СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации «Использование метафорических карт в работе с подростками с легкой степенью умственной отсталости»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации «Использование метафорических карт в работе с подростками с легкой степенью умственной отсталости»

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации «Использование метафорических карт в работе с подростками с легкой степенью умственной отсталости»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №9 имени Г.Ф.Полнова города Димитровграда Ульяновской области»



Ромашкина Маргарита Геннадьевна,

педагог-психолог

Методические рекомендации «Использование метафорических карт в работе с подростками с легкой степенью умственной отсталости»




Разработка предназначена для учащихся 8-11 классов с легкой степенью умственной отсталости

Цели: диагностика эмоциональной сферы, формирование навыков дифференциации эмоций

Материалы: набор метафорических карт «О природе и погоде. Метафора эмоциональной сферы»

Легкая умственная отсталость — наименьшая степень психического недоразвития, наиболее ее распространенная форма, она составляет 75-89% от всей популяции умственно отсталых. Предполагается, что подавляющее количество заболеваний является эндогенными или семейными по своему происхождению.

Функциональные обязанности педагога-психолога многочисленны и разнообразны: психологическое сопровождение образовательного процесса, проведение коррекционно-развивающей, психопрофилактической, диагностической работы и т.д.

Необходимо расширять арсенал приемов, которые используются в работе психологом. В своей работе я активно использую арт-терапевтические приемы.

Дети с легкой степенью умственной отсталостью имеют свои особенности развития, а арт-терапия, за счет своей многогранности, позволяет каждому ребенку найти наиболее подходящий и интересный для него способ самовыражения.

Арт-терапия позволяет решать много практических задач: стимулировать познавательную активность ребенка, расширять его чувственный опыт, позволяет акцентировать внимание ребенка на своих ощущениях и чувствах, способствует их вербализации, помогает найти социально приемлемый выход негативным чувствам, помогает формировать способность к полноценному социальному взаимодействию, что является важным для детей с умственной отсталостью.

Существует много направлений арт-терапевтической работы. Это и изотерапия, и сказкотерапия, и мульттерапия и т.д.

Хотелось бы подробнее остановится на применении метафорических карт в практической работе педагога-психолога.

Согласно  определению словаря: «Метафора (от  древне-греческого μεταφορά — «перенос», «переносное значение»)  — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит скрытое  сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака».

Метафорические ассоциативные карты представляют собой набор картинок. По размеру они могут быть как игральная карта или немного больше. Картинка может быть как нарисованной, так и представлять собой фотографию. На картинке могут быть изображены люди, животные, растения, виды и явления природы или абстрактный рисунок.

В некоторых наборах карт помимо картинок могут присутствовать и карточки со словами.

В одной и той же картинке подростки могут увидеть совершенно разный смысл, разные образы. Так же и в разное время работы с картами один и тот же человек может вкладывать разный смысл в одну и ту же карту. Это делает применение метафорических карт универсальным и позволяет работать с одной колодой. С этой точки зрения колода ассоциативных карт неисчерпаема: количество комбинаций тем работы и картинок бесконечно.

Метафорические ассоциативные карты являются уникальной проективной методикой для работы с различной проблематикой как индивидуально, так и в групповом режиме с широчайшим спектром применения.

В практической работе были использованы два набора карт.

Первый из них «Ох» (OH-cards). Это первая колода из целого семейства метафорических ассоциативных карт, создана в 1975 году  талантливым художником Эли Раманом, профессором искусствоведения. Она включает в себя карточки с нарисованными изображениями и карты со словами. Предложенная для работы подросткам эта колода не вызвала интереса и возможно рисунки на картах оказались сложны для восприятия подростков с легкой степенью умственной отсталости.

Вторая колода называется «О природе и погоде. Метафора эмоциональной сферы». Именно эта колода вызвала наибольший интерес у ребят и активно применяется в практической деятельности. Видимо, это связано с тем, что на карточках изображены сфотографированные изображения.

В набор входят 80 фотографий с изображениями природных и погодных явлений, метафорически выражающих эмоциональные состояния человека, и 32 маленькие карточки с названиями чувств.

Данные карты могут быть использованы как в групповой, так и в индивидуальной работе.

Этапы практической работы с картами.

Вначале подросткам предлагаются только карточки с фотографиями, и дается задание: «Посмотри все карты и выбери ту, которая отражает твое настроение (состояние) в данный момент».

Часто ребята могут выбрать не одну, а несколько карт. В таком случае предлагается, по возможности, остановится на трех картах.

После того как карты выбраны, даются карточки со словами и задание: «Подбери к карточке с фотографией карточку с подходящим ей словом».

На данном этапе можно обсудить, почему он выбрал именно эту карточку с фотографией, какой элемент на ней привлек внимание и т.д.

А затем психолог задает подростку вопросы: « Почему именно это слово ты подобрал к этой карточке?», «Что значит для тебя это слово?», «Как ты понимаешь это слово?», «Когда, в каких жизненных ситуация ты испытывал эту эмоцию?» и т.д.

После того как карты выбраны, слова подобраны, психолог дает инструкцию: «Положи карту в середину листа и представь, что ты начал рисовать рисунок, дорисуй, что будет на остальной части листа».

После окончания рисования, также происходит обсуждение. Психолог может задать следующие вопросы: «Подходит ли то слово, которое ты выбрал в начале ко всему рисунку, или теперь это будет другое слово?» Если подросток отвечает утвердительно, то психолог спрашивает: «Что изменилось и какое слово теперь он может подобрать?» и т.д.

Такая работа с метафорическими картами позволяет подростку вербализировать свое эмоциональное состояние и развивать навыки дифференцирования своих эмоций.

Также метафорические карты можно использовать в работе с родителями. Например, в начале консультативной работы, на первой встрече для установления контакта. При разборе конфликтной или эмоционально окрашенной ситуации для определения эмоционального состояния родителя или для выявления его отношения к какой-либо ситуации.

Таким образом, метафорические карты очень универсальны в работе: подходят для работы со всеми участниками образовательного процесса, подходят как для групповой, так и для индивидуальной работы. Так же в работе с подростками использование метафорических карт позволяет нам на занятии решать несколько задач:

-диагностическую: оценить актуальное эмоциональное состояние подростка и степень развития его эмоциональной сферы

-коррекционно-развивающую: карты помогают вербализировать свое эмоциональное состояние, помогают формировать умение дифференцировать свои эмоции, а также способствуют расширению чувственного опыта подростка, развитию его творческого мышления.