АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ИРКУТСКА
КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ г. ИРКУТСКА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ИРКУТСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА ИРКУТСКА ДЕТСКИЙ САД № 152
(МБДОУ г. Иркутска детский сад №152)
664074, г. Иркутск, ул. Новокшонова, 61 телефон 41-33-21
E-mail: [email protected]
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на педагогическом совете Заведующий МБДОУ г. Иркутска
протокол №___ от_______ детский сад № 152
___________Постникова О.В./
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Танцевально-двигательная терапия как технология коррекции и профилактики эмоционального выгорания педагога»
Разработала:
педагог-психолог
Павлова Ю.А.
Иркутск, 2024
«Человек не может сжигать себя непрерывно, не ожидая, что его внутренние запасы внезапно иссякнут» - Барнетт.
В последнее время тема профессионального выгорания стоит очень остро и требует сохранения психологического здоровья педагогов. Переход на личностные модели требует от педагога, его роли в учебном процессе: умение рефлексировать, регулировать свою деятельность, быть компетентным специалистом, регулировать деятельность детей при столкновении с трудностями. И не каждый педагог сможет вытерпеть такой напал страстей, могут добавлять трудности семейной жизни, прибавляются личностные проблемы в отношениях со знакомыми.
Почти все исследователи сходятся в том, что танец – это ритмическое движение. Риту приписываются различные функции, вплоть до магических и космологических.
Цель: профилактика и коррекция эмоционального выгорания педагогов, совершенствование и закрепление усвоенных навыков.
Организация работы:
1. Формирование группы;
Практические занятия, продолжительностью от 40 до 60 минут;
Консультирование индивидуальное со воспитателями, со специалистами;
Подведение итогов, анализ динамики развития, запись в дневники наблюдений за чувствами и эмоциями.
Основные принципы:
Принцип доброжелательности, внимательности.
Принцип развития через конкретную деятельность и упражнения (танцевально-двигательная терапия).
Систематичность. Все занятия происходят регулярно. Повышение возможностей организма происходит только при повторных нагрузках, которые углубляют эти изменения и способствуют более важным перестройкам в организме.
Вариативность. Варьируются: интенсивность и продолжительность нагрузки, разносторонность нагрузки, физическое и психическое напряжение. Варьирование улучшает не только психическое, но и психологическое состояние человека.
Индивидуализация. Индивидуальный учет способностей каждого участника. Взаимодействие. Принцип не нанесения ущерба.
Занятия проводятся в помещении с соблюдением санитарно- гигиенических норм и правил (музыкальный зал). Каждое занятие – это единое целое, где все элементы тесно взаимосвязаны друг с другом. Структура занятия – общепринятая.
Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:
Организационный этап:
- создание эмоционального настроя в группе;
- упражнения и игры с целью привлечения внимания детей (двигательные и танцевальные движения, способствующие снятию психоэмоционального напряжения, обеспечивающие регуляцию эмоциональных состояний).
- Музыкальное сопровождение. Здесь встречаются упражнения, включающие встряхивание, раскачивание, хлопки, потряхивания, которые, начиная с кистей рук, распространяются на локтевые суставы, плечи, грудную клетку.
Мотивационный этап:
- сообщение темы занятия, знакомство на вводном занятии с ТДТ.
Практический этап:
подача новой информации на основе имеющихся данных;
задание на развитие эмоциональной и коммуникативной сферы.
Этап включает в себя комплекс упражнений. Использование психогимнастических упражнений.
Рефлексивный этап:
обобщение полученных навыков и знаний;
подведение итогов.
Релаксационные и медиативные упражнения.
Результативность.
Появление позитивных эмоций, снижение уровня тревожности, совершенствование навыков межличностного взаимодействия, улучшение мышечного тонуса, положительная эмоциональная отзывчивость, повышение настроения. ТДТ форма психотерапии, которая использует движение и танец как средства для выражения эмоций, улучшения психического и физического состояния. Развитие самосознания и межличностных отношений.
Групповая динамика позволяет участникам взаимодействовать друг с другом, делиться опытом и чувствами, создавая поддерживающую обстановку для педагогов. Методы релаксации помогут снизить стресс и повысить осознанность, лучше прочувствовать свое тело.
За основу разработки тренинговых занятий были взяты работы Чурашова А.Г., Грёндлюнд Э. , Оганесян Н.Ю.
Подбор музыкальных композиций и рекомендации для танцевально-двигательной терапии:
Классическая музыка действует расслабляюще, улучшает настроение и сон, повышает способность к интеллектуальной деятельности и даже укрепляет иммунную защиту организма (Моцарт, Бетховен, Бах, Шуберт, Шуман, Чайковский). Колокольный звон.
Для снятия психического напряжения - «Сладкие грезы» П.И. Чайковского, «Грустный вальс» Я. Сибелиуса, «Фантазия экспромт» Ф. Шопена, «Аве Мария» Ф. Шуберта, «Лунная Соната» Л. Бетховена.
При переутомлении и нервном истощении - Утро Э. Грига, «Полонез» М. Огинского.
При меланхолическом настроении – «К радости» Л. Бетховена, «Аве Мария» Ф. Шуберта. При выраженной раздражительности гневливости – «Хор пилигримов» Р. Вагнера, «Сентиментальный вальс» П.И. Чайковского.
При снижении сосредоточенности, внимания - Времена года П.И. Чайковского, «Лунный свет» К. Дебюсси, «Грезы» Р. Шумана.
Танцевальная терапия. Стихия – земля.
Танцевальная терапия. Неподвижность.
Ритм 1. Танцевальная терапия. Плавно.
Танцевальная терапия. Стихия Воздух.
Восточная танцевальная Восточная танцевальная - Восточная танцевальная Восточная танцевальная.
Латинская музыка – танцевальная.
Для тренировок - ритмичная музыка.
Танец – ритмика.
Детская танцевальная музыка - детская танцевальная.
Фитнес-микс - Танцевальная аэробика.
Детские песни - Танцевальная зарядка.
Музыка для танца Испания Самбо - Музыка для танца Испания Самбо
Веселая Кадриль - Мир Танца.
Веселая Фортепианная Музыка - Музыка (Бездельничать).
Современная детская музыка - Веселая фоновая музыка.
Современная детская музыка - Веселая музыка для детского сада.
Веселая музыка - фоновая музыка.
Позитивная музыка - Веселая фоновая.
Веселая Арфа Музыка - Музыка (Сосредоточенность).
Саксофон – спокойная музыка.
Классика – фортепиано, спокойствие.
Сергей Рахманинов - Концерт №3 для фортепиано с оркестром.
Для проведения тренинга ИТДТ можно использовать следующие группы музыкальных произведений:
Энергизирующая, активная музыка, с использованием барабанов, возможно, этническая. Прекрасным образцом такой музыки является творчество «городской шаманки» Gabrielle Roth и ее группы The Mirrors.
Эмоциональная, выражающая различные состояния — от яркой радости до драмы и скорби, особенно важна воодушевляющая, призывающая к движению, но при этом не очень энергичная музыка.
Нейтральная, активизирующая музыка без явно выраженного эмоционального состояния позволяет больше сосредоточиться на самом движении.
Релаксационная, медитативная, «прозрачная»; большая часть музыки «нью-эйдж» слишком искусственна и «сладка». Но среди нее можно найти по-настоящему достойные образцы.
«Странная» музыка; для формирования новых движений, стимулирования спонтанности, раскрытия ресурсов рекомендуется использовать незнакомую музыку, с рваным ритмом, не привычную для танца с точки зрения стереотипа восприятия танцевальной музыки.
Вы используете только ту музыку, которая по-настоящему нравится вам, как ведущему, увлекает вас самих; только «пропуская ее через себя», вы дадите людям возможность действительно «отдаться потоку» музыки, танцевать всем своим существом.
Рекомендации:
Хотя мы не используем на тренингах очень громкую музыку, качество записи и аппаратуры очень значимо. Оптимальным, на сегодняшний день, следует считать наличие hi-fi аппаратуры и работа со специально подобранными CD. Музыкальные центры и кассеты принципиально не могут дать необходимого качества и снижают эффективность процесса. Также важно, чтобы ведущий умел сменить диск, поставить новую композицию, изменить громкость, продолжая давать инструкции, не отвлекаясь от наблюдения за процессом, не теряя контакта с группой. Нужно знать продолжительность каждой используемой композиции и динамику ее развития.
Выбор музыкальных композиций для проведения занятий должен быть максимально осознанным и определяться целями как конкретного упражнения, так и тренинга в целом. Музыка — составная часть терапевтического процесса в ИТДТ и может служить связующей нитью («якорем» в терминологии НЛП) между различными состояниями. Поэтому не следует на каждое упражнение ставить разные музыкальные композиции, но, если вы повторяете композицию, вы отчетливо понимаете, почему вы ее повторили, связь каких тем и состояний вы подчеркнули этим повтором.
В то же время набор музыкальных композиций для тренинга может быть достаточно разнообразным, чтобы помочь в активизации и интеграции различных чувств и состояний.
Мы не рекомендуем использовать популярные распространенные музыкальные композиции, особенно российскую «попсу», кроме тех случаев, когда мы работаем с утрированием социальных клише и стереотипов. В данном случае использование такой «музыки» действует как прививка, потому что в больших количествах популярная музыка является ядом для психики. Не следует использовать музыку с понятными большей части группы словами, кроме тех случаев, когда это продиктовано конкретным контекстом процесса. Музыка с ярко выраженной стилистикой (например, классическая или хип-хоп) будет задавать стиль танца; если вы не планируете специально работать внутри этого стиля, не используйте такую музыку.
Упражнения для танцевальной терапии:
«5 ритмов»
Цель: проработка блоков через ощущение музыкального ритма.
Текучесть. Раскрывает женское начало. Музыка плавная, движения перетекают друг в друга.
Прерывистость. Проявляет мужское начало. Импульсивная музыка, резкие, четкие, рубящие движения.
Хаос. Готовность к изменениям. Хаотичный набор звуков, незаконченные, постоянно меняющиеся движения. Ритм поможет найти, выбрать нужное решение.
Лиричность. Мечты и фантазии. Изящная мелодия и легкие, как полет бабочки, движения. Данный ритм будет уместным при вашем хорошем настроении, продлит легкость и беззаботность, добавит энергии.
Неподвижность. Медитация, погружение в себя. Тихая музыка с замедлением. Первичные импульсы движений – пульсирующая статуя. Подходит данный ритм для самосознания, самоконтроля.
«Зарядка»
Цель: создание благоприятного настроения, психологический настрой на день.
Участникам необходимо по данной схеме под веселую музыку выполнить ряд движений, а если после этого хочется продолжить, повторить в обратном порядке.
«Зеркало»
Цель: позволяет развивать невербальную коммуникацию, корректировать самооценку, помогает чувствовать себя увереннее.
Музыкальное сопровождение: подвижная, ритмичная музыка. Спокойная, отрывистая (плохое настроение).
Участникам предлагается глядя на стенд медленно повторить движения, затем попробовать быстрее, с каждым разом убыстряя темп. Исходя из своего настроения выбрать музыку.
«Пространство»
Цель: исследование своего личного пространства при взаимодействии с группой.
Музыкальное сопровождение: умеренная музыка.
На расстоянии друг от друга и, двигаясь в такт музыке, мы начинаем медленно приближаться друг к другу, осознавая возникающие чувства и исследуя свое личное пространство. После выполнения упражнения, участники делятся своими ощущениями. Что чувствовали участники? Какие типы движений более привычны, какие было трудно осуществлять? Какие чувства возникали у участников тренинга, когда они двигались мощно? А тогда, когда двигались легко? и т.д.
«Благодарность»
Цель: завершение дня, возможность увидеть, осознать, сохранить позитивный опыт.
Музыкальное сопровождение: медиативная, торжественная, праздничная.
Предлагает во время ритуала включить медиативную, торжественную музыку, закрыть глаза и произнести фразу: «Я благодарна\рен тебе\себе за то, что..», таким образом мы учимся принимать, анализировать, ценить, что у нас есть.
«Тряска-растяжка».
Цель: снятие мышечных зажимов, напряжения, выход агрессии.
Музыкальное сопровождение: для первой части цикла - с мелким, быстрым ритмом, удобным для тряски, во второй части — медленная, тягучая; цикл повторяется несколько раз.
Участники начинают с закрытыми глазами с вибрации-тряски. Можно обратить внимание на высвобождение плечевых и бедренных суставов. Через несколько минут (5–6) тряска прекращается, и участники переходят к растяжке — тянутся всеми пятью конечностями (включая голову). Важно, чтобы эта растяжка продолжалась в одном направлении достаточно длительное время. Эта растяжка идет не за счет увеличения мышечного напряжения, а за счет «расширения пространства» в суставах. Эта часть длится 3–4 минуты. Этот цикл повторяется несколько раз.
«Называние качеств движения, различных частей тела».
Цели: развитие навыка осознавания тела в движении; диагностика рабочих и нерабочих зон в теле, трудностей исполнения различных качеств движения; выявление проекций движений в жизни.
Участники начинают двигаться, ведущий называет различные качества движения (например, плавные кривые, прямые углы и т. д.) или части тела (центр, голова, ноги), которые становятся фокусом внимания во время движения. Версия для продвинутой группы. Участники в любом порядке могут сами называть части тела, качества движения, или просто «стоп-движение». Этот вариант позволяет больше включить механизмы группобразования.
«Огонь-лед»
Цель: снятие мышечных напряжений, развитие движений.
Музыкальное сопровождение: интенсивная на фазе «Огонь», спокойная фоновая или тишина на фазе «Лед».
Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Выполняйте упражнение стоя в кругу. По команде «Огонь» начинайте интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений выбираются каждым участником произвольно. По команде «Лед» застыньте в позе, напрягая до предела все тело.
«Ртуть»
Цель: развитие чувствительности, гибкости.
Музыкальное сопровождение: медленная. Эмоционально нейтральная.
Предлагается представить свое тело в виде механизма, который нуждается в смазке, или в виде сосуда, который должен быть полностью наполнен жидкостью, например, ртутью. «Я ввожу ртуть (или масло) в Ваш указательный палец. Вы должны заполнить жидкостью все суставы Вашего тела. Упражнение выполняйте медленно и сосредоточенно, чтобы ни один участок не остался без смазки.
«Тень»
Цель: снижение неблагоприятного самочувствия, умение контролировать свое тело.
Музыкальное сопровождение: симфония № 2 Богатырская.
Предлагается смотря на экран, выбрать тень движения, затем повторить и замереть, постараться напрячь все мышцы, затем снова вернуться в положение встряхнуть руки и ноги, затем выбрать следующее и повторить.
«Потянулись-сломались»
Цель: обучение расслаблению (балансу напряжения/расслабления).
Музыка: без музыки.
Исходное положение — стоя, руки и все тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать. Ведущий: «Тянемся, тянемся вверх, выше, выше... Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (реально пятки на полу)... А теперь наши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, сломались в талии, подогнулись колени, упали на пол... Лежим расслабленно, безвольно, удобно... Прислушайтесь к себе. Осталось ли где напряжение? Сбросили его!»
Во время выполнения упражнения ведущий должен обратить внимание участников на два следующих момента: 1) показать разницу между выполнением команды «опустите кисти» и «сломались в кистях» (расслабление кистей достигается только во втором случае); 2) когда участники лежат на полу, ведущий должен обойти каждого и проверить, полностью ли расслаблено его тело, указать места зажимов.
«Стряхни капли»
Цель: снятие напряжения, расслабление.
Музыкальное сопровождение: веселая, задорная.
«Представьте, что вы попали под дождь, а у вас нет зонтика. Вы промокли насквозь. И вот вы в помещении. Вспомните, как отряхивается промокшая собака. Вы можете сделать примерно то же самое. Встаньте так, чтобы вокруг было достаточно места. И начинаем отряхивать волосы, ресницы, скидываем капли с ушей, теперь освобождаем от дождика плечи, локти, ладони, пальчики, полностью руки, спину, бедра, ноги, колени, ступни. А теперь потрясите всем телом, можно добавить звук и услышать свой голос».
Вопросы для обсуждения: Что вы сейчас чувствуете в теле? Есть ли в теле сейчас напряжения? Где? Какое настроение сейчас?
ТЕХНИКИ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ
Кинестетическая эмпатия-это может дать существенную информацию о том, как чувствует себя другой человек и может способствовать развитию раппорта. При использовании кинестетической эмпатии, чтобы почувствовать, что чувствует другой, важно принимать своим телом то же положение, мышечное напряжение, дыхательный паттерн и телодвижение. Но оставаться в эмпатии можно только на короткое время. Иначе интенсивность эмоционального переживания очень трудно стряхнуть с себя, если оно воплощено в вашем теле. Другой пласт трудностей лежит в возможном проецировании своих впечатлений, ценностей и суждений на другого человека вместо признания того факта, что материал, который возникает, может быть вашим собственным.
Кинестетическая эмпатия полезна как способ установления контакта с крайне регрессивными неговорящими участниками.
Преувеличение-обычно наше внимание привлекает определенный аспект чьего-либо двигательного поведения (напр., обдуманное и контролируемое поведение, быстрое и неожиданное движение рукой или опустившееся и тяжелое чувство). Также возможно взять качество движения, перенести его в другую часть тела и посмотреть, вызовет ли оно такую же или другую эмоциональную реакцию. Здесь можно вербализовать то, что данная часть тела говорит или хочет сделать.
Трансформация движения в коммуникацию-техника работает с движениями, которые являются дисфункциональными по своей природе (напр., самостимулирующие, повторяющиеся, используемые, чтобы держать других на расстоянии) и использует их, как базис, на котором клиента вовлекают во взаимодействие. Шевеление пальцами около глаз, характерное для некоторых аутичных детей, может быть трансформировано в шевеление пальцами друг против друга, как бы помахивая в приветствии. При использовании этой техники важно не копировать человека. Лучше всего, когда движения подобны движениям другого участника или являются прямым ответом на то, что ом делает.
Развитие темы в действие-слова часто перекрывают и становятся на пути переживания полного содержания чувства или ситуации. Развитие этого материала на телесное выражение часто кристаллизует и углубляет осознание. В дополнение иногда выявляется несоответствие между тем, что человек говорит и что делает. Невербальное поведение трудно скрыть или изменить. В результате оно очень точно показывает, что происходит.
Используя растягивающуюся ленту, как связующее звено, чтобы проиллюстрировать это несоответствие, терапевт, взяв на себя роль отца, попросила клиентку держаться за другой конец. Клиентку попросили представить, что эта лента символизирует те сильные эмоциональные узы, которые существуют между ней и ее отцом, чтобы посмотреть, как она сможет высвободить себя из этой ситуации. Ей не хотелось отпускать ленту. Для нее это движенческое задание ясно продемонстрировало ее истинные чувства.
Внимание к взаимодействию-все предложенные техники требуют проницательной чувствительности к невербальной коммуникации. Едва заметные изменения в положении тела часто указывают на изменения или урегулирование отношений. Особенно на сеансах вербальной терапии стоит обращать внимание, когда люди принимают похожие положения или двигаются в синхроне (ритмично) друг с другом. Люди пользуются своей физикой, чтобы бессознательно блокировать другого человека, отрезать или прервать невербальную последовательность, или изменить позицию, чтобы избежать двигательного взаимодействия с другими. Невербальный уровень дает информацию относительного статуса, силы (энергии) отношений, силы или тенденции к привязанности, раппорта, конфликта, защит и эмоционального выражения. Это позволяет расширить или установить уровень физической активности, развить самоуважение, социализацию (общительность), способствовать освобождению напряжения и релаксации.
Использование ритма-Двигательная деятельность, которая использует ритмические телодвижения, такие как фольклорные танцы или упражнения, усиливают ощущение общности, сплоченности у участников группы. Ритмичное действие также помогает продлить вовлеченность в деятельность, способствуя согласованному использованию тела.
Освобождение от напряжения- Людям, которые зажаты или напряжены, работа с движением помогает расслабить неудобные или зажатые части тела. Иногда сильное встряхивание частями тела (как будто стряхивая воду или пыль) может привести к катарсическому высвобождению.
Работа с реквизитом-предметы могут способствовать прямому выражению чувств, когда действительные чувства слишком пугают. Пеновые мячики можно бросить, разломать раздавить; подушки можно бросать и пинать; а полотна — тянуть или трясти изо всех сил. Держась за растягивающуюся полосу ткани, люди могут ощутить себя частью группы, даже если они испытывают недостаток в социальной связанности. Работа с реквизитом вызывает и стимулирует естественную телесную реакцию; кто-то обычно старается поймать мяч или по крайней мере увернуться от удара. Также это может вызвать воспоминания о тех моментах, когда происходила игра, соревнование или участие в группе.
Социально-психологические функции танца:
Танец как общение (коммуникативная функция) — танец во все времена помогал найти чувство общности — в паре, в группе, в культуре.
Танец как катарсис (рекреационная функция) — танец как способ разрядки эмоционального и физического напряжения, путь к освобождению от сложных и негативных эмоций.
Танец как способ выражения (экспрессивная функция) — танец не только выражает эмоции, символы и идеи, но и способен выразить именно целостность человеческого существа в его тотальном проживании своего земного существования.
Танец как культурный знак (идентификационная функция) — танец предоставляет возможность указать на то, кто «Я», какой «Я», к какой социальной группе, нации, культуре я принадлежу, в чем мои корни.
Танец как трансценденция (сакральная функция) — танец дает потоковое экстатическое переживание, выходящее за пределы «эго», возможность быть очень разным, быть партнером в общем танце космических сил.
Литература:
Бебик, М.А. Танцевально-двигательная терапия с семьями и детьми. // Журнал практического психолога.2005. № 3. С.6-13.
Бирюкова, И.В. Танцевально-двигательная терапии: тело как зеркало души
// Журнал практического психолога. 2001. № 1-2.
Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2007.Козлов В.В., Гиршон А.Е., Веремеенко Н.И. Интегративная танцевально- двигательная терапия. - СПб.: Речь, 2006. Интернет – ресурсы
Психотерапевтические возможности движения и танца при работе с детьми дошкольного возраста — Рубина Е.Н.
Старк, А. Танцевально-двигательная терапия.
Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д., Грабеко, Т.М. Игры в сказкотерапии. – Спб.
В. В. Козлов, А. Е. Гиршон, Н. И. Веремеенко. Интегративная танцевально-двигательная терапия. М., 2006. – 286 с.