СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации для родителей по организации домашних занятий вокалом

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это методическая разработка для родителей по организации домашних занятий по вокалу.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для родителей по организации домашних занятий вокалом»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДОМАШНИХ ЗАНЯТИЙ ВОКАЛОМ .

Введение

Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок всесторонне развивался. Помимо образовательных школ на помощь юным вундеркиндам и их родителям приходят различные образовательные, спортивные или досуговые учреждения, выбор которых зависит исключительно от предпочтений и желания ребёнка. Однако существуют ситуации, в которых ребёнок не может посещать то или иное учреждение, но прекращать занятия не хочется. Что делать в этих случаях?

Если ваш ребенок спортсмен, не растерять ему спортивную форму помогут уличные спортплощадки, спортивные корты или домашние спортивные уголки. Если у вас растёт юный художник - минимальный набор предметов для рисования или занятий рукоделием поможет вам организовать творческий процесс на дому. Для домашних занятий музыкой потребуется музыкальный инструмент, а для занятий вокалом (особенно эстрадным) так же пригодится компьютер и колонки.

Наверное, каждый преподаватель музыкальных дисциплин периодически слышит от родителей своих учеников фразу: «У меня нет музыкального образования. Я не понимаю, всё ли правильно он там делает». В этом нет ничего страшного. Вам, как родителю, нужно только организовать домашние занятия для ребенка, а так же помочь вашему преподавателю не застрять на одном месте в процессе обучения вокалу вашего сына/дочери. Ваш ребёнок занимается вокалом, но вдруг пришлось остаться дома на длительный срок. Здесь важно не останавливаться на месте в процессе занятий, чтобы он, в дальнейшем, мог быстро включиться в учебно-концертный процесс и продолжить свою деятельность.

Но концертное выступление это не просто «выйти на сцену и спеть песню». Оно складывается из нескольких ингредиентов:

  • Чистая интонация;

  • Правильно поставленное певческое дыхание;

  • Четкая дикция и артикуляция;

  • Правильно подобранный репертуар;

  • Грамотная работа с микрофоном;

  • Сценическое движение;

  • Актёрское мастерство;

  • Внешний вид артиста.

Работа над каждым из этих пунктов поможет не запустить учебный процесс и не превратить его в рутину. Для каждого пункта существуют свои методы и упражнения, которые под силу воплотить в жизнь каждому вне зависимости от наличия или отсутствия музыкального образования. Однако на просторах интернета их огромное количество. Данные методические рекомендации помогут родителям будущих звёзд разобраться во всём этом изобилии.

Чистая интонация

ИНТОНАЦИЯ  (лат. intono – громко произношу) – 1) точное воспроизведение высоты звука при музыкальном исполнении;  2) небольшой, относительно самостоятельный мелодический оборот;  3) воплощение художественного образа в музыкальных звуках. Говоря не музыкальным языком это чёткое попадание голосом в ноты и четкое следование мелодии.

Работа над интонацией – первое, с чего следует начинать обучение вокалу вне зависимости от возраста ученика. Человеческий голос это неотъемлемая часть человека. Он так же индивидуален как рост, телосложение, цвет глаз или волос. Более того, голосовые складки (именно «СКЛАДКИ», а не «связки» - это мышца, которую необходимо тренировать. Соответственно и для её тренировки каждому человеку необходим свой запас времени.

У некоторых родителей иногда возникает вполне резонный вопрос: «Почему мой ребенок еще ни разу не выходил на сцену, в то время как его ровесники во всю выступают?» Не нужно паниковать, если у васс или у вашего ребенка уходит чуть больше времени, чем у других, чтобы начать «попадать в ноты». Это зависит от индивидуаль-

Рис. 1. Строение голосового аппарата

ных особенностей организма, а так же от степени усердности в занятиях и внимательного воплощения всех задач, которые перед вами ставит педагог.

Для того чтобы понять природу интонации, давайте разберемся, как протекает в организме человека появляется голос.

Процесс голосообразования начинается с вдоха, во время которого воздух нагнетается через ротовую и носовую полость, глотку, гортань, трахею, бронхи в расширенные при входе легкие. Затем под действием нервных сигналов (импульсов) из головного мозга голосовые складки смыкаются, происходит закрытие голосовой щели. Это совпадает с моментом начала выдоха. Воздух в подскладочном пространстве, набранный при вдохе, под действием выдыхательных мышц сжимается, возникает подскладочное давление. Когда связки размыкаются при выдохе, возникает звук.

Однако для чистой интонации недостаточно одного лишь голоса. Неотъемлемой частью чистой интонации является координация между слухом и голосом. Выражение «я не умею петь, у меня нет голоса» является ошибочным. Если человек умеет говорить, значит, голос у него однозначно есть! А раз голос есть, значит научиться петь точно можно! В данном случае неумение петь объясняется именно отсутствием координации между слухом и голосом. Для её тренировки существует огромное количество упражнений. Разберем некоторые из них.

  1. Сольфеджио

Не смотря на сложность этого предмета, сольфеджио является самым лучшим помощником не только в развитии интонации и координации между слухом и голосом, но и вообще любому музыканту. На сольфеджио идет тренировка тонкости и чуткости слуха. Начиная с вычислений интервалов и аккордов математическим путём, в последствии, появляется тот самый слуховой опыт, который подтягивает ваш голос как струну ну скрипке, что и делает вашу интонацию чистой. По этому, это тот самый случай, когда надо «потерпеть, но сделать».

Но сольфеджио это не только учебная дисциплина в музыкальной школе. Сольфеджировать – значит произносить ноты. Для этого вам понадобится мелодия вашей песни, записанная нотами. Пение сольфеджио заключается в пении названий нот вместо слов песни. Лучше всего это делать подкрепляя свое пение проигрыванием мелодии на музыкальном инструменте. Со временем название ноты будет автоматически соотноситься с высотой ее звучания. Данное упражнение помимо чистоты интонации тренирует слуховую память и дает бесценный слуховой опыт.

  1. «Губной вибрант»

Данное упражнение взято из Фонопедического метода развития голоса, автором которого является педагог, фониатр, оперный певец Виктор Вадимович Емельянов.

С этим упражнением может справиться каждый. «Губной вибрант» это сомкнутые, чуть сплюснутые расслабленные губы, издающие звук «Бррр…». Чтобы было более понятно, вспомните, как все мы в детстве изображали звук едущей машины. Таким звуком следует пропевать мелодию, исключая из неё текст песни.

  1. «Носовой сонант»

Иными словами это гнусавая, английская «Н», похожая на голос Слонёнка из мультфильма «38 попугаев». Этот способ пения позволит слегка «приглушить» голос во время пения, чтобы можно было лучше слышать фонограмму или инструмент. Важно отметить, что при пении опять исключается текст. Нужно внимательно следить за тем, чтобы ребенок не халтурил и не пел вместо «Н» звук «М». Это совсем другое упражнение. «Носовой сонант» ведётся только на гнусавую «Н» и с открытым ртом!.



Певческое дыхание и звукоизвлечение

Певческое дыхание — процесс, происходящий осознанно. Певческое дыхание отличается от жизненного выдохом, его большей продолжительностью. Общеизвестна оздоровительная роль певческого дыхания. Дыхательные упражнения, используемые вокалистами, увеличивают объем легких, лучше обогащают организм кислородом. Во время дыхательных упражнений происходит естественный массаж внутренних органов.

У женщин во время дыхания больше работают мышцы грудной клетки, а у мужчин – мышцы брюшного пресса. Поэтому мужское дыхание более глубокое, чем женское дыхание.

Эти различия легли в основу деления дыхания на типы.

Ключичное дыхание. При этом типе дыхания активно участвуют мышцы верхнего отдела грудной клетки, плечевого пояса и шеи. Такое дыхание поверхностное, движение гортани ограничено и поэтому голосообразование затруднено, мышцы шеи напряжены.

При вдохе воздух заполняет только верхушки легких, а плечи поднимаются.

Это не естественное дыхание, в быту ключичное дыхание наблюдается во время болезни, например, при высокой температуре; при заболевании дыхательных органов, во время бега.
Такой тип вокального дыхания неверный и вредный для пения, он распространен у начинающих вокалистов.

Чтобы избегать пения с применением ключичного дыхания, нужно во время вдоха мысленно оттягивать плечи вниз.

Грудное дыхание. При грудном дыхании (или реберном)
расширяются верхние ребра и легкие заполняются воздухом. Грудное дыхание больше свойственно женщинам.

Брюшное дыхание. При брюшном дыхании активизируется

Рис. 2 Организация дыхания

диафрагма, что дало дыханию другое название — диафрагмальное дыхание.
Благодаря усиленной работе брюшного пресса в процессе диафрагмального дыхания, легкие — не только верхняя часть, но и нижняя, в полной мере заполняются воздухом. Отличия дыхания мужского у женского: мужчинам свойственно низкое дыхание, ближе к брюшному, а у женщин дыхание выше и приближается к грудному типу дыхания.

Смешанное дыхание еще называют грудобрюшное, нижнереберное диафрагмальное, косто-абдоминальное. Поток воздуха при вдохе проходит путь вквозь носоглотку, трахею, бронхи и достигает легких.
При этом происходит увеличение легких в объеме. Нижние ребра расходятся в стороны, а диафрагма отжимается книзу.

Диафрагма – перегородка из мышц, отделяющая грудной отдел от брюшного. Диафрагма поддерживает органы грудной клетки, которые имеют определенную тяжесть и давят на органы брюшной полости. Диафрагма напоминает собой форму купола. Когда легкие при вдохе наполняются воздухом, диафрагма под напором воздуха отжимается книзу. Ученикам можно объяснить процесс дыхания следующим образом.

Наши легкие состоят из альвеол. Это маленькие пузырьки. Можно представить их в виде воздушных шариков. При выдохе эти шарики сдуваются, и грудная клетка опускается.

Когда мы вдыхаем, альвеолы наполняются воздухом, как воздушные шарики. Шарики расправляются, увеличиваются в объеме, и грудная клетка приподнимается и тоже увеличивается в объеме. При этом нижние ребра расходятся в стороны, а диафрагма-перегородка опускается за счет увеличения в объеме легких.

Смешанное дыхание — самый лучший тип дыхания для пения, так как он – естественный и присущ для речевого дыхания, им мы пользуемся в жизни. Этот тип не вызывает перенапряжения мышц, полностью наполняет легкие воздухом, а значит, и обогащает легкие кислородом.
Смешанный тип дыхания полезен и для здоровья, и для обучения пению, так как при этом дыхании проще всего организовать певческий аппарат, получить достаточное количество воздуха и затем экономно его расходовать.

Есть прямая связь между дыханием и качеством звука. Например, надрывный, неровный звук указывает на неправильность певческого дыхания.

Отсутствие опоры в пении – вялое дыхание, форсированное пение – вдох шумный с перебором количества воздуха.
Поэтому, не так важен выбор типа дыхания, а выработка свободного дыхания и свобода мышечных движений, которые обеспечат координацию всех составляющих голосового аппарата.

Однако, приступая к упражнениям для тренировки певческого дыхания, необходимо занять определённое положение тела, которое называется «певческая установка». Это положение, позволяющее правильно распределять воздух при пении. Вот несколько рекомендаций, на которые нужно обратить внимание при занятии вокалом:

  • Спину необходимо держать прямо, стоять прямо, в сидячем положении ноги обязательно должны твёрдо стоять на полу;

  • Нельзя допускать напряжения в мышцах корпуса и шеи;

  • Голову необходимо держать прямо;

  • Дыхание нужно брать ровно и спокойно, не допускать взятие дыхания в середине слова;

  • Петь естественным голосом, не допуская крика или форсированного звучания;

  • Рот открывать вертикально, не растягивая в ширину. Нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны и упруги.

После того, как вы убедились в правильности певческой установки вашего ребенка, необходимо обратить внимание на правильный выдох. Он должен быть плавным, без толчков и напряжения, но достаточно активным для создания чувства опоры.

Существует огромное количество дыхательных гимнастик. Но, так как характер выдоха, его длительность и объем зависят от музыкальной фразы, лучше всего начать его тренировку сразу на песне. Для этого существует ряд упражнений:

  1. «Выдувание»

Это выдувание заключается в пении на звук «У». При этом губы должны быть вытянуты в трубочку и сомкнуты максимально плотно. Для проверки можно поднести ладонь на расстоянии 15-20 см от лица. При правильной силе выдоха можно будет ощутить дыхание ладонью.

  1. «Губной вибрант» (о котором говорилось выше)

  1. Пение «в маску»

«Вокальная маска» - лицевые резонаторы, которыми являются надбровные и гайморовые пазухи, лоб, мышцы лица в районе скул. Пение «в маску» - пропевание звука «М», при котором в «маске»

Рис. 3 Резонирующие полости у вокалиста

должна ощущаться лёгкая вибрация. Это упражнение тренирует силу подачи воздуха при пении, а так же работу диафрагмы.

  1. «Штанга»

Представьте себя бодибилдером. И вот вы подошли к снаряду, взяли в руки гриф от штанги и решили проверить свою силу. Вытяните руки вперёд на уровне груди, сожмите ладони в кулак. Представьте, будто хотите согнуть гриф пополам, и при этом начните петь. При правильном выполнении упражнения в районе трапециевидной и широчайших мышц должно ощущаться лёгкое напряжение.

При разговоре о певческом дыхании, нельзя не затронуть такую тему, как звукоизвлечение.

Режимы работы гортани в процессе звукоизвлечения принято разделять на 4 регистра:

  • Штро-бас - «скрипучий», не вокализированный звук;

  • Грудной звук – разговорный голос, в пении применяемый обычно на низких нотах;

  • Фальцет (в некоторых методиках имеет название «головной») – высокий, тонкий голос;

  • Свистковый – очень высокий голос, похожий на ультразвук.

Выбор режима работы гортани зависит от индивидуальных особенностей голоса, голосового диапазона, а так же от художественных особенностей того или иного музыкального произведения.

В подавляющем большинстве случаем при пении используются только грудной и фальцентый режимы гортани. Причем в классическом понимании грудной режим используется в «примарной зоне» т.е. на низких и средних нотах, а фальцет – на высоких. Однако бывают случаи, когда эти режимы «меняются местами». В основном это обусловлено именно художественными требованиями песни. Так например фальцетным режимом на низких нотах можно пользоваться для достижения ощущения таинственности и напряжения. Грудной режим на высоких нотах используется обычно для оформления кульминации в песне. Или, как в рок-музыке, если это оправдано жанром песни.

На начальных этапах занятий вокалом именно объяснение режимов работы гортани является одной из первых сложностей в работе педагога. Часто можно слышать такие сравнения, как «громкий голос» (грудной), или «тонкий голос» (фальцет).

Рис. 4 Режимы работы гортани

В условиях домашнего обучения можно использовать такие детские сравнения как:

- «поёт мишка» - низкий грудной голос;

- «поёт лисичка» или «зайчик» - средние ноты;

«поёт птичка» или «мышка» - фальцетный режим работы гортани.

Выбор режима работы гортани может быть определён так же системой, по которой занимается вокалист. Так например в системе ФМРГ В.В. Емельянова (особенно для академических певцов) грудной режим «заканчивается» на ноте «ми-бемоль» первой октавы. В то время как в большинстве эстрадных и народных методик пения границы грудного голоса вокалист определяет сам для себя в зависимости от диапазонных возможностей собственного голоса.



Дикция и артикуляция

Не четкая дикция – одна из самых распространённых проблем у начинающих вокалистов. Певческая дикция может страдать даже у детей без логопедических проблем и с идеальным прикусом. Ребенок может обладать абсолютным слухом и стопроцентной интонацией, но проблемы с дикцией гарантированы.

Для каждой манеры пения дикционный вопрос обусловливается своими особенностями.

В эстрадном вокале вопреки расхожему мнению главным препятствием для четкого произношения является микрофон. При работе с микрофоном дикция должна быть очень чёткой, а местами даже утрированной. Микрофон только усиливает громкость голоса, но не очищает его от помарок и неточностей. Даже наоборот, микрофон делает маленькие ошибки вокалиста более явными. К тому же, из за технических особенностей микрофон может дополнять и без того шепелявое произношение лишними призвуками и шумами.

В академическом пении тоже не обходится без проблем с дикцией. В процессе произношения слов участвуют язык, зубы, ротовая полость, губы, а так же мышцы лица. Специфика академического вокала обязывает певца следить за большим объемом рта. Это мешает произношению, так как мышцы лица в этот момент заняты широким открыванием рта. Тут в дело вступает язык, но не все академические вокалисты могут в достаточной мере им владеть. По этому, зачастую на вопрос «почему ты не любишь оперу?» можно услышать ответ «я не понимаю, о чем они поют».

Труднее всего любому вокалисту даются глухие согласные, а так же согласные в конце фразы. Не редкой является проблема «проглатывания» звуков (особенно у маленьких детей). Это может негативно сказаться на смысле произведения, который певец хочет донести до слушателя. По этому дикции необходимо уделять не меньше внимания, чем остальным составляющим удачного выступления.

Для работы над дикцией существует ряд упражнений:

«Скороговорки»

Обычные бытовые скороговорки – отличные помощники вокалисту при работе с дикцией. Использовать можно любые скороговорки, какие вам больше нравятся. Вот некоторые примеры:

- Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.

- От топота копыт пыль по полю летит.

- Около кола колокола, около ворот коловорот.

- Ткет ткач ткани на платки Тани.

- Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить, не перевыпономарить; наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.

- Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено граблями, краб, грабь!

- Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень.

- К Габсбургам из Страсбурга.

- Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

- Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Марину жену.

Артикуляционная гимнастика.

На просторах интернета можно найти огромное количество разных гимнастих для артикуляции. В качестве артикуляционной гимнастики можно использовать любые упражнения для мышц лица, например:

-покусывание языка от кончика к корню и обратно;

-«прокалывание» щек языком;

- «чистка» зубов языком (верхних и нижних);

- покусывание губ;

- втягивание щёк с причмокиванием и т.д.

«Зубы на зубы».

Для этого упражнения необходимо открыть рот, совместить верхние и нижние зубы и петь в таком положении. Это упражнение тренирует мышцы языка

«Рыбка»

Для следующего упражнения необходимо открыть рот, согнуть ладони в кулак, расположить руки косточками пальцев на щеках таким образом. Чтобы косточки пальцев «протыкали» щеки и проходили между челюстями. В таком положении начать петь. Это упражнение поможет так же при работе с объёмом рта.

Подбор репертуара

Естественно, этим должен заниматься педагог. Но в процессе подбора репертуара может участвовать не только преподаватель, но и родитель, а так же ребенок. Во-первых, если ребенку нравится песня, он будет исполнять её с удовольствием, а значит шансы на то, что она у него получится, возрастают сразу вдвое. Во-вторых, всю музыку знать невозможно и удачная песня может встретиться маме и папе. По этому, уважаемые родители! Не стесняйтесь предлагать учителю репертуар для своего ребенка! Хороший, грамотный преподаватель всегда будет готов выслушать ваши идеи. Таким образом вы будете непосредственным образом причастны к творческой жизни вашего чада.

Здесь во главе угла стоит пословица «Сколько людей, столько и мнений». Один педагог может дать ребенку такую песню, которую бы никогда в жизни не дал другой. Однако есть несколько условий, которые обязательно нужно учитывать при подборе репертуара для ребенка. По этому процесс выбора песни можно разделить на __ ступеней, преодолевая которые вы придёте к идеальной композиции для вашего ребенка.

  1. Применение

«Где мы будем петь эту песню?» - именно этот вопрос стоит задавать себе в первую очередь. Весь репертуар можно условно разделить на 3 типа:

Репертуар



Конкурсный

Учебный





Концертный



Далеко не каждую песню можно использовать и для концерта, и для конкурса. К учебному репертуару можно отнести такие композиции, на которых можно отрабатывать тот или иной приём, вокальные украшения и другие вокальные аспекты. Учебные песни могут быть не очень эмоциональными или вообще не подходить по темпераменту тому или иному вокалисту, но могут сослужить хорошую службу при работе над техникой исполнения.

Для исполнения на концертах подойдут лёгкие, не очень обширные по диапазону песни с ярко выраженной эмоциональной направленностью. Лучше если они будут динамичные, танцевальные, или наоборот сказочные, лирические. Однообразные песни воспринимаются плохо, они не станут украшением концертной программы. Безусловно, нужно так же учитывать тематику концерта. Например, песня «Потому что мы пилоты» не подойдет для выступления на День матери.

С конкурсными песнями всё обстоит несколько сложнее. Конкурсное произведение должно быть ярким, запоминающимся, раскрывать все вокальные данные певца. При выборе конкурсной композиции рекомендуется избегать тех песен, которые у всех на слуху или часто исполняются на конкурсах. В противном случае вы не избежите сравнения, которое не всегда сможет сыграть в вашу сторону. Обычно на конкурсе необходимо исполнить 2 произведения. В таком случае они должны быть контрастны друг другу. Самый простой способ – выбрать одну быструю и одну медленную песню.

  1. Возраст ребёнка и его индивидуальные особенности

Необходимо четко понимать, что детям нельзя петь взрослые песни. Даже если ваш ребенок очень хочет, нужно уметь сказать ему «нет» по нескольким причинам. Во-первых, очень важно, чтобы ребенок сам понимал смысл песни. А это напрямую зависит от его жизненного опыта. Если у него не будет осмысленности исполнения, то он не сможет спеть песню с необходимой эмоциональной точностью. И конечно нельзя забывать о цензуре. Во-вторых, в силу своего физиологического развития ребенок просто не сможет исполнить те или иные вокальные украшения, ему может не хватить диапазона голоса или развитости речевого аппарата, если в песне сложный текст. В-третьих, обязательно нужно учитывать особенности темперамента. Спокойный, скромный, тихий ребенок может не справиться с эмоциональной песней, или наоборот, гиперактивный или харизматичный ребенок может задавить своей харизмой лирическое, сказочное произведение.

Главный совет при выборе репертуара – доверьтесь вашему преподавателю. Но, в то же время, не пускайте все на самотёк, не бойтесь высказывать своё мнение и принимайте активное участие в творчестве вашей юной звёздочки.



Работа с микрофоном

Технический прогресс не стоит на месте, и человечество придумало такое устройство как микрофон. Искусство так же развивается вместе с человеком и сейчас невозможно представить себе ни одно концертное выступление без аудиоаппаратуры, в частности без микрофонов. Микрофонами подзвучивают не только эстрадных певцов, но хоры, народников и оперных исполнителей, а так же музыкальные инструменты. Именно по этому правила работы с микрофоном, а так же другой сценической аппаратурой важно знать любому музыканту.

Сначала давайте разберемся, с какой сценической аппаратурой чаще всего сталкивается вокалист. Основным его техническим средством, конечно же, является микрофон. Однако не так просто с ним работать, как кажется на первый взгляд. Важно знать его устройство, а так же некоторые правила работы с ним.

«хвост»

корпус

магнит

мембрана

«голова»

Звуковые колебания, проходя через звукоснимающую мембрану, попадают на магнит, где преобразовываются в электромагнитные импульсы. Затем эти импульсы проходят через корпус микрофона и потом через «хвост» бегут по проводам в микшерский пульт, а затем и в колонки.

В радио-микрофонах эти импульсы

Рис. 5 Устройство микрофона

через корпус преобразовываются в

радио-волны. В хвосте микрофона установлен передатчик, который передаёт эти радио-волны передаются на базу, а из неё по проводам бегут в микшерский пульт, а затем и в колонки. Так мы слышим в колонках тот звук, который улавливает микрофон.

Вокалисту, использующему звукоусиливающую аппаратуру, необходимо также сформировать навыки слухового самоконтроля и во время репетиции, и во время выступления на сцене.

К микрофону нужно относиться только лишь как к усиливающей звук аппаратуре. Микрофон не сделает ваш голос лучше, а исполнение – качественнее. Наоборот, все недочеты голоса только обострятся при пении в микрофон. Тем более, если микрофон не из разряда дорогостоящих и качественных.

Если же вы научились петь и обладаете ярким тембром и гибким сильным голосом, то пение с микрофоном не будет трудным процессом.
А потому, начинающему вокалисту рекомендовано петь без микрофона, учиться слушать, слышать и контролировать свой голос, научиться чисто интонировать, укрепить дыхание, и при этом не отвлекаться на микрофон, так как использование микрофона обязывает выполнять определенные правила:

1. Микрофон следует держать не за голову, а за корпус, чтобы звук не искажался. 

2. Не направляйте микрофон в сторону колонок — появится резкий свист. Чтобы этого не происходило, колонки ставятся перед исполнителем, а не сзади. Если сцена маленькая, становитесь на одной линии с колонками. Если же свист или резкий звук неожиданно появился, отверните микрофон от колонок.

3. Иногда (крайне редко) можно наблюдать, как начинающие вокалисты после выступления не знают, что делать с микрофоном, не умеют вставить его в стойку, и кладут микрофон на пол сцены. При этом микрофон не отключен, и может появиться резкий высокий звук. Все эти действия вредны для аппаратуры. По этому, лучше унести его за сцену и отдать преподавателю.

4. Микрофон должен быть как бы продолжением вашей руки и продолжением звукового потока. Направляйте звук в центр мембраны микрофона. Мембрана ловит звук строго на вершине микрофона, так как по бокам она со всех сторон отделана твёрдым пластиком. Этот пластик не позволит мембране уловить звук, поэтому петь нужно строго в вершину головы микрофона, но не в бок.

5. При воспроизведении высоких звуков нужно отвести микрофон ото рта, чтобы не было перегрузки от громкого звучания.

6. Если поете низкие звуки на тихой звучности – приближайте микрофон ближе к губам, чтобы было лучше слышно.

7. Расстояние до микрофона – ваша ладонь, приставленная ребром к губам. Подкорректировать звучание голоса в микрофоне обязательно следует на репетиции. Но помните, что звучание одного и того же микрофона зависит от разных условий, и во многом зависит от акустики зала. Звучание будет разным в пустом зале и в зале, наполненном слушателями. Поэтому чутко вслушивайтесь в голос и реагируйте на изменения в звучании.

8. При пении следите за правильным положением микрофона относительно губ — голова, рука, микрофон должны стать единым целым. Особенно следите за правильным положением микрофона при движении по сцене.

9. Репетируйте работу с микрофоном перед зеркалом. Если дома нет микрофона, используйте любой напоминающий по форме предмет – свернутый в трубочку лист бумаги, ручку, карандаш, детский игрушечный микрофон, чтобы довести до автоматизма навыки работы с микрофоном.

10. Работая перед зеркалом, визуально контролируйте движения корпуса, расстояние от микрофона до губ. И соотносите эти движения со звучанием голоса.

11. Следите за правильной певческой постановкой, свободой корпуса – естественное положение руки и локтя, не поднятые плечи. Держать микрофон нужно кистью, а не кончиками пальцев, кисть при этом не прогибается и судорожно не сжимается. Проследите, чтобы не было движений пальцев кисти, и особенно контролируйте мизинец, чтобы он не оттопыривался. Помните об эстетичном виде исполнителя!

12. Заранее готовьте микрофон – за пару секунд до начала пения микрофон следует поднести к губам, чтобы не было обрывков фраз.

13. На долгих и громких звуках не убирайте микрофон сразу – отведите руку от себя вперед и зафиксируйте на определенной точке. И лишь после окончания пения рука с микрофоном опускается.

При работе в сценическом пространстве важно помнить, что звук на сцене и звук в зрительном зале могут кардинально отличаться. По этому, если вокалист чего-то не слышит на сцене, это не значит, что этого же не слышит зритель. В этом случае важен контакт со звукорежиссёром. Не нужно бояться попросить его добавить или убавить звук или микрофон на сцене, включить мониторы. Ведь хорошее выступление зависит не только от артиста, но и от технических служб и работников сцены.



Сценическое движение

Сценическое движение – очень важная составляющая для каждого вокалиста, вне зависимости от манеры исполнения. В настоящее время конкурсная индустрия заполнена хорошо поющими детьми. И чтобы достойно получать звание лауреата на конкурсах, необходимо удивлять чем-то другим. Просто стоять и красиво петь уже не получится. Поэтому владеть сценическим движением необходимо не только эстрадникам, но и академистам и народникам.

Во время пения в ансамбле вопрос сценического движения не стоит очень остро. Практически все эстрадные студии ставят танцевальные движения для своих ансамблей. Да и в хоровой музыке широко распространена культура сценического движения. А вот при сольном выступлении от детей часто можно слышать «я не знаю, что делать на сцене». Вот несколько полезных советов для работы над сценическим движением.

Всегда двигайтесь.

Маломальские покачивания корпуса или переступания с ноги на ногу должны быть всегда. Провалов в движении быть не должно. Это поддерживает общий пульс песни и визуально разбавляет выступление. Покачивания или шаги должны совершаться в такт музыке. Остановка допускается только в случае, если в музыке в этот момент есть динамическая пауза или затишье перед кульминационным моментом.

«Что вижу – то пою»

Самый простой способ чем-то занять руки во время пения – иллюстрировать текст песни. Если вы поёте про небо, солнце, облака, радугу и т.д. - поднимите руку вверх и покажите на потолок. Если вы поёте про Родину, Землю, народ, страну, город и т.д. – обведите горизонт рукой, обращенной ладонью вверх. Если песня про рисунки, творчество, художников и т.д. – совершайте движения, имитирующие рисование кисточкой. Все эти и другие ассоциативные движения помогут вам разнообразить ваше сценическое движение.

Не стойте на одном месте

Даже если песня носит лирический характер, это не значит что нужно все время стоять в центре сцены, боясь пошелохнуться. Хождение по сцене поможет разнообразить выступление. Но очень важно помнить при этом тонкости работы с музыкальной аппаратурой:

- не подходить и не направлять микрофон к колонкам;

- при выступлении с проводным микрофоном не допускать натяжения провода;

- при выступлении ансамбля с проводными микрофонами лучше не изменять своего местоположения, а ограничиться передвижениями в радиусе 2 метров вокруг себя. Это поможет предотвратить переплетение проводов;

- не останавливаться на уровне закрытия кулис;

-не наступать не провода, не вставать на мониторы;

- не вставать на неосвященные места;

- строго выполнять требования звукорежиссёра.





Актёрское мастерство

Любой вокалист, это не просто музыкант-исполнитель. Он должен быть еще хорошим актёром. Актёрское мастерство помогает сделать любое выступление законченным и полноценным. Самый точный способ передать верный смысл песни – сыграть её как актёру. Вот несколько советов для работы над актёрским мастерством.

Первое, что нужно сделать – провести работу с текстом песни. Расставить в тексте смысловые акценты и эмоциональные паузы. После работы с текстом нужно прочитать его как стихотворение, но обязательно с выражением!

Во-вторых, попросите ребёнка нарисовать рисунок по вашей песне. Это поможет ему визуально представить ту сцену, которую ему необходимо сыграть как актёру.

В-третьих, не запрещайте своему ребёнку кривляться (если это не выходит за рамки дозволенного). Кривляние способствует развитию лицевых мышц, эмоциональности, эмоциональной раскрепощённости. Но! С играми, бегом, прыжками и развлечениями нужно прекратить минимум за 20 минут до выхода на сцену. Это может сбить дыхание и внутренний настрой на выступление.

Четвёртое – много читайте. Особенно художественной литературы. Это поможет пополнить эмоциональный и жизненный опыт ребёнка и разнообразить его выступление.

Боязнь сцены – главный фактор, который может помешать ребёнку раскрепоститься и выступить достойно. Для преодоления боязни сцены нужно подбирать такие методики, которые будут максимально эффективны для каждого человека индивидуально.

Прежде всего, не нужно думать о своей аудитории. Если в зале присутствуют родственники или друзья юного вокалиста – не говорите ему об этом! Это может сбить его эмоциональный настрой. Преодолеть боязнь сцены поможет гордая осанка, улыбка и несколько расслабляющих выдохов. Перед выходом на сцену лучше повторить текст песни и иметь его копию за кулисами – это придаст уверенности и поможет не забыть текст в самый неподходящий момент. Так же при формировании боязни сцены может сыграть негативную роль возраст артиста. Маленьких детей лучше не выпускать на сцену сольно (особенно в первые разы), им лучше выступать в ансамбле.



Внешний вид артиста

Поговорка «Встречают по одёжке» работает как в обычной жизни, так и на сцене. Внешний вид артиста – это первое, что производит впечатление на зрителя при выходе на сцену. Яркие, кислотные цвета, блестящие ткани, обилие пайеток и страз, высокий каблук – это то, что хочется иметь в своём гардеробе каждой девушке. Но для обычной жизни это совсем не подходит, а вот для сцены это – идеальный вариант. Формулы идеального сценического костюма не существует, однако есть несколько пунктов, которые не допустимы во внешнем виде любого вокалиста, а особенно ребёнка.

Начнём с прически. Самое главное условие – волосы должны быть чистыми! Грязные волосы смотрятся очень не эстетично. Прическа артиста должна быть аккуратно уложенной даже при распущенных волосах. Растрепанные волосы допускаются только в том случае, если это оправдано смыслом или жанром песни. При пении в хоре или ансамбле не допускается наличие высоких причесок или больших бантов, так как они могут загородить лицо сзади стоящего человека.

Самое главное правило для сценического костюма – одежда должна быть чистой, не заношенной и не рваной. Её нельзя носить в обычной жизни. Сценический костюм должен точно совпадать со стилистикой песни. Если композиция лирическая, то ни о каких рваных джинсах не может быть и речи. Использование джинсовой ткани вообще не рекомендуется в медленных композициях. Так же не допускаются открытые плечи артиста, так как это визуально увеличивает фигуру. Длина костюма не должна быть экстремально короткой – есть риск показать что-то лишнее. Чересчур длинные платья со шлейфом будут сковывать движения певца. Кстати говоря, размер одежды тоже может повлиять на сценическое движение. Да, дети растут очень быстро, и случается так, что одного сценического костюма не хватает даже на учебный год, ребенок из него вырастает. Здесь на помощь приходят различные распродажи и всем известные китайские сайты. Многие родители могут сказать, что качество таких изделий оставляет желать лучшего. Да, это так. Но этого вполне хватит для выступлений. Ткани для сценического костюма стоит выбирать дышащие, легко стирающиеся, не прозрачные. Если на костюме есть стразы, то лучше чтобы они были пришивные, так как костюм нужно стирать после каждого выступления. Если девочка выступает в юбке/платье и сценический танец обязывает делать широкие шаги или прыжки – позаботьтесь о подъюбнике, чтобы не было видно нижнего белья. Колготки – обязательная деталь сценического гардероба. Выходить с голыми ногами на сцену категорически запрещено! Причем носить хлопковые тёплые колготки на сцене категорически запрещено! Колготки должны быть только капроновыми и телесными! Черные или белые капроновые колготки должны быть оправданы стилем и жанром песни. Колготки в сетку не допустимы, если артисту еще нет 16 лет – это выглядит вульгарно. Если у артиста брюки – обязательно должны быть носки!

Обувь артиста тоже должна отвечать некоторым требованиям. Современная сценическая культура допускает использование спортивной обуви и сапог на сцене. Однако они тоже должны быть чистыми, в хорошем состоянии и по размеру. Обувь с открытым носом или открытой пяткой не рекомендуется. Высота каблука должна быть удобна для артиста. Если юная модница не умеет ходить на высоком каблуке, то лучше отказаться от него и выбрать обувь на плоском ходу. Высокий каблук может не украсить, а пагубно повлиять на выступление, если он сопровождается неумелой походкой. Цвет обуви должен гармонировать с костюмом. Обычно вокалисту хватает двух пар обуви – черной и белой – которые можно сочетать с любым костюмом. Но белый цвет не всегда может подойти, поэтому лучше использовать обувь телесного цвета. Лучше избегать ярких украшений и принтов на обуви. Она не должна быть чересчур жесткой и скользить.

Особое внимание стоит уделить сценическому макияжу. Его наличие должно быть оправдано смыслом, стилем и жанром песни. Например, красные щёки и длинные ресницы хорошо подойдут к песне про матрёшку, так как это вносит элемент клоунады и утрирования. Наличие ярких теней и помад для маленьких детей недопустимо! Соблюдение этих правил поможет вашему ребенку выглядеть опрятно, стильно, хорошо выступить и произвести хорошее впечатление на зрителя.

Заключение

Домашние занятия рано или поздно подойдут к концу, и настанет время снова посещать музыкальную школу, а так же выходить на сцену. Помимо тех правил, которые должен соблюдать вокалист на сцене, существуют так же правила для зрителей в зале. А кто является самым главным зрителем и поклонником для юного музыканта? Конечно, его родители! Чтобы помочь вашей маленькой звезде хорошо выступить нужно уметь правильно вести себя в зрительном зале.

  1. Старайтесь не опаздывать на выступление.

  2. Оставляйте вашу верхнюю одежду в гардеробе.

  3. Выключайте звук ваших мобильных телефонов во время концерта;

  4. Категорически запрещается хождение по залу во время концерта, особенно во время концертного номера! Если вам срочно нужно покинуть зрительный зал, лучше сделать это между номерами и через дальние двери.

  5. Запрещено громко разговаривать во время концерта.

Уважаемые родители! Вы – главные помощники педагога. При регулярных домашних занятиях ваш ребенок сможет не отстать от других и в дальнейшем стать отличным вокалистом. Я надеюсь, что эти методические рекомендации помогли вам при организации ваших домашних занятий, как в условиях домашнего обучения, так и в ходе обычной учебы и выступлений.