Уважаемые родители и обучающиеся отдела хореографии! Предлагаем к самостоятельному изучению методические рекомендации для работы над техникой вращений в классическом танце.
Техника вращения в классическом танце требует от исполнителя умения свободно и точно ориентироваться в пространстве, правильно помещать центр тяжести тела на опорную ногу, стойко удерживать прямизну вертикальной оси тела, верно воспроизводить форму исполняемого движения, хорошо чувствовать его ритм и динамику.
Основа, на которую опирается правильное и устойчивое вращение, - это профессионально поставленные и хорошо отработанные движения ног, рук, корпуса и головы, а также хорошо развитая сила мышц, выносливость, волевая выдержка и внимание ученика. Например, пируэты и туры начинаются не с его изучения, а гораздо раньше – с элементарной постановки всего тела в экзерсисе у станка и на середине зала, в adagio и в allegro.
В искусстве классического танца вращения всегда должно быть стройным по форме, устойчивым по технике, стремительным по ритму и вдохновенным по характеру.
В мужском танце вращения делятся на партерные и воздушные, в женском танце применяются только партерные. Они, в свою очередь, подразделяются на маленькие, большие (grand pirouette — большой пируэт — только в мужском исполнительстве) и tours в больших позах. Вообще термин pirouette (пируэт) употребляется ныне только по отношению к мужскому танцу; в женском танце все вращения обозначаются словом tour (тур, or франц. — оборот, поворот). Это оборот тела на 360° на одной ноге. К маленьким tours относятся tours со II, V и IV позиций. Для успешного выполнения вращений необходимо соблюдать следующие правила.
Корпус должен быть абсолютно прямым и подтянутым, только это дает возможность сохранять равновесие и координировать движения разных частей тела. Особенно хорошо корпус «схвачен» в области поясницы. Ноги напряженно вытянуты и выворотны, ягодицы подтянуты. Опорная нога составляет единую ось вращения с корпусом. Эта ось должна проходить по центру и оставаться спокойной и невозмутимой. Внешне вращение может выглядеть энергичным либо сдержанным, но в любом случае центр должен полностью контролировать движение и четко регулировать направление форса.
Форс (франц. force — сила) — первоначальный импульс, направленная энергия для совершения какого-либо движения, например, вращения. В подавляющем большинстве вращений движущей силой является подъем на полупальцы и поворот вокруг своей оси. Большое значение играют руки: при начале вращения они активно дают форс, затем, сильные и упругие, сохраняют свою позицию до окончания вращения.
Важный аспект вращения — работа головы. В начале каждого tour голова быстро поворачивается в профиль через плечо в сторону, противоположную вращению, при этом взглядом фиксируется определенная точка впереди. В момент вращения голова быстро выпрямляется en face и в заключение вращения, обгоняя поворот корпуса, поворачивается в исходную точку. При исполнении нескольких tours подряд голова и взгляд повторяют такое движение несколько раз. Точка, на которую направлен взгляд, должна находиться на высоте глаз. Нельзя опускать глаза вниз, поднимать кверху или направлять в сторону, от этого можно потерять устойчивость. Также при повороте головы нельзя наклонять ее к плечу; голова удерживается строго прямо.
При этом важен не только чисто зрительный фокус, обычно определяемый выражением «держать точку», но и предельная внутренняя собранность.
Для правильного исполнения вращений и пируэтов в классическом танце необходимы:
1. Правильная постановка корпуса с крепкой спиной, которая позволяет держаться в строго вертикальном положении при вращении;
2. Упругие руки, которые должны при вращении сохранять форму и позицию;
3. Выворотная пятка опорной ноги в момент подъема на полупальцы;
4. Четкие повороты головы и фиксация взгляда в определенной точке;
5. Музыкальный материал, доступный обучающимся и соответствующий характеру исполняемого движения, очень важно следить за выразительностью исполнения.
Только четкое и неукоснительное выполнение всех правил ведет к грамотному исполнению вращений и пируэтов.