СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации для преподавателя по проведению теоретических занятий Тема: «Эпидемический процесс» профессионального цикла

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 33.02.01 Фармация, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от «12» мая 2014 г. № 501.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для преподавателя по проведению теоретических занятий Тема: «Эпидемический процесс» профессионального цикла»





ФИЛИАЛ «САМАРСКИЙ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

ГБПОУ «САМАРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. Н. ЛЯПИНОЙ»







Методические рекомендации для преподавателя по проведению теоретических занятий

УД «ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ»



Тема: «Эпидемический процесс»

профессионального цикла



программы подготовки специалистов среднего звена

по специальности 33.02.01 Фармация

(базовый уровень подготовки)











Самара, 2016 год













ОДОБРЕНО


Цикловой


методической комиссией




Председатель_________


Протокол №


____ ____________20___


Составитель:

Игнатова И.Ю., преподаватель Филиал «СМСК»



Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 33.02.01 Фармация, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от «12» мая 2014 г. № 501.

Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденными И.М. Реморенко, директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 августа 2009 года.

Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами программы подготовки специалистов среднего звена по специальности по специальности 33.02.01 Фармация в соответствии с требованиями ФГОС СПО четвёртого поколения.






Структура

1.Учебно - методическая карта занятия

2.Конспект теоретического материала

3.Перечень основной и дополнительной литературы, ресурсы Интернета










































УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА

ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Специальность 33.02.01 Фармация

УД «Основы микробиологии и иммунологии»

Тема «Эпидемический процесс»

Организационные формы: Теоретическое занятие– 1 (90 мин)

Форма работы: индивидуальная

Тип занятия: изучение нового материала

Вид традиционного занятия: информационная лекция

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный

Цели и задачи занятия

Образовательная: научить применять полученные знания на практических занятиях, выявление готовности студентов успешно применять полученные знания, добиться прочного усвоения системы знаний.

Развивающая: формировать навыки самообразования, самореализации личности, развитие речи, мышления, памяти. формировать умение систематизировать, обобщать, выделять главное; развивать умение использовать полученные знания, развивать творческое воображение, логику, наблюдательность; развивать коммуникативные умения: вести дискуссию, слушать и слышать собеседника; развивать умение работать с текстом, делать выводы, анализировать информацию, способствовать формированию социально-гуманитарной и естественнонаучной картины мира; совершенствовать все виды речевой деятельности; повысить общую грамотность; обогатить словарный запас, развивать познавательную активность студентов с помощью проблемных вопросов и компьютерного моделирования; осуществлять самоконтроль, создавать шаблоны документов с использованием компьютера и т.д.

Воспитательная: прививать умения и навыки учебной работы и коллективного труда, формировать у студентов целостное миропонимание и современное научное мировоззрение, основанное на признании приоритетов общечеловеческих ценностей: гуманности, милосердия, сострадания, уважения к жизни и здоровью человека, создать атмосферу доброжелательности, воспитать чувство ответственности, уважения друг к другу, уверенности в себе, взаимопонимания, умения осуществлять самоконтроль, формировать умение отстаивать собственную позицию, воспитывать трудолюбие и прилежание, чувство ответственности за всех и за каждого; воспитывать умение работать индивидуально и в команде; умение объективно оценивать ответы своих товарищей, конкурировать с партнерами, коллегиально принимать решение и т.д.





Формирующая: освоение общих и соответствующих профессиональных компетенций

Общие компетенции:

ОК 12. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Профессиональные компетенции:

ПК 1.6. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.

ПК 2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.



Здоровьесберегающая: создать благоприятную атмосферу в образовательном пространстве, четко структурировать занятие с учетом работоспособности студентов, менять виды деятельности, использовать задания различного типа, соблюдать режим проветривания, физкультминутки, проводить занятия с учетом санитарно-гигиенических требований.

Место проведения: кабинет Микробиологии

Оснащение

Средства обучения: учебники, рисунки, мультимедийная презентация.

Технические средства обучения (оборудование): мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер.

Интеграция темы

Межпредметные связи

1.Латинский язык

2.Гигиена человека

Внутрипредметные связи

1. Учение об инфекции

Выход:практическая деятельность фармацевта

После изучения темы студент должен

Уметь:

- дифференцировать разные группы микроорганизмов по их основным свойствам;

Знать:

- морфологию, физиологию и экологию микроорганизмов, методы их изучения;





СТРУКТУРА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

План проведения теоретического занятия

тема: «Эпидемический процесс»

Название

Описание

Цель

Время

1.

Организационные вопросы.

Контроль формы одежды. Отметка присутствующих. Объявить тему и определить цели занятия.

Подготовить обучающихся

к работе, мобилизировать внимание.

3 мин.

2.

Вводное слово.

Раскрыть важность и актуальность темы.

Активизировать познавательную деятельность обучающихся,

воспроизведение ранее усвоенных знаний и применение их в новых ситуациях

2 мин.

3.

Изучение нового материала по теме: «Эпидемический процесс»







клетки

Название».

Преподаватель поэтапно освещает ключевые вопросы по теме.

Приобретение новых знаний.

Закрепить мотив к

познанию данных вопросов на практическом занятии.


75 мин.

4

Закрепление


Краткий опрос по изученному материалу, или повторение ключевых моментов.

Выяснить степень достижения цели.

5 мин.

5.

Заключение.

Итог. Объявление темы следующей лекции: «Понятие о химиотерапии и химиопрофилактике». Задание на дом: ответить на вопросы.

Нацелить обучающихся на самостоятельную внеаудиторную работу дома

5 мин.













Конспект теоретического материала

Эпидемический процесс

Эпидемический процесс - это непрерывная цепь следующих друг за другом, возникающих непосредственно одно из другого специфических инфекционных состояний (больные, носители) или эпидемических очагов. Из определения эпидемического процесса видно, что первичным его элементом является эпидемический очаг. Эпидемический очаг, по определению Л. В. Громашевского, -это место пребывания источника инфекции с окружающей его территорией в тех пределах, в которых он способен в данной конкретной обстановке при данной инфекции передать заразное начало окружающим людям. Следовательно, эпидемический процесс можно определить и как цепь следующих друг за другом эпидемических очагов.

Эпидемический процесс обусловливается непрерывностью взаимодействия трех его составных элементов (звеньев):

1) источника возбудителя инфекции,

) механизма передачи возбудителей,

) восприимчивого организма.

Подходы к принципам эпидемиологической классификации

Инфекционные и паразитарные болезни можно разделить на 5 групп по этиологическому фактору, их вызывающему: вирусные, микробные, протозойные, микотичесте, гельминтозы.

В зависимости от того, является ли основной средой обитания возбудителя организм человека, животного или объекты окружающей среды, т. е. по экологическому принципу, все инфекционные болезни подразделяют на 3 основных группы:

1. Антропонозы (от гр. antropos-«человек» + nosos- «болезнь»), при которых резервуаром возбудителя является организм человека (корь, брюшной тиф).

2. Зоонозы (от гр. zoon-«животное» + nosos-«болезнь»), при которых естественным резервуаром возбудителя является организм животных, но к которым восприимчив и человек (сибирская язва, бешенство, чума).

3. Сапронозы(от гр. sapros- «гниль» + nosos- «болезнь»), при которых резервуаром возбудителя являются различные объекты окружающей среды - вода, почва, растительные и другие субстраты (яегионеллез).

Факторы передачи – элементы внешней среды, осуществляющие перемещение возбудителей из одного организма хозяина в другой и обеспечивающие возбудителям – паразитам смену биологических хозяев. Классификация факторов передачи:

1) первичные, промежуточные, конечные;

2) специфические неспецифические;

3) важнейшие и второстепенные.

Пути передачи – совокупность факторов, определяющих способ проникновения возбудителя в восприимчивый организм в конкретных условиях места и времени.

Факторами эпидемиологического процесса являются: источник инфекции, механизм передачи возбудителя и восприимчивость населения. Устранение одного из факторов неизбежно приводит к прекращению эпидемического процесса и, следовательно, исключает возможность существования инфекционной болезни. Поэтому профилактические и противоэпидемические мероприятия могут быть эффективными в том случае, если они направлены на обезвреживание(нейтрализацию) источника инфекции, перерыв путей передачи возбудителя и повышение невосприимчивости населения (табл. 1).

Таблица 1. Группировка противоэпидемических мероприятий по их направленности на звенья эпидемического процесса

Звенья эпидемического процесса

Противоэпидемические мероприятия

Источник инфекции (больной человек)

Механизм передачи

Восприимчивый организм

Выявление, диагностика, изоляция, лечение, диспансерное наблюдение за реконвалесцентами

Санитарно-гигиенические и дезинфекционно-дезинсекционные мероприятия

Иммунопрофилактика, экстренная профилактика

Источник (возбудителя) инфекции (инвазии) – заражённый организм человека или теплокровного животного, от которого заражаются или могут заразиться окружающие (определение верно для антропонозов и зоонозов)

Источник возбудителя инфекции (инвазии) – объект, служащий местом естественной жизнедеятельности возбудителя, из которого происходит заражение людей, животных или растений (определение приемлемо для всех трёх классов болезней: антропонозов, зоонозов, сапронозов).

Механизм (способ) передачи возбудителей инфекций (синоним – механизм заражения) – эволюционно выработанный способ перемещения возбудителей из одного организма хозяина в другой. Обеспечивает постоянную смену возбудителям - паразитам специфических хозяев, что является биологической необходимостью для продолжения биологического вида.

Специфика механизма передачи определяется эпидемиологически (биологически) значимой специфической локализацией паразитов в организме хозяина. 4 основных места локализации паразитов и 4 основных типа механизма передачи:

1)дыхательный тракт – воздушно – капельный (синоним – капельный, аэрозольный) механизм передачи (вариант – воздушно – пылевой),

2) пищеварительный тракт – фекально – оральный механизм передачи,

3) кровь – а) трансмиссивный механизм передачи, б) вертикальный механизм передачи, в) гемоконтактный механизм передачи,

4) Наружные покровы – контактный механизм передачи.

3 стадии механизма передачи:

а) выход из организма хозяина,

б) пребывание во внешней среде.

в) внедрение в новый организм хозяина.

В отношении источника инфекции при антропонозах выделяют диагностические, изоляционные, лечебные и режимно-ограничительные мероприятия, а при зоонозах - санитарно-ветеринарные и дератизационные.

Мероприятия по разрыву механизма передачи возбудителя являются санитарно-гигиеническими. В самостоятельную группу можно выделить дезинфекционные и дезинсекционные мероприятия.

Мероприятия по защите популяции хозяина в основном представлены вакцинацией населения, цель которой — создать специфическую невосприимчивость (иммунитет) к отдельным инфекционным заболеваниям. Отдельную группу представляют лабораторные исследования и санитарно-просветительная работа, которые не могут быть отнесены ни к одному направлению, однако выполняются в интересах каждого из них.
















































Перечень основной и дополнительной литературы, ресурсы Интернета

Основные источники

1.Воробьев А.А., Быков А.С., Пашков Е.П. Основы микробиологии и иммунологии: учебник.- Изд.5-е., испр. - М: Издательский центр «Академия», 2012. - 288 c.

2.Основы микробиологии, вирусологии и иммунологи: учебник / под ред. А,А.Воробьева , Ю.С. Кривошеина.- М.:Мастерство, 2001. -224 с.

3.Прозоркина Н. В., Рубашкина Л. А. Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии: Учебное пособие для средних специальных медицинских учебных заведений. – Ростов н-Д.: Феникс, 2008.-244 с.

4.Рудаков Н.В. Пособие по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии: учеб. пособие. В 2-х частях. – Омск: изд-во ОмГМА, 2007.- 288 с.

Электронные ресурсы

– ресурсы удалённого доступа:

1.ВикипедиЯ – Свободная энциклопедия [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ru.wikipedia.org

2. МЕГАЭНЦИКЛОПЕДИЯ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.megabook.ru/index.asp

3.Электронная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.bibliotekar.ru

4. Микробиология — БСЭ — Яндекс.Словари [Электронный ресурс] Режим доступа: Slovari.yandex.ru

5. Web-обзор: инфекционные заболевания и антибактериальная терапия[Электронный ресурс] Режим доступа: http://health-ua.com/articles/1128.html

6. Микробиология – ресурс о микробиологии для студентов[Электронный ресурс] Режим доступа: www.micro-biology.ru

7. Микробиология как наука. Морфология и ультраструктура бактерий[Электронный ресурс] Режим доступа: www.grsmu.by/file/kafedry/micra/lec.