Тема: «Методические приемы формирования математической грамотности младших школьников»
МБОУ Соленоозерная СШ №12
Работу выполнила: учитель начальных классов
Степанюк Мария Николаевна
Математику по праву считают «царицей наук». Именно на уроках математики учащиеся учатся логически мыслить, делать выводы. Как говорил Алексей Иванович Маркушевич: «Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели».
Обучение математике в начальной школе призвано сформировать у детей начальную математическую грамотность: знание начал курса арифметики, необходимые вычислительные навыки, умение проводить простейшие рассуждения в ходе решения текстовых задач, первичные навыки математической речи и письма. Тем самым начальная школа должна обеспечить подготовку детей к успешному изучению систематических курсов математики. Исходя из всего вышесказанного, развитие математической грамотности в настоящее время актуально.
Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как:
а)понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни; (Для чего, где может пригодиться, где воспользуемся полученными знаниями)
б) потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях: Рассчитывать стоимость, массу, количество необходимого материала ит.д.
в) находить, анализировать математическую информацию об объектах окружающей действительности, рассчитывать стоимость (протяженность, массу);
«Математическая грамотность включает в себя математические компетентности, которые можно формировать через специально разработанную систему задач:
1 группа – задачи, в которых требуется воспроизвести факты и методы, выполнить вычисления;
2 группа – задачи, в которых требуется установить связи и интегрировать материал из разных областей математики;
3 группа – задачи, в которых требуется выделить в жизненных ситуациях проблему, решаемую средствами математики, построить модель решения.
ФГОС утверждают, что предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
а) «использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
б) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно -практических задач».
Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:
- распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики;
-формировать проблемы на языке математики;
-решать проблемы, используя математические знания и методы математического моделирования;
- интерпретировать полученные знания;
-формулировать и записывать окончательные решения.
В ходе уроков математики развивается математическая культура учащихся в целом. В понятие математическая культура входят: алгоритмическая культура, вычислительная культура, графическая культура, логическая культура, математическая грамотность. Дополнительные задания, применяемые в системе на различных этапах урока, позволяют развивать различные компоненты математической грамотности.
В различных источниках я находила интересные задания, составляла сама и у меня получился свой банк технологий, приемов, образцов заданий, которые я использую в рамках развития математической грамотности. Главное, чтобы эти задания были связаны с жизненной ситуацией.
Формирование математической грамотности обеспечивается мной за счёт применения современных образовательных технологий (проблемное, проектное обучение, игровые технологии, ИКТ, работы с символическим текстом, преобразование информации, работа с диаграммами, таблицами, чертежами), отбора и использования эффективных методов, приёмов и форм работы на уроках математики.
Приведу некоторые из них.
1.Различные формы работы над задачей:
1. Работа над решенной задачей.
2. Решение задач разными способами.
3. Представление ситуации, описанной в задачи и её моделирование:
а) с помощью отрезков.
б) с помощью чертежа.
в) с помощью таблицы
4. Разбивка текста задачи на значимые части.
5. Решение задач с недостающими или лишними данными.
6. Самостоятельное составление задач учениками.
7. Изменение вопроса задачи.
8. Выбор решения из двух предложенных (верного и неверного).
9. Закончить решение задачи.
10. Составление аналогичной задачи с измененными данными.
11. Составление и решение обратных задач.
12.Решение задач с величинами
Пример, в 4 классе, когда освоены математические действия с многозначными числами, ребятам будет интересно выполнять расчеты: сколько нужно заплатить за электроэнергию, если известны показания счетчиков и цена киловатта электроэнергии).
Решение задач в 1- 3 действия, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (Покупка, измерение, взвешивание).
Упражнения на понимание и интерпретацию различных отношений между математическими понятиями - работа с математическими объектами.
Пример: 18 человек нашего класса идут в цирк. Какую сумму денег классный руководитель должна собрать, если билет стоит 120 рублей, а на проезд необходимо 30 рублей?
Упражнения, связанные с решением при помощи арифметических знаний проблем, возникающих в повседневной жизни. Это умения выполнять вычисления, прикидку и оценку результата действия.
Пример. 3 класс. Задание. У Алины 16 рублей, а у Юли 10 рублей. Сколько наклеек они смогут купить вместе, если одна наклейка стоит 4 рубля?
Упражнения на выполнение вычислений, расчетов, прикидок, оценки величин, на овладение математическими методами для решения учебных задач.
(Составление схем к задаче, кратких записей, занесение данных в таблицу, отметка стрелками направление на схеме и т. п.)
В данных заданиях применяется метод математического моделирования. Математическое моделирование, объединяя в себе практически все приемы мыслительной деятельности, обеспечивает готовность учащихся использовать математические знания в различных учебных и повседневных ситуациях, поэтому моделирующая деятельность должна рассматриваться как одно из важнейших проявлений учебной деятельности в процессе обучения математике.
2.Задания для развития математической речи при работе с числовыми упражнениями:
Пример: Соотнесение знаковой и словесной формулировки. Например:
6+8 13-6 8+4 | К шести прибавить восемь Уменьшаемое тринадцать вычитаемое 6 Сумма чисел семи и четырёх Четырнадцать уменьшить на пять Восемь плюс четыре |
3. Прочитайте словесные формулировки числовых выражений. Запишите их с помощью цифр и знаков действий и найдите их значения.
Пример: К четырём прибавить два, а затем из суммы вычесть два.
4. Логические задания на уроках математики
1) Числовые ряды(24,21,19,18,15,13, , ,7)
5. Продолжи фразу:
Чтобы найти цену, стоимость делим на количество .
6.Решение учебно - познавательных и учебно – практических заданий.
Пример: допиши единицы измерений:
площадь школьного пенала прямоугольной формы 150
длина дорожки 70
площадь кухни 14
7. Озаглавьте каждый столбец
Озаглавьте каждый столбец
| | | |
25 5 1 7 90 97 54 | | Миллиметр Сантиметр Дециметр Метр Километр | Сложение Вычитание |
8.Задание на трактование значений математических терминов:
Пример: объясните смысл слов: уменьшаемое, вычитаемое, слагаемые.
9.Задания, направленные на построение математических суждений (рассуждений)
Пример. Докажи с помощью примера следующие утверждения:
Существуют четырехугольники, у которых все стороны равны;
10. Задания на понимание и применение математической символики и терминологии.
Применение знаков и символов +, -, больше, меньше; умение понимать разницу между понятиями « увеличить (уменьшить) на…», «увеличить (уменьшить) в …»; единицы измерения длины, меры объема,
Вывод: Таким образом, задачи по формированию математической грамотности обучающихся возможно реализовать при условии оптимального сочетания учебного содержания базового уровня образования и дополнительных курсов, направленных на совершенствование математических умений, использующихся в различных жизненных ситуациях.
Список литературы
1.Архипова, Т. В. Формирование математической культуры в обучении младших школьников Электронный ресурс / Т. В. Архипова // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. – 2014. – 25 сентября. -
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/dlya-kompleksov-detskii-sad-nachalnaya-shkola/2014/05/21/diplom-formirovanie
Базарнова, Е. Н. Формы работы на уроках математики в процессе решения текстовых задач Электронный ресурс / Е. Н. Базарнова // Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»». – 2014. – 4 сентября. - http://referatwork.ru/refs/pedagogics/ref-6148.html
Башмаков, М. И. Математика : 2 класс. Текст учебник : В 2 ч. Часть1 / М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова. – М.: АСТ: Астрель, 2012 – 127 с.: ил.
Башмаков, М. И. Математика : 3 класс: Текст учебник : В 2 ч. Часть1 / М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова. – М.: АСТ: Астрель, 2012 – 127 с.: ил..
Башмаков, М. И. Математика : 4 класс: Текст учебник : В 2 ч. Часть1 / М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова. – М.: АСТ: Астрель, 2012 – 127 с.: ил.
Изатуллоев, К. Методика использования текстовых задач в обучении младших школьников математике Текст:автореф. дисс. … канд. пед. наук / К.