МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ИНТОНАЦИОННО - ФОНЕТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ В РАЗВИТИИ КООРДИНАЦИИ ГОЛОСА И СЛУХА
Целесообразно использовать в работе с обучающимися детьми РАБОТУ КИСТЕЙ РУК
Руки поднимаются на уровень РТА, кисть раскрывается так, чтобы пальцы были растопырены и напряжены, ладонь смотрит ВПЕРЁД. Положение кистей совпадает с исходным положением рта.
УПРАЖНЕНИЕ состоит в сильном АКТИВНОМ произнесении СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ в следующей последовательности Ш, С, Ф,К,Т,П,Б,Д,Г,В,З,Ж.
V вдох безшумный Ш V Ш
Каждый звук произносится 4 РАЗА
На V вдох - растопыренное положение кисти рук. На Ш – короткий удар третьего пальца по большому пальцу с быстрым возвратом пальцев в растопыренное положение.
ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗНОШЕНИЯ СОГЛАСНЫХ, НЕЙТРАЛЬНЫХ ГЛАСНЫХ
"П" и "Б" – произносят вытянутыми трубочками губ "ПУХ", "БУХ", с "отскакиванием"
"К" и "Г" – произносятся только за счёт движения языка с открытым и неподвижным ртом.
Смотреть НОТНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Подготовительная координация:
УМЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ГРУДНОЙ РЕГИСТР ГОЛОСА
Сидя, руки поставить на талию, произносить звук "К", контролируя расширение боков, как реакцию на звукообразующее действие.
Поставить левую руку на талию, правую положить на живот под пупком, произносить звук "К", контролируя одновременное расширение боков и выдвижение вперёд стенки живота как реакцию внешней мускулатуры на работу органов дыхания во время звукопроизношения.
Повторить оба предыдущих задания со звуков "Г" .НЕОБХОДИМО СЛЕДИТЬ И КОНТРОЛИРОВАТЬ РЕАКЦИЮ ВНЕШНЕЙ МУСКУЛАТУРЫ НА ГОЛОСООБРАЗУЮЩИЕ ТОЛЧКИ ДЫХАНИЯ.
ВНИМАНИЕ КОНЦЕТРИРУЕТСЯ НА ОЩУЩЕНИЯХ ПУЛЬСАЦИИ В НИЖНЕЙ ЧАСТИ ТУЛОВИЩА ВПЛОТЬ ДО ПРОМЕЖНОСТЕЙ.
УМЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ГОЛОВНОЙ РЕГИСТР ГОЛОСА
Исходное положение: стоя, туловище наклонить вперёд, не сгибая спины и шеи, упереть прямые пальцы рук в нижнюю часть стенки живота (на ладонь ниже пупка) так, чтобы локти были выдвинуты вперёд.
Стенка живота должна ощущаться как мягкая, расслабленная, слегка отвисшая.
Смотреть НОТНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 10.
При фонации гласного "А" регистром на указанных тонах (смотреть ноты) ПРОИЗВОДИТЬ ЛЁГКИЕ, НО ИНТЕНСИВНЫЕ ТОЛЧКИ РУКАМИ СТЕНКИ ЖИВОТА. ТОЛЧКИ ОБОЗНАЧЕНЫ КЛИНЫШКАМИ ОСТРИЁМ ВНИЗ. Толчки должны производиться так, чтобы пальцы рук не отводились от стенки живота !, чтобы не превращались в удары (это обязательное условие !). В ГОЛОСЕ ВОЗНИКАЕТ ПУЛЬСАЦИЯ, ВЕСЬМА ПОХОЖАЯ НА ПЕВЧЕСКОЕ ВИБРАТО.
В следующем упражнении устанавливается ритм толчков на протяжной попевке. В темпе по метроному 120 четвертями восьмые триоли дадут частоту пульсаций 6Гц
(6 колебаний в секунду), что является усреднённой эталонной частотой певческого в вибрато АКАДЕМИЧЕСКОГО ГОЛОСА.
"Й" – формирование "нейтрального гласного".
ПОИСК осуществляется тремя положениями языка:
Первое положение – "И" с шумом ( как "Й" краткий) – передняя часть языка упирается боковыми краями в верхние зубы (клыки).
Второе положение – как в смягчённом согласном "ХЬ", произносится одновременно со звуком голоса: края средней части языка упираются в верхние боковые зубы.(Ближе всего к такому положению язык находится в слоге "ХИ", произнесённом так, чтобы на "И" язык продолжал оставаться в положении "ХЬ".
Третье положение – "Г" с шумом, вызывывается струёй воздуха, проходящей между задней частью языка и небом.
Смотреть НОТНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Первые три шага () состоят в интонировании попевок с описанными положениями языка. Четвёртый шаг – перемещение языка последовательно из первого через второе в третье положение и обратно одновременно с интонированием. Пятый шаг – на выдержанном тоне перемещения языка через указанные положения с целью поиска акустического эффекта, выражающегося в присоединении к основному тону свистящего обертона. Положение языка при этом сугубо индивидуально, но в границах указанной зоны. При нахождении акустического эффекта необходимо научиться открывать максимально, движениями челюсти вперёд – вниз, так, чтобы положение языка сохранялось и свистящий обертон не изчезал. Шестой шаг – перевод языка из положения "Н - носового" через звук "Г – продлённый" в положение, дающее свистящий обертон. Всё это с максимально раскрытым ртом и неподвижной челюстью и губами.
"Т" и "Д" – произносятся с прикусываним кончика языка
"В" и "Ж" - КОРОТКО
"М" - " зудим". Короткий, но глубокий вдох сделать через нос, выпячивая при этом живот. Выдох замедленный, более продолжительный сделать через рот, а живот втянуть. После 5-10 таких глубоких вдохов произнести звук "М" в тональности, свойственной обычной РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ, вначале закрытым ртом. Получится что-то похожее на мычание. Звук направлять в маску, то есть произносите его с активным участием МИМИЧЕСКОЙ МУСКУЛАТУРЫ ЛИЦА И ГУБ. Укрепив звук "М", постепенно присоединяем к нему ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ: О, А, Э, И,Ы,У – МО,МА,МЭ,МИ,МЫ,МУ. Губы при этом следует сомкнуть и слегка вытянуть. Затем на отрегулированном и укрепившемся дыхании напевно произносят те же звуки с добавлением впереди звука "У" - УМИ, УМА, УМО, УМЭ, УМУ, ВНАЧАЛЕ ТИХО, ЗАТЕМ ПОСТЕПЕННО НЕСКОЛЬКО УСИЛИВАЯ ЗВУЧАНИЕ, НО БЕЗ НАПРЯЖЕНИЯ ГОЛОСА.
"М" ЗВУК УДАРНЫЙ (РУКА СВОБОДНО В ЖИВОТ)
звук "М" послать в нос
звук "М" послать в губы (целуемся)
звук в угол рта круглый "О", активно с вибрацией губ
МА МА МА МО МО МО МУ МУ МУ МЫ МЫ МЫ МИ МИ МИ
РЕГИСТРОВОЕ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ЗВУКА "М" ( НИЗКИЙ ЗВУК), затем выше и ещё выше с слиянием голосов в ОДИН ЗВУК( АКТИВНАЯ РАБОТА УШЕЙ).
УСТАНОВКА: Представить себе, что мы стоим на горе и пытаемся обнять пространство
показом раскрывающихся рук в стороны НА ОДНОМ ЗВУКЕ: ДО 1, МИ 1, СОЛЬ 1,
СИ МАЛ.ОКТАВЫ, ЛЯ МАЛ.ОКТАВЫ, А В КОНЦЕ КАЖДЫЙ, НО ВСЕ ВМЕСТЕ НА ЛЮБОМ РЕГИСТРОВОМ ЗВУКЕ СРАЗУ.
ВЫШЛА МЛАДАЯ ПУРПУРНАЯ ЭРОС
С НЮАНСАМИ ТИХО, ГРОМЧЕ, СОВСЕМ ГРОМКО.
УПРАЖНЕНИЕ "СТРАШНАЯ СКАЗКА". Исходное положение: пальцы рук должны ощущать провалы между верхними и нижними боковыми зубами, не давая рту закрыться. РОТ ОТКРЫТ, ДВИЖЕНИЕ ЧЕЛЮСТИ ВПЕРЁД-НАЗАД, ГУБЫ РАССЛАБЛЕНЫ, ПАЛЬЦАМИ РУК МОЖНО ПРОВЕРИТЬ МЯГКОСТЬ ЩЁК, ПРОТКНУВ ЩЁКИ, Т.Е. ПОСТАВИВ ПАЛЬЦЫ ТАК, ЧТОБЫ ОЩУЩАЛИСЬ ПРОВАЛЫ МЕЖДУ ВЕРХНИМИ И НИЖНИМИ БОКОВЫМИ ЗУБАМИ, НЕ ДАВАЯ РТУ ЗАКРЫТЬСЯ.
Произношение ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ тихим низким звуком, БЕЗ ВИДИМЫХ ДВИЖЕНИЙ ГУБ И ЧЕЛЮСТИ УДАРНО, КАЖДЫЙ ЗВУК.
А И О У Э Ы
У О А Э Ы
Ы Э А О У
А ПАУЗА И ПАУЗА О ПАУЗА У ПАУЗА Э ПАУЗА Ы ПАУЗА,
ПРОИЗНОСИТЬ ОТДЕЛЬНО УДАРНО
Растягиваем звуки, тянем их и меняем положение рта МЕДЛЕННО.
Затем, быстро выполняем это же упражнение.
НЕ МЕНЯЯ ДВИЖЕНИЯ РТА ("ЖИВОТОМ").
Е Ё Я Ю
Ю Я Е Ё
Ё Я Ю Е
А О У Э И
Произносить медленно НА ОДНОМ ВЫСОКОМ ЗВУКЕ, помогая языком, рот и губы и не двигаются с ПОКАЗОМ 4-Х ВЕРХНИХ И 4 НИЖНИХ ЗУБОВ.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: ДЕРЖАТЬ РОТ.
Я Е Ё Ю И
Произносить медленно НА ОДНОМ НИЗКОМ ЗВУКЕ, помогая языком, рот и губы и не двигаются с ПОКАЗОМ 4-Х ВЕРХНИХ И 4 НИЖНИХ ЗУБОВ.
ДА ГИДА
ДЭ ГАДЭ
ДИ ГЭДИ
ДУ ГАДУ
УПРАЖНЕНИЕ: Для активности – при выполнении упражнения показать активность с волнообразными скачками.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: ДЕРЖАТЬ РОТ.
ДА ДЭ ДИ ДУ ДА
ГДА ГДЭ ГДИ ГДУ ГДА
ГИДА ГАДЭ ГЭДИ ГАДУ ГИДА
УПРАЖНЕНИЕ "ОТ ШЁПОТА ДО КРИКА"
Исходное положение: максимально открытый рот, оттопыренные губы, после крика сделать короткий бесшумный вдох и крикнуть три раза "А" (через паузы и вдохи) с всё возрастающей энергией стараясь сымитировать характер звука крика "ДЕСЯТЬ".
РАЗ, ДВА ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ, ШЕСТЬ,
(ШЁПОТОМ) (ТИХИЙ ГОЛОС) (СРЕДНИЙ ГОЛОС)
СЕМЬ, ВОСЕМЬ, ДЕВЯТЬ ДЕСЯТЬ ! ! !
(ГРОМКИЙ ГОЛОС) (ОЧЕНЬ ГРОМКО) (КРИКНУТЬ)
"КРИК"
А А А!
произнести гласную "А"
звучно грудным
регистром с резким
ударом большого и
среднего пальца левой руки ударом среднего пальца левой руки
ВДОХ ВДОХ ВДОХ
УПРАЖНЕНИЕ "ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ". Основным элементом упражнения является СКОЛЬЗЯЩАЯ (ГЛИССИРУЮЩАЯ) восходящая и нисходящая интонация, с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и из фальцетного – в грудной с характерным "ПЕРЕЛОМОМ" ГОЛОСА ЧЕРЕЗ РЕГИСТРОВЫЙ ПОРОГ.
В эмоциональном отношении это упражнение вопрос – недоумение?
А И О У Э Ы ? вопросительно ?
Каждый звук произносится отдельно вопросительно с движением челюсти и интонацией голосом ВВЕРХ.
А И О У Э Ы - повествовательно (с точкой).
Звуки произносятся утвердительно, интонация голоса НА ОДНОМ ЗВУКЕ.
А И О У Э Ы – восклицательно !
Звуки произносятся сразу с высокого интонационного звука с движением ВНИЗ.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Прочитать стихотворение с РАЗНЫМИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ РАССКРАСКАМИ. Перемешать по строчкам эмоциональные окраски.
ВОПРОСИТЕЛЬНО ?
КРОКОДИЛ? ГРОЗА ДЕТЕЙ?
ТОЛЬКО НЕ ГНЕВИТЕ?
ТОЛЬКО ОН СИДИТ В ВОДЕ?
И ПОКА НЕ ВИДЕН?
ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНО (УТВЕРДИТЕЛЬНО) ●
КРОКОДИЛ. ГРОЗА ДЕТЕЙ.
ТОЛЬКО НЕ ГНЕВИТЕ.
ТОЛЬКО ОН СИДИТ В ВОДЕ.
И ПОКА НЕ ВИДЕН.
С ВОСКЛИЦАНИЕМ !
КРОКОДИЛ! ГРОЗА ДЕТЕЙ!
ТОЛЬКО НЕ ГНЕВИТЕ!
ТОЛЬКО ОН! СИДИТ В ВОДЕ!
И ПОКА НЕ ВИДЕН!
А Ю О У Ы ●
А Ю О У Ы !
ЧТЕНИЕ СТИХОТОРЕНИЯ, не шевеля ртом, только челюсть шевелится и работает язык.
ЛИХО НЕ ЛЕЖИТ ТИХО.
УПРАЖНЕНИЕ № 1.
1 ЭТАП– без определённой высоты звука
Имитация звука "Р" – т.е. звонких согласных "ДБР". На самом начальном этапе работы с обучаемыми детьми в рамках интонационно- фонетических упражнений можно предложить игру в поездку на автомобиле с ИЗМЕНЕНИЕМ НАПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ, подъёмом в горку, спуском, объездом препятствий. Такие задания побуждают обучающихся детей изменять высоту звука, необходимо добиваться звучного, энергичного ТОНА.
Следующий шаг переход вибрации "Р" в гласный "Ы"., который должен производиться без перерыва звучания, только за счёт размыкания губ и лёгкого выдвижения челюсти вперёд. Открывать рот максимально в этом упражнении не рекомендуется. ВНИМАТЕЛЬНО СЛЕДИТЬ ЗА ФОРМОЙ ГЛАСНОГО, ЧТОБЫ "Ы" НЕ ПРЕВРАЩАЛСЯ В "Э" ИЛИ "А"
Имитация звука "БР(ы), ДР(ы) " верх, вниз, на месте. Игра "поездка на автомобиле".
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМА: введение непривычного движения (неречевого и не вокального).
2 ЭТАП – с введением нотного текста
Все упражнения записаны в тональности ЛЯ-БЕМОЛЬ МАЖОР, согласно ограничению попевок в объёме терции в грудном регистре НЕ МОГУТ ИСПОЛНЯТЬСЯ ВЫШЕ ТОНАЛЬНОСТИ си- мажор(вниз ограничений нет: как позволяет тип голоса).
Смотреть НОТНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Интонационно-фонетические упражнения в развитии координации голоса и слуха.
3 ЭТАП – выработка в детском голосе фальцетного регистра
Смотреть НОТНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 9.
Имитация звука "Р" вибрацией губ В УСЛОЖНЁННОМ ФОРМЕ, по сравнению с
1 ЭТАПОМ – без определённой высоты звука и перемещением звуковысотности упражнений на октаву вверх. Исходная тональность – ЛЯ-БЕМОЛЬ МАЖОР. Ниже этой тональности петь упражнения не рекомендуется, не следует подниматься выше тональности РЕ-БЕМОЛЬ МАЖОР.
Перевод вибрации губ в гласный "Ы" должен производиться в отличие от упражнений 1 этапа, которые в грудном регистре, с максимальным опусканием нижней челюсти круговым движением вперёд-вниз и открыванием нижних и верхних резцов.
Фонация гласного "У" одновременно с выдуванием воздуха через вытянутые трубочкой, плотно сомкнутые губы при разомкнутых челюстях и слегка надуваемых щеках. Исполнять это упражнение рекомендуется только фальцетным регистром и в соответствующей звуковысотной зоне. КОНТРОЛЬ: фиксировать внимание на единстве ощущений дыхания и других ощущений, возникающих в теле во время фонации гласного "У" с выдуванием и во время фонации гласного "Ы", независимо от его продолжительности.
Пульсирующие упражнения в тональности не выше РЕ-БЕМОЛЬ МАЖОР "( г) а" - послать звук в угол комнаты.
Пульсация с выдуванием. Исполняется на звуке "У" С ВЫДУВАНИЕМ ВОЗДУХА. Возможен игровой вариант, объясняющий суть упражнения: тушим свечи на пироге ко дню рождения: сначала 5 свечей (попевка в объёме терции), затем 7 свечей, 11 свечей. ДЕТИ МОГУТ "ТУШИТЬ" ВООБРАЖАЕМЫЕ СВЕЧИ СПЕРВА ТОЛЬКО ДЫХАНИЕМ, задувая соответствующее количество свечей, слушая исполнение попвки на фортепиано, а затем повторять то же самое, только с голосом.
ВАЖЕН КОНТРОЛЬ ВЫДУВАНИЯ ВОЗДУХА НА ПАЛЬЦАХ ИЛИ ЛАДОНИ.
Перенос нейтрального гласного с грудного в фальцетный регистр через интервалы децима и дуодецима, исполняемые "глиссандо" через регистровый порог. КОНТРОЛЬ: необходимо при исполнении интервала добиваться полной неподвижности языка, установленного в положение нейтрального гласного. Крайняя тональность – ми-бемоль мажор. В УПРАЖНЕНИИ со звуком "Г" .НЕОБХОДИМО СЛЕДИТЬ И КОНТРОЛИОВАТЬ РЕАКЦИЮ ВНЕШНЕЙ МУСКУЛАТУРЫ НА ГОЛОСООБРАЗУЮЩИЕ ТОЛЧКИ ДЫХАНИЯ.
ГРУДНОЙ РЕГИСТР НЕ ДОЛЖЕН ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВЫШЕ МИ-БЕМОЛЬ ПЕРВОЙ ОКТАВЫ, Т.К. интервалы децима и дуодецима имеют в основании тонику, то она и диктует тональность, выше которой не рекомендуется подниматься при исполнении упражнений.
УПРАЖНЕНИЕ № 2.
Исходное положение: ЯЗЫК расслабленный, плоский, лежит на нижней губе. Артикуляция гласных производится только за счёт движения губ (А-О-У) или за счёт движения спинки языка (А-Э-Ы) при условии неподвижности передней его части. Рот открыт непринуждённо, губы ненапряжены, т.е. артикуляцонная мускалатура работает минимально – так, чтобы распознавались гласные согласно заданию в нотном тексте.
Открыть рот, спеть "А" шёпотом, вдохнуть, не закрывая рот, спеть "А" грудным регистром.
Смотреть НОТНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
УПРАЖНЕНИЕ № 3.
1 этап
В развитии музыкального слуха очень важно научить обучающихся детей СЛЫШАТЬ И ОТЛИЧАТЬ правильное воспроизведение мелодии от неправильного.
Выстраивание группы поющих обучаемых детей на ОДНОМ ЗВУКЕ или слоге очень полезно, так как приучает детей вслушиваться в общее звучание. Кроме того, такое упражнение полезно и для того, чтобы выявить певческие возможности отдельных обучающихся. Так, например, можно предложить некоторым отдельным обучающимся ПРОТЯНУТЬ ГЛАСНЫЙ ЗВУК У или слог ГУ, ТАК, " как гудит паровоз". При этом каждый может "погудеть" на удобной для него высоте. Точно так же можно и вместе и отдельно спеть АУ; ТОЛЬКО ПЕРВЫЙ ЗВУК НИЖЕ, ВТОРОЙ – ВЫШЕ, как действительно аукаются в лесу, например: Ау каждый может пропеть на удобной для него высоте.
Смотреть НОТНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Основным элементом упражнения является СКОЛЬЗЯЩАЯ (ГЛИССИРУЮЩАЯ) восходящая и нисходящая интонация, с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и из фальцетного – в грудной с характерным "ПЕРЕЛОМОМ" ГОЛОСА ЧЕРЕЗ РЕГИСТРОВЫЙ ПОРОГ (обозначенный "п.")
В эмоциональном отношении это упражнение вопрос – недоумение?
ВОПРОС ? ОТВЕТ.
Э ? Э
п. П
А А
2 этап – Упражнения на переходе из грудного регистра в фальцетный регистр
Смотреть НОТНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 7.
Исполнение интервалов (октавы, децимы) вибрацией губ.
Исполнение интервалов (октавы, децимы) по два раза на одном выдохе вибрацией губ с переводом в гласный "Ы", исполняемый на интервалах через регистровый порог.
Исполнением интервалов через регистровый порог с постепенным сужением интервалов от октавы до секунды. Исходное положение: язык плоский и расслабленный лежит на нижней губе. В исходном положении на гласном " А" издаётся шёпотом "А" (ха-ха ха) затем переводится без перерыва в грудной регистр, которым исполняется восходящая попевка на одном из вариантов последовательностей гласных. С пятой ступени попевки делается восходящее глиссандо, во время которого срабатывает регистровый порог, переводящий гортань в фальцетный регистр. Все упражнения исполняются в одном движении и на одном выдохе, без пауз и цезур.
УПРАЖНЕНИЕ № 4. "КАНЮЧИМ"
1 ЭТАП
Исходное положение: мышцы лица расслаблены, рот слегка приоткрыт, язык мягкий, плоский, расслабленный – лежит на нижней губе. ГЛАЗА – ПОЛУСОННЫЕ.
ЦЕЛЬ – ДОБИТЬСЯ чистого гласного "А". Эмоционально- образное задание для детей состоит в НАСТОЙЧИВОМ БЕЗНАДЁЖНОМ ВЫПРАШИВАНИИ ЧЕГО-ЛИБО И радостном ВОСХОДЯЩЕМ ВОЗГЛАСЕ (С ПЕРЕХОДОМ ЧЕРЕЗ ПОРОГ НА ФАЛЬЦЕТ) ПРИ НЕОЖИДАННОМ ПОЛУЧЕНИИ ПРОСИМОГО.
А
"КАНЮЧИМ" Х Х Х А,О,У,Э,Ы
ШЁПОТ НА "А" ЗВУК А1 ОКТАВЫ неожиданное получение
2 ЭТАП
Исходное положение: ОТКРЫТЬ РОТ, СПЕТЬ "А" (ХА) ШЁПОТОМ, ВДОХНУТЬ, НЕ ЗАКРЫВАЯ РОТ, СПЕТЬ "А" ГРУДНЫМ РЕГИСТРОМ (ЗВУК 1-ОЙ ОКТАВЫ)
Смотреть НОТНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
Артикуляция гласных "А, О, У" только с ПОМОЩЬЮ ДВИЖЕНИЯ ГУБ БЕЗ ДВИЖЕНИЯ ЧЕЛЮСТИ, НЕ ЗАКРЫВАЯ ЗУБЫ И ДЁСНЫ.
Артикуляция гласных переднего ряда (ротового уклада) "А, Э, Ы" только с помощью движений языка с НЕПОДВИЖНОЙ ЧЕЛЮСТЬЮ И ГУБАМИ.
ПРАВИЛО: ПРИ АРТИКУЛЯЦИИ ЛЮБЫХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЕЙ ГЛАСНЫХ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ВИДНЫ ЧЕТЫРЕ ВЕРХНИХ И ЧЕТЫРЕ НИЖНИХ ЗУБА (ВСЕ РЕЗЦЫ).
Одновременно с пением шёпотом производится движение грудной клеткой, имитирующее движение вдоха, т.е. поднимать и расширять грудную клетку, оставляя неподвижными плечи. В МОМЕНТ ВЫДОХА – РАССЛАБЛЕНИЕ: ОПУСТИТЬ ГРУДЬ. Во время пения гласных – так же поднимать и расширять грудную клетку с опущенными и неподвижными плечами. ПРАВИЛО: УДЕРЖАТЬ ГРУДЬ В ПОДНЯТОМ И РАСШИРЕННОМ ПОЛОЖЕНИИ ВО ВРЕМЯ ПЕНИЯ ГЛАСНЫХ, РАЗВИВАЯ ПРИ ЭТОМ ВНУТРЕННУЮ ВЫДЫХАТЕЛЬНУЮ МУСКУЛАТУРУ.
УПРАЖНЕНИЕ № 5. "ЗУБЫ НА ЗУБЫ"
Исходное положение: верхние зубы стоят на нижних. При этом слегка выдвигается вперёд нижняя челюсть. Губы должны находиться в обычном активном положении: открыты четыре верхних и четыре нижних зуба и дёсны над и под ними. В этом положении исполняется упражнение. НЕОБХОДИМО контролировать слухом и ощущениями регистровый порог, и контролировать в зеркале отсутствие движения губ при артикуляции гласных. Вся артикуляция должна производиться за счёт движения мускулатуры языка и глоточных полостей.
Смотреть НОТНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 8.
УПРАЖНЕНИЕ № 6. "УТОЧКА"
Исходное положение: вытянутые вперёд губы с утиным клювом. Челюсть выходит вперёд так, чтобы нижние зубы находились перед верхними, губы вытягиваются вперёд как на гласном "У", но при этом выворачиваются наружу, чтобы были видны зубы. В таком положении исполняются упражнения идентичные предыдущему. Контролировать необходимо чёткое срабатывание регистрового порога и неподвижностью губ и челюсти при артикуляции гласных.
Смотреть НОТНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ тоже № 8.
УПРАЖНЕНИЕ № 7
"БРОНТОЗАВРИК"- Обучающимися детьми издаётся лёгкий ВЫСОКИЙ звук в фальцетном регистре, через нисходящую глиссирующую интонацию и РЕГИСТРОВЫЙ ПОРОГ переводится на том же гласном в грудной регистр. ЗАДАНИЕ: НАРИСОВАТЬ ГОЛОСОМ БРОНТОЗАВРА при помощи разных регистров и разных гласных, разной звуковысотности и разной силы звуки.
ЦЕЛЬ - ВОСПИТАТЬ У ОБУЧАЮЩЕГО РЕБЁНКА СПОСОБНОСТЬ ПЕРЕДАЧИ НЕЗВУКОВОГО ХАРАКТЕРА ГОЛОСОМ:
ДОЛГИЙ – КРАТКИЙ ДЛИННЫЙ – КОРОТКИЙ
ТОЛСТЫЙ – ТОНКИЙ МНОГО – МАЛО
БОЛЬШОЙ – МАЛЕНЬКИЙ ВЫСОКИЙ – НИЗКИЙ ( НЕ О ЗВУКЕ)
ТВЁРДЫЙ – МЯГКИЙ ТЁПЛЫЙ – ХОЛОДНЫЙ
ОСТРЫЙ – ТУПОЙ ТЁМНЫЙ – СВЕТЛЫЙ
ГЛАДКИЙ – ШЕРШАВЫЙ БЛЕСТЯЩИЙ - МАТОВЫЙ
У ! у ! ы
П. п
У О А Э Ы х х х Ы Э А О У х х х
У
О
А
Э
Ы