ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 34
ТЕМА. Рулевое управление.
ЦЕЛЬ. Изучить устройство, работу и последовательность регулировок рулевого управления тракторов и автомобилей.
По окончании практического занятия студент, как будущий механик – специалист по организации и обеспечению технической эксплуатации машин, должен, в объеме изученного материала, овладеть следующими знаниями и навыками:
определять последовательность выполнения разборочно-сборочных работ;
проводить дефектовку деталей субъективными методами и с использованием контрольно-измерительного инструмента, приспособлений, приборов и стендов;
определять техническое состояние деталей рулевого управления тракторов и автомобилей.
В частности студент должен уметь:
выполнять разборку и сборку узлов и механизмов тракторов, самоходных шасси и автомобилей с соблюдением требований техники безопасности, с сохранением первоначального состояния деталей, с сохранением комплектности и принадлежности деталей и др. правилами разборочно-сборочных работ;
грамотно выбрать, подготовить и использовать контрольно-измерительный инструмент;
пользовать справочной литературой при выполнении аналитического расчета агрегата, а также иных работ.
ОБОРУДОВАНИЕ. Рулевое управления тракторов МТЗ-80/82, Т-150К, Т-40, автомобилей ГАЗ-53А, ЗИЛ-130, КамАЗ-5320, ВАЗ, ЗАЗ, разрезы рулевых механизмов, гидроусилителей, инструмент для монтажных работ, плакаты, учебники и инструкции, инструкционная карта и методическое обеспечение рабочего места.
Содержание и последовательность выполнения работы
Для выполнения данного занятия необходимо ознакомиться с инструкционной картой и теоретическими материалами заданной темы в литературе: [1] с. 377-390, [3] с. 391-460,
[8] с. 175-184, [9] с. 85-91, 315-337, [10] с. 134-141.
Характеристика рулевого управления трактора___________________________
(для 1звена МТЗ - 80/82; 2 - ЮМЗ-6Л; 3 - Т-150К (ХТЗ-17021);
4 - Т-40АМ (ХТЗ-5020); 5 - МТЗ- 100 (ХТЗ-3130)
Название | Показатель |
Тип рулевого механизма | |
Передаточное число рулевого механизма | |
Тип шарниров рулевых тянул | |
Давление в гидросистеме, Мпа | |
Подача насоса при номинальной частоте вращения, л/мин | |
Допустимый люфт рулевого колеса, град. | |
Минимальный радиус поворота трактора, м | |
Характеристика рулевого управления автомобиля_____________________
(для 1звена ГАЗ-53А; 2 - ГАЗ-66; 3 - ЗІЛ-130; 4 - КамАЗ- 5320 (КрАЗ-ИВЕКО); 5 - ВАЗ)
Название | Показатель |
Тип рулевого механизма | |
Передаточное число | |
Тип рулевой трапеции | |
Тип рулевого усилителя | |
Тип масляного насоса | |
Давление в гидросистеме, Мпа | |
Минимальный радиус поворота, м | |
Ход занятия
Рассмотреть размещение агрегатов и общую схему рулевого управления.
Пользуясь разрезами или частично разбирая агрегаты изучить устройство гидроусилителя и механизма управления.
Проверить и при необходимости отрегулировать рулевой механизм трактора.
Провести регулировку рулевого механизма автомобиля.
1.Пользуясь, рис. 1, опишите устройство и регулировки рулевого управления с гидроусилителем трактора МТЗ-80.
О
твет: ______________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рис. 1 – Схема рулевого управления с
гидроусилителем трактора МТЗ-80
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Пользуясь, рис. 2, опишите устройство и регулировки рулевого механизма автомобиля ЗИЛ-130.
Ответ: _________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рис. 2 – Рулевой механизм автомобиля ЗИЛ-130:
а – устройство; б – схема работы насоса. ___________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы
От чего зависит свободный ход (люфт) рулевого колеса автомобиля?
Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В какой последовательности регулируют подшипники передних колес автомобиля?
Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопросы для закрепления теоретического материала к практической работе:
1. Из каких основных частей состоит рулевое управление?
2. Какие типы рулевых механизмов вы знаете?
3. Из каких деталей состоит рулевой привод?
4. Каково назначение гидроусилителя рулевого управления?
5. Перечислите характерные неисправности рулевого управления?
6. Для чего предназначено рулевое управление?
7. Для чего служит рулевой механизм?
8. Для чего служит рулевой привод?
9. Перечислите основные детали из которых состоит гидроусилитель?
10. Перечислите причины по которым увеличен свободный ход рулевого колеса?
11. На каком тракторе установлен рулевой механизм типа винт – гайка?
12. Какой трактор поворачивает при помощи полурамы?
13. Из какого материала изготовлен корпус гидроусилителя?
14. Какой должен быть свободный ход рулевого колеса?
15. Что служит для передачи усилия от водителя к рулевому приводу и поворота рулевого колеса?
16. Какой механизм служит для передачи вращения от рулевого колеса
к рулевому механизму и гидроусилителю рулевого управления.
17. В какую полость гидроцилиндра поступает масло если трактор поворачивает на право?
18. Какой трактор поворачивает при помощи передних колес?
19. В виде какой пары выполняется рулевой механизм?
20. На каком тракторе устанавливают гидрообъемное рулевое управление?
Вывод: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка____________ Дата_________ Преподаватель__________________