ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ
И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Воронежской области
«Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж»
МЕТОДИЧЕСКИЕ рекомендации
для преподавателей
по организации внеурочной деятельности
по математике
ВОРОНЕЖ

2018
ББК 74.262.22
М23
Печатается по решению методического совета
Воронежского государственного
промышленно-гуманитарного колледжа
Составитель: Н.Л.Латышева
М23 | Методические рекомендации для преподавателей по организации внеурочной деятельности по математике / Воронеж. гос. пром.-гуманитар. колледж; [сост. Н,Л.Латышева]. – Воронеж : ВГПГК, 2018. – 30 с. Методические рекомендации соответствует образовательной программе среднего общего образования, требованиям ФГОС специальностей СПО в области дисциплин естественнонаучного цикла. Предназначены для организации внеурочной работы студентов 1-го и 2-го курсов по математике. ББК 74.262.22 |
| |
© Латышева Н.Л., 2018 |
© Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж, 2018 |
Содержание
Программа проведения декадника математики...4
Конкурс моделирования многогранников «Модель-2018».…………………………………..…….6
Конкурс презентаций «Мир высшей математики»……………………….….…………….…….....9
Конкурс стенгазет (плакатов) «Математика в моей будущей профессии»…………………………12
Математическая олимпиада для студентов 1 курса…………………………………………………..15
Приложения
Приложение А Положение о проведении Декадника математики………………………………………………….23
Приложение Б Бланки протоколов……………………..29
Мероприятия декадника математики
15-29 октября 2018 г.
15 октября
Открытие декадника математики. Выдача заданий студентам.
20 октября
Подведение итогов Внутриколледжской Олимпиады по математике.
Группы 1-го курса.
Организаторы: Я.А. Беляева, Л.А. Бугаева, И.П. Житенева, Н.Л. Латышева, М.М. Мартиросян.
21 октября
Международная дистанционная Олимпиада «Инфоурок», осенний сезон 2018.
Группы: КК-171, КК-172.
Организатор: В.В. Худякова.
22 октября
Конкурс плакатов «Математика в моей будущей профессии».
Группы: 2-го курса.
Организатор: В.В. Худякова.
Викторина «Математические забавы».
Группы: КК-171, КК-172.
Организатор: В.В. Худякова.
23 октября
Викторина «Эти удивительные многогранники».
Группы: ПА-181, ГС-181, КМ-181.
Организаторы: Я.А. Беляева, И.П. Житенева, Н.Л. Латышева.
26 октября
Конкурс математического моделирования «Модель-2018».
Группы 1-го курса.
Организаторы: Я.А. Беляева, Л.А. Бугаева, И.П. Житенева, Н.Л. Латышева, М.М. Мартиросян.
27 октября
Конкурс стенгазет «Математика в моей будущей профессии».
Группы: 1-го курса.
Организаторы: Я.А. Беляева, Л.А. Бугаева, И.П. Житенева, Н.Л. Латышева, М.М. Мартиросян.
29 октября
Подведение итогов конкурса презентаций «Мир высшей математики».
Группы: 2-го курса.
Организаторы: Я.А. Беляева, И.П. Житенева, Н.Л. Латышева, М.М. Мартиросян, В.В. Худякова.
Подведение итогов Декадника Математики. Награждение победителей.
Конкурс моделирования многогранников «Модель-2018»
Цели проведения конкурса моделирования многогранников «Модель – 2018»:
Развивающие:
активизировать мыслительную деятельность учащихся, логическое и абстрактное мышление;
развивать пространственное воображение;
развивать познавательный интерес, мелкую моторику рук, формировать мотивацию к творчеству;
развивать чувства ответственности и терпение за выполняемое задание.
Обучающие:
обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении раздела «Многогранники»;
расширить представления учащихся о практическом значении изучаемой темы;
изучить характерные признаки геометрических тел по наглядным изображениям, изготовить многогранники и определить их место в познании картины мира.
Воспитательные:
воспитывать навыки коллективного обсуждения, интерес к технической направленности;
последовательно выполнять действия и самостоятельно ориентироваться в задании.
Условия проведения конкурса моделирования многогранников «Модель – 2018»:
Конкурс моделирования многогранников «Модель – 2018» по математике проводится в рамках декады математики. Сроки проведения – с 15 по 29 октября 2018 г
Конкурс моделирования многогранников «Модель – 2018» проводится в 1 тур.
В конкурсе моделирования многогранников «Модель – 2018» принимают участие студенты 1 курса всех специальностей.
По итогам проведения конкурса моделирования многогранников «Модель – 2018» присваиваются 1, 2, 3-е места.
Рабочая группа
Для разработки заданий и организации проведения конкурса моделирования многогранников «Модель – 2018» создается рабочая группа в составе:
Бугаева Л.А., преподаватель ВГПГК
Житенева И.П., преподаватель ВГПГК
Для оценки моделей многогранников создается жюри в составе:
Трибунских Н.И., зав. кафедрой ООГД , председатель жюри
Беляева Я.А., преподаватель ВГПГК
Латышева Н.Л., преподаватель ВГПГК.
Контроль за организацией и проведением конкурса моделирования многогранников «Модель – 2018» возлагается на зав. кафедрой ООГД Трибунских Н.И.
Критерии оценки моделей многогранников:
точность и аккуратность исполнения правильного многогранника, соблюдение геометрических форм, пропорций;
сложность исполнения геометрической фигуры;
прочность конструкции;
оригинальная и нестандартная модель многогранника из подручных материалов;
оригинальное название геометрической фигуры
Конкурс презентаций «Мир высшей математики»
Цели проведения конкурса презентаций «Мир высшей математики»:
Развивающие:
активизировать мыслительную деятельность учащихся, логическое и абстрактное мышление;
развивать интерес к математике и информатике;
развивать познавательные способности, формировать навыки работы с информацией;
развивать чувство ответственности, самостоятельность и творческие способности.
Обучающие:
обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении математики;
расширить представления учащихся об истории математики и о практическом применении математических знаний;
изучить возможности математического моделирования в области профессионально-ориентированных задач;
представить результаты исследования в виде презентации.
Воспитательные:
стимулирование познавательной активности студентов;
воспитанник культуры конструктивного мышления, культуры владения математическим языком;
воспитание личностных качеств, обеспечивающих продуктивную исполнительскую и творческую деятельность.
Условия проведения конкурса презентаций «Мир высшей математики»:
Конкурс презентаций «Мир высшей математики» проводится в рамках декады математики. Сроки проведения – с 15 по 29 октября 2018 г
Конкурс презентаций «Мир высшей математики» проводится в 1 тур.
В конкурсе презентаций «Мир высшей математики» принимают участие студенты 2 курса всех специальностей.
На конкурс принимаются презентации в формате MS Power Point. Объем работы 10 – 20 слайдов. На титульном слайде должны быть указаны ФИО автора, группа, название работы, ФИО руководителя. Последний слайд должен содержать список использованных источников. Тексты слайдов должны четко читаться.
По итогам проведения конкурса презентаций «Мир высшей математики» присваиваются 1, 2, 3-е места.
Рабочая группа
Для разработки заданий и организации проведения конкурса презентаций «Мир высшей математики» создается рабочая группа в составе:
Латышева Н.Л., преподаватель ВГПГК
Худякова В.В., преподаватель ВГПГК
Для оценки работ студентов создается жюри в составе:
Трибунских Н.И., зав. кафедрой ООГД, председатель жюри
Худякова В.В., преподаватель ВГПГК,
Житенева И.П., преподаватель ВГПГК
Контроль за организацией и проведением конкурса стенгазет «Математика в моей будущей профессии» возлагается на зав. кафедрой ООГД Трибунских Н.И.
Критерии оценки презентаций:
Воплощение замысла творческой работы:
актуальность проблемы исследования, цели, задачи;
оригинальность замысла;
последовательность и логичность развития идеи;
наличие и обоснованность выводов;
научность;
возможность практического применения результатов.
Грамотность:
соблюдение норм русского языка;
грамотное и корректное использование математических понятий, законов, категорий и символов.
Дизайн презентации:
единство стиля оформления;
полнота заполнения титульного листа;
корректность использования цветовой гаммы;
рациональность заполнения объема слайдов;
оптимальное количество слайдов;
обзор литературы по теме;
использование нестандартных элементов информационных технологий.
Конкурс стенгазет (плакатов)
«Математика в моей будущей профессии»
Цели проведения конкурса стенгазет «Математика в моей будущей профессии»:
Развивающие:
активизировать мыслительную деятельность учащихся, логическое и абстрактное мышление;
формировать интерес к будущей профессии;
развивать познавательный интерес, творческие и художественные способности;
развивать чувство ответственности, аккуратность и терпение.
Обучающие:
обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении математики;
расширить представления учащихся о практическом применении математических знаний;
изучить место и роль математики в будущей профессиональной деятельности;
представить результаты исследования в виде стенгазеты, участвовать в оформлении кабинета математики.
Воспитательные:
Условия проведения конкурса стенгазет «Математика в моей будущей профессии»:
Конкурс стенгазет «Математика в моей будущей профессии» проводится в рамках декады математики. Сроки проведения – с 15 по 29 октября 2018 г
Конкурс стенгазет «Математика в моей будущей профессии» проводится в 1 тур.
В конкурсе стенгазет «Математика в моей будущей профессии» принимают участие студенты 1 и 2 курса всех специальностей.
По итогам проведения конкурса стенгазет «Математика в моей будущей профессии» присваиваются 1, 2, 3-е места.
Рабочая группа
Для разработки заданий и организации проведения конкурса стенгазет «Математика в моей будущей профессии» создается рабочая группа в составе:
Латышева Н.Л., преподаватель ВГПГК
Худякова В.В., преподаватель ВГПГК
Для оценки работ студентов 2 курса создается жюри в составе:
Турбина И.В., методист ВГПГК, председатель жюри
Беляева Я.А., преподаватель ВГПГК
Худякова В.В., преподаватель ВГПГК
Для оценки работ студентов 1 курса создается жюри в составе:
Латышева Н.Л., преподаватель ВГПГК, председатель жюри
Бугаева Л.А., преподаватель ВГПГК
Мартиросян М.М., преподаватель ВГПГК
Контроль за организацией и проведением конкурса стенгазет «Математика в моей будущей профессии» возлагается на зав. кафедрой ООГД Трибунских Н.И.
Критерии оценки стенгазет:
Математическая составляющая:
оригинальное название работы;
грамотное и корректное использование математических понятий, законов, категорий и символов.
Профессиональная составляющая:
оригинальность замысла, степень проработанности идеи;
глубина понимания автором работы места и роли математики в выбранной профессии.
Художественная составляющая:
аккуратность работы;
сложность исполнения;
художественная ценность, пригодность для оформления кабинета математики;
эстетическая привлекательность, общее впечатление от работы.
Математическая олимпиада для студентов 1 курса
Цели проведения олимпиады:
Развивающие:
развитие навыков анализирования, сравнения, обобщения и систематизации информации; развитие логического мышления студентов;
расширение кругозора, развитие интереса к предмету;
раскрытие творческого потенциала участников олимпиады, выявление одаренных учащихся, имеющих нестандартное мышление.
Обучающие:
Воспитательные:
стимулирование познавательной активности студентов;
воспитанник культуры конструктивного мышления, культуры владения математическим языком;
воспитание личностных качеств, обеспечивающих продуктивную исполнительскую и творческую деятельность.
Условия проведения олимпиады
Олимпиада по математике проводится в рамках Декады математики. Сроки проведения – с 15 по 20 октября 2018 г
Олимпиада проводится в 1 тур.
В олимпиаде принимают участие студенты 1 курса всех специальностей.
Задания представлены в одном варианте и содержат 10 заданий. Из них 4 задания по геометрии и 6 заданий по алгебре.
Задания олимпиады выполняются каждым участником в отдельной тетради в клетку. Требования к выполнению и оформлению работы соответствуют требованиям к оформлению письменной работы по математике.
По итогам проведения олимпиады присваиваются 1, 2, 3-е места.
Рабочая группа
Для разработки заданий и организации проведения математической олимпиады создается рабочая группа в составе:
Беляева Я.А., преподаватель ВГПГК
Латышева Н.Л., преподаватель ВГПГК
Для проверки правильности ответов и их оценки создается жюри в составе:
Житенева И.П., преподаватель ВГПГК, председатель жюри
Бугаева Л.А., преподаватель ВГПГК
Мартиросян М.М., преподаватель ВГПГК
Контроль за организацией и проведением олимпиады возлагается на зав. кафедрой ООГД Трибунских Н.И.
Структура олимпиадной работы.
№ задания | Уровень сложности | Элементы содержания, тема | Тип задания |
1 | 1 | Элементарные функции. График функции. | Построение графиков элементарных функций |
2 | 1 | Перегибание фигуры. Понятие площади. | Вычисление площади с помощью составления и решения уравнения. |
3 | 1 | Трапеция и ее свойства | Вычислительная задача по планиметрии. |
4 | 2 | Натуральные числа. | Определение количества чисел, обладающих заданным свойством. |
5 | 2 | График кусочно-заданной функции. | Построение графика функции. |
6 | 2 | Решение неравенств методом интервалов. Модуль числа. | Решение неравенства со знаком модуля. |
7 | 2 | Квадратное уравнение. Исследование квадратного трехчлена. | Решение уравнения с параметром. |
8 | 3 | Тела и поверхности вращения. | Изображение пространственных фигур. |
9 | 3 | Многогранники. Призма. Правила построения сечений. | Построение сечения многогранника. |
10 | 3 | Построение цепочки рассуждений. Истинность и ложность суждения. | Решение логической задачи. |
Задания олимпиады
Задача 1. Найдите, на сколько различных частей координатную плоскость делят графики функций
и 
Задача 2. Треугольник согнули по линии так, как показано на рисунке:
Известно, что в полученной фигуре сумма площадей треугольников
равна 1, а площадь исходного треугольника в 1,5 раза больше, чем площадь полученной фигуры. Определите площадь исходного треугольника.
Задача 3. В равнобедренной трапеции ABCD точка P является серединой боковой стороны АВ, ВР = 1, угол CPD = 90. Найдите периметр данной трапеции.
Задача 4. Дан натуральный ряд чисел 1,2,3,4 ... 100. Про число n из этого ряда известно, что nn является квадратом некоторого натурального числа. Найдите количество таких чисел n.
Задача 5. Постройте график функции:
у = 
Задача 6. Решите неравенство:
Задача 7. При каких значениях а уравнение
не имеет корней?
Задача 8. Нарисуйте геометрическое тело, которое получается при вращении параллелограмма вокруг его меньшей стороны.
Задача 9. Постройте сечение шестиугольной призмы плоскостью АВС.
Задача 10. На острове рыцарей и лжецов живут 2017 человек. Рыцари всегда говорят правду, лжецы всегда врут. Во время социологического опроса каждый житель заявил: «Среди остальных островитян более половины – лжецы». Сколько лжецов живет на острове?
Правильные ответы.
№ задания | Ответ | Максимальный балл |
1 | 7 частей | 3 |
2 | 3 | 3 |
3 | 6 | 3 |
4 | 54 числа (все четные и те нечетные, которые сами являются квадратами) | 4 |
5 |  | 4 |
6 | (-; 1) U (1; 9) | 4 |
7 | (- 19/3; -5) | 4 |
8 |  | 5 |
9 |  Последовательность построения сечения АС, АВ К = АС∩К1К2 BD, К принадлежит BD DЕ АС, ЕF ВА (по свойству 1 параллельных плоскостей) СF. | 5 |
10 | 1009 лжецов на острове | 5 |
| Итого: | 40 |
Критерии оценки ответов
Правильное и полное решение задачи оценивается указанными максимальными баллами. За погрешности и ошибки, допущенные при выполнении задания, с каждой задачи снимается определенное количество баллов, зависящее от характера допущенных ошибок.
К недочетам следует отнести описки, негрубые вычислительные ошибки, не влияющие на правильность дальнейшего хода рассуждений.
Некоторые ошибки, которые можно отнести к существенным:
нет обоснования отдельных логических шагов при решении задачи;
в записях математических выражений отсутствует математическая культура;
наличие недвусмысленности в ходе записи решений;
нет анализа правильности полученного результата;
грубые вычислительные ошибки;
ошибки, допущенные при преобразованиях.
Верным можно считать решение, содержащее
правильную последовательность его шагов,
верное обоснование всех ключевых моментов,
безошибочные чертежи, рисунки, схемы,
правильно выполненные вычисления и преобразования и т.д.
Решение считается неполным, если оно:
содержит основные идеи, но не доведено до конца;
при верной общей схеме рассуждений содержит пробелы, т.е. явно или скрыто опирается на недоказанные утверждения, которые нельзя счесть известными или очевидными.
Приложение А
«УТВЕРЖДАЮ»
Зам.директора по учебной работе
____________________________
«___» _________________ 2018 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении Декадника математики
Общие положения.
Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения в ГБПОУ ВО «Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж» Декадника математики (далее - Декадник).
Организаторами Декадника являются преподаватели математики Беляева Я.А., Житенева И.П., Латышева Н.Л., Мартиросян М.М., Худякова В.В.
Функции организаторов:
подготовка, организация и проведение мероприятий Декадника;
формирование состава жюри конкурсов;
определение количества победителей и призеров;
анализ и обобщение итогов Декадника;
подготовка материалов для освещения итогов конкуров в средствах массовой информации.
Состав жюри формируется из числа педагогических работников образовательного учреждения.
Цели Декадника:
вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность;
развитие интереса к изучаемым дисциплинам
выявление одаренных обучающихся, обладающих творческими способностями, стремящихся к углубленному изучению дисциплин естественного научного цикла.
Задачи Декадника:
повышение интереса обучающихся к учебной деятельности;
развитие самодисциплины и самоорганизации;
создание условий, максимально благоприятствующих получению качественного образования каждым обучающимся, в зависимости от его индивидуальных способностей и наклонностей;
оценка влияния декадника на развитие интереса студентов к изучаемым предметам;
помощь преподавателям и студентам в раскрытии своего творческого потенциала.
Участники Декадника.
В декаднике принимают участие студенты I – II курсов ГБПОУ ВО «Воронежского государственного промышленно-гуманитарного колледжа».
Содержание, сроки и порядок проведения Декадника.
Декадник проводится с 15 по 29 октября 2018 г.
Мероприятия Декадника проводятся среди студентов I – II курсов, изучающих дисциплины математического цикла.
Материалы, участвующие в конкурсах, оформляются в соответствии с требованиями и оцениваются в соответствии с критериями, приведенными в Приложениях.
Награждения победителей, призеров и участников Декадника.
Победители (I место) и призеры (II, III места) во всех конкурсах награждаются дипломами. Участники награждаются сертификатами.
Приложение Б
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Воронежской области
«Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж»
Кафедра общеобразовательных и гуманитарных дисциплин
Протокол результатов конкурса
стенгазет «Математика в моей будущей профессии»
среди студентов 1 курса
Сроки проведения 15-27 октября 2018
Организаторы: Я.А. Беляева, Л.А. Бугаева, И.П. Житенева, Н.Л. Латышева, М.М. Мартиросян.
Жюри: Латышева Н.Л., преподаватель ВГПГК, председатель жюри
Бугаева Л.А., преподаватель ВГПГК
Мартиросян М.М., преподаватель ВГПГК
№ | группа | Название газеты | ФИО преподавателя | Результат участия |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Жюри:____________________ /____ Латышева Н.Л _______/
____________________ /____ Бугаева Л.А._______/
____________________ /____ Мартиросян М.М.___/
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Воронежской области
«Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж»
Кафедра общеобразовательных и гуманитарных дисциплин
Протокол результатов конкурса
математического моделирования «Модель-2018»
среди обучающихся 1 курса
Сроки проведения 15-26 октября 2018
Организаторы: Я.А. Беляева, Л.А. Бугаева, И.П. Житенева, Н.Л. Латышева, М.М. Мартиросян.
Жюри: Трибунских Н.И., зав. кафедрой ООГД , председатель жюри
Беляева Я.А., преподаватель математики ВГПГК
Латышева Н.Л., преподаватель математики ВГПГК
№ | ФИО обучающегося | группа | Название работы | ФИО преподавателя | Статус победителя |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Жюри:____________________ /____Трибунских Н.И._____/
____________________ /____Беляева Я.А. _______/
____________________ /____Латышева Н.Л. _______/
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для преподавателей по организации внеурочной деятельности по математике
Составитель: ЛАТЫШЕВА НАДЕЖДА ЛЕОНИДОВНА
Редактор
Компьютерная верстка Н.Л. Латышева
Подписано в печать ___________
Уч.-изд. л. 2,0. Тираж 10 экз.
Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж

394036, г. Воронеж, пр. Революции, 20