Методическая разработка занятия - тренинга
для 4 классов
по теме: «Быть уверенным в себе – это здорово!»
Форма: развивающее занятие
Автор:
Комарова Ирина Ивановна,
педагог - психолог
высшая квалификационная категория
Вихоревка
Пояснительная записка
Цели:
- познакомить с признаками, характерными для агрессивного, уверенного и неуверенного в себе человека;
-способствовать повышению уверенности в себе и адекватному самовыражению;
- отработать навыки уверенного поведения.
Задачи:
- воспитывать культуру здоровья;
- создавать условия для формирования мотивации здорового образа жизни;
- снятие психоэмоционального напряжения;
- развитие уверенности, памяти, внимания, саморегуляции;
- развитие личности школьника, его способностей и возможностей.
Планируемые результаты:
Метапредметные
Коммуникативные:
- уметь эмоционально и сдержанно говорить о своих чувствах;
- уметь слушать и слышать других ребят;
- уметь полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные:
- уметь справляться с эмоциональными взрывами;
- овладеть навыками саморегуляции в общении.
Познавательные:
- уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью педагога-психолога;
- учиться осознавать и анализировать изменения в самом себе.
Личностные:
- формировать положительную самооценку;
- уважать себя и верить в успех;
- осознавать способности адекватно судить о причинах смены настроения;
- уметь видеть и принимать свои достоинства и недостатки.
Образовательные технологии: технология обучающих игр; здоровьесберегающие технологии.
Методы и приемы: словесный (рассказ, беседа); практический (задание, упражнение, игра, ситуация); стимулирующий (мотивационная оценка, положительный настрой); метод убеждения.
Класс: 4
Место проведения: кабинет психолога.
Оборудование: бабочки, карточки со словами, ситуациями, кресло – «груша» по количеству детей, ковёр, экран, компьютер, видеоролик «Препятствия и неудачи», музыка «Волшебство», танцевальная музыка, модель-аппликация «Здоровье человека».
Ход занятия
1.Приветствие
Психолог: Здравствуйте! Очень рада видеть вас. На каждую букву слова «Здравствуйте» давайте пожелаем друг другу здоровья, добра, радости и т.д. Психоэмоциональный настрой: игра-приветствие «Ласковое имя», произнесите своё имя очень ласково и назовите положительное своё качество, например, «Я, Ирина – интересная». Настроились на положительное общение!
2.Разминка
Психолог: Кто желает быть на занятии успешным, поднимите две руки вверх. Кто постарается быть внимательным, хлопните три раза в ладоши. Кто ожидает от нашего занятия, что оно будет интересным, топните два раза ногами. Кто будет активным на занятии, помашите мне правой рукой. Хорошо, я вижу, что многие хотят активности, внимательности и успешности. Мы всё сможем, у нас всё получится!
3.Настрой на занятие
Психолог: Позвольте мне представить вам гостей, их имена: Миша, Даша и Саша. Посмотрите на ребят и определите, с каким настроением они сегодня пришли к вам на занятие? (Ответы детей)
Давайте посмотрим, что у них в руках? (Ответы детей). Каждый из них принёс по одному слову. Они предлагают вам составить предложение из слов: быть, здорово, это, уверенным, в себе. Это предложение поможет вам разгадать тему занятия. Я уверена, что вы умные и очень внимательные ребята, поэтому с помощью наших несложных заданий вы сможете узнать тему занятия. Итак, тема нашего занятия связана с уверенным поведением. А звучит она так «Быть уверенным в себе – это здорово!».
4. Совместное рисование «Моё настроение»
Психолог: Нужно раскрасить крылья бабочки в парах. Подарим бабочек нашим гостям.
Ребята, давайте еще раз обратим внимание на наших гостей. Мы с вами определили, что Даша о чём-то переживает. Посмотрите, какая серая туча нависла над ней. Можно сказать, что Даша в чувствует себя уверенно? (Ответы детей)
-Что такое уверенность? (Ответы детей)
Синонимы к словосочетанию «Уверенное поведение».
Психолог: А сейчас вам предлагается ответить на вопросы теста «Насколько вы уверены в себе». Постарайтесь отвечать на вопросы правдиво.
5.Работа по теме. Основная часть.
Психолог: Уверенность может быть очень высокой, просто высокой, средней, низкой и сильной неуверенностью. Ребята как вы думаете, кто чаще бывает уверенней взрослый или ребёнок? (Да, что чем старше человек, тем больше опыта.)
Просмотр видеоролика «Препятствия и неудачи»
1.Какой вывод можете сделать?
2.Что поняли из сюжета?
3.Легко ли было строить траектории героям собственного поведения?
4.В чём затруднения?
5.Как вы думаете, получается ли у вас быть уверенными человеком?
Задание «Здоровье человека» модель-аппликация.
- Давайте определим, что чувствует мальчики, когда он находится в роли уверенного человека? (Радость)
- Какое чувство испытывает девочка? (Страх, тревогу)
Ролевая игра «Я могу быть разным»
Психолог: Через проигрывание ситуации определить, что может чувствовать и как себя ведёт человек, когда он находится в ролях: уверенного, неуверенного или агрессивного поведения.
Материалы: карточки с надписями: уверенный, неуверенный, агрессивный. Карточки с ситуациями.
Каждому из вас нужно будет сыграть в предложенной мной ситуации определённую роль (по карточкам с ролями, обыграть её 3 способами) и т. д., пока все не поучаствуют в игре.
Обсуждение, выводы:
1.Агрессивный ведёт себя грубо, нахально, нападает, угрожает, смотрит свысока;
2. Неуверенный говорит тихо, выпрашивает, смотрит умоляющим взглядом;
3.Уверенный в себе человек частично уступает, предлагает, действует аргументировано.
-Какие ощущения вызывает агрессивный человек? (неприятные)
- Какие чувства вызывает неуверенный человек? (жалость)
- Какие ощущения вызывает уверенный в себе человек? (надёжности)
Психогимнастика «Дотянись до звезд»
Психолог: Давайте дадим себе возможность расслабиться и набраться оптимизма.
Инструкция: Встаньте удобно и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Представьте себе, что над вами ночное небо, усыпанное звездами. Посмотрите на какую-нибудь особенно яркую звезду, которая ассоциируется с мечтой: желанием что-либо иметь или кем-либо стать (15 секунд).
Теперь протяните руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайтесь изо всех сил. И вы обязательно сможете достать рукой свою звезду. Снимите ее с неба и бережно приложите к груди, к области сердца.
Релаксация «Волшебный сад». Волшебное преображение.
Инструкция: сядьте удобно на кресла-пуфики, расслабьтесь, закройте глаза. Сейчас будет звучать волшебная музыка. Сделайте глубокий вдох и с выдохом отпустите все мысли и переживания.
Представьте себя в волшебном саду. Это может быть место, где Вы уже однажды побывали. Вы – единственный человек в этом саду, слушаем звуки сада. Вас окружают самые фантастические цветы, цветущие кустарники, фруктовые деревья. Вы чувствуете запах цветов, спелых фруктов. В саду озеро с тёплой и прозрачной водой. Вода голубая и чистая. Поплавайте в озере. Вода в озере очень тёплая, но в то же время она освежает. Вода так приятно качает Вас. Можно просто полежать на воде и смотреть на небо, на пробегающие белоснежные облака, пусть все Ваши неприятности улетят вместе с облаками. Захватите с собой это чувство свободы, уверенности, покоя и возвращайтесь. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните. Медленно откройте глаза.
Обсуждение.
- Что изменилось в Вашем состоянии?
- Ощущаете ли прилив жизненных сил?
Танцевально-двигательная терапия
Упражнение «Мать-Земля»
Ритмичное топанье по кругу под ритмичную, танцевальную музыку в течение 7–10 минут. При этом шаг выполняется на полусогнутых ногах, стопа ставится на пол всей поверхностью, с топаньем. Важно, чтобы было ощущение плотного соприкосновения стопы с полом.
6. Заключительный круг «Важное».
Психолог: Теперь давайте по кругу, что на этом занятии было самым важным для вас, что понравилось, а что не понравилось. Каждый говорит минуту или просто сказать несколько слов.
7. Подведение итогов. Рефлексия:
Психолог: Итак, ребята, в жизни людям случается быть в разных ситуациях. Чтобы вы пожелали неуверенному человеку?
Очень важно понимать то, что чем больше человек поддерживает других, тем сам становится увереннее.
Наше занятие завершается, гости благодарят вас за работу. Если вам понравилось занятие, и вы узнали что-то новое для себя, то подарите нашим гостям звёздочки, если что-то не понравилось – подарите бусинки.