СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Методические рекомендации к программе «Музыкальная палитра»
Язык – главная мышца органов речи, и для него, как и для любой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.
Правильное звукопроизношение является очень важным этапом в освоении вокальных произведений, и поэтому в данной программе много внимания уделяется артикуляции.
Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом.
Ребенок должен видеть, что делает язык. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними).
У нас артикуляция – это автоматический навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.
Упражнения
« Окошко»:
- широко открыть рот – «жарко»;
- закрыть рот – «холодно».
«Чистим зубки»:
- улыбнуться, открыть рот;
- кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы.
«Месим тесто»:
- улыбнуться;
- пошлепать языком между губами: «пя-пя-пя»;
- покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения).
«Чашечка»:
- улыбнуться;
- широко открыть рот;
- высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки» (т.е. слегка приподнять кончик языка).
«Дудочка»:
- с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуть).
«Заборчик»:
- улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.
«Маляр»:
- губы в улыбке;
- приоткрыть рот;
- кончиком языка погладить небо – «покрасить».
«Киска»:
- губы в улыбке, рот открыт;
- кончик языка упирается в нижние зубы;
- выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы.
«Поймаем мышку»:
- губы в улыбке;
- приоткрыть рот;
- произнести «а-а-а» и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик).
«Лошадка»:
- вытянуть губы;
- приоткрыть рот;
- поцокать «узким» языком (как цокают копытами лошадки).
«Пароход гудит»:
- губы в улыбке;
- открыть рот;
- с напряжением произнести долгое «ы-ы-ы».
«Слоник пьет»:
- вытянув вперед губы трубочкой, образовать «хобот слоника»;
- «набирать водичку», слегка причмокивая.
«Индюки болтают»:
- языком быстро двигать по верхней губе: «бл-бл-бл».
«Орешки»:
- рот закрыт;
- кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки;
- на щеках образуются твердые – «орешки».
«Качели»:
- улыбнуться;
- открыть рот;
- кончик языка за верхние зубы;
- кончик языка за нижние зубы.
«Часики»:
- улыбнуться;
- приоткрыть рот;
- кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.
«Блинчик»:
- улыбнуться;
- приоткрыть рот;
- положить широкий язык на нижнюю губу.
« Вкусное варенье»:
- улыбнуться;
- приоткрыть рот;
- широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу.
«Шарики»:
- надуть щеки;
- сдуть щеки;
- улыбнуться;
- открыть рот;
- кончик языка за верхними зубами: «дэ-дэ-дэ».
«Парашютик»:
- на кончик носа положить ватку;
- широким языком в форме «чашечки», прижатым к верней губе, сдуть ватку с носа.
Эти упражнения очень нравятся детям, их можно использовать как с дошкольниками, так и с детьми младшего школьного возраста.
В дальнейшем, когда ребята хорошо освоят эти упражнения, можно придумывать сказки и различные истории.
«Едем, едем на тележке» (артикуляционная игра с движением).
Дети произвольно распределяются в группы по 4-6 человек, произвольно сцепляются, образуя воображаемые тележки. Свободно перемещаясь по залу, они ритмично декламируют текст, как бы рассказывая обо всем, что видят по дороге, и озвучивая увиденное.
Текст педагога |
Действия детей |
Едем, едем на тележке Распевать в лесу потешки |
Скрип, скрип, Скрип, скрип |
Листья шуршат |
Ш-ш-ш-ш-ш |
Птички свистят |
Фить-пирю, фить-пирю |
Белка на ветке орешки все грызет |
Скрип-скрип-скрип |
Едем, едем на тележке Распевать в лесу потешки |
Скрип, скрип, Скрип, скрип |
Ручеек журчит, В речку он бежит |
Болтают языком |
Долго, долго ехали, Наконец приехали! Ух! |
Хором |
«Разминка Бабы-Яги»:
- скрипеть голосом и на скрипе произносить гласные О-А-У-Э-И;
- оскалиться, как Баба-Яга;
- прищуриться;
- изобразить поцелуй Бабы-Яги: вытянуть губы в трубочку и произнести звук В.
Работа над артикуляцией с детьми среднего возраста
«Хомяк»:
- пожевать воображаемую жвачку, чтобы двигалось все лицо.
«Рожицы»:
- поднять правую бровь;
- левую бровь;
- вытянуть лицо, не раскрывая губ;
- подвигать нижней челюстью влево и вправо;
- пораздувать ноздри;
- пошевелить ушами;
- пошевелить ушами;
- скорчить рожицу: кто смешнее.
«Треугольник»:
- с точной артикуляцией произносятся гласные в следующем порядке: а, о, у, э, ы, и;
- соединить эти звуки с согласными.
«Сложные звукосочетания»:
- дети стоят боком к руководителю;
- ближняя рука на груди;
- на последний звук сочетания рука выбрасывается в сторону руководителя, и голова поворачивается туда же (РСТВО, ПКРТЧА, ПСТВО, РЕМКЛО).
«Чистоговорки»:
- интервьюент интервента интевьюировал;
- король-орел (Произнести 3 раза).
«Идиотики»:
- нижняя челюсть вниз, не наклоняя головы, язык высунуть (7-8 раз).
«Коровка»:
- произнести звук «м» с закрытыми губами, ноздри дрожат.
«Коровка бодается»:
- руководитель в конце зала, дети посылают звук в него, стараются «забодать».
«Весенние голоса»
(фонопедическое упражнение)
Текст говорит педагог, дети его сопровождают озвучиванием и действиями.
Текст педагога |
Действия детей |
Пригрело весеннее солнышко |
Поднимают руки вверх, и каждый поет свой звук в фальцетном регистре (получается кластер) |
С пригорка побежал весенний ручеек |
Болтают языком, изображая бульканье ручейка |
До краев наполнил большую глубокую лужу |
На глиссандо опускаются голосом в нижний регистр |
Перелился через край |
Несколько рядом сидящих детей по знаку на фоне «бульканья» остальных делают «волну» - вверх – вниз |
И дальше побежал |
Половина детей «булькает» на фоне звучащего солнца – кластер |
Выбрались из-под коры жучки и букашки |
Жучки – жжж-жжж в низком регистре; Ьукашки – ззз-ззз – в более высоком |
Расправили крылышки |
Крш – с повышающей интонацией |
И полетели кто куда |
Тр-тр-тр – шепотом на разной высоте, кто как хочет |
Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало |
Шур-шур-шур |
И вылез ежик |
Сопеть носом, энергично втягивая и выдувая воздух |
Ожил под теплым весенним солнышком и муравейник |
Поют острые, веселые звуки в разных регистрах |
Лес наполнился птичьими голосами |
Имитация птичьих голосов всеми одновременно |
Вот и пришла весна |
Каждый поет свой звук, как вначале упражнения. Звучит кластер, который можно затем свести в унисон в удобном для всех детей речевом регистре |
Дыхание
Упражнения:
- разогревающий массаж (лоб, переносица, виски);
- массирование нижнечелюстных мышц от носа к уху;
- массирование носовых пазух от начала бровей до верхней губы;
- постукивание;
- короткий вдох оп руке и длинный замедленный выдох со счетом 1, 2, 3, 4… (с каждым разом при повторении упражнения выдох удлиняется за счет увеличения ряда цифр и постепенного замедления темпа);
- короткий вдох при раздвижении нижних ребер, контролировать движения, положив ладони рук на нижние ребра, выдох длинный, со счетом;
- короткий вдох при раздвижении нижних ребер, задержка дыхания – спеть один звук в пределах зоны и тянуть его ровным и умеренным по силе голосом, сначала тянуть его ровным и умеренным по силе голосом, сначала тянуть 2-3 секунды, удлинять, нижние ребра фиксируются в положении вдоха.
«Свечка»:
- палец перед ртом;
- легко дуть, не затушить «пламя».
«Снайпер»:
- мгновенно затушить свечу – весь воздух за максимально короткое время.
«Комарик»:
- «з» – на выдохе, на одном дыхании;
- руки медленно сводятся, и в конце комар прихлопывается.
«Насосик»:
- наносик со звуком «пс» качает;
- мячик со звуком «ш» надувается.
Интонации
Чистоте интонации способствует сформированное «ладовое чувство», заключающееся в способности слышать тяготения между музыкальными звуками. Чувство лада необходимо как в унисонном, так и в многоголосном пении. Развитию этого чувства способствует упражнения, заключающиеся в пении различных звукорядов, трезвучий с точным интонированием главных ступеней лада (1-3-5 ступени). Большое значение имеет пение без сопровождения инструмента.
Упражнения
«Ежик»:
- от заданного звука спеть вниз или вверх малую или большую секунду.
«Жираф»:
- от заданного звука спеть вверх октаву.
«Цапля»:
- один обучающийся поет заданную ноту, все подхватывают и строят унисон.
«Радуга»:
- петь октаву вверх и вниз на глиссандо.
«Киска»:
- от заданного звука спеть терцию.
«Лошадка»:
- от заданного звука спеть кварту.
«Лисичка»:
- спеть от заданного звука квинту.
«Слон»:
- от заданного звука спеть сексту.
«Крокодил»:
- от заданного звука спеть септиму;
- допевание заданного фрагмента мелодии до логического конца.
Методика настройки певческих голосов
Условия художественно-выразительного исполнения певческих голосов |
Фальцетное звучание |
Грудной режим |
Тесситура |
Высокая и средняя, близкая к высокой (соль 1- ре 2) |
Низкая и средняя (соль 1 – соль м) |
Динамика |
То pp до mp |
Mp, f |
Тип |
О – у - а |
А – и – э |
Способ артикуляции |
Губы в полуулыбке, умеренное открытие рта. Гортань сохраняет настрой, полученный при произнесении гласного «у» |
Широкое, вертикальное Открывание рта, губы округлые, небо приподнято |
Способ звуковедения |
Легкое стаккато, переходящее в легато |
Нон легато, маркато, переходящее в плотное легато |
Эмоциональное содержание |
Ласково, нежно, весело |
Строго, торжественно |
Многоголосие
Очень хороши для работы над многоголосием и чистотой интонации каноны. Прежде чем разучивать какой-нибудь канон, объясните или напомните детям определение канона и поговорите о его разновидностях. Спросите у ребят, из чего складывается тема канона (из мелодии, ритма, тембра, жеста).
Мелодические каноны
Мелодический канон для начала лучше всего выучить как одноголосную песенку. Если для исполнения канона, кроме пения, необходимы озвученные жесты, движения (хлопки в ладоши, по коленям, притопы и т.д.) или игра на ударных инструментах, распределите кто и что будет делать.
«Пусть попляшет язычок» (пример)
Если стихи и мелодия уже разучены, предложите ребятам спеть песенку и одноголосно, меняя в конце каждого куплета озвученные жесты, движения. Первый раз это могут быть два хлопка по коленям, во втором куплете – два притопа, в третьем - щелчки пальцами, а в конце – хлопки в ладоши. Вместо озвученных жестов могут быть использованы ударные инструменты: барабан, бубен, ложки, треугольник и т.д.
Когда озвученные жесты будут исполнять четко и ритмично, спойте двухголосный канон.
Бесконечные каноны.
Привлекательность формы бесконечного канона заключается в том, что в ней может быть написан любой вид канона. Ведь суть этого канона – в бесконечном повторении темы, конец которой переходит в ее начало и сочетается с ним в одновременном звучании.
«Шла веселая собака» (пример).
Ребятам нравится, что в этой песенке в конце первой строчки, после «чик-брики-гав!»,
можно полаять, в конце второй строки – пошипеть, как это делают рассерженные гуси, а после третьей – даже дважды хрюкнуть, как поросенок.
Варианты исполнения канона:
Мимические каноны.
В мимическом каноне темой становится последовательность определенных движений мышц лица. По сути, это то, что любят делать все дети, кривляться перед зеркалом и строить смешные рожицы. К мимике можно присоединить звуки-возгласы типа: «О! А-а! У-у-у! Ы-ы-ы! Хи! Хм! Р-р-р!» и т.д., а также минимум жестов: всплескивание руками, покачивание головой и др.
Для того чтобы упорядочить игру, воспользуйтесь музыкальным сопровождением или метронома, договорившись о шаге канона и времени смены мимической маски.
Богатое воображение потребуется ведущему. Именно он импровизирует гримасы, а все по очереди за ним повторяют. Глядя друг на друга в большое зеркало или стоя в кругу так, чтобы видеть лицо соседа и не отворачиваться от того, кто находится слева.
Такая игра невольно вызывает смех, поэтому выигрывает тот, кто «продержался» до конца и не рассмеялся. Желательно исполнять мимический канон в конце урока, чтобы снять усталость и напряжение.
Игры для развития фонематического слуха
Для развития фонематического слуха детям 5-6 лет предлагаются игры и упражнения. В которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.
«Выдели слово»:
Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх…) тогда, когда они услышат слова с заданным звуком.
«Какой звук есть во всех славах?»
Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь, - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
«Подумай, не торопись».
Предложите детям несколько заданий на сообразительность:
- подберите слово, которое начинается на последний звук слова «стол».
- вспомните название птицы, в котором был бы последний звук слова «сыр». (Воробей, грач…)
- предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком.
Например: что заканчивается на «А»; что начинается на «С», в середине слова звук «Т» и т.д.
«Шутки минутки».
Педагог читает детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах, дети находят ошибку в стихотворении и исправляют ее.
Например:
Хвост с узорами,
Сапоги со шторами. (шпорами)
Тили-бом! Тили–бом!
Загорелся кошкин том. (дом)
Куклу, выронив из рук,
Маша мчится к маме:
«Там ползет зеленый лук
С длинными усами!» (жук)
Божья коробка,
Полети на небо,
Принеси мне хлеба. (коровка)
Игры на развитие слухового внимания
«Уши путешествуют».
Варианты заданий:
- что вы слышите в кабинете;
- что происходит в соседнем кабинете;
- какие звуки доносятся с улицы;
- послушайте свое дыхание и т.д.
«Самый внимательный».
Дети стоят в кругу, у педагога в руках маракас и румба (любой другой шумовой инструмент).
Задание: если звучит маракас – двигаемся по кругу; зазвучит румба – останавливаемся. Кто ошибается – встает в центре круга. Возможны варианты заданий.
«Фабрика звуков».
Детям демонстрируются предметы, которые затем кладут за ширму.
Пример: бумага, кубики, машинка, свисток, пакет и т.п. Педагог за ширмой производит действие с предметом (например, шуршит бумагой).
Задание: по звуку угадать, какой предмет в руках у педагога.
«Угадай, чей голосок».
Дети стоят в кругу, ведущий – в центре с завязанными глазами. Педагог указывает на стоящего в кругу ребенка, который произносит: «Это я». Задание: ведущий должен отгадать, кто говорил.
Примечание. В эту игру можно играть, только когда дети хорошо познакомятся друг с другом.
Ритмодекламация.
Данные упражнения на развитие речи выполняются под музыку. Задачи: четкая дикция и артикуляция, правильное распределение дыхания.
На первоначальном этапе декламация стихотворного текста может сопровождаться хлопками в заданном темпе. Далее присоединяется музыкальное сопровождение. Музыкальное произведение необходимо подбирать с простым ритмическим рисунком, сильная доля в музыке должна совпадать с ударением в слове.
Варианты исполнения:
- «Эхо»: строчку декламирует педагог, потом дети (не нарушая метрическую пульсацию).
- «Цепочка»: дети декламируют по цепочке друг за другом по строчке или четверостишию (не нарушая метрическую пульсацию).
- «Догонялки»: в процессе декламации в музыкальном сопровождении произвольно меняется темп.
А. Усачев
Жужжащие стихи
Встретил я в лесу ежа,
Еж лежал в лесу, жужжа.
Я спросил ежа: - Скажите,
Отчего вы так жужжите?
Еж сказал: - Я не жужжу,
После ужина лежу.
Я на ужин съел ужа,
Может, он лежи жужжа.
Я сказал ужу: - Скажите,
Отчего вы так жужжите?
Уж в ответ: - Я не жужжу,
После ужина лежу.
Жабу съел я у болота,
Может, ей жужжать охота.
Жабе я кричу: - Скажите,
Отчего вы так жужжите?
Жаба квакнула ужу:
- И совсем я не жужжу!
Проглотила я жука,
Жук жужжит наверняка.
Все кричат жуку: – Скажите,
Отчего вы так жужжите?
- Ну, жужжу, - ответил,-жук,
Иждаю нормальный жвук…
Я всегда, когда лежу,
После ужина жужжу!
П. Синявский
Штранная иштория
Встретил жук в одном лесу
Симпатичную осу:
- Ах, какая модница!
Пожвольте пжнакомиться.
- Увазаемый прохозый,
Ну на сто это похозе!
Вы не представляете,
Как вы сепелявите!
И красавица оса
Улетела в небеса.
- Штранная гражданка…
Наверно, иноштранка…
Жук с досады с кренделями
По поляне носится.
- Это ж надо было так
Опроштоволоситься!
Как бы вновь не окажаться
В положении таком –
Нужно шрочно жаниматься
Иноштранным языком!
Дыщим и лечимся
Дыхательная гимнастика
Текст для младшей группы |
Упражнения |
Текст для старшей группы |
Вышел зайчик на лужок, На зеленый бережок |
Плавные движения от переносицы к ушам |
Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать |
Потирает зайка нос, Чтобы носик не замерз |
Надавить пальцами на точки у крыльев носа |
Все правильно и внятно, Чтоб было всем понятно |
Серый зайчик вместе с нами потирает над бровями |
Массаж точек у внутренних концов бровей |
Мы будем разговаривать И будем выговаривать |
Говорила зайке мать: Надо ушки потирать |
Надавить пальцами на точки у основания мочки уха |
Так правильно и внятно, Чтоб было всем понятно |
Зайка лапкой лапку трет, Зайка песенку поет |
Массировать точку между большим и указательным пальцами |
Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать |
Ой, спасибо вам, друзья! Мне без вас никак нельзя |
Те же движения на другой руке |
Все правильно и внятно, Чтоб было всем понятно |
|
|
|
Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковых
«Ладошки» |
Хватаем воображаемую конфету. Ладони смотрят друг на друга, короткий шумный вдох носом – сжать ладони в кулак. Сразу свободный выдох через нос или рот. Кулаки разжать. |
«Аромат» |
Наклониться и вдохнуть аромат «фрукта»: нюх – вдох. Слегка наклонить корпус к полу, ноги прямые, руки опущены, спина округлая. В точке наклона короткий шумный вдох, выпрямиться – выдох. (Противопоказние – близорукость больше 5.) |
«Обними себя за плечи» |
В момент объятия короткий шумный вдох. Руки расходятся – свободный выдох. |
«Маятник» |
Легкий наклон к полу – вдох, без остановки слегка откинуться назад, обнимая себя за плечи, – короткий вдох. Выдох свободный после каждого вдоха «с пола и с потолка» |
«Рок-н-ролл» |
Стоим прямо, руки вдоль тела. Согнутую в колене ногу подтягиваем к животу, слегка приседая на другой ноге – вдох. Выдох свободный |
«Острова»
(упражнения развивает координацию движений, умение согласовывать действия)
Раз, два. Острова |
Два хлопка, полукруг одной, затем другой рукой |
Три, четыре Мы приплыли |
Два хлопка волнообразные движения руки от себя |
Пять, шесть Сходим здесь |
Два хлопка, правой рукой «отбиваем мяч», левой рукой «подбрасываем мяч» |
Семь, восемь. Сколько сосен |
Два хлопка, правая рука вверх, затем левая |
Девять, десять. Мы в пути |
Два хлопка, средние и указательные пальцы рук «делают шаги» |
До-счи-тал До де-ся-ти! |
По одному движению на каждый слог: - правая рука на голову; - левая рука под подбородок; - правая рука касается правой щеки; - левая рука касается левой щеки; - правая рука вперед; - левая рука вперед; - хлопок |
Скороговорки
У четырех черепах по четыре черепашки.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
От топота копыт пыль по полю летит.
Щи да каша – пища наша.
Сшила Саша Сашке шляпку.
У Вари на бульваре варежки пропали.
Проворонила ворона вороненка.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок.
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
У елки иголки колки.
Шапка да шубка – вот и весь мишутка.
Пыхтел, как пышка, пухлый мишка.
Мама мыла Милу мылом. Мила мыло не любила.
Наш Полкан попал в капкан.
Жыл-был поп, толоконный лоб.
Шесть мышат в камышах сидят.
Слишком много ножек у сороконожек.
Чистоговорки
Щелчок
Щелк-чмок-чпок –
Жучку жучок дал щелчок.
Щелчок щелкнул,
Жучок ойкнул, дал здачи
Сидят жучки и плачут.
Хомячок
У хомячка не щечки.
У хомячка – мешочки,
В мешочках хомячка
Семьсот два семечка!
Наша чаща
Наша роща чаще пущи,
Наша пуща чаще гуще.
Наша чаща гуще пущи!
Чихалочка
Плюшевые зайчики –
Меховые пальчики,
Дуют в одуванчики:
Пых-пых-пых!
В дуче одуванчиков
Так щекотно зайчикам!
И чихают зайчики:
Чих-чих-чих!
Упражнения на развитие умения управлять своим голосом
Восхождение
По тропинке узкой, горной,
Вместе с песенкой задорной
Мы с тобой идем в поход.
За горой нас солнце ждет!
Наш подъем все выше, круче,
Вот шагаем мы по тучам!
За последним перевалом
Нам на встречу солнце встало!
Погружение
Чтоб владеть грудным регистром,
Я становлюсь аквалангистом.
Все ниже опускаюсь ниже,
А дно морское ближе, ближе.
И вот уже в царстве я подводном,
Хоть погрузился глубоко,
Но голосом грудным, свободным
Распоряжаюсь, я легко.
Зарядка
Чтобы голос был в порядке,
Проведу сейчас зарядку.
Влево, вправо – поворот,
А теперь – наоборот.
Приседаю, поднимаюсь,
Пригибаюсь, наклоняюсь,
Пол руками достаю.
Но свободно говорю.
А теперь прыжки на месте.
Прыгну хоть сто раз, хоть двести:
И двумя ногами сразу
И на левой, и на правой,
На одной и на другой
Нет одышки никакой!
Низко
Эта песенка про смех – ха-ха-ха,
Мы поем ее для всех – ха-ха-ха.
Так смеются медвежата – ха-ха-ха.
Лягушата и мышата – ха-ха-ха.
И тигрята, и слонята – ха-ха-ха.
Они басом все хохочут – ха-ха-ха.
Все вокруг гремит, грохочет – ха-ха-ха.
Высоко
Эта песенка про смех – ха-ха-ха.
Мы поем ее для всех – ха-ха-ха.
Так смеются все цыплята – ха-ха-ха.
Лягушата и мышата – ха-ха-ха.
Они славно все хохочут- ха-ха-ха.
Все вокруг свистит, стрекочет – ха-ха-ха!
Голосо-речевой тренинг
Тары-бары, трали-вали,
Три бабули на бульваре
В салочки играли,
Внуков растеряли.
И вся троица ревет:
Нам от дочек попадет
Крокодилий голосок –
Он не низок, не высок.
Рокот, грохот, скрип и скрежет!
Пасть разинет – уши режет!
Грачиха говорит грачу:
Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера.
Были галчата в гостях у волчат,
Были волчата в гостях у галчат.
Нынче волчата галдят, как галчата.
И, как волчата, галчата молчат.
Сшила Наташа для мишки штаны,
Что-то штанины уж слишком длинны,
Мишка – шалун наш – к Наташе пришел,
Хвать за штаны и кричит: «Хорошо»!
Кумушка, послушай.
Вправду? Кроме шуток?
Открывают школу
Для утят-малюток?
Встретились бяка и бука,
Никто не издал ни звука,
Никто не подал ни знака –
Молчали бука и бяка.
И бука думал со скукой:
Какой он ужасный бука!
А бука думал: однако,
Какой он ужасный быка!
Чик! Чик! Чик! Чик! С радостью
Челку я себе подстриг!
Чик! Чик! Чик! Чак! С гордостью
Чудо челка у меня!
Чик-чик! Чик-чик! Чик-чик! Чок! Испуганно
Охватил волос клочок!
Чик! Чик! Чик! Ха! С досадой
Что за челка? Чепуха!
Разработки занятий по программе
«Музыкальная палитра»
План-конспект занятия по вокалу
для детей 11-12 лет
Тема: Вокальное слово и дикция
Цели и задачи: развитие музыкального восприятия; накопление вокально-хоровых умений и навыков; закрепление навыков формирование певческого звука; работа над манерой произношения, дикцией; работа над выразительностью исполнения.
Действия педагога. Планируемые вопросы |
Действия обучающихся. Предполагаемые ответы |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии мы продолжим работу над певческим дыханием. Вспомним, как правильно взять дыхание, как его распределить на всю музыкальную фразу. Работать мы будем над произведением «Кувшинки». Давайте начнем наше занятие с разминки:
- Молодцы!
- Зачем мы делаем эти упражнения? - Правильно. Какие еще нужно сделать упражнения перед пением? - Зачем это нам нужно? - Правильно.
- С чего начинается правильное певческое дыхание?
- Встанем прямо. Без напряжения, голову держим прямо. Теперь можно сделать вдох. Каким должен быть вдох певца?
- Давайте сделаем такой вдох. Какие ощущения вы должны испытывать при певческом вдохе?
- Давайте поставим руки на ребра, сделаем глубокий вдох. Кто чувствует расширение пояса и ребер, значит, делает вдох правильно.
- После вдоха, перед началом пения – что следует сделать?
- Попробуем. Спокойный и незаметный вдох, на мгновение затаим дыхание. - Мы вспомнили, как правильно брать дыхание, а теперь давайте закрепим и сделаем ряд дыхательных упражнений.
- Молодцы! А теперь распоемся, в процессе распевания я попрошу вас следить за своим певческим дыханием. Встали ровно, вдох. задержка дыхания. - Распевание (работа над дыханием). Молодцы! Чувствуете, как разогрелся ваш голосовой аппарат? - А сейчас поработаем над произведением «Кувшинки». Какой характер у этого произведения? - О чем оно? - Вспоминаем, где мы берем дыхание? на каком штрихе исполняется это произведение? - Что означает легато? - В чем особенность этой песни? - Что такое вокализ? - Давайте поработаем над первым куплетом. Не забудьте о певческом дыхании.
Анализ исполнения, исправление ошибок (если они были). Работа над вокализом, добиваться округлого звучания на опоре, дыхание по фразам.
Аналогичная работа со 2 и 3-м куплетами. - пение по группам; - работа над выразительностью; - работа над звуком. В процессе пения педагог контролирует правильность взятия певческого дыхания учащимися. - Молодцы, ребята! Давайте подведем итоги. Над чем мы сегодня работали? - Зачем певцу владеть этим навыком? - Правильно. Дома перед зеркалом потренируйтесь, поработайте над своим певческим вдохом. Задание понятно? - Урок окончен. До свидания. |
Выполняют упражнения.
Чтобы подготовить свой голосовой аппарат к пению. - Дыхательные упражнения. - Чтобы научиться владеть своим дыханием при пении; от правильного дыхания зависят громкость, чистота, выразительность пения.
- С правильной осанки.
<
Просмотр содержимого документа
|
Текст педагога | Действия детей |
Едем, едем на тележке Распевать в лесу потешки | Скрип, скрип, Скрип, скрип |
Листья шуршат | Ш-ш-ш-ш-ш |
Птички свистят | Фить-пирю, фить-пирю |
Белка на ветке орешки все грызет | Скрип-скрип-скрип |
Едем, едем на тележке Распевать в лесу потешки | Скрип, скрип, Скрип, скрип |
Ручеек журчит, В речку он бежит | Болтают языком |
Долго, долго ехали, Наконец приехали! Ух! | Хором |
«Разминка Бабы-Яги»:
- скрипеть голосом и на скрипе произносить гласные О-А-У-Э-И;
- оскалиться, как Баба-Яга;
- прищуриться;
- изобразить поцелуй Бабы-Яги: вытянуть губы в трубочку и произнести звук В.
Работа над артикуляцией с детьми среднего возраста
«Хомяк»:
- пожевать воображаемую жвачку, чтобы двигалось все лицо.
«Рожицы»:
- поднять правую бровь;
- левую бровь;
- вытянуть лицо, не раскрывая губ;
- подвигать нижней челюстью влево и вправо;
- пораздувать ноздри;
- пошевелить ушами;
- пошевелить ушами;
- скорчить рожицу: кто смешнее.
«Треугольник»:
- с точной артикуляцией произносятся гласные в следующем порядке: а, о, у, э, ы, и;
- соединить эти звуки с согласными.
«Сложные звукосочетания»:
- дети стоят боком к руководителю;
- ближняя рука на груди;
- на последний звук сочетания рука выбрасывается в сторону руководителя, и голова поворачивается туда же (РСТВО, ПКРТЧА, ПСТВО, РЕМКЛО).
«Чистоговорки»:
- интервьюент интервента интевьюировал;
- король-орел (Произнести 3 раза).
«Идиотики»:
- нижняя челюсть вниз, не наклоняя головы, язык высунуть (7-8 раз).
«Коровка»:
- произнести звук «м» с закрытыми губами, ноздри дрожат.
«Коровка бодается»:
- руководитель в конце зала, дети посылают звук в него, стараются «забодать».
«Весенние голоса»
(фонопедическое упражнение)
Текст говорит педагог, дети его сопровождают озвучиванием и действиями.
Текст педагога | Действия детей |
Пригрело весеннее солнышко | Поднимают руки вверх, и каждый поет свой звук в фальцетном регистре (получается кластер) |
С пригорка побежал весенний ручеек | Болтают языком, изображая бульканье ручейка |
До краев наполнил большую глубокую лужу | На глиссандо опускаются голосом в нижний регистр |
Перелился через край | Несколько рядом сидящих детей по знаку на фоне «бульканья» остальных делают «волну» - вверх – вниз |
И дальше побежал | Половина детей «булькает» на фоне звучащего солнца – кластер |
Выбрались из-под коры жучки и букашки | Жучки – жжж-жжж в низком регистре; Ьукашки – ззз-ззз – в более высоком |
Расправили крылышки | Крш – с повышающей интонацией |
И полетели кто куда | Тр-тр-тр – шепотом на разной высоте, кто как хочет |
Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало | Шур-шур-шур |
И вылез ежик | Сопеть носом, энергично втягивая и выдувая воздух |
Ожил под теплым весенним солнышком и муравейник | Поют острые, веселые звуки в разных регистрах |
Лес наполнился птичьими голосами | Имитация птичьих голосов всеми одновременно |
Вот и пришла весна | Каждый поет свой звук, как вначале упражнения. Звучит кластер, который можно затем свести в унисон в удобном для всех детей речевом регистре |
Дыхание
Упражнения:
- разогревающий массаж (лоб, переносица, виски);
- массирование нижнечелюстных мышц от носа к уху;
- массирование носовых пазух от начала бровей до верхней губы;
- постукивание;
- короткий вдох оп руке и длинный замедленный выдох со счетом 1, 2, 3, 4… (с каждым разом при повторении упражнения выдох удлиняется за счет увеличения ряда цифр и постепенного замедления темпа);
- короткий вдох при раздвижении нижних ребер, контролировать движения, положив ладони рук на нижние ребра, выдох длинный, со счетом;
- короткий вдох при раздвижении нижних ребер, задержка дыхания – спеть один звук в пределах зоны и тянуть его ровным и умеренным по силе голосом, сначала тянуть его ровным и умеренным по силе голосом, сначала тянуть 2-3 секунды, удлинять, нижние ребра фиксируются в положении вдоха.
«Свечка»:
- палец перед ртом;
- легко дуть, не затушить «пламя».
«Снайпер»:
- мгновенно затушить свечу – весь воздух за максимально короткое время.
«Комарик»:
- «з» – на выдохе, на одном дыхании;
- руки медленно сводятся, и в конце комар прихлопывается.
«Насосик»:
- наносик со звуком «пс» качает;
- мячик со звуком «ш» надувается.
Интонации
Чистоте интонации способствует сформированное «ладовое чувство», заключающееся в способности слышать тяготения между музыкальными звуками. Чувство лада необходимо как в унисонном, так и в многоголосном пении. Развитию этого чувства способствует упражнения, заключающиеся в пении различных звукорядов, трезвучий с точным интонированием главных ступеней лада (1-3-5 ступени). Большое значение имеет пение без сопровождения инструмента.
Упражнения
«Ежик»:
- от заданного звука спеть вниз или вверх малую или большую секунду.
«Жираф»:
- от заданного звука спеть вверх октаву.
«Цапля»:
- один обучающийся поет заданную ноту, все подхватывают и строят унисон.
«Радуга»:
- петь октаву вверх и вниз на глиссандо.
«Киска»:
- от заданного звука спеть терцию.
«Лошадка»:
- от заданного звука спеть кварту.
«Лисичка»:
- спеть от заданного звука квинту.
«Слон»:
- от заданного звука спеть сексту.
«Крокодил»:
- от заданного звука спеть септиму;
- допевание заданного фрагмента мелодии до логического конца.
Методика настройки певческих голосов
Условия художественно-выразительного исполнения певческих голосов | Фальцетное звучание | Грудной режим |
Тесситура | Высокая и средняя, близкая к высокой (соль 1- ре 2) | Низкая и средняя (соль 1 – соль м) |
Динамика | То pp до mp | Mp, f |
Тип | О – у - а | А – и – э |
Способ артикуляции | Губы в полуулыбке, умеренное открытие рта. Гортань сохраняет настрой, полученный при произнесении гласного «у» | Широкое, вертикальное Открывание рта, губы округлые, небо приподнято |
Способ звуковедения | Легкое стаккато, переходящее в легато | Нон легато, маркато, переходящее в плотное легато |
Эмоциональное содержание | Ласково, нежно, весело | Строго, торжественно |
Многоголосие
Очень хороши для работы над многоголосием и чистотой интонации каноны. Прежде чем разучивать какой-нибудь канон, объясните или напомните детям определение канона и поговорите о его разновидностях. Спросите у ребят, из чего складывается тема канона (из мелодии, ритма, тембра, жеста).
Мелодические каноны
Мелодический канон для начала лучше всего выучить как одноголосную песенку. Если для исполнения канона, кроме пения, необходимы озвученные жесты, движения (хлопки в ладоши, по коленям, притопы и т.д.) или игра на ударных инструментах, распределите кто и что будет делать.
«Пусть попляшет язычок» (пример)
Если стихи и мелодия уже разучены, предложите ребятам спеть песенку и одноголосно, меняя в конце каждого куплета озвученные жесты, движения. Первый раз это могут быть два хлопка по коленям, во втором куплете – два притопа, в третьем - щелчки пальцами, а в конце – хлопки в ладоши. Вместо озвученных жестов могут быть использованы ударные инструменты: барабан, бубен, ложки, треугольник и т.д.
Когда озвученные жесты будут исполнять четко и ритмично, спойте двухголосный канон.
Бесконечные каноны.
Привлекательность формы бесконечного канона заключается в том, что в ней может быть написан любой вид канона. Ведь суть этого канона – в бесконечном повторении темы, конец которой переходит в ее начало и сочетается с ним в одновременном звучании.
«Шла веселая собака» (пример).
Ребятам нравится, что в этой песенке в конце первой строчки, после «чик-брики-гав!»,
можно полаять, в конце второй строки – пошипеть, как это делают рассерженные гуси, а после третьей – даже дважды хрюкнуть, как поросенок.
Варианты исполнения канона:
Ритмический или ритмослоговой.
Речевой – текст не поется, а проговаривается в заданном ритме.
Мимические каноны.
В мимическом каноне темой становится последовательность определенных движений мышц лица. По сути, это то, что любят делать все дети, кривляться перед зеркалом и строить смешные рожицы. К мимике можно присоединить звуки-возгласы типа: «О! А-а! У-у-у! Ы-ы-ы! Хи! Хм! Р-р-р!» и т.д., а также минимум жестов: всплескивание руками, покачивание головой и др.
Для того чтобы упорядочить игру, воспользуйтесь музыкальным сопровождением или метронома, договорившись о шаге канона и времени смены мимической маски.
Богатое воображение потребуется ведущему. Именно он импровизирует гримасы, а все по очереди за ним повторяют. Глядя друг на друга в большое зеркало или стоя в кругу так, чтобы видеть лицо соседа и не отворачиваться от того, кто находится слева.
Такая игра невольно вызывает смех, поэтому выигрывает тот, кто «продержался» до конца и не рассмеялся. Желательно исполнять мимический канон в конце урока, чтобы снять усталость и напряжение.
Игры для развития фонематического слуха
Для развития фонематического слуха детям 5-6 лет предлагаются игры и упражнения. В которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.
«Выдели слово»:
Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх…) тогда, когда они услышат слова с заданным звуком.
«Какой звук есть во всех славах?»
Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь, - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
«Подумай, не торопись».
Предложите детям несколько заданий на сообразительность:
- подберите слово, которое начинается на последний звук слова «стол».
- вспомните название птицы, в котором был бы последний звук слова «сыр». (Воробей, грач…)
- предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком.
Например: что заканчивается на «А»; что начинается на «С», в середине слова звук «Т» и т.д.
«Шутки минутки».
Педагог читает детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах, дети находят ошибку в стихотворении и исправляют ее.
Например:
Хвост с узорами,
Сапоги со шторами. (шпорами)
Тили-бом! Тили–бом!
Загорелся кошкин том. (дом)
Куклу, выронив из рук,
Маша мчится к маме:
«Там ползет зеленый лук
С длинными усами!» (жук)
Божья коробка,
Полети на небо,
Принеси мне хлеба. (коровка)
Игры на развитие слухового внимания
«Уши путешествуют».
Варианты заданий:
- что вы слышите в кабинете;
- что происходит в соседнем кабинете;
- какие звуки доносятся с улицы;
- послушайте свое дыхание и т.д.
«Самый внимательный».
Дети стоят в кругу, у педагога в руках маракас и румба (любой другой шумовой инструмент).
Задание: если звучит маракас – двигаемся по кругу; зазвучит румба – останавливаемся. Кто ошибается – встает в центре круга. Возможны варианты заданий.
«Фабрика звуков».
Детям демонстрируются предметы, которые затем кладут за ширму.
Пример: бумага, кубики, машинка, свисток, пакет и т.п. Педагог за ширмой производит действие с предметом (например, шуршит бумагой).
Задание: по звуку угадать, какой предмет в руках у педагога.
«Угадай, чей голосок».
Дети стоят в кругу, ведущий – в центре с завязанными глазами. Педагог указывает на стоящего в кругу ребенка, который произносит: «Это я». Задание: ведущий должен отгадать, кто говорил.
Примечание. В эту игру можно играть, только когда дети хорошо познакомятся друг с другом.
Ритмодекламация.
Данные упражнения на развитие речи выполняются под музыку. Задачи: четкая дикция и артикуляция, правильное распределение дыхания.
На первоначальном этапе декламация стихотворного текста может сопровождаться хлопками в заданном темпе. Далее присоединяется музыкальное сопровождение. Музыкальное произведение необходимо подбирать с простым ритмическим рисунком, сильная доля в музыке должна совпадать с ударением в слове.
Варианты исполнения:
- «Эхо»: строчку декламирует педагог, потом дети (не нарушая метрическую пульсацию).
- «Цепочка»: дети декламируют по цепочке друг за другом по строчке или четверостишию (не нарушая метрическую пульсацию).
- «Догонялки»: в процессе декламации в музыкальном сопровождении произвольно меняется темп.
А. Усачев
Жужжащие стихи
Встретил я в лесу ежа,
Еж лежал в лесу, жужжа.
Я спросил ежа: - Скажите,
Отчего вы так жужжите?
Еж сказал: - Я не жужжу,
После ужина лежу.
Я на ужин съел ужа,
Может, он лежи жужжа.
Я сказал ужу: - Скажите,
Отчего вы так жужжите?
Уж в ответ: - Я не жужжу,
После ужина лежу.
Жабу съел я у болота,
Может, ей жужжать охота.
Жабе я кричу: - Скажите,
Отчего вы так жужжите?
Жаба квакнула ужу:
- И совсем я не жужжу!
Проглотила я жука,
Жук жужжит наверняка.
Все кричат жуку: – Скажите,
Отчего вы так жужжите?
- Ну, жужжу, - ответил,-жук,
Иждаю нормальный жвук…
Я всегда, когда лежу,
После ужина жужжу!
П. Синявский
Штранная иштория
Встретил жук в одном лесу
Симпатичную осу:
- Ах, какая модница!
Пожвольте пжнакомиться.
- Увазаемый прохозый,
Ну на сто это похозе!
Вы не представляете,
Как вы сепелявите!
И красавица оса
Улетела в небеса.
- Штранная гражданка…
Наверно, иноштранка…
Жук с досады с кренделями
По поляне носится.
- Это ж надо было так
Опроштоволоситься!
Как бы вновь не окажаться
В положении таком –
Нужно шрочно жаниматься
Иноштранным языком!
Дыщим и лечимся
Дыхательная гимнастика
Текст для младшей группы | Упражнения | Текст для старшей группы |
Вышел зайчик на лужок, На зеленый бережок | Плавные движения от переносицы к ушам | Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать |
Потирает зайка нос, Чтобы носик не замерз | Надавить пальцами на точки у крыльев носа | Все правильно и внятно, Чтоб было всем понятно |
Серый зайчик вместе с нами потирает над бровями | Массаж точек у внутренних концов бровей | Мы будем разговаривать И будем выговаривать |
Говорила зайке мать: Надо ушки потирать | Надавить пальцами на точки у основания мочки уха | Так правильно и внятно, Чтоб было всем понятно |
Зайка лапкой лапку трет, Зайка песенку поет | Массировать точку между большим и указательным пальцами | Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать |
Ой, спасибо вам, друзья! Мне без вас никак нельзя | Те же движения на другой руке | Все правильно и внятно, Чтоб было всем понятно |
|
|
|
Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковых
«Ладошки» | Хватаем воображаемую конфету. Ладони смотрят друг на друга, короткий шумный вдох носом – сжать ладони в кулак. Сразу свободный выдох через нос или рот. Кулаки разжать. |
«Аромат» | Наклониться и вдохнуть аромат «фрукта»: нюх – вдох. Слегка наклонить корпус к полу, ноги прямые, руки опущены, спина округлая. В точке наклона короткий шумный вдох, выпрямиться – выдох. (Противопоказние – близорукость больше 5.) |
«Обними себя за плечи» | В момент объятия короткий шумный вдох. Руки расходятся – свободный выдох. |
«Маятник» | Легкий наклон к полу – вдох, без остановки слегка откинуться назад, обнимая себя за плечи, – короткий вдох. Выдох свободный после каждого вдоха «с пола и с потолка» |
«Рок-н-ролл» | Стоим прямо, руки вдоль тела. Согнутую в колене ногу подтягиваем к животу, слегка приседая на другой ноге – вдох. Выдох свободный |
«Острова»
(упражнения развивает координацию движений, умение согласовывать действия)
Раз, два. Острова | Два хлопка, полукруг одной, затем другой рукой |
Три, четыре Мы приплыли | Два хлопка волнообразные движения руки от себя |
Пять, шесть Сходим здесь | Два хлопка, правой рукой «отбиваем мяч», левой рукой «подбрасываем мяч» |
Семь, восемь. Сколько сосен | Два хлопка, правая рука вверх, затем левая |
Девять, десять. Мы в пути | Два хлопка, средние и указательные пальцы рук «делают шаги» |
До-счи-тал До де-ся-ти! | По одному движению на каждый слог: - правая рука на голову; - левая рука под подбородок; - правая рука касается правой щеки; - левая рука касается левой щеки; - правая рука вперед; - левая рука вперед; - хлопок |
Скороговорки
У четырех черепах по четыре черепашки.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
От топота копыт пыль по полю летит.
Щи да каша – пища наша.
Сшила Саша Сашке шляпку.
У Вари на бульваре варежки пропали.
Проворонила ворона вороненка.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок.
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
У елки иголки колки.
Шапка да шубка – вот и весь мишутка.
Пыхтел, как пышка, пухлый мишка.
Мама мыла Милу мылом. Мила мыло не любила.
Наш Полкан попал в капкан.
Жыл-был поп, толоконный лоб.
Шесть мышат в камышах сидят.
Слишком много ножек у сороконожек.
Чистоговорки
Щелчок
Щелк-чмок-чпок –
Жучку жучок дал щелчок.
Щелчок щелкнул,
Жучок ойкнул, дал здачи
Сидят жучки и плачут.
Хомячок
У хомячка не щечки.
У хомячка – мешочки,
В мешочках хомячка
Семьсот два семечка!
Наша чаща
Наша роща чаще пущи,
Наша пуща чаще гуще.
Наша чаща гуще пущи!
Чихалочка
Плюшевые зайчики –
Меховые пальчики,
Дуют в одуванчики:
Пых-пых-пых!
В дуче одуванчиков
Так щекотно зайчикам!
И чихают зайчики:
Чих-чих-чих!
Упражнения на развитие умения управлять своим голосом
Восхождение
По тропинке узкой, горной,
Вместе с песенкой задорной
Мы с тобой идем в поход.
За горой нас солнце ждет!
Наш подъем все выше, круче,
Вот шагаем мы по тучам!
За последним перевалом
Нам на встречу солнце встало!
Погружение
Чтоб владеть грудным регистром,
Я становлюсь аквалангистом.
Все ниже опускаюсь ниже,
А дно морское ближе, ближе.
И вот уже в царстве я подводном,
Хоть погрузился глубоко,
Но голосом грудным, свободным
Распоряжаюсь, я легко.
Зарядка
Чтобы голос был в порядке,
Проведу сейчас зарядку.
Влево, вправо – поворот,
А теперь – наоборот.
Приседаю, поднимаюсь,
Пригибаюсь, наклоняюсь,
Пол руками достаю.
Но свободно говорю.
А теперь прыжки на месте.
Прыгну хоть сто раз, хоть двести:
И двумя ногами сразу
И на левой, и на правой,
На одной и на другой
Нет одышки никакой!
Низко
Эта песенка про смех – ха-ха-ха,
Мы поем ее для всех – ха-ха-ха.
Так смеются медвежата – ха-ха-ха.
Лягушата и мышата – ха-ха-ха.
И тигрята, и слонята – ха-ха-ха.
Они басом все хохочут – ха-ха-ха.
Все вокруг гремит, грохочет – ха-ха-ха.
Высоко
Эта песенка про смех – ха-ха-ха.
Мы поем ее для всех – ха-ха-ха.
Так смеются все цыплята – ха-ха-ха.
Лягушата и мышата – ха-ха-ха.
Они славно все хохочут- ха-ха-ха.
Все вокруг свистит, стрекочет – ха-ха-ха!
Голосо-речевой тренинг
Тары-бары, трали-вали,
Три бабули на бульваре
В салочки играли,
Внуков растеряли.
И вся троица ревет:
Нам от дочек попадет
Крокодилий голосок –
Он не низок, не высок.
Рокот, грохот, скрип и скрежет!
Пасть разинет – уши режет!
Грачиха говорит грачу:
Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера.
Были галчата в гостях у волчат,
Были волчата в гостях у галчат.
Нынче волчата галдят, как галчата.
И, как волчата, галчата молчат.
Сшила Наташа для мишки штаны,
Что-то штанины уж слишком длинны,
Мишка – шалун наш – к Наташе пришел,
Хвать за штаны и кричит: «Хорошо»!
Кумушка, послушай.
Вправду? Кроме шуток?
Открывают школу
Для утят-малюток?
Встретились бяка и бука,
Никто не издал ни звука,
Никто не подал ни знака –
Молчали бука и бяка.
И бука думал со скукой:
Какой он ужасный бука!
А бука думал: однако,
Какой он ужасный быка!
Чик! Чик! Чик! Чик! С радостью
Челку я себе подстриг!
Чик! Чик! Чик! Чак! С гордостью
Чудо челка у меня!
Чик-чик! Чик-чик! Чик-чик! Чок! Испуганно
Охватил волос клочок!
Чик! Чик! Чик! Ха! С досадой
Что за челка? Чепуха!
Разработки занятий по программе
«Музыкальная палитра»
План-конспект занятия по вокалу
для детей 11-12 лет
Тема: Вокальное слово и дикция
Цели и задачи: развитие музыкального восприятия; накопление вокально-хоровых умений и навыков; закрепление навыков формирование певческого звука; работа над манерой произношения, дикцией; работа над выразительностью исполнения.
Действия педагога. Планируемые вопросы | Действия обучающихся. Предполагаемые ответы |
1 | 2 |
- Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии мы продолжим работу над певческим дыханием. Вспомним, как правильно взять дыхание, как его распределить на всю музыкальную фразу. Работать мы будем над произведением «Кувшинки». Давайте начнем наше занятие с разминки: Упражнение «щеточка» - языком вокруг зубов; «ящичек» - нижнюю челюсть выдвигаем и задвигаем; «качели» - нижнюю челюсть раскачиваем; «пятачок-улыбочка»; «слоник» - Молодцы! «канючим» - вибрация губ – А…АО…ОАУ; «скрипим» - А, О, У, Э, И: погреем руки дыханием; крик чаек: «А! А! А!» - Зачем мы делаем эти упражнения? - Правильно. Какие еще нужно сделать упражнения перед пением? - Зачем это нам нужно? - Правильно.
- С чего начинается правильное певческое дыхание?
- Встанем прямо. Без напряжения, голову держим прямо. Теперь можно сделать вдох. Каким должен быть вдох певца?
- Давайте сделаем такой вдох. Какие ощущения вы должны испытывать при певческом вдохе?
- Давайте поставим руки на ребра, сделаем глубокий вдох. Кто чувствует расширение пояса и ребер, значит, делает вдох правильно.
- После вдоха, перед началом пения – что следует сделать?
- Попробуем. Спокойный и незаметный вдох, на мгновение затаим дыхание. - Мы вспомнили, как правильно брать дыхание, а теперь давайте закрепим и сделаем ряд дыхательных упражнений. Вдох через нос – выход через рот; Медленный, глубокий вдох – краткий, резкий выдох; Выдох несколькими ровными порциями (толчками) Задержка дыхания – на выдохе считать от 1 до 10; «Надоедливый комар».
- Молодцы! А теперь распоемся, в процессе распевания я попрошу вас следить за своим певческим дыханием. Встали ровно, вдох. задержка дыхания. - Распевание (работа над дыханием). Молодцы! Чувствуете, как разогрелся ваш голосовой аппарат? - А сейчас поработаем над произведением «Кувшинки». Какой характер у этого произведения? - О чем оно? - Вспоминаем, где мы берем дыхание? на каком штрихе исполняется это произведение? - Что означает легато? - В чем особенность этой песни? - Что такое вокализ? - Давайте поработаем над первым куплетом. Не забудьте о певческом дыхании.
Анализ исполнения, исправление ошибок (если они были). Работа над вокализом, добиваться округлого звучания на опоре, дыхание по фразам.
Аналогичная работа со 2 и 3-м куплетами. - пение по группам; - работа над выразительностью; - работа над звуком. В процессе пения педагог контролирует правильность взятия певческого дыхания учащимися. - Молодцы, ребята! Давайте подведем итоги. Над чем мы сегодня работали? - Зачем певцу владеть этим навыком? - Правильно. Дома перед зеркалом потренируйтесь, поработайте над своим певческим вдохом. Задание понятно? - Урок окончен. До свидания. |
Выполняют упражнения.
Чтобы подготовить свой голосовой аппарат к пению. - Дыхательные упражнения. - Чтобы научиться владеть своим дыханием при пении; от правильного дыхания зависят громкость, чистота, выразительность пения.
- С правильной осанки.
- Небольшой, спокойный, не поднимая плеч.
Ощущение расширившегося пояса, нижние ребра немного расходятся в стороны.
- Делают глубокий вдох, руки на ребрах.
- Задержку дыхания.
Выполняют.
Распеваются. - Да!
- Нежный, спокойный, светлый.
Распеваются.
- Да!
- Нежный, спокойный, светлый.
- О красоте природы. - Между двумя фразами в каждом предложении. Легато. - Связно, плавно. - Есть вокализ. - Пение без слов. Делают вдох, поют, дыхание по фразам, штрих легато.
Исправляют замечания.
Выполняют задания.
Исполняют произведение от начала до конца.
- Над певческим дыханием.
- Чтобы петь чисто, громко и выразительно.
- Да. - До свидания. |
Оборудование занятия:
- наглядное пособие (плакат);
- фортепиано;
- аудиотехника.
Наглядные средства обучения:
- пособие «Речевой аппарат».
Соблюдение правил санитарной гигиены.
Помещение должно быть перед занятием проветрено. Музыкальный инструмент должен быть настроен. Дети на занятие приходят в сменной обуви.
План-конспект занятия по вокалу
для детей 11-12 лет
Тема: Певческое дыхание
Цели и задачи: воспитание способности активного восприятия искусства; развитие музыкального восприятия; накопление вокально-хоровых умений и навыков; знать понятия: вокализ, легато, фраза, певческое дыхание; накопление навыков певческого дыхания; работа над выразительностью исполнения.
Ход занятия
Действия педагога. Планируемые вопросы | Действия обучающихся. Предлагаемые ответы. |
1. | 2. |
- Здравствуйте, ребята! На протяжении всего учебного года мы учимся петь, работаем над своим голосом.
- Что является самым важным в пении? - Верно. Это все является очень важным при пении, а без чего смысл и содержание музыкального произведения мы не сможем донести до зрителей? - Сегодня на занятии мы поработаем над дикцией, над формированием певческого звука. Поработаем над партиями к сказке «Золушка». - Что нужно сделать для того, чтобы сформировать правильный звук? Освободить, расслабить артикуляционный аппарат? - Прежде всего, давайте вспомним, из чего состоит наш речевой аппарат? (Демонстрация пособия «Речевой аппарат»). - Все эти органы участвуют в формировании звука? - Попробуйте без участия языка сказать: «Добыл бобыль бобы». - Видите, что получилось? Ничего не понятно.
- А теперь попробуйте сказать то же самое без участия губ. - Опять ничего не понятно. Значит. Какой можно сделать вывод?
- Давайте вернемся к пению. Мы уже говорили с вами о том, что произношение в пении строится на общих правилах орфоэпии. Например, писать надо «мороз», а говорим и поем? - В словах, оканчивающихся на – ся, пропеваем окончание как? - А если окончание – ться? - В русском языке гласные я, е, е, ю называются «йотированные» - потому что произносятся, как а, о, э, у. Приведите примеры. - Вот самые основные правила произношения, при пении их нужно соблюдать. - А сейчас давайте сделаем ряд упражнений для укрепления вашего речевого аппарата. Артикуляционная гимнастика - (А)ш (А)ш – ударение на А, в последовательности: Ш, С, Ф. - «страшная сказка» - У, УО, УОА, УОАЭ. - «вопросы – ответы»; - «волна»; - скороговорки. Распевание. - Молодцы, а теперь поработаем над дикцией и словом в арии Золушки. - Оцените исполнение с точки зрения четкости дикции. Работа. - над дикцией; - звукообразованием; - выразительностью исполнения; - напевностью звучания. Аналогичная работа над другими музыкальными партиями. - Молодцы, мы сегодня хорошо поработали. - Давайте подведем итоги. Что играет главную роль в формировании певческого звука, четкой дикции? - Для чего мы работаем над дикцией? - Дома перед зеркалом выразительно проговаривайте стихотворный текст своих музыкальных партий, что поможет вам и при пении добиваться выразительного звукообразования. Это будет вашим домашним заданием. - Занятие окончено, до свидания. | - Здравствуйте!
- Чистота интонации, правильное певческое дыхание, звукообразование, дикция.
- Без дикции и слов.
- Варианты ответов.
- Верхняя и нижняя челюсти, глотка, язык, зубы.
- Да.
Пробуют.
Выполняют задание.
- В формировании звука должны быть задействованы все органы речевого аппарата, он весь должен активно работать.
- Марос.
- Са.
- Ца.
Приводят примеры.
Делают упражнения с ручными зеркалами.
По очереди проговаривают скороговорки.
Распеваются, контролируют речевой аппарат при помощи зеркала.
Исполняется ария Золушки.
Дают замечания.
- Весь артикуляционный аппарат.
- До свидания. |
Оборудование занятия:
- наглядное пособие (плакат);
- фортепиано;
- аудиотехника.
Наглядные средства обучения:
- пособие «Речевой аппарат».
Соблюдение правил санитарии и гигиены.
Помещение должно быть перед занятием проветрено. Музыкальный инструмент настроен. Дети на занятие приходят в сменной обуви.
План-конспект занятия по вокалу для детей 7-8 лет
Тема: Краски в музыке
Цели и задачи: воспитывать способность активного восприятия искусства; развивать музыкальное восприятие; накапливать вокально-хоровые умения и навыки; развивать умения анализировать музыкальное произведение; накапливать навыки работы с музыкальной палитрой; работать над выразительностью исполнения.
Ход занятия
Действия педагога Планируемые вопросы | Действия обучающихся. Предполагаемые ответы |
1 | 2 |
Организационный момент. Приветствие. - Посмотрите, что я приготовила к занятию, и скажите, чем мы будем заниматься?
- Правильно. Кроме того, мы продолжаем работать над музыкальным репертуаром. Приготовились к разминке, повторяем скороговорки. - «Зарядка Бабы-Яги». Какие гласные произносим на скрипе? - Правильно. Начали. - Оскал Бабы-Яги. - Прищуримся , как Баба-Яга. - Что забыли? - Молодцы. А теперь отправляемся на прогулку по цветочному лугу: на 1 – шумный вдох. на 2 шумный выдох. - «Насосик и мячик»: с каким звуком качает насос? - А мяч надувается? - Разбиваемся по парам и выполняем задание. - Поменялись ролями. - А теперь «сдуваемся». - А сейчас прокатимся на тележке по лесу. Под музыку я читаю текст, а вы его озвучиваете. -Хорошо разминка окончена. Занимайте свои места, вернемся к теме занятия. - Какие музыкальные краски вы уже знаете? - Верно. Какие основные темпы в музыке?
- Правильно. А какие есть регистры? - Кто назовет динамические оттенки? - А какие вы знаете музыкальные штрихи? - Правильно. Прежде чем продолжить работу, разделимся на четыре группы. - А теперь послушаем музыкальное произведение и попробуем проанализировать его с помощью музыкальной палитры. Напоминаю, что слушаем, молча и внимательно, задание выполняем после того, как произведение прозвучит. Звучит «Марш деревянных солдатиков». - 1-я группа определяет регистр, вторая динамику, третья – штрих, четвертая – регистр. - Группы, поменяйтесь карточками. Сейчас вы услышите следующее произведение. Сравните его с предыдущим. Звучит пьеса «Болезнь куклы». - Отличаются ли произведения по характеру? - А какое во втором произведении настроение? - Покажите свои музыкальные краски.
- Правильно. Мы слушали произведение П. И. Чайковского «Болезнь куклы». - Сейчас мы распоемся и поработаем над вокальными партиями, подберем к ним музыкальные краски. Распевание: работа над динамикой, дыханием. Интонационная гимнастика. - А теперь послушаем партию Маши и подберем к ней музыкальные краски. Какой здесь характер музыки? - Какие краски вы подобрали?
- Что помогают раскрыть, увидеть краски в музыке? - Правильно. Аналогично анализируются партии Речки, Печки, Яблоньки, финальный хор. - Дома попробуйте самостоятельно проанализировать дуэт. Это ваше домашнее задание. - Давайте подведем итоги занятия. - Для чего нужны краски в музыке?
- Помогает ли музыкальная палитра раскрыть характер героя? - Каким было домашнее задание? - Всем спасибо. Сегодня вы хорошо справились с заданием. - До свидания.
|
Приветствие. - Будем работать с карточками на фланелеграфе, повторять музыкальную палитру. Повторим музыкальные партии.
Повторяют по очереди скороговорки.
- О-а-у-э-и. Выполняют упражнения.
- Поцелуй Яги. Вытягивают губы трубочкой на звуке «в». Выполняют упражнение.
- Пс-с. - Ш-ш-ш. Выполняют упражнение.
Сидя на стульях, медленно наклоняются вперед, выдувая звук «с-с-с».
Выполняют фонопедическое упражнение.
Садятся на стулья.
- Темп, регистр, динамика, штрих. - Медленный, умеренный, быстрый, очень быстрый. - Низкий, высокий, средний. - Пиано, форте, меццо форте. - Связно, отрывисто, отчетливо.
Каждая группа помещает на фланелеграфе свои карточки.
Регистр – средний. Штрих – отчетливо. Темп – умеренный. Динамика – пиано-меццо форте. Меняются.
Слушают. - Да.
- Грустное, печальное, тоскливое.
Регистр средний. Штрих – связно. Темп – медленный. Динамика – пиано.
Распеваются, Упражнения «Плыл по морю чемодан», «Качели».
Звучит сольная партия.
- Веселый, задорный, бодрый. Регистр – средний, штрих – связно, темп – быстрый, динамика - меццо-форте. - Характер героя, его настроение.
- Чтобы раскрыть характер произведения, сделать его ярким и понятным. - Да.
- Подобрать музыкальные краски к дуэту.
- До свидания. |
Оборудование занятия:
- фланелеграф;
- фортепиано;
- аудиотехника.
Наглядные средства обучения:
- музыкально-дидактическая игра «Музыкальная палитра».
Соблюдение правил санитарии и гигиены.
Помещение должно быть перед занятием проветрено. Музыкальный инструмент настроен. Дети на занятие приходят в сменной обуви.
24