ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 11
ТЕМА. Проверка и регулировка насоса на равномерность цикловой подачи топлива по секциям. Разборка и сборка форсунки. Проверка ее технического состояния. Установка топливного насоса на двигатель.
ЦЕЛЬ. Изучение строения и работы топливных насосов высокого давления и форсунок. Проверка ее технического состояния. Формирование практических навыков установления насосов на двигатель и проверки момента начала подачи топлива.
По окончании практического занятия студент, как будущий механик – специалист по организации и обеспечению технической эксплуатации машин, должен, в объеме изученного материала, овладеть следующими знаниями и навыками:
определять последовательность выполнения разборочно-сборочных работ;
проводить дефектовку деталей субъективными методами и с использованием контрольно-измерительного инструмента, приспособлений, приборов и стендов;
определять техническое состояние деталей системы питания дизельного двигателя.
В частности студент должен уметь:
выполнять разборку и сборку узлов и механизмов тракторов, самоходных шасси и автомобилей с соблюдением требований техники безопасности, с сохранением первоначального состояния деталей, с сохранением комплектности и принадлежности деталей и др. правилами разборочно-сборочных работ;
грамотно выбрать, подготовить и использовать контрольно-измерительный инструмент;
пользовать справочной литературой при выполнении аналитического расчета агрегата, а также иных работ.
ОБОРУДОВАНИЕ. Инструмент для монтажных работ, детали и сборные единицы системы питания дизельного двигателя, моментоскоп, металлическая линейка длиной 300 мм., инструкционная карта и методическое обеспечение рабочего места.
Содержание и последовательность выполнения работы
Для выполнения данного занятия необходимо ознакомиться с инструкционной картой и теоретическими материалами заданной темы в литературе: [1] с. 139 – 157, [3] с. 113-155,
[8] с. 70-103, [9] с. 25, 238-248, [10] с. 59-62.
После чего можно приступать к выполнению работы, получив у преподавателя задание для каждого звена.
Характеристика механизмов двигателя
(для звена №1 – СМД - 62, №2 – Д - 240, №3 – Д - 144, №4 – Д - 160, №5 – ЯМЗ-240)
Название | Показатель |
Тип (марка) топливного насоса | |
Количество плунжеров | |
Диаметр плунжера, мм | |
Порядок работы секции | |
Угол опережения подачи топлива, град | |
Форсунка | |
Тип (марка) форсунки | |
Количество распыляющих отверстий | |
Диаметр отверстий, мм | |
Давление в начале впрыска, Мпа | |
Способ регулировки | |
Ход работы
Разобрать форсунку, выучить ее строение и работу. Собрать форсунку. Частично разобрать топливный насос (марку определяет преподаватель), выучить его строение и работу. Собрать топливный насос. Установить топливный насос на двигатель.
Проверить момент начала подачи топлива, при необходимости отрегулировать.
Установить форсунку на прибор и проверить ее на: качество распыливания топлива; на герметичность.
Проверить и отрегулировать давление начала впрыска топлива.
На рисунке 1 укажите основные детали и узлы многоплунжерного топливного насоса высокого давления УТН - 5.
Ответ: _____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рис. 1 – Топливный насос УТН – 5.
На рисунке 2 укажите основные детали и узлы форсунки.
Ответ:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | |
| Рис. 2 – Форсунка закрытого типа с бесштифтовым распылителем, многодырчатая. |
Контрольные вопросы
Способ регулировки количества топлива.
Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Способ регулировки угла опережения подачи топлива для всех цилиндров одновременно.
Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Способ установки коленчатого вала в ВМТ для первого цилиндра.
Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Способ контроля угла опережения подачи топлива на двигателе.
Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка___________ Дата_________ Преподаватель________________________
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 11 (продолжение)
ТЕМА. Проверка и регулировка насоса на равномерность цикловой подачи топлива по секциям. Определение давления начала впрыскивания и качества распыливания топлива.
ЦЕЛЬ. Формирование умений и навыков проверки и регулировок топливного насоса, форсунок и регулятора.
По окончании лабораторного занятия студент, как будущий механик – специалист по организации и обеспечению технической эксплуатации машин, должен, в объеме изученного материала, овладеть следующими знаниями и навыками:
определять последовательность проверки и регулировок узлов системы питания дизельного двигателя;
проводить дефектовку деталей субъективными методами и с использованием контрольно-измерительного инструмента, приспособлений, приборов и стендов;
определять техническое состояние деталей системы питания.
В частности студент должен уметь:
выполнять разборку и сборку узлов и механизмов тракторов, самоходных шасси и автомобилей с соблюдением требований техники безопасности, с сохранением первоначального состояния деталей, с сохранением комплектности и принадлежности деталей и др. правилами разборочно-сборочных работ;
грамотно выбрать, подготовить и использовать контрольно-измерительный инструмент;
определять давление начала впрыскивания и контроль качество распыливания топлива;
пользовать справочной литературой при выполнении аналитического расчета агрегата, а также иных работ.
ОБОРУДОВАНИЕ. Форсунки дизельных двигателей, многоплунжерные топливные насосы высокого давления, инструмент для монтажных работ, прибор для проверки и регулировки форсунок, стенд для проверки и регулировки топливных насосов, комплект отрегулированных форсунок, секундомер, инструкционная карта и методическое обеспечение рабочего места.
Содержание и последовательность выполнения работы
Для выполнения данного занятия необходимо ознакомиться с инструкционной картой и теоретическими материалами заданной темы в литературе: [1] с. 139 – 157, [3] с. 113-155,
[8] с. 70-103, [9] с. 25, 238-248, [10] с. 59-62.
После чего можно приступать к выполнению работы, получив у преподавателя задание для каждого звена.
Характеристика топливного насоса двигателя
(для звена №1 - СМД- 62, №2 – Д-240)
Название | Показатель |
Тип (марка) топливного насоса | |
Тип (марка) форсунки | |
Количество плунжеров | |
Диаметр плунжера, мм | |
Ход плунжера, мм | |
Порядок работы секции | |
Изучить строение и работу стенда.
Установить насос и проверить схему соединения трубопроводов и положение кранов согласно схемы на стенде.
Проверить секции топливного насоса на равномерность и момент подачи.
Определить частоту вращения кулачкового валика, который отвечает началу действия регулятора и полному отключению подачи топлива. Определить коэффициент коррекции.
Определить производительность насоса в зависимости от перемещения рельса (дозатора и частоты вращения кулачкового валика).
Результаты проверки и регулировок
(заполняется в ходе занятия)
Установление счетчика, автомата на частоту вращения при проверке подачи топлива _____ мин -1.
Количество топлива, которое подается секциями насоса, см 3/мин:
1-я__________; 2-я__________; 3-я__________; 4-я__________.
Определение неравномерности подачи
Н = Кmах - Кmіn х100% = _____________ = ________ %.
Кср. = Кmах - Кmіn = ________________ = ______ см3.
Угол опережения подачи топлива секциями, град.
1-я__________; 2-я__________; 3-я__________; 4-я__________.
Частота вращения кулачкового валика топливного насоса номинальная _________ мин - 1.
Частота вращения кулачкового валика, который отвечает началу действия регулятора ________ мин - 1.
Частота вращения кулачкового валика, который отвечает полному прекращению подачи топлива _______ мин - 1.
Коэффициент коррекции:
где qцик – средняя цикличная подача, которая отвечает Мк max, - _________мм3/цикл.;
- средняя цикличная подача при цном. - _________мм3/цикл.;
Цикличная подача насоса ______________ при перемещении рельса (дозаторов) на 0,5; 1,0; 1,5; 2 мм и частоте вращения кулачкового валика 500 мин - 1; 700 мин - 1; 1050 (1100) мин - 1.
| Цикличная подача q мм3/цикл. |
Перемещение рельса (дозатора), мм | мин – 1 | мин - 1 | мин – 1 |
1,0 (0,5) | | | |
2,0 (1,0) | | | |
3,0 (1,5) | | | |
4,0 (2,0) | | | |
Характеристика насоса _______________
q, мм3 qц, мм3/цикл
h, мм n, мин-1
а) по размещению рельсы (дозатора) | б) по частоте вращения кулачкового вала |
Вопросы для закрепления теоретического материала к практической работе:
1. Где образуется рабочая смесь в дизельном двигателе.
2. Назначение форсунки в дизельном двигателе.
3. Назначение ТНВД.
4. Что является основными деталями ТНВД.
5. Какое движение совершает плунжер в топливном насосе высокого давления.
6. Что входит в систему питания дизельного двигателя.
7. Чему равняется степень сжатия в дизельном двигателе.
8. Перечислите основные детали ДВС.
9. Какое значение имеет давление открытия форсунки в дизельном двигателе.
10. Какая деталь форсунки устанавливается своим концом в камере сгорания?
11. Какое устройство предназначено для изменения момента начала подачи топлива в зависимости от частоты вращения коленчатого вала дизеля?
12. Как закрывается наливная горловина топливного бака?
Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка___________ Дата_________ Преподаватель________________________