Отдел образования администрации Петровского района города Донецка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Ясли-сад комбинированного типа № 386 города Донецка»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
«Приемы воспитания культуры речи в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой»
Подготовила:
Гончарова Т.С.
Старший воспитатель
МБДОУ № 386
г. Донецк-2023
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
«Приемы воспитания культуры речи в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой»
«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».
К.Д. Ушинский
В этих словах великого педагога указан не только ожидаемый результат усвоения родного языка, но и метод его изучения: доверие «языку-учителю», который «не только учит многому, но и учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегчающему методу».
Культура речи – явление много аспектное, главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения.
Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.
Произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые литературные формы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки), являются важнейшими источниками развития выразительности детской речи.
Показателем богатства речи является не только достаточный объем активного словаря, но и разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также звуковое (выразительное) оформление связного высказывания.
Лексическая работа, направленная на понимание смыслового богатства слова, помогает ребенку находить точное слово в построении высказывания, а уместность употребления слова может подчеркнуть его образность.
В формировании грамматического строя речи в плане образности особое значение приобретает владение запасом грамматических средств.
Если же рассматривать фонетическую сторону речи, то от нее во многом зависит и интонационное оформление высказывания, а от сюда – и эмоциональное воздействие на слушателя.
На связность (плановость) изложения текста влияют и такие характеристики звуковой культуры речи, как сила голоса (громкость и правильность произношения), четкая дикция, темп речи.
Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные, игровые.
К словесным приемам относятся: речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, опосредованное общение через игрушку, чтение произведений, вопросы к детям по содержанию произведений, пересказ произведения, заучивание наизусть стихотворения, потешки и т.п., выразительное чтение художественной литературы, беседа по произведению, беседы об увиденном и услышанном, прослушивание записи на дисках.
В беседе с ребенком не отвечайте сразу же на вопрос к Вам, а сначала предложите ему самому подумать и ответить на свой вопрос, порассуждать или пофантазировать вместе с Вами. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения.
При чтении стихотворений необходимо выделять ритмичность, музыкальность, напевность стихотворений, подчеркивая образные выражения, развивать у детей способность замечать красоту и богатство русского языка.
Используйте обычное общение во время режимных моментов, на прогулке. Сопровождайте свои действия приговорками, потешками и др. малыми фольклорными формами, так как они являются важнейшими источниками развития выразительности детской речи.
Если Вы хотите, чтобы развивалась речь ребенка, то и говорить во время речевых игр и занятий должен малыш, а не взрослый. Если во время речевой беседы или речевой игры педагог говорит в 5 раз больше, чем дети, то он развивает свою речь, а не речь детей!
Если Вы хотите, чтобы речь дошкольника была выразительной, красивой, образной, понятной, логичной, то такой должна быть и Ваша речь! С малышами нужно говорить неторопливо, с хорошей дикцией, интонационно выразительно, делая паузы между предложениями и после вопросов для того, чтобы ребенок мог вступить в диалог. И очень важно учитывать свойственную данному возрасту форму общения с ребенком и вести его дальше по ступенькам к новым, более сложным формам общения.
Когда Вы слышите ошибку в речи ребенка, не повторяйте неправильный ответ ребенка, а просто произнесите правильно и обратите внимание ребенка. Не обязательно требовать сиюминутного повторения, главное ребенок должен услышать правильный вариант.
Разговаривая с малышами и обучая их, развивая речь, не старайтесь сообщать им готовые знания для запоминания. Старайтесь сделать так, чтобы эти знания были открыты самим ребенком! Зачем это нужно? Речь и мышление тесно связаны. Если Вы требуете от ребенка только запоминания: «Запомни, что автобус, троллейбус, трамвай – это транспорт», то Вы не задействуете интеллектуальный потенциал ребенка. Он просто запомнит Вашу фразу или конкретные картинки. Если этому ребенку после заучивания картинок с транспортом показать другую проблемную картинку – например, игрушечную коляску или подъемный кран и спросить «Это транспорт или нет? Почему ты так думаешь – докажи!», то скорее всего, он растеряется и не сможет определить, что это такое. Так как малыш просто запомнил конкретные названия и не понял общих главных признаков транспорта в отличие от других предметов. В таком случае – в случае просто запоминания картинок – Вы используете только 1% из того потенциала, который можно было бы использовать для того, чтобы развивать речь ребенка и его мышление.
В группе обязательно должен быть театр – любой! А лучше всего – большая коробка с разными фигурками – персонажами и фигурками для декораций (дома, деревья, кусты, трава, пенек, скамейка и другие). Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, развивается речевое творчество.
Демонстрируйте взаимное уважение. Педагоги и родители должны демонстрировать доверие к ребенку, уверенность в нем и уважение к нему как к личности.
Наглядные приемы – показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению, показ иллюстраций, элементы инсценировки, движение пальцами, руками, просмотр видеоматериалов, оформление выставки и книжного уголка.
При рассматривании иллюстраций с младшими дошкольниками можно вводить своеобразный игровой прием, развивающий наблюдательность и речь: воспитатель путем вопросов вовлекает ребенка в соревнование – «Кто больше увидит на картинке?», побуждая его к наблюдательности и высказываниям. В очень редких случаях малыши смотрят иллюстрации молча.
Воспитатель должен поддерживать разговоры детей, учить их правильно называть предметы и некоторые их характерные признаки, помогая лучше понять содержание иллюстраций.
Очень важно практиковать повторное рассматривание иллюстраций:
знакомое произведение вызывает оживленные высказывания;
в нем отмечаются те стороны и детали, которые не были замечены в первый раз.
Артикуляционная гимнастика – подготовительные упражнения органов артикуляции к постановке звуков, а также для формирования правильного звукопроизношения.
Правила выполнения артикуляционной гимнастики.
Выполняется ежедневно, продолжительность 5-7 минут.
Воспитатель контролирует правильность выполнения движений каждым ребенком.
Движения выполняются неторопливо, ритмично, четко.
При отборе материала для артикуляционной гимнастики не обходимо соблюдать определенную последовательность — идти от простых упражнений к более сложным.
Проводить гимнастику надо эмоционально, в игровой форме.
Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размещать детей надо так, чтобы все они видели лицо воспитателя.
Не все дети овладевают двигательными навыками одновременно, поэтому необходим индивидуальный подход. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно — это может привести к отказу выполнять движение. Надо показать ребенку его достижения, подбодрить.
Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий.
Однако, не все игровые формы работы направлены на развитие речи детей. Например, викторина не способствует развитию речи, так как дети просто отвечают на поставленные вопросы. Лишь те игры, в основе которых лежит активная «исследовательская» деятельность ребенка в процессе восприятия литературного произведения, момент его «сотворчества» с автором, становятся средством развития речи.
Игра естественна для природы ребенка, благодаря ей процесс общения с литературным произведением становится радостным, желанным. Именно поэтому словесные игры, игровые творческие задания, упражнения по развитию речи должны активно использоваться в работе по ознакомлению дошкольников с художественной литературой.