Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«СТАРООСКОЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ОГАПОУ СПК)
Методические рекомендации для студентов колледжа
по организации и выполнению практических заданий
по МДК.01.12 Подготовка педагога дополнительного образования в области хореографии: композиция и постановка танца
Специальность:
44.02.03 Педагогика дополнительного образования
(в области хореографии)
Составитель: Саломатина С.А.
преподаватель хореографических дисциплин
Старый Оскол - 2020
Введение
Основной целью практических занятий при реализации основной профессиональной образовательной программы по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования в области хореографии является экспериментальное подтверждение теоретических положений, формирование учебных и профессиональных практических умений будущих специалистов.
В процессе практического занятия как вида учебного занятия обучающиеся выполняют одно или несколько заданий, одну или несколько практических работ под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала.
Выполнение обучающимися практических занятий направлено на:
Обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по хореографическим темам междисциплинарного курса.
Формирование умений принять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности.
Развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных, конструктивных и др.
Выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.
Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических, профессиональных умений – выполнять определенные действия, операции, необходимые в последующем в профессиональной деятельности
Состав и содержание практических занятий направлены на реализацию государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников. Они должны охватывать весь круг профессиональных умений, на подготовку к которым ориентирован данный модуль и вся подготовка специалиста.
В процессе практических занятий студенты выполняют различные задания, работы. Практические работы могут носить репродуктивный, частично - поисковый характер.
Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении студенты пользуются подробными инструкциями. Работы, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении студенты не пользуются подробными инструкциями, им не задан порядок выполнения необходимых действий, от студентов требуется самостоятельный подбор необходимых компонентов, выбор способов выполнения работы, инструктивной и справочной литературы.
Работы, носящие поисковый характер, отличаются тем, что студенты должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания.
На практических занятиях студенты овладевают первоначальными профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем будут закрепляться в процессе выполнения курсовой, дипломной работы, прохождения производственной (профессиональной) практики, и выполняют разные виды действий:
Сочинение и демонстрация танцевального этюда.
Сочинение и демонстрация целого хореографического произведения.
Хореографическая работа с однокурсниками.
Выполнение и демонстрация творческих заданий.
Подготовка, осуществление и реализация творческого проекта – группового или индивидуального.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся должен:
иметь практический опыт:
Владения приемами работы над различными исполнительскими трудностями на основе глубокого, тщательного изучения методики исполнения движений;
Сочинения танцевальных комбинаций в разных видах танца;
Создания хореографических произведений разных форм;
Организации постановочной и концертно-исполнительской деятельности.
уметь:
Применять педагогические способы и приёмы показа хореографического материала;
Применять полученные знания и умения при исполнении движений в разных видах танца;
Отбирать и применять приёмы, помогающие преодолевать трудности хореографического исполнения;
Организовывать учебную, концертную и постановочную работу с детьми в качестве балетмейстера и руководителя;
Сочинять танцевальные комбинации и композиции малых и больших форм разного жанрового направления;
Подбирать и музыкальный материал для постановки танцев разной жанровой направленности;
Сочинять законченное хореографическое произведение с выраженными идеей, темой, образами героев по законам драматургии;
Применять технические средства обучения на хореографическом занятии.
знать:
Специфику работы с детьми разного возраста;
Приёмы показа хореографической лексики;
Специфику сольного и ансамблевого исполнительства;
Оосновные понятия композиционного построения танца;
Методы и приёмы работы с исполнителями на репетиции;
Приемы работы с аудио- и видеоматериалами.
МДК.01.12 Подготовка педагога дополнительного образования в области хореографии: композиция и постановка танца
ПЗ № 1. Составление либретто хореографического произведения. |
Цель | Задания | Ход работы |
Углубление и конкретизация теоретических знаний | Задание 1. Проанализировать либретто балета П.И.Чайковского «Щелкунчик» Задание 2. Проанализировать либретто балета Прокофьева «Ромео и Джульетта». Задание 3. Составить либретто для своей хореографической постановки. | Найти текст либретто балета в информационных источниках. Изучить текст либретто балета. Сделать анализ либретто балета на основе законов драматургии. Сочинить либретто для своей хореографической постановки. |
ПЗ № 2. Образ в хореографическом произведении. |
Цель | Задания | Ход работы |
Формирование способности и готовности будущего специалиста использовать теоретические знания на практике | Задание 1. Придумать образ птицы или зверя | Выбрать средства создания образа. Показать его внешний вид, повадки, жесты, движения, характер, на основе законов драматургии. Сделать анализ полученного результата. |
Задание 2. Придумать историю на основе прослушанного музыкального образа | Прослушать музыкальный материал. Нафантазировать живой образ. Сочинить и озвучить рассказ о нём на основе законов драматургии. |
Задание 3. Придумать образ неодушевленного предмета в каком-либо состоянии | Выбрать состояние неодушевленного предмета: ржавый замок, который не открывается, снегоуборочная машина, персидский ковер, побитый молью, восход солнца. Выбрать средства создания образа. Продемонстрировать этюд и сделать анализ полученного результата. |
Задание 4. Сочинить образный этюд на музыкальную тему | Прослушать музыкальный материал. Подобрать образную музыкальную тему, соответствующую какому - либо явлению природы: метель, гроза, журчащий ручеек, падающий снег, океанская волна. Выбрать средства создания образа. Продемонстрировать этюд и сделать анализ полученного результата. |
ПЗ № 3. Пантомима в хореографическом произведении. |
Цель | Задания | Ход работы |
Формирование способности и готовности будущего специалиста использовать теоретические знания на практике | Задание 1. Изобразить процесс охоты древнего человека | Выбрать средства пантомимного искусства. Сочинить процесс действий древнего человека на охоте. Организовать исполнителей и осуществить постановку пантомимы. Сделать анализ полученного результата. |
Задание 2. Сочинить и представить профессию человека | Выбрать средства пантомимного искусства. Сочинить средствами пантомимы профессию человека. Осуществить постановку пантомимы на основе законов драматургии. Продемонстрировать этюд. Сделать анализ полученного результата. |
Задание 3. Сочинить пантомиму на стихотворение | Выбрать стихотворение. Организовать исполнителей и осуществить постановку пантомимы на основе законов драматургии. Продемонстрировать этюд. Сделать анализ полученного результата. |
Задание 4. Нафантазировать вариации сцены "прощания – расставания" разных людей, разных времен. | Выбрать персонажей: возлюбленные 20-х годов, мать провожает сына на войну, два гусара русской армии, две сестры – близняшки, возлюбленные нашего времени, жена с мужем, отец с умирающей дочерью, два друга - рокера, маленькие девочки лет 7. Организовать исполнителей и осуществить постановку пантомимы на основе законов драматургии. Продемонстрировать этюд. Сделать анализ полученного результата. |
Задание 5. Сочинить музыкальную пантомиму. | Подобрать музыкальный материал. Сочинить пантомимное действие на заданную тему. Осуществить постановку пантомимы на основе законов драматургии. Продемонстрировать этюд. Сделать анализ полученного результата. |
ПЗ № 4. Основные законы драматургии. |
Цель | Задания | Ход работы |
Углубление и конкретизация теоретических знаний | Задание 1. Проанализировать и разобрать сказку «Колобок», исходя из основных законов драматургии Задание 2. Проанализировать и разобрать сказку «Репка», исходя из основных законов драматургии Задание 3. Записать краткое содержание по частям законов драматургии | Найти текст сказки в информационных источниках. Изучить текст сказки. Сделать анализ сказки на основе законов драматургии. Составить краткое содержание сказки и записать по основным законам драматургии. |
ПЗ № 5. Рисунок танца. |
Цель | Задания | Ход работы |
Формирование способности и готовности будущего специалиста использовать теоретические знания на практике | Задание 1. Простые рисунки танца | Зарисовать простые рисунки танца. Организовать исполнителей и осуществить разводку простых рисунков танца. Продемонстрировать рисунки. Сделать анализ полученного результата. |
Задание 2. Сложные рисунки танца | Зарисовать сложные рисунки танца. Организовать исполнителей и осуществить разводку сложных рисунков танца. Продемонстрировать рисунки. Сделать анализ полученного результата. |
Задание 3. Придумать, выстроить и зарисовать построения для 12 исполнителей | Изучить построения для 12 исполнителей: а/ из 3 линий по 4 человека в круг, б/ из круга в диагональ, в/ из диагонали в 2 симметричных круга, г/ из 2 кругов в 4 линии по 3 человека. Зарисовать рисунки танца. Организовать исполнителей и осуществить разводку рисунков танца. Продемонстрировать рисунки. Сделать анализ полученного результата. По чужой записи разобрать и развести рисунок танца, используя исполнителей-однокурсников. |
Задание 4. Придумать несколько (4-6) простых рисунков танца, логически последовательно завершающихся красивым сложным рисунком танца | Сочинить рисунки танца. Зарисовать рисунки танца. Организовать исполнителей и осуществить разводку рисунков танца. Продемонстрировать рисунки. Сделать анализ полученного результата. |
Задание 5. Придумать образный рисунок танца | Выбрать образ: птиц, воды, воинов, деревьев, ветра, осенних листьев, снега. Зарисовать рисунки танца. Выбрать музыку, рисунок танца наложить на музыку, исходя из задуманного образа. Организовать исполнителей и осуществить разводку рисунков танца. Продемонстрировать рисунки. Сделать анализ полученного результата. |
Задание 6. Сочинить хореографическое произведение на основе рисунков танца | Прослушать и выбрать музыкальный материал. Определить тему, идею, образ. Сочинить разнообразные рисунки танца, исходя из основных законов драматургии, согласно замыслу. Зарисовать рисунки танца. Организовать исполнителей и осуществить разводку хореографического произведения на основе рисунков танца. Отработать и продемонстрировать танец на контрольном просмотре. Сделать анализ полученного результата. |
ПЗ № 6. Взаимодействие хореографической лексики с музыкальным материалом. |
Цель | Задания | Ход работы |
Формирование способности и готовности будущего специалиста использовать теоретические знания на практике | Задание 1. Сочинить и исполнить хореографический текст для двух девушек на основе русского танца | Подобрать русскую народную музыку. Определить музыкальный размер, темп, ритмический рисунок. Сочинить лексику на основе русского танца. Выучить и отработать комбинации с девушками. Продемонстрировать этюд на просмотре. Сделать анализ полученного результата. |
Задание 2. Проанализировать ритмический рисунок музыкального отрывка и хореографической комбинации на середине зала | Прослушать музыкальный отрывок. Определить музыкальный размер, темп, ритмический рисунок. Выучить и отработать хореографическую комбинацию. Просчитать и определить ритмический рисунок хореографической комбинации. Сравнить и определить сходства и различия и взаимодействие музыки и хореографии. |
Задание 3. Сочинить хореографическую лексику для двух юношей на основе украинского танца | Подобрать украинскую народную музыку. Определить музыкальный размер, темп, ритмический рисунок. Сочинить лексику на основе украинского танца. Выучить и отработать комбинации с юношами. Продемонстрировать этюд на просмотре. Сделать анализ полученного результата. |
Задание 4. Сочинить танцевальную комбинацию на заданную тему | Прослушать музыкальный материал. Определить темп, ритм, музыкальный размер, характер. Сочинить хореографическую комбинацию, исходя из законов драматургии. Исполнить хореографическую комбинацию. |
ПЗ № 7. Хореографический текст. |
Цель | Задания | Ход работы |
Формирование способности и готовности будущего специалиста использовать теоретические знания на практике | Задание 1. Сочинить хореографический этюд | Выбрать заданный сюжет: «Идёт девушка по дороге, находит туфельки, примеряет, они ей очень нравятся. Она танцует и решает…», «Девушка трудится в поле, собирает урожай, натыкается на какую-то железяку. Она пугается и решает…….». Домыслить финал сюжета. Подобрать музыкальный материал. Подобрать и сочинить хореографический текст. Продемонстрировать этюд на просмотре. Сделать анализ полученного результата. |
Задание 2. Проанализировать хореографическую лексику | Найти сюиту «Лето» из репертуара Академического Ансамбля народного танца Моисеева И.А. и танцевальную миниатюру «Умирающий лебедь» Сен-Санса в информационных источниках. Изучить хореографическую лексику. Определить музыкальный размер, темп, ритмический рисунок. Определить вид, жанр, характер хореографической лексики. |
ПЗ № 8. Взаимодействие хореографической лексики с рисунком танца. |
Цель | Задания | Ход работы |
Формирование способности и готовности будущего специалиста использовать теоретические знания на практике | Задание 1. Сочинить хореографический текст | Выбрать линейные рисунки танца. Выбрать круговые рисунки танца. Сочинить движения, которые лучше всего просматриваются в линейных рисунках танца. Сочинить движения, которые лучше всего просматриваются в линейных рисунках танца. Сочинить движения, которые лучше всего просматриваются в круговых рисунках танца. Разучить и отработать движения с однокурсниками. Продемонстрировать движения на просмотре. |
Задание 2. Проанализировать использование хореографической лексики | Найти русский хоровод и круговую кадриль в информационных источниках. Изучить хореографическую лексику. Определить музыкальный размер, темп, ритмический рисунок. Определить вид, жанр, характер хореографической лексики. Изучить рисунок танца. Выявить взаимодействие рисунка танца и хореографического текста. |
ПЗ № 9. Взаимодействие хореографической лексики с основными законами драматургии. |
Цель | Задания | Ход работы |
Формирование способности и готовности будущего специалиста использовать теоретические знания на практике | Задание 1. Сочинить движения русского танца для «экспозиции» хореографического произведения | Прослушать музыкальный материал. Определить музыкальный размер, темп, ритмический рисунок. Выявить «экспозицию». Подобрать движения и сочинить комбинацию для «экспозиции». Продемонстрировать комбинацию на просмотре. |
Задание 2. Сочинить движения русского танца для «кульминации» хореографического произведения | Прослушать музыкальный материал. Определить музыкальный размер, темп, ритмический рисунок. Выявить «кульминацию». Подобрать движения и сочинить комбинацию для «кульминации». Продемонстрировать комбинацию на просмотре. |
Задание 3. Сочинить движения русского танца для «завязки» хореографического произведения | Прослушать музыкальный материал. Определить музыкальный размер, темп, ритмический рисунок. Выявить «завязку». Подобрать движения и сочинить комбинацию для «завязки». Продемонстрировать комбинацию на просмотре. |
Задание 4. Сочинить движения русского танца для «развязки» хореографического произведения | Прослушать музыкальный материал. Определить музыкальный размер, темп, ритмический рисунок. Выявить «развязку». Подобрать движения и сочинить комбинацию для «развязки». Продемонстрировать комбинацию на просмотре. |
ПЗ № 10. Хореографический текст. |
Цель | Задания | Ход работы |
Формирование способности и готовности будущего специалиста использовать теоретические знания на практике | Задание 1. Сочинить этюд | Подобрать музыкальный материал. Сочинить хореографический текст на основе русского танца для двух исполнителей: а/ встреча подружек, б/ встреча Волка с Зайцем, в/ встреча влюбленных, г/ встреча спортсменов, д/ встреча медведя и Маши, е/ встреча соперниц. Организовать исполнителей и выучить хореографический текст. Продемонстрировать этюд. Сделать анализ полученного результата. |
Задание 2. Сочинить этюд | Подобрать музыкальный материал. Выбрать стихотворение, определить ключевые образы. Сочинить хореографический текст для взаимодействия персонажей. Организовать исполнителей и выучить хореографический текст. Продемонстрировать этюд. Сделать анализ полученного результата. |
Задание 3. Сочинить этюд | Прослушать и выбрать музыкальный материал. Определить тему, идею, образ. Сочинить разнообразную хореографическую лексику, исходя из основных законов драматургии, согласно замыслу. Организовать исполнителей и осуществить разводку этюда. Отработать и продемонстрировать этюд на контрольном просмотре. Сделать анализ полученного результата. |
ПЗ № 11. Драматургия сюжетного номера. |
Цель | Задания | Ход работы |
Развитие интеллектуальных умений, творческих сочинительских навыков | Задание 1. Проанализировать сюжетное произведение | Найти балет «Лебединое озеро» и балет «Дон Кихот» в информационных источниках. Проанализировать сюжет балетов. Составить программу балетов. Дать характеристику хореографическим образам, линии их действий и поступков. |
Задание 2. Создать сюжет хореографического произведения | Прослушать и выбрать музыкальный материал. Сочинить сюжет. Составить либретто. Сделать анализ полученного результата. |
Задание 3. Сочинить сюжетный танец | Прослушать и выбрать музыкальный материал. Сочинить сюжет. Составить композиционный план будущего танца. Сочинить рисунок танца и хореографическую лексику. Организовать исполнителей и осуществить разводку танца. Отработать и продемонстрировать танец на контрольном просмотре. Сделать анализ полученного результата. |
Критерии оценки: оценка «отлично» выставляется студенту, если при выполнении практического задания были правильно соблюдены правила и законы выстраивания драматургии, рисунка танца, хореографической лексики, танцевальные зарисовки и этюды составлены логично, музыкально, в них присутствуют элементы новизны и оригинальности, студент работал самостоятельно, проявлял творчество, выполнил задание в точно установленный срок. оценка «хорошо» выставляется студенту, если при выполнении практического задания были правильно соблюдены правила и законы выстраивания драматургии, рисунка танца, хореографической лексики, танцевальные зарисовки и этюды составлены логично, музыкально, но в них нет элемента новизны и оригинальности, студент работал самостоятельно, выполнил задание в точно установленный срок, но с некоторыми недоработками. оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если при выполнении практического задания не были соблюдены правила и законы выстраивания драматургии, рисунка танца, хореографической лексики, в танцевальных этюдах отсутствует логика, элементы новизны и оригинальности, студент работал самостоятельно, но не выполнил задание в точно установленный срок. оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он не выполнил практического задания. |
ПЗ 8. Подготовка, осуществление и реализация творческого проекта – группового или индивидуального
Инновационная проектная деятельность – актуальный технологический компонент специального обучения будущего педагога-хореографа. Профессиональная деятельность хореографа по своей сути имеет проектный характер, так как создание хореографического произведения включает в себя такие компоненты как: авторская интерпретация и выдвижение хореографических идей, их экспериментальная проверка и получение конкретного практического творческого продукта – готовой композиции танца. Метод проекта ориентирован на профессионально-познавательную индивидуальную или групповую практическую работу.
Творческий проект – это самостоятельная творческая завершённая работа студента, выполненная под руководством преподавателя. Состоит из двух частей: теоретической и практической. Практическая часть – это конкретный продукт, в данном случае композиция танца. Особый акцент в процессе подготовки творческих проектов делается на формирование таких профессиональных компетенций как: развитие системно-образного мышления, способности к импровизации, выработки способов исследовательской деятельности, сбора информации, решения профессиональных дидактических проблем.
Цель проектной деятельности:
формирование навыков и умений организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
формирование навыков и умений осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач;
формирование навыков и умений использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Практическая работа по выполнению творческих проектов производится в следующем порядке:
Этап 1. Предпроект. На этом необходимо выполнить следующую работу:
обсудить возникшую идею творческого проекта,
сформулировать тему,
сформировать творческую группу, которая будет работать над проектом,
определить лидера творческого проекта и распределить обязанности,
назначить ответственного за сбор теоретической информации,
назначить ответственного за подготовку презентации.
Работа над творческим проектом может быть как индивидуальной, так и коллективной. В творческую группу может входить не более пяти человек. При формировании творческой группы необходимо учитывать общность интересов её членов, желание работать вместе, а также способность каждого ответственно выполнять какой-либо вид деятельности: работать над поиском теоретической и хореографической информации, готовить презентацию, оформлять текстовый материал, работать над созданием хореографической композиции.
Этап 2. Планирование. На данном этапе определяются временные рамки осуществления творческого проекта, основные направления работы, конечный результат и форма представления и защиты творческого проекта. А также намечаются основные источники информации.
После того, как тема выбрана и утверждена, составляется предварительный план проекта, представляющий собой перечень наиболее важных вопросов, темы и видов деятельности по созданию проектного продукта, то есть композиции танца:
сбор теоретического материала по особенностям исполнения данного вида танца, которые оказывают влияние на характер его исполнения и его хореографическую лексику;
сбор и анализ хореографического материала;
поиск и анализ соответствующего музыкального материала;
технологический процесс производства творческого продукта, то есть композиции танца;
определение дизайнерских способов, приемов представления творческого продукта, то есть разработка презентации.
Предварительный план согласовывается с преподавателем. В процессе работы над проектом план корректируется и уточняется.
Этап 3. Аналитический этап, в процессе которого осуществляется поиск, сбор и анализ теоретической информации об особенностях данного вида танца, Рассматриваются все факторы, которые могут оказать влияние на характер его исполнения. Все это влияет на особенности хореографической лексики. Данные особенности отражаются в стиле танца, особенностях координации движений рук, корпуса и ног, ритмическом сочетании движений, в особых акцентах в исполнении хореографической лексики. Содержание танцев отражает параметры танцевальной пластики и ритмическое строение хореографической лексики, а также манеру ее подачи. Танцы выражают сложившиеся представления и понятия об общественных отношениях между людьми. В них часто применяются образные, порой символические жесты, позы, используются предметы, которые помогают выразить отношения между участниками.
Этап 4. Работа над постановкой танца. Работу с исполнителями над освоением особенностей хореографической лексики необходимо осуществлять по следующему алгоритму:
Анализ музыки и хореографической лексики, разбор хореографической лексики по видеозаписи. Чтобы композиция танца получилась яркой, запоминающийся необходимо подобрать соответствующий ее форме и характеру музыкальный материал. Музыка дает пластике любого танца ритмическую основу, определяет его эмоциональный строй, характер и образную выразительность. Музыка должна соответствовать характеру танца, она должна богатой, разнообразной, вариабельной, красиво аранжированной в музыкальных традициях изучаемого вида танца. Удачно подобранная музыка одно из главных условий успешной постановочной работы.
Знакомство исполнителей с танцевальными особенностями и стилем танца необходимо провести в форме беседы с иллюстрациями и показом видео. Постановочную работу необходимо начинать со знакомства его участников со своим замыслом, а так же стой интересной информацией, которую ему удалось найти: о танцевальных традициях, содержании и стиле исполнения, изучаемого танца.
Изучение положений и движений рук и корпуса, как основы характера и стиля исполнения любого вида танца. Процесс освоения хореографической лексики начинается с изучения положений и движений рук, корпуса, так как именно эти составляющие движений танца придают ему определенный окрас и характер. Это важно для того, чтобы легче преодолеть трудности, которые могут возникнуть при освоении особой координации движений рук, ног и корпуса присущей тому или иному виду танца.
Изучение и освоение хореографической лексики с исполнителями по принципу «от простого к сложному», сочинение разнообразных танцевальных комбинаций. Освоение хореографической лексики начинается с более простых, базовых движений, затем изучаются технически трудные движения и элементы. После чего, движения и элементы танца соединяются в танцевальные комбинации. В работе над освоением танцевальных комбинаций обращается особое внимание на синхронное взаимодействие работы рук, ног, корпуса, с тем, чтобы манера и стиль исполнения танца соблюдалась последовательно и точно.
Сочинение, постановка и отработка композиции танца. Композиция танца состоит из ряда компонентов:
Все эти компоненты подчинены выполнению главной задачи - выразить идею танца и эмоциональное состояние героев в их сценическом поведении. Композиция танца составляется из ряда частей - танцевальных комбинаций. Постановщик должен обязательно представлять себе предполагаемую хореографическую композицию. Для этого ему нужно определить ее тему, идею и содержание. Выбор музыки для композиции народного танца должен способствовать тому, чтобы ее содержание было в полной мере донесено до зрителя. Хореографическое произведение в жанре любого танца строится по основным принципам любого сценического произведения. Оно должно иметь экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. Большое значение в построении танца имеет рисунок танца и хореографическая лексика. Они должны быть полноценными средствами выражения мысли и чувства, то есть языком художественным, языком танцевального искусства. Очень важной частью постановочной работы, является определение соотношения частей композиции танца. В каждом хореографическом произведении должно быть начало, средняя часть и финал. Они, эти части несут свои нагрузки: начало – это экспозиция танца и если она окажется длиннее, чем средняя часть, то танец будет однообразным, затянувшимся и скучным для зрителя. Средняя часть наиболее развернутая, в ней могут развиваться сюжетные линии, возникать сольные фрагменты. Финал танца должен быть лаконичным и короче начала (экспозиции). Разучивание композиции танца производится по частям. Разучив одну часть танца, можно переходить к следующей части и затем исполняют все вместе и так далее, пока танец не будет разучен до конца. Ответственным моментом работы является отработка танца, достижение выразительного, точного и осмысленного исполнения танца.
Этап 5. Представление и защита творческого проекта. Творческая защита должна включать в себя презентацию с преставлением теоретических выводов по теме проекта и практическую демонстрацию композиции народного танца на основе самостоятельного изучения национальных особенностей танцевальной лексики. Авторы (автор) проекта в течение 5-10 минут должны представить свою работу в самом выигрышном виде, причем все участники представления творческого проекта должны себя как-то проявить, не перепоручая это кому-то одному. Изложение материала должно быть грамотным, соответствовать нормам литературного языка. Выступление на защите проекта должно показать, как глубоко осмыслена тема, в какой мере самостоятельным и практическим получилось исследование, насколько широки познания авторов проекта по предмету. Демонстрация содержания информации по защите творческого проекта осуществляется преимущественно иллюстративно в сочетании с лаконичным гипертекстом. Изобразительное мультимедиа-истолкование теоретического материала производится посредством компьютерных технологий с целью её более эффективного представления. "Слайд-шоу" (от англ. show - зрелище) подчеркивает, что материал излагается в форме зрелищного мультимедиа-представления, рассчитанного не только на интеллектуальное, но и на эмоциональное восприятие. После выступления авторам задают вопросы по теме проекта или непосредственно связанные с ней.
Примерные темы групповых творческих проектов:
Специфика создания композиции классического танца в процессе формирования репертуара детского хореографического коллектива.
Использование хореографической лексики при создании образа в композиционном построении танца.
Особенности использования рисунка танца в композиционном построении.
Особенности построения композиции сюжетного танца.
Постановка сольных композиций в детском хореографическом коллективе как возможность развития индивидуальных способностей одарённых детей.
Особенности постановочной деятельности руководителя хореографического коллектива в процессе создания детского хореографического произведения.
Виды контроля практической работы студентов: публичная защита творческих проектов.
Критерии оценки:
оценка «отлично» выставляется группе студентов, если работа над проектом выполнена на высоком профессиональном уровне, представленный материал интересен и оригинален. Стиль изложения соответствует задачам проекта. Презентация составлена грамотно, без ошибок. Композиция танца представлена ярко в соответствии с особенностями манеры и стиля данного вида танца, исполнители продемонстрировали полное владение особенностями хореографической лексики и техникой исполнения движений танца. Студенты проявили инициативу, творческий подход, способность к выполнению сложных заданий, навыки работы в коллективы, организационные способности. Работа представлена полностью, в точно установленный срок.
оценка «хорошо» выставляется группе студентов, если работа над проектом выполнена на достаточно высоком профессиональном уровне. Стиль изложения соответствует задачам проекта, но допущены негрубые ошибки и неточности. Презентация составлена грамотно, без ошибок. Композиция танца представлена в соответствии с особенностями манеры и стиля данного вида танца, исполнители продемонстрировали полное владение особенностями хореографической лексики и техникой исполнения движений танца. Студенты достаточно полно, но без инициативы и творческих находок выполнили возложенные на них задачи. Работа представлена достаточно полно и в срок, но с некоторыми недоработками.
оценка «удовлетворительно» выставляется группе студентов, если уровень выполнения цели и задач проекта недостаточно высок. Студенты смогли ответить, лишь на некоторые вопросы, заданные по проекту. Работа представлена несоответствующим стилем, недостаточно полно изложен материал в презентации, допущены различные речевые, стилистические и логические ошибки. Композиция танца представлена не достаточно ярко, не вполне логична или плохо отработана, допускаются ошибки в исполнении хореографической лексики. Студенты выполнили большую часть возложенной на них работы. Работа закончена со значительным опозданием (больше недели).
оценка «неудовлетворительно» выставляется группе студентов, если работа над проектом выполнена на низком уровне. Допущены грубые ошибки в стиле изложения материала, отсутствует презентация. Ответы на вопросы по проекту обнаруживают непонимание предмета и отсутствие ориентации в материале проекта. Допущены грубые орфографические, пунктуационные, стилистические и логические ошибки. Композиция танца не завершена, в ее построении отсутствует или серьезно нарушена логичность, не соблюдается стиль и манера исполнения танца. Студенты практически не работали самостоятельно, не выполнили свои задачи или выполнил только некоторые поручения. Работа не сдана.
15