Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации»
Методические рекомендации.
Методы арт-терапии, приводимые в данных методических рекомендациях, помогают развивать привычку задавать вопросы для получения информации, анализировать полученные данные, делать выводы, выдвигать различные гипотезы решения вопросов, то есть содействуют развитию универсальных и коммуникативных компетенций. При этом, что не менее важно, в ходе занятий с использованием элементов арт-терапии обучающиеся развивают активную жизненную позицию, они любознательны и открыты к новым знаниям и умениям, познают себя и окружающий мир.
Направления арт-терапии:
Виды цветотерапии:
Изотерапия (рисуночная терапия) - аиболее распространенный, классический, вариант арт-терапии, предполагающий создание визуальных образов в технике рисунка. Необходимо отметить, что рисунки в арт-терапевтическом ключе рассматриваются шире по сравнению с проективным подходом;
Визуальная (терапия образами) - терапия, основанная на различных формах визуализации, не только с помощью рисунков. Визуальные образы могут создаваться с помощью скульптуры, инсталляции, фотографии, коллажа.
Медитативное рисование - вариант изотерапии, при котором рисование осуществляется в измененном состоянии сознания (медитации), в которое обучающийся погружается с помощью релаксационных и дыхательных упражнений (А.Будза, 2002).
Сказкотерапия – это самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних.
Основные методы сказкотерапии: рассказывание сказки, рисование сказки, сказкотерапевтическая диагностика, сочинение сказки, изготовление кукол, постановка сказки.
Типологии сказок. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет шесть видов сказок:
Художественные - к ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. Собственно, именно такие истории и принято называть сказками, мифами, притчами.
Народные сказки среди них можно выделить следующие виды:
Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных. Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт.
Бытовые сказки. В них часто рассказывается о превратностях семейной жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуаций. Поэтому эти сказки незаменимы в семейном консультировании.
Страшные сказки. Сказки про нечистую силу: ведьм, упырей, вурдалаков и прочих. В современной детской субкультуре различают также и сказки-страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.
Волшебные сказки. Благодаря волшебным сказкам в бессознательное человека поступает «концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека.
Психокоррекционные сказки. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Ткач Р.М. считает, для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее создания:
Психотерапевтические сказки. Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны, — со стороны жизни духа. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста.
От психолога требуется выполнение следующих условий: