СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические разработки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические разработки»

План-конспект урока

Предмет: русский язык

Класс:

Тема: «Связь имени прилагательного с именем существительным»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель: организация деятельности учащихся по формированию представлений о связи имени прилагательного с именем существительным.

Задачи урока:

Дидактические: способствовать ознакомлению с правилами согласования прилагательного с существительным; способствовать формированию умений согласовывать прилагательные с именем существительным.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки: учить слушать и слышать других, включаться в диалог с учителем посредством беседы и ответов на вопросы; развивать познавательную активность детей при изучении связи имени прилагательного с именем существительным, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы; способствовать развитию оценочной деятельности: учить оценивать свою деятельность на уроке; способствовать развитию принимать и сохранять учебную задачу для получения результата, выстраивать последовательность выбранных действий; понимать причины успехов/неудач учебной деятельности, корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Воспитательные: воспитывать культуру общения при изучении связи имени прилагательного с именем существительным; формировать мотивацию к познанию и обучению; воспитывать бережное отношение к русскому языку; воспитывать потребность к объективному самооцениванию; развивать познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании; формировать у обучающихся основ российской гражданской идентичности.



Планируемые результаты:

Предметные: познакомились с правилами согласования прилагательного с существительным; научились согласовывать прилагательное с существительным.

Метапредметные:

Коммуникативные: умеют слушать и слышать других, отвечают на вопросы учителя по теме «Связь имени прилагательного с именем существительным» , формируют навыки речевых действий; участвуют в общей беседе об изменениях имени прилагательного по родам, соблюдая правила речевого поведения, умеют работать в парах.

Познавательные: осознают познавательную задачу; читают, извлекая нужную информацию из учебника; выявляют известное и неизвестное.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу для получения результата, планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия в соответствии с поставленными задачами; умеют делать выводы по теме и обобщать; контролируют и оценивают свои действия; понимают причины успехов/неудач учебной деятельности, корректируют свои учебные действия для преодоления ошибок.

Личностные: объективно оценивают свои достижения на уроке; проявляют навыки сотрудничества с учителем и сверстниками; осознают важность и необходимость правильного употребления нормированной речи; осознают важность благожелательного общения друг с другом во время работы в паре; осознают важность оказания помощи; объективно оценивают свои достижения на уроке; осознают важность мотивации к познанию и обучению; проявляют познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании; осознают гражданскую идентичность.

Ресурсы: раздаточный материал, презентация, тетради, интерактивная доска.

Формы организации деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.





Структура урока

I. Организационный этап

- приветствие, знакомство.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я очень рада вас видеть. Меня зовут Анастасия Вячеславовна, и сегодняшний урок русского языка проведу у вас я.

-эмоциональный настрой к уроку;

- Чтобы наш урок прошёл в тёплой дружеской атмосфере, давайте подарим друг другу частичку тепла. Для этого повторяйте за мной слова и движения.

Повернитесь все друг к другу,

И пожмите руки другу.

Руки вверх все поднимите,

И вверху пошевелите.

Крикнем весело: "Ура!"

Урок нам начинать пора!

Вы друг другу помогайте,

На вопросы отвечайте,

- Думаю, у всех появилось хорошее настроение, и оно сохранится до конца нашего урока.

-Обратите внимание на экран. Как вы понимаете смысл данной пословицы?

Век живи – век учись

(На протяжении всей жизни человек продолжает учиться, постигать всё новые и новые знания.)

-Пусть данная пословица станет девизом нашего урока. Надеюсь, на этой хорошей ноте мы продолжим с вами наш урок.


-проверка готовности к уроку

- Ребята, проверьте, пожалуйста, всё ли у вас готово к уроку? Учебники, ручки, карандаши? Нет ли ничего лишнего? Молодцы. В таком случае начнём наш урок.

II. Проверка усвоения материала прошлого урока

-Начнем мы наш урок с одного очень интересного задания. Но сначала откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число и классная работа. Также запишите эту пословицу в тетрадях.

-Ребята, я предлагаю вам выполнить одно интересное задание. (Ученики работают по очереди на закрытой части доски, остальные все в тетради).

Я буду диктовать словосочетания, ваша задача- записать их в столбик. А далее определить падеж.

Лапа медведя (Р.п)

Повстречать медведя (В.п)

Смотрели на воробья (В.п)

Нос журавля (Р.п)

Берлога медведя (Р.п)

-Мы закончили выполнять это задание, и теперь я предлагаю проверить ,что получилось.

(Ученик, который работал у доски проверяет написание слов вслух, а остальные в своих тетрадях).

-Поднимите руки те, у кого слова написаны по-другому?

-Кто выполнил работу без ошибок?

-Молодцы, ребята. Я вижу, что вы хорошо усвоили материал прошлого урока.

III. Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности

  1. Выявление уровня знаний с последующей фиксацией индивидуального затруднения в учебном действии (т.е. создание проблемной ситуации)


-Ребята, посмотрите на доску, нам даны слова. Но у слова, от которого отходят стрелки, нет окончания, давайте мы с каждым словом запишем словосочетания. Записываем в тетрадях, а кто-то напишет на доске.







шоколад (горький)

горьк… правда (горькая)

компот (горький)

ягода (горькая)

- Посмотрите, окончания в словосочетаниях различаются. От чего оно зависит?

-Верно, зависит от рода. Значит имя прилагательное и имя существительные связаны. А уверены ли вы , что правильно написали все словосочетания?

  1. Целеполагание.

-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

-Какую цель мы с вами поставим? Что мы с вами узнаем? (узнаем о связи имени прилагательного с именем существительным )

-Верно, цель нашего урока: узнаем о связи имени прилагательного с именем существительным

-Итак, как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? (Связь имени прилагательного с именем существительным)

-Верно, тема нашего урока : «Связь имени прилагательного с именем существительным»

IV. Организация познавательной деятельности (изучение нового материала)

-Определение последовательности действий на уроке (т.е. вовлечение учащихся в организацию урока с целью решения проблемной ситуации)

-Чтобы достичь нашей цели определим действия на уроке, то есть определим то, что мы будем сегодня делать. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Давайте правильно сопоставим слова из первого столбика с выражениями со второго.

1) Познакомимся с правилами согласования прилагательного с существительным

2) Научимся согласовывать прилагательное с существительным

- Ребята, у вас на столах лежат рабочие листы – это листы самооценивания, в ходе нашего урока мы с вами будем к ним возвращаться и оценивать себя.

 

Последовательность действий

+,-,?

Познакомимся с правилами согласования прилагательного с существительным


Научимся согласовывать прилагательное с существительным




-Поиск решения (открытие нового знания).

-Ребята, как же согласовываются прилагательные и существительные? Посмотрите на доску. Правильное ли это словосочетание ?

Красная цветок

-А как правильно? (Красный цветок)

-Верно, а как вы это определили? Что нужно сделать? (Задать вопрос от существительного к прилагательному)

- Верно, нужно задать вопрос от существительного к прилагательному. А в чем ошибка была в первом случае? (У имени существительного и имени прилагательного разный род)

-Верно, значит имя при должен быть того же рода, что и имя существительное.

-Давайте мы теперь откроем учебники на странице 108 и 109 , прочитаем правила.


- Итак, какие мы можем с вами сделать выводы? (Имя прилагательное всегда согласуется с именем существительным, стоит в том же роде, что и имя существительное, от которого зависит)

-Отлично, вы огромные молодцы. Ребята, давайте вернемся к нашим листам самооценивания. И поставим условные знаки в пустых окошках. Напротив первого пункта. Если у вас все получилось, то поставьте, пожалуйста знак «+», если у вас остались вопросы, то поставьте «?», а если ничего не получилось, то поставьте знак «-».

-Первичное закрепление.

-Как же согласовывается имя прилагательное в связи с именем существительным ? (Род у имени прилагательного будет такой же , как у существительного, от которого зависит)

-Я вам предлагаю выполнить работу в парах, чтобы закрепить данные знания. Вам нужно собрать словосочетания. Помните, что они должны подходить по смыслу и род должен быть одинаковый!

-Давайте проверим.

-Отлично, вы огромные молодцы. Ребята, давайте вернемся к нашим листам самооценивания. И поставим условные знаки в пустых окошках. Напротив второго пункта. Если у вас все получилось, то поставьте, пожалуйста знак «+», если у вас остались вопросы, то поставьте «?», а если ничего не получилось, то поставьте знак «-».

- Ребята, давайте немного отдохнем и проведем физкультминутку.

Руки кверху поднимаем,

А потом их отпускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Топай, топай веселей.

- Отлично, ребята, присаживайтесь на свои места.

-Молодцы, ребята! Садитесь. Мы продолжим наш урок.

-Включение нового знания в систему знаний.

-Ребята, мы с вами уже познакомились с правилом, как согласовывать имя прилагательное с существительным. Теперь я вам предлагаю научиться их связывать. Сейчас вам дежурные раздадут карточки. Ваша задача переписать эти предложения и ставить верные окончания, также в скобках напишите на какой вопрос они отвечают.

1. Прошла первая весен… гроза.

2. Сед… туман поднимается над рекой.

3. Недалеко от нас есть глубок… озеро.

4. В реке появилась зубаст… щука.

- Отлично, вы огромные молодцы. Ребята, давайте вернемся к нашим листам самооценивания. И поставим условные знаки в пустых окошках. Напротив третьего пункта. Если у вас все получилось, то поставьте, пожалуйста знак «+», если у вас остались вопросы, то поставьте «?», а если ничего не получилось, то поставьте знак «-».

-Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

- Ребята, теперь я предлагаю вам выполнить самостоятельную работу на карточках «Самостоятельная работа». Я предлагаю решить тест и закрепить наши сегодняшние знания.

1. Имя прилагательное ЗИМНЕЕ согласуется с именем существительным:

а) день

б) утро

в) ночь

2. Имя прилагательное ДОЖДЛИВАЯ согласуется с именем существительным:

а) сентябрь

б) месяцы

в) осень

3. К имени прилагательному КАРИЕ можно подобрать имя существительное:

а) глаза

б) карандаш

в) дом

4. Выберите вариант ответа, в котором прилагательное согласуется с существительным:

а) красная цветок

б) большой дом

в) пушистая снег

5. К имени прилагательному ПУШИСТЫЙ можно подобрать имя существительное:

а) кот

б) море

в) дома

-Теперь обменяйтесь карточками с соседом по парте и проверьте по эталону. (взаимопроверка)

-У кого нет ошибок поставьте 5, у кого 1-2 ошибки – 4, у кого 3-4 ошибки – 3.

Поднимите руки те, у кого оценка – 5 (так дальше 4, 3)

- Молодцы, ребята! Я вижу, что большинство из вас верно справились с заданием, а значит хорошо усвоили тему сегодняшнего урока. Тем, кто допустил много ошибок, я советую не расстраиваться и еще раз ознакомиться с материалом сегодняшнего урока.

V. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Соотнесение результатов урока с поставленной целью.

-А какая была цель нашего урока?

-Мы с вами добились цели?

-Давайте вернёмся к плану нашего урока. Все ли пункты мы с вами выполнили?

Самооценка учениками собственной учебной деятельности (что я делал, как я это делал, в какой последовательности, что получилось, не получилось, что было сложно, интересно, что из этого я уже умел, что было нового и т.п.).

-Ребята, давайте оценим свою деятельность на уроке , а для этого у меня есть кубик. Вы по очереди его бросаете и продолжаете фразу, которая вам выпала:

Сегодня я узнал…

Я понял, что…

Мне было трудно…

У меня получилось…

-Ребята, вы все усвоили тему урока. Все активно участвовали, выполняли задания.


- Спасибо, ребята!

VIII. Домашнее задание.

- Ребята, запишите домашнее задание. Выполнить упражнение 195 на странице 109.


- Надеюсь, полученные сегодня знания пригодятся вам в дальнейшем, до новых встреч.