СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации для преподавателя по проведению теоретических занятий Тема: « Классификация микроорганизмов» профессионального цикла

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Составитель:

Игнатова И.Ю., преподаватель  Филиал «СМСК»

 

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 33.02.01 Фармация, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от «12» мая 2014 г. № 501.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для преподавателя по проведению теоретических занятий Тема: « Классификация микроорганизмов» профессионального цикла»





ФИЛИАЛ «САМАРСКИЙ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

ГБПОУ «САМАРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. Н. ЛЯПИНОЙ»







Методические рекомендации для преподавателя по проведению теоретических занятий

УД «ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ»



Тема: « Классификация микроорганизмов»

профессионального цикла

программы подготовки специалистов среднего звена

по специальности 33.02.01 Фармация

(базовый уровень подготовки)











Самара, 2016 год













ОДОБРЕНО


Цикловой


методической комиссией




Председатель_________


Протокол №


____ ____________20___


Составитель:

Игнатова И.Ю., преподаватель Филиал «СМСК»



Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 33.02.01 Фармация, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от «12» мая 2014 г. № 501.

Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденными И.М. Реморенко, директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 августа 2009 года.

Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами программы подготовки специалистов среднего звена по специальности по специальности 33.02.01 Фармация в соответствии с требованиями ФГОС СПО четвёртого поколения.






Структура

1.Учебно - методическая карта занятия

2.Конспект теоретического материала

3.Перечень основной и дополнительной литературы, ресурсы Интернета










































УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА

ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Специальность 33.02.01 Фармация

УД «Основы микробиологии и иммунологии»

Тема «Классификация микроорганизмов»

Организационные формы: Теоретическое занятие– 1 (90 мин)

Форма работы: индивидуальная

Тип занятия: изучение нового материала

Вид традиционного занятия: информационная лекция

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный

Цели и задачи занятия

Образовательная: научить применять полученные знания на практических занятиях, выявление готовности студентов успешно применять полученные знания, добиться прочного усвоения системы знаний.

Развивающая: формировать навыки самообразования, самореализации личности, развитие речи, мышления, памяти. формировать умение систематизировать, обобщать, выделять главное; развивать умение использовать полученные знания, развивать творческое воображение, логику, наблюдательность; развивать коммуникативные умения: вести дискуссию, слушать и слышать собеседника; развивать умение работать с текстом, делать выводы, анализировать информацию, способствовать формированию социально-гуманитарной и естественнонаучной картины мира; совершенствовать все виды речевой деятельности; повысить общую грамотность; обогатить словарный запас, развивать познавательную активность студентов с помощью проблемных вопросов и компьютерного моделирования; осуществлять самоконтроль, создавать шаблоны документов с использованием компьютера и т.д.

Воспитательная: прививать умения и навыки учебной работы и коллективного труда, формировать у студентов целостное миропонимание и современное научное мировоззрение, основанное на признании приоритетов общечеловеческих ценностей: гуманности, милосердия, сострадания, уважения к жизни и здоровью человека, создать атмосферу доброжелательности, воспитать чувство ответственности, уважения друг к другу, уверенности в себе, взаимопонимания, умения осуществлять самоконтроль, формировать умение отстаивать собственную позицию, воспитывать трудолюбие и прилежание, чувство ответственности за всех и за каждого; воспитывать умение работать индивидуально и в команде; умение объективно оценивать ответы своих товарищей, конкурировать с партнерами, коллегиально принимать решение и т.д.





Формирующая: освоение общих и соответствующих профессиональных компетенций

Общие компетенции:

ОК 12. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Профессиональные компетенции:

ПК 1.6. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.

ПК 2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.



Здоровьесберегающая: создать благоприятную атмосферу в образовательном пространстве, четко структурировать занятие с учетом работоспособности студентов, менять виды деятельности, использовать задания различного типа, соблюдать режим проветривания, физкультминутки, проводить занятия с учетом санитарно-гигиенических требований.

Место проведения: кабинет Микробиологии

Оснащение

Средства обучения: учебники, рисунки, мультимедийная презентация.

Технические средства обучения (оборудование): мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер.



Интеграция темы

Межпредметные связи

1.Латинский язык

2.Гигиена человека

Внутрипредметные связи

1.Физиология бактерий

Выход: практическая деятельность фармацевта

После изучения темы студент должен

Уметь:

- дифференцировать разные группы микроорганизмов по их основным свойствам;

Знать:

- морфологию, физиологию и экологию микроорганизмов, методы их изучения;



СТРУКТУРА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

План проведения теоретического занятия

тема: «Классификация микроорганизмов»

Название

Описание

Цель

Время

1.

Организационные вопросы.

Контроль формы одежды. Отметка присутствующих. Объявить тему и определить цели занятия.

Подготовить обучающихся

к работе, мобилизировать внимание,

3 мин.

2.

Вводное слово.

Раскрыть важность и актуальность темы.

Активизировать познавательную деятельность обучающихся,

воспроизведение ранее усвоенных знаний и применение их в новых ситуациях

2 мин.

3.

Изучение нового материала по теме: « Классификация микроорганизмов»







клетки

Название».

Преподаватель поэтапно освещает ключевые вопросы по теме.

Приобретение новых знаний.

Закрепить мотив к

познанию данных вопросов на практическом занятии.


75 мин.

4

Закрепление


Краткий опрос по изученному материалу, или повторение ключевых моментов.

Выяснить степень достижения цели.

5 мин.

5.

Заключение.

Итог. Объявление темы следующей лекции: «Морфология микроорганизмов ». Задание на дом: ответить на вопросы.

Нацелить обучающихся на самостоятельную внеаудиторную работу дома

5 мин.















Конспект теоретического материала

КЛАССИФИКАЦИЯ МИКРОБОВ

СИСТЕМАТИКА И НОМЕНКЛАТУРА МИКРОБОВ

Микробы (бактерии, грибы, простейшие, вирусы) систематизированы по их сходству, различиям и взаимоотношениям между собой. Этим занимается

специальная наука – систематика микроорганизмов. Раздел систематики, изучающий принципы классификации, называется таксономией (от греч. taхis – расположение, порядок). В основу таксономии микроорганизмов положены их морфологические, физиологические, биохимические и молекулярно- биологические свойства.

Различают следующие таксономические категории: царство, подцарство, отдел, класс, порядок, семейство, род, вид, подвид и др. В рамках той или иной таксономической категории выделяют таксоны – группы организмов, объединенные по определенным однородным свойствам. Названия микроорганизмов регламентируются Международным кодексом номенклатуры (зоологической, ботанической номенклатуры бактерий, вирусов). К царству прокариот относят бактерии, царству vira- вирусы. Более сложно устроенные микроорганизмы – грибы и простейшие – являются эукариотами. Одной из основных таксономических категорий является вид (species). Вид- это совокупность особей, объединенных по близким свойствам, но отличающихся от других представителей рода. Совокупность однородных микроорганизмов, выделенных на питательной среде, характеризующаяся сходными морфологическими, тинкториальными (отношение к красителям), культуральными, биохимическими и антигенными свойствами, называется чистой культурой. Чистая культура микроорганизмов, выделенных из определенного источника и отличающихся от других представителей вида, называется штаммом. Штамм –более узкое понятие, чем вид или подвид. Близким к понятию штамма является понятие клона. Клон представляет собой совокупность потомков, выращенных из единственной микробной клетки.

Для обозначения некоторых совокупностей микроорганизмов, отличающихся по тем или иным свойствам, употребляется суффикс var (разновидность) вместо ранее применявшегося type. Поэтому микроорганизмы в зависимости от характера различий обозначают как морфовары (отличие по морфологии), резистентовары (отличие по устойчивости к антибиотикам), серовары (отличие по антигенам), фаговары (отличие по чувствительности к бактериофагам), биовары (отличие по биологическим свойствам), хемовары (отличие по биохимическим свойствам) и т.д.


КЛАССИФИКАЦИЯ БАКТЕРИЙ Решением Международного кодекса для бактерий рекомендованы следующие таксономические категории: класс, отдел, порядок, семейство, род, вид. Название вида соответствует бинарной номенклатуре, т.е. состоит из двух слов. Например возбудитель брюшного тифа пишется как Salmonella typhi. Первое слово – название рода начинается с прописной буквы, второе слово обозначает вид и пишется со строчной буквы. При повторном написании вида родовое название сокращается до начальной буквы, например S. typhi.

Бактерии относятся к прокариотам, т.е. доядерным организмам, поскольку у них имеется примитивное ядро без оболочки, ядрышка, гистонов, а в цитоплазме отсутствуют высокоорганизованные органеллы (митохондрии, аппарат Гольджи, лизосомы и др.

По классификации Берджи бактерии делятся на 4 отдела: грациликуты (Gracilicutes)- бактерии с тонкой клеточной стенкой, грамотрицательные;

фирмикуты (Firmicutes) – бактерии с толстой клеточной стенкой,грамположительные;

тенерикуты (Tenericutes)- бактерии “мягкие,” “нежные,” ,без ригидной клеточной стенки, включающие микоплазмы; мендозикуты (Mendosicutes), так называемые архебактерии, отличающиеся дефектной клеточной стенкой, особенностями строения рибосом, мембран и рибосомных Р Н К (р Р Н К).

Подразделение бактерий (главным образом по особенностям строения клеточной стенки) связано с возможной вариабельностью их окраски в тот или иной цвет по методу Грама. Согласно этому методу, предложенному в 1 8 8 4 г. датским ученым Х. Грамом, в зависимости от результатов окраски бактерии делятся на грамположительные, окрашиваемые в сине- фиолетовый цвет, и грамотрицательные,

красящиеся в красный цвет.

Среди грациликутных, т.е. тонкостенных, грамотрицательных бактерий различают извитые формы – спирохеты и спириллы, разнообразные палочковидные и шаровидные (гонококки и менингококки) бактерии, в том числе риккетсии и хламидии. К фирмикутным, т.е. толстостенным, грамположительным бактериям относят большинство шаровидных (стафилококки, стрептококки и др.) бактерий и разнообразные палочковидные бактерии, а также актиномицеты (ветвящиеся бактерии), коринебактерии (булавовидные бактерии), микобактерии и бифидобактерии.


ФОРМЫ БАКТЕРИЙ Различают несколько основных форм бактерий – кокковидные, палочковидные, извитые и ветвящиеся.

Кокковидные бактерии (кокки)- шаровидные клетки размером 0,5-1,0 мкм, которые в зависимости от взаимного расположения делятся на микрококки, диплококки, стрептококки, тетракокки, сарцины и стафилококки.

Микрококки представляют собой отдельно расположенные клетки.

Диплококки, или парные кокки, располагаются парами (пневмококк, гонококк, менингококк), так как клетки после деления не расходятся. Пневмококк (возбудитель пневмонии) имеет с противоположных сторон ланцетовидную форму, а гонококк (возбудитель гонореи) и менингококк (возбудитель эпидемического менингита) имеют форму кофейных зерен, обращенных вогнутой поверхностью

друг к другу.

Стрептококки (от греч. streptos – цепочка) – клетки округлой или

вытянутой формы, составляющие цепочку вследствие деления клеток в одной плоскости и сохранения связи между ними в месте деления.

Сарцины (от лат. sarcina – связка, тюк) располагаются в виде пакетов из 8 и более кокков, так как они образуются при делении клетки в трех взаимно перпендикулярных плоскостях.

Стафилококки (от греч. staphyle – виноградная гроздь) представляют собой кокки, расположенные в виде грозди винограда в результате деления в разных плоскостях.

Палочковидные бактерии (палочки) различаются по размерам, форме концов клетки и взаимному расположению клеток.

Длина клеток варьирует от 1,0 до 8,0 мкм, толщина – от 0,5 до 2,0 мкм.

Палочки могут быть правильной (кишечная палочка и др.) и неправильной (коринебактерии и др.) формы, в том числе ветвящиеся, например у актиномицетов.

К наиболее мелким палочковидным бактериям относятся риккетсии. Концы палочек могут быть как бы обрезанными (сибиреязвенная бацилла), закругленными (кишечная палочка), заостренными (фузобактерии) или в виде утолщения и тогда палочка похожа на булаву (коринебактерии дифтерии). Слегка изогнутые палочки называются вибрионами (холерный вибрион). Большинство палочковидных бактерий располагается беспорядочно, так как после деления клетки расходятся. Если после деления клетки остаются связанными общими фрагментами клеточной стенки и не расходятся, то они располагаются под углом друг к другу (коринебактерии дифтерии) или образуют цепочку (сибиреязвенная бацилла).

Извитые формы – спиралевидные бактерии, например спириллы, имеющие вид штопорообразно извитых клеток

К патогенным спириллам относится возбудитель содоку (болезнь укуса крыс).

К извитым также относятся кампилобактеры, имеющие изгибы как у крыла летящей чайки; близки к ним и такие бактерии, как спирохеты.

Спирохетытонкие, длинные, извитые (спиралевидной формы) бактерии, отличающиеся от спирилл подвижностью, обусловленной сгибательными изменениями клеток. Спирохеты состоят из наружной мембраны (клеточной стенки), окружающей протоплазматический цилиндр с цитоплазматической мембраной и аксиальной нитью (аксистиль). Аксиальная нить находится под наружной мембраной клеточной стенки и как бы закручивается вокруг протоплазматического цилиндра спирохеты, придавая ей винтообразную форму (первичные завитки спирохет). Аксиальная нить состоит из фибрилл – аналогов жгутиков бактерий и представляет собой сократительный белок флагеллин. Фибриллы прикреплены к концам клетки и направлены навстречу друг другу. Другой конец фибрилл свободен. Число и расположение фибрилл варьируют у разных видов. Фибриллы участвуют в передвижении спирохет, придавая клеткам вращательное, сгибательное и поступательное движение. При этом спирохеты образуют петли, завитки, изгибы, которые названы вторичными завитками.Спирохеты плохо воспринимают красители. Обычно их окрашивают по методу Романовского – Гимзы или серебрением. В живом виде их исследуют с помощью фазово- контрастной или темнопольной микроскопии. Спирохеты представлены 3 родами, патогенными для человека: Treponema, Borrelia, Leptospira. Спирохеты рода Treponema имеют 8- 12 равномерных мелких завитков. Патогенными представителями являются T.pallidum – возбудитель сифилиса и T.pertenue – возбудитель тропической болезни – фрамбезии. Имеются и сапрофиты – обитатели полости рта и ила водоемов. Спирохеты рода Borrelia более длинные, имеют по 3 – 8 крупных завитков. К ним относится возбудитель возвратного тифа B .recurrentis. Спирохеты рода Leptospira имеют завитки неглубокие и частые – в виде закрученной веревки. Концы этих нитевидных спирохет изогнуты наподобие крючков с утолщениями на концах. Образуя вторичные завитки, они приобретают вид букв S или С. Патогенный представитель L.interrogans вызывает лептоспироз. Патогенные лептоспиры попадают в организм с водой или пищей, приводя к развитию кровоизлияний и желтухи. Сапрофитные представители обитают в воде.

Риккетсиимелкие грамотрицательные палочковидные бактерии размером 0,35 – 2,0 мкм, облигатные внутриклеточные паразиты.

Обитают в членистоногих, которые являются их хозяевами или переносчиками. Свое название риккетсии получили в честь Х.Т. Риккетса – американского ученого, впервые описавшего одного из возбудителей (пятнистая лихорадка Скалистых гор). Форма и размер риккетсии могут меняться (клетки неправильной формы, нитевидные) в зависимости от условий роста. Риккетсии, как и большинство бактерий, размножаются бинарным делением. Структура риккетсии не отличается от таковой грамотрицательных бактерий. Большинство риккетсий не может развиваться вне живой клетки, их выращивают в желточных мешках куриного эмбриона, переживающих культурах клеток и тканях животного. В мазках и тканях их окрашивают по методу Романовского – Гимзы или по Здродовскому. У человека риккетсии вызывают эпидемический сыпной тиф (Rickettsia prowazekii), Ку- лихорадку (Coхulla burneti), клещевой риккетсиоз (R. sibirica), лихорадку цуцугамуши (R.tsutsugamushi), пятнистую лихорадку Скалистых гор (R. riccettsii)

и др.

Хламидии или гальпровии, относятся к облигатным внутриклеточным, кокковидным грамотрицательным бактериям.

Геном хламидий содержит в 4 раза меньше генетической информации, чем геном кишечной палочки. Хламидии размножаются только в живых клетках: их рассматривают как энергетических паразитов. По- видимому, у хламидий отсутствует система регенерации А Т Ф. Вне клеток хламидии имеют сферическую форму (0,3 мкм) являясь элементарными тельцами. Внутри клеток они превращаются в делящиеся ретикулярные тельца, образуя скопления (включения) У человека хламидии вызывают такие заболевания, как трахому, орнитоз, пневмонии, поражения урогенитального тракта и др.

Микоплазмы мелкие бактерии, окруженные цитоплазматической мембраной и не имеющие клеточной стенки. Они относятся к отделу тенерикутов, классу Mollicutes (“мягкокожие”). Из-за отсутствия клеточной стенки микоплазмы осмотически чувствительны и имеют разнообразную форму: кокковидную, нитевидную, колбовидную. Патогенные микоплазмы вызывают хронические инфекции, например, Mycoplasma pneumoniae вызывает у человека заболевание, протекающее по типу острой респираторной инфекции..

Актиномицетыветвящиеся грамположительные бактерии.

Свое название (от греч. actis – луч, mykes – гриб) они получили в связи с образованием в пораженных тканях друз- гранул из плотно переплетенных нитей в виде лучей, отходящих от центра и заканчивающихся колбовидными утолщениями. Актиномицеты, как и грибы, образуют мицелий – нитевидные переплетающиеся клетки (гифы). Они формируют субстратный мицелий, образующийся в результате врастания клеток в питательную среду, и воздушный, растущий на поверхности среды. Актиномицеты могут делиться путем фрагментации мицелия на палочковидные или сферические клетки, похожие на палочковидные и кокковидные бактерии.






Перечень основной и дополнительной литературы, ресурсы Интернета

Основные источники

1.Воробьев А.А., Быков А.С., Пашков Е.П. Основы микробиологии и иммунологии: учебник.- Изд.5-е., испр. - М: Издательский центр «Академия», 2012. - 288 c.

2.Основы микробиологии, вирусологии и иммунологи: учебник / под ред. А,А.Воробьева , Ю.С. Кривошеина.- М.:Мастерство, 2001. -224 с.

3.Прозоркина Н. В., Рубашкина Л. А. Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии: Учебное пособие для средних специальных медицинских учебных заведений. – Ростов н-Д.: Феникс, 2008.-244 с.

4.Рудаков Н.В. Пособие по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии: учеб. пособие. В 2-х частях. – Омск: изд-во ОмГМА, 2007.- 288 с.

Электронные ресурсы

– ресурсы удалённого доступа:

1.ВикипедиЯ – Свободная энциклопедия [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ru.wikipedia.org

2. МЕГАЭНЦИКЛОПЕДИЯ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.megabook.ru/index.asp

3.Электронная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.bibliotekar.ru

4. Микробиология — БСЭ — Яндекс.Словари [Электронный ресурс] Режим доступа: Slovari.yandex.ru

5. Web-обзор: инфекционные заболевания и антибактериальная терапия[Электронный ресурс] Режим доступа: http://health-ua.com/articles/1128.html

6. Микробиология – ресурс о микробиологии для студентов[Электронный ресурс] Режим доступа: www.micro-biology.ru

7. Микробиология как наука. Морфология и ультраструктура бактерий[Электронный ресурс] Режим доступа: www.grsmu.by/file/kafedry/micra/lec.