
СУММАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ
ВАЖНО!
Согласно П оложению об оценивании в V классе (I семестр) только на протяжении ноября-декабря в журнал не выставляются отметки от «1» до «4» за суммативное оценивание;
оценивание такой же степени сложности проводится повторно, смотри пункт 45.2.
СУММАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ
- В V-VII-х классах вместо суммативного теста учитель может использовать такой вид комплексной работы, как диктант с заданиями (не более 2-х в течение учебного года), если изученный модуль включает большое количество часов, отводимых на формирование орфографических и пунктуационных навыков учащихся.
Методология оценивания детей с ООП ориентирована на то, чтобы помочь ученикам достигнуть поставленных целей, и она может включать:
- индивидуализированный тест;
- уменьшение количества заданий;
- предоставление дополнительного времени для решения задач;
- уточнение формы оценки (устная или письменная);
- использование иллюстративных материалов;
- поддержку вспомогательного педагога и т. д.
(см. Инклюзивное образование. Методологический гид для учреждений общего и среднего образования, Кишинев, 2014)
ОЦЕНИВАНИЕ ДЕТЕЙ С ООП
Количество суммативных оцениваний в лицейских классах
Х класс 8 * часов: 4 (5) в I семестре; 4 (3) часа во II
семестре
XI класс 6 часов: 3 часа в I семестре; 3 часа во II семестре
XII классе 6 часов: 3 часа в I семестре; 3 часа во II семестре
В Х классе реального профиля допускается 6 часов.
В XI и XII классах количество часов суммативного
оценивания для классов реального и гуманитарного
профиля совпадает .
ТЕСТ СУМАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ В ЛИЦЕЕ
При составлении суммативного теста рекомендуется основываться на структуру теста, предложенного для БАК экзамена, подробно представленную в Программе государственного экзамена по русскому языку и литературе за курс лицейского образования.
(Программа национального экзамена бакалавриата по русскому языку и литературе, Кишинёв, 2021. (см. http://aee.edu.md/content/programe-de-examene)
Составление суммативного теста
Определение целей матрица спецификаций схема оценивания в баллах конвертация баллов в оценки
25% – знание, понимание
50% – применение и анализ
25% – синтез
СО (анализ отрывка художественного произведения)
При составлении СО следует учитывать:
I уровень – понимание содержания отрывка
II уровень – художественный замысел и его воплощение
III уровень – собственная точка зрения на основе предложенного фрагмента
1. Поверхностное понимание цитаты-тезиса
(«Любовь – единственный ответ на любую проблему, и дорога к такому состоянию – через прощение»).
2. Несоразмерность частей структурированного эссе.
3. Цитаты, факты, эпизоды приводятся без комментария либо не подтверждают логику их привлечения в связи с раскрытием темы эссе.
Типичные ошибки выпускников (структурированное эссе)
В XII классе при подготовке к экзамену следует обратить особое внимание на то, что при сдаче государственного бакалаврского экзамена во второй части структурированного эссе учащиеся имеют право основываться только на произведения, включенные в перечень обязательных для изучения в лицейском курсе , согласно Куррикулуму-2019 .
В первой и последней части эссе учащиеся имеют право основываться на свой читательский опыт и привлекать любые произведения художественной литературы.
Рекомендации по ведению школьных тетрадей
Типы ученических тетрадей для ведения записей классных и домашних работ и периодичность их проверки учитель определяет самостоятельно. Например :
► в гимназическом звене это может быть единая тетрадь по русскому языку и литературе (2 рабочие тетради) или отдельные тетради для ведения записей по русскому языку (2 рабочие тетради) и записей по литературе (1 рабочая тетрадь);
в лицейском звене – единая тетрадь по русскому языку и литературе (Х –XII классы) и при необходимости – отдельная тетрадь для выполнения домашних работ с целью контроля самостоятельной работы учащихся.
► Для контрольных и творческих работ по русскому языку и литературе в ходе формативного оценивания (V–IX классы) используются как единая тетрадь, так и отдельные листы.
► Тестовые работы, выполняемые в ходе суммативного оценивания в V–IX и X–XII классах, оформляются на отдельных листах и хранятся у учителя до конца учебного года.
Рекомендации по ведению школьных тетрадей
► Исходя из интересов и нужд учащихся, учитель самостоятельно определяет количество проверок тетрадей .
► Отметка (количественно выраженная оценка) в V-IX, X-XII классах обязательно ставится при проверке 1-2-х образовательных продуктов ученика , созданных / реализованных самостоятельно на уроках формирования способностей применения / анализа-синтеза знаний в ходе изучения и закрепления модуля .
► Отметка из тетради выставляется в журнал, если такой тип оценивания предусмотрен в долгосрочном планировании.
Исправление ошибок:
1. В проверяемых работах по русскому языку и литературе учителя подчеркивают и отмечают на полях страницы допущенные учениками ошибки (орфографические – I , пунктуационные – V , грамматические – Г ; речевые – Р , стилистические – С ; фактические – Ф , логические – Л ; о – однотипные, н – негрубые и др.).
2. Исправляют, но на полях не выносят и при оценке не учитывают ошибки, допущенные на правила, которые еще не изучались.
Рекомендации по ведению школьных тетрадей
Рекомендации по ведению журнала
1. При доминировании языковой темы в классном журнале следует сначала писать тему по языку, а потом обозначать литературное произведение, на основе которого учитель собирается её изучать / демонстрировать.
2. Если доминирует литературная тема – изучение какого-то определённого произведения, то вначале пишется эта тема, а затем языковая, которая изучается в данный период и которую целесообразно определённым образом продемонстрировать на примере изучаемого произведения.
3. В классном журнале отметки за школьный продукт выставляются в одну колонку ; в рубрике «Примечание» учитель делает соответствующую пометку – ФО или СО.
4. Придерживаться Инструкции по ведению классных журналов, утвержденной Министерством образования и исследований (ORDIN din 18.04.2023 nr. 382).
Организация работы с учащимися
В 2023-2024 учебном году планируются:
Республиканская и региональные / городские олимпиады по русскому языку и литературе;
Конкурсы «Живая классика».
- Мероприятия, проводимые общественными объединениями.
КИШИНЕВ: в ноябре (7-12 классы)
- Творческая конференция „Проба пера”
- Читательская грамотность и креативное мышление.
- Технологии читательской деятельности: стратегии смыслового чтения художественных и нехудожественных текстов.
- Развитие навыков монологической и диалогической речи в процессе освоения речевых тем на уроках русского языка и литературы.
- Виды и модели продуктов формативного оценивания в гимназии / лицее.
- Проект на уроках русского языка и литературы в лицейских классах.
- Критериальное оценивание устного ответа учащихся в гимназии / лицее на уроках русского языка и литературы.
Темы, рекомендуемые для заседаний методических объединений учителей русского языка и литературы
Муниципальный семинар – октябрь
„ Основные дидактические подходы формирования, развития и оценивания специфических компетенций учащихся
на уроках русского/ украинского/ болгарского языка и литературы”
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!