ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 13
ТЕМА. Разборка сборка радиатора, водяного насоса (помпы).
Проверка действия термостата.
ЦЕЛЬ. Изучение строения и работу узлов и агрегатов системы охлаждения. Получить практические навыки при разборке и сборке узлов и деталей системы охлаждения.
По окончании практического занятия студент, как будущий механик – специалист по организации и обеспечению технической эксплуатации машин, должен, в объеме изученного материала, овладеть следующими знаниями и навыками:
определять последовательность выполнения разборочно-сборочных работ;
проводить дефектовку деталей субъективными методами и с использованием контрольно-измерительного инструмента, приспособлений, приборов и стендов;
определять техническое состояние деталей системы охлаждения двигателя.
В частности студент должен уметь:
выполнять разборку и сборку узлов и механизмов тракторов, самоходных шасси и автомобилей с соблюдением требований техники безопасности, с сохранением первоначального состояния деталей, с сохранением комплектности и принадлежности деталей и др. правилами разборочно-сборочных работ;
грамотно выбрать, подготовить и использовать контрольно-измерительный инструмент;
пользовать справочной литературой при выполнении аналитического расчета агрегата, а также иных работ.
ОБОРУДОВАНИЕ. Инструмент для монтажных работ, детали и сборные единицы системы охлаждения, термостат, установка для проверки термостата, приспособление для проверки натяжения привода вентилятора, инструкционная карта и методическое обеспечение рабочего места.
Содержание и последовательность выполнения работы
Для выполнения данного занятия необходимо ознакомиться с инструкционной картой и теоретическими материалами заданной темы в литературе: [1] с. 201-216, [3] с. 168-184,
[8] с. 49-60.
Характеристика механизмов двигателя
(для звена №1 – ЗИЛ - 130, №2 – Д - 240, №3 – ГАЗ – 53, № 4 - Д-144, №5 – СМД - 64)
Название | Показатель |
Марка двигателя | |
Тип системы охлаждения | |
Емкость системы охлаждения | |
Нормальная температура двигателя | |
Чем регулируется температурный режим двигателя | |
Количество термостатов | |
Тип термостата | |
Тип привода вентилятора | |
Температура начала открытия клапана термостата | |
Давление открытия парового клапана радиатора, Мпа | |
Давление открытия воздушного клапана радиатора, Мпа | |
Ход занятия
Выучить работу и строение системы охлаждения двигателя. Разобрать радиатор и водяной насос, выучить строение и работу. Собрать водяной насос и радиатор, установить их на двигатель, отрегулировать натяжение приводных ремней.
Определить температуру начала и полного открытия клапана термостата.
Рис. 1 - Водяная система охлаждения. | На рисунке 1 укажите основные детали и узлы водяной системы охлаждения. Ответ: _____________________________________ ___________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ ___________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ ___________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ |
На рисунке 2 укажите основные детали и узлы воздушной системы охлаждения. Ответ: ___________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ ________________________________________ _________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | Рис. 2 – Воздушна система охлаждения. |
При помощи схемы на рис.3 опишите порядок проверки срабатывания термостата.
Ответ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рис.3 – Схема установки для проверки
термостатов
Контрольные вопросы
Назначение термостата?
Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Способы натяжения приводных ремней?
Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Усилие при проверке натяжения приводных ремней, Н.?
Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Величина прогиба ремней, мм?
Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопросы для закрепления теоретического материала к практической работе:
1.Чем опасен перегрев двигателя?
2. Что из перечисленного не входит в жидкостную систему охлаждения?
3. Какое устройство системы охлаждения обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости в двигателе?
4. Какая система охлаждения имеет больше узлов и деталей?
5. Для чего на пробке радиатора или расширительного бачка устанавливается паровоздушный клапан?
6. Как называется прибор системы охлаждения для отвода теплоты окружающей среде?
7.Для чего предназначен расширительный бачок?
8. Какую роль в системе охлаждения выполняет термостат?
9. Какого типа насос применяют для принудительной циркуляции жидкости в системе охлаждения?
10. Что произойдёт, если клапан термостата застрянет в открытом положении?
11. В водяных насосах, где имеется ручная регулировка натяжения ремня она производится?
12. Смазка подшипникового узла водяного насоса осуществляется следующим способом?
13. Уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке ниже нормы, а ее плотность равна норме, что указывает?
Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка___________ Дата_________ Преподаватель________________________