Предмет: изобразительное искусство Тема: «Русская деревянная изба» Класс: 4Б | Тип: урок «открытия» нового знания |
Цель урока: организация деятельности учащихся по формированию представлений об образах традиционного русского дома – избы и умения их изображать . |
Задачи: а) обучающие: - ознакомить детей с возникновением русских деревень; - ознакомить с составными частями русской избы; - закрепить умения рисовать согласно пошаговым инструкциям. б) развивающие: - развивать мелкую моторику рук, внимательность, усидчивость, воображение, зрительный контроль за движениями рук, творческие способности; в) воспитательные: - воспитывать уважительное отношение друг к другу, трудолюбие, старательность, уважение; |
Планируемые результаты |
Предметные: -знают о возникновении русских деревень; -знают составные части русской избы; -умеют рисовать согласно пошаговыми инструкциям. | Метапредметные: Регулятивные: -сравнивать и обобщать, делать выводы, высказывать и отстаивать свою точку зрения; Познавательные: -извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников; -давать определение понятиям; Коммуникативные: - уметь работать в парах, в группе, самостоятельно планируя свою работу; -вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками | Личностные: - принимать социальную роль обучающегося; - оценивать свои достижения на уроке; |
Ресурсы урока: Ресурсы учителя: презентация, ноутбук, экран, готовое изделие, пошаговые заготовки. Ресурсы обучающегося: альбом, краски, кисточки, карандаши, палитра, непроливайка. |
Ход урока: |
Этапы | Содержание деятельности учителя: | Содержание деятельности обучающихся: | УУД |
I.Организационный этап | Приветствие, знакомство; - Добрый день, ребята. Я очень рада вас видеть. Меня зовут Анастасия Вячеславовна, и сегодняшний урок изобразительного искусства проведу у вас я. | Приветствуют учителя | ЛУУД |
Эмоциональный настрой к уроку; - Чтобы наш урок прошел в теплой и дружеской атмосфере, я предлагаю пожелать друг другу удачи. - Для этого , мы поворачиваемся к соседу по парте и поочередно соприкасаемся кончиками пальцев рук своего соседа . Начиная с больших пальцев проговаривая эти слова : - желаю(большие пальцы ) - успеха (указательные) - большого(средними) - во всем (безымянным) - и везде(мизинцами) - удачи !( прикосновение всей ладонью ) - Думаю, у всех появилось хорошее настроение, и оно сохраниться до конца нашего урока. | Настраиваются к уроку |
Проверка готовности к уроку. - Посмотрите на свои рабочие места. У всех всё готово! Давайте скорее начнём наш урок. Вы готовы слушать и слышать меня? (да) | Организуют рабочее место |
II. Проверка усвоения материала прошлого урока | | | |
III. Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности. | 1. Выявление уровня знаний с последующей фиксацией индивидуального затруднения в учебном действии (т.е. создание проблемной ситуации). - Сегодня мы отправимся на много лет назад, а куда, вы узнаете, прочитав ребус. -А как вы думаете, от чего произошло это слово? -Давайте вместе с вами отправимся в русскую деревню и превратимся в мастеров. -Давным-давно, когда Россию называли Русью, не было ни больших городов, ни современных каменных зданий. Были только поля, да густые темные леса. Испокон веков Россия была лесной страной. -Богата лесами наша земля, И лес в ней и строен, и ровен. Когда-то и стены, и башни Кремля, И те собирали из бревен. -Дерево являлось наиболее доступным материалом для создания предметов быта и обихода. И, конечно, из дерева русские мастера строили себе жилища. -А как же называлось такое жилище? ( Изба ) - Исходя из всего этого, как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? | Проявляют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, отвечают на вопросы, обмениваются позитивными репликами Ответы детей: -Деревня | ЛУУД |
2. Целеполагание (т.е. формулировка цели и темы урока совместно с учащимися). - Итак, тема сегодняшнего урока – «Русская деревянная изба». - Исходя из темы урока, попробуем сформировать цель. Цель нашего урока – научиться нарисовать русскую избу. | Формулируют тему и цели урока Дети проговаривают свои варианты ответов | РУУД |
IV. Организация познавательной деятельности | 1. Определение последовательности действий на уроке (т.е. вовлечение учащихся в организацию урока с целью решения проблемной ситуации). - Ребята, цель урока мы определили. Для достижения цели нам нужен план нашей работы. Как думаете, из каких этапов он будет состоять? (ответы детей) - Обратите внимание, давайте просмотрим шаги к достижению нашей цели. 1. Получим теоретические сведения по теме урока. 2. Разберём вместе этапы рисования избы. 3. Нарисуем избу. - Отлично. | Составляют план решения проблемной ситуации, планируют с учителем необходимые действия | РУУД |
2. Поиск решения («открытие» нового знания). -Ребята, а вы знаете что такое - Ребята, отгадайте загадку и вы узнаете, какое дерево использовали для строительства избы. -У меня длинней иголки, чем у елки. Очень ровно я расту в высоту. Если я не на опушке, Ветви только на макушке. Что за дерево догадались? (Сосна) -Сосна была основным материалом для строительства. -А какая часть дерева использовалась в строительстве? (Ствол) -Из стволов изготавливались различные строительные материалы. -А гвозди у плотников в старину были? -А как же тогда бревна и брусья между собой соединялись? (При помощи вырубок) -Я предлагаю вам познакомиться с составными частями избы. Для этого я вам предлагаю выполнить работу в парах. Вам нужно будет подписать составные части избы на картинке. А в этом вам помогут определения, которые представлены ниже. Конёк — завершение конца венчающего крышу бревна-охлупня в виде изображения коня или птицы. Причелина – висячие доски с резным орнаментом, покрывающие края крыши Лобовая доска — это широкая горизонтальная доска, которая находится на границе фронтонной части крыши и основного объёма. Полотенце- короткая резная доска, закрывающая стык причелин. Ставни — устройства для закрытия окон, классический элемент традиционной русской избы. Наличником называется архитектурная деталь, которая обрамляет оконный проем. Давайте проверим что у вас получилось. -А вы заметили, что на избах были разные орнаменты. В Древней Руси орнаменты использовали для привлечения могучих светлых сил, чтобы защитить дом человека, его род, хозяйство от вторжения злых и тёмных начал. Домовой резьбой украшались практически все накладные и выступающие элементы фасада дома: наличник, карниз, полотенца, балясины, столбы крыльца, кровли. -Я предлагаю с некоторыми из них познакомиться. Как вы думаете, символом чего являются эти знаки? -Верно, это изображение солнца. Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. -А это что за знак? -Землю изображали в виде ромбов, четырехугольников, квадратов. -И последний символ что означал? На что похож? -В древности, люди не поливали свои поля. Их смачивали только дождь и роса. О дожде молились особенно усердно и старательно в четверг. Этот день недели был посвящен на Руси богу грома и молнии Перуну. - А теперь попробуйте, как художники, нарисовать избу. Но не забудьте, что вы рисуете красочную избу. Значит, нужно подобрать насыщенные, яркие краски. (объясняю как рисовать) | Извлекают нужную информацию, дают определения новым понятиям, самостоятельно находят информацию в материалах учебнике и рабочей тетради, работают в парах, группе | КУУД РУУД ПУУД |
3. Первичное закрепление. -Ребята, вы поняли, как нарисовать избу? -Молодцы, теперь, хочу узнать, насколько хорошо вы меня слушали. Давайте проговорим план рисования пейзажа. Разместить альбомный лист в вертикальном положении. Нарисовать карандашом наброски избы. Покрасить красками избу, украсить орнаментами. -Отлично. Ребята, соблюдаем технику безопасности, во время работы, я буду проверять. -Я вижу, вы немного устали. Давайте отдохнем. Проведем небольшую физкультминутку. | Задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, работают в парах, группе | КУУД |
4.Включение нового знания в систему знаний (применение полученных знаний: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, выполнение упражнений) - Отлично, отдохнули немного, приступаем к выполнению работы. - Ребята, мы вместе будем делать эту работу. Поэтому повторяем за мной, если у вас возникнут трудности или есть вопросы, обращайтесь. | Сравнивают, обобщают, делают выводы, высказывают и отстаивают свою точку зрения, работают в парах, группе | КУУД |
5. Самостоятельная работа с самопроверкой или взаимопроверкой по эталону. - Работаем самостоятельно. Я буду за всеми следить. Поэтому, если возникнут вопросы, обращайтесь. Приступаем. -Отлично. Все выполнили вовремя. Покажите, что у вас получилось. Какие красивые они у вас получились! Молодцы, я горжусь вами. Работа каждого из вас отличается своей красотой. | Оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников | КУУД |
V. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | 1. Соотнесение результатов урока с поставленной целью. - Сегодня вы очень хорошо поработали. А пока наш урок подходит к концу. | Отвечают на итоговые вопросы | КУУД |
2.Самооценка учениками собственной учебной деятельности (что я делал, как я это делал, в какой последовательности, что получилось, не получилось, что было сложно, интересно, что из этого я уже умел, что было нового и т.п.). - Давайте подведем итоги урока. - Какова была наша цель? - Достигли ли мы её? (да) - Отлично. Давайте оценим свою деятельность на уроке с помощью слов подсказок. Я понял (а)… Мне было трудно … Мне было легко… Я обязательно поделюсь с этими знаниями с … | Оценивают свои достижения на уроке, осуществляют рефлексию учебной деятельности | ЛУУД |
3. Выставление отметок. | | |
VI. Домашнее задание | Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении Домашним заданием будет следующее. Тем, кто не успел закончить, нужно закончить работу. | Фиксируют домашнее задание | |