Профессиональные образовательные учреждения являются основными заведениями для подготовки высококвалифицированных специалистов для производства. Повышения уровня профессиональной подготовке обучающихся, готовность к производственному труду, базируется на серьезном общеобразовательном фундаменте. Поэтому глубокое знание физики необходимо при изучении специальных дисциплин. Изложение теоретического материала при изучении любой темы на уроках физики должно включать физический эксперимент, а также решение задач.
Физические задачи являются неотъемлемым звеном учебного процесса. Решение задач развивает логическое мышление, сообразительность. Задачи помогают осмыслить многие связи между физикой и техникой. Решение задач в сочетании с другими предметами вносит значительный вклад в развитие мыслительной деятельности учащихся.
К настоящему времени накоплено огромное количество задач. Все они различны по сложности, содержанию, способам решения. По способу решения задачи делятся на качественные, вычислительные, графические, экспериментальные. Новый вид физических задач – качественная задача.
М.Е. Тульчинский считал, что качественные задачи по физике способствуют углублению и закреплению теоретических знаний учащихся. Приближая изучаемую теорию к окружающей жизни, они повышают интерес учащихся к предмету, способствуют развитию наблюдательности, а также поддерживают активное восприятие учащихся материала в течение всего урока.
По мнению Ш.О. Тошпулатовой качественная задача — это такая задача, которая связана с качественной стороной физического явления, решаемая путем логических умозаключений, основанных на законах физики, путем построения чертежа, выполнения эксперимента, но без математических действий . М.Е. Тульчинский считал, что качественные задачи по физике способствуют углублению и закреплению теоретических знаний учащихся. Приближая изучаемую теорию к окружающей жизни, они повышают интерес учащихся к предмету, способствуют развитию наблюдательности, а также поддерживают активное восприятие учащихся материала в течение всего урока. Качественные задачи очень важны при усвоении учащимися содержания понятия, его существенных признаков. Но они немаловажны и в процессе усвоения метода, анализа явлений природы. Известно, что решение любой задачи начинается с анализа конкретного явления, поэтому так велика роль качественных задач в учебном процессе по физике.
Качественные задачи весьма разнообразны по тематике, содержанию и сложности. Их можно классифицировать по различным признакам: по содержанию; по разделам; по основному методу решения ; по степени сложности; по способу выражения условия.
В зависимости от способа классификации одни и те же качественные задачи относятся к различным группам. В связи с этим нельзя рассматривать определенно какую-либо одну классификацию качественных задач в отдельности, так как она будет не совсем полной, а следует пользоваться различными классификациями этих задач в совокупности.
Качественные – это задачи, для решения которых не требуется вычислений. Использование таких задач способствует развитию речи учеников, формированию у них умения ясно логически и точно излагать мысли, оживляет изложение материала, активизирует внимание учащихся.
При решении качественной задачи внимание учащегося акцентируется на качественной стороне рассматриваемого физического явления, свойств тела, вещества, процесса и т.п.
В качественной задаче по физике для разрешения ставится проблема, связанная с качественной стороной физического явления. Центр тяжести в таких задачах переносится на логическое мышление, которое осуществляется на основе применения физических законов, соотношений между физическими величинами, известных фактов.
В качественной задаче ставится такой вопрос, ответ на который ученик должен составить сам, синтезируя данные условия, задачи и свои собственные знания по физике. Качественная задача – это задача, при решении которой внимание учеников не отвлекается математическими расчетами. А полностью сосредоточено на выявлении существенного в явлениях и процессах на установлении взаимосвязи между ними. Качественные задачи являются хорошим средством для закрепления изученного материала. Качественные задачи способствуют углублению и закреплению теоретических знаний учащихся. Умелое применение учителем качественных задач повышает интерес учащихся к физике и поддерживает активное восприятие материала в течение урока. Решение этих задач требует анализа физической сущности явления. Поэтому правильное решение учеником качественной задачи свидетельствует о понимании ими изученного материала. Решение качественной задачи приучает учащихся к логическому мышлению и способствует умелому применению аналитико-синтетическому приему решения.
Метод решения качественных задач, заключающийся в построении логических умозаключений, основанных на физических законах, служит прекрасной школой мышления, вырабатывает отчетливое понимание сущности физических явлений и их закономерностей, учит школьников практическому применению знаний, воспитывает правильное отношение и к расчетным задачам, и приучает начинать решение любой физической задачи с анализа ее физического содержания.
Качественные задачи по физике способствуют углублению и закреплению теоретических знаний учащихся. Приближая изучаемую теорию к окружающей жизни, они повышают интерес учащихся к предмету, способствуют развитию наблюдательности, а так же поддерживает активное восприятие учащихся материала в течение всего урока. Известно, что решение любой задачи начинается с анализа конкретного явления, поэтому так велика роль качественных задач в учебном процессе по физике.
Качественные задачи дают возможность за короткое время выяснить физическую сущность рассматриваемого вопроса. Невозможно решить качественные задачи формально. Поэтому они являются хорошим средством борьбы с формализмом в знаниях учащихся. Небольшие по объему и разнообразные по содержанию качественные задачи способствуют накоплению учащимися фактического материала.
При решении качественных задач требуется анализ физической сущности явления, поэтому правильное решение учеником качественной задачи свидетельствует о понимании их изучаемого материала.
Качественные задачи обычно используют как средство закрепления изученного материала. Во многих темах школьного курса физики качественные задачи являются основными. Очень полезны такого типа задачи при опросе, так как они дают возможность за короткое время выяснить усвоение физической сущности рассматриваемого вопроса. Успешное решение школьниками качественных задач показывает осознанность их знаний, отсутствие формализма в усвоении материала. Такие задачи весьма разнообразны по тематике, содержанию и сложности. Решают качественные задачи, строя логические умозаключения, основанные на физических законах, с помощью индукции и дедукции.
При решении качественных задач применяются три способа:
- эвристический способ решения качественных задач состоит в постановке и разрешении ряда взаимно связанных целенаправленных качественных вопросов.
- графический способ решения применим к тем качественным задачам, условия которых формируются с помощью различных видов иллюстраций. Достоинства данного способа – наглядность и лаконичность решения. Графический способ развивает функциональное мышление учащихся, приучает их к точности, аккуратности.
- экспериментальный способ заключается в получении ответа на вопрос задачи на основании опыта, поставленного и проведенного в соответствии с ее условиями. В таких задачах обычно предлагается ответить на вопросы: «что произойдет?», «как сделать?».
Практика обучения физике в школе показывает, что решение задач только тогда будет плодотворным, когда на каждом этапе будут четко, строго и умело установлены подбор задач по содержанию и последовательность в переходе от одних задач к другим.
Решение задач не должно носить случайного характера, а должно проводиться в органической связи с изложением учебного материала и со всем педагогическим процессом в целом, целесообразно сочетать его с демонстрационным экспериментом и самостоятельными лабораторными работами учащихся.
Как вид учебных занятий по физике решение задач необходимо четко планировать. Задачи при этом составляют определенную систему, соответствующую избранной методике и позволяют учителю достигнуть определенной цели обучения.
Готовясь к занятиям по данной теме программы, учителю следует произвести отбор задач и определить последовательность включения их в учебный процесс. Отобранная система задач должна удовлетворять ряду дидактических требований. Каковы эти требования?
Каждую задачу учитель использует в учебном процессе с определенной дидактической целью. Он должен себе ясно представлять, что даст учащимся решение той или иной задачи. Учителю также необходимо определить, когда можно переходить от простых задач к более сложным. Следует также тщательно подбирать задачи, включаемые в учебный процесс. Необходимо, чтобы эти задачи составляли определенную систему. Система задач начинается с самых простых и заканчивается задачами более сложными. Важно, чтобы каждая отобранная учителем задача вносила какой-то вклад в совершенствование знаний учащихся, углубляла понимание связей между величинами, конкретизировала понятия и раскрывала новые их черты, которые не были в достаточной мере выявлены в других видах занятий, учила применению полученных знаний.
Качественные задачи можно использовать в процессе объяснения нового материала, при повторении и обобщении ранее изученного, при выработке умений, навыков, применения знаний на практике, а также при проверке знаний учащихся. Качественные задачи включают в самостоятельные и контрольные работы по физике, а также в домашние задания учащихся. Качественную задачу можно использовать и при изучении нового материала.
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.
На основе решения качественных задач, причем их можно использовать, как в текстовой форме, так и в качестве экспериментальной установки, можно проводить закрепление изученных на уроке вопросов.
Качественные задачи используют при формировании умения у учащихся применять полученные знания на практике.
На основе решения качественных задач можно проводить повторение и обобщение изученного материала.
При этом желательно подбирать качественные задачи, в которых физические явления и описывающие их закономерности вступают во взаимосвязи, что позволяет не просто воспроизвести изученное, но и показать его какие-то новые стороны.
Качественные задачи можно использовать для повторения пройденного материала, при выполнении самостоятельных, контрольных и домашних работ и проведения, так называемых, нестандартных уроков (урок-соревнование, урок дидактическая игра и т. п.).
Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что качественные задачи различных видов можно использовать на любых уроках с различными дидактическими целями.
Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать вывод, что решение качественных задач способствует формированию у учащихся физических понятий, развитию логического мышления, смекалки, творческой фантазии, умения применять творческие знания для объяснения явлений природы, быта и техники, а так же расширяет кругозор ученика.
1.При решении качественных задач учащиеся лучше и глубже понимают тему, чем при решении подобных количественных задач.
2.Качественные задачи предпочитают решать те учащиеся, которые действительно стремятся получить знания по физике на высоком уровне.
3.Решение качественных задач на уроках по физике, заставляют логически думать, что положительно отражается на их знаниях.
4.Благодаря большому разнообразию классификации задач, задачи на одну и ту же тему можно решить разными способами и приемами, тем самым вызывая интерес у учащихся.
5.Опытные учителя считают, что качественные задачи являются незаменимым средством для полного закрепления материала и проверки знаний.
Литература:
1.Глазунов А.Т. Методика преподавания физики в средней школе: Электродинамика нестационарных явлений. Квантовая физика: Пособие для учителя /А.Т. Глазунов, И.И. Куршинский, А.А. Пинский; Под. ред. А.А. Пинского. – М.: Просвещение, 1989. –272с.: ил.
2.Методика преподавания физики в 8-10 классах средней школы. Ч.1 /В.П. Орехов, А.В. Усова, И.К. Турышев и др.: Под ред. В.П. Орехова и А.В. Усовой. – М.: Просвещение, 1980. – 320с., ил.
3.Фирганг Е.В. Руководство к решению задач по курсу общей физики: Учебное пособие .- СПб.: Лань, 2008.-352с.
4.Разумовский В.Г.Физика в школе.- М.: ВЛАДОС, 2004.-463с.
5.Методика обучения физики 9 кл./В.Г. Разумовский .-М.: ВЛАДОС, 2010.-175с.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для решения качественных задач на уроках физики.»
Министерство образования Сахалинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сахалинский техникум строительства и жилищно-коммунального хозяйства»
Методические рекомендации для решения
качественных задач на уроках физики.
Составитель: Хе Чун Су
Долинск
2024
Профессиональные образовательные учреждения являются основными заведениями для подготовки высококвалифицированных специалистов для производства. Повышения уровня профессиональной подготовке обучающихся, готовность к производственному труду, базируется на серьезном общеобразовательном фундаменте. Поэтому глубокое знание физики необходимо при изучении специальных дисциплин. Изложение теоретического материала при изучении любой темы на уроках физики должно включать физический эксперимент, а также решение задач.
Физические задачи являются неотъемлемым звеном учебного процесса. Решение задач развивает логическое мышление, сообразительность. Задачи помогают осмыслить многие связи между физикой и техникой. Решение задач в сочетании с другими предметами вносит значительный вклад в развитие мыслительной деятельности учащихся.
К настоящему времени накоплено огромное количество задач. Все они различны по сложности, содержанию, способам решения. По способу решения задачи делятся на качественные, вычислительные, графические, экспериментальные. Новый вид физических задач – качественная задача.
М.Е. Тульчинский считал, что качественные задачи по физике способствуют углублению и закреплению теоретических знаний учащихся. Приближая изучаемую теорию к окружающей жизни, они повышают интерес учащихся к предмету, способствуют развитию наблюдательности, а также поддерживают активное восприятие учащихся материала в течение всего урока.
По мнению Ш.О. Тошпулатовой качественная задача — это такая задача, которая связана с качественной стороной физического явления, решаемая путем логических умозаключений, основанных на законах физики, путем построения чертежа, выполнения эксперимента, но без математических действий . М.Е. Тульчинский считал, что качественные задачи по физике способствуют углублению и закреплению теоретических знаний учащихся. Приближая изучаемую теорию к окружающей жизни, они повышают интерес учащихся к предмету, способствуют развитию наблюдательности, а также поддерживают активное восприятие учащихся материала в течение всего урока. Качественные задачи очень важны при усвоении учащимися содержания понятия, его существенных признаков. Но они немаловажны и в процессе усвоения метода, анализа явлений природы. Известно, что решение любой задачи начинается с анализа конкретного явления, поэтому так велика роль качественных задач в учебном процессе по физике.
Качественные задачи весьма разнообразны по тематике, содержанию и сложности. Их можно классифицировать по различным признакам: по содержанию; по разделам; по основному методу решения ; по степени сложности; по способу выражения условия.
В зависимости от способа классификации одни и те же качественные задачи относятся к различным группам. В связи с этим нельзя рассматривать определенно какую-либо одну классификацию качественных задач в отдельности, так как она будет не совсем полной, а следует пользоваться различными классификациями этих задач в совокупности.
Качественные – это задачи, для решения которых не требуется вычислений. Использование таких задач способствует развитию речи учеников, формированию у них умения ясно логически и точно излагать мысли, оживляет изложение материала, активизирует внимание учащихся.
При решении качественной задачи внимание учащегося акцентируется на качественной стороне рассматриваемого физического явления, свойств тела, вещества, процесса и т.п.
В качественной задаче по физике для разрешения ставится проблема, связанная с качественной стороной физического явления. Центр тяжести в таких задачах переносится на логическое мышление, которое осуществляется на основе применения физических законов, соотношений между физическими величинами, известных фактов.
В качественной задаче ставится такой вопрос, ответ на который ученик должен составить сам, синтезируя данные условия, задачи и свои собственные знания по физике. Качественная задача – это задача, при решении которой внимание учеников не отвлекается математическими расчетами. А полностью сосредоточено на выявлении существенного в явлениях и процессах на установлении взаимосвязи между ними. Качественные задачи являются хорошим средством для закрепления изученного материала. Качественные задачи способствуют углублению и закреплению теоретических знаний учащихся. Умелое применение учителем качественных задач повышает интерес учащихся к физике и поддерживает активное восприятие материала в течение урока. Решение этих задач требует анализа физической сущности явления. Поэтому правильное решение учеником качественной задачи свидетельствует о понимании ими изученного материала. Решение качественной задачи приучает учащихся к логическому мышлению и способствует умелому применению аналитико-синтетическому приему решения.
Метод решения качественных задач, заключающийся в построении логических умозаключений, основанных на физических законах, служит прекрасной школой мышления, вырабатывает отчетливое понимание сущности физических явлений и их закономерностей, учит школьников практическому применению знаний, воспитывает правильное отношение и к расчетным задачам, и приучает начинать решение любой физической задачи с анализа ее физического содержания.
Качественные задачи по физике способствуют углублению и закреплению теоретических знаний учащихся. Приближая изучаемую теорию к окружающей жизни, они повышают интерес учащихся к предмету, способствуют развитию наблюдательности, а так же поддерживает активное восприятие учащихся материала в течение всего урока. Известно, что решение любой задачи начинается с анализа конкретного явления, поэтому так велика роль качественных задач в учебном процессе по физике.
Качественные задачи дают возможность за короткое время выяснить физическую сущность рассматриваемого вопроса. Невозможно решить качественные задачи формально. Поэтому они являются хорошим средством борьбы с формализмом в знаниях учащихся. Небольшие по объему и разнообразные по содержанию качественные задачи способствуют накоплению учащимися фактического материала.
При решении качественных задач требуется анализ физической сущности явления, поэтому правильное решение учеником качественной задачи свидетельствует о понимании их изучаемого материала.
Качественные задачи обычно используют как средство закрепления изученного материала. Во многих темах школьного курса физики качественные задачи являются основными. Очень полезны такого типа задачи при опросе, так как они дают возможность за короткое время выяснить усвоение физической сущности рассматриваемого вопроса. Успешное решение школьниками качественных задач показывает осознанность их знаний, отсутствие формализма в усвоении материала. Такие задачи весьма разнообразны по тематике, содержанию и сложности. Решают качественные задачи, строя логические умозаключения, основанные на физических законах, с помощью индукции и дедукции.
При решении качественных задач применяются три способа:
- эвристический способ решения качественных задач состоит в постановке и разрешении ряда взаимно связанных целенаправленных качественных вопросов.
- графический способ решения применим к тем качественным задачам, условия которых формируются с помощью различных видов иллюстраций. Достоинства данного способа – наглядность и лаконичность решения. Графический способ развивает функциональное мышление учащихся, приучает их к точности, аккуратности.
- экспериментальный способ заключается в получении ответа на вопрос задачи на основании опыта, поставленного и проведенного в соответствии с ее условиями. В таких задачах обычно предлагается ответить на вопросы: «что произойдет?», «как сделать?».
Практика обучения физике в школе показывает, что решение задач только тогда будет плодотворным, когда на каждом этапе будут четко, строго и умело установлены подбор задач по содержанию и последовательность в переходе от одних задач к другим.
Решение задач не должно носить случайного характера, а должно проводиться в органической связи с изложением учебного материала и со всем педагогическим процессом в целом, целесообразно сочетать его с демонстрационным экспериментом и самостоятельными лабораторными работами учащихся.
Как вид учебных занятий по физике решение задач необходимо четко планировать. Задачи при этом составляют определенную систему, соответствующую избранной методике и позволяют учителю достигнуть определенной цели обучения.
Готовясь к занятиям по данной теме программы, учителю следует произвести отбор задач и определить последовательность включения их в учебный процесс. Отобранная система задач должна удовлетворять ряду дидактических требований. Каковы эти требования?
Каждую задачу учитель использует в учебном процессе с определенной дидактической целью. Он должен себе ясно представлять, что даст учащимся решение той или иной задачи. Учителю также необходимо определить, когда можно переходить от простых задач к более сложным. Следует также тщательно подбирать задачи, включаемые в учебный процесс. Необходимо, чтобы эти задачи составляли определенную систему. Система задач начинается с самых простых и заканчивается задачами более сложными. Важно, чтобы каждая отобранная учителем задача вносила какой-то вклад в совершенствование знаний учащихся, углубляла понимание связей между величинами, конкретизировала понятия и раскрывала новые их черты, которые не были в достаточной мере выявлены в других видах занятий, учила применению полученных знаний.
Качественные задачи можно использовать в процессе объяснения нового материала, при повторении и обобщении ранее изученного, при выработке умений, навыков, применения знаний на практике, а также при проверке знаний учащихся. Качественные задачи включают в самостоятельные и контрольные работы по физике, а также в домашние задания учащихся. Качественную задачу можно использовать и при изучении нового материала.
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.
На основе решения качественных задач, причем их можно использовать, как в текстовой форме, так и в качестве экспериментальной установки, можно проводить закрепление изученных на уроке вопросов.
Качественные задачи используют при формировании умения у учащихся применять полученные знания на практике.
На основе решения качественных задач можно проводить повторение и обобщение изученного материала.
При этом желательно подбирать качественные задачи, в которых физические явления и описывающие их закономерности вступают во взаимосвязи, что позволяет не просто воспроизвести изученное, но и показать его какие-то новые стороны.
Качественные задачи можно использовать для повторения пройденного материала, при выполнении самостоятельных, контрольных и домашних работ и проведения, так называемых, нестандартных уроков (урок-соревнование, урок дидактическая игра и т. п.).
Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что качественные задачи различных видов можно использовать на любых уроках с различными дидактическими целями.
Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать вывод, что решение качественных задач способствует формированию у учащихся физических понятий, развитию логического мышления, смекалки, творческой фантазии, умения применять творческие знания для объяснения явлений природы, быта и техники, а так же расширяет кругозор ученика.
1.При решении качественных задач учащиеся лучше и глубже понимают тему, чем при решении подобных количественных задач.
2.Качественные задачи предпочитают решать те учащиеся, которые действительно стремятся получить знания по физике на высоком уровне.
3.Решение качественных задач на уроках по физике, заставляют логически думать, что положительно отражается на их знаниях.
4.Благодаря большому разнообразию классификации задач, задачи на одну и ту же тему можно решить разными способами и приемами, тем самым вызывая интерес у учащихся.
5.Опытные учителя считают, что качественные задачи являются незаменимым средством для полного закрепления материала и проверки знаний.
Литература:
1.Глазунов А.Т. Методика преподавания физики в средней школе: Электродинамика нестационарных явлений. Квантовая физика: Пособие для учителя /А.Т. Глазунов, И.И. Куршинский, А.А. Пинский; Под. ред. А.А. Пинского. – М.: Просвещение, 1989. –272с.: ил.
2.Методика преподавания физики в 8-10 классах средней школы. Ч.1 /В.П. Орехов, А.В. Усова, И.К. Турышев и др.: Под ред. В.П. Орехова и А.В. Усовой. – М.: Просвещение, 1980. – 320с., ил.
3.Фирганг Е.В. Руководство к решению задач по курсу общей физики: Учебное пособие .- СПб.: Лань, 2008.-352с.
4.Разумовский В.Г.Физика в школе.- М.: ВЛАДОС, 2004.-463с.
5.Методика обучения физики 9 кл./В.Г. Разумовский .-М.: ВЛАДОС, 2010.-175с.