СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические разработки по патриотическому воспитанию детей и подростков в условиях организации отдыха детей и их оздоровления

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические разработки по патриотическому воспитанию детей и подростков в условиях организации отдыха детей и их оздоровления»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение, средняя общеобразовательная школа с. Углезаводск












Всероссийский конкурс методических разработок по патриотическому воспитанию в условиях организации отдыха детей и их оздоровления, посвященного 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Жанр: Лучший сценарий отрядного мероприятия.

Название: Патриотический квест «По следам войны…»



Малыгина Дарья Сергеевна

Возраст детей: от 7 до14

Количество: 20












с.Углезаводск

2020г.

Содержание


Введение 3

Этапы проведения. 6

Условия проведения 10

Результаты. 11

Список использованной литературы 12

























Введение

«…даже само слово "патриотизм" подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило своё первоначальное значение. Это чувство гордости перед своим Отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения».

В.В.Путин.

Актуальность проблем, связанных с воспитанием подрастающего поколения, привитие любви к малой Родине, бесспорна. Воспитание детей носит исторический характер и его содержание меняется от ряда обстоятельств и условий: запросов общества, экономических факторов, уровня развития науки, возможностей возраста школьников считают Бондарь Н.И., Буре Р.С., Година Г.Н. Следовательно, на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения. Патриотическое воспитание – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой родине.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социальной культурной среды. Таким образом, формирование у школьников любви к Родине следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры. Сахалинская область– благодатный регион для воспитания лучших человеческих качеств посредством традиций и культуры, многовекового опыта мужественного, трудолюбивого и творческого народа.

Большая Родина всегда начинается с малой – места, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада и школы. Дом или детский сад, родной край и деревня имеют свою историю, особенности природы, свои традиции. А поможет приблизить школьников к истории своего родного края – чувашская культура, местный материал, живое общение с природой и земляками – всё, что в дальнейшем призвано обеспечить успешную социализацию личности, пригодиться на той земле, где родился.

Воспитания нравственных чувств, воспитание любви к Родине оказывают влияние и исторический этап, и особенности объекта воспитания, и конкретные условия жизни. Любовь к родине, родному краю формируются и развиваются в деятельности, особенно совместной, во взаимоотношениях друг с другом, со взрослыми. Свои первые нравственные чувства ребёнок приобретает в узком социуме: в семье, в школе. Первые чувства гражданственности формируются в процессе целенаправленного воспитания. Ребенок приобретает понятия: «дом», «улица», «город», «Родина» на той территория, где он проживает. Исходя из этого, актуальным является этнический подход к воспитанию нравственных чувств, у детей, живущих в Сахалинской области.

Используя в работе с детьми краеведческий материал, педагог воспитывает нравственно-патриотические чувства, чувства гражданственности, которые будут сохраняться всю жизнь и служат духовному развитию личности. Краеведение - социально значимое и необходимое направление в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей родного края, педагог формирует глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой и бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, и значит стать созидателем своей малой Родины.

Актуальность данной методической разработки заключается в том, что в процессе прохождения данной кругосветки создаются благоприятные условия для воспитания у обучающихся дисциплинированности, организованности и выносливости. А так же, играя в команде у обучающихся будут развиваться управленческие качества.

Новизна: новое время требует от школы содержания, форм и методов патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самостоятельности можно достигнуть успехов в этом направлении.

Жанр: патриотический квест.

Состав участников: команды участников смешанные, возраст от 7 до 14 лет. Общее количество 20 человек.

Цели и задачи: при составлении плана в летнем оздоровительном лагере с учётом возрастных особенностей ребят, решаются следующие задачи у учащихся начальной школы:

  • Формирование понятия о большой и малой Родине; первоначальные знания об истории Родины и замечательных людях, внесших вклад в историю России;

  • Формирование бережного отношения и уважения к жизни и всему живому.

  • Воспитание трудовых навыков и уважительного отношения к труду другого человека.

  • Воспитание навыков выполнения правил поведения в обществе.

  • Воспитание чувства сострадания, чуткости, честности и доброжелательности.

У учащихся средней возрастной группы:

  • Формировать гордость за Россию и желание что- либо сделать для неё, знакомство с историей Родины, её людьми.

  • Воспитывать интерес к своей родословной, к другим людям.

  • Формировать понятие о труде на благо Родины.

  • Воспитывать чувство коллективизма и соотносить свои действия с действиями окружающих людей.

Старший возраст учащихся:

  • Воспитывать стремление к созидательной деятельности на благо себя, своей семьи, общества, Родины;

  • Формировать высокий уровень духовного развития;

Воспитывать понимание наивысших ценностей жизни;

  • Дать понятие о роли семьи в жизни отдельного человека и в жизни общества;

  • Помочь осмыслить свои жизненные цели, свою жизненную позицию;

  • Воспитать способность к взаимодействию с окружающим миром;

  • Воспитать уважительное отношение к материальным ценностям и т.д.




















Этапы проведения. Подготовительный этап.

Звучит музыка из к/ф «Солдаты». Каждая команда собираются на улице и выстраиваются двумя шеренгами).  Фанфары.

Ведущий 1- Здравствуйте, уважаемые участники   военно-патриотической квест-игры "По следам войны…". Наша сегодняшняя встреча посвящена годовщине Победы в Великой отечественной войне. Днем и ночью, в дождь и снег, в жару и холод Российские летчики, танкисты, моряки, пограничники охраняют рубежи нашей великой страны, защищают нашу мирную жизнь, хранят  честь и достоинство нашей Родины. В этом году наша великая страна отмечает знаменательную дату: 75-ю годовщину Победы над фашистской Германией в Великой Отечественной войне.

Ведущий 2 - Внимание! Мы начинаем военно - патриотическую квест-игру "По следам войны…".

Звучит гимн России

Ведущий 1- Командирам приготовиться и доложить о готовности отряда к военно-патриотической квест-игре "По следам войны…".

 (Командиры по очереди сдают рапорт о готовности к проведению квест-игры командующему). Выход из строя, сдача рапорта командующему. Командир отряда маршевым шагом подходит к командующему и докладывает:

— Товарищ командующий! Отряд «_____________________»для участия в квест-игре «По следам войны…» построен!

Наш девиз …………………………………………………………………………

Командир отряда _________________. Рапорт сдан.

Командующий (подходит к главнокомандующему - заведующему):

- Товарищ главнокомандующий отряды к квест-игре готовы. Разрешите начать!

Заведующий: Разрешаю!

Основной этап.

Ведущий 1 - И так, уважаемые игроки, сейчас каждая из команд получит маршрутный лист, в котором указано направление движения вашего отряда. Двигаться от станции к станции необходимо строго по порядку их номеров. Порядок движения по станциям у каждой команды свой. На всех станциях вас ждут бойцы (воспитатели), которые и будут оценивать вашу подготовку, после правильного выполнения задания каждая команда получит свои части карты, которые испортил Капитан Крюк. Передвижение разрешено быстрым строевым шагом во главе с командиром отряда и в сопровождении взрослого. Передвижение бегом или поодиночке запрещено, только дружно в колонне по двое! Когда все станции будут пройдены, команда приходит на финиш. Командиры проходят в штаб, в руках у них  части карт. В штабе составляются карты.

Вручение маршрутных листов командирам отрядов.

Ведущий 2  - Команды! На старт! Внимание! Марш! (Отряды знакомятся с планом, начинают выполнение задания, начинают маршрут со своего участка, выполняя поочерёдно одно задание за другим. Когда командиры, после выполнения заданий на всех станциях, отправляются в штаб складывать карты, команды вновь выстраиваются в шеренги по двое).

Станция «Стрелковый поединок».

Все участники команды по очереди бросают  гранаты (мешочки с песком)  по вражеским танкам (кеглям). Боец ставит отметку о прохождении станции в маршрутном листе команды и выдает часть карты.

Станция «Полевая кухня».

Боец:

Чтобы крепкими вам быть,

Нужно вам обед сварить.

И поэтому, друзья,

Борщик вам варить пора!

В команде выбирается «повар», который встает последним в колонне. Каждый участник команды по очереди подбегает к столу, берет один лежащий в корзине предложенный продукт (пластмассовые овощи и фрукты). Задание – выбрать один овощ для борща и положить в кастрюлю. Последний игрок - «повар» бежит последним с кастрюлей в руках к столу и проверяет ингредиенты для борща (лишние убирает). Когда все готово кричит «Обед». Боец ставит отметку о прохождении станции в маршрутном листе команды и выдает часть карты.

Станция «Музыкальная».

Звучат песни военных лет и детские песни о войне. Задача команды угадать знакомые мелодии или исполнить знакомую песню. Боец ставит отметку о прохождении станции в маршрутном листе команды и выдает часть карты.

Станция «На привале». Командам необходимо ответить на вопросы бойца:

- На чем служат моряки? (на корабле)

- Что защищают все солдаты? (Родину)

- Как называется человек бескорыстно любящий свою Родину? (патриот)

- Что лежит в земле, а если наступишь – взорвется? (мина)

- Как называется головной убор воина-десантника? (берет)

- Что у солдата на ногах? (берцы, сапоги)

- Что бросают и говорят «Ложись!» (гранату)

- Какое животное иногда тоже служит? (собака)

- Как называется головной убор моряка? (бескозырка)

- Это имя девочки и название грозного оружия во время Великой Отечественной Войны? (Катюша)

- Какой головной убор надевают бойцы во время боя чтобы защитить голову от ранения? (каску)

- Как называется средство передвижения на гусеницах? (танк)

- Куда идут служить мальчишки, когда вырастут? (в армию)

- Как называется больница для раненых солдат? (госпиталь)

Боец ставит отметку о прохождении станции в маршрутном листе команды и выдает часть карты.

Станция «Госпиталь»

Боец: Игроки, вы знаете о том, что раненого бойца на поле боя никогда не бросают. С другом и беда не беда. Покажите, как вы сможете вынести бойца с поля боя.

По команде два первых участника берут носилки и бегут к «раненому бойцу» (кукле), кладут его на носилки и несут в госпиталь. Третий игрок оказывает помощь (перевязывает голову) и т.д.

Боец ставит отметку о прохождении станции в маршрутном листе команды и выдает часть карты.

Станция «Связисты»

Игрокам необходимо восстановить повреждённую связь с фронтом. Каждому члену команды необходимо распутать перепутанный «кабель» (скакалки) и составить из них «линию связи».

Боец ставит отметку о прохождении станции в маршрутном листе команды и выдает часть карты.

Станция «Минное поле»

Всем игрокам команды необходимо пройти по «Минному полю» и не «взорваться» (игроки передвигаются по очереди по нарисованным кругам – перешагивая или перепрыгивая из одного в другой. Оступившийся – возвращается на старт и ждет команду).

Боец ставит отметку о прохождении станции в маршрутном листе команды и выдает часть карты.

ШТАБ

Команды приходят к финишу. Командиры собираются в Штабе, собирают карты (карту России) Командир первый собравший карту поднимает руку и кричит «Победа!».

Звучит марш. Команды строятся в одну шеренгу.

Главнокомандующий:

Вот и подошла к концу наша квест - игра «По следам войны…!». Со всеми заданиями игроки справились отлично и показали себя, не только ловкими, сильными, смелыми, быстрыми, но и дружными, умеющими быть единой командой. За проявленные ловкость, смелость, взаимовыручку, дружбу команды награждаются медалями.

Церемония награждения (сопровождается фанфарами).



Условия проведения:

В материально – техническое обеспечение входит ноутбук, колонки, провода для подключения и удлинитель. А так же, непосредственно для станций необходимо обеспечить наличие: мешочков с песком, кегли, муляжи фруктов и овощей, кастрюля, половник, носилки, манекен небольшого размера или кукла, бинты, скакалки, картонные или мягкие круги и карту России.

Кадровое обеспечение: 8 бойцов (педагоги или воспитатели) и 2 ведущих (педагоги или воспитатели).

Организационное обеспечение: флаг России, Сахалинской области и Долинского района на стойках, маршрутные листы, военная форма для бойцов и ведущих, стойка для ведущих и микрофоны.



Результаты.
  • Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.

  • Получение участниками умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.

  • Развитие коммуникативных способностей и толерантности.

  • Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.

  • Расширение кругозора детей.

  • Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.

  • Формирование у детей чувства уважения к ветеранам ВОВ, защитникам Родины.

  • Заинтересовать детей и подростков военной и государственной службой.

  • Развитие чувства патриотизма, любви к Родине, стремления больше узнать о нём, беречь родную природу.




















Список использованной литературы


  1. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

  2. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007

  3. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева.Москва: ВАКО, 2007 г.

  4. Учебник для вожатого. М.П.Кулаченко – Ростов на Дону: Феникс, 2008 г.

  5. Журнал «Мэгариф».

  6. Внеклассные мероприятия в начальной школе.-Волгоград, «Учитель», 2007 г.