ФИЛИАЛ «САМАРСКИЙ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
ГБПОУ «САМАРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. Н. ЛЯПИНОЙ»
Методические рекомендации для преподавателя по проведению теоретических занятий
УД «ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ»
Тема: «Нормальная микрофлора человека»
профессионального цикла
программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности 33.02.01 Фармация
(базовый уровень подготовки)
Самара, 2016 год
ОДОБРЕНО | |
Цикловой | |
методической комиссией | |
| |
Председатель_________ | |
Протокол № | |
____ ____________20___ | |
Составитель:
Игнатова И.Ю., преподаватель Филиал «СМСК»
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 33.02.01 Фармация, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от «12» мая 2014 г. № 501.
Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденными И.М. Реморенко, директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 августа 2009 года.
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами программы подготовки специалистов среднего звена по специальности по специальности 33.02.01 Фармация в соответствии с требованиями ФГОС СПО четвёртого поколения.
Структура
1.Учебно - методическая карта занятия
2.Конспект теоретического материала
3.Перечень основной и дополнительной литературы, ресурсы Интернета
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА
ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Специальность 33.02.01 Фармация
УД «Основы микробиологии и иммунологии»
Тема «Нормальная микрофлора человека»
Организационные формы: Теоретическое занятие– 1 (90 мин)
Форма работы: индивидуальная
Тип занятия: изучение нового материала
Вид традиционного занятия: информационная лекция
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный
Цели и задачи занятия
Образовательная: научить применять полученные знания на практических занятиях, выявление готовности студентов успешно применять полученные знания, добиться прочного усвоения системы знаний.
Развивающая: формировать навыки самообразования, самореализации личности, развитие речи, мышления, памяти. формировать умение систематизировать, обобщать, выделять главное; развивать умение использовать полученные знания, развивать творческое воображение, логику, наблюдательность; развивать коммуникативные умения: вести дискуссию, слушать и слышать собеседника; развивать умение работать с текстом, делать выводы, анализировать информацию, способствовать формированию социально-гуманитарной и естественнонаучной картины мира; совершенствовать все виды речевой деятельности; повысить общую грамотность; обогатить словарный запас, развивать познавательную активность студентов с помощью проблемных вопросов и компьютерного моделирования; осуществлять самоконтроль, создавать шаблоны документов с использованием компьютера и т.д.
Воспитательная: прививать умения и навыки учебной работы и коллективного труда, формировать у студентов целостное миропонимание и современное научное мировоззрение, основанное на признании приоритетов общечеловеческих ценностей: гуманности, милосердия, сострадания, уважения к жизни и здоровью человека, создать атмосферу доброжелательности, воспитать чувство ответственности, уважения друг к другу, уверенности в себе, взаимопонимания, умения осуществлять самоконтроль, формировать умение отстаивать собственную позицию, воспитывать трудолюбие и прилежание, чувство ответственности за всех и за каждого; воспитывать умение работать индивидуально и в команде; умение объективно оценивать ответы своих товарищей, конкурировать с партнерами, коллегиально принимать решение и т.д.
Формирующая: освоение общих и соответствующих профессиональных компетенций
Общие компетенции:
ОК 12. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Профессиональные компетенции:
ПК 1.6. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.
ПК 2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.
Здоровьесберегающая: создать благоприятную атмосферу в образовательном пространстве, четко структурировать занятие с учетом работоспособности студентов, менять виды деятельности, использовать задания различного типа, соблюдать режим проветривания, физкультминутки, проводить занятия с учетом санитарно-гигиенических требований.
Место проведения: кабинет Микробиологии
Оснащение
Средства обучения: учебники, рисунки, мультимедийная презентация.
Технические средства обучения (оборудование): мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер.
Интеграция темы
Межпредметные связи
1.Латинский язык
2.Гигиена человека
Внутрипредметные связи
1.Морфология бактерий
Выход: практическая деятельность фармацевта
После изучения темы студент должен
Уметь:
- дифференцировать разные группы микроорганизмов по их основным свойствам;
Знать:
- морфологию, физиологию и экологию микроорганизмов, методы их изучения;
- роль микроорганизмов в жизни человека и общества.
СТРУКТУРА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
План проведения теоретического занятия
тема: «Нормальная микрофлора человека»
№ | Название | Описание | Цель | Время |
1. | Организационные вопросы. | Контроль формы одежды. Отметка присутствующих. Объявить тему и определить цели занятия. | Подготовить обучающихся к работе, мобилизировать внимание. | 3 мин. |
2. | Вводное слово. | Раскрыть важность и актуальность темы. | Активизировать познавательную деятельность обучающихся, воспроизведение ранее усвоенных знаний и применение их в новых ситуациях | 2 мин. |
3. | Изучение нового материала по теме: « Нормальная микрофлора человека»
клетки Название». | Преподаватель поэтапно освещает ключевые вопросы по теме. | Приобретение новых знаний. Закрепить мотив к познанию данных вопросов на практическом занятии. | 75 мин. |
4 | Закрепление | Краткий опрос по изученному материалу, или повторение ключевых моментов. | Выяснить степень достижения цели. | 5 мин. |
5. | Заключение. | Итог. Объявление темы следующей лекции: «Действие факторов внешней среды на микроорганизмы». Задание на дом: ответить на вопросы. | Нацелить обучающихся на самостоятельную внеаудиторную работу дома | 5 мин. |
Конспект теоретического материала
Нормальная микрофлора человека
Нормальная микрофлора - важный фактор врожденного иммунитета. Она обладает антагонистическими свойствами против патогенной и гнилостной микрофлоры.
АГ микрофлоры стимулирует иммунную систему. Естественным стимулятором является мурамилдипептид, образующийся из пептидогликана бактерий под влиянием лизоцима и других антибактериальных пептидов кишечника.
Микрофлора участвует в колонизационной резистентности, которая является совокупностью конкурентных, антагонистических и других свойств нормальной микрофлоры ( в основном анаэробов) кишечника, придающих стабильность микрофлоре и предотвращающих колонизацию организма посторонними микроорганизмами. Для нормализации колонизационной резистентности проводят селективную деконтаминацию – избирательной удаление из пищеварительной системы аэробных бактерий и грибов.
Ее проводят путем приема внутрь химиопрепаратов, подавляющих аэробную часть микрофлоры и не влияющих на анаэробы, например, комплексное назначение ванкомицина, гентомицина и нистатина.
Нормальная микрофлора участвует в водно-солевом обмене, регуляции газового состава и перестальтике кишечника, обмене белков, углеводов, жирных кислот, холестерина, нуклеиновых кислот, а также в продукции биологически активных соединений : антибиотиков, витаминов( К, группы В и др.), токсинов и др.
Нормальная микрофлора участвует в рециркуляции стероидных гармонов и желчных солей. В переваривании и детоксикации экзогенных и эндогенных субстратов и метаболитов. Кроме того, она участвует в физиологическом воспалении слизистой оболочки и смене эпителия, а также тепловом обеспечении организма.
Нормальная микрофлора выполняет антимутагенную функцию, разрушая канцерогенные вещества в кишечнике.
При снижении иммунитета микроорганизмы – комменсалы вызывают гнойно- воспалительные процессы ( аутоинфекцию, или эндогенную инфекцию).
В результате действия бактериальных декарбоксиназ и ЛПС высвобождаются дополнительные количества гистомина, что может вызывать аллергические состояния.
Нормальная микрофлора является хранилищем и источником хромосомных и плазмидных генов, в частности , генов лекарственной устойчивости к антибиотикам.
Отдельных представителей нормальной микрофлоры используют в качестве в санитарно- показательных микроорганизмов, свидетельствующих о загрязнении окружающей среды ( воды, почвы воздуха, продуктов питания и др.) выделениями человека и, следовательно, об их эпидемиологической опасности.
ДИСБАКТЕРИОЗ И ДИСБИОЗ
Дисбактериоз и дисбиоз -состояния, развивающиеся в результате утраты нормальных функции микрофлоры. Эти нарушения определяются как клинико-лабораторный синдром. Они происходят под влиянием внешних факторов, стрессовых воздействий, бесконтрольного применения антибактериальных препаратов, лучевой и химиотерапии, нерационального питания, оперативных вмешательств и т.д. При дисбактериозе происходят количественные и качественные изменения бактерий, входящих в состав нормальной микрофлоры. При дисбиозе изменения происходят и среди других групп микроорганизмов (вирусов, грибов и др.). Дисбиозы классифицируют по этиологии ( грибковые, стафилококковый, протейны и др.) и локализации ( дисбиоз в полости рта, кишки, влагалища и т.д). Изменения нормальной микрофлор сопровождаются различными нарушениями: развитием инфекции, диареи, запоров, гастритов, колитов, язвенной болезни аллергии, мочекаменной болезни, гипо-гиперхолестеринемии, гипо-гипертензии, кариеса, артрита, поражений печени и др.
Диагностику нарушений микробиоценоза проводят с помощью бактериологического метода, ПЦР. Для выявления видового количественного состава представителей микробиоценоза определенного биотопа ( кишки, полости рта, влагалища, кожи и т.д) проводят высев из разведении исследуемого материала или путем отпечатков, смыва на соответствующие питательные среды.
Для восстановления нормально микрофлоры проводят селективную деконтоминацию и назначают per os различные препараты:
- пребиотики - вещества небактериального происхождения или компоненты микроорганизмов, стимулирующих рост ненормальной микрофлоры человека; обычно основой прибиотика являются низкомолекулярные углеводы (олигосахариды, фруктоолигосахариды), содержащиеся в грудном молоке и некоторых пищевых продуктов;
- пробиотики ( эубиотики) – препараты, содержащие живые бактерии, представителей нормальной микрофлоры кишечника, оказывающие нормализирующее действие на организм человека и его микрофлору: бифидобактерии (бифидумбактерин), кишечные палочки (колибактерин), лактобактерии (лактобактерин) и др.;
- симбиотики – комбинированные препараты, состоящие из пробиотиков и пребиотиков;
- энтеросорбенты – препараты, удаляющие из кишечника токсичные матоболиты и условно патогенные бактерии ( активированный уголь, энтеросгель и др.).
Перечень основной и дополнительной литературы, ресурсы Интернета
Основные источники
1.Воробьев А.А., Быков А.С., Пашков Е.П. Основы микробиологии и иммунологии: учебник.- Изд.5-е., испр. - М: Издательский центр «Академия», 2012. - 288 c.
2.Основы микробиологии, вирусологии и иммунологи: учебник / под ред. А,А.Воробьева , Ю.С. Кривошеина.- М.:Мастерство, 2001. -224 с.
3.Прозоркина Н. В., Рубашкина Л. А. Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии: Учебное пособие для средних специальных медицинских учебных заведений. – Ростов н-Д.: Феникс, 2008.-244 с.
4.Рудаков Н.В. Пособие по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии: учеб. пособие. В 2-х частях. – Омск: изд-во ОмГМА, 2007.- 288 с.
Электронные ресурсы
– ресурсы удалённого доступа:
1.ВикипедиЯ – Свободная энциклопедия [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ru.wikipedia.org
2. МЕГАЭНЦИКЛОПЕДИЯ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.megabook.ru/index.asp
3.Электронная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.bibliotekar.ru
4. Микробиология — БСЭ — Яндекс.Словари [Электронный ресурс] Режим доступа: Slovari.yandex.ru
5. Web-обзор: инфекционные заболевания и антибактериальная терапия[Электронный ресурс] Режим доступа: http://health-ua.com/articles/1128.html
6. Микробиология – ресурс о микробиологии для студентов[Электронный ресурс] Режим доступа: www.micro-biology.ru
7. Микробиология как наука. Морфология и ультраструктура бактерий[Электронный ресурс] Режим доступа: www.grsmu.by/file/kafedry/micra/lec.