Применение технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе
Фаловская Евгения Олеговна
Медведева Ирина Михайловна
город Королёв 2023
Из истории В основу технологии развития критического мышления положены труды Джон Дьюи, Жана Пиаже, Л.С. Выготского. Авторами технологии являются американские педагоги Курт Мередит, Джинни Стил, Чарльз Темпл. В России технология «Чтение и письмо для развития критического мышления» (ЧПКМ) осваивается с 1997 года. Сегодня Центры критического мышления работают в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске.
Мышление развивается в проблемной ситуации, когда ребенок сам «собирает» понятия о предмете. Л.С. Выготский Если возникшая мысль сразу принимается, то перед нами не критическое мышление. Д. Дьюи Критическое - не значит негативное, критика толерантна, конструктивна. К.Поппер
Критическое мышление, может развивать следующие качества ученика: 1. Готовность к планированию (кто ясно мыслит, тот ясно излагает); 2. Гибкость (восприятие идей других); 3. Настойчивость (достижение цели); 4. Готовность исправлять свои ошибки (воспользоваться ошибкой для продолжения обучения); 5. Осознание (отслеживание хода рассуждений); 6. Поиск компромиссных решений (важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми).
Базовая модель технологии
Размышление (рефлексия)
Из истории В основу технологии развития критического мышления положены труды Джон Дьюи, Жана Пиаже, Л.С. Выгодского. Авторами технологии являются американские педагоги Курт Мередит, Джинни Стил, Чарльз Темпл. В России технология «Чтение и письмо для развития критического мышления» (ЧПКМ) осваивается с 1997 года. Сегодня Центры критического мышления работают в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске.
В чем же различия?
Что принципиально нового несет использование критического мышления?
Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности.
На каждой из стадий урока используются свои методические приемы.
Из истории В основу технологии развития критического мышления положены труды Джон Дьюи, Жана Пиаже, Л.С. Выгодского. Авторами технологии являются американские педагоги Курт Мередит, Джинни Стил, Чарльз Темпл. В России технология «Чтение и письмо для развития критического мышления» (ЧПКМ) осваивается с 1997 года. Сегодня Центры критического мышления работают в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске.
Функции стадии вызова
Мотивационная
(пробуждение интереса и побуждение к работе)
Мотивационная
(пробуждение интереса и побуждение к работе)
Информационная
(актуализация
уже имеющихся знаний)
Коммуникационная
( бесконфликтный обмен мнениями )
Приёмы:
- «Верите ли Вы, что…?»;
- «Проблемный вопрос»
- «Загадка»;
- «Корзина» идей, понятий, «Что я знаю»….;
- Составление таблицы «ЗУХ»;
- «Мозговой штурм»;
- «Составление кластера»;
- «Ассоциации»;
- «Дерево предсказаний»;
- «Перепутанные логические цепочки»;
- «Верные и неверные утверждения»
- «Тонкие и толстые вопросы»;
и т.д.
«Корзина идей»
Позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. В корзине будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
« Ассоциация»
1) Озвучивание темы;
2) Ответы на вопросы:
- О чём может пойти речь на уроке?
- Какая ассоциация у вас возникает когда вы слышите словосочетание: «---»?;
3) Все ассоциации учитель записывает на доске или листе ватмана
Толстые и тонкие вопросы
Тонкие вопросы :
кто, где, когда,
что,
согласны ли,
было ли,
будет ли и т.д.
Толстые вопросы:
Почему вы, так думаете?
В чем разница?
Что, если?
Объясните, почему и т.д.
«Верно – не верно »
1) На доске написаны верные и неправильные утверждения по новой теме;
2) Учащиеся ставят знак «+» там где они считают утверждение правильным и знак «-» там где по их мнению оно не верно
Кластер «Кластер »
1. Выписывается ключевое слово;
2. Записываются слова и предложения по теме;
3. Происходит разделение материала на отдельные блоки;
4. Устанавливаются и выражаются графически логические связи между блоками
(используется как средство для подведения итогов,
как стимул для возникновения новых ассоциаций
и графических изображений новых знаний)
« ТРЕУГОЛЬНИК»
КЛАСТЕР
ТРИ
Имя
Точки
Вершины
« ТРЕУГОЛЬНИК»
ПРЯМОЙ
РАЗНЫЕ
УГЛЫ
Отрезки
Стороны
ОСТРЫЙ
РАВНЫЕ
ТУПОЙ
«Дерево предсказаний»
Функции стадии
осмысления или содержания
Информационная
(получение новой информации)
Систематизационная
(классификация, ранжирование
информации)
Приёмы:
- Инсерт или «Пометки на полях»;
- «Кластер»;
- «Чтение с остановками»;
- «Толстые и тонкие вопросы»;
- «Знаю-Хочу узнать -Узнал»;
- «Взаимоопрос»;
- «Взаимообучение»;
- «Дневник двойной записи»
Инсерт
Прием маркировки текста следующими значками:
- «-» - то, что противоречит представлениям читающих ;
- «+» - то, что является новым;
- «?» - ставится тогда, если у читателя возникло желание узнать о том, что описано более подробно.
+
-
!
V
?
« Синквейн»
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях
Правила написания:
- Первая строчка – название темы в одном слове (существительное)
- Вторая строчка – описание темы в двух словах (прилагательные или причастия)
- Третья строчка – описание действия в трёх словах(глаголы или деепричастия)
- Четвёртая строчка – это фраза их четырёх слов, показывающая отношение к теме
- Синоним из одного слова, который повторяет суть темы
Синквейн
Каким должен быть учитель?
Учитель.
Душевный, открытый.
Развивает, претворяет, думает.
Много идей- мало времени.
Призвание.
Каким не должен быть учитель?
Учитель.
Суетливый, крикливый.
Объясняет, объясняет, ждет.
Когда же закончится урок?
Бедолага.
Функции стадии рефлексии
Коммуникационная
(обмен мнениями о новой информации)
Мотивационная
(побуждение к дальнейшему расширению
информационного поля)
Информационная
(приобретение новых знаний)
Оценочная
(выработка собственной позиции)
Приёмы :
- «Авторский стул»
- «Кластер»;
- «Метод 6 шляп»;
- «Синквейн»;
- «Пятиминутное эссе»;
- «Толстые и тонкие вопросы»;
- «Ромашка вопросов или ромашка Блума»
«Шесть шляп мышления»
Приём Концептуальная или сравнительная таблица»
Линии сравнения
Басня Эзопа
Название
Герои басни
«Ворон и лисица»
Басня И.А. Крылова
Ворон, лисица.
«Ворона и лисица»
Композиция
Ворона, лисица.
Мораль в конце басни.
Из чьих уст звучит мораль?
Лисица становится в позицию автора, читает ворону мораль: «Эх, ворон, кабы у тебя ещё и ум был в голове…»
Мораль в начале басни.
Из уст автора: «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна…»
Приём «ЗУХ» «Знаю, узнал, хочу узнать»
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Особое требование- записывать сведения, факты или понятия только своими словами.
«Эссе»
Эссе рационально использовать в конце урока, данный вид работы позволяет учащимся подвести итог занятия, подытожить свои знания.
Предлагается ответить на вопросы:
Что узнал и чему научился на уроке?
Что хотел бы узнать?
Критическое мышление учит
Работать самостоятельно
Задавать вопросы
Выслушивать чужое мнение
Иметь своё мнение и защищать его
Критически относится к мнению оппонентов
Анализировать и классифицировать
Осуществлять рефлексию своей деятельности
УДАЧИ ВАМ ВО ВСЁМ, КОЛЛЕГИ!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!