План-конспект урока
Предмет: русский язык
Класс: 3А
Тема: «Связь имени прилагательного с именем существительным»
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель: организация деятельности учащихся по формированию представлений о связи имени прилагательного с именем существительным.
Задачи урока:
Дидактические: способствовать ознакомлению с правилами согласования прилагательного с существительным; способствовать формированию умений согласовывать прилагательные с именем существительным.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки: учить слушать и слышать других, включаться в диалог с учителем посредством беседы и ответов на вопросы; развивать познавательную активность детей при изучении связи имени прилагательного с именем существительным, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы; способствовать развитию оценочной деятельности: учить оценивать свою деятельность на уроке; способствовать развитию принимать и сохранять учебную задачу для получения результата, выстраивать последовательность выбранных действий; понимать причины успехов/неудач учебной деятельности, корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Воспитательные: воспитывать культуру общения при изучении связи имени прилагательного с именем существительным; формировать мотивацию к познанию и обучению; воспитывать бережное отношение к русскому языку; воспитывать потребность к объективному самооцениванию; развивать познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании; формировать у обучающихся основ российской гражданской идентичности.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомились с правилами согласования прилагательного с существительным; научились согласовывать прилагательное с существительным.
Метапредметные:
Коммуникативные: умеют слушать и слышать других, отвечают на вопросы учителя по теме «Связь имени прилагательного с именем существительным» , формируют навыки речевых действий; участвуют в общей беседе об изменениях имени прилагательного по родам, соблюдая правила речевого поведения, умеют работать в парах.
Познавательные: осознают познавательную задачу; читают, извлекая нужную информацию из учебника; выявляют известное и неизвестное.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу для получения результата, планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия в соответствии с поставленными задачами; умеют делать выводы по теме и обобщать; контролируют и оценивают свои действия; понимают причины успехов/неудач учебной деятельности, корректируют свои учебные действия для преодоления ошибок.
Личностные: объективно оценивают свои достижения на уроке; проявляют навыки сотрудничества с учителем и сверстниками; осознают важность и необходимость правильного употребления нормированной речи; осознают важность благожелательного общения друг с другом во время работы в паре; осознают важность оказания помощи; объективно оценивают свои достижения на уроке; осознают важность мотивации к познанию и обучению; проявляют познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании; осознают гражданскую идентичность.
Ресурсы: раздаточный материал, презентация, тетради, интерактивная доска.
Формы организации деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.
Структура урока
I. Организационный этап
- приветствие, знакомство.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я очень рада вас видеть. Меня зовут Анастасия Вячеславовна, и сегодняшний урок русского языка проведу у вас я.
-эмоциональный настрой к уроку;
- Чтобы наш урок прошёл в тёплой дружеской атмосфере, давайте подарим друг другу частичку тепла. Для этого повторяйте за мной слова и движения.
Повернитесь все друг к другу,
И пожмите руки другу.
Руки вверх все поднимите,
И вверху пошевелите.
Крикнем весело: "Ура!"
Урок нам начинать пора!
Вы друг другу помогайте,
На вопросы отвечайте,
- Думаю, у всех появилось хорошее настроение, и оно сохранится до конца нашего урока.
-Обратите внимание на экран. Как вы понимаете смысл данной пословицы?
Век живи – век учись
(На протяжении всей жизни человек продолжает учиться, постигать всё новые и новые знания.)
-Пусть данная пословица станет девизом нашего урока. Надеюсь, на этой хорошей ноте мы продолжим с вами наш урок.
-проверка готовности к уроку
- Ребята, проверьте, пожалуйста, всё ли у вас готово к уроку? Учебники, ручки, карандаши? Нет ли ничего лишнего? Молодцы. В таком случае начнём наш урок.
II. Проверка усвоения материала прошлого урока
-Начнем мы наш урок с одного очень интересного задания. Но сначала откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число и классная работа. Также запишите эту пословицу в тетрадях.
-Ребята, я предлагаю вам выполнить одно интересное задание. (Ученики работают по очереди на закрытой части доски, остальные все в тетради).
Я буду диктовать словосочетания, ваша задача- записать их в столбик. А далее определить падеж.
Лапа медведя (Р.п)
Повстречать медведя (В.п)
Смотрели на воробья (В.п)
Нос журавля (Р.п)
Берлога медведя (Р.п)
-Мы закончили выполнять это задание, и теперь я предлагаю проверить ,что получилось.
(Ученик, который работал у доски проверяет написание слов вслух, а остальные в своих тетрадях).
-Поднимите руки те, у кого слова написаны по-другому?
-Кто выполнил работу без ошибок?
-Молодцы, ребята. Я вижу, что вы хорошо усвоили материал прошлого урока.
III. Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности
Выявление уровня знаний с последующей фиксацией индивидуального затруднения в учебном действии (т.е. создание проблемной ситуации)
-Ребята, посмотрите на доску, нам даны слова. Но у слова, от которого отходят стрелки, нет окончания, давайте мы с каждым словом запишем словосочетания. Записываем в тетрадях, а кто-то напишет на доске.
шоколад (горький)
горьк… правда (горькая)
компот (горький)
ягода (горькая)
- Посмотрите, окончания в словосочетаниях различаются. От чего оно зависит?
-Верно, зависит от рода. Значит имя прилагательное и имя существительные связаны. А уверены ли вы , что правильно написали все словосочетания?
Целеполагание.
-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
-Какую цель мы с вами поставим? Что мы с вами узнаем? (узнаем о связи имени прилагательного с именем существительным )
-Верно, цель нашего урока: узнаем о связи имени прилагательного с именем существительным
-Итак, как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? (Связь имени прилагательного с именем существительным)
-Верно, тема нашего урока : «Связь имени прилагательного с именем существительным»
IV. Организация познавательной деятельности (изучение нового материала)
-Определение последовательности действий на уроке (т.е. вовлечение учащихся в организацию урока с целью решения проблемной ситуации)
-Чтобы достичь нашей цели определим действия на уроке, то есть определим то, что мы будем сегодня делать. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Давайте правильно сопоставим слова из первого столбика с выражениями со второго.
1) Познакомимся с правилами согласования прилагательного с существительным
2) Научимся согласовывать прилагательное с существительным
- Ребята, у вас на столах лежат рабочие листы – это листы самооценивания, в ходе нашего урока мы с вами будем к ним возвращаться и оценивать себя.
Последовательность действий | +,-,? |
Познакомимся с правилами согласования прилагательного с существительным | |
Научимся согласовывать прилагательное с существительным | |
-Поиск решения (открытие нового знания).
-Ребята, как же согласовываются прилагательные и существительные? Посмотрите на доску. Правильное ли это словосочетание ?
Красная цветок
-А как правильно? (Красный цветок)
-Верно, а как вы это определили? Что нужно сделать? (Задать вопрос от существительного к прилагательному)
- Верно, нужно задать вопрос от существительного к прилагательному. А в чем ошибка была в первом случае? (У имени существительного и имени прилагательного разный род)
-Верно, значит имя при должен быть того же рода, что и имя существительное.
-Давайте мы теперь откроем учебники на странице 108 и 109 , прочитаем правила.
- Итак, какие мы можем с вами сделать выводы? (Имя прилагательное всегда согласуется с именем существительным, стоит в том же роде, что и имя существительное, от которого зависит)
-Отлично, вы огромные молодцы. Ребята, давайте вернемся к нашим листам самооценивания. И поставим условные знаки в пустых окошках. Напротив первого пункта. Если у вас все получилось, то поставьте, пожалуйста знак «+», если у вас остались вопросы, то поставьте «?», а если ничего не получилось, то поставьте знак «-».
-Первичное закрепление.
-Как же согласовывается имя прилагательное в связи с именем существительным ? (Род у имени прилагательного будет такой же , как у существительного, от которого зависит)
-Я вам предлагаю выполнить работу в парах, чтобы закрепить данные знания. Вам нужно собрать словосочетания. Помните, что они должны подходить по смыслу и род должен быть одинаковый!
-Давайте проверим.
-Отлично, вы огромные молодцы. Ребята, давайте вернемся к нашим листам самооценивания. И поставим условные знаки в пустых окошках. Напротив второго пункта. Если у вас все получилось, то поставьте, пожалуйста знак «+», если у вас остались вопросы, то поставьте «?», а если ничего не получилось, то поставьте знак «-».
- Ребята, давайте немного отдохнем и проведем физкультминутку.
Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Топай, топай веселей.
- Отлично, ребята, присаживайтесь на свои места.
-Молодцы, ребята! Садитесь. Мы продолжим наш урок.
-Включение нового знания в систему знаний.
-Ребята, мы с вами уже познакомились с правилом, как согласовывать имя прилагательное с существительным. Теперь я вам предлагаю научиться их связывать. Сейчас вам дежурные раздадут карточки. Ваша задача переписать эти предложения и ставить верные окончания, также в скобках напишите на какой вопрос они отвечают.
1. Прошла первая весен… гроза.
2. Сед… туман поднимается над рекой.
3. Недалеко от нас есть глубок… озеро.
4. В реке появилась зубаст… щука.
- Отлично, вы огромные молодцы. Ребята, давайте вернемся к нашим листам самооценивания. И поставим условные знаки в пустых окошках. Напротив третьего пункта. Если у вас все получилось, то поставьте, пожалуйста знак «+», если у вас остались вопросы, то поставьте «?», а если ничего не получилось, то поставьте знак «-».
-Самостоятельная работа с взаимопроверкой.
- Ребята, теперь я предлагаю вам выполнить самостоятельную работу на карточках «Самостоятельная работа». Я предлагаю решить тест и закрепить наши сегодняшние знания.
1. Имя прилагательное ЗИМНЕЕ согласуется с именем существительным:
а) день
б) утро
в) ночь
2. Имя прилагательное ДОЖДЛИВАЯ согласуется с именем существительным:
а) сентябрь
б) месяцы
в) осень
3. К имени прилагательному КАРИЕ можно подобрать имя существительное:
а) глаза
б) карандаш
в) дом
4. Выберите вариант ответа, в котором прилагательное согласуется с существительным:
а) красная цветок
б) большой дом
в) пушистая снег
5. К имени прилагательному ПУШИСТЫЙ можно подобрать имя существительное:
а) кот
б) море
в) дома
-Теперь обменяйтесь карточками с соседом по парте и проверьте по эталону. (взаимопроверка)
-У кого нет ошибок поставьте 5, у кого 1-2 ошибки – 4, у кого 3-4 ошибки – 3.
Поднимите руки те, у кого оценка – 5 (так дальше 4, 3)
- Молодцы, ребята! Я вижу, что большинство из вас верно справились с заданием, а значит хорошо усвоили тему сегодняшнего урока. Тем, кто допустил много ошибок, я советую не расстраиваться и еще раз ознакомиться с материалом сегодняшнего урока.
V. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Соотнесение результатов урока с поставленной целью.
-А какая была цель нашего урока?
-Мы с вами добились цели?
-Давайте вернёмся к плану нашего урока. Все ли пункты мы с вами выполнили?
Самооценка учениками собственной учебной деятельности (что я делал, как я это делал, в какой последовательности, что получилось, не получилось, что было сложно, интересно, что из этого я уже умел, что было нового и т.п.).
-Ребята, давайте оценим свою деятельность на уроке , а для этого у меня есть кубик. Вы по очереди его бросаете и продолжаете фразу, которая вам выпала:
Сегодня я узнал…
Я понял, что…
Мне было трудно…
У меня получилось…
-Ребята, вы все усвоили тему урока. Все активно участвовали, выполняли задания.
- Спасибо, ребята!
VIII. Домашнее задание.
- Ребята, запишите домашнее задание. Выполнить упражнение 195 на странице 109.
- Надеюсь, полученные сегодня знания пригодятся вам в дальнейшем, до новых встреч.