Министерство образования Московской области
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области
«Государственный гуманитарно-технологический университет»
(ГГТУ)
Социально-технологический техникум
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
ПО ОП.06. ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Специальность
54.02.01 Дизайн (по отраслям)
Группа – Д.16А
Количество часов - 8
Разработчик – Шлипотеева Е.Ю.
«Рассмотрено и утверждено»
на заседании ЦК специальных дисциплин
Протокол №___от «___»_______20___г.
Председатель ______/Печенникова Т.А./
Орехово-Зуево
2017 год
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………………….…… | 3 |
ТРЕБОВАНИЯ К ОСВОЕНИЮ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, ФОРМИРОВАНИЮ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ..…………………………. | 3 |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН……………………………………………………………… | 4 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЮ ………………………………………………………...…..… | 5 |
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ …………………………………………………. | 17 |
Пояснительная записка
Дисциплина «История изобразительного искусства» является частью общепрофессионального цикла программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования 54.02.01 Дизайн (по отраслям).
Методические рекомендации помогут обучающимся в выполнении лабораторных заданий в процессе изучения дисциплины.
Рекомендации разработаны в соответствии с требованиями ФГОС СПО по профессии 54.02.01 Дизайн (по отраслям), программой дисциплины ОП.06. История изобразительного искусства.
В данных методических рекомендациях представлено содержание лабораторной работы обучающихся, а также требования к освоению знаний, умений, формированию общих и профессиональных компетенций.
Практическая работа выполняется обучающимся на учебных занятиях и включает в себя следующие виды деятельности:
творческая работа;
заполнение таблицы.
выполнение заданий
Форма отчётности:
По результатам выполнения вышеперечисленных форм работы обучающимся выставляется оценка.
ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМИРОВАНИЮ ЗНАНИИЙ, УМЕНИЙ, ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ:
знать:
З1 - характерные особенности искусства разных исторических эпох;
З2 - процессы, влияющие на формирование эстетических взглядов;
уметь:
У1 - определять стилевые особенности в искусстве разных эпох, использовать знания в творческой и профессиональной работе;
Обладать общими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Обладать профессиональными компетенциями:
ПК 2.2. Выполнять эталонные образцы объекта дизайна или его отдельные элементы в макете, материале.
ТЕМАТИЧЕСКИ ПЛАН
Темы практических работ | Кол-во часов |
Раздел 1. Искусство первобытного общества. История Древнего мира | |
Тема 1.2. Первобытное общество | |
Изучение быта первобытного общества | 2 |
Раздел 1. Искусство первобытного общества. История Древнего мира | |
Тема 1.3. Искусство Древнего Египта | |
Творческая работа - коллаж | 2 |
Раздел 4. Искусство эпохи Возрождения в Европе | |
Тема 4.2. Высокое и позднее Возрождение в Италии | |
Анализ эпохи Возрождения | 2 |
Раздел 6. Искусство Востока, Америки и Африки | |
Тема 6.1. Искусство Китая, Японии | |
Китайская письменность | 2 |
Всего: | 8 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Раздел 1. Искусство первобытного общества. История Древнего мира
Тема 1.2. Первобытное общество (2ч.)
Цель: изучение жизни, быта, изобразительного искусства первобытного общества, сравнение разных эпох.
Практическая работа № 1 "Изучение быта первобытного общества "
Формируемые компетенции, знания, умения: ПК 2.2. – З1, ПК 2.2. – У1
Методические указания по выполнению:
Основные понятия
Развитие первобытной эпохи
На протяжении развития человечества постоянно предлагались различные варианты классификации доисторического времени. Историки Фергюсон и Морган разделили первобытное общество на несколько этапов: дикость, варварство и цивилизация. Первобытная эпоха человечества, включающая первые две составляющие, разбита ещё на три периода:
Дикость характеризовалась равенством людей. Жители занимались охотой, рыболовством и собирательством уже готовой пищи (ягоды, фрукты, овощи). Учёный Морган разбил дикость на несколько периодов. Низшая степень характеризуется появлением слаборазвитой речи, средняя — использованием огня в бытовой жизни и ловлей рыбы, а высшая началась с момента изобретения лука.
В период варварства население впервые стало заниматься земледелием, разводить скот (средняя ступень). Появление гончарного искусства — низшая ступень этого времени. Высшая же ознаменовалась первым применением в хозяйстве железа.
На стадии цивилизации образовывались первые государства, города, письменность и т. п.
Каменный век. В это время все оружие и предметы для повседневной жизни делали из камня. Иногда люди в своих работах использовали древесину и кости. Уже ближе к завершению указанного периода появилась посуда из глины. Благодаря достижениям этого века сильно изменился ареал размещения на обжитых территориях планеты человека, а также именно в результате него началась человеческая эволюция. Речь идёт об антропогенезе, т. е. о процессе возникновения разумных существ на планете. Конец каменного периода ознаменовался приручением диких животных и началом выплавки некоторых металлов. По временным отрезкам первобытная эпоха, к которой относится этот век, разделилась на этапы:
Палеолит. Разбит на нижний, средний и высший. Этот период «отвечает» за возникновение и распространения человекоподобных особей.
Мезолит. Происходит таяние ледников; движется технический прогресс, появляются первые научные достижения.
Неолит. В это время появляется сельское хозяйство.
Медный век. Эпохи первобытного общества, имея хронологическую последовательность, по-разному характеризуют развитие и становление жизни. В различных территориальных областях период длился различное время (либо не существовал вообще). Энеолит мог соединяться с бронзовым веком, хотя учёные всё же выделяют его в отдельный период. Примерный временной срок — 3-4 тыс. лет до нашей эры. Логично предположить, что эта первобытная эпоха обычно характеризовалась использованием медных приспособлений. Однако камень из «моды» не выходил. Знакомство с новым материалом происходило достаточно медленно. Люди, находя его, думали, что это камень. Обыкновенная на тот период обработка — удары одним куском об другой — не давала привычного эффекта, но всё же медь поддавалась деформации. При введении в бытовую жизнь холодной ковки работа с ней пошла лучше.
Бронзовый век. Эта первобытная эпоха стала одной из основных, по мнению некоторых учёных. Люди научились обрабатывать некоторые материалы (олово, медь), за счёт чего добились появления бронзы. Благодаря этому изобретению начался в конце века коллапс, происходивший достаточно синхронно. Речь идёт об уничтожении объединений человека - цивилизаций. Это повлекло за собой долгое становление железного века в определённой местности и слишком затяжное продолжение бронзового. Последний в восточной части планеты продолжался рекордное количество десятилетий. Он завершился вместе с появлением Греции и Рима. Век делится на три периода: ранний, средний и поздний. Во все эти периоды активно развивалась архитектура того времени. Именно она повлияла на становление религии и мировоззрения общества.
Железный век. Рассматривая эпохи первобытной истории, можно прийти к заключению о том, что железный век стал последним перед появлением разумной письменности. Выплавка железа была достаточно трудоёмким процессом для того века. Ведь настоящий материал получить было невозможно. Это связано с тем, что он легко поддаётся коррозии и не выдерживает многих климатических изменений. Для того чтобы получить его из руды, требовалась намного большая температура, чем для бронзы. А литьё из железа было освоено через слишком длинный промежуток времени.
Наскальная живопись
Искусство палеолита:
Крупные животные.
Отпечатки рук.
Первая символика.


Искусство мезолита:
Наскальное искусство бытовых сцен.
Черные изображения групп людей на охоте, рыбной ловле, передающие движение (длинные ноги, шпагатные прыжки).
В центре композиций коллектив охотников, сцены охоты, военные столкновения племен. Чаще пользовались черной и красной красками, иногда белой.
Отсутствуют изображения женщин. Люди и животные часто изображались силуэтом или тонкими линиями. Изображения стилизованы, абстрактны, часто миниатюрны.



Искусство неолита.
Наскальная живопись становится все более схематичной, условной абстрактной.
Появились изображения оружия (топоры, кинжалы), средств передвижения (лодки).
Изображения антропоморфных фигур.
Распространен орнамент (геометрический, зооморфный, антропомофный).
Петроглифы — (от греч. pétros — камень и glyphé — резьба, вырезывание) рисунки, выбитые или процарапанные на каменной поверхности, высеченные на стенах и потолках пещер, на открытых скальных поверхностях и отдельных камнях.




Ход работы:
Задание №1 по данным иллюстрациям определите принадлежность к определенному этапу изобразительного искусства первобытного человека.
Искусство палеолита до X тыс. до нашей эры______________________________________
Искусство мезолита X-V тыс. до н.э.______________________________________________
Искусство неолита. V-III тыс. до н.э.______________________________________________




№1 №2 №3 №4


№5 №6 №7




№8 №9 №10 №11
Задание №2 приведите примеры использования рисунков первобытной культуры в современном искусстве_________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Формы отчета: выполненные задания.
Критерии оценивания:
«отлично» - выполнение заданий в полном объеме без замечаний;
«хорошо» - небольшие замечания по выполненным;
«удовлетворительно» - существенные ошибки или невыполнение до 40% заданий;
«неудовлетворительно» - многочисленные ошибки или невыполнение заданий.
Список рекомендуемых источников:
Литература: основная: 1,2; дополнительная 1:, интернет - ресурсы: 1,3,4.
Раздел 1. Искусство первобытного общества. История Древнего мира
Тема 1.3. Искусство Древнего Египта (2ч.)
Цель: уметь выполнять коллаж из различных материалов.
Практическая работа № 2 "Творческая работа - коллаж "
Формируемые компетенции, знания, умения: ОК 2. – У1, ОК 3. – У1, ОК 4. –У1, ПК 2.2. – З1, ПК 2.2. – З2 ПК 2.2. – У1, ОК 7. – У1.
Методические указания по выполнению:
Основные понятия
Само слово «коллаж» происходит от французского «collage», что означает «приклеивание, наклейка». По сути, коллаж – это художественная аппликация, которую можно составить практически из любых материалов. Техника коллажа применялась еще в Древнем Китае, но особую популярность и развитие получила в 20 веке. В определенный момент коллаж стал видом искусства, ведь используя приемы наложения и различных комбинаций, можно создать достойный арт-объект.


Задание: выполните коллаж.
Ход работы:
Придумайте идею и стиль, нарисуйте эскиз коллажа на бумаге.
Нарежьте вырезки из журналов, обрезки газет, афиши, открытки, карты, кусочки ткани и кружева, обертки и этикетки, фольгу, цветную или упаковочную бумагу и другие подручные материалы на кусочки любой формы, фактуры и величины.
Подготовьте рабочую поверхность, шаблон, кусочки и клей.
Для того чтоб работа выглядела более аккуратно, после нанесения каждого фрагмента коллажа необходимо протирать поверхность сухой тряпочкой убирая остатки клея.
Форма отчета: выполнение творческой работы.
Критерии оценивания:
«отлично» - выполнение задания с соблюдением требований хода работы и стиля;
«хорошо» - небольшие отступления от требований хода работы или не полностью выполненное задание;
«удовлетворительно» - значительное нарушение хода работы или невыполнение до 30% задания;
«неудовлетворительно» - несоблюдение требований хода работы или невыполнение задания.
Список рекомендуемых источников:
Литература: основная: 1,2; дополнительная 1:, интернет - ресурсы: 1,4.
Раздел 4. Искусство эпохи Возрождения в Европе
Тема 4.2. Высокое и позднее Возрождение в Италии (2ч.)
Цель: уметь выполнять анализ различных исторических этапов.
Практическая работа № 3 "Анализ эпохи Возрождения"
Формируемые компетенции, знания, умения: ОК 2. – У1, ОК 3. – У1, ОК 4. –У1
Методические указания по выполнению:
Основные понятия
Renaissance - в переводе с французского означает "Возрождение". Именно так назвали целую эпоху, символизирующую интеллектуальный и художественный расцвет европейской культуры. Возрождение зародилось в Италии в начале XIV века и достигло своего пика в XVI веке, возвещая угасание эпохи культурного упадка и застоя (эпохи Средневековья), в основе которой лежали варварство и невежество. Впервые об эпохе Возрождения написал историограф итальянского происхождения, живописец и автор трудов о жизни знаменитых художников, ваятелей и зодчих Джорджо Вазари в начале XVI века. Изначально термин "Возрождение" означал определённый период (начала XIV века) образования новой волны искусства. Но спустя время это понятие приобрело более широкую трактовку и стало обозначать целую эпоху развития и формирования культуры, противоположной феодализму.
Период Ренессанса тесно связан с возникновением новых стилей и техник живописи в Италии. Появляется интерес к античным образам. Светскость и антропоцентризм являются неотъемлемыми чертами, наполняющими скульптуры того времени и живопись. Эпоха Возрождения вытесняет аскетизм, характеризующий средневековую эпоху. Приходит интерес ко всему мирскому, безграничной красоте природы и, конечно же, человеку. Художники эпохи Возрождения подходят к видению тела человека с научной точки зрения, стараются проработать всё до мельчайших деталей. Картины становятся реалистичными. Живопись насыщена неповторимым стилем. Она установила основные каноны вкуса в искусстве. Широко распространяется новая концепция мировоззрения под названием "гуманизм", согласно которой человек считается высшей ценностью.
Эпоха Возрождения связывает культуру с наукой. Художники стали рассматривать искусство как отрасль знаний, изучая досконально физиологию человека и окружающий мир. Это делалось для того, чтобы более реалистично отобразить истинность Божьего создания и происходящие события на своих полотнах. Большое внимание уделялось изображению религиозных сюжетов, которые приобретали земное содержание благодаря мастерству гениев, таких как Леонардо да Винчи.
Выделяют пять этапов развития итальянского искусства Ренессанса
Интернациональная (придворная) готика
Зародившаяся в начале XIII века придворная готика (ducento) характеризуется избыточной красочностью, помпезностью и вычурностью. Основным видом картин является миниатюра с изображением алтарных сюжетов. Художники используют темперные краски, создавая свою живопись. Эпоха Возрождения богата знаменитыми представителями данного периода, например, такими как итальянские живописцы Витторе Карпаччо и Сандро Боттичелли.

Период Предвозрождения (Проторенессанс)
Следующий этап, который, как считается, предвосхитил эпоху Ренессанса, называется Проторенессанс (trecento) и приходится на конец XIII - начало XIV века. В связи со стремительным развитием гуманистического мировоззрения живопись данного исторического периода раскрывает внутренний мир человека, его душу, имеет глубокий психологический смысл, но в то же время обладает простой и ясной структурой. Религиозные сюжеты отходят на второй план, а светские становятся лидирующими, и в качестве главного героя выступает человек с его чувствами, мимикой и жестами. Появляются первые портреты итальянского Ренессанса, занимающие место икон. Известные художники этого периода - Джотто, Пьетро Лоренцетти.

Раннее Возрождение
В начале XIV века начинается этап раннего Возрождения (quattrocento), символизирующий расцвет живописи с отсутствием религиозных сюжетов. Лики на иконах приобретают человеческий вид, а пейзаж, как жанр в живописи, занимает отдельную нишу. Основателем художественной культуры раннего Ренессанса выступает Мазаччо, в основе концепции которого лежит интеллектуальность. Его картины обладают высоким реализмом. Великие мастера исследовали линейную и воздушную перспективу, анатомию и использовали знания в своих творениях, на которых можно увидеть правильное трехмерное пространство. Представителями раннего Возрождения являются Сандро Боттичелли, Пьеро Делла Франческа, Поллайоло.

Высокое Возрождение, или "Золотой век"
С конца XV века начался этап высокого Возрождения (cinquecento) и продлился относительно недолго, до начала XVI века. Его центром стали Венеция и Рим. Деятели искусства расширяют свой идейный кругозор и интересуются космосом. Человек предстаёт в образе героя, совершенного как духовно, так и физически. Деятелями этой эпохи считаются Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан Вечеллио, Микеланджело Буонарротти и другие. Великий художник итальянского возрождения Леонардо да Винчи был "универсальным человеком" и находился в постоянном поиске истины. Занимаясь скульптурой, драматургией, различными научными опытами, он умудрялся находить время для живописи. Творение "Мадонна в скалах" наглядно отображает созданный живописцем стиль светотени, где соединение света и тени создаёт эффект объёмности, а знаменитая "Джоконда" выполнена с использованием техники "смуффато", создающая иллюзию дымки.
Позднее Возрождение
В период позднего Возрождения, который приходится на начало XVI века, произошёл захват и разграбление города Рима германскими войсками. Это событие положило начало эпохе угасания. Римский культурный центр перестал быть покровителем у самых знаменитых деятелей, и они были вынуждены разъехаться в другие города Европы. В результате нарастания несоответствий взглядов между христианской верой и гуманизмом в конце XV века маньеризм становится преобладающим стилем, характеризующим живопись. Эпоха Возрождения постепенно подходит к концу, поскольку основой данного стиля считается красивая манера, которая затмевает представления о гармонии мира, правде и всесильности разума. Творчество становится сложным и приобретает черты противоборства различных направлений. Гениальные работы принадлежат таким известным художникам, как Паоло Веронезе, Тиноретто, Якопо Понтормо (Карруччи). Италия стала культурным центром живописи и одарила мир гениальными художниками этого периода, картины которых и по сей день вызывают эмоциональный восторг.
Помимо Италии, развитие искусства и живописи имело важное место и в других странах Европы. Это течение получило название Северное Возрождение. Окончание Столетней войны вызвало рост всеобщего самосознания и развитие гуманизма. Во французском искусстве присутствует реализм, связь с научными знаниями, тяготение к образам античности. Все перечисленные черты сближают его с итальянским, но присутствие трагичной нотки в полотнах является значимым отличием. Известные художники эпохи Возрождения во Франции - Ангерран Шаронтон, Никола Фромана, Жан Фуке, Жан Клуэ Старший.
Задание: заполните таблицу сравнив этапы развития итальянского искусства Ренессанса используя конспект и учебник Сокольниковой Н.М. История изобразительного искусства.
| Интернациональная (придворная) готика | Период Предвозрождения (Проторенессанс) | Раннее Возрождение | Высокое Возрождение, или "Золотой век" | Позднее Возрождение |
Отличительные особенности | | | | | |
Форма отчета: заполнение таблицы по результатам анализа.
Критерии оценивания:
Оценка «5» выставляется, если обучающийся знает исторические эпохи и стили, основные характерные черты различных периодов развития предметного мира, умеет проводить анализ исторических объектов. Дает правильные формулировки, точные
определения основных понятий, показывает полное понимание материала и может
обосновать свой ответ, правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя.
Оценка «4» выставляется, если обучающийся удовлетворяет тем же требованиям, но
допускает единичные ошибки, неточности, которые исправляет после замечания
преподавателя
Оценка «3» выставляется, если обучающийся знает и понимает основные положения данной темы, но допускает неточности в основных понятиях.
Оценка «2» выставляется, если обучающийся обнаруживает существенные пробелы
в знаниях основного материала, допускает множество ошибок, искажающих их смысл.
Список рекомендуемых источников:
Литература: основная: 1,2; дополнительная 1:, интернет - ресурсы: 1,2.
Раздел 6. Искусство Востока, Америки и Африки
Тема 6.1. Искусство Китая, Японии (2ч.)
Цель: изучить возникновение китайской письменности, знать правила написания китайского письма, уметь выполнять восточную письменность.
Практическая работа № 4 "Китайская письменность"
Формируемые компетенции, знания, умения: ОК 3. – У1
Основные понятия
История возникновения китайского иероглифа
Ученые до сих пор расходятся во мнении, когда все же возник первый китайский иероглиф. Есть информация о том, что возможно первая китайская письменность возникла во времена существования династии Инь, а это в 1401-1122 годах до нашей эры. Хотя также существуют упоминания об иероглифах в литературе, которой более четырех тысяч лет.
Китайская письменность очень древняя и уникальная благодаря иероглифам, китайцы даже любят говорить, что в иероглифах отображено единство неба и человека. Самые первые иероглифы китайцы выковыривали на панцирях черепах или костях убитых животных. Впоследствии иероглифы можно было встретить на бронзовой и стальной посуде или оружии, а также в древних книгах.
В ходе развития цивилизации развивалась и сама письменность. Иероглиф стал началом такого вида искусства, как каллиграфия, где каждый человек может почувствовать себя творцом и художником, который рисует иероглиф по своему вкусу и в своем уникальном стиле. Вместе с этим иероглиф пишется по четким строгим правилам, нарушать которые ни в коем случае нельзя. Части иероглифа должны прописываться только слева на право и сверху вниз, иероглиф должен помещаться в определенной величины квадрат, сначала прописываются все горизонтальные черты, а только потом вертикальные и многие другие нюансы, которые обязательно надо знать и учитывать во время прописывания каждого иероглифа.
Китайская каллиграфия – это на самом деле не просто вид письменности, это искусство, которое не просто помогает людям записывать важную информацию, но и вызывает эмоциональный подъем, чувства и вдохновение.
В далеком прошлом иероглиф, прописанный с помощью каллиграфии, ценился как произведение искусства. Богатые китайцы собирали такие шедевры в коллекции, чем славились и признавались людьми с хорошим вкусом. Иероглифы, оформленные с помощью каллиграфии, помещали в рамки и размещали в кабинетах, залах, а также использовали на вывесках различных заведений и магазинов.
Занимаясь таким искусством, как китайская каллиграфия, можно воспитать в себе такие ценные качества, как усидчивость, терпение и настойчивость.
Значение и смысл
Каждый китайский иероглиф имеет свой определенный смысл и обозначает морфему или слог. Ученые смогли лишь приблизительно подсчитать количество существующих иероглифов, их количество составило около восьмидесяти тысяч. Однако в современном мире используется намного меньше иероглифов. Например, для того, чтобы прочитать китайскую газету или другое печатное издание достаточно владеть лишь тремя тысячами иероглифов.
Каждый китайский иероглиф может обозначать как отдельный слог, так и полноценное целое слово. Многие из слов получаются из одного или двух слогов. Этот момент важно учитывать при работе со словарем.
Конечно, значение иероглифов можно найти и в обычных бумажных словарях, но необходимо знать, как это правильно сделать. Это не совсем простое дело. Каждое издание имеет свои особенности поиска. Например, существует, так называемый поиск по ключу, когда поиск нужного иероглифа осуществляется по основному элементу. Как правило, таким элементом является верхний элемент слева. Необходимо посчитать количество черточек в данном ключе и найти соответствующий ему в списке, который находится в конце словаря. На странице, указанной в этом списке, вы сможете найти нужный вам иероглиф.
Задание: используя правила и примеры напишите китайские иероглифы.
Ход работы:
Правила написания:
Иероглиф пишется сверху вниз.
Иероглиф пишется слева направо.
Сначала пишутся горизонтальные черты, затем вертикальные и откидные.
Нижняя горизонтальная черта, если она не имеет пересечений, пишется после вертикальной.
Сначала влево пишется откидная чета, затем – вправо откидная черта.
Сначала пишутся черты, составляющие внешний контур знака, а затем - черты внутри его.
Сначала пишется вертикальная черта, находящаяся в центре (если она не пересекается горизонтальными), затем - боковые черты.
Если центральная вертикальная черта пересекается горизонтальными, то она пишется последней.
Если она не пересекает последнюю горизонтальную черту, то горизонтальная черта пишется последней.
Точка справа пишется последней.
Форма отчета: творческая работа.
Критерии оценивания:
«отлично» - выполнение задания с соблюдением требований хода работы и стиля;
«хорошо» - небольшие отступления от требований хода работы или не полностью выполненное задание;
«удовлетворительно» - значительное нарушение хода работы или невыполнение до 30% задания;
«неудовлетворительно» - несоблюдение требований хода работы или невыполнение задания.
Список рекомендуемых источников:
Литература: основная: 1,2; дополнительная 1:, интернет - ресурсы: 1,3.
Рекомендуемые источники
Основная литература:
Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства [Текст] : учебник для студ. учреждений сред.проф.образования / Н.М.Сокольникова. - 1-е изд., стер. - Москва: Издательский центр «Академия», 2016. - 304с.
Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства [Текст] : учебник для студ. учреждений сред.проф.образования / Н.М.Сокольникова. - 2-е изд., стер. - Москва: Издательский центр «Академия», 2016. - 208с.
Дополнительная литература:
Садохин, А.П. Мировая культура и искусство : учебное пособие / А.П. Садохин. - Москва : Юнити-Дана, 2015. - 415 с. - (Cogito ergo sum). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-238-02207-9; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115026
Интернет-источники:
Культурология [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://culturology1.blogspot.ru/2012/02/blog-post.html свободный. — Загл. с экрана.
Искусство эпохи возрождения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/iskusstvo-vozrozhdeniya.html свободный. — Загл. с экрана.
Подборка лекций по МХК [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://nsportal.ru/vuz/kulturologiya/library/2013/01/02/podborka-lektsiy-po-mkhk свободный. — Загл. с экрана.
Коллекция "Мировая художественная культура" Российского общеобразовательного портала [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://artclassic.edu.ru/ свободный. — Загл. с экрана.
17