Методические основы использования импровизации на уроке музыки.
Виды музыкальной импровизации.
Само слово импровизация происходит от латинского «импровизиус» - «внезапный», «неожиданный». Музыкальная импровизация – искусство изобретения и одновременного исполнения музыки. Она исключает письменную фиксацию (композиция) и исполнение произведений (интерпретация). На этом основано творчество музыкантов в странах Востока, ансамблевая игра на ударных инструментах в странах Африки, джазовая музыка. При этом музыкант должен вызвать определенное эмоциональное состояние, особое настроение у слушателей, вовлечь их в исполнение.
Музыкальная импровизация как форма учебной работы с детьми занимает все более прочное место в практике. Импровизацию можно рассматривать как деятельность, в которой музыкальные навыки и умения формируются через самостоятельный инициативный поиск нужных средств музыкальной выразительности.
Виды музыкальной импровизации, применяемые на уроках музыки, довольно разнообразны. Это:
-
речевые импровизации, связанные с развитием у детей чувства жанровой принадлежности стиха, ощущения его музыкальности, передачи эмоционально- образного характера и настроения;
-
пластические импровизации, нацеленные на создание пластических образов и музыкально-ритмических движений;
-
инструментальные импровизации позволяют детям создавать оркестровые и ритмические партитуры;
-
изобразительные импровизации, целью которых является создания произведений изобразительного творчества под музыку;
-
вокальные импровизации, которые включают в себя импровизирование мелодий без текста, мелодизация текстов, сочинение подголосков к известным песням.
Первым этапом к освоению импровизации являются речевые импровизации, в которых ребёнок пытается передать образ, настроение стихотворения в соответствующем выразительном тоне: радостно, светло, тревожно, устало и т. п.. Затем дети сочиняют окончания к стихотворениям, лучше использовать фрагменты из классического и народного творчества:
В небе звёздочки горят
В речке струйки говорят.
К нам в окно луна глядит…( малым деткам спать велит)
А. Блок.
-Мышка, мышка, что не спишь?
Что соломкою шуршишь?
- Я боюсь уснуть, сестрица,
(Кот усатый мне приснится).
Параллельно с заданием досочинить стихотворение необходимо продумывать и то, с какими интонациями- маршевыми, песенными, танцевальными, можно озвучить данное стихотворение. «Песенные» стихи рекомендуется исполнять нараспев, «танцевальные» - с характерными для танца движениями рук, ног, корпуса, подчёркивая речевыми интонациями акценты, «маршевые» - с соответствующими этому жанру призывными интонациями, изображая шаги на воображаемых барабанах или «маршируя» пальцами по столу или ладони.
Например,
А, отдохнув, понесутся опять.
( жанр вальса)
Проехал грохот грома.
( жанр марша)
Внутри одного жанра могут быть темы разного характера, например,
Песня-колыбельная, частушка, хороводная, народная закличка, песня- считалка и т.д..Это требует разнообразия музыкальных интонаций при исполнении.
Далее учащиеся пробуют сочинять стихи на несложные короткие мелодии разного характера и жанра:
Мишеньку качаю.
Воробей с дороги прыг.
и т. д.
В пластических импровизациях взаимодействуют музыка и движение. Здесь развивается природная музыкальность детей, виден их эмоциональный отклик на музыку с помощью двигательных реакций, способность осмысленно, осознанно воспринимать и исполнять музыкальное произведение. Такими импровизациями могут быть:
-
свободное дирижирование ( дети дирижируют собственным пением, выделяют логические ударения, кульминацию, передают характер песни; затем можно перейти к дирижированию инструментальными пьесами, при этом не следует добиваться точного подражания дирижёрской схеме, дирижирование должно быть свободным)
-
имитация игры на музыкальных инструментах (следует выбирать пьесы с ярко выраженным тембровым звучанием каких- либо инструментов);
пластические этюды (например, волнообразными движениями рук дети могут изображать картину моря, волнующуюся хлебную ниву, раскрывая ладони; ладони, движущиеся вверх - раскрывающийся цветок, поднимающееся солнце и т. д.);
-
танцевальные движения ( кружение в вальсе, шаг польки, поклоны и реверансы в менуэте, дробные шаги в народных плясках);
-
инструментальные импровизации связаны с освоением простейших элементарных инструментов: ударных- для свободного ритмического сопровождения к пьесам, песням, музыкальным сказкам, речевым импровизациям; звуковых-(флейты, металлофоны, триолы и др.)- подбор подголосков, аккомпанемента к исполняемым произведениям;
-
изобразительные импровизации иллюстрируют музыкальные впечатления детей. Это могут быть рисунки на сюжеты музыкальных произведений, лепка из глины персонажей сказок, спектаклей, оформление программ и афиш концертов, создание эскизов костюмов и декораций.
Можно также рекомендовать приём изображения на бумаге линий, соответствующих характеру звучания музыки( направление движения мелодии, смена динамики, темпа);
-
озвучивание имён( пропеваются вопросы- задания),
-
вопросы- ответы( музыкальный диалог, беседа),
-
завершение мелодии ( вначале надо разучить с классом песню- попевку с опорой на ритмическую основу). Ритм той фразы, которую дети будут сочинять сами, можно написать на доске или на карточке. При выборе мелодий необходимо помнить, что они должны отличаться мелодической и ритмической ясностью, ладовым колоритом, понятным для детей.
Существует несколько интересных форм работы над вокальной импровизацией в начальных классах. Это:
«Настало утро, пропел петушок….. Часы пробили шесть раз….Стало слышно, как пастушок заиграл на рожке…..Коровы стали собираться в стадо и мычать …»(11; с. 90-94)
Условно эту работу можно поделить на следующие этапы:
-
вслушивание в слово, предложенное учителем, понимание его смысла и характеристика его будущего художественного образа;
-
активные действия со словами( распев фразы, в которой обозначено действие, сочинение её логической интонации). Детям предлагаются контрастные сочетания, где герои прибывают в определённом поступке.
Например, сначала дети импровизируют мелодию фразы « Вот улитка к нам ползёт», а затем «Вот олень, он бежит».В подобном контрасте по отношению друг к другу находятся также фразы типа « Засвистела птичка весело на ветке», и «Бедная лягушка вымокла в болоте».
-
Сочинение мелодии в заданном жанре. ( Выполнять сочинение на слоги «тра- та- та» -марш, «а- а» -вальс, «ля- ля»- полька, пение с закрытым ртом м- м- м-песня);
-
Работа с использованием стихов. Такая работа начинается с разучивания слов. Далее рекомендуется предварительная беседа об особенностях поэтического настроения и характера предполагаемой музыки.
Стихотворные и литературные тексты отбираются по следующим принципам:
-
лаконизм и яркость художественного образа;
-
художественная и педагогическая ценность;
-
возможность использования жизненного опыта ребёнка;
-
напевность, музыкальность, удобство для музыкального воплощения (небольшой объём, короткие строфы, удобный текст);
-
разнообразие характера;
Освоение видов импровизации происходит через освоение четкого алгоритма в следующей форме:
………………………………………………………
Пластические импровизации |
………………………………………………………………………..
Музыкальный театр |
Инструментальные импровизации |
....................................................................................
................................................................................................................
Режиссёрские импровизации |
…………………………………………………………………………
Инсценирование народных сказок ( «Репка», «Колобок», « Теремок», Курочка Ряба» и многих др.), сочинение несложных партий их действующих лиц продолжает линию развития навыков вокальных импровизаций, к которым естественным образом примыкают импровизации пластические и инструментальные.
Виды импровизаций на уроке могут совмещаться. Примером таких интегрированных импровизаций является упражнение «снежинки- ручейки». Его можно рассматривать как театральный этюд, игру по озвучиванию, ритмическое задание, социальное упражнение, когда ребёнок учится держать пространство соседа, учитывать движения остальных. Необходимо вспомнить с детьми снегопад в тихую погоду- снежинки не задевают друг друга. Даже во время сильного ветра они движутся в своём ритме и, если обгоняют друг друга, то делают это плавно, огибая соседок. «Снегопад» может сопровождаться игрой на колокольчике, металлофоне. С окончанием музыки дети замирают в любой позе или садятся и «засыпают». В это время можно рассказать, что наступило утро, выглянуло солнце и растопило снежинки. Начинают играть, например, изображая движение воды. «Снежинки» тают и превращаются в ручеёк. При движении снежинок важна индивидуальность, состоятельность движений, при движении ручейка- стремление слиться в общем потоке, дети интуитивно подчиняются лидеру.
Таким образом, предлагается большое разнообразие видов импровизаций, которые можно использовать и по отдельности, и в комбинированном варианте.
Особенности использования импровизации в современной программе «Музыка» авторов Е. Критской, Г. Сергеевой, Т. Шмагиной.
Импровизации на уроке в 1 классе отводится значительное место. Начинается работа с речевой импровизации: дети учатся мелодекламации: чтению нараспев на примере разных поэтических жанров: считалок, закличек, колыбельных, песенок-дразнилок. Работа над речевой импровизацией продолжается в подборе и передаче настроения при выразительном чтении стихов. Включена работа над ритмической импровизацией: подбор и имитация звуков природы, в частности, стука капель дождя.
Наибольший интерес для детей представляют пластические импровизации: например, при разучивании и разыгрывании песни Книппера « Почему медведь зимой спит» дети должны не только показать образ неуклюжего медведя, но и отобразить смену его настроения, с помощью пластики – возмущённую лису, рассудительного дятла, даже шум качающихся деревьев в лесу…От доступных каждому ребёнку интонаций, дети переходят к более сложным жанрам, так, например, в детской опере « Волк и семеро козлят» дети не только поют, но и изображают героев, исполняют ритмическое сопровождение. Поиск созвучных музыке художественных ассоциаций связан с изобразительной импровизацией, когда дети создают собственные рисунки( рисование портретов главных героев музыкальной фантазии « Бременские музыканты», элементы костюмов стран Прибалтики в песне « У каждого свой музыкальный инструмент»).
Работа над вокальной импровизацией начинается с определения образа «унылого, тоскливого, надоедающего дождя», выразительного чтения стиха со сменой настроения; мелодекламации по строкам стихотворения, пропевание текста по фразам, цепочке, кругу. При ритмической импровизации дети сначала выбирают тот или иной музыкальный инструмент и в соответствии с характером произведения ) например, металлофон и колокольчик в песне « Скворушка прощается», ложки, трещотки при инструментовке русской народной песни и т. д.) и сочиняют ритмическое сопровождение по упрощённой схеме: иллюстрируют окончание фраз или «отбивают» сильную долю. Так, исполнение песни « У каждого свой музыкальный инструмент» может сопровождаться танцевальными движениями: притопами, прихлопами, ведением хоровода.
Таким образом, уже в 1 классе происходит знакомство со всеми видами импровизации: речевой, изобразительной, вокальной, ритмической, инструментальной, пластической.
Во втором классе в работу также активно включены все виды творческих импровизаций. Знания и умения, полученные в 1 классе, закрепляются на новом музыкальном материале: в программу включена музыка разных направлений и стилей. Активно используются пластические импровизации к таким сложным жанрам, как балет «Золушка» С. Прокофьева, «Картинки с выставки» М. Мусоргского, симфоническая сказка « Петя и волк» С. Прокофьева, детская опера- сказка « Волк и семеро козлят» М. Коваля; художественные импровизации- при знакомстве с произведениями сказочного характера, где дети создают портреты главных персонажей, рисуют афиши, передают в цвете, линиях, рисунках свои впечатления от пьес (М. Мусоргский « Картинки с выставки»),передают в цвете развитие музыки (С. Прокофьев «Золушка»). В сказке « Теремок» дети сочиняют небольшие мелодии- темы для каждого персонажа, используя образную характеристику с ритмической партитурой, делают первые попытки создания ритмического сопровождения( русские народные песни, Детская музыка П. Чайковского и С. Прокофьева).
В 3 классе совершенствуются и расширяются умения и навыки, полученные во 2 классе. Дети осваивают разнообразные виды импровизаций на основе музыки разных народов, стилей, направлений и форм. Сложные музыкальные жанры ( опера, балет, кантата, симфония, концерт и т.д.) познаются в сравнении, задания усложняются, повторение изученных произведений происходит на качественно новом уровне. В вокальных импровизациях дети импровизируют на заданную интонацию в определённом жанре ( в жанре романса, русской народной песни); пластические импровизации используются при знакомстве с новыми балетами( « Ромео и Джульетта» С Прокофьева, «Спящая красавица» П. Чайковского и др.), художественные импровизации – при знакомстве с творчеством русских и зарубежных композиторов. Обучающиеся продолжают работу по созданию ритмических партитур ( М. Глинка « Марш Черномора», хор «Славься»), используют игру в шумовом оркестре.
В 4 классе дети сочиняют ритмические партитуры к песням народов разных стран (украинская, белорусская, грузинская, итальянская и т. д.); пластические импровизации используются при знакомстве с русской и зарубежной классической музыкой (например, восточные танцы). Дети совершенствуются в режиссёрской постановке, пишут эскизы костюмов, составляют афиши, инсценируют отрывки из опер и балетов( «И. Стравинский балет «Петрушка»).
На примере учебной работы в каждом классе можно сделать вывод, что освоение основных навыков и умений по импровизации идёт по линии усложнения и поэтапно; творческая активность и самостоятельность в процессе работы повышается, приобретённые на первоначальном уровне знания и умения на близком и доступном материале используются в 3 и 4 классе уже в произведениях более сложных форм и жанров. Оперируя знаниями и навыками самостоятельно на знакомом понятном материале, применяя их на новом материале, ребёнок приобретает уверенность в своих силах, раскрепощается, ему хочется проявить себя разнообразно. Всё это творчески активизирует ребёнка, развивает его инициативность и самостоятельность.
Список литературы.
-
Асафьев Б.В. О музыкально- творческих навыках у детей./ из истории музыкального воспитания. – М., 1990 г.
-
Сергеева Г. П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе.- М.,2000.-127 с.
-
Румер М. А. О детском музыкальном творчестве. Из истории вопроса./ Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия/ Составитель О.А. Апраксина.
-
Глебов И.О. О музыкально- творческих навыках у детей./ Вопросы музыки в школе.
-
Баренбойм Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л., 1974-254 с.
-
Леонтьева О. Т. Карл Орф. М., 1984.-160 с.
-
Макаровская Ф. Творческое музицирование как метод музыкального образования. М., 1981.-284 с.
-
Музыка. Рабочие программы. Предметная линия учебников. Авторы Критская, Сергеева, Шмагина. М., Просвещение, 2011 г.
-
Юдина Е.И. Азбука музыкально- творческого саморазвития. М. « Виконт» 2011 г.
-
Новикрва Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей.- Москва6 АРКТИ, 2002.-219 с.
-
Кабалевский Д. Б.Основные принципы и методы экспериментальной программы по музыкедля общеобразовательной школы. Советская музыка. 2000, №1
-
Дмитриева. Детское музыкальное творчество. Музыкальное воспитание в школе. М., 1996,№ 13.-140 с.
-
Тютюнникова Т. Всему своё время. Искусство в школе. М., 1999, №6.- 80 с.
14
-75%
Курсы повышения квалификации
Интерактивные методы в практике школьного образования
Продолжительность 72 часа