СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Методические рекомендации предназначены для преподавателей профессиональных образовательных учреждений среднего профессионального образования, осуществляющих реализацию требований государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, а также для обучаемых с целью организации процесса прохождения УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ УП. 03 профессионального модуля ПМ.03«Социальная работа с лицами групп риска оказавшимися в ТЖС»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДОНЕЦКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ
И.о. директора ГПОУ «ДОНПЭК»
_______ Е.А. Некрасова
«___»___________ 2021 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ УП. 03,
профессионального модуля
ПМ.03 «Социальная работа с лицами групп риска оказавшимися
в ТЖС»
по специальности 39.02.01 «Социальная работа»
Донецк, 2021
Составители:
Подольская Лариса Дмитриевна, преподаватель социально-гуманитарных дисциплин, квалификационной категории «специалист первой категории» ГПОУ «Донецкий промышленно-экономический колледж»
Рецензенты: Липинский Виталий Владимирович, к.и.н., профессор, преподаватель гражданского права и процесса ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»
Любичева Наталья Николаевна, заведующая учебно-методическим кабинетом ГПОУ «Донецкий промышленно-экономический колледж»
Методические рекомендации предназначены для преподавателей профессиональных образовательных учреждений среднего профессионального образования, осуществляющих реализацию требований государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, а также для обучаемых с целью организации процесса прохождения УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ УП. 03 профессионального модуля ПМ.03«Социальная работа с лицами групп риска оказавшимися в ТЖС»
Рассмотрена и одобрена
на заседании цикловой комиссии
гуманитарных и социально-экономических
дисциплин.
Протокол №_01_ от «_26_»_08__ 2021 г.
Председатель ЦК _________Ю.Ф.Александрова
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
1. МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА …………………… | 5 |
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ…………….. | 6 |
3. АЛГОРИТМ (ориентировочная основа действия) ОТРАБОТКИ ОСНОВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ВО ВРЕМЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ……………………………………………………………… | 16 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ……………………………………………………………. | 17 |
5. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ | 22 |
6. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ, ОТЧЁТУ ПО ЕГО СОДЕРЖАНИЮ И ЗАЩИТЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОХОЖДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ…………………………………………………………… | 26 |
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………….. | 33 |
Приложение 1 Пример титульного листа для отчёта | 33 |
Приложение 2 Пример содержания отчёта | 34 |
Приложение 3 Бланк характеристики Уебной и профессиональной деятельности студента | 35 |
Приложение 4 Бланк анкета обследования рабочего места студента | 37 |
В настоящих методических указаниях используются следующие сокращения:
УП – учебная практика;
ОП – общеобразовательная программа;
ОК – общая компетенция;
ПК – профессиональная компетенция;
ПМ – профессиональный модуль;
МДК – междисциплинарный курс.
МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Программа учебной практики УП. 03 профессионального модуля ПМ.03 «Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации» является частью ОП по специальности 39.02.01 «Социальная работа» укрупнённой группы 39.00.00 «Социология и социальная работа» в части освоения основного вида профессиональной деятельности: социальной работы с пожилыми и инвалидами и формировании соответствующих компетенций:
ПК 3.1. Диагностировать ТЖС у лиц из групп риска.
ПК 3.2. Координировать работу по преобразованию ТЖС у лиц из групп риска.
ПК 3.3. Осуществлять патронат лиц из групп риска (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж).
ПК 3.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальнойреабилитации лиц из групп риска.
ПК 3.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц из групп риска.
Цели и задачи учебной практики УП. 03
С целью овладения указанными видами профессиональной деятельности студент в ходе данного вида практики должен:
Вид профессиональной деятельности: Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
В результате прохождения практики студент должен иметь практический опыт:
- диагностики ТЖС и профилактики возникновения новых ТЖС у лиц из групп риска, осуществления их социального патроната;
- создания необходимых условий для адаптации к существующим реалиям жизни, реабилитации, координации работы по преобразованию ТЖС у лиц из групп риска (лиц без определенного места жительства; мигрантов; безработных; молодежи; осужденных, детей, оказавшихся в ТЖС; лиц, страдающих психическими заболеваниями и членов их семей; с членами семей лиц, инфицированных ВИЧ; наркозависимыми и членами их семей; военнослужащими и членами их семей; безнадежно и тяжелобольными).
В результате прохождения практики студент должен уметь:
- выявлять лиц, относящихся к социально незащищенным категориям населения; строить взаимоотношения с лицами из групп риска в конкретной ситуации;
- проводить анализ ТЖС лиц из групп риска;
- определять учреждения и организации, способные помочь в преобразовании ситуации, и строить с ними взаимодействие;
- осуществлять профессиональную деятельность по преобразованию ситуации клиента;
- анализировать информацию и планировать пути решения этих проблем в конкретных условиях;
- анализировать и корректировать свою работу;
В результате прохождения практики студент должен знать:
- основные законодательные акты и нормативные документы, регулирующие работу с лицами из групп риска;
- особенности проблем каждой категории лиц из групп риска;
- специфику работы с лицами из групп риска, попавшими в ТЖС;
- особенности региональной системы социальной работы с данными
категориями граждан;
- организации и учреждения, способные помочь в преобразовании
ситуации.
Количество недель (часов) на освоение программы учебной практики УП. 03:
На базе основного общего и среднего общего образования
Всего _ 1,5__недели, 54 часов.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО
ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
2.1 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ УП. 03
Виды деятелности
| Виды работ
| Содержание освоенного учебного материала, необходимого для выполнения видов работ | Наименование учебных дисциплин, междисциплинарных курсов с указанием тем, обеспечивающих выполнение видов работ | Количество часов (недель)
| ||
| Раздел 1 Общее ознакомление с планом, мероприятиями, запланированными в пределах практики. | |||||
Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в ТЖС
| Тема 1. Вступительное занятие. Инструктаж по техники безопасности во время прохождения практики. Общее ознакомление с планом и мероприятиями, запланированными в пределах практики. | Сформированы знания по основам социальной работы с лицами из групп риска, особенностям, влияющим на увеличение числа людей групп риска, попавшие в ТЖС. | МДК 03.01 Нормативно-правовая основа социальной работы с лицами из групп риска, оказавшимися в ТЖС. Люди из групп риска как объект социальной работы. Особенности, влияющие на увеличение числа людей групп риска, попавшие в ТЖС. | 6 | ||
Тема 2. Изучение основных законодательных актов и нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность специалистов по социальной работе с лицами групп риска. | Сформированы знания по основам социальной работы с лицами из групп риска, особенностям, влияющим на увеличение числа людей групп риска, попавшие в ТЖС. | МДК 03.01 Нормативно-правовая основа социальной работы с лицами из групп риска, оказавшимися в ТЖС | 6 | |||
Тема3. Изучение нормативно-правовой основы государственной социальной политики в отношении лиц с девиантным поведением. Правовая и социальная защита людей, подвергшихся воздействию со стороны лиц с девиантным поведением. | Сформированы знания по основам государственной социальной политики в отношении лиц с девиантным поведеним, а также сформированы позиции правовой и социальной защиты людей, подвергшихся воздействию со стороны лиц с девиантным поведением. | МДК 03.01 Нормативно-правовая основа социальной работы с лицами из групп риска, оказавшимися в ТЖС. Особенности государственной социальной политики в отношении лиц с девиантным поведением. Правовая и социальная защита людей, подвергшихся воздействию со стороны лиц с девиантным поведением. | 6 | |||
Тема 4. Изучение деятельности Донецких городских благотворительных фондов, общественных организаций, международных организаций по оказанию чрезвычайной и гуманитарной помощи. | Сформированы знания по оказанию содействия лицам из групп риска. | МДК.03.02 «Технология социальной работы с лицами из групп риска»
| 6 | |||
Тема5. Изучение деятельности Городского центра занятости населения города Донецка. Ознакомление с методическими материаламиведущих специалистов Городского центра занятости населения. | Сформированы знания по оказанию содействия лицам из групп риска в подборе подходящей работы. | МДК.03.02 «Технология социальной работы с лицами из групп риска» МДК.03.03 «Социальный патронат лиц из групп риска» | 6 | |||
Тема 6. Изучение деятельности общественного благотворительного женского центра. Ознакомление с методическими материалами специалистов центра. | Сформированы знания по направлениям социальной помощи и поддержки женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации. | МДК.03.02 «Технология социальной работы с лицами из групп риска» Социальная помощь и поддержка женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации. | 6 | |||
Раздел 2 Социальные методики в социальной работе | ||||||
Тема 7. Изучение и анализ методов социальной работы в системе органов социальной защиты лиц из групп риска, оказавшихся в ТЖС. | Сформированы знания по методам социальной работы в системе органов социальной защиты лиц из групп риска, оказавшихся в ТЖС. | МДК.03.02 «Технология социальной работы с лицами из групп риска»
| 6 | |||
Тема 8. Работа со студентами по ознакомлению с рекомендациями по оформлению отчета учебной практике. | Сформированы знания по методам социальной работы в системе органов социальной защиты лиц из групп риска, оказавшихся в ТЖС. | МДК.03.02 «Технология социальной работы с лицами из групп риска»
| 6 | |||
3 Документальное оформление результатов учебной практики |
| |||||
Тема 9. Анализ изученных методик в социальной работе с учетом практического их применения. Обобщение материалов учебной практики для написания отчета. Заключительное оформление и защита отчета по учебной практике. | Сформированы знания по методикам в социальной работе с лицами из групп риска, оказавшихся в ТЖС с учетом практического их применения. | МДК.03.02 «Технология социальной работы с лицами из групп риска» МДК 03.01 Нормативно-правовая основа социальной работы с лицами из групп риска, оказавшимися в ТЖС МДК.03.03 «Социальный патронат лиц из групп риска» | 6 |
2.2 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО
ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
2.2.1 Рекомендации руководителям практики
Руководитель практики:
На подготовительном (начальном) этапе:
знакомит студентов с программой практики;
обеспечивает необходимые документы,
знакомит студентов с этическими и законодательными условиями работы;
В период прохождения практики:
осуществляет контроль за прохождением практики, включая законодательные и этические аспекты прохождения студентами практики;
проводит индивидуальное консультирование,
контролирует ход выполнения программы в соответствии с заданиями и сроками;
На заключительном этапе:
принимает и проверяет отчет о прохождении учебной практики;
обобщает полученный опыт.
после защиты практики выставляет итоговую оценку по практике;
отчитывается (обобщает информацию) на заседании цикловой комиссии о ходе выполнения и результатах работы студентов в учебных швейных мастерских.
В период прохождения практики студент еженедельно отчитывается о проделанной работе. Студент должен своевременно сообщать руководителю практики обо всех проблемах и затруднениях, препятствующих нормальному ходу практики и выполнению индивидуального задания.
По окончании практики студент должен представить анализ своей работы в форме отчета. Отчет по практике проверяется и визируется руководителем практики. Нарушение сроков прохождения практики и сроков защиты считается невыполнением учебного плана.
2.2.2 Рекомендации студентамПрава и обязанности студентов в период прохождения практики
Во время прохождения практики студент имеет право:
получать необходимую информацию для выполнения задания на практику;
пользоваться библиотекой колледжа;
получать компетентную консультацию на рабочем месте сотрудников организации, учреждения и руководителя практики (преподавателя) по вопросам, предусмотренным заданием на практику;
принимать непосредственное участие в профессиональной деятельности организации, учреждения.
Во время прохождения практики обучающийся студент обязан:
своевременно прибыть на место практики согласно приказа директора колледжа;
соблюдать и выполнять все требования, действующие в организации, учреждении (на предприятии), правила внутреннего трудового распорядка и охраны труда;
полностью и самостоятельно выполнять задания, предусмотренные программой и календарным планом (планом-графиком) практики;
осуществлять сбор, систематизацию, обработку и анализ необходимой информации в соответствии с заданием;
систематически представлять руководителям информацию о выполненной работе, в назначенные сроки являться на консультации руководителя от ОУ СПО;
представить руководителю практики от ОУ СПО в установленные сроки отчет о выполнении всех заданий и защитить его.
Студент должен:
На подготовительном этапе:
ознакомиться с программой практики и требованиями оформления отчёта по практике;
согласовать с руководителем календарный план работы на период практики;
В период прохождения практики:
учитывать законодательные и этические аспекты организации работы в организации;
активно овладевать практическими навыками работы по специальности;
качественно и полностью выполнять задание;
собирать и обобщать необходимый материал,
систематически отчитываться перед руководителем о выполненных заданиях и собранном фактическом материале;
На заключительном этапе:
подготовить отчет по практике в соответствии с требованиями программы практики;
своевременно сдать и защитить в установленные сроки отчёт по практике.
Подробный отчет студента о практике должен содержать информацию согласно Приложения 2.
Отчет строится в соответствии с индивидуальным планом студента по практике и должен составляться по ходу прохождения практики. В нем проводится анализ и обобщение результатов работы, в которых студент должен продемонстрировать свои знания и умения рассмотрения конкретных жизненных ситуаций различных категорий клиентов групп риска (безработные , семьи группы риска, дети и подростки групп риска и др).
В отчете должны быть представлен анализ нормативно-правовой базы по данной категории клиентов групп риска, который предусмотрен программой практики. К нему могут прилагаться таблицы, иллюстрации, схемы, фотографии.
Техника безопасности во время прохождения учебной практики
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
К работе допускаются лица, прошедшие обязательный медицинский осмотр при поступлении в ГПОУ «ДонПЭК», вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда, инструктаж по пожарной безопасности и электробезопасности, обучение безопасным приемам работы и проверку знаний требований охраны труда.
Студенты обязаны соблюдать Правила внутреннего распорядка, правила пожарной и электробезопасности, режим труда и отдыха, правила личной гигиены, требования инструкций по охране труда, действующих на предприятии, в организации, учреждении.
Будущий социальный работник должен выполнять только ту работу, которая поручена непосредственным руководителем по практике и определена руководителем практики от организации, учреждения (предприятия).
При выполнении своих должностных обязанностей, а также и при передвижении по городу и внутри зданий и помещений на будущего социального работника могут воздействовать следующие опасные и вредные факторы:
движущиеся транспортные и другие средства, производственные машины и механизмы;
неудовлетворительное состояние дорог, тротуаров, проходов, мостов (мостков) и других дорожных сооружений;
незаметные перепады уровней дорог, лестничных площадок и других сооружений;
неблагоприятные климатические условия;
недостаточная освещённость улиц, внутриквартальных территорий, подъездов домов, лестничных клеток, рабочего места (зоны);
преступные нападения с целью завладения материальными ценностями;
нападение животных (в том числе больных);
пониженная (повышенная) температура воздуха на улице;
повышенная подвижность воздуха;
повышенное значение напряжения электрической цепи;
острые кромки, заусенцы, выступы поверхностей бытового оборудования;
нервно-психологические нагрузки;
физические перегрузки.
Масса сумки с вложениями не должна превышать 7 кг (для женщин).
Студент, будущий социальный работник обязан немедленно известить непосредственного руководителя о любой ситуации угрожающей его жизни или здоровью, о каждом несчастном случае, связанном с производством, об ухудшении состояния своего здоровья, и в том числе о проявлении признаков острого заболевания. Для расследования причин несчастного случая необходимо сохранить обстановку на месте происшествия до прибытия комиссии, если это не угрожает жизни (здоровью) окружающих, не усугубит аварийную ситуацию.
В случае невыполнения требований настоящей инструкции работники могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, материальной ответственности в соответствии с законодательством ДНРП в зависимости от тяжести последствий.
2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
Надеть полагающуюся по нормам чистую, исправную спецодежду, обувь в соответствии с погодными условиями. Спецодежда не должна иметь развевающихся концов, рукава и ворот должны быть застегнуты.
Сумки должны быть застегнуты, материальные ценности не на виду.
Студент, будущий социальный работник обязан знать свой участок и маршрут, переходы через улицу, через железнодорожные пути, опасные зоны и места, маршруты движения общественного транспорта, местонахождение отделений полиции и медицинских учреждений.
Перед поездкой следует уточнить маршрут движения, номера маршрутов транспорта, пробки на дорогах.
3.ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
Во время служебных разъездов необходимо соблюдать следующие правила дорожного движения для пешеходов:
ходить только по тротуару, а где его нет – по краю проезжей части;
переходить проезжую часть в обозначенных местах (дорожный знак – пешеходный переход, дорожная разметка – «зебра»), а там где их нет – на перекрестках улиц;
прежде, чем переходить улицу или дорогу, следует убедиться в отсутствиитранспортных средств слева, а дойдя до середины проезжей части – справа;
при наличии светофора переходить дорогу только по разрешающему (зеленому) сигналу. Пешеход, не успевший закончить переход по разрешающему сигналу светофора, должен ждать разрешающего сигнала светофора на островке безопасности, при его отсутствии – на середине улицы;
ожидать общественный транспорт разрешается на посадочных площадках (остановках), а там где их нет – на тротуаре (обочине дороги).
при обходе транспортных средств и других препятствий, ограничивающих видимость проезжей части, соблюдать осторожность.
входить (выходить) в общественный транспорт разрешается только на остановках и при полной остановке транспорта;
не следует использовать попутный транспорт, не предназначенный для перевозки людей;
переходить через железнодорожные пути только в предназначенных для этого местах;
при наличии сосулек на крышах домов, запрещается стоять и проходить близко к зданию, заходить за предупреждающие ограждения;
при нахождении на территории и в помещениях посещаемых учреждений, социальный работник обязан ознакомиться с правилами безопасности, действующими в данной организации, со схемами движения по территории и расположением помещений, схемами пожарной эвакуации и выполнять их требования.
Во время служебных разъездов запрещается:
наступать на крышки колодцев (без крайней необходимости);
стоять и проходить под грузом, перемещаемым грузоподъемным механизмом, под настилами лесов, под приставными лестницами;
заходить в опасные зоны производства работ, зоны действия машин и механизмов, работающего оборудования, за ограждения;
ходить без надобности по территории и помещениям, отвлекаться от работы самому и отвлекать других;
курить вне специально оборудованных и обозначенных мест.
По лестничным маршам следует идти, держась за перила, а при пользовании лифтом соблюдать правила пользования лифтами и заходить в кабину лифта без посторонних лиц. Бегать по лестничным маршам, придерживать дверки лифтов и перегружать лифт запрещается.
Во время уборки квартир необходимо соблюдать следующие правил безопасности:
пользоваться спецодеждой;
применять исправное уборочное оборудование и инструмент, использовать их только для тех работ, для которых они предназначены;
отключать от электрической сети используемое уборочное оборудование и электроприборы при перерывах в работе (окончании работы) или в подаче электроэнергии;
протирать влажной тряпкой электролампы и электроприборы только отключив их от сети (вынув вилку из розетки);
расположенные в помещении закрытые (открытые) электрощиты, розетки, выключатели протирать только сухой ветошью;
при работе электрический кабель приборов (пылесоса, полотера и т.д.) не должен находиться под ногами и прикасаться к острым или горячим предметам (утюг, электрокамин и т.д.);
прежде чем передвигать столы и другую мебель, убрать с их поверхности предметы, которые могут упасть;
наполняя ведро водой, сначала нужно наливать холодную, а затем горячую воду;
переносить горячую воду в закрытой посуде, а если применяется посуда без крышки, то заполнять ее не более чем на три четверти вместимости;
перед мытьем полов подмести их и удалить травмоопасные предметы, используя щетку и совок (гвозди, битое стекло, иглы и другие острые предметы);
мытье полов производить ветошью с применением швабры, выжимать только промытую ветошь;
мытье окон при помощи тряпки и моющих средств производить только с внутренней стороны, с внешней стороны окна моются специальными приспособлениями.
При уборке помещений запрещается:
оставлять без присмотра включенные электроприборы;
пользоваться электроприборами при обнаружении неисправностей штепсельного соединения, изоляции кабеля, нечеткой работы выключателя, появлении дыма и (или) характерного запаха горелой изоляции, трещин в корпусе машины (прибора);
носить неустойчивую обувь (на высоких каблуках, без задников и т.д.);
производить уборку мусора и уплотнять его в урне (ведре, бачке и подобном) непосредственно руками;
прикасаться тряпкой или руками к открытым токоведущим частям машин и оборудования, подвижным контактам рубильника, оголённым и с поврежденной изоляцией проводам;
пользоваться неисправными вентилями и кранами;
применять для уборки воду с температурой выше 50 градусов, а также сильнодействующие ядовитые и горючие вещества (кислоты, растворители, бензин и т.п.);
мыть окна с подоконника, держась за раму.
4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
При возникновении аварий, стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций студент, проходящий практику, будующий социальный работник обязан выполнять указания непосредственного руководителя (кого-либо из администрации), а при их отсутствии действовать самостоятельно, руководствуясь инструкциями и здравым смыслом.
Все самостоятельно принимаемые меры должны быть направлены, в первую очередь, на спасение жизни и сохранение здоровья людей.
Действуя самостоятельно, социальный работник обязан:
немедленно прекратить работу;
принять меры для эвакуации людей из опасной зоны, предотвращения попадания людей в опасную зону;
поставить в известность о случившемся руководство;
обстановку на месте аварии сохранить в неприкосновенности, если это не угрожает жизни или здоровью людей;
оказать пострадавшим первую доврачебную помощь, при необходимости вызвать бригаду скорой помощи по телефону 103.
При возникновении пожара или возгорания работник обязан:
немедленно вызвать пожарную службу по телефону 101. При вызове назвать адрес и место, где возник пожар, пути подъезда, фамилию звонившего;
принять меры по эвакуации людей из зоны пожара;
принять меры к тушению и ликвидации пожара первичными средствами пожаротушения;
В случае угрозы нападения животного, ни в коем случае не убегать. Встать к животному лицом, не смотреть ему в глаза, прикрыться сумкой (другой вещью); в случае нападения – отбиваться ногами, стараясь попасть ногой в нос животного.
В случае угрозы нападения злоумышленника нужно действовать, руководствуясь обстановкой, при этом исходя из принципа, что жизнь и здоровье несоизмеримо дороже материальных ценностей. При нападении не поддаваться панике, выполнять требования нападающих, постараться запомнить их приметы, при прекращении угрозы жизни и здоровью любым способом привлечь внимание других лиц и обратиться в правоохранительные органы.
5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
Доложить непосредственному руководителю о выполнении задания и согласовать задание на следующий день.
Привести в порядок спецодежду, обувь, сумку.
3 АЛГОРИТМ ОТРАБОТКИ
ОСНОВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ВО ВРЕМЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Учебная практика УП.03 профессионального модуля ПМ.03 | |
№ п/п | Виды учебно-производственных работ |
1 | Вступительное занятие. Инструктаж по технике безопасности во время прохождения практики. Общее ознакомление с планом и мероприятиями, запланированными в пределах практики |
2 | Изучение основных законодательных актов и нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность специалистов по социальной работе с лицами групп риска |
3 | Изучение нормативно-правовой основы государственной социальной политики в отношении лиц с девиантным поведением. Правовая защита людей, подвергшихся воздействию со стороны с девиантным поведением. |
4 | Изучение деятельности Донецких городских благотворительных фондов общественных организаций, международных организаций по оказанию чрезвычайной и гуманитарной помощи |
5 | Изучение деятельности Государственного центра занятости населения города Донецка. Ознакомление с методическими материалами ведущих специалистов центра. |
6 | Изучение деятельности общественного благотворительного женского центра. Ознакомление с с методическими материалами специалистов центра. |
7 | Изучение и анализ методов социальной работы в системе органов социальной защиты лиц из групп риска, оказавшихся в ТЖС |
8 | Ознакомлению с рекомендациями по оформлению отчета учебной практики |
9 | Изучение возможностей содействия лицам из групп риска в подборе подходящей работы. |
10 | Определение направлениям социальной помощи и поддержки женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации. |
11 | Определение круга учреждений, способных оказать помощь в преобразовании ситуации детям и семьям. |
12 | Рассмотрение методов социальной работы в системе органов социальной защиты лиц из групп риска, оказавшихся в ТЖС.молодых семей групп риска. |
13 | Определение направлений социальной помощи семьям, групп риска. |
14 | Определение категорий детей и семей, нуждающихся в социальной помощи. |
15 | Рассмотрение проблемных вопросов относительно собранного практического и теоретического материала для отчёта по практике |
16 | Систематизация проблемных вопросов и обобщение выводов по практическому и теоретическому материалу. |
17 | Оформление отчёта по практике с учётом систематизации теоретического и практического учебного материала. |
18 | Анализ изученных методик в социальной работе с учетом практического их применения. обобщение материалов учебной практики для написания отчета. Заключительное оформление и защита отчета по учебной практике. Дифференцированный зачет |
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Форма отчетности по учебной практике УП.03 – отчет по практике, оформленный согласно требованиям методических рекомендаций.
Вид профессиональной деятельности
| Код | Наименование результатов практики
|
«Социальная работа с лицами из групп риска оказавшимися в ТЖС» | ПК 3.1. Диагностировать ТЖС у лиц из групп риска.
| - поиск оптимального способа оказания социальной помощи и услуг отдельным лицам, социальным группам, оказавшимся в ТЖС; - определение, конкретизация и построение иерархии задач деятельности отдельных социальных работников и их групп в основных направлениях психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной диагностики ТЖС у лиц из групп риска |
ПК 3.2. Координировать работу по преобразованию ТЖС у лиц из групп риска.
| -личностно-ответственное участие в создании социально благоприятной среды инновационной деятельности организаций, учреждений, коллективов и служб социальной защиты населения; -личное участие в посреднической, социально-профилактической и консультационной деятельности по преобразованию ТЖС у лиц из | |
ПК 3.3. Осуществлять патронат лиц из групп риска (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж). | - самостоятельное осуществление координации деятельности по сопровождению лиц из групп риска (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж). | |
ПК 3.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальнойреабилитации лиц из групп риска. | - организация бесконфликтного делового общения с сотрудниками и подопечными (клиентами) по проблемам социальной адаптации, абилитации и реабилитации.
| |
ПК 3.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц из групп риска.
| - разработка и эффективное применение социальных технологий, учитывающих особенности современного сочетания глобального, национального и регионального, специфику со- циокультурного развития человека и общества в целях профилактики возникновения новых ТЖС у лиц из групп риска. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Код | Наименование результата практики
|
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | - проявление постоянного интереса к будущей профессии; - обоснованность применения освоенных профессиональных компетенций; |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | - обоснование постановки цели, выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач; - проведение самоанализа и коррекции результатов собственной работы |
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
| - результативность принятия решений стандартных и нестандартных профессиональных задач за определенное время; - результативность плана по оптимизации качества выполненных работ |
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | - отбор и анализ необходимой информации для четкого и быстрого выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
|
ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. | умение пользоваться информационно-коммуникационных технологиями для решения профессиональных задач
|
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать её сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | - умение взаимодействовать с группой, преподавателями
|
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчинённых, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. | - проведение самоанализа и коррекции результатов собственной работы и работы команды
|
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | - организация самостоятельной работы по формированию творческого и профессионального имиджа; - организация работ по самообразованию и повышению квалификации |
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности. | - анализ инноваций в профессиональной деятельности |
ОК.10 Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. | - проявление постоянного интереса к историческому наследию и культурным традициям народа; - проявление в процессе профессиональной деятельности уважения к социальным, культурным и религиозным различиям. |
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по | - готовность брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку. |
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. | -умение организовать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противнопожарной безопасности. |
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. | - стремление к здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. |
Контроль приобретения практического опыта.
Оценка по учебной практике УП.03.
Оценка по учебной практике выставляется на основании подготовки и защиты отчета по практике, характеристики профессиональной деятельности студента на практике (Приложение 2;3), составленной представителем организации прохождения практики.
Перечень вопросов для дифференцированного зачета по результатам учебной практики:
- Группы социального риска: типология и основные характеристики.
- Методы социальной работы с гражданами без определенного места жительства.
- Основные направления социальной поддержки мигрантов.
- Социальная поддержка беженцев и вынужденных переселенцев.
- Методы и формы социальной работы с безработными гражданами.
- Технологии социальной работы с инвалидами.
- Социальная работа с детьми-инвалидами и их семьями.
- Деятельность социальных учреждений и служб по обслуживанию инвалидов.
- Содержание, формы и методы оказания социальной помощи «особым» детям группы риска.
- Социальная помощь и поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
- Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения.
- Социальный патронат неблагополучных семей..
- Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемные семьи и учреждения семейного типа.
- Социальный патронат семьи имеющих инвалидов.
- Патронат детей, которые подвергались насилию в семье.
- Социальный патронат детей сдевиантным поведением.
- Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей.
- Социально-коррекционная деятельность с лицами, склонными к суицидальному поведению.
- Основные направления социальной работы с осужденными в исправительных учреждениях.
Проверяемые результаты обучения:
Умения:
- пользоваться нормативными документами, законодательными актами в профессиональной деятельности;
- выявлять лиц, относящихся к социально незащищенным категориям населения; строить взаимоотношения с лицами из групп риска в конкретной ситуации;
- проводить анализ ТЖС лиц из групп риска;
- определять учреждения и организации, способные помочь в преобразовании ситуации, и строить с ними взаимодействие;
- осуществлять профессиональную деятельность по преобразованию ситуации клиента;
- анализировать информацию и планировать пути решения этих проблем в конкретных условиях;
- анализировать и корректировать свою работу;
- осуществлять контроль качества предоставляемых услуг;
Практический опыт:
- диагностики ТЖС и профилактики возникновения новых ТЖС у лиц
из групп риска, осуществления их социального патроната;
- создания необходимых условий для адаптации к существующим реалиям жизни, реабилитации, координации работы по преобразованию ТЖС у лиц из групп риска (лиц без определенного места жительства; мигрантов; безработных; молодежи; осужденных, детей, оказавшихся в ТЖС; лиц, страдающих психическими заболеваниями и членов их семей; с членами семей лиц, инфицированных ВИЧ; наркозависимыми и членами их семей; военнослужащими и членами их семей; безнадежно и тяжелобольными).
При оценке итогов работы студента принимается во внимание оценка, данная ему руководителем организации, учреждения (предприятия).
Руководитель практики от ОУ СПО устанавливает сроки сдачи отчета по практике.
Итоговая оценка формируется следующим образом:
№ п/п | Вид контроля: | Оценка |
11 | Оценка представителя организации, учреждения (предприятия) |
|
2 | Оценка руководителя практики от образовательного учреждения |
|
33 | Представление материалов работы |
|
44 | Написание и защита отчета по практике |
|
| Итоговая оценка |
|
Каждая из форм контроля оценивается по 5-балльной системе. Итоговая оценка определяется, исходя из набранных баллов и их веса, и переводится в средний балл:
- 1, 2 - «неудовлетворительно»,
- 3 – «удовлетворительно»,
- 4 – «хорошо»,
- 5 – «отлично»
Оценка по практике заносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку, приравнивается к оценкам по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов в соответствующем семестре. Общие итоги практики рассматриваются на заседаниях цикловой комиссии и педагогического совета.
Если в период практики студент был болен, то он должен подтвердить этот факт документом из лечебного учреждения.
Студент, получивший неудовлетворительную оценку при сдаче зачета по практике и, в случае не ликвидации задолженности в установленный срок, не допускается к сдаче государственной итоговой аттестации.
Студенты, не выполнившие программы практики по неуважительной причине или получившие неудовлетворительную оценку, могут быть отчислены из ГПОУ «ДОНПЭК» как имеющие академическую задолженность.
5. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Нормативно-правовые акты и литература:
1.Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной ассамблеей ООН 32 10.12.1948 года // Международные акты о правах человека: Сборник документов, изд. НОРМА – ИНФА, – М.: 2010.
2.Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина от 16.12.1966 года. // Международные акты о правах человека: Сборник документов, изд. НОРМА – ИНФА, – М.: 2010
3. Конституция ДНР. – Режим доступа [http://dnr-online.ru/konstituciya-dnr/]
4.Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12.12.1993. «Собрание законодательства РФ»,2009, №4 ст. 445.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Комментарий к последним изменениям. – М.: АБАК, 2011.– 592 с.
6. Уголовный кодекс ДНР. Постановление Президиума Совета Министров ДНР от 17 августа 2014г. http://dnr-online.ru
7. Постановление Совета Министров Донецкой Народной Республики №9-1 от 02.06.2014г «О применении Законов на территории Донецкой Народной Республики в переходный период». Источник: - http://dnr-online.ru/zakony-2/
8. Закон ДНР«О системе профилактики безнадзорности и правона-рушений несовершеннолетних» (Постановление №I-166П-НС). Источник: -http://dnr-online.ru/zakony-2/
9. Закон ДНР «Об оплате труда» Постановление№ 19-IHC от 06.03.2016г.
10. Закон ДНР «О занятости населения: Постановление № 50-IHC от 29.05.2015г.
11. Закон ДНР «Об отпусках» № 16-IHC от 06.03.2015(С изменениями внесенными Законом от 29.05.2015 г. № 49-ІНС)
12. Постановление Совета Министров ДНР №7-12 от 31.05.2016 г. О внесении изменений в Постановление Совета Министров Донецкой Народной Республики от 27.02.2015 № 2-22 «0 временном порядке применения на территории Донецкой Народной Республики Кодекса Украины об административных правонарушениях». Источник: -http://dnr-online.ru/zakony-2/
13. Указ № 241 от 25.07.2016 года «Об увеличении пенсионных выплат»
14. Указ № 208 от 04.07.2016 года «О внесении изменений в Указ Главы Донецкой Народной Республики от 29 апреля 2015 г. №162 (с изменениями и дополнениями в соответствии с Указами Главы Донецкой Народной Республики от 19 августа 2015 №319 и от 07 декабря 2015 №449)»
15. Указ № 207 от 04.07.2016 года «Об организации материального обеспечения застрахованных лиц на территории Донецкой Народной Республики и предоставления им социальных услуг»
16. Указ № 161-1 от 01.06.2016 года «О внесении изменений в порядок выплаты и доставки пенсий»
17. Указ № 106 от 14.04.2016 года «О предоставлении единоразовой денежной помощи ко Дню Победы в 2016 году»
18. Указ № 449 от 07.12.2015 года «О внесении изменений в Указ Главы ДНР «Об организации назначения и выплаты социальных пособий на территории Донецкой Народной Республики» от 29.04.2015 № 162 (с изменениями и дополнениями в соответствии с Указом Главы ДНР «О внесении изменений в Указ Главы ДНР «Об организации назначения и выплаты социальных пособий на территории ДНР» от 29.04.2015 № 162» от 19.08.2015 № 319)»
19. Указ № 319 от 19.08.2015 года «О внесении изменений в Указ Главы Донецкой Народной Республики «Об организации назначения и выплаты социальных пособий на территории Донецкой Народной Республики» от 29.04.2015 года № 162»
20. Указ № 238 от 05.06.2015 года «Об установлении профессионального праздника «День социального работника»
21. Указ № 234 от 04.06.2015 года «О создании Государственной инспекции по вопросам соблюдения законодательства о труде Донецкой Народной Республики»
22. Указ № 162 от 29.04.2015 года «Об организации назначения и выплаты социальных пособий на территории Донецкой Народной Республики»
23. Указ № 158 от 24.04.2015 года «О новой редакции Порядка осуществления выплат пенсий, утвержденного Указом № 119 от 25.03.2015 «О назначении и выплаты пенсий на территории Донецкой Народной Республики»
24. Указ № 119 от 25.03.2015 года «О назначении и выплате пенсий на территории Донецкой Народной Республики»
25. Указ № 80 от 27.02.2015 года «О предоставлении социальной помощи семьям с детьми, лицам и инвалидам, не имеющим право на пенсию»
26. Указ № 35 от 09.12.2014 года «Об образовании Фонда социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Донецкой Народной Республики»
27. Закон ДНР о социальной защите инвалидов // Режим доступа: http://mtspdnr.ru/images/Zakon/Zakon_DNR_O_sotsialnoy_zashchite_invalidov_2016.pdf
28. Закон ДНР о социальной защите ветеранов войны // Режим доступа: http://mtspdnr.ru/index.php/normativnaya-baza/zakony
29. Закон ДНР о занятости населения// Режим доступа: http://mtspdnr.ru/index.php/normativnaya-baza/zakony
30. Закон ДНР об охране труда// Режим доступа: http://mtspdnr.ru/index.php/normativnaya-baza/zakony
31. Закон ДНР об оплате труда // Режим доступа: http://mtspdnr.ru/index.php/normativnaya-baza/zakony
32. Закон ДНР об основах общеобязательного социального страхования // Режим доступа: http://mtspdnr.ru/index.php/normativnaya-baza/zakony
33. Закон ДНР об отпусках // Режим доступа: http://mtspdnr.ru/index.php/normativnaya-baza/zakony
34. Закон ДНР о внесении поправок в Конституцию Донецкой Народной Республики // Режим доступа: http: //mtspdnr.ru/index.php/normativnaya-baza/zakony
35. Постановление № 7-24 от 31.05.2016 года «Об утверждении Положения о Государственной службе по делам семьи и детей Донецкой Народной Республики в новой редакции, предельной численности, структуры в новой редакции и штатного расписания» // Режим доступа: http://mtspdnr.ru/index.php/normativnaya-baza/postanovleniya
36. Акмалова А.А., Капицын В.М. Социальная работа с мигрантами и беженцами: Учеб. пособие/ отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 120 с. – (Высшее образование) ISBN978-5-16-003015
37. Гоголева А.В. Беспризорность. Социально-психологические и педагогические аспекты. – М.: Издательство Московского психологического института; Воронеж: Издательство НПО МОДЭК, 2015. – 464 с.
38. Григорьев С.И. Социальная работа с молодежью: основные направления и современные формы: учебное пособие/ С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.Н. Павлов. – М.: КНОРУС, 2011. – 216 с.
39. Кошелев Н.С. Социальное обслуживание и права населения: практическое пособие/ Н.С. Кошелев. – 2-е изд., прераб. – М.: Издательство «Омега-Л», 2010. – 83 с.
40. Основы социальной работы: Учебник./ Отв. ред. П.Д. Павленок. – М., 2013г. – 274 с.
41. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: Учеб. Пособие / отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 184 с.
42. Платонова Н.М. Социальная работа с бездомными: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. Заведений / Н.М. Платонова. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 160 с.
43. Социальная работа: учебное пособие/ под общ.ред. Проф. В.И. Курбатова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 480 с.
44. Социальная работа: Учебное пособие/ под ред. д.п.н., проф. Н.ф. Басова. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 364с.
45. Социальная работа с осужденными: Учебное пособие. – М.: Издательство МГСУ, 2012. – 256 с.
46. Социальная работа с детьми группы риска / под ред. Н. Ф. Дивицыной. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 351 с.
47. Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011. – 280с.
Дополнительные источники:
1. Филатова И.Ю. Методические рекомендации к изучению курса «Нормативно-правовые основы СР с лицами из группы риска» для специальности 39.02.01 «Социальная работа». – Д.: ГПОУ «ДОНПЭК», 2015. – 21 с.
6 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ к оформлению отчетной документации, отчёту по его содержанию и защите по результатам прохождения учебной практики УП.03
6.1 Общие требования к оформлению отчетной документации по результатам прохождения учебной практики УП.03, профессионального модуля ПМ.03 «Социальная работа с лицами групп риска оказавшимисяв ТЖС» по специальности 39.02.01 «Социальная работа»
6.1.1. По результатам прохождения учебной практики обучающиеся ГОУ СПО «ДонПЭК» готовят отчетную документацию (отчет) о прохождении практики, используя накопленный и обработанный в ходе практики материал.
6.1.2. Материалы отчета должны излагаться четко, ясно, последовательно с соблюдением логичности перехода от одной части к другой. Следует использовать принятую научную терминологию, избегать повторений общеизвестных положений, имеющихся в учебниках и учебных пособиях.
Стиль написания отчета – безличный монолог, без употребления форм первого и второго лица, местоимений единственного числа. Во всей работе должно быть обеспечено единообразие терминов, обозначений и условных сокращений.
6.1.3. Язык работы – государственный, стиль – научный, четкий, без орфографических и синтаксических ошибок; последовательность – логическая. Техническое оформление отчета по практике должно соответствовать требованиям данных Методических рекомендаций.
6.1.4. Отчетная документация о практике печатается с помощью текстового редактора Word на одной стороне страниц стандартного белого листа бумаги формата А4 (210x297 мм); шрифт – Times New Roman; кегль – 14; межстрочный интервал – 1,5 (до тридцати строк на странице); с соблюдением размеров полей: верхнее, нижнее – 20 мм, левое – 30 мм, правое –не менее 10 мм; абзац – 1,25 см.
Абзацы в тексте начинаются отступов от левого поля. Отступ равен 1 см.
Печать должна быть четкой, черного цвета, шрифт – «Обычный».
Повреждение листов, помарки и следы не полностью исправленного прежнего текста не допускаются.
Страницы отчёта следует нумеровать арабскими цифрами, придерживаясь сквозной нумерации на протяжении всего текста работы. Номер страницы проставляют в правом верхнем углу страницы без точки в конце. Титульный лист, содержание включают в общую нумерацию страниц работы, но номер страницы на них не проставляют. Номер страниц проставляют на Введении (он будет вторым). Текст работы должен быть четким и не допускать разных толкований. Должны применяться научно-экономические термины, обозначения и определения, установленные соответствующими дисциплинами.
Объем отчетной документации по практике регламентируется методическими рекомендациями к организации и прохождению конкретного вида практики и имеет следующую структуру:
1) Титульный лист.
2) Содержание.
3) Введение.
4) Основная часть (количество глав и их содержание определяется методическими рекомендациями конкретного вида практики).
5) Индивидуальное задание.
6) Выводы.
7) Список использованных источников.
8) Приложения.
6.1.5. Титульный лист отчетной документации оформляется по установленному образцу.
6.1.6. Содержание должно включать наименование и номера начальных страниц всех глав и параграфов отчета. В содержание необходимо включить все заголовки, имеющиеся в отчетной документации, начиная с введения и заканчивая приложениями.
6.1.7. Во введении приводится обоснование актуальности проставленных задач, формулируются цели и задачи.
6.1.8. Текст основной части отчета делится на главы и разделы.
Заголовки структурных частей работы «СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «НАЗВАНИЕ ГЛАВЫ», «ВЫВОДЫ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЯ» печатаются большими буквами по центру страницы. В тексте отчёта по практике допускается только один способ выделений (полужирный) основных (название разделов и пунктов разделов), главных (определений, понятий) частей работы (проекта).
Заглавия пунктов разделов - пишутся малыми буквами с большой буквы. Заглавия структурных элементов на странице могут располагаться центрированным (посередине листа) или угловым (от левого поля нулевого табулятора) способом без точки в конце, не подчеркивая. Если заглавие состоит из двух или больше предложений, их разделяют точкой. Переносы слов в заголовках разделов и пунктов разделов не делаются.
Не допускается размещать название пункта раздела в нижней части страницы, если после него размещено одна или две строки текста. Расстояние между заглавиями и текстом при выполнении работы печатным средствами должно быть такое, которое равняется 3 интервалам, а между предыдущим текстом и заглавием – 4-5 интервалов (при выполнении рукописным способом – 15 мм).
Расстояние между заглавиями раздела и пунктами раздела – 2 интервала (при выполнении рукописным способом – 8 мм).
Расстояние между заголовком структурных частей работы и текстом должно составлять 2 интервала основного текста, между заголовком раздела и текстом – 1 интервал.
Каждую структурную часть и новую главу отчета следует начинать с новой страницы.
6.1.9. Содержание иллюстраций должно дополнять текст работы, раскрывать суть явления, наглядно иллюстрировать размышления студента, поэтому в тексте на каждую из них должна быть ссылка с соответствующим комментарием.
6.1.10. Иллюстрации (схемы, графики и т.п.) и таблицы следует подавать в отчете непосредственно после текста, где они упомянуты впервые, или на следующей странице. Если они содержатся на отдельных страницах отчета, их включают в общую нумерацию страниц. Иллюстративные или табличные материалы, размеры которых превышают формат А4, размещают в приложениях. На все иллюстрации должны быть ссылки в тексте.
Иллюстрации обозначают словом («Рис.») и нумеруют последовательно в пределах главы, за исключением иллюстраций в приложениях. Номер иллюстрации должен состоять из номера главы и порядкового номера иллюстрации, разделённых точкой: например, «Рис. 1.2» – второй рисунок первой главы. Номер иллюстрации, ее название и пояснительные подписи размещают последовательно под иллюстрацией по центру.
6.1.11. Простые внутристрочные и однострочные формулы должны быть набраны символами без использования специальных редакторов (допускается использование специальных символов из шрифтов Symbol, Greek Math Symbols, Math-PS, Math A, Mathematica BTT). Сложные и многострочные формулы должны быть целиком набраны в редакторе формул Microsoft Equation 2.0, 3.0.
6.1.12. Формулы в отчете нумеруются в пределах главы. Номер формулы состоит из номера главы и порядкового номера формулы в главе, разделенных точкой. Номера формул пишут у правого поля страницы на уровне формулы в круглых скобках, например, (3.1) – первая формула третьей главы. Пояснение значений символов, числовых коэффициентов в формулах предоставляется непосредственно после формулы в той последовательности, в которой они представлены в формуле, и каждое – с новой строки.
Первую строку пояснения начинают со слова «где» без двоеточия, без абзаца.
В тексте формулы выделяются строками, т.е. выше и ниже каждой формулы нужно оставлять один интервал. Если уравнение не вмещается в одну строку, его следует перенести после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (х) и деления (/).
6.1.13. Таблицы нумеруют последовательно (за исключением тех, что размещены в приложениях) в пределах глав. В правом верхнем углу размещают надпись «Таблица» с указанием ее номера, который состоит из номера главы и порядкового номера таблицы, разделенных точкой: например, Таблица 2.3 (третья таблица второй главы). Название таблицы находится над ней, по центру страницы.
При переносе таблицы на другую страницу в правом верхнем углу над последующими частями пишут «Продолжение табл. 2.3».
В таблицах необходимо обязательно указывать единицу измерения. Если все единицы измерения одинаковы для всех показателей таблицы, они приводятся в заголовке. Единицы измерения должны приводиться в соответствии со стандартами. Числовые величины в таблице надо указывать с одинаковым количеством десятичных знаков. Заголовки колонок таблиц начинаются с большой буквы.
При ссылке в тексте слово «таблица» пишут сокращенно: например, в «табл. 1.2.». В повторных ссылках на таблицы и иллюстрации необходимо применять сокращенное слово «смотри»: например, см. «табл. 1.2.».
6.1.14. Ссылки в тексте отчета на источники информации следует отмечать порядковым номером ссылок, выделенным двумя квадратными скобками, например, в работах [1;3- 9]. При цитировании одного источника необходимо указывать страницу [1, с. 223].
6.1.15. Источники в списке необходимо размещать в алфавитном порядке или в порядке упоминания в тексте. Сведения о включенных в список источниках следует подавать в соответствии с требованиями. ГОСТ 7.1.2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».
6.1.16. Приложения являются продолжением отчета и размещаются в порядке появления ссылок на них по тексту.
Приложения имеют дополнительное, обычно справочное значение, но являются необходимыми для более полного, целостного восприятия отчета.
По содержанию приложения могут быть очень разнообразны: копии подлинных документов, выдержки из отчётных материалов, отдельные положения из инструкций и правил и т.д. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, рисунки и т.п.
Кроме того, в Приложения целесообразно включать вспомогательный материал, необходимый для полноты восприятия работы в соответствии с направлением подготовки (профилем/магистерской программой):
реальные документы предприятия (организации, учреждения);
рекламные материалы;
таблицы вспомогательных цифровых данных (приводятся в приложениях, если по объему превышают одну страницу);
инструкции, методики, инструментарий проводимых в период прохождения практики эмпирических исследований, описание алгоритмов и программ решения задач на ПК, разработанные в процессе выполнения выпускной квалификационной работы;
отчеты о результатах проводимых студентами эмпирических исследований, подготовленные и предоставленные на базе практики;
иллюстрации вспомогательного характера.
6.1.17. Каждое приложение нужно начинать с новой страницы, указывая вверху, справа слово «Приложение» и его цифровое обозначение. Например: Приложение 1. Приложение должно иметь заглавие, которое записывают симметрично относительно текста с большой буквы отдельной строкой.
Приложения нумеруются арабскими цифрами сквозной нумерации. Если приложение одно, то его не нумеруют.
Приложения, как правило, оформляют на листах формата А4. Допускается оформлять приложения на листах формата А3, А2 и А1.
6.1.18. Завершенный и оформленный надлежащим образом отчет о прохождении практики подписывается руководителем практики по месту ее прохождения на титульном листе, закрепляется печатью предприятия и предоставляется руководителю практики от ГПОУ «ДОНПЭК».
6.2. Рекомендации к содержанию отчета по учебной практике и его защите
6.2.1. По результатам прохождения учебной практики обучающиеся ГПОУ «ДонПЭК» готовят отчет о прохождении практики, используя накопленный и обработанный в ходе практики информационный материал.
Отчет выполняется по завершению срока прохождения практики и должен содержать характеристику организации – базы практики и анализ ее деятельности: направления деятельности, режим работы, структуру учреждения (организации); историю развития, целевую ориентацию и выполняемые организацией функции; формы, методы и опыт работы организации.
В отчет также включается информация о типах исследований и конкретных проектах, проводимых организацией, и результаты исследовательской деятельности.
6.2.2.Техническое оформление отчета по практике должно соответствовать принятым стандартам оформления научных исследований. Материалы отчета должны излагаться четко, ясно, последовательно с соблюдением логичности перехода от одной части к другой.
6.2.3. Рекомендуемыми структурными элементами отчета по практике могут быть:
1) Титульный лист.
2) Содержание.
3) Введение.
4) Основная часть (главы и параграфы).
5) Заключение.
6) Список использованных источников.
7) Приложения.
6.2.4. Титульный лист отчета должен содержать наименование образовательного учреждения, фамилию, имя и отчество, другие сведения об авторе; вид практики и место ее прохождения; фамилию, имя и отчество, ученое звание, ученую степень (должность) научного руководителя и руководителя базы практики, место для подписи и печати, название города и год (Приложение 1).
6.2.5. Содержание должно включать наименование и номера начальных страниц всех разделов и подразделов работы. В содержание необходимо включать все заголовки, имеющиеся в работе, начиная с введения и заканчивая приложениями.
6.2.6. Главной задачей Введения является обоснование важности и актуальности прохождения учебной практики и усвоении определенных практических навыков. Кроме того, во введении следует четко определить, цели и задачи практики, применяемые в процессе сбора информационного материала общенаучные методы.
6.2.7. Текст основной части работы делится на главы и параграфы.
Ориентировочно главы могут быть следующими:
Глава 1 Общие сведения о базе практики (описывается структуры учреждения (организации), история ее развития; направления деятельности; особенности функционирования учреждения, в том числе его нормативно-правовое обеспечение и регулирование).
Глава 2 Изучение особенностей работы социального работника, волонтёра (его профессиональные права и обязанности, виды выполняемых работ, предметные и социальные условия труда, режим труда, особенности делового этикета)
Глава 3 Выполнение конкретных поручений социального работника, волонтёра (описание конкретных видов работ, выполненных студентом совместно со специалистом-социологом).
8. В Заключении подводятся итог практики (описывается, чему научился студент за время прохождения практики, какие основные знания, умения, навыки приобрел, какие профессионально-важные качества у него сформировались и /или развились).
Рекомендации к подготовке защиты отчета(выступления на итоговой конференции)
Выступление на итоговой конференции должно быть четким, понятным, отражать основное содержание работы студента на практике и характер приобретенных им знаний, умений, навыков.
Регламент выступления - 5 минут.
Приложение 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДОНЕЦКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ОТЧЕТ
по учебной практике УП.03
(наименование вида практики)
Студентки (та)2-го курса группы С-21
______________________________________
Код и наименование укрупненной группы
39.00.00 «Социология и социальная работа»
специальности 39.02.01 Социальная работа
Оценка ___________
Руководитель практики
________ ____Л.Д. Подольская__
(подпись) (фамилия и инициалы)
2021
Приложение 2
СОДЕРЖАНИЕ (УП.03)
1. Техника безопасности на производстве.
2. Анализ нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность специалистов по социальной работе с лицами групп риска в ДНР.
3. Анализ нормативно-правовой основы государственной социальной политики в отношении лиц с девиантным поведением.
4. Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих правовую защиту людей, подвергшихся воздействию со стороны с девиантным поведением в ДНР.
5. Определение прав различных категорий групп риска на социальное обслуживание, на получение пособий и льгот, виды пособий.
6. Осуществление социальной диагностики трудной жизненной ситуации лиц групп риска.
7. Определение направлений социальной помощи лицам групп риска.
8. Применение различных социальных технологий в разрешении ТЖС лиц из групп риска.
9. Определение круга учреждений, способных оказать помощь в преобразовании ситуации лицам групп риска.
10. Деятельность различных организаций, учреждений, осуществляющих работу с лицами групп риска.
Приложение 3
ХАРАКТЕРИСТИКА
учебной и профессиональной деятельности
студента во время учебной практики
ФИО_________________________________________________________________________
Обучающийся (аяся)
специальности 39.02.01 Социальная работа
успешно прошел(ла) учебную практику по профессиональному модулю ПМ.03 «Социальная работа с лицами групп риска оказавшимися в ТЖС »
в объеме __54__ часа с «__»._____.20__ г. по «___»._______.20__ г.
В организации (предприятии, учреждении)
ГПОУ «ДОНЕЦКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Благотворительный фонд помощи детям «Время добрых»
Виды и качество выполнения работ
Виды и объем работ, выполненные студентами во время практики | Качество выполнения работ в соответствии с технологией, ГОСТ и НТД |
- Анализ нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность специалистов по социальной работе с лицами групп риска в ДНР. - Анализ нормативно-правовой основы государственной социальной политики в отношении лиц с девиантным поведением. 4. Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих правовую защиту людей, подвергшихся воздействию со стороны с девиантным поведением в ДНР. 5. Определение прав различных категорий групп риска на социальное обслуживание, на получение пособий и льгот, виды пособий. 6. Осуществление социальной диагностики трудной жизненной ситуации лиц групп риска. 7. Определение направлений социальной помощи лицам групп риска. 8. Применение различных социальных технологий в разрешении ТЖС лиц из групп риска. 9. Определение круга учреждений, способных оказать помощь в преобразовании ситуации лицам групп риска. 10. Деятельность различных организаций, учреждений, осуществляющих работу с лицами групп риска. |
|
Дата «______»._______.20___ Руководитель практики ____________________________
Подпись ответственного лица от учреждения
Руководитель практики ____________________________
Подпись ответственного лица от организации
Приложение 4
АКТ
« 22 » октября 2021 г.
СОСТАВЛЕН С ЦЕЛЬЮ ОБСЛЕДОВАНИЯ РАБОЧИХ МЕСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ,
Варавка А.В. ,
ПРОХОДЯЩИХ УЧЕБНУЮ ПРАКТИКУ В
Благотворительном фонде помощи детям «Время добрых»_
Группа С-21 Специальность
39.02.01 «Социальная работа»
В ПРИСУТСТВИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ
Спирина Лариса Александровна, ведущий инженер по охране труда, ГПОУ «Донецкий промышленно-экономический колледж»;
Подольская Лариса Дмитриевна, руководитель практики от ГПОУ «Донецкий промышленно-экономический колледж»;
Афанасенко М.А.- член правления благотворительного фонда помощи детям «Время добрых»
ПРОВЕРКОЙ УСТАНОВЛЕНО:
Условия располагают для безопасного труда работников. Рабочие места имеют достаточную освещённость и удобные подходы, слепящий эффект отсутствует. В наличии имеются все необходимые материалы, компьютер. Система местной вентиляции исправна. Социальная дистанция соблюдается.
Ведущий инженер по охране труда
ГПОУ «Донецкий промышленно-
экономический колледж» ____________Л.А. Спирина
Руководители практики от
ГПОУ «Донецкий промышленно-
экономический колледж» ____________ И.Ю.Филатова
Член правления Благотворительного
фонда помощи детям «Время добрых» ____________М.А. Афанасенко
8