СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические основы разработки СИПР для обучающихся с ТМНР, находящихся на длительном лечении

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке предложен один из вариантов специальной индивидуальной программы развития. Даны рекомендации разработки СИПР по трехчастной модели анализа психического развития (Семаго Натальи Яковлевны и Михаила Михайловича). Описаны этапы разработки СИПР, его структура, приоритетные направления работы.

Просмотр содержимого документа
«Методические основы разработки СИПР для обучающихся с ТМНР, находящихся на длительном лечении»

Методические основы разработки СИПР для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), находящихся на длительном лечении

В данной разработке мы рассмотрим один из вариантов специальной индивидуальной программы развития (далее СИПР).

Процесс разработки данной программы имеет следующие этапы работы:

  1. Стандартизированное наблюдение

В ходе наблюдения заполняется протокол наблюдения, в котором отражаются основные параметры развития ребенка.

Например, первый параметр – Сформированность мотивационной сферы: преобладающий тип мотивации. Здесь перечислены следующие виды мотивов: учебная, игровая, социально-нравственная. К каждому виду даны определенные критерии, позволяющие в итоге определить преобладающий тип мотивации. В примечании записываются данные по критериям.

  1. Диагностическая работа

На данном этапе мы проводили методики с целью получения количественных данных. Методики на внимание, память, мышление, самооценку и т.п.

  1. Составление психолого-педагогической характеристики (ППХ)

На основании всех полученных сведений на предыдущих этапах работы мы составляли характеристику школьника.

  1. Разработка СИПР

Собственно разработка программы на 2 месяца. Данный СИПР разработан для обучающейся школы-интерната № 115 со сложным дефектом.

Структура СИПР в нашем случае выглядит следующим образом:

  1. Титульный лист

  2. Пояснительная записка, включающая

- цель

- задачи

- принципы

- положения

- психолого-педагогическая характеристика

- краткий вывод о развитии ребенка.



  1. Структура дефекта по Л.С. Выготскому

  2. Трехчастная модель анализа психического развития (Семаго Натальи Яковлевны и Михаила Михайловича)

Данная модель состоит из 3-х уровней, в которой выделяется 3 основных направления.

Перейдем к описанию каузального уровня.

Нейробиологическая составляющая развития

Пространственно-функциональная организация мозговых систем

Социальные условия развития

Генетическая аномалия и последствия перинатального поражения центральной нервной системы (ППП ЦНС)

Функциональное недоразвитие, что проявляется в трудностях установления корковых связей, в их быстром угасании, в недостаточности межполушарного взаимодействия, в частичной сформированности латерализации

Воспитывается в полной семье, в которой является единственным ребенком;

В семье девочка принята;

Диагноз дочери родители воспринимают адекватно;

Родители пожилого возраста, второй брак. От первого брака у обоих супругов есть дети, но отношений с Настей они не поддерживают;

Девочку каждый приводят в школу и забирают домой после уроков;

Рекомендации учителей и психолога родители выполняют;

Дошкольное детство девочки прошло в реабилитационном центре «Журавушка».



Второй уровень содержит 4 этапа развития ребенка:

  • 1 этап – 0-1г.

  • 2 этап – 1-3г.

  • 3 этап – 3-7л.

  • 4 этап – 7л. и далее.

Пространственно-временные репрезентации

Представления о пространстве собственного тела

Относительно сохранны. Девочка показывает свои части тела (глаза, нос, уши, руки, ноги), но девочка путает понятия «лево-право». В схеме напротив сидящего наблюдается зеркальность.

Тонкая моторика ребенка сформирована неполно.

Представления о внешнем физическом пространстве

Сформированы неполно: знает геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат), основные цвета (показывает и называет красный, синий, зеленый, желтый). Представления о времени не сформированы (не знает части суток, дни недели, времена года и их последовательность, не ориентируется в часах). Наблюдается бедность представлений о внешнем физическом пространстве.

Восприятие замедленно и снижен его объем.

Устойчивость и концентрация внимания средние. При наступлении утомления «соскальзывает» с выполняемой деятельности.

Быстро забывает материал, воспроизводит неточно о неполно, мнестические процессы на низком уровне. Объем внимания и памяти 2-4 единицы.

Доминирующий тип мышления – наглядно-действенный.

Пространство языка и речи

Понимает обращенную речь, говорит отдельными словами. Просьбу повторить фразу или предложение выполняет: повторяет по слогам. Процессы мнемонической памяти осуществляет на невербальном уровне. Вербализация представлений об окружающем мире на низком уровне, полноценные выводы делает с трудом либо вообще не делает. Наглядно-образное и словесно-логическое мышление сформированы недостаточно. Анализ, синтез, классификация освоены более успешно, чем сравнение и обобщение.

Пространство межличностных отношений

Письменная речь сформирована на низком уровне: девочка аккуратно и старательно переписывает, но дополнительные задания с текстом самостоятельно не выполняет, только лишь с учителем. Чтение послоговое. Вербализовать прочитанное не может, на вопросы по тексту не отвечает, может показать картинку, о чем читала. Представления о числе сформированы: знает числа до 100, их порядок, понимает, но не может их назвать.



Произвольная регуляция психической активности

Регуляция двигательной активности

Нарушение зрительно-моторной координации. Движения неловкие, неуклюжие

Регуляция психических процессов и функций

Средний уровень работоспособности. Внимание и память непроизвольные. Речь коммуникативную и регулирующую роль не выполняет.

Рефлекторно-волевая регуляция

Принимает инструкцию непосредственно, инструкция классу не регулирует собственного поведения. По заданному плану не действует. Умеет действовать по образцу под контролем и с помощью взрослого, самостоятельно действует по образцу только тогда, когда хорошо изучен алгоритм, то есть механически

Регуляция поведения

Преобладает социальная мотивация. Не сформирована способность к целеполаганию в учебной деятельности. Самостоятельное планирование решения задач не осуществляет, приступает к реализации планирования под внешним контролем, действия в процессе реализации планирования несамостоятельные, неинициативные, требуется постоянная стимуляция, подталкивание из внешней среды. При решении учебных задач требуется пошаговая инструкция. Текущий и итоговый контроль самостоятельно не осуществляет. Свою деятельность не оценивает. Способность к рефлексии не сформирована. Придерживается правил поведения в различных ситуациях, отказных реакций на уроке нет, требуется контроль взрослого



Аффективная организация

Уровень аффективной пластичности

Позитивна, оптимистична, жизнерадостна, некритична

Уровень аффективных стереотипов

Преобладает ровный эмоциональный фон. Трудности в задании воспринимает нейтрально, без явных вспышек агрессии. На отрицательную оценку может демонстрировать плаксивость, положительную оценку воспринимает адекватно

Уровень аффективной экспансии

Характеризуется недостаточной зрелостью. Эмоциональное состояние другого человека понимает, может заразиться эмоциями других людей, преимущественно положительными

Уровень эмоционального контроля

Собственные эмоции контролирует. При общении с новыми людьми ведет себя достаточно открыто и соблюдает дистанцию



Направления феноменологического уровня

Когнитивная сфера

Программный материал осваивает недостаточно. Ребенок более успешен в области русском языке и чтении: девочка аккуратно и старательно переписывает, но дополнительные задания с текстом самостоятельно не выполняет, только лишь с учителем; прочитанное вербализовать не может, на вопросы по тексту не отвечает, может показать картинку о том, о чем читала. Менее успешен в области математики: знает числа, их порядок, понимает, но не может назвать, вызывают трудности математические действия. Помощь от учителя принимает.

Знает верх-низ, путает лево-право. Овладел знаниями о геометрических фигурах (круг, треугольник, квадрат), о величине (большой-маленький), об основных цветах (показывает и называет красный, зеленый, синий, желтый). Не знает части суток, дни недели и времена года и их последовательность, не ориентируется в часах.

Регуляторно-волевая сфера

Ребенок демонстрирует средний уровень работоспособности. На уроке не активен, не инициативен. Способность к волевым усилиям снижается в моменты утомления, допускает ошибки и сама не замечает их. Быстро истощается. Задания выполняет медленно. При необходимости помощи со стороны учителя за помощью не обращается. Правилам дисциплины, в целом, подчиняется.

Аффективно-эмоциональная сфера

Взаимоотношения со сверстниками ровные, неконфликтна. Самостоятельно уладить конфликт не может. С взрослыми взаимоотношения ровные, не всегда соблюдает субординацию. В классе Настя принятый член группы. В общении избирательна. Самооценка и уровень притязаний девочки высокие

  1. Основная часть СИПР

Мы выделили следующие приоритетными направлениями работы:

  • Преодоление нарушений когнитивной сферы

  • Формирование навыков произвольной регуляции психической активности

  • Преодоление нарушений аффективной организации

Преодоление нарушений когнитивной сферы

Цель: формировать умение осуществлять аналитические действия на основе развития произвольности внимания и памяти (перцептивных действий).

Задачи:

  • Закрепить представления о право-лево в пространстве собственного тела

  • Формировать умение определять последовательность времен года, частей суток и дней недель по картинному материалу

  • Развивать переключаемость внимания через правильную организацию учебного процесса

  • Увеличить объем памяти от 2-4 единиц до 4-5 единиц путем овладения мнемоническим приемом группирования

  • Формировать навыки сравнения и обобщения объектов в процессе предметно-практической деятельности

Формирование навыков произвольной регуляции психической активности

Цель: формировать предпосылки регуляции произвольной деятельности и поведения.

Задачи:

  • Продолжать формировать навыки регуляции через контроль силы мышечных сокращений

  • Продолжать формировать навыки произвольного внимания при осуществлении занимательно-привлекательного действия, затем при осуществлении учебных действий, требующих контроля

  • Продолжать формировать умение самостоятельно действовать по образцу с опорой на зрительный материал

  • Формирование навыков самоконтроля путем использования продуктивных видов деятельности

Преодоление нарушений аффективной организации

Цель: формировать у обучающего навыки аффективной экспансии и создавать предпосылки формирования аффективного контроля.

Задачи:

  • Расширить представления о базовых эмоциях: радость, грусть, удивление, гнев и страх через изучение пантомимических признаков эмоций и их поиск на фотографиях

  • Формировать умение различать и адекватно реагировать на полярные аффективные проявления (радость и грусть; интерес и отвращение)

  • Расширить представления об оттенках эмоций: стыд, обида, горе, восторг

  • Формировать умение понимать эмоции партнера.



Формирование навыков произвольной регуляции психической активности

Продолжать формировать навыки произвольного внимания при осуществлении занимательно-привлекательного действия, затем при осуществлении учебных действий, требующих контроля

Девочка демонстрирует произвольное внимание при выполнении учебных действий

«Корректурная проба»

Побуждать ребенка удерживать внимание на занимательно-привлекательном действии, затем побуждать переносить данный интерес на учебную деятельность

Использовать разнообразные дидактические материалы, использовать на уроке физ. минутки

Играть в игры с правилами;

Играть в игры со сменой правил;

Играть в настольные игры.






Преодоление нарушений когнитивной сферы

Увеличить объем памяти от 2-4 единиц до 4-5 единиц путем овладения мнемоническим приемом группирования

Объем памяти девочки 4-5

единицы

«10 слов

А. Р. Лурия» (слуховая, зрительная память)


«Запомни и расставь точки»

В процессе выполнения дидактических упражнений побуждать ребенка к вычленению объектов по заданному признаку и обозначению операции словом;

Запоминание серии слов (на слух, визуально)

При

запоминании большого объема информации использовать в работе все анализаторы (слух, зрение, осязание, обоняние);

Материал,

предложенный к запоминанию, озвучивать эмоционально насыщено с акцентами на слова, предметы.

Учить с ребенком стихотворения;

Побуждать ребенка пересказывать рассказы;

Вспоминать изученный в школе материал;

Играть в «Магазин»





Преодоление нарушений аффективной организации

Расширить представления о базовых эмоциях: радость, грусть, удивление, гнев и страх через изучение пантомимических признаков эмоций и их поиск на фотографиях

Девочка называет пантомимические признаки эмоций, различает базовые эмоции, использует их в собственной жизни

«Эмоциональный кубик»;


Решение ситуационных задач

Познакомить с мимическими проявлениями эмоций;

Формировать умение определять мимические проявления и их вербализовать на фотографиях;

Формировать умение показывать мимические проявления на своем лице

На уроках литературы побуждать ребенка определять эмоции героев произведений;

На уроках рисования побуждать ребенка рисовать эмоции людей (либо рисовать героев прочитанных произведений с их эмоциями)

Читать с ребенком сказки и стихотворения, с помощью которых можно обсудить различные эмоции (см. приложение)



  1. Приложение

В приложении ко всем выделенным в основной части задачам подобраны игры, упражнения, рекомендации отдельно для психолога, учителя-дефектолога, родителей.