В.Д.Ребезова
ГБПОУ КК КПК, г. Краснодар, Краснодарский край
Научный руководитель Т.Н.Литовченко
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ЭСТРАДНЫМ ВОКАЛОМ В УЧЕРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дополнительное образование в России осуществляется через применение дополнительных общеобразовательных программ по двум направлениям: предпрофессиональному и общеразвивающему [2].
Цель дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств заключается в выявлении одаренных детей в раннем возрасте, в развитии навыков, приобретении знаний и умений по выбранному ими направлению музыкального искусства. И в дальнейшем, чтобы воспитанники, получившие предпрофессиональное образование, поступали в профессиональные учебные заведения (средние, высшие) получать именно музыкальную профессию.
Одной из задач образования является формирование и развитие творческой личности ребенка. Обучение в области «Искусство» осуществляется (наряду с другими программами) дополнительными общеобразовательными программами художественной направленности. Данные программы используются в детских школах искусств (далее ДШИ), в Центрах детского творчества и искусства (далее ЦДТиИ), во дворцах культуры (далее ДК), в студиях и других учреждениях дополнительного образования Составляющей данной образовательной области, наряду с другими, является музыкальное направление, важной частью которого предстает вокал [2, 1].
Техническая сторона вокала, музыкальное и эстетическое воспитание учащихся младшего школьного возраста должны формироваться и развиваться неотделимо друг от друга. Занятия певческой деятельностью делают ученика младшего школьного возраста более восприимчивым к окружающему миру. Умение владеть голосом позволяет юному вокалисту выразить себя в пении, передать свои чувства. Умелое применение различных методов по развитию вокального мастерства дает сильный толчок ученику, его индивидуальному развитию и позволяет более эффективно формироваться жизненной позиции, при которой учащийся младшего школьного возраста будет ориентирован на успех.
На обучение принимают по результатам индивидуального отбора. Он позволяет выявить тех, у кого есть необходимые творческие способности. Был установлен перечень дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств.
В него были включены следующие программы музыкального искусства:
- фортепиано;
- струнные,
- духовые и ударные инструменты,
- народные инструменты,
- инструменты эстрадного оркестра;
- хоровое пение;
- музыкальный фольклор [3].
Программа по эстрадному вокалу реализовалась и реализуется и в настоящее время в составе вариативного блока учебного плана. Эта часть учебного плана предназначена для изучения курсов по выбору или углубленного освоения предметов, обозначенных в образовательных областях, индивидуальных или групповых занятий.
Существует несколько различных форм организации работы педагогами дополнительного образования по обучению детей эстрадному вокалу, в частности, при организации кружковой работы. К ним относятся:
- кружки эстрадного вокала,
- вокальные эстрадные ансамбли,
- вокальные группы,
- шоу-группы,
- вокальные эстрадные студии и другие музыкальные объединения. Как правило, в них ведутся как индивидуальные занятия с детьми по эстрадному вокалу, так и коллективные, ансамблевые занятия. Программа, по которой ведутся занятия по обучению детей эстрадному вокалу, предполагает скоординированную деятельность нескольких педагогов, если речь идет о студии (вокал, танец, актерское мастерство), или же одного педагога, работающего в тех же направлениях [3, 4].
В данную программу включены на все годы обучения, в основном, следующие предметы: Сольное эстрадное пение, Эстрадный ансамбль, Сольфеджио, Фортепиано (или Музыкальный инструмент по выбору), Музыкальная литература.
Таким образом, дополнительное образование – значимый элемент в образовании, неотъемлемая часть системы образования; направлено на развитие личности и способствует повышению культурного и интеллектуального уровня человека. Дополнительное музыкальное образование в России осуществляется через применение дополнительных общеобразовательных программ по двум направлениям: предпрофессиональному и общеразвивающему. Цель дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств заключается в выявлении одаренных детей в раннем возрасте, в развитии навыков, приобретении знаний и умений по выбранному ими направлению музыкального искусства, в создании условий для художественного образования и нравственного, эстетического воспитания детей; в передаче опыта. Программа по эстрадному вокалу в учреждениях дополнительного образования реализуется как в составе вариативного блока учебного плана, так и на отделениях эстрадного пения. Эта часть учебного плана предназначена для изучения курсов по выбору или углубленного освоения предметов, обозначенных в образовательных областях, для организации факультативных, индивидуальных или групповых занятий.
Вывод: артистизм – это тонкое мастерство в искусстве, виртуозность в работе. Артистизм – это и «художественная одарённость, утончённость восприятия; высокое и тонкое мастерство исполнения чего-либо» - по словарю Александровой Н. А. «Вокал. Краткий словарь терминов и понятий». Определено, что артистизм является важнейшим компонентом в музыкально-исполнительской и эстрадной вокальной деятельности, он необходим для передачи образов, заложенных в музыкальном произведении.
Список использованных источников:
Нормативные акты и документы
1. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1. (ред. от 08.12.2010) «Об образовании» (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.01.2011).
2. Распоряжение правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»
Специальная литература (книги)
3. Аракелова, А.О. О реализации дополнительных общеразвивающих и предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств [Текст]. – М.: Минкультуры России, 2021. – 118 с.
Электронные ресурсы
4. Сайт МАОУ ДО МО город Краснодар ЦДТиИ «Родник» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rodnik.centerstart.ru/, свободный