СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические основы внедрения диалога искусств в систему литературного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические основы внедрения диалога искусств в систему литературного образования

Просмотр содержимого документа
«Методические основы внедрения диалога искусств в систему литературного образования»

Методические основы внедрения диалога искусств в систему литературного образования

Идея диалога стала методологической основой всего гуманитарного знания, культуры в целом, заставила ученых самых разных областей по-иному взглянуть на мир.

Идея диалога искусств связывается, прежде всего, с трудами отечественного исследователя М.М. Бахтина, который выдвигает диалог как парадигматическое решение возникшего кризиса гуманитарного знания [3, с. 88].

Основной акцент М. Бахтин делает на диалогическую природу сознания, диалогическую природу жизни личности: «Единственной адекватной формой словесного выражения подлинной человеческой жизни является незавершимый диалог. Жизнь по природе своей диалогична. Жить - значит участвовать в диалоге: вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться и т.п. В этом диалоге человек участвует весь, и всею жизнью. Духом, всем телом, поступками. Он вкладывает всего себя в слово, и это слово вводит в диалогическую ткань человеческой жизни…» [3, с. 118].

Опираясь на работы М.М. Бахтина, но и переосмысляя их, В.С. Библер развивает тезис о принципиальной диалогичности культуры. Современная культура - столкновение радикально различных логик, различных способов понимания. Культура - это всегда драма. «Культура, - пишет В.С. Библер, - в её собственном, существенном для ХХ века, пафосе, - это «наследственность» увеличивающегося числа самостоятельных, уникальных, сопряженных друг с другом в диалоге типов культуры, «формаций культуры», не сводимых друг к другу и не снимаемых друг в друге в лестнице просвещенческого восхождения» [5, с. 14].

Согласно В.С. Библеру, сегодня насущно изменение самого смысла школы, новая педагогическая установка, сдвиг от идеи «человека образованного» к идее «человека культуры», «сопрягающему в своём мышлении и деятельности различные, не сводимые друг к другу культуры, формы деятельности, ценностные, смысловые спектры». Рождается новая идея школы, новое содержание образования [5, с. 14].

Данные разработки ученых легли в основу современного литературного образования.

По мнению А.А. Ельцова, чтобы научиться понимать язык литературы, необходимо, прежде всего, постигнуть язык искусства, т.к. литература - ее часть. Только овладев основами искусства в целом, можно добиться успехов в изучении одной из его отраслей (в данном случае художественной литературы) [6, с. 21].

Из этого следует, что ученик воспринимающий (реципиент) должен иметь представление, прежде всего, об искусстве в целом, а уж потом переходить на частности.

Задача педагога на уроках литературы не добиться «прочитывания и только», не ставить во главу угла начитывание объема, задача его заключается в развитии у ученика основополагающих качеств «художника» - эстетической восприимчивости, способности понять и прочувствовать глубинный смысл произведения. Ученик должен выработать навык интерпретации текста на основе анализа его как ряда аналитических операций, должен уметь, опираясь на личный опыт, выводить истинный смысл произведения, вложенный в него автором, должен иметь смелость трактовать текст так как ему видится правильным (творческий подход), а не подходить к тексту с шаблоном, заданным учителем. Задача педагога - научить ученика «правильному» диалогу, показать естественность и красоту незашоренного чужими суждениями подхода к тексту [6, с. 22].

В таком процессе образования намечаются две параллельные линии, которые в учебном процессе пересекаются, дополняя и развивая друг друга.

Первая линия-это восприятие произведения искусства, его анализ «как труд и творчество», интерпретация литературного и произведения средствами другого вида искусства на основе анализа [6, с. 22].

Вторая линия-это собственное творчество читателя, в основе которого лежат индивидуальные художественные способности и наклонности школьника.

Таким образом, ученику приходится выступать в двух ипостасях: как реципиента художественного произведения и как создателя этого произведения, т.к. каждый воспринимает только настолько художественное произведение, насколько его создает в своем воображении, а уже создание зависит напрямую как от развития воображения, так и от личного опыта ученика и от типа его психики.

Реализация этих условий невозможна без упорядоченной системы, которая, чтобы происходило развитие ученика, должна постепенно расширять границы пространства и времени реципиента, более активно вовлекать школьника-читателя в диалог с художественной культурой.

Диалог в рамках школьного педагогического процесса не может быть выровненным для всех возрастов школьников. Для младших классов диалог должен быть не таким, как для более старшего звена. В диалоге приходится руководствоваться, прежде всего, психологической готовностью ученика воспринимать тот или иной материал. Диалог можно разделить по уровням сложности [14, с. 19]:

- диалог «ученик – учитель», когда происходит непосредственное общение между людьми. Такой диалог самый непосредственный, и потому он наиболее доступен;

- диалог «ученик – книга». Здесь уже включается воображение учащегося, поскольку перед ним нет явственно зримого предмета помимо книги (текста) перед глазами;

- диалог «ученик - книга – книга». Данный вид диалога происходит при анализе какого-либо художественного произведения, причем любой анализ - это, прежде всего, сравнение с чем-либо уже знакомым. Логично при анализе текста опираться на знание другого текста или текстов.

- диалог «ученик - книга - произведение искусства». При этом, текст вступает в диалог с «не текстом» - музыкой, архитектурой, живописью. Это самый сложный уровень диалога, когда реципиент ищет аналоги тексту во внетекстовой сфере искусства, или реципиенту приходится сопоставлять текст с прочими видами искусства. Сложность здесь заключается в том, что люди развиты по-разному и зачастую такая, казалось бы, «мелочь», как отсутствие музыкального слуха делает анализ текста занятием неблагодарным и во многом невозможным, если приходится производить анализ художественного произведения, сравнивая его с музыкальной интерпретацией того же произведения.

Внедрение диалога искусств в учебный процесс в школе должно в первую очередь опираться на возрастные особенности школьников, игнорировать которые - значило бы растерять большую часть информации, нужной ученику.

В результате правильного применения диалога искусств на каждом отдельном этапе взросления учеников, мы должны сформировать у него качества, которые помогут изучать литературу на уроках и поспособствуют общению с искусством как в рамках школьной программы, так и вне ее. Перечислим умения, касающиеся изучения литературного текста [14, с. 59]:

- умение уловить основную эмоциональную тональность художественного текста и динамику авторских чувств;

- умение оправдать содержанием литературного произведения смену эмоциональных мотивов в чтении;

- умение видеть читаемое в воображении, представлять себе образы, почерпнутые в тексте;

- умение соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст, с собственным личным опытом, с пережитым в реальности;

- умение правильно читать художественный текст (отчетливость произнесения слов, логические ударения, паузы, темп речи, соблюдение интонации, зафиксированной пунктуацией и т.д.);

- умение соотнести характер чтения со стилем писателя;

- умение оценить и мотивированно высказать суждение о чтении товарища, о его оценке данного текста;

- умение выявить интерпретацию художественного текста, за интонациями услышать и понять концепцию прочитанного;

- умение выделять особенности речи автора;

- умение услышать и передать своеобразие речи персонажа и авторской речи;

- умение по содержанию и интонационному строю, "музыке речи" узнавать, кому из персонажей произведения, какому писателю или поэту она принадлежит;

- умение соотносить музыкальные, театральные, изобразительные интерпретации текста с авторской мыслью произведения.

Таким образом, мы видим, что правильное применение диалога на уроках литературы может решать задачи надлежащего развития учащегося, при этом навыки развиваются от сугубо технических (правильное чтение текста) до более высоких (трактовка интерпретаций текста деятелями других видов искусства).

Изучение творчества М.Ю. Лермонтова в старших классах завершающем школьное литературное образование этапе идет полным ходом процесс накопления теоретических знаний из области литературоведения, происходит обогащение личного опыта, эстетического восприятия учащегося. При этом освоение окружающей действительности приобретает гораздо более системный характер, нежели в предыдущих классах, и это притом, что осмысление литературного текста, как его интерпретации средствами других видов искусства, сопоставление литературы с другими видами искусства начинает закладываться в 7-8 классах.

В старших классах идет и другой процесс, связанный с дифференциацией художественных интересов и пристрастий формирующейся личности: способность и готовность к обсуждению любого предлагаемого художественного контекста сменяется избирательностью, которая, в основном, основывается на сформировавшихся к этому времени у реципиента художественных предпочтениях.

Основная задача этого периода для преподавателя - формирование навыков целостного восприятия произведения на основе его анализа, развитие способности системного мышления, восприятия литературного процесса, художественной культуры определенной эпохи, мира художественной культуры в целом; осознание этих связей как диалога художника с миром, читателя с художником, а через него - с инокультурой, инобытием. В соответствии с этим весь учебный процесс на данном этапе строится по принципу:

- диалога истории и современности;

- диалога разных мировоззрений и художественных систем;

- диалога литературы и других видов искусства на всех возможных уровнях его реализации.

При затрагивании проблемы диалога следует учитывать нюансы восприятия каждого отдельного реципиента и всех вместе взятых. Существуют определенные критерии выявления восприятия литературы на уровне ее диалога с различными видами искусства (при этом критерии являются общими для любого другого вида искусства, практически без учета их специфики, в данном случае которые значения не имеют).

Критерии выявления восприятия литературы на уровне ее диалога с другими видами искусства:

- способность воспринимать жизнь и искусство с позиции диалога, встречная активность в обнаружении мира чувств, эмоций другого «Я»;

- степень информированности ученика в области литературы и других видов искусства, художественной культуры в целом;

- потребность и способность обращения к другим видам искусства при чтении литературного произведения (и наоборот);

- динамичное и комплексное восприятие разных видов искусства;

- различение подлинных диалогических, основанных на генетических, морфологических и функциональных признаках, связей литературы с другими видами искусства от искусственного, механистичного и иллюстративного соединения художественных явлений;

- способность к восприятию специфики определенного вида искусства, осознание его отличий от других видов искусства, понимание его языка и внутренней логики, способствующие формированию целостного представления о нем;

- наличие уровней восприятия литературного произведения в его связях с другими видами искусства: эмоциональная отзывчивость на диалогическую связь литературы с другими видами искусства, проявляющаяся в активизации чувств школьника, в объективности и многогранности воображения; постижение диалога искусств на репродуктивном уровне (принятие и пересказ точки зрения на диалог учителя, автора учебника, критической статьи и т.д.), на аналитическом уровне (собственные размышления над характером диалога, его мотивировка), на синтезирующем уровне (осмысление взаимосвязи произведений разных видов искусства как диалога концепций внутри художественного направления, течения, внутри культурной эпохи); осмысление диалога художественных форм разных видов искусства на уровне детали, композиции;

- способность анализировать и сопоставлять произведения разных видов искусства, разворачивать их до целостной интерпретации, умение восходить от единичного к единому как в аналитической, так и в творческой деятельности.

Связанные с восприятием литературы на уровне ее диалогических отношений с другими видами искусства умения:

- находить эмоциональный лейтмотив, общую тональность, проблематику разных видов искусства;

- видеть заимствованные у другой художественной системы приемы, средства и «оправдать» это заимствование;

- сопоставлять сюжеты, образы, художественную форму разных видов искусства, выявляя общность и отличия авторской позиции;

- выявляя общие свойства произведений разных видов искусства, распознавать их родовую и жанровую специфику и принадлежность эпосу, драме, лирике; в то же время различать индивидуальное своеобразие каждого вида искусства в пределах общего рода и жанра.

Способности и умения, связанные с диалогом искусств в сфере литературно-творческой деятельности учащихся:

- умение оправдать чувства, возникшие при сравнении произведений, принадлежащих разным видам искусства;

- умение «рисовать» и «озвучивать» в своем воображении литературное произведение, находя опоры для этого непосредственно в тексте;

- умение выразить свое восприятие литературного произведения средствами других видов искусства: выразительным чтением, актерской игрой, художественной иллюстрацией, составлением киносценария, подбором или даже написанием собственного музыкального произведения и т.д.;

- умение откликнуться на произведение другого вида искусства собственным словесным творчеством (от опыта написания критической статьи, эссе до рассказа, пьесы, лирической миниатюры, поэтического текста и т.д.).