Методические рекомендации для родителей
по обогащению словаря ребёнка и развитию
грамматической стороны речи
«Каким именно образом развивать словарь ребёнка дома?»
Воспользуйтесь рекомендациями по использованию ряда методических приёмов для обогащения словаря ребёнка и развития грамматической стороны речи на примере изучения лексической темы «Одежда».
Проверьте, понимает ли ваш ребенок названия предметов одежды и может ли назвать её самостоятельно.
Мозг работает по принципу параллельной многоканальной переработки информации. Это значит, что ребёнок не усвоит понятие, пока не исследует предмет всеми своими органами чувств. Так, например, сколько ни называй и ни показывай ребёнку кролика, он всё равно будет называть его «кисой», пока малышу не дадут потрогать, понюхать, погладить этого кролика.
Лобные доли мозга собирают всю сенсорную информацию о предмете (звучание, цвет, величина, форма, мягкость шерсти, запах, вкус, вес, температуру и т. д.) и только в этом случае формируют понятие (например «кролик»). Беда состоит в том, что у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) слабое чувство языка. Лобные доли собирают информацию медленно и понятие формируется с отсрочкой. Если ребёнку с нормальным речевым развитием, достаточно для усвоения 3 раза услышать название предмета или его признака, например «лимон кислый», то дети с ОНР просто не обратят внимание на словесное обозначение предмета не на 3-ий раз, не на 10-ый раз. Здесь возникает необходимость специально обращать внимание ребёнка на предмет, побуждать его к обследованию всеми органами чувств, повторить название предмета или его признака более 10 раз, побудить к произношению.
Зачастую во время обследования выясняется незнание, неточное употребление слов. Например, ребёнок называет Футболкой - майку, рубашку, и т.д. Или дети прибегают к пространным объяснениям (памятник – героям ставят). Это приводит к нарушению формирования смысловых категорий, нарушению связной речи, бедности словаря. Ребёнок оказывается лишен возможности подобрать точные слова, не может ясно выразить свою мысль, грамотно оформить высказывание, что сказывается на его словесно-логическом мышлении, появлении в речи «слов-паразитов»: «значит, нууу, это самое, как его?, ээээ».
Проведите эксперимент: выясните точное понимание и употребление следующих слов:
• шуба — пальто — плащ;
• куртка — комбинезон;
• сарафан — платье — юбка;
• рубашка — блузка — кофта;
• свитер — безрукавка:
• брюки — шорты — костюм— пиджак;
• пижама — ночная рубашка и т. п.
Попросите ребёнка показать названный вами предмет (картинку): покажи, где куртка? А где комбинезон? Найди и покажи свитер и пиджак.
Можно предложить ребёнку помочь вам: сначала повесим на вешалку папин плащ, а потом твое пальто. Принеси, пожалуйста, то, что я назвала. Что ты принесешь сначала? А что потом?
Ребёнок должен принести сначала плащ, а потом пальто, т.е. запомнить, в какой последовательности названы предметы и правильно выполнить просьбу взрослого. После того, как ребёнок принесет вещи, еще раз спросите: «Что ты принес? Как называется эта вещь?».
Необходимо поблагодарить ребёнка: спасибо, ты мне помог(ла). Если ребёнок справляется с подобными заданиями, их можно усложнить.
«А теперь помоги, пожалуйста, убрать на место эту одежду. Слушай внимательной запоминай, что тебе надо сделать:
Шарф пока повесь на спинку ступа, в шарфик отнеси в прихожую и поломи в рукав шубки. Шапку положи на столик около зеркала. Пожалуйста, вспомни и скажи, что тебе надо сделать сначала?
А потом?»
Если ребёнок забыл, что ему надо сделать, задайте дополнительные вопросы:
Куда отнесешь шапку? Или: что надо положить на столик возле зеркала? И т.д.
Дети должны знать названия деталей, частей одежды. Проверьте, как они их запомнили.
2