Сценарий проведения беседы с использованием технологии мировоззренческого кино
(обсуждение фильма Т.Шахвердиева «О любви»)
1.Введение (вступительное слово педагога)
Приветствую всех собравшихся здесь. Цель сегодняшней встречи –увидеть и эмоционально пережить проблемы документального фильма Т.Шахвердиева « О любви» так , чтобы сложились определенный взгляд, мировоззрение.
-справка о творчестве режиссера Тофика Шахвердиева
-просмотр трейлера ( ролика, киноафиши) к фильму «О любви»
2.Упражнение ожидание : что ожидаете от сегодняшней встречи?
Цель: определить ожидания участвующих от сегодняшнего занятия.
Участники должны написать свои ожидания от сегодняшнего обсуждения на цветных листочках и затем прикрепить на лист бумаги. Например,
Расширение знаний по проблемам фильма
Преодоление трудностей, как действовать сообща
Взаимосвязь : ученик- педагог
Советы по поведению в обществе
Терпимость к окружающим
Сотрудничество
Повод задуматься над чем-то важным
Прикоснуться к чувству любви
Доверие
Взаимопонимание
Приобретение каких-либо знаний и навыков
Возможность узнать пути решения проблем личности школьного подросткового возраста
Возможность услышать ответы на вопросы, которые не задашь вслух
Ничего не жду.
Открытие нового
Свое (вписать)
Посмотрим, оправдаются ли ваши ожидания?
3.Определение вкусовых пристрастий, деление на группы
Нужно сказать, что многие зрители после полного просмотра фильмы были немного обескуражены: ожидали от просмотра фильма , когда прочитали название, одно, а получили на самом деле нечто другое. Вот мнение одного из кинозрителей:
Это тот самый случай, когда смотришь фильм, уже приблизительно понимаешь, о чем он, радуешься вместе с автором тому, что происходит на экране, а через несколько кадров понимаешь, что фильм не об этом, и что автор фильма на самом деле хочет сказать совсем другое. Вот это — магия кино. Автор — Тофик Шахвердиев. «О любви».
Кто согласен, что фильм действительном о любви объединяются в 1 группу, кто считает, что фильма несколько о другом садятся во 2 группу.
3.Работа по выявлению восприятия увиденного.
Говоря об особенностях данного фильма логично будет ввести понятие парадокс.(слайд с определением).Парадоксы нравятся всем, потому что способны удивить человека и заставить его задуматься об абсурдности жизни хотя бы на минуту. Они возникают в разных сферах — математике, философии, лингвистике, науке, а также в личностном развитии. Парадоксы учат нас жить правильно и относиться к многим вещам мудро и рассудительно. Чем парадоксально содержание этого фильма? Парадоксально название фильма: фильм не совсем о любви. Парадокс состоит в том, что герои фильма дети-инвалиды, которые должны быть несчастны, но таковыми они совсем себя не ощущают. Фильм о о любви детей- инвалидов и о любви к детям-инвалидам.
4.Использование элемента диалога культур
Вспомните содержание очерка В.Г.Короленко «Парадокс» и сопоставьте его с содержанием фильма.
Итак, слова “Человек создан для счастья , как птица для полета” автором вложены в уста человека, от рождения, обделенного природой: он без рук, с большой головой на маленьком туловище, с ногами, не способными носить даже такое тело. “Жизнь вообще, в самых мелких и крупных явлениях кажется мне проявлением общего великого закона, главные основные черты которого – добро и счастье. А если нет счастья? Что ж, нет своего – есть чужое, а все – таки общий закон жизни есть стремление к счастью. Только это я и пытался сказать своим парадоксом” В.Г.Короленко.
Сегодня в разговоре о фильме, мы постараемся вывести парадоксы, которые работают в жизни, с помощью процедуры «Взаимопонимание», где обе группы выскажут свое мнение
5. Мировоззренческое обсуждение с использованием учебно-игровой процедуры «Взаимопонимание»: предварительный просмотр фильма потенциальными «смысловыми» лидерами группы (3-4 человека) – подготовка ими собственных текстов-рассуждений по мотивам увиденного – просмотр фильма всей группой – знакомство членов группы с текстами-рассуждениями лидеров – складывание микрогрупп вокруг позиций лидеров – диалог микрогрупп (перекрестные вопросы-ответы)
Итак, в центре фильма судьбы детей с ограниченными возможностями, которые обучаются в московской школе надомного обучения. Особенно подробно представлены мальчик и девочка, носящие одинаковое имя Женя.
(эпизоды о судьбе мальчика Жени и девочки Жени)
- Каковы взгляды на жизнь героев фильма? Что бросилось в глаза? Что удивило? Почему?
Предполагаемые ответы детей: это очень доброе сердце и невероятный талант любить. «Любовь — это когда девочка любит мальчика и мальчик любит девочку, но сначала они это скрывают, не то что мы с Наташей в открытую, уже в первом классе не начали ничего скрывать и все сделали, чтобы потом с такой душой не жить. И теперь я живу нормально, как говорится, не надо ничего выяснять в десятом и одиннадцатом классах». Женя не сомневается, что он живет нормально. И надо сказать, что дети, у которых нет проблем с самостоятельным передвижением, его немощь тоже словно и не замечают. Так же как и немощь безрукой Жени, которая, когда приходит в класс, снимает обувь и, садясь верхом на парту, пишет ногой в тетради диктант -тот же, что и все остальные. Молодая учительница говорит, что очень боялась, что дети будут над Женей смеяться и «смотреть на нее, как на клоуна, но нет, они воспринимают ее совершенно спокойно, как будто так и надо.И Женечка себя прекрасно ощущает, никогда не скажешь, что ей чего-то не хватает. Она себя ущербной не чувствует
Или: Дети с инвалидностью быстро перестраиваются и не огорчаются из-за пустяков. Они живут и радуются. Взрослые же собирают образ годами. Может, стоит поучиться у детей отпускать злобу? Возможно, эти дети слабые физически, но сильные духом. Они абсолютно убеждены, что должны развиваться, учиться. Как видим, у них хорошо развит голос, самодисциплина, пространственная ориентация, домоводство, музыка и другое. Стоя на коленях, мальчик с ДЦП поет песенку и, упав не отчаиваться.
Или: Герои фильма умеют радоваться по мелочам. Их радует все, что им интересно, они могут быть счастливы просто потому, что им весело и хорошо, они полны оптимизма. Мы же радуемся дорогим вещам и редко оценим простые моменты жизни.
Вывод: Фильм показывает зрителю, что дети-инвалиды, не отчаялись, направленны на достижение хороших результатов в обучении, в том числе с разнообразным спектром творчески возможностей. Живут, говорят о любви, поют, смеются.
Парадокс: Чем больше человек испытывает трудностей в жизни, тем успешнее у него получается преодолевать их!!!
(эпизоды, как ухаживают за детьми близкие, учителя, эпизоды, как любят сами дети)
-Как ведут себя те, кто окружает героев фильма ( учителя, близкие) ? Что (только ли любовь) руководит их поступками и отношением к ним?
Предполагаемые ответы детей: И для них очень важно понимать, что они не одиноки, есть люди, которым они не безразличны. Бабушка безрукой Ани говорит: «Другие без мозгов живут, а мы лишь без рук». Она оптимистично верит в будущее внучки.
Или: Образ учителя в фильме, это показатель пламенного и меткого слова для детей. У этих педагогов столько энергии, столько рвения, столько доброты, что их хватило бы на несколько десятков учеников здоровых, которые в жизни любят полениться. Но они выбрали другой путь добра и любви к детям с инвалидностью.
Вывод: В первом эпизоде педагог говорит : ты делай , а я тебя буду поддерживать. Вот эту поддержку ощущают дети от взрослых ( от близких, от педагогов).Конечно, отсутствие комплексов, чувства ущербности, обездоленности у таких детей — это заслуга близких.
Парадокс: Мы получаем то, что отдаем другим!!!
(эпизоды поведения мальчика Жени на утреннике, День рождения ?)
-Можно ли назвать героев фильма счастливыми? Почему? Задумываются ли они об этом?
Вывод: Когда у человека забирается его здоровье, обязательно дарится что-то другое. Так вот у героев фильма Т. Р. Шахвердиева есть талант! Большой талант – любить мир, привносить в него частичку добра и света. Они любят и умеют творить, они сердцем чувствуют красоту, и очень ценят огромный дар – жизнь! И от этого они счастливы.
Парадокс: Чем меньше человек хочет быть счастливым, тем более он счастлив!!! (Если вы нуждаетесь в счастье, не ищите его)
6. Самостоятельная работа
Хочу обратить ваше внимание на заповеди счастливого человека, составленные психологами. Задание : заполните таблицу заповедями , ориентируясь на поведение героев фильма
№ | Афоризм | Заповедь |
1. | «Если вы идете сквозь ад — идите, не останавливаясь». Уинстон Черчилль | Никогда не сдавайтесь |
2. | «Два дня в твоей жизни самые важные: день, когда ты родился, и день, когда понял, зачем». Марк Твен | Найдите смыслы в жизни (понять и принять себя) |
3. | «То, что мы получаем, обеспечивает наше существование. То, что отдаем, творит нашу жизнь». Уинстон Черчилль | Откройте свое сердце (любите мир, людей в нем) |
4. | «Лучшее, что вы можете сделать, — поступить правильно. Если это невозможно, то лучшее — поступить неправильно. А худшее — вообще ничего не делать». Теодор Рузвельт | Торопитесь жить (Живите сейчас) |
Пусть эти правила счастливого человека всегда мысленно будут рядом с вами и помогут вам преодолеть трудности в жизни!
6. Выводы
Этот фильм может изменить жизнь к лучшему? (да или нет, что он вообще может изменить)
Эпизод из фильма , снятого значительно позже в 2012 году «Что за люди наши дети»
Вывод: Герои короткометражки Тофика Шахвердиева учатся московской школе №379 надомного обучения. Ребята сильны духом и верой в себя, достигают поставленных целей. Спустя одиннадцать лет их судьба сложилась следующим образом: Евгений учится на режиссера, а Евгения, окончив школу с серебряной медалью, осуществила бабушкину мечту, стала переводчиком. Выходит дело :
Парадокс: Самые лучшие вещи в мире можно приобрести бесплатно! Или
Жизненные трудности могут быть на пользу!!! 7. Создание условий для событийного подхода при организации общения. Стихотворение Ирины Самариной - Лабиринт,
А сильные люди не ноют, не учат,
Являясь примером уже…
Для них не беда, что над городом тучи,
Важнее, что солнце в душе…
Кто хочет — добьётся! Кто верит — тот сможет!
Прощавший — достоин любить…
Хоть сильные люди ломаются тоже,
Но в силах себя починить…
Судьба человека зависит от него самого.
8. Рефлексия. Техника ключевое слово.
Каждый, назовите, (запишите) одно слово, с которым у вас ассоциируется содержание состоявшегося взаимодействия, занятия в целом, результаты взаимодействия: Раздражение,Равнодушие,Удовлетворение,Вдохновение,Скука,ТревогаПокой, Уверенность, Радость, Интерес, Разочарование, Восхищение, Восторг, Зависть, Удовлетворение.