СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации»

Титульный лист

Анатация

Пояснительная записка



Содержание

Раздел 1. Исследовательская деятельность

    1. Исследовательская деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.

    2. Типичные ошибки проведения исследования. Примеры ошибок в детских исследовательских работах

    3. Критерии оценивания детских исследовательских работ

    4. Паспорт исследования №1 «Тайна подземных мокровищ.» (мой)

    5. Паспорт исследования №2 «….» (одногруппника)

Раздел 2. Проектная деятельность

2.1 Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.

2.2 Проектная задача «Карлсон просит о помощи» для обучающихся «..» класса (свой)

2.3 Проектная задача «…..» для обучающихся «..» класса(одногруппник)

Заключение

Список литературы

Приложение

















Аннотация

В методических рекомендациях отражены основные подходы и стратегии организации проектно-исследовательской деятельности обучащихся начальной школы. Проектно-исследовательская деятельность направлена на развитие критического мышления, творческих способностей и практических навыков у обучающихся, что является важным аспектом современного образования.



Данные методические рекомендации служат источником для учителей начальных классов, стремящихся внедрить проектно-исследовательскую деятельность в учебный процесс, и помогут создать условия для всестороннего развития обучающихся.

Методические рекомендации составленный в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования.

Составитель: Ткач С. А- студент группы 22П-5 отделения «Преподавание в начальных классах»

«Красноярский педагогический колледжа № им М. Горького». 2023































































Раздел 1 Исследовательская деятельность

    1. Исследовательская деятельность учащихся в современном начальном образовании: название, специфика, структура.

Под исследованием понимается процесс поиска неизвестного, новых знаний.[ 5] Если говорить про исследовательскую деятельность, то это творческая познавательная деятельность, направленная на постижение мира, «открытие» детьми новых для них знаний. [6 ]

Любая исследовательская деятельность должна соответствовать следующим требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта, а именно:

Базовые исследовательские действия:

1.Определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;

2.С помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;

3.Сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

4.Проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);

5.Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);

6.Прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

Работа с информацией:

1.Выбирать источник получения информации;

2.Согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

3.Распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;

4.Соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

5.Анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;

6.Самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.[1 ]

Целями любой исследовательской деятельности являются:

- установление непосредственно воспринимаемых эмпирических свойств изучаемых объектов;

- изучение истории возникновения, развития, преобразования предмета исследования;

- изучение конкретных данных об изученном объекте на основе широкого круга информации;

- установления взаимосвязей объекта исследования с окружающей действительностью, другими объектами, событиями;

- выявление возможностей исследуемого объекта (реальных и выдуманных) и др. [3 ]

В исследовательской деятельности в начальной школе можно выделить следующие задачи:

- развитие мотивации к процессу получения знаний;

- ознакомление с ролью науки, научных и учебных исследований в жизни людей; знакомство с природой научного знания, методами исследований;

- формирование умений осуществляется через учебное исследование, работать с информацией, организовывать свою учебно-исследовательскую деятельность, анализировать и оценивать ее, презентовать результат;

-развитие творческого, критического мышления, расширения кругозора учащихся;

-развитие умений, способствующих саморазвитию обучающихся: самовыражения, самопрезентации и рефлексии;

-воспитание целеустремленности, самостоятельности, инициативности, творческого отношения к делу [3 ].

Если говорить о видах исследовательской деятельности, то можно сделать вывод, что классификаций исследовательской деятельности бывают разные. Давайте рассмотрим некоторые классификации исследовательской деятельности в начальной школе.

А) по содержанию:

1.исследование, направленное на выявление свойств изучаемых объектов. При данном исследовании задействованы все виды анализаторов (слух, зрение, обоняние, вкус, тактильные), что позволяет описать явные свойства предметов; используются знания о классах предметах, взаимосвязях с другими предметами и т.п.;

2.вербальное исследование, сущность которого заключается в постановке детьми вопросов и нахождению ответов на них. Значение вопросов неоценимо для развития ребенка. В начальной школе важно учить задавать проблемные вопросы, что позволяет впоследствии развивать умение видеть и вычленять проблемы;

3. комплексное исследование, которое может включать в себя все предшествующие виды исследовательского поведения или часть из них;

4.собственное исследование, направленное на всестороннее (возрастосообразное) изучение предмета, целенаправленное, включающее определенные этапы, действия, средства.

Б) по количеству участников: индивидуальные (самостоятельные), групповые (несколько человек из класса), коллективные (весь класс);

В) по месту проведения: урочные, внеурочные;

Г) по времени: кратковременные или долговременные;

Д) по теме: предметные, свободные[5 ]

Основные этапы исследовательской деятельности опираются на следующие положения

  • Найти проблему – что надо изучать.

  • Тема – как это назвать.

  • Актуальность – почему эту проблему нужно изучать.

  • Цель исследования – какой результат предполагается получить.

  • Гипотеза – что не очевидно в объекте.

  • Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования.

  • Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально.

  • Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме.

  • Методика исследования – как и что исследовали.

  • Результаты исследования – собственные данные.

  • Выводы – краткие ответы на поставленные задачи.

  • Значимость – как влияют результаты на практику.[ 2]

Тема которую можно выбрать может быть:

- фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);

- экспериментальной;

- изобретательской;

- теоретической.[3 ]

Давайте рассмотрим какие же умения развивает исследовательская деятельность:

  • Организационные умения

  • Информационные умения

  • Поисковые умения

  • Презентационные умения

  • Оценочные умения[5 ]

Рассмотрим как учителя участвуют в исследовательской работе учащихся

  • Определяет сферу интересов учеников

  • Знакомит обучающихся с методами научного познания и исследования.

  • Помогает сформулировать проблему

  • Учит работать с разными источниками информации

  • Учит правильно оформлять исследовательскую работу[ 3]

Рассмотрим как родители могут участвовать в следовательской работе своего ребенка:

  • Консультирует,

  • Отслеживает выполнение плана,

  • Решает оперативные вопросы,

  • Помогает в предварительной оценке проекта,

  • Участвует в подготовке презентации,

  • Обеспечивает наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.[ 3]

Структура:

  • Титульный лист;

  • Аннотация;

  • Сведения об авторах;

  • Пояснительная записка;

  • Содержание;

  • Список рекомендуемой литературы по данной теме;

  • Приложения (при необходимости).[4 ]

В заключении хочется сказать, что учитель должен научить ребенка выполнять исследовательскую работу с самого первого класса. Ведь с ее помощи ученик овладевает и развивает такие навыки как самоорганизация, самоопределение, ответственность и самостоятельности.













1.2Типичные ошибки проведения исследования. Примеры ошибок в детских исследовательских работах.

Любое исследование начинается с определении темы исследования. Для того, чтобы правильно определить тему исследования можно воспользоваться разными способами например:

- из жизненно-важных ситуаций, в которые попадает ребенок, вопросов

- из предложенных конкурсов различного уровня: школьных, городских, и т.д.:

- из предложений учителя (наименьшая степень самостоятельности)

Важно помнить, что для того чтобы выбрать тему исследования важно выделить проблему. Для того чтобы выделить проблему необходимо видеть одни и те же вещи с разных точек зрения. Помните, что темы можно разделить на 4 группы:

- экспериментальные

- теоретические

- фантастические[8]

Важно не ошибиться с выбором темы и для этого давайте рассмотрим какие типичные ошибки можно допустить, когда выбираешь тему исследования:

  1. Взята слишком узкая тема(

  2. Тема исследования сформулирована слишком широко

  3. Сформулированная тема не соответствует возрасту обучающихся

  4. У обучающихся отсутствует познавательный интерес к сформулированной теме

  5. Тема содержит широкую интеграцию

  6. Тема не является исследовательской так как изучается на уроке

  7. Некорректная формулировка темы исследования[7]

Давайте рассмотрим несколько примеров ошибок которые ученик допустил при выборе темы:

  1. Метеориты-гости из космоса данная тема очень широкая

  2. Радуга в доме, данная тема не научная. И не соответствует предмету исследования.[12]

После того, как определился с целью, важно определить цель исследования. Она определяется для того, чтобы понять зачем мы проводим это исследование . Для того, что бы правильно определить цель исследования необходимо помнить, что она должна быть:

  1. Конкретна, определяет результат деятельности.

  2. Формулировка цели должна начинаться с глагола в неопределённой форме (например, создать, сформулировать..)

  3. Достижима.

  4. Измерима, контролируема, в отдельных случаях диагностируема.

  5. Определена во времени, так как определены сроки проведения исследования.

Давайте рассмотрим несколько рекомендаций для формирования цели исследования:

  1. Краткосрочные цели-самые важные

  2. Убедитесь, что сформулированная цель определяет именно ту деятельность, которую вы задумали.

  3. Прислушайтесь к чувствам, возникающим в момент определения целей

  4. Периодическая коррекция или кардинальная смена целей естественны

  5. Время потраченное на целеполагание окупится во время дальнейшей работы.

Какие же ошибки можно допустить при формулировке цели:

  1. Цели исследования завышены.

  2. Несоответствие цели теме и проблеме исследования.

  3. Неясность, неточность формулировки целей.[9]

Рассмотрим несколько примеров ошибок формулировке цели исследования

  1. Цель: выделить основные виды литературных блогов. Выделить основные особенности литературных блогов( Ошибка данной формулировки цели заключается в том, что неверно подобраны слова для формулировке цели)

  2. Цель: выявить эволюцию темы маленького человека( данная цель имеет слишком широкий смысл)

После того, как ученик определил цель исследования , важно определить задачи данного исследования. Если мы откроем словарь Ожегова, то мы увидим, что задача это сложный вопрос, проблема, требующие исследования и разрешения.

Ученик формулирует задачи для того, чтобы:

1. выделить более простые и доступные для выполнения операции;

2. создать последовательность выполнения операций с учётом их связи, сложности, времени выполнения, то есть выработать тактику достижения целей;

3. смоделировать весь объём работы и рассчитать свои силы.[9]

Рассмотрим пример неправильно составленных задач

•Изучить сведения по теме, используя научно-популярную литературу,

Ресурсы Интернет

•Выяснить отношение школьников к шоколаду. Провести входную

Диагностику

•Научиться ориентироваться в мире шоколада, изучив его состав и

Свойства.

• Доказать экспериментальным путём отличие одного шоколада от

Другого.

•Собрать интересные факты о шоколаде.

В данных задачах ошибка заключается в том, что нарушена последовательность действий по достижению цели.

После определения цели и задач следующим шагом является определение гипотезы

Часто при определении гипотезы у учителя возникают трудности и для того что бы их избежать можно воспользоваться разными методами:

  1. Метод подбрасывания идей

  2. Метод личного примера

  3. Мозговой штурм

Все эти методы помогают учителю организовать деятельность обучающихся так, что бы они смогли сформулировать гипотезу.

Рассмотрим основные требования к гипотезе она должна быть:

- содержать предположение

- быть проверяема, подтверждена

- быть логически непротиворечивой

- быть реально опровергаемая





































1.3 Критерии оценивания детских исследовательских работ


Критерий

Баллы

Пояснение

Тема соответствует возрасту

0-1

0-не соответствует

1-соответствует

Тема соответствует исследованию

0-1

0-не соответствует

1-соответствует

Проблема актуальна

0-2

0-не актуальна

1-актуальна для него

2-актуальна для общества



Цель соотносится с темой

0-1

0-не соотносится

1-соотносится

Цель краткосрочна, достижима, проверяема

0-3

0-не краткосрочная, не достижима, не проверяем или цель не соотносится с темой

1-выполняется только 1 условие

2-выполняется любые 2 условия

3-выполняются все 3 условия

Задачи соответствуют цели

0-1

0-не соответствует

1-соответствует

Наличие достаточного количества задач

0-1

0-не достаточно (0-3)

1-достаточно(4 и более)

Представлена гипотеза

0-1

0-представлена

1-не представлена

Представлен список литературы

0-2

0-не представлен

1-предсталены но без ссылок

2-представлены с ссылками

Литература соответствует возрасту

0-1

0-не соответствует

1-соответствует

Наличие достаточного количества книг

0-2

0-представлено 1-2 источника

1-представлены 3-4 источника

2- более 4 источников

Представлены все группы методов

0-2

0-методы не представлены

1-предсттавлены только 1 группа

2-представлены 2 группы методов

Представлены выводы к каждому пункту плана

0-2

0-выводов нет

1-имеется только общий вывод

2-имеется к каждому пункту плана

14

Не нарушены структура и логика исследования

0-2

0- структура и логика нарушены

1- не нарушены или структура или догика

2-не нарушены оба компонента

15

Данные представлены в виде фотографий, схем, таблиц, диаграмм

0-1

0-не представлены

1-представлены

16

Соблюдены технические требования к оформлению исследования

0-2

0-не соблюдены

1-соблюдены с незначительными нарушениями

2-соблюдены

17

Отсутствуют грамматические и пунктуационные ошибки

0-2

0-не соблюдены

1-соблюдены с незначительными нарушениями

2-полностью соблюдены



Оценим несколько детских исследовательских работ

Критерии

Все ли мы знаем о ежах

Как вырастить крымские арбузы дома

Шум в школе

Почему листья меняют цвет

Тема соответствует возрасту

1

1

1

1

Тема соответствует иследованию

1

1

1

1

Проблема актуальна

2

1

2

2

Цель соотносится с темой

1

1

1

1

Цель краткосрочна, достижима, проверяема

0

2

2

3

Задачи соответствуют целям

1

1

1

1

Наличие достаточного количества задач

0

1

1

1

Представлена гепотиза

2

2

2

2

Представлен список литературы

1

1

1

1

Наличие достаточного количества книг

2

2

2

2

Представлены все группы методов

2

1

2

2

Представлены выводы к каждому пункту плана

2

2

2

2

Не нарушена структура и логика иследования

2

2

2

2

Данные представлены в виде диаграм схем и тд.

1

1

1

1

Соблюдены технические требования к оформлению

0

2

2

1

Отсутствуют грамматические и пунктуационные ошибки

0

1

2

2







































1.4.Паспорт исследования №1 «Тайны подземных сокровищ»

Компоненты паспорта

Описание исследовани

ФИО участника

Ткач Сергей Анатольевич

Тема исследования

Тайны подземных сокровищ.

Актуальность исследования

Актуальность данного исследования заключается в том, что многие учащиеся сталкивались с множеством полезных ископаемых, но они не знают как эти ископаемые использует человек и какие свойства данных ископаемых способствуют этим применениям. Данное исследование проводится что бы показать детям какими свойствами обладают некоторые полезные ископаемые и как человек использует эти ресурсы.

Проблема исследовани

Проблема понимания свойств и применения полезных ископаемых.

Объект исследования

Полезные ископаемые

Цель исследования

Цель для учителя: Организация деятельности обучающихся, направленная на развитие исследовательских умений

Цель для ученика: Сравнить некоторые полезные ископаемые

Задачи:

  1. Выделить особенности полезного ископаемого

  2. Заполнить таблицу по полезному ископаемому

  3. Представить получившуюся таблицу

Гипотеза исследования.

Предположим, что полезные ископаемые имеют свои особенности.

Тип исследования

Исследовательское, краткосрочное, групповое, монопредметное (окружающий мир).

Методы исследования.

Теоретические: Анализ текста

Практические: Заполнение таблицы

Этапы реализации (включая исследовательский) краткое описание

Подготовительный


На данном этапе учитель показывает видеоролик про полезные ископаемые

Теоретический

Знакомство с текстом про полезное ископаемое.

Практический

Заполнение таблицы про полезное ископаемое

Презентационный

На данном этапе учащиеся выступают со своими таблицами которые они заполняли по ископаемому.

Рефлексивный

На данном этапе происходит анализ своей деятельности. Выясняют какие трудности возникали в процессе выполнения работы



Исследовательский этап (полное описание)

Цель: Изучить некоторые полезные ископаемые.


Гипотеза: Предположим, что полезные ископаемые имеют свои особенности.


Методы:


Теоретические: Анализ текстов


Практические: Заполнение таблицы


Ход исследования


В начале учитель спрашивает что такое полезные ископаемые. После этого учитель спрашивает а все ли они одинаковые. Дети выходят на тему, цель, задачи и с помощью учителя формулируют гипотезу. После этого учитель делит детей на группы. Каждая группа получает свой текст про полезное ископаемое. После чтения текста они заполняют таблицы, и готовят публичное выступление. После выступлений учитель подводит итоги выясняет подтверждение или опровержение сформулированной гипотезы

Оборудование

Раздаточный материал( текст для анализа, таблицы для заполнения).

Продукт исследования

Таблицы сравнения полезных ископаемых

Перспектива исследования


1.ор

РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

По мнению, Г. К. Селевко: «Проектная деятельность – это способ организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата и ориентирован на интерес, творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы».

Проектная деятельность занимает важное место в современном начальном образовании. Она направлена на развитие личности ребенка, его творческих способностей, и достижения универсальных учебных действий. Но перед внедрением проектной деятельности в образовательный процесс, необходимо подготовить школьников к ней. Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, “зрелость”, заключающаяся в следующем.

Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:

Умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);



Умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

Умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано, его доказывать);

Умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях “открывают” и доступно для себя формулируют необходимые “Правила общения”, регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний.

Во-вторых, вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”. Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:

Развитие аналитико-синтетических действий;

Сформированность алгоритма сравнительного анализа;

Умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;

Возможность выделять общий способ действий;

Перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность.

К “интеллектуальной зрелости” также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.

Целенаправленное формирование как обобщенности умственных действий, так и названных качеств мышления осуществляется с 1-го по 4-й класс в русле работы над становлением у учащихся центрального психического новообразования младшего школьного возраста – теоретического мышления через особое учебное теоретическое содержание, активные методы и приемы обучения, диалоговые формы взаимодействия учителя с детьми и учеников друг с другом.

Что такое проектная задача?

Термин «задача» имеет несколько значений, одно из которых трактуется как «сложный вопрос, проблема, требующая исследования и разрешения» (Толковый словарь С. И. Ожегова). В образовательной практике используются разные типы задач; учебная, конкретно-практическая, исследовательская, творческая и др. Ведущей в деятельностной технологии является учебная задача, которая направлена на нахождение общих способов решения большого круга частных задач, требующих детального анализа и теоретического (содержательного) обобщения (В.В. Давыдов). Как правило, учитель (через содержание программы) сам «ведет» класс к постановке и решению очередной учебной задачи, создавая ситуации, приводящие: детей к выбору именно этой задачи. Учебная задача – всегда новая задача. До нее подобных задач дети не решали, и поэтому «с ходу» она не может быть: решена учащимися. Она – поисковая задача. Именно в результате поиска дети смогут решить эту задачу.

Конкретно-практическая задача ориентирована на применение (отработку) уже освоенных способов действий (знаний, умений) в известной школьникам ситуации, как правило, внутри конкретного учебного предмета. Итогом решения такого типа задач является правильное использование знаний, умений и навыков учащихся (получение правильного ответа). В отдельных случаях конкретно-практическая задача может быть использована для выявления границ применения освоенного способа действия и тем самым становится условием для постановки новой учебной задачи.

Творческая (олимпиадная) задача – это задача, не имеющая готового формального способа решения. Ученик за счет своих способностей, как правило, спонтанно пытается найти его сам.

Как правило, этот способ решения не поддается алгоритмизации. Поэтому такие задачи обычно решает небольшой круг учащихся (обладающих нестандартным мышлением).

Практика современного образования показала, что вышеуказанных типов задач недостаточно для мониторинга результатов и эффектов обучения.

Что не могут сделать в обучении такие задачи, как учебная и конкретно практическая? Они не позволяют:

Научить самостоятельному выбору способа решения (проблемы) в ситуации, когда он не виден явно и однозначно из условия задачи. Как правило, способ решения либо лежит на поверхности, либо задается автором или учителем.

Стимулировать получение принципиально нового «продукта», которого никто

(включая учителя) не знает до решения.

Содержательно мотивировать поиск решения в малой группе. Как правило, задачи, которые мы предлагаем решить детям на уроке, связываются с групповыми формами обучения, формами учебного сотрудничества.

Оценить возможности детей действовать в незнакомой, нестандартной ситуации

(отличие от творческой задачи), но с использованием известных способов действия.

Задать разные «стратегии» решения задачи с получением «веера» возможных результатов.

А именно эти действия лежат в основе формирования новых образовательных результатов современной школы, вид задач – проектные задачи.

Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата (продукта), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер. Другими словами, проектная задача должни через систему или набор знаний (реперные точки) задать возможные «стратегии» своего решения.

Через опыт решения пробных задач на протяжении 5-6 первых лет обучение в школе, младшие школьники (без специального акцента) осваивают основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве. В более старших классах целесообразно вместо использовать неупорядоченный набор: чтобы дети сами строили свою стратегию решения. А первом случае отдельные задания не вообще не выявляются явным образом изначально, самими учащимися. Такая форма проектной задачи наиболее приближена к собственно проекту.

Итак, проектная задача – это система (набор) знаний (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального (до этого – неизвестного) продукта.

Почему задачи такого типа получили название проектных? Проект есть целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени.

При его реализации не задается порядок действий, проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств, материалов и действий, с помощью которых будет достигнут результат.

Отличие проектной задачи от проекта лишь в том, что школьникам задаются все необходимые средства и материалы в виде системы (или набора) заданий, требуемые для их выполнения.

Какие педагогические эффекты имеют проектные, задачи?

Дают реальную возможность организовать взаимодействие (сотрудничество) детей, определяют место и время для наблюдения и экспертных оценок за деятельностью учащихся в группе.

Учат (без явного указания на это) проектировать через специально разработанные задания.

Позволяют посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты, зашумлены, а иногда и требуют переконструирования.

В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:

Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное — почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки).

Ставить и удерживать цели.

Планировать свою деятельность.

Моделировать (представлять способ действия в виде схемы – модели, выделяя все существенное и главное).

Проявлять инициативу при поиске способов решения задачи.

Взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других.



    1. Проектная задача для обучающихся 2 класса

Автор

Тема: «Карлсон просит о помощи»

Класс: 2 класс

Вид и место ПЗ:

  1. Итоговая

  2. Меж предметная( Русский, математика)

  3. Одновозрастная



Цель: Организация деятельности обучающихся для формирования навыка применения изученных знаний в новой ситуации и формирование навыков сотрудничества со своими одноклассниками .

Задания

Задание 1.

Вам пришло письмо от одного из литературных героев. Он просит вас о помощи. Что бы узнать кто из героев просит о помощи я попрошу вас вспомнить алфавит и разгадать имя данного героя.

12 1 18 13 19 16 15



Задание 2

То, что произошло с героем, написано в письме. Однако, когда он писал вам его подул ветер и опрокинул на письмо стакан с водой. Часть букв оказалась размытой. Восстановите весь текст письма и узнайте что случилось.

Дорогие р….бята, недавно у меня был День рождения. В гости я пригласил …..уратино, …..инни-Пуха, и …..езнайку. Мы реш…ли пойти в парк на аттракционы. По пути мы купили по 2 мороженых и столько же – на обратной д…роге домой. Дома мы съели по 4 пирожных, по 3 шокола… ки и по баноч…е варенья. Утром у меня разболелся ж…вотик и горлышко. Пришлось вызвать врач…. Доктор ….йболит выписал лекарство и сказал, чтобы я упо- треблял в пищ… полезные продукты. А какие продукты полезные, я не знаю, но очень хоч… выздороветь. Подскаж…те мне, пожалуйста, какими продуктами полезно питаться.

Задание 3.

Утром следующего дня Карлсон решил позавтракать. Помогите Карлсону составить меню на завтрак из основного блюда и напитка так, что бы он был полезным. Проанализируйте таблицу и подбери один продукт из основного блюда и один напиток. Запиши массу каждой позиции и общую массу его завтрака.

Масса некоторых блюд

Основное блюдо Масса (г) Напиток Масса(г)

Пудинг творожный 180 Молоко 200

Чипсы 100 Фанта 300

Каша рисовая молочная 250 Чай 250

Омлет 150 Кефир 200

Гамбургер 145 Колла 210

Вермишель на молоке 165 Ряженка 200

Название Масса

Основное блюдо

Напиток







Общая масса завтрака______________________________________________________________

Задание 4

Позавтракав, Карлсон пошел гулять в парк. Он так долго гулял что не заметил как пролетело время. Он взглянул на часы и понял, что пришло время обеда. Карлсон заметил небольшое кафе и решил сходить в него. Ознакомьтесь с меню данного кафе и помогите Карлсону сделать заказ так, чтобы он был полезным и не превышал 300 рублей.

Меню

Блюда:

Щи из свежей капусты……….. 300г. 90р

Рыбный суп с овощами………. 350г. 150р

Двойной гамбургер ……………. 200г. 160р

Картошка фри……………………. 131г 143р

Борщ…………………………………200г. 90р

Напитки:

Сок из свежих Виноградов……………200г. 100р

Гранатовый сок……………………………200г. 150о

Газировка «Фанта»………………………. 200г. 150р

Газировка «Со вкусом черники »….. 200г. 150р

Название Масса Стоимость

Блюдо

Напиток



Общая стоимость заказа:

Задание 5

Пообедав в кафе Карлсон пошёл домой. Дома его ждал приятель Незнайка. Играли они до самого вечера. И вот пришла пора ужинать. Карлсон заглянул в холодильник и обнаружил что у него закончились продукты. Карлсон со своим приятелем пошли в магазин за продуктами. Проанализируйте товары купленные Калсоном и Незнайкой и проверьте все ли купленными ими товары полезные. Если нет то вычеркните из их списка продукты которые лишнии.

№ Продукты Карлсона Продукты Незнайки

1 Яблоки 1 кг Лапша быстрого приготовления 90г

2 Гречка 1 кг Рис 500г

3 Кока-Кола 1 л Бананы 1кг

4 Яблочный сок 2л Газировку «Фанта» 1л

5 Мясо филе куриное 700г Сыр 200г

Итоговое задание:

Заполните таблицу

№ Вопрос Ответ



  1. Кто из героев просит о помощи

  2. С какой проблемой обратился к вам этот персонаж

  3. Какой рацион на завтрак вы посоветуете герою. Какая общая масса вашего завтрака. Докажите решением.

  4. Какой заказ вы посоветуете сделать герою во время обеда в кафе

  5. Какую сумму он потратит на ваш заказ. Покажите решением



  1. Перечислите какие полезные продукты приобрели персонажи в магазине

  2. Были ли допущены ошибки у героев во время выбора продуктов в магазине

  3. Сформулируйте цель проектной задачи

Рефлексия

Поставь галочку на оценочной шкале

  1. Оцени насколько интересной показалась тебе эта проектная задача

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

  1. Насколько сложными для тебя показались эти задания

1 2 3 4 5 6 7 8 9 1

  1. Оцени свой вклад в решении проектной задачи

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

  1. Насколько слаженна работала твоя группа

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

  1. Хотел бы работать еще раз в этой группе

Да

Нет

Почему_________________________________________________________________________











ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Организация проектно-исследовательской работы в начальной школе является ключевым элементом современного образования, направленным на формирование активной, самостоятельной и творческой личности. Системное внедрение данной формы деятельности позволяет не только расширить и углубить знания учащихся, но и развить у них необходимые навыки XXI века: умение критически мыслить, решать проблемы, сотрудничать, эффективно коммуницировать и самообучаться.

Проектно-исследовательская деятельность предоставляет ученикам возможность выйти за рамки традиционного учебного процесса, самостоятельно исследовать интересующие их вопросы и применять полученные знания на практике. Это способствует повышению мотивации к учению, развитию познавательного интереса и формированию осознанного отношения к процессу обучения.

























Список литературы

  1. ФГООС НОО 2021

  2. Статья «Структура, логика и оформление исследовательских работ учащихся»

  3. Статья «Исследовательская работа в начальной школе по ФГОС НОО»

  4. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

  5. Специфика организации исследовательской деятельности в начальной школе

  6. Методика исследовательского обучения младших школьников.

  7. Как избежать типичных ошибок при организации исследовательской деятельности школьников

  8. Как выбрать тему исследования

  9. Определение цели и задач исследования

  10. Формулировка гипотезы исследования

  11. К проблеме выбора темы при организации исследовательской работы с дошкольниками и младшими школьниками

  12. Анализ типичных ошибок в исследовательских работах учащихся

  13. Воронцов, А. Б. Проектная задача в начальной школ