СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические разработки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические разработки»

Технологическая карта

Предмет: изобразительное искусство

Тема: «Русская деревянная изба»

Класс:

Тип: урок «открытия» нового знания

Цель урока: организация деятельности учащихся по формированию представлений об образах традиционного русского дома – избы и умения их изображать .

Задачи:

а) обучающие:

- ознакомить детей с возникновением русских деревень;

- ознакомить с составными частями русской избы;

- закрепить умения рисовать согласно пошаговым инструкциям.

б) развивающие:

- развивать мелкую моторику рук, внимательность, усидчивость, воображение, зрительный контроль за движениями рук, творческие способности;

в) воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение друг к другу, трудолюбие, старательность, уважение;

Планируемые результаты

Предметные:

-знают о возникновении русских деревень;

-знают составные части русской избы;

-умеют рисовать согласно пошаговыми инструкциям.

Метапредметные:

Регулятивные:

-сравнивать и обобщать, делать выводы, высказывать и отстаивать свою точку зрения;

Познавательные:

-извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников;

-давать определение понятиям;

Коммуникативные:

- уметь работать в парах, в группе, самостоятельно планируя свою работу;

-вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками

Личностные:

- принимать социальную роль обучающегося;

- оценивать свои достижения на уроке;


Ресурсы урока:

Ресурсы учителя: презентация, ноутбук, экран, готовое изделие, пошаговые заготовки.

Ресурсы обучающегося: альбом, краски, кисточки, карандаши, палитра, непроливайка.

Ход урока:

Этапы

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности обучающихся:

УУД

I.Организационный этап


Приветствие, знакомство;

- Добрый день, ребята. Я очень рада вас видеть. Меня зовут Анастасия Вячеславовна, и сегодняшний урок изобразительного искусства проведу у вас я.

Приветствуют учителя

ЛУУД

Эмоциональный настрой к уроку;

- Чтобы наш урок прошел в теплой и дружеской атмосфере, я предлагаю пожелать друг другу удачи.

- Для этого , мы поворачиваемся к соседу по парте и поочередно соприкасаемся кончиками пальцев рук своего соседа . Начиная с больших пальцев проговаривая эти слова :

- желаю(большие пальцы )

- успеха (указательные)

- большого(средними)

- во всем (безымянным)

- и везде(мизинцами)

- удачи !( прикосновение всей ладонью )

- Думаю, у всех появилось хорошее настроение, и оно сохраниться до конца нашего урока.

Настраиваются к уроку

Проверка готовности к уроку.

- Посмотрите на свои рабочие места. У всех всё готово! Давайте скорее начнём наш урок. Вы готовы слушать и слышать меня? (да)

Организуют рабочее место

II. Проверка усвоения материала прошлого урока





III. Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности.

1. Выявление уровня знаний с последующей фиксацией индивидуального затруднения в учебном действии (т.е. создание проблемной ситуации).

- Сегодня мы отправимся на много лет назад, а куда, вы узнаете, прочитав ребус.

-А как вы думаете, от чего произошло это слово?

-Давайте вместе с вами отправимся в русскую деревню и превратимся в мастеров.

-Давным-давно, когда Россию называли Русью, не было ни больших городов, ни современных каменных зданий. Были только поля, да густые темные леса. Испокон веков Россия была лесной страной.

-Богата лесами наша земля,

И лес в ней и строен, и ровен.

Когда-то и стены, и башни Кремля,

И те собирали из бревен.

-Дерево являлось наиболее доступным материалом для создания предметов быта и обихода. И, конечно, из дерева русские мастера строили себе жилища.

-А как же называлось такое жилище? ( Изба )

- Исходя из всего этого, как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

Проявляют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, отвечают на вопросы, обмениваются позитивными репликами


Ответы детей:

-Деревня


ЛУУД

2. Целеполагание (т.е. формулировка цели и темы урока совместно с учащимися).

- Итак, тема сегодняшнего урока – «Русская деревянная изба».

- Исходя из темы урока, попробуем сформировать цель.

Цель нашего урока – научиться нарисовать русскую избу.

Формулируют тему и цели урока


Дети проговаривают свои варианты ответов

РУУД

IV. Организация познавательной деятельности

1. Определение последовательности действий на уроке (т.е. вовлечение учащихся в организацию урока с целью решения проблемной ситуации).

- Ребята, цель урока мы определили. Для достижения цели нам нужен план нашей работы. Как думаете, из каких этапов он будет состоять? (ответы детей)

- Обратите внимание, давайте просмотрим шаги к достижению нашей цели.

1. Получим теоретические сведения по теме урока.

2. Разберём вместе этапы рисования избы.

3. Нарисуем избу.

- Отлично.

Составляют план решения проблемной ситуации, планируют с учителем необходимые действия

РУУД

2. Поиск решения («открытие» нового знания).

-Ребята, а вы знаете что такое

- Ребята, отгадайте загадку и вы узнаете, какое дерево использовали для строительства избы.

-У меня длинней иголки, чем у елки.

Очень ровно я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветви только на макушке.

Что за дерево догадались? (Сосна)

-Сосна была основным материалом для строительства.

-А какая часть дерева использовалась в строительстве? (Ствол)

-Из стволов изготавливались различные строительные материалы.

-А гвозди у плотников в старину были?

-А как же тогда бревна и брусья между собой соединялись? (При помощи вырубок)

-Я предлагаю вам познакомиться с составными частями избы. Для этого я вам предлагаю выполнить работу в парах. Вам нужно будет подписать составные части избы на картинке. А в этом вам помогут определения, которые представлены ниже.

Конёк — завершение конца венчающего крышу бревна-охлупня в виде изображения коня или птицы.

Причелина – висячие доски с резным орнаментом, покрывающие края крыши

Лобовая доска — это широкая горизонтальная доска, которая находится на границе фронтонной части крыши и основного объёма.

Полотенце- короткая резная доска, закрывающая стык причелин.

Ставни — устройства для закрытия окон, классический элемент традиционной русской избы.

Наличником называется архитектурная деталь, которая обрамляет оконный проем.

Давайте проверим что у вас получилось.

-А вы заметили, что на избах были разные орнаменты. В Древней Руси орнаменты использовали для привлечения могучих светлых сил, чтобы защитить дом человека, его род, хозяйство от вторжения злых и тёмных начал.

Домовой резьбой украшались практически все накладные и выступающие элементы фасада дома: наличник, карниз, полотенца, балясины, столбы крыльца, кровли.

-Я предлагаю с некоторыми из них познакомиться. Как вы думаете, символом чего являются эти знаки?

-Верно, это изображение солнца. Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища.

-А это что за знак?

-Землю изображали в виде ромбов, четырехугольников, квадратов.

-И последний символ что означал? На что похож?

-В древности, люди не поливали свои поля. Их смачивали только дождь и роса. О дожде молились особенно усердно и старательно в четверг. Этот день недели был посвящен на Руси богу грома и молнии Перуну.

- А теперь попробуйте, как художники, нарисовать избу. Но не забудьте, что вы рисуете красочную избу. Значит, нужно подобрать насыщенные, яркие краски. (объясняю как рисовать)

Извлекают нужную информацию, дают определения новым понятиям, самостоятельно находят информацию в материалах учебнике и рабочей тетради, работают в парах, группе























КУУД

РУУД

ПУУД

3. Первичное закрепление.

-Ребята, вы поняли, как нарисовать избу?

-Молодцы, теперь, хочу узнать, насколько хорошо вы меня слушали. Давайте проговорим план рисования пейзажа.

  1. Разместить альбомный лист в вертикальном положении.

  2. Нарисовать карандашом наброски избы.

  3. Покрасить красками избу, украсить орнаментами.

-Отлично. Ребята, соблюдаем технику безопасности, во время работы, я буду проверять.

-Я вижу, вы немного устали. Давайте отдохнем. Проведем небольшую физкультминутку.

Задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, работают в парах, группе

КУУД

4.Включение нового знания в систему знаний (применение полученных знаний: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, выполнение упражнений)

- Отлично, отдохнули немного, приступаем к выполнению работы.

- Ребята, мы вместе будем делать эту работу. Поэтому повторяем за мной, если у вас возникнут трудности или есть вопросы, обращайтесь.

Сравнивают, обобщают, делают выводы, высказывают и отстаивают свою точку зрения, работают в парах, группе

КУУД

5. Самостоятельная работа с самопроверкой или взаимопроверкой по эталону.

- Работаем самостоятельно. Я буду за всеми следить. Поэтому, если возникнут вопросы, обращайтесь. Приступаем.

-Отлично. Все выполнили вовремя. Покажите, что у вас получилось. Какие красивые они у вас получились!

Молодцы, я горжусь вами. Работа каждого из вас отличается своей красотой.

Оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников

КУУД

V. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

1. Соотнесение результатов урока с поставленной целью.

- Сегодня вы очень хорошо поработали. А пока наш урок подходит к концу.

Отвечают на итоговые вопросы

КУУД

2.Самооценка учениками собственной учебной деятельности (что я делал, как я это делал, в какой последовательности, что получилось, не получилось, что было сложно, интересно, что из этого я уже умел, что было нового и т.п.).

- Давайте подведем итоги урока.

- Какова была наша цель?

- Достигли ли мы её? (да)

- Отлично.

Давайте оценим свою деятельность на уроке с помощью слов подсказок.

Я понял (а)…

Мне было трудно …

Мне было легко…

Я обязательно поделюсь с этими знаниями с …

Оценивают свои достижения на уроке, осуществляют рефлексию учебной деятельности

ЛУУД

3. Выставление отметок.



VI. Домашнее задание

Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

Домашним заданием будет следующее. Тем, кто не успел закончить, нужно закончить работу.

Фиксируют домашнее задание