СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации "Использование музыкально-двигательных игр на начальном этапе обучения для развития музыкальности и выразительности""

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные рекомендации предназначены методистам, педагогам, работающим в области музыкального искусства. Музыкально-двигательные игры были апробированы с обучающимися в детском творческом объединении "Русская гармонь" и ФЭШ "Уральские узоры"

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Использование музыкально-двигательных игр на начальном этапе обучения для развития музыкальности и выразительности""»

Управление образования администрации города Орска

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества «Радость» г.Орска»











МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


«Использование музыкально-двигательных игр на начальном этапе обучения для развития музыкальности и выразительности»

(из опыта работы ФЭШ «Уральские узоры»)



Автор-составитель: Соснина С.В.–педагог дополнительного образования высшей категории, Бакалдина Е.А.-концертмейстер первой категории















2021

«РАССМОТРЕНО и ПРИНЯТО»

на Методическом совете

МАУДО ЦРТДЮ «Радость»

Протокол № 3

«20»_ноября_2021 г.














Автор-составитель: Соснина Светлана Владимировна, педагог дополнительного образования высшей категории, Бакалдина Елена Александровна, концертмейстер первой категории



Данные методические рекомендации предназначены методистам, педагогам дополнительного образования, работающим в области музыкального искусства.

Этот опыт работы был представлен на методическом объединении педагогов-музыкантов МАУДО ЦРТДЮ «Радость». Музыкально-двигательные игры, предложенные в рекомендациях, были апробированы с обучающимися в детском творческом объединении «Русская гармонь» и ФЭШ «Уральские узоры».























462401, Оренбургская область, г. Орск, пл. Гагарина,1,

МАУДО ЦРТДЮ «Радость»

Тел.: 8(3537) 22-25-77, 22-24-89

Пояснительная записка

В своих методических рекомендациях нам хотелось бы поделиться опытом использования музыкально-двигательных игр на начальном этапе обучения игре на инструменте, когда обучающиеся еще не умеют владеть инструментом, для развития музыкальности и выразительности в объединении «Русская гармонь». Некоторые игры мы с педагогами ФЭШ «Уральские узоры» используем на занятиях хореографией и игре на ложках, а также во время мероприятий в каникулярное время.

Музыка на занятиях и мероприятиях является не только фоном, создающим эмоциональный настрой занятия, но и средством формирования умения согласовывать свои движения с ритмом, динамикой, характером произведения. Музыкальный ритм, помимо временных соотношений звуков, т.е. разнообразных сочетаний звуков разной длины, заключает в себе некое своеобразное внутреннее состояние, выраженное в характере музыки, в её динамических оттенках, в построении музыкальной мысли. Отражая эти особенности музыкального ритма, движение получает внутреннюю содержательность и эмоциональную окраску, оставаясь в то же время свободным.

Большое значение для успешности проведения музыкально-двигательных игр имеет правильно подобранный репертуар, составляющими музыкальных произведений являются танцевальность, образность, оптимистический характер, завершенность мелодии.

Мы считаем, что успешность обучения игре на инструменте, а также хореографии и игре на ложках в ФЭШ «Уральские узоры» предполагает определённый уровень развития музыкальных способностей и навыков. Музыкальность исполнения зависит в первую очередь от уровня развития музыкально-ритмического чувства, которое характеризуется, как способность активно переживать (отражать в исполнении) музыку и вследствие этого тонко чувствовать эмоциональную выразительность музыкального движения. Музыкально-ритмическое чувство присуще всем, но уровень развития его зависит от индивидуальных особенностей слуха. Доказано, что музыкально-ритмическое чувство поддаётся развитию с помощью ритмических упражнений.

Умение согласовывать свои действия с музыкальным ритмом определяет музыкальность. Это умение приходит в процессе освоения музыкальных произведений, однако с целью более успешного, осознанного освоения музыкальных ритмов на занятиях применяются специальные упражнения, музыкальные игры.

Образно –эмоциональное содержание музыкального произведения композитор передает с помощью средств музыкальной выразительности – мелодии, гармонии, темпа, ритма и т.д. Совокупностью всех этих средств создаются музыкальные образы, содержание которых отражает замысел композитора. С первых занятий мы стараемся научить детей понимать содержание музыки, вникать в её сущность. Помогают понять замысел произведений заголовки, определяющие замысел композитора, например: «Плясовая», «Хоровод», «Скоморошья» и др.

Не менее важны указания композитора в нотном тексте, которые касаются исполнения всего произведения или его частей: «Задушевно», «Энергично с огнём», «Весело» и др.

С помощью музыкальных игр решаются те же задачи, что и в музыкальных произведениях, но здесь выполнение упражнений усложняется внесением элемента соревнования, который способствует совершенствованию и закреплению полученных умений и навыков.

Как любая игра, музыкальная игра должна включать развитие игровых действий. В основе игрового материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровые действия должны помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Музыкальные игры подбираем простыми и доступными, они должны быть интересными и привлекательными. Только в этом случае они становятся своеобразным побудителем желания у детей слушать, играть, исполнять.

Музыкальные игры, являясь средством активного восприятия музыки, помогают обучающемуся уловить и усвоить характер музыки, средства музыкальной выразительности приучают его координировать свои движения.

Таким образом, музыкальная игра содействует общему развитию и развитию музыкальных способностей ребёнка.

Опыт практической работы показывает, что методики разучивания музыкальных игр разнообразны и в значительной степени зависят от содержания и формы самой игры и от степени ее трудности.


Музыкальные игры, развивающие музыкальные способности и навыки


1. Игра на связь содержания музыки с характером движений может быть игра «Быстро по местам!» м/р – 2/4, темп умеренный.

Описание игры. С началом музыки, играющие произвольно двигаются по площадке, выполняя различные прыжки и бег соответственно содержанию. С окончанием музыки останавливаются. По команде: «Быстро по местам!» - бегут и становятся в том же порядке, в каком стояли до начала игры. Победительницей считается команда, которая построится быстрее и организованнее других. Связь упражнений с мелодией и регистром звучания музыки.

2. Игра на узнавание музыкальной формы. Для определения музыкальной формы можно выполнять следующие задания. При звучании вальса все строятся в круг, при звучании польки – в шеренгу, при звучании марша – в колонну. Задания можно варьировать, предлагая другие мелодии и другие формы построения.

В основе музыкального произведения лежит мелодия. Это основа музыки, и в ней в первую очередь выражен замысел композитора. Мелодия – одноголосное выражение музыкальной мысли.

Она представляет собой чередование звуков, находящихся в определенном соотношении по высоте и имеющих определенный темп и ритм. Мелодия помогает запомнить музыку, а, следовательно, и упражнение. Зная мелодию произведения, под которое выполняется упражнение, занимающиеся могут повторить его без музыки, сохраняя нужный темп, ритм и даже динамические оттенки. Услышав мелодию, можно быстро восстановить (на основе сформировавшихся условно- рефлекторных связей между музыкой и движением) последовательность упражнений. Она как бы подсказывает характер движений, форму и последовательность элементов. У мелодии есть свои законы. Основной её закон – волнообразность. Мелодическая линия имеет изгибы – нарастания и спады. Совокупность движения мелодии вверх, вниз и на месте – мелодический рисунок. Важнейшие виды мелодического рисунка:

1) восходящее движение мелодии, т.е. переход к более высоким звукам;

2) нисходящее движение – переход к более низким звукам;

3) волнообразное движение, т.е. последовательность восходящих и нисходящих переходов.

Мелодическая вершина – самый высокий звук, достигнутый мелодией при каждом её подъёме.

Кульминация – момент наивысшего напряжения в музыкальном произведении или его части.

3. Игры на определение направления мелодии.

Различное направление мелодического рисунка можно передать следующим упражнением: при движении мелодии вверх плавно поднять обе руки вверх, при движении мелодии вниз – плавно опустить. Волнообразное движение мелодии сочетается с упражнением: И.п. – полуприсед на двух ногах, руки назад к низу, небольшой наклон туловища вперёд. На счёт 1 – 4 – 4 небольших шага вперёд постепенно поднимая руки вверх и выпрямляя туловище, 5 – стойка на носках, резкий наклон головы назад, кисти резким движением назад, ладони вверх; 6 – 8 медленное полуприседание, руки плавно опускаются вниз – назад. На следующие восемь счетов всё повторяется. Передавая рисунок этой плавной мелодии движениями, обучающиеся лучше воспринимают её.

Примером игры на определение мелодии, может быть музыкально-двигательная игра «Запомни мелодию».

Описание игры. Все играющие делятся на команды. Строятся в колонны. Перед каждой колонной на расстоянии 8м – стул. В командах каждый участник пронумерован. Каждому номеру даётся мелодия, например: 1 – полька; 2 – марш; 3 – – мазурка; 4 – вальс; 5 – галоп.

Педагог на инструменте играет галоп. Все пятые номера бегут вперёд, обегают свой стул и становятся на своё место. Если мелодия не прекратилась, то ещё раз обегают стул. Участник, выполнивший задание первым и без ошибок, приносит команде очко. Затем музыкант играет какую-нибудь другую мелодию.

Другой вариант: услышав свою мелодию, участники продвигаются танцевальными движениями.

Регистры – различная высота звучания музыки. В каждом голосе или инструменте условно различают три регистра: высокий, средний и низкий. Регистр помогает создать образ, контрастность в музыке.

При выполнении упражнений необходимо сочетать амплитуду, мышечное напряжение, характер исполнения с регистром звучания музыки. Например, при звучании музыки в высоком регистре выполнить ходьбу на носках, в среднем – ходьбу, в низком – ходьбу выпадами.

4. Игра на определение регистра. Для закрепления умений занимающихся двигаться в соответствии с регистром звучания музыки можно провести музыкальную игру «Узнай регистр».

Описание игры: играющие строятся парами по кругу, левым боком к центру. В центре круга – водящий. Под музыку галопа, польки, вальса, мазурки играющие двигаются по кругу соответствующим танцевальным шагом. С прекращением музыки все останавливаются и слушают, в каком регистре звучит мелодия хорошо известной песни. Заранее обусловлено, что на высокий регистр перебегают и становятся в пару игроки внутреннего круга, на низкий – наружного. В это время входящий старается занять одно из свободных мест. Оставшийся без места становится водящим. Выигрывает тот, кто ни разу не был водящим, или побывал им меньшее количество раз.

5. Игра на развитие чувства ритма. Ритм и размер музыкального сопровождения. Ритм – одно из главных выразительных средств музыки. Это последовательное сочетание музыкальных звуков различных длительностей. Звуки записываются знаками – нотами. Длительность нот легко воспроизвести движениями: хлопками, ударами ноги, шагами, например:

1. Шагать на четыре счёта четвертями, затем на четыре счёта половинами. Обратить внимание занимающихся, что шаг стал в два раза медленнее.

2. Шагать четвертями, а хлопать восьмыми.

3. Построиться тройками по кругу: двое стоят впереди, держась за руки, - это лошадки; сзади – кучер, который держит впереди стоящих за руки. Лошадки бегут восьмыми, а кучер, стараясь сдерживать их, шагает четвертями.

По команде педагога, теряя сцепление тройки, поворачиваются кругом и снова берутся за руки. Движение продолжается в обратную сторону, но кучера становятся лошадками и бегут восьмыми, а лошадки – кучерами и переходят на четверти. Музыкальным сопровождением может служить любая полька.

В музыке редко встречается ритм, состоящий из звуков одинаковой длительности. Чередование звуков различных длительностей образует ритмический рисунок мелодии. Значение ритмического рисунка для выразительности музыки велико. Например, уже ритмический рисунок сам по себе может характеризовать некоторые жанры музыки.

В музыке эмоциональный характер ритма делает его важным средством эмоционального воздействия, как на самого исполнителя, так и на зрителя.

6. Игра на воспроизведение ритмического рисунка движениями развивает музыкальную память, координацию движений, быстроту реакции. Для закрепления умения воспроизводить ритмический рисунок движениями можно выполнять следующее упражнение и провести игру:

1. Записывать на доске простейший ритмический рисунок и воспроизвести его хлопками, ударами ноги, сочетая всё это с подсчётом.

В каждой мелодии, как правило, ударные доли через равные промежутки времени чередуются в строгой последовательности с более слабыми долями. Такая периодичность звуков называется метром.

Размер – выражение долей метра определённой длительностью.

Такт – отрезок произведения от одной сильной доли до следующей сильной доли.

На уроках хореографии все упражнения начинаются с затакта. Затакт – неполный такт.

7. Игра на определение музыкального размера. Музыкально – ритмические задания помогают обучающимся лучше понять размер музыкального произведения и четко выполнять упражнения в соответствии с долями такта.

Вначале дети учатся определять размер по количеству равных долей такта:

1. Прослушать музыкальные примеры размером 2/4, 3/4, 4/4 и хлопком отразить сильную долю такта.

2. Под музыку польки на сильную долю такта шаг вперёд, на слабую – легкий хлопок.

3. Музыкальное сопровождение 3/4. На сильную долю такта прыжок с левой ноги на правую, затем два шага вперёд. На следующем такте прыжок с правой на левую.

5. На затакт поставить руки на пояс и выполнить ходьбу, акцентируя ногой сильную долю такта.

Эмоциональное состояние человека отражается на его поведении. Так взволнованность, тревога обычно сопровождаются быстрыми и резкими движениями. Спокойствию свойственны умеренные темпы движений. Оттенки музыкальных темпов так же разнообразны, как эмоции. Грустная музыка обычно связанна со спокойным темпом, весёлая – с более быстрым. Тревожная музыка чаще бывает быстрой, торжественная – медленной. Таким образом, характер музыки воспринимается, прежде всего, через её темп.

Темп – скорость исполнения музыки.

Произвольно изменять скорость музыкального произведения нельзя, так как это влечёт за собой изменение его содержания.

Обозначений музыкальных темпов довольно много. Обучающимся достаточно познакомиться с основным названием темпов: adagio (адажио) – медленно; andante (анданте) – умеренно; allegro (аллегро) – быстро.

Для большей выразительности музыкального произведения применяются постепенное ускорение или замедление темпа исполнения: accelerando (агелерандо) – ускорение; ritardando (ритардандо) – замедление.

8. Игра на овладение различными темпами. Прослушав музыкальное произведение, они определяют и называют темп, смотрят в нотах запись темпа, а затем выполняют движения с соответствующей скоростью.

Например:

1. Стоя по кругу и держась за руки, на медленный темп идти мягким шагом по кругу. При переходе музыки на быстрый темп разделить круг на четыре малых круга и двигаться высоким бегом.

2. При медленном темпе идти парами, при быстром – обегать друг – друга.

3. Ходьба в темпе марша под музыку.

Через 8 тактов прекратить музыкальное сопровождение. Занимающиеся продолжают ходьбу, сохраняя взятый темп. Через 8 тактов снова возобновить музыкальное сопровождение, чтобы ученики проверили правильность сохранения темпа. Характер предлагаемых отрывков для ходьбы желательно менять.

В подобные упражнения можно включать ходьбу острым и высоким шагами.

Задания на изменения темпов преследуют задачу научить занимающихся переходить от медленных движений к быстрым и обратно.

Как правило, в быстром темпе выполняют короткие по амплитуде движения с участием отдельных частей тела – рук, ног, головы, а также движение кистями, предплечьями, стопой.

Умеренный медленный темп позволяет выполнять упражнения с участием более крупных частей тела.

9. Игра на определение динамических оттенков. Одним из важнейших условий выразительного исполнения музыки являются динамические оттенки.

Динамические оттенки – изменение громкости звучания при исполнении музыкального произведения.

Динамические оттенки очень важны для передачи выразительности музыки и движений. Чаще всего употребляются следующие динамические оттенки: forte (форте) – громко; piano (пьяно) – тихо, а также их изменения: crescendo (крещендо) – усиливая, diminuendo (диминуэндо) – ослабляя.

В зависимости от динамических оттенков музыкального произведения движения могут быть сильными и энергичными или мягкими и нежными; резко акцентированными или слитными и плавными; свободными и широкими или мелкими и изящными. Трудно перечислять всё разнообразие двигательных красок, которое может продиктовать музыка.


Примерные задания на связь упражнений с динамическими оттенками музыки:

1. При громком звучании музыки идти высоким шагом, при тихом – мягким.

2. При громком звучании музыки продвигаться скачками, при тихом – принять позу.

3. Резкое изменение силы звучания: тихое звучание – ходьба на носках, громкое – прыжки на месте.

4. Постепенное увеличение силы звучания: ходьба с постепенным расширением круга. Постепенное уменьшение силы звучания: повторить движение предыдущего задания, выполняя его в обратной последовательности.

При чтении вслух, в разговорной речи мы делаем остановки, небольшие паузы, так как без этого речь была бы бессвязна и малопонятна. В литературе существуют для этого знаки пунктуации, и чтение с соблюдением этих знаков называется выразительным чтением. При неоднократном прослушивании музыкального произведения сначала улавливается деление на крупные части, отличающиеся друг от друга по характеру и содержанию. Затем становится ощутимым и деление внутри этих частей.

Построения – части музыкального произведения. Отдельные построения отличаются друг от друга степенью законченности музыкальной мысли.

Построение, выражающее относительно законченную музыкальную мысль, называется периодом. В нём соединяются два предложения. Предложение, в свою очередь, делится на более мелкие построения – фразы: небольшие и относительно законченные части музыкального произведения.

Для сопровождения хореографических движений на занятиях в основном используются сочинения малой формы (песни, танцы, романсы и др.). В таких произведениях каждый период состоит из двух предложений, предложение – из двух фраз и каждая фраза – из двух или четырёх тактов.

10. Игра для закрепления умения выполнять упражнения в соответствии с построением музыкальных произведений. Музыкальная игра «Пустое место».

Описание игры: Играющие строятся в круг лицом к центру (интервал – 0,5 м). Снаружи круга стоит водящий. Играющие, прослушав два такта вступления, начинают хлопать в ладони в такт музыке (один хлопок на каждую четверть такта). Хлопки можно выполнять перед собой, над головой, за спиной. Водящий, прослушав вступление, обегает круг, снаружи в темпе музыки (он может передвигаться танцевальными шагами). С концом музыкального периода, т.е. на последний такт, водящий кладёт руки на плечи одному из стоящих в кругу. Водящий и избранный становятся спиной друг к другу и по команде преподавателя: «Раз, два, три!» (с последним счётом) бегут в противоположные стороны по кругу. Кто первым встанет на пустое место, тот и выиграл. Проигравший становится водящим. Самыми ловкими считаются игроки, которые ни разу не проиграли, соревнуясь в беге. Если водящий положил руки на плечи игрока раньше или позже последнего такта музыки, то соревнования не происходит, и он снова водит. Если один из игроков начал бег раньше последнего счёта команды: «Раз, два, три!», то он возвращается на место и счёт повторяется снова. Нельзя мешать бегущим и задевать стоящих.

Музыкальным сопровождением может служить любая полька.

Для педагога- хореографа очень важно правильно подавать команды соответственно построению музыкального произведения.

Все команды подаются в зависимости от того, как построен музыкальный период. Так, если период состоит из четырёх музыкальных фраз, исполнительную часть команды нужно давать на четыре фразы, причём лучше не на вторую, а на четвёртую, когда музыкальная мысль закончена.

11. Игры на развитие музыкальной памяти и слуха

«Сколько звучит»

Ход игры.

Прослушивается аудиозапись различной музыки (солист, дуэт, трио, хор, оркестр). Дети слушают и определяют количество прозвучавших голосов, инструментов и названия инструментов. Вызванный ребёнок подходит и выбирает нужную карточку.

«Слушаем музыку»

Ход игры.

Дети слушают различную по характеру музыку (инструментальную, вокальную, с сопровождением, без сопровождения, о природе, о животных). Вызванный ребёнок отвечает.

«Назови композитора музыки»

Ход игры.

Выставляются портреты известных композиторов. Прослушивается различная по характеру музыка. За правильный ответ ребёнок получает нотку. У кого больше?

«Какая музыка»

Ход игры.

Выставляются карточки с изображением танцующих. Звучит различная по характеру музыка. Дети отвечают и находят нужный рисунок.

«Волшебный смычок»

Ход игры.

Прослушивается различная по характеру музыка. Дети рукой (волшебным смычком) «дирижируют» под музыку.

12. Игры для развития тембрового слуха

«Определи»

Ход игры.

Звучит запись любого музыкального инструмента (скрипки, баяна, фортепиано и т.д.). Дети находят нужную карточку.

Ход игры.

В оркестровой форме звучат музыкальные инструменты каждый в отдельности. Определить.

Ход игры.

Звучат мужской, женский, детский голоса в аудиозаписи. Определить


В заключении хочется добавить, что основным назначением музыкальных игр является развитие музыкальных способностей и формирование необходимых навыков, достижение понимания в соотношениях звуков по высоте в доступной игровой форме, развитие чувства ритма, тембрового и музыкального слуха, побуждение к самостоятельным действиям с применением полученных знаний. Музыкальные игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Роль музыкальных игр в восприятии и обучении детей очень велика. Двигаясь под музыку, ребенок прислушивается к ней, воспринимает ее характер, развитие ее образов. Приучаясь согласовывать с характером музыки свои движения, ребенок начинает глубже ее чувствовать и в свою очередь музыка улучшает качество его движений. Педагогическая ценность музыкальных игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний на практике.













Используемая литература:

1. Богоявленская, Д.Б. О предмете исследования творческих способностей/ Д.Б. Богоявленская // Психологический журнал. - 1995. - №5. - С.49-58.

2. Виноградов, Л.В. Развитие музыкальных способностей дошкольников, педагогическая система «Музыцирование как деятельность общения»/Л.В. Виноградов.-М.: ТЦ Сфера, 2009.

3.Выготский, Л.С. Психология искусства/ Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1997.

4. Ковалев, В.В. Ассоциативные игры на уроках музыки/ В.В. Ковалев // Искусство в школе. - 2001. - № 1.-С.17-22.

5. Машутина, Т. Н. Музыкальная игра как средство развития внимания младших школьников, Лауреат заочного конкурса исследовательских работ Федеральной Программы «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА», 2004.

6. Петрушин, В.И. Музыкальная психология/ В.И. Петрушин. - М.: Просвещение, 1997.-220с.

7. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика/Я.А.Пономарев. - М.: Педагогика, 1986.

8. Рогов, Е.И. Общая психология: Курс лекций / Сост. Е.И Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2000.

9. Рокитянская, Т.А. Воспитание звуком. Музыкальные занятия с детьми от 3 до 9 лет/ Т.А. Рокитянская. – М.: Академия развития, 2006.


13