Методические рекомендации для разработки мероприятий, посвященных памятным датам, как в начальной школе,
так и в основной и средней
Содержание
Конкурс-смотр «Солдатами не рождаются, солдатами становятся»
Урок мужества «Защитники Земли Русской»
Положение о Конкурсе-смотре
«Солдатами не рождаются, солдатами становятся»
Конкурс посвящен 23 февраля – Дню защитника Отечества. Проводится в преддверии праздника. На мероприятие необходимо пригласить гостей из Совета ветеранов района, из военно-патриотического общества, воинов Афганской войны, боевых действий в Чечне.
Цель Конкурса: способствовать формированию интереса у учащихся к истории своей страны, рождению и становлению Российской армии, ее побед в защите Родины, готовности служить в Армии, быть защитником Отечества.
Участники: с 1- 11 классы.
Каждый класс выбирает себе род войск.
Проведение: Конкурс проводится в 2 этапа:
1 этап – Представление рода войск в виде презентации.
Каждый класс выбирает себе род войск. Собирает материал, составляет рассказ (кратко, самое основное: когда родились войска, в каких сражениях участвовали, какой вклад внесли в победу, имена видных полководцев, роль и значение данного рода войск в современной жизни общества). Готовит презентацию (до 15 слайдов) на 5-7 минут. Показ презентации сопровождается рассказом двух выступающих на сцене.
2 этап – Строевая подготовка команд.
Класс подбирает подходящую для ходьбы строем, маршем песню, соответствующую выбранному роду войск. Выбирают командира, который отдает команды:
Оценка выступающих.
Оценивает конкурс жюри, в состав которого входят гости – представители
военно-патриотических организаций. Критерии оценки конкура следующие: 1. Оценка Внешнего вида выступающих. 2. Строевая подготовка команды. 3. Исполнение песни.
Оценка производится по 5-бальной системе.
Сроки проведения: 1-6 классы; 4-5 уроки; 7-11 классы: 6-7 уроки
.
Род войск классам лучше и значимее будет выбрать на совете старост по жребию: кто что вытянет. Не будет обидно, что они, например, партизаны, а не летчики. Форма одежды тоже имеет значение.
Желательно, чтобы уже сейчас начали подготовку на уроках физической культуры, ОБЖ, классных часах: выучить слова песни, пройтись строевым шагом (10-15 мин). Выбрать командира, который будет направлять группу.
Выполнение команд
Рапорт командира: Председатель Совета ветеранов! Группа 11-го класса на Смотр-конкурс родов войск «Солдатами не рождаются, солдатами становятся», посвященный Дню защитника Отечества, построена и готова. Командир группы 11-го класса _______________________.
Председатель: «Рапорт принят. Вольно. Здравствуйте, уважаемые учащиеся Московского образовательного комплекса имени Героя Советского Союза Виктора Талалихина»
Все: «Здравия желаем!»
Командиры подают команды
Командир: «Отряд, становись! Равняйсь! Смирно! Отряд, слушай мою команду. Налево!.. Кру-гом!.. Напра-во! На месте – шагом марш! .. Раз-два! Левой! Тверже шаг!»
Поочередное выполнение команд: смирно, направо, налево. Построиться в шеренгу, в колонну по 2.
Командир: «Построиться в колонну по 2, с песней шагом марш! Песню запевай! Стой! Раз-два».
Список песен для исполнения на смотре-конкурсе
«Солдатами не рождаются, солдатами становятся»
№п/п | Класс | Род войск | Песня для исполнения |
1. | 11 класс | десантники | «Нам нужна одна победа» Слова Б. Окуджавы |
2. | 10 класс | пограничники | 1. «Катюша» Слова М.Исаковского 2.«Идет солдат по городу» Слова М.Танича 3.«Прощание» (Дан приказ: ему на – запад) Слова М. Исаковского 4. «Огонек» Слова М.Исаковского |
3. | 9 класс | артиллеристы | «Артиллеристы» |
4. | 8 класс | моряки | 1.«Ты, моряк, красивый сам собою» Русская народная песня 2.«Экипаж - одна семья» Слова Ю.Погорельского 3. «Варяг» Русская народная песня |
5. | 7 «А» | танкисты | «Три танкиста» Слова Б.Ласкина |
6. | 7 «Б» | летчики | 1. «Пора в путь-дорогу…» Слова С. Фогельсона 2. «Первым делом самолеты» |
7. | 6 «А» | партизаны | 1. «Шумел сурово брянский лес» Стихи А.Софронова 2.«Ой, туманы мои» Стихи М.Исаковского 3. «Смуглянка» Стихи Я.Шведова 4. «По долинам и по взгорьям» Слова П.Парфенова |
8. | 6 «Б» | кавалерия | 1. «Мы красная кавалерия» 2. «Черноглазая казачка» Слова И.Сельвинского |
9. | 5 класс | пехота | 1.«Моя любимая» Стихи Е.Долматовского 2.«Солдат – всегда солдат» Стихи М.Матусовского 3. «Бери шинель, пошли домой» Стихи Б. Окуджавы 4. «Песня о Каховке» Слова М.Светлова |
ПРИГЛАШЕНИЕ
Уважаемый (ая) ______________________
________________________________
Приглашаем Вас 19 февраля в 14.00
на конкурс-смотр строя и песни
«Солдатами не рождаются, солдатами становятся».
Ученики «МОК им. В.Талалихина»
Оценочный лист смотра-конкурса строя и песни
«Солдатами не рождаются, солдатами становятся!»
№ п/п | Класс | Ф.И. командира | Род войск | Внешний вид команды (макс. оценка -5 баллов) |
1. | 1 класс | | десантники | |
2. | 2 класс | | пограничники | |
3. | 3 класс | | артиллеристы | |
4. | 4 класс | | моряки | |
5. | 5 класс | | пехота | |
6. | 6 «А» | | партизаны | |
7. | 6 «Б» | | кавалерия | |
Строевая подготовка (макс. оценка -5 баллов) | Исполнение песни (макс. оценка -5 баллов) | Итог | Место |
| | | |
| | | |
Председатель жюри: _____________
Жюри: _____________ (воин запаса)
_____________
Дата проведения: 19. 02.2016 г.
Составлено: 12. 01. 2016 г. Беспалова Н.А., педагог доп. образования
Сценарий конкурса-смотра строя и песни
«Солдатами не рождаются, солдатами становятся»,
посвященного Дню защитника Отечества
Автор-составитель: Н.А Беспалова
13.01.2016 г., МОК им. В.Талалихина
Пояснительная записка.
К идее создания патриотического праздника мы пришли не случайно. Современная жизнь с её социальными противоречиями вызывает у подростков чувство неверия и бессилия, негативные примеры, демонстрирующиеся СМИ являются источниками дурных мыслей и психологических стрессов. Основная защита от них – только положительные эмоции. В ходе праздника происходило преображение робких, застенчивых ребят в смелых и инициативных. Они становились терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков.
Подготовка презентации «Наши выпускники – на страже Родины»
На экране заставка:
Надпись: С Днем защитника Отечества!
Участники входят в зал и садятся на указанные места. Звучит марш.
Звучит запись песни «Служить России»
Рода войск: 1. Пограничники - класс 2. Десантники - класс 3. Артиллеристы - класс 4. Моряки – класс 5. Пехота - класс 6. Партизаны - класс 7. Кавалерия - класс 8. Летчики - класс 9. Танкисты - класс
Выходят ведущие.
1-й. Добрый день, дорогие друзья, наши ученики и уважаемые учителя!
2-й. Здравствуйте! Сегодня в преддверии Дня защитника Отечества мы собрались, чтобы поздравить наших ребят с этим замечательным праздником, потому что защищать Отечество - это великий долг каждого мужчины.
1-й. Праздник День защитника Отечества - это дань нашего уважения всем поколениям российских воинов, от древних времен, мужественно защищавших родную землю от захватчиков, до сегодняшнего дня.
2-й. Защита Отечества – святое дело. Ещё в далеком прошлом перед битвами войска «освящались». Они как бы прикасались к священным символам Отечества – иконам, знаменам, молитвам. Эта традиция сохраняется и в наши дни. Во время принятия присяги будущие солдаты приклоняют колено и целуют знамя.
1-й. И сегодня в этом зале мы проводим конкурс-смотр строя и песни «Солдатами не рождаются, солдатами становятся» среди учеников 1-6 классов / 7-11 классов.
2-й. А знаете ли вы, откуда появился праздник День защитника Отечества? Почему именно 23 февраля стало «красным днем календаря»? Возможно, кто-то из ребят знает? Прошу поднять руки тех, кто знает ответ на эти вопросы. (Спасибо).
1-й. Принято было считать, что 23 февраля 1918 года отряды Красной гвардии одержали свои первые победы под Псковом и Нарвой над регулярными войсками кайзеровской Германии. Вот эти первые победы и стали «днем рождения Красной Армии».
2-й. В 1922 году эта дата была официально объявлена Днем Красной Армии.
1-й. Позднее 23 февраля ежегодно отмечался в СССР как всенародный праздник — День Советской Армии и Военно-Морского Флота.
2-й. После распада Советского Союза дата была переименована в День защитника Отечества.
1-й. С праздником Армии!
С праздников воинов,
С праздником братьев,
Отцов и мужей,
Их устремлениями,
Славы достойными,
Мир сбережен на планете людей.
2-й. В этот «мужской» день представители мужского пола, от мальчишек до стариков, принимают поздравления и подарки, а военнослужащие обязательно чествуются.
1-й. Сегодня, когда приближается День защитника Отечества, я думаю, самое время выразить слова огромной благодарности бывшим защитникам нашего Отечества, а сегодня сотрудникам – мужчинам нашей школы. работающим в нашей школе. (Гостям).
2-й. Мы обращаемся к нашим мужчинам.
1-й. Мы поздравляем ____Ф.И.О._______, который проходил срочную службу в ______________.(Вручение цветов).
2-й. Низкий поклон___________________
, который служил на ________________.(Вручение цветов).
1-й. Мы поздравляем ______________________, бывшего ____________. Он нес службу на _________ в звании __________. (Вручение цветов).
2-й. Мы приглашаем на сцену _________________, который служил на ____________________. (вручение цветов).
1-й. Давайте поприветствуем бывшего , а ныне учителя ___ Он был ____________.
2-й. И _______________специалиста школы по __________________. Он служил в _____________ войсках. (Вручение цветов).
1-й. Аплодисменты нашим работникам школы ___________________ и __________________, который служил в ________________, а сейчас благодаря им, мы учимся в комфортных условиях. (Вручение цветов).
2-й. Поздравляем _____________и _____________.
Ведущая. Пускай вы нынче не в строю,
Но под одеждой штатскою
Везде и всюду узнаем
Мы выправку солдатскую.
Ведущий. И пусть не носите давно
Армейский свой наряд,
Но люди все же говорят:
«Солдат – всегда солдат».
Звучит фонограмма песни «Солдат – всегда солдат» (Слова М.Матусовского)
Под аплодисменты уходят со сцены.
1-й. Спасибо Вам, уважаемые мужчины, за верную службу Отечеству. Желаем крепкого здоровья, радости в работе и семейного благополучия. И примите в подарок от девушек 11-го класса песню «___________________».
Исполняется песня «Младший лейтенант»
Заставка на экране: «Наши выпускники – на страже Родины»
1-й. Мы с вами сейчас находимся в нашем зале, а кто-то в это время несет службу и стоит на боевом посту. Среди них ___?_______ выпускников нашей школы. Вот они!
Звучит фонограмма песни «Русский парень». На экране появляется надпись. Показ презентации с рассказом «Наши выпускники – на страже Родины»
1-й. Выпускники 2015 года: Ф.И.
2-й. Выпускники 2014 года:
1-й. Мы помним о вас, ребята!
2-й. Вы служите - мы вас подождем!
Звучит фонограмма песни «Идет солдат по городу» (слова М.Танича)
«Как тебе служится?» (слова М.Танича)
1-й. Сегодня в нашем конкурсе - смотре строя и песни участвуют 9 групп. Это классы 11, 10, 9, 8, два 7-х и два 6-х, 5 класс. Давайте поприветствуем всех участников.
Представляем жюри.____________________________________________
Председатель жюри ______________
Поприветствуем жюри. Ваши аплодисменты.
Конкурс проводится в 2 этапа:
1 этап – Представление рода войск в виде презентации.
2 этап – Строевая подготовка команд.
Критерии оценки конкура следующие: 1. Оценка внешнего вида выступающих. 2. Строевая подготовка команды. 3. Исполнение песни. Оценка проводится по 5-бальной системе.
Ведущая. А теперь просим ______Ф.И.О.___________пройти на сцену и произнести напутственные слова будущим защитникам нашей Родины.
1-й. Спасибо за добрые слова. Надеемся, что наши ребята будут достойными защитниками нашей страны. А сейчас мы приглашаем на сцену представителей 11-го класса, которые представляют десантников. Они показывают презентацию о десантных войсках.
Выходят ученики 11 класса и представляют свой род войск.
2-й. Спасибо за презентацию. Поблагодарим ребят аплодисментами. Следующими на сцену выходят представители 10-го класса, которые представляют пограничников. Они расскажут о пограничных войсках.
Выходят ученики 10 класса и представляют свой род войск.
1-й. Приглашаем представителей 9-го класса, которые представляют артиллеристов.
Выходят ученики 9 класса и представляют свой род войск.
2-й. Приглашаем представителей 8-го класса, которые представляют моряков.
Выходят ученики 8 класса и представляют свой род войск
1-й. Приглашаем представителей 7-го «А» класса, которые представляют танковые войска.
Выходят ученики 7 «А» класса и представляют свой род войск
2-й. Приглашаем представителей 7-го «Б» класса, которые представляют военно-воздушные войска.
Выходят ученики 7 «Б» класса и представляют свой род войск
1-й. Приглашаем представителей 6-го «А» класса. У них партизанский отряд.
Выходят ученики 6 «А» класса и представляют свой род войск
2-й. Приглашаем представителей 6-го «Б» класса, которые представляют кавалерию.
Выходят ученики 6 «А» класса и представляют свой род войск
1-й. Приглашаем представителей 5-го класса, которые представляют пехоту. Выходят ученики 5 класса и представляют свой род войск
2-й. Спасибо всем выступающим. Жюри вас оценит по достоинству.
Помни! Сегодня ты ученик, а завтра ты - защитник Родины.
Парад войск родов. Перед парадом войск напутственное слово.
1-й. Наш парад войск принимает_____________________________________
2-й. Итак, начинаем.
Звучат позывные «Слушайте все!»
Рапорт: Председатель Совета ветеранов! Группа 11-го класса на Смотр-конкурс родов войск «Солдатами не рождаются, солдатами становятся», посвященный Дню защитника Отечества, построена и готова. Командир группы________________________.
Председатель: «Рапорт принят. Вольно. Здравствуйте, уважаемые учащиеся Московского образовательного комплекса имени Героя Советского Союза Виктора Талалихина»
Все: «Здравия желаем!»
Командиры подают команды:
Командир: «Отряд, становись! Равняйсь! Смирно! Отряд, слушай мою команду. Налево!.. Кру-гом!.. Напра-во! На месте – шагом марш! .. Раз-два! Левой! Тверже шаг!»
Поочередное выполнение команд: смирно, направо, налево. Построиться в шеренгу, в колонну по 2.
«Построиться в колонну по 2, с песней шагом марш! Песню запевай! Стой! Раз-два.
Звучит Фонограмма марша Агапкина «Прощание славянки» (со словами?) Уход со сцены
Заключение.
1-й. Дорогие наши юноши! Поздравляем вас с Днём защитника Отечества.
2-й. Помните, что армейская служба - это настоящая школа мужества, серьезная проверка на право называться настоящим мужчиной.
1-й. Вы будете охранять мир и покой нашего государства. Отечество – это «земля отцов». А каждый отец передает свои знания, опыт своим сыновьям, встает на защиту сынов и «земли отцов», и приходит время – и сыновья создают живой щит на пути врага.
2-й. Будьте же твердыми и настойчивыми в преодолении трудностей.
1-й. Русский парень от пуль не бежит,
Русский парень от боли не стонет,
Русский парень в огне не горит,
Русский парень в воде не тонет.
Звучит песня «С чего начинается Родина?
1-й. Все может родная земля:
И напоить водою из своих родников,
И накормить своим хлебом,
И красотою своей удивить.
2-й. Только одного она не может, -
Защитить сама себя.
Поэтому защита родной земли
Является обязанностью тех,
Кто ест ее хлеб, пьет ее воду,
И любуется ее красотой.
1-й. Самое лучшее и дорогое – Родина.
Горе твое – это наше горе,
Родина.
Правда твоя - это наша
Правда, Родина.
Слава твоя –
Это наша слава,
Родина
2-й. Одна у нас земля – просторная, обильная, богатством природы одаренная. Каждому место на ней найдется, каждому она домом родным станет, если сумеем сохранить её единой и сильной, научимся беречь и будем готовы защищать её.
1-й. Тогда поверят все народы в то, что нечего им делить единую, вечную, благословенную Русскую землю.
2-й. Пусть же для каждого сына Отечества, защитника земли русской, заветом станут слова: «О храбрые, мужественные сыновья русские! Постарайтесь сохранить своё Отечество, русскую землю…»
1-й. Сейчас обязан думать человек -
Каким он будет, 21-й век?
Иль в колыханье грозовой войны
Настольные сгорят календари.
Сейчас обязан думать человек –
Каким он будет, 21-й век?
«Если бы парни всей Земли…» (слова Е.Долматовского)
Ведущий. Песня «Моя Москва», слова Марка Лисянского, музыка Исаака Дунаевского, была написана осенью 1941 года, когда фашисты рвались к Москве.
Ведущая. В наши дни, когда выбирали Гимн города Москвы, было предложено множество песен. Но выбрали песню «Моя Москва», слова которой выражают сущность нашей страны, нашей Армии, нашего народа:
И врагу никогда не добиться,
Чтоб склонилась твоя голова….
Ведущий. Так песня, созданная в годы Великой Отечественной войны, в 1995 году стала Гимном Москвы.
Ведущая. На сцене ученики 3-4 классов. Они исполняют песню «Моя Москва».
Исполняется песня «Моя Москва».
2-й. Где б ты ни был, честный русский воин,
Помни: о тебе гремит молва.
Будь всегда в крови носить достоин
Гневный жар великого родства.
1-й. Наш конкурс закончен. С наступающим Днем защитника Отечества, дорогие ребята, наши юноши!
2-й. С праздником!
Звучит песня «Слава российской Армии». Д.Хворостовский /
«Если бы парни всей Земли…» (слова Е.Долматовского)
«Культурное наследие – Московия», 2016 год
Приложение 2.
20 февраля (понедельник) состоится концерт
«Защитники земли русской», посвященный Дню защитника Отечества
«Есть такая профессия - Родину защищать, в этом и сила, и долг, и любовь».
Программа:
1. Парад полководцев: Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, Александр Суворов, Кутузов, Багратион, маршал Жуков.
2.Презентация «Наши выпускники - на страже Родины».
3. Исполнение песен: «Красная Армия всех сильней», «Марш защитников Москвы», «Служить России» (слова И.Резник, музыка Э.Ханок), «Идет солдат по городу» (с маршевым построением), «Катюша», ««Моя Москва» (слова Марка Лисянского, музыка Исаака Дунаевского), «Наша армия-самая сильная».
Чтение стихов.
4. Поздравление девочек (по классам).
Концерт ведут: учащиеся 8 класса_______________
Музыкальное оформление: Иван Малютин
Концертмейстер: И.И.Ищенко
Сценарий: Н.А.Беспалова
Место проведения: Актовый зал
Начало: 12.30 Одежда парадная
«Культурное наследие-Московия» 5.02.2017 г.
Подготовительная часть.
2. «Парад полководцев» (костюмированный) 8 чел. Нет костюмов - надпись на ленте через плечо (см. «Говорят полководцы). Обратитесь к родителям или можно надпись на ленте заказать (через Интернет).
3. Распределите среди начальных классов, кто будет читать наизусть слова полководцев и написать ФИ, класс. См. Приложение 1.
1.Александр Невский - (ф.и., класс ) ______________________
2.Дмитрий Донской _______________________
2. Минин ________________________________________________
3.Пожарский ______________________________________________
5. Суворов ___________________________________________
6. Кутузов _________________________________________________
7. Багратион ___________________________________________
8.Маршал Жуков _______________________________________
4. Слова мальчики учат с родителями дома. Но Вы постарайтесь прочитать с ними в классе, пригласив на продленку, или на уроке чтение. Им выпала честь быть великими полководцами страны.
5.В сценарии поздравление (девочка выходит и говорит быстро слова (указать ее ФИ)) и торжественное вручение подарков на сцене по классам, поэтому укажите количество мальчиков:
6. Чтение «Пламя ударило в небо,
Ты, помнишь, Родина? Чтец должен быть в солдатской форме (пилотка. Гимнастерка и т.д.).
7. Стихотворение Некрасова «Внимая ужасам войны…» можно прочитать девочке.
8. Две девочки (одна - в белом, другая - в черном платье) со свечами. Шуман «Грезы».
9. Ведущие- старшеклассники.
Урок мужества «Защитники Земли русской» 27.02.17
20 февраля участники творческого объединения «Культурное наследие – Московия» – учащиеся 8-х классов структурного подразделении № 5 – провели для школьников 2-5 классов урок мужества «Защитники Земли русской».
Ведущие рассказали, как в огне и боях гражданской войны 23 февраля 1918 года отряды Красной армии одержали свои первые победы в городах Пскове и Нарве над регулярными войсками кайзеровской Германии. Вот эти первые победы и стали «днем рождения Красной Армии».
Знакомство с видами и родами войск Вооруженных Сил России прошло в необычной форме: каждый класс представлял какой-либо род войск: танкисты, артиллеристы, летчики, моряки, стрелки.
Презентация «Сыны Отечества» с комментированным рассказом и выступлением самих юных «полководцев» познакомила младших школьников с именами великих полководцев нашей страны. Каждого из нас связывает с ними невидимая, но неразрывная нить духовного родства, им обязаны мы самим своим существованием. Вспомнили ребята и имя Героя Советского Союза Виктора Талалихина.
О выпускниках школы, которые несут службу и стоят сейчас на боевом посту рассказала презентация «Наши выпускники – на страже Родины», выполненная участницей объединения. «Подвиг русского духа» – так назывался раздел, знакомящий с войной в Афганистане и в Чечне. Защита родной земли является обязанностью для каждого сына Отечества.
В заключение девочки со сцены поздравили своих одноклассников, а ученица 4-го класса подарила ребятам хорошую песню. Пройдет немного времени, эти мальчики подрастут и займут место тех, кто стоит на страже нашей Родины.
Н.А. Беспалова,
руководитель творческого объединения «Культурное наследие – Московия»
© Ссылка на источник: http://mok.mskobr.ru/novosti/urok_muzhestva_zawitniki_zemli_russkoj/


Отзыв на урок мужества «Защитники Земли русской»
Данное мероприятие проходило 20.02.2017 г. и ориентировано на аудиторию учащихся в возрасте от 8-12 лет.
Цель мероприятия: Воспитание чувства долга перед Отечеством и гражданско-патриотических качеств юного гражданина.
Задачи мероприятия:
- создание духовно – нравственной, патриотически мотивированной среды жизнедеятельности школьного коллектива;
- стимулирование общественной направленности действий и поступков старшеклассников, вовлечение их в систему коллективных творческих дел.
Мероприятие, разработанное Беспаловой Наталией Александровной, посвящено защитникам Отечества, истории создания армии, героизму защитников Родины в разное историческое время. Ориентировано данное мероприятия на использование краеведческого материала, материалов музейной экспозиции, которая широко используется учителем для трансляции в ходе мероприятия.
Данное мероприятие является традиционным и проводится в рамках программы «Культурное наследие-Московия». Мероприятие предназначено для школьников 5-7 классов. Коллективная работа старшеклассников, которые подготовили мероприятие вместе с Натальей Александровной, явилась хорошим примером для начальной школы, что является отражением преемственности в воспитании. Наталья Александровна в содержании данного сценария использовала музыкальный репертуар, литературное творчество, которое соответствует всем требованиям проведения данного мероприятия.
Методическая разработка урока – мужества «Защитники Земли русской» имеет целевую направленность, так как отражает цели и задачи, которые поставлены государством по воспитанию подрастающего поколения и молодежи в духе гражданско – патриотического воспитания, глубокого чувства гордости за свое отечество. Идейная направленность, высокая педагогическая ценность и доступность для восприятия детей и подростов делает материал доступным для осмысление на любом психолого – возрастном этапе школьников.
Методист Мельникова В.Н.
17.03.2017г.
Сценарий концерта «Защитники земли русской», посвященного Дню защитника Отечества
Автор-составитель: Н.А.Беспалова, ГАПОУ «Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина», творческое объединение «Культурное наследие-Московия»
Цель: познакомить с именами полководцев нашей страны:
вызвать чувство гордости и преклонения перед героями,
создать праздничную атмосферу торжественности в канун Дня защитника Отечества.
Методические рекомендации.
Сценарий «Защитники Земли русской» можно провести как в начальной школе, взяв вступительную часть и заключение (45мин), так и в средней и старшей школе, а также для студентов колледжа (1ч 15мин), изменив обращение «учителя - учащиеся» на «студенты и преподаватели».
Подготовительная часть.
Ведущие: юноша-девушка, чтец (в солдатской одежде).
Инсценировка из поэмы А.Твардовского «Василий Теркин» (глава «Переправа»)
Н.А.Некрасова «Внимая ужасам войны…»
Песни: «Красная Армия всех сильней», «Служить России» (слова И.Резник, музыка Э.Ханок), «Идет солдат по городу» (с маршевым построением), «Молодой офицер» (Сл.и муз. НеСтрелки), «Катюша», «Баллада о матери» (сл.А.Дементьева, муз. Е.Мартынова), «Офицеры»,
«Моя Москва» (слова Марка Лисянского, музыка Исаака Дунаевского).
Фонограммы песен: «Баллада о Солдате» (муз. В.Соловьева – Седого, сл. М. Матусовского), «От героев былых времен…» (из к/ф «Офицеры»), «Русский парень», « Вставай, страна огромная…», «Эх, дороги…», «С чего начинается Родина» (муз. Матусовского), «Слава российской Армии»; Шуман Грезы».
Презентации:
- «Защитники Земли русской («Сыны Отечества»)
- «Наши выпускники - на страже Родины»
- «Русский воин» (Евгений Родионов)
Оборудование: экран, компьютер.
«Парад полководцев» (8 чел., у каждого через плечо надпись, если нет костюмов): Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, Александр Суворов, Кутузов, Багратион, маршал Жуков.
Праздничный салют (бенгальские огни).
На экране надписи:
«Есть такая профессия - Родину защищать, в этом и сила, и долг, и любовь».
С Днем защитника Отечества!
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
к сценарию «Защитники Земли Русской»
«Говорят полководцы»
1-й. (Делает шаг вперед, сказал и встает на место): Александр Невский (надпись на ленте через плечо «Александр Невский» В тяжелое для Руси время пришлось действовать князю Александру Ярославичу.
1240 год. «Знал я, что Ливонский ордер, не в пример хвастливым шведам, куда опаснее и мощнее. Трубы позвали в новый поход! И встретились мы на Чудском озере – многое множество. И затрещали копья, и звон мечей раздался, и была сеча столь злая, что лед на озере задвигался. Немцы бросились в ледяные просторы Чудского озера, которое поглотило большую часть ливонцев.
Такого поражения не знал до того времени орден. С тех пор со страхом смотрели рыцари на восток. Знать, запомнилось им Чудское озеро. И слова запомнились:
И много раз так было!
И всегда так будет!»
2-й. (Делает шаг вперед, сказал и встает на место): Дмитрий Донской (надпись на ленте через плечо «Дмитрий Донской»)
1380 год. «На Куликовом поле смешались ряды русских и татар. Воеводы уговаривали князя уйти с поля боя, но он не послушался воевод, не захотел прятаться от опасности. Сбросил великокняжеский красный плащ он, блеснули на солнце его стальные доспехи.
«Братья, не могу видеть вас побеждаемых. Хочу с вами общую чашу испить. И, коль придется, умереть с вами той же честной смертью».
Над гривой его коня блеснул меч… Сеча для татар обернулась позорным поражением. Мамаево воинство обратилось в бегство.
И многих врагов, на землю Русскую поднимавшихся, победил он».
3-й. (Делают вместе шаг вперед, говорят по очереди и встают на свое место): Минин 4-й. и Пожарский (надпись на ленте через плечо «Кузьма Минин», «Дмитрий Пожарский»)
3-й. Минин. 1612 год. Смутное то было время. Горела земля. Рушились под натиском иноземцев стены древних городов. Многие русские земли с помощью изменников – бояр, напуганных вспыхнувшим в то время восстанием под руководством Ивана Болотникова, были без боя отданы чужеземным захватчикам. Отряды самозванца Лжедмитрия 2-го, жаждущего царского престола, хозяйничали в Москве.
Во имя спасения родины был брошен клич «не пожалети животов своих» для освобождения Москвы и всей земли Русской. Этот пламенный призыв был подан с берегов Волги нижегородским старостой Кузьмой Мининым-Сухоруком.
Возглавляемое мной и Дмитрием Пожарским войско народного ополчения двинулось с боями на Москву. 27 октября 1612 года столица была освобождена, и началось окончательное изгнание интервентов с русской земли.
4-й. Пожарский 3-й и 4-й. Делают вместе шаг вперед, говорят по очереди и встают на свое место):
На Красной площади перед собором Василия Блаженного стоит скульптурный памятник в память победы русского оружия в 1612 году в борьбе с польско - шляхетскими интервентами.
В рубашке с русским узором стоит перед князем староста из Нижнего Новгорода Кузьма Минин. Властный жест его вытянутой руки устремлен на площадь, к народу. Он призывает воеводу Дмитрия Пожарского возглавить русское войско и спасти отечество. Опираясь на щит и слегка приподнявшись, Пожарский принимает из рук Минина меч.
На гранитном постаменте надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лето 1818».
Автор памятника – русский скульптор Иван Петрович Мартос.
5-й. (Делает шаг вперед, сказал и встает на свое место):
Александр Васильевич Суворов (надпись на ленте через плечо «Александр Суворов»)
«Для окончательного изгнания турок с северных берегов Черного моря нужно было взять крепость Измаил. Я начал штурм, и вскоре крепость пала. Российские знамена развевались на стенах Измаила.
И это так, ведь истинная слава не может быть отыскана. Она происходит из самопожертвования на пользу блага общего. Доброе имя должно быть у каждого честного человека. Лично я видел это доброе имя в славе моего Отечества».
Суворов совершил переход через Альпы. Оказавшись в окружении, пробился сквозь неприятельские войска и вывел русскую армию из окружения. За эти подвиги ему было присвоено звание генералиссимуса.
6-й. (Делает шаг вперед, сказал и встает на свое место):
Михаил Илларионович Кутузов (надпись на ленте через плечо «Михаил Кутузов»)
«12 июня 1812 года гигантская армия Наполеона перешла реку Неман и вторглась в пределы России. Главными целями похода были уничтожение русской армии и захват Москвы. Французский император говорил:
«Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги; если я овладею Петербургом, я возьму ее за голову; заняв Москву, я поражу ее в сердце».
«Французская армия под предводительством самого Наполеона… не превозмогла твердости духа российского солдата, жертвовавшего с бодростию жизнью за свое Отечество. Враг мог разрушить стены наши, обратить в развалины и пепел имущество, наложить на нас тяжкие оковы, но не мог и не возможет победить и покорить сердец наших. Таковы россияне!»
Благодарное отечество не забудет никогда заслуг его, Европа и весь свет не перестанут ему удивляться и внесут его имя в число знаменитейших полководцев. Похоронен Кутузов как святой в Казанском соборе в Петербурге.
Петр Иванович Багратион
7-й. (Делает шаг вперед, сказал и встает на свое место): Петр Иванович Багратион (надпись на ленте через плечо «Петр Багратион»)
«Багратион – лучший генерал русской армии, - сказал Наполеон.- Неустрашим в сражении, равнодушен в опасности…»
При Бородино армия Багратиона, составляя левое крыло боевого порядка российских войск, отразила все атаки армии Наполеона. По традиции того времени к решающим сражениям всегда готовились как к смотру – люди переодевались в чистое белье, тщательно брились, надевали парадные мундиры, ордена, перчатки, султаны на кивера. Именно таким видели полки Багратиона в Бородинском сражении, последнем в его боевой жизни.
«Я был всегда готов пожертвовать и последнею каплею моей крови на защиту Отечества». Похоронен Петр Иванович Багратион на Бородинском поле.
Солдат (наизусть)
Чтец. (выходит в солдатской форме)
Пламя ударило в небо -
Ты помнишь, Родина?
Тихо сказала:
«Вставайте на помощь…» -
Родина.
Славы у тебя никто не выпрашивал,
Родина.
Просто был выбор у каждого:
Я или Родина.
Самое лучшее и дорогое –
Родина.
Горе твое – это наше горе,
Родина.
Правда твоя - это наша
Правда, Родина.
Слава твоя –
Это наша слава,
Родина.
Жуков Георгий Константинович
8-й. (Делает шаг вперед, сказал и встает на место: Жуков Георгий Константинович (надпись на ленте через плечо «Маршал Жуков»)
Я хочу рассказать вам о еще одном поистине великом человеке, без которого судьба нашей страны и судьба каждого из нас была бы другой. Его можно назвать последним истинным русским генералом, с ним мы выиграли Великую Отечественную войну. Потом были люди в военной форме, были, конечно, и генералы, но это – последний, который делал то, чего ждали от него народ и его совесть. Это Георгий Константинович Жуков.
«Когда меня спрашивают, что больше всего запомнилось мне из минувшей войны, я всегда отвечаю: битва за Москву. Выражая глубокую благодарность всем участникам битвы за Москву, оставшимся в живых, я склоняю голову перед светлой памятью тех, кто стоял насмерть, и не пропустил врага к сердцу нашей Родины, ее столице, городу-герою Москве.
Мы все в неоплатном долгу перед ними!»
24 июня 1945 года Георгий Константинович Жуков принимал парад Победы. Жукова называют маршалом Победы.
(На фоне слайда): «К Спасским воротам по территории Кремля медленным шагом едет на белом коне всадник. Он крепок и силен, как Илья Муромец, и уверенно сидит в седле. Он снимает фуражку, незаметно налагает на себя крестное знамение.
Он сосредоточен и внутренне взволнован. Через минуту будут бить часы на Спасской башне и белый конь понесет его по Красной площади навстре
Приложение 3
Рекомендательный список на конкурс «Художественное слово»
№ п/п | Автор и название стихотворения | Классы | Ф.И.чтеца |
1. | Булат Окуджава «До свидания, мальчики» (1958) (2 чтеца: юноша и девушка) | 7-11 | |
2. | Михаил Исаковский «Русской женщине» (1945) | 4-11 | |
3. | Михаил Исаковский «Враги сожгли родную хату…» (1945) (2 чтеца: юноша и девушка) | 8-11 | |
4. | Михаил Исаковский «Летят перелетные птицы…»1948 | 1-11 | |
5. | Константин Симонов «Жди меня, и я вернусь…» 1941 | 1-11 | |
6. | Борис Васильев «В списках не значился» («У входа в подвал стоял невероятно худой, не имевший возраста человек…» | 8-11 | |
7. | Константин Симонов «Родина», «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» (1941) | 6-11 | |
8. | Анна Ахматова «Мужество» | 3 -6 | |
9. | Александр Твардовский «Василий Тёркин» (Отрывки из поэмы «Переправа», «О награде» и др.) | 1-11 | |
10. | Александр Твардовский «Я убит подо Ржевом» (отрывки) (1945-1946) | 8-11 | |
11. | Муса Джалиль «Варварство»(1943) | 6-11 | |
12. | Алексей Сурков «Бьется в тесной печурке огонь…»1941 | 1-11 | |
13. | Алексей Сурков «Песня смелых» | 1-4 | |
14. | Роберт Рождественский «На земле безжалостно…» | 6-11 | |
15. | Владимир Высоцкий «Он не вернулся из боя» (1969) | 6-11 | |
16. | Владимир Высоцкий «Братские могилы» (1965) | 1-11 | |
17. | Маргарита Алигер «Зоя» (отрывки из поэмы) 1942 | 7-11 | |
18. | Борис Южанин «Баллада о Викторе Талалихине» | 1- 8 | |
19. | Александр Кочетков «Баллада о прокуренном вагоне» (2 чтеца: юноша и девушка) | 7-11 | |
20. | Сергей Есенин «Гой ты ,Русь моя родная…» | | |
21. | Николай Тихонов «Слово о гвардейцах» (28 героев-панфиловцев) (отрывок из поэмы) 1942 | 4-11 | |
22. | Георгий Рублев «Памятник» ( Трептов-парк, Берлин) | 1-9 | |
23. | Юлия Друнина «Зинка» (1944) | 7-11 | |
24. | Евгений Евтушенко «Хотят ли русские войны» 1961 | 1-11 | |
25. | Эдуард Асадов «Трусиха» и другие стихи поэта. | 7-11 | |
26. | Стихи в прозе И.С.Тургенева. «Памяти Юлии Вревской» | 8-11 | |
26. | Алексей Толстой «Русский характер» (отрывок) | 3-8 | |
27. | Михаил Лермонтов «Родина», «Смерть поэта» | 7-11 | |
28. | Андрей Вознесенский. Стихи | | |
29. | Евгений Винокуров «В полях за Вислой сонной…»1963 | 7-9 | |
30. | К.Симонов «Сын артиллериста» | 1-7 | |
31 | Анатолий Софронов «Песня о двадцати восьми» | 1-5 | |
32. | Александр Межиров « Коммунисты, вперед!» | 9-11 | |
33. | М.Шолохов «Судьба человека» (отрывок) | 9-11 | |
34. | Евгений Евтушенко «Идут белые снеги…» | 9-11 | |
35. | Марк Лисянский «Моя Москва» (1941) | 1-11 | |
И другие стихотворения. «Культурное наследие – Московия» Составлено: 12.04.2017 г