Требования к современному уроку в соответствии с ФГОС
Харченко О.С.
замдиректора по УВР
ГБОУ ЛНР «КУВК №5
«Перспектива» имени Героя
СВО М.В.Снитко»
« Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции»
В.А. Сухомлинский
Третье поколение ФГОС 2021 г.
• Переход на новые образовательные стандарты третьего поколения осуществлён в сентябре 2021 года.
• Главной задачей ФГОС третьего поколения заявлена конкретизация требований к обучающимся. В предыдущей редакции Стандарт включал только общие установки на формирование определённых компетенций. Учебные учреждения сами решали, что именно и в каком классе изучать, поэтому образовательные программы разных школ отличались, а результаты обучения не были детализированы.
• Сделан акцент на развитие метапредметных и личностных навыков. Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков (проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности и так далее).
Третье поколение ФГОС 2021 г.
• Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определённый год обучения. Содержание тем по новому ФГОС не рекомендовано менять местами (ранее это допускалось).
• Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов. Главное, чтобы обучающиеся не были перегружены. Кроме того, в последнем образовательном стандарте уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ.
• Определено базовое содержание программы воспитания, уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
Принципы обновленных ФГОС
• Обновленные ФГОС не меняют методологических подходов к разработке и реализации основных образовательных программ соответствующего уровня. Основой организации образовательной деятельности в соответствии с обновленными ФГОС остается системно-деятельностный подход , ориентирующий педагогов на создание условий, инициирующих действия обучающихся.
• Сохраняется привычная для образовательных организаций и педагогов структура основной образовательной программы и механизмы обеспечения ее вариативности (наличие двух частей образовательной программы: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений ), возможность разработки и реализации дифференцированных программ, возможность разработки и реализации индивидуальных учебных планов. Структура требований к результатам реализации основных образовательных программ также остается неизменной и состоит из групп требований к предметным, метапредметным и личностным результатам.
• Остается неизменным положение, обусловливающее использование проектной деятельности для достижения комплексных образовательных результатов
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) во главу угла ставит развитие личности ребенка.
Данная задача требует от учителя нового подхода к организации процесса обучения.
Урок, как и было раньше, остается основной единицей обучающей деятельности. Но теперь изменились требования к проведению урока, предложена другая классификация уроков. Специфика системно-деятельностного подхода предполагает и другую структуру урока, которая отличается от привычной, классической схемы.
Требования к современному уроку по ФГОС
1. Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.
2. В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.
3.Осуществляется практический, системно-деятельностный подход.
5. Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.
Требования к современному уроку по ФГОС
6. Самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока.
7. Учитель-организатор, а не информатор; обязательная рефлексия на уроке.
8. Высокая степень речевой активности учащегося.
9. Авторитарный стиль общения между учеником и учителем уходит в прошлое.
10. Теперь задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.
Требования к современному уроку по ФГОС
Таким образом, современный урок направлен на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД), на достижение личностных результатов, развивает у обучающихся способности самостоятельно ставить учебные задачи, проектировать пути решения возникших проблем, контролировать и оценивать свои достижения. Педагог, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого обучающегося – это все и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не будут реализованы!
У чителя нашей школы придерживаются структуры урока, выстроенного на основе системно-деятельностного подхода.
Для удобства была разработана и внедрена памятка «Структура урока в рамках системно-деятельностного подхода»
Предлагаю ознакомиться с ней.
Памятка
«Структура урока в рамках системно- деятельностного подхода»
I.Организационный момент. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне.
II. Актуализация знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
III. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить.
IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения). Этап изучения новых знаний и способов действий.
V. Первичное закрепление. Этап закрепления знаний и способов действий Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. VI. Самоанализ и самоконтроль Этап применения знаний и способов действий Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение. VIII. Рефлексия. Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности
Требования к учителю:
- точно и чётко формулирует задания;
- не даёт новое знание в готовом виде;
- не повторяет задания два раза;
- не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагает это сделать самим ученикам;
- не повторяет то, что сказали ученики;
- предугадывает затруднения учеников и меняет задание по ходу урока, если дети не смогли выполнить его с первого раза;
- подбирает комплексное
задание.
Современный учитель -
это профессионал, который:
- демонстрирует универсальные и предметные способы действий;
- инициирует действия учащихся;
- консультирует и корректирует их действия;
- находит способы включения в работу каждого ученика;
- создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.
Современный учитель - это учитель, применяющий развивающие технологии.
Современный учитель обладает информационной компетентностью.
Для того, чтобы современный урок соответствовал озвученным требованиям, в нашей школе учителя применяют чек –лист «Критерии урока по ФГОС», который состоит из 15 основных индикаторов урока.
Предлагаю, коллеги, разделиться на группы и, используя этот чек-лист, выполнить практическое занятие и проанализировать просмотренные уроки.
Выполнение практического задания, работа с чек-листом
Выполнение практического задания, работа с чек-листом
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ