СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации для тренеров-преподавателей по спортивной борьбе «Правильный подход к организации и проведению тренировочного занятия»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации для тренеров-преподавателей по спортивной борьбе «Правильный подход к организации и проведению тренировочного занятия»

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для тренеров-преподавателей по спортивной борьбе «Правильный подход к организации и проведению тренировочного занятия»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Спортивная школа имени Жанны Борисовны Лобановой»


Кечаев Сергей Анатольевич,

тренер-преподаватель


Методические рекомендации для тренеров-преподавателей по спортивной борьбе «Правильный подход к организации и проведению тренировочного занятия»


1.     Занятие  может носить учебный, учебно-тренировочный и тренировочный характер и продолжаться от 2 до 4 часов. В зависимости от задач, стоящих перед группой, и ее подготовки определяют время и содержание каждого занятия.

2.     Продолжительность учебного занятия 2 — 3 часа. Занятия предусматривают приобретение занимающимися знаний, умений и навыков по спортивной борьбе. Учебное занятие состоит из 4 частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной. Каждая часть имеет задачи и содержание.

3.     Продолжительность от 5 до 10 минут это вводная часть занятия. Задача вводной части занятия: организовать группу, ознакомить ее с задачами занятия, повысить эмоциональное состояние занимающихся, подготовить их к подготовительной части урока. В вводную часть занятия входит построение группы, расчет, рапорт дежурного, краткое объяснение задач занятия, строевые и порядковые упражнения.

4.      Подготовительная часть. Продолжительность 20— 40 мин. Задачи подготовительного этапа: повышение работоспособности организма, подготовка его к выполнению содержания основной части урока, развитие и совершенствование быстроты, ловкости, силы, гибкости, смелости, решительности, упорства и других качеств. 

Подготовительная часть состоит из общеразвивающих и специальных упражнений. Общеразвивающие упражнения направлены на повышение функциональных возможностей организма и разно­стороннее воздействие, на его двигательный аппарат.

Общеразвивающие упражнения включают в себя различные виды ходьбы и бега, разнообразные прыжки и упражнения для других групп мышц. В этой части занятия применяются упражнения на координацию движений, силу, быстроту, ловкость, гибкость и подвижность в суставах, равновесие, расслабление и др. Эти упражнения проводятся как на месте, так и в движении. Они могут выполняться без предметов и с предметами: гантелями, гимнастическими палками, набивными мячами, скакалками, эспандерами и т. п.

В подготовительной части урока используются гимнастические снаряды: козел, канат, кольца, гимнастическая стенка и др.

Специальные упражнения выполняются после общеразвивающих в течение 10—15 мин. Специальные упражнения направлены на настройку нервно-мышечного аппарата к предстоящей работе в основной части урока.

К специальным упражнениям относятся упражнения на мосту, упражнения, сходные по своей структуре с изучаемым материалом в основной части урока, страховка и самостраховка, имитационные упражнения, простейшие формы борьбы, выполнение частей приема, связок комбинаций, бросков чучела и др.

Подготовительная часть урока заканчивается активным отдыхом 3—5 мин. В это время занимающиеся готовят необходимый инвентарь, распределяются на пары, занимают соответствующее место в зале и на ковре.

5.     Основная часть. Продолжительность 40—60 мин. при длительности урока 90 мин. и 75—95 мин. при уроке 135 мин. Задачи: изучение техники и тактики борьбы, укрепление и совершенствование физических и воспитание волевых качеств.

6.     В основной части занятия изучаются новые специальные упражнения, приемы, защиты, контрприемы, способы тактической подготовки. Изученные тактические и технические действия закрепляют в учебных и учебно-тренировочных схватках. Они про­водятся с партнерами, которым даются определенные задания. В этой части урока применяются простейшие формы борьбы, подвижные игры, эстафеты. В конце основной части урока отводится время для самостоятельной работы, которая проводится по заданию тренера. Основная часть урока может заканчиваться упражнениями для укрепления моста.

7.     Заключительная часть. Продолжительность заключительной части 5—10 мин. Задачи: постепенное снижение на­грузки, активизация восстановительных процессов в организме, подведение итогов урока. В заключительной части с целью при­ведения организма в относительно спокойное состояние применяются: ходьба, перестроения, упражнения на внимание на месте и в движении, спокойные подвижные игры, упражнения на расслабление и успокоение дыхания. Заключительная часть заканчивается построением группы.

В это время надо довести до сведения занимающихся результат выполнения задач урока, указать на положительные и отрицательные моменты в занятии. Особенное внимание следует обратить на исправление недостатков. При необходимости дается задание на дом. Здесь же можно сообщить о задачах, решить которые предстоит в ближайшем будущем.

Организационно - методические указания. 

Учебное занятие проводится групповым методом, подготовительная часть различными методами: раздельно, поточно и т. д. Упражнения выполняются в разных построениях группы: в колонне по 1, по 2, по 3, по 4, в кругу, уступом и т. д. Подготовительную часть целесообразно проводить с преимущественной направленностью на развитие какого-либо из качеств: силы, быстроты, ловкости, гибкости.

     Комплексы упражнений, входящие в подготовительную часть, не должны быть постоянными; их систематически следует видо­изменять. Применение одних и тех же упражнений в течение дли­тельного времени вызывает адаптацию у занимающихся, и они не дают должного эффекта. Например, упражнения можно разнообразить за счет изменения исходных положений, темпа и времени их выполнения.

   В подготовительной части урока для борцов занимают упражнения для увеличения подвижности в суставах и на сохранение равновесия. Кроме того, самбисты больше внимания уделяют страховке и самостраховке. Время подготовительной части урока изменяется в зависимости от задач и подготовки группы. Чем ниже спортивная подготовка и чем моложе юноши, тем большее время отводится на подготовительную часть. С повышением мастерства время подготовительной части уменьшается.

   Для изучения приемов большое значение имеет подбор пар. Пары подбирают так, чтобы индивидуальные особенности борцов способствовали усвоению материала урока. Например, если прием не получается с партнером, у которого одинаковый вес с борцом, то следует подобрать партнера меньшей весовой категории. Если в группе нечетное число занимающихся и одному из них не хватило партнера, то он присоединяется к одной из пар.