Воронежская область, Лискинский район, г. Лиски, МБОУ СОШ № 4
Методические особенности проведения уроков физической культуры в соответствии с Требованиями ФГОС ноо
Разработала: учитель Наточенко Е.С.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования .
Направлена - на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности,
- на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности,
Обеспечивает - социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся,
- социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Направлена - на принятие и освоение ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
-на формирование у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности:
- принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку;
- взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
- на изменение при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
- на моральное развитие, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является
обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
- личностные результаты:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;
сформированность основ российской, гражданской идентичности;
-метапредметные результаты:
освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
-предметные результаты:
освоенные обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Планируемые результаты:
три основные группы
личностные
предметные
метапредметные
Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знакосимволических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие
Самоопределение: внутренняя позиция школьника;
Основы системы научных знаний
Смыслообразование: мотивация (учебная, социальн.); границы собственного знания и «незнания»
Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания
Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества
Морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение моральных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков
Предметные и метапредметные действия с учебным материалом
Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального состава;
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального состава;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
- ориентацию на достижение цели и основного результата образования развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;
- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья)
Портрет выпускника начальной школы:
Владеющий первоначальными навыками умения учиться, способный к организации собственной деятельности
Любознательный, интересующийся, активно познающий мир
Уважающий и принимающий ценности семьи и общества, историю и культуру своего и других народов
Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки
Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, уважающий свое и чужое мнение
Имеющий представление об основах здорового и безопасного образа жизни
Программа содержит следующие разделы:
- пояснительную записку;
- планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
- учебный план образовательного учреждения;
- программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
- программы отдельных учебных предметов, курсов;
- программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
- программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
- программу коррекционной работы; систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа предусматривает:
- достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
- организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
- участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
ходьба
бег
лазанье
прыжки
Ходьба на лыжах
плаванье
Правила предупреждения травматизма
Из истории физической культуры
Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью
ползанье
Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека.
Способы физкультурной деятельности
Самостоятельные занятия.
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью.
Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки ).
Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений. Самостоятельные игры и развлечения .
Организация и проведение подвижных игр
(на спортивных площадках и в спортивных залах).
для утренней зарядки
для занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки
для физкультминуток
дыхательных упражнений
Гимнастика для глаз
Спортивно-оздоровительная деятельность
на развитие физических качеств
Гимнастика с основами акробатики
Физкультурно-оздоровительная деятельность Комплексы физических упражнений
Работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни может быть представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков:
1- по создание здоровьесберегающей инфраструктуры;
2- рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся;
3- эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы;
4-реализации образовательной программы;
5- просветительской работы с родителями (законными представителями) и должна способствовать формированию у обучающихся ценности здоровья, сохранению и укреплению у них здоровья.
Цели и задачи занятий по физической культуре в начальной школе
Цели.
Задачи.
Формирование разносторонней физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизация игровой деятельности и организация активного отдыха.
- укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
-совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
-формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
-развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
-обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
.
Типы уроков по физической культуре в начальной школе
Уроки с образовательно-познавательной направленностью
Уроки с образовательно-обучающей направленностью .
Уроки образовательно-тренировочной направленности .
Комплексные уроки .
Целевые уроки.
Уроки с образовательно-познавательной направленностью
1.Продолжительность подготовительной части небольшая (5-6мин.)
2.В основной части урока выделяют познавательный и двигательный компонент.
Уроки с образовательно-обучающей направленностью .
- Используются по преимуществу для обучения практическому материалу из раздела «физическое совершенство»
- Усваиваются только те знания, которые касаются предмета обучения(названия упражнений, описание техники их выполнения)
Уроки образовательно-тренировочной направленности .
1.Используются для развития физических качеств и проводятся в рамках тренировки.
Тренировки:
- соблюдение соотношения объемов тренировочной нагрузки в общей и специальной подготовке.
- с системной цикловой динамикой повышения объема и повышения интенсивности нагрузки.
- с ориентацией на достижение оптимального успеха.
Комплексные уроки .
- планирование задач обучения осуществляется в логике поэтапного формирования двигательного навыка: начальное обучение, углубленное разучивание, закрепление и совершенствование.
Целевые уроки.
- обеспечивать постепенное нарастания величины физической нагрузки в течение основной части урока.
-продолжительная заключительная часть урока ( до 10мин.)
Спасибо за внимание!!!