СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации «Организация комплексного сопровождения обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ в процессе обучения»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации «Организация комплексного сопровождения обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ в процессе обучения»

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации «Организация комплексного сопровождения обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ в процессе обучения»»

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Димитровградский техникум профессиональных технологий имени Героя Советского Союза М.С.Чернова»


Куприкова Валентина Геннадьевна,

преподаватель


Методические рекомендации «Организация комплексного сопровождения обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ в процессе обучения»


Осуществление комплексного сопровождения образовательного процесса инвалидов и лиц с ОВЗ в соответствии с рекомендациями службы медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии.


Сопровождение привязано к структуре образовательного процесса, определяется его целями, построением, содержанием и методами.


Нормы по организации получения образования обучающимися с ОВЗ и инвалидами


содержатся в локальных нормативных актах ОО: уставе, концепции развития инклюзивного образования, положении о порядке проведения конкурса и зачисления, положении о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по образовательным программам, положении о порядке проведения практики обучающихся, положении об итоговой государственной аттестации выпускников и других локальных нормативных актах.



С целью обеспечения специальных условий получения образования обучающимися инвалидами и лиц с ОВЗ ведется специализированный учет. Основу учета составляют общие сведения обобучающихся с ОВЗ или инвалидностью: фамилия, имя, отчество, имеющееся образование, данные о семье, сведения о группе инвалидности, виде нарушения (нарушений) здоровья и рекомендации по результатам психолого-медико-педагогического обследования, а также медико-социальной экспертизы.

При сборе данных должно быть получено согласие обучающегося с ОВЗ или инвалидностью на обработку его персональных данных.


Данные сведения хранятся у заведующего отделением, у социального педагога и педагога-психолога.


В колледже для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью предусмотрено комплексное сопровождение, включающее в себя:


Организационно-педагогическое сопровождение, направленное на контроль учебной


деятельности обучающихся и инвалидов в соответствии с графиком учебного процесса. Оно включает в себя:


  • контроль за посещаемостью занятий;

  • помощь в организации самостоятельной работы в случае заболевания;


  • организацию индивидуальных консультаций для длительно отсутствующих обучающихся;


  • содействие в прохождении промежуточных аттестаций, сдаче зачетов, ликвидации академических задолженностей;


  • коррекцию взаимодействия обучающегося и преподавателя в учебном процессе;


  • консультирование преподавателей и сотрудников по психофизическим особенностям обучающегося с ОВЗ и инвалидов, коррекцию трудных ситуаций;


  • периодические семинары и инструктажи для ППС, методистов и иную деятельность.

Организационно-педагогическое содействие осуществляется заведующим отделением.

  • рамках этого направления сопровождения решаются, в том числе и следующие

задачи:

• адаптацию учебных программ и методов обучения;

• внедрение современных образовательных, в том числе коррекционных, и

реабилитационных технологий;

  • методическую поддержку;

  • взаимодействие сопровождающих служб;

  • снабжениеадаптированнымиучебнымиматериаламиипособиями.

Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется для обучающихся,


имеющих проблемы в обучении, общении и социальной адаптации. Оно включает в себя: изучение, развитие и коррекцию личности обучающегося, ее профессиональное становление с помощью психодиагностических процедур, психопрофилактики и коррекции личностных искажений. Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется организатором КЭП, заместителем директора по воспитательной работе, заместителем директора по учебно-методической работе, заведующими отделениями, кураторами


В рамках этого направления сопровождения решаются следующие задачи:

• разработка индивидуальных программ психологического

сопровождения учащихся в ОУ

• участие в профессиональном отборе и профессиональном подборе;

  • психологическая диагностика;


  • психологическая помощь в форме психотерапии, психокоррекции, консультаций и тренингов в групповой и индивидуальной форме;


  • психологическая помощь преподавательскому составу;

  • психологическая помощь семье.


Медицинско-оздоровительное сопровождение включает в себя: диагностику физического состояния обучающихся, сохранение здоровья, развитие адаптационного потенциала, приспособляемости к учебе. Медицинско-оздоровительное сопровождение осуществляется ученическим здравпунктом.


В рамках этого направления сопровождения решаются следующие задачи:

  • участие в профессиональном отборе и профессиональном подборе путем оценки состояния здоровья абитуриентов, уточняя показания и противопоказания по конкретной специальности;


  • разработка индивидуальных программ медицинского сопровождения учащихся в учебном заведении;


  • согласование и координация своей деятельности с лечебными учреждениями; направление в лечебные учреждения для получения узкой специализированной медицинской помощи, на санаторно-курортное лечение;


  • передача медицинских знаний, умений и навыков, осуществление медико-консультативной и профилактической работы, санитарно-гигиеническое и медицинское просвещение;


  • контроль состояния здоровья обучающихся, медицинский патронаж, установка допустимых учебно-производственных нагрузок и режима обучения; выделение из числа обучающихся групп "риска" и "повышенного риска" с медицинской точки зрения; принятие решения при необходимости экстренной медицинской помощи; контроль санитарного состояния учреждения, контроль качества и рекомендации по организации питания, в том числе диетического;


  • осуществление лечебно-оздоровительных мероприятий.


Социальное сопровождение включает в себя социальную поддержку обучающихся и инвалидностью: содействие в решении бытовых проблем, проживания в общежитии, социальных выплат, выделения материальной помощи, стипендиального обеспечения. Социальное сопровождение осуществляется социальным педагогом, административно-хозяйственной частью.


  • рамках этого направления сопровождения решаются следующие задачи:

•координация и контроль работы всех сопровождающих служб;

•разработка индивидуальных программ социального сопровождения;

•участие в профессиональном отборе, профессиональном подборе и зачислении,


проводя социальную диагностику и организуя работу по регистрации абитуриентов и комплектованию групп;


  • социальная диагностика;

  • осуществление социального патронажа;


  • выявление группы "риска" с социальной точки зрения, проведение мероприятий по социальной реабилитации;


  • посредническая функция между обучающимися и ОУ, а также учреждениями государственной службы реабилитации в реализации личных и профессиональных планов;


  • консультирование по вопросам социальной защиты, льгот и гарантий, содействие реализации их прав;


  • социальное обучение (социально-бытовым и социально-средовым навыкам);

  • организация культурно-массовой и спортивно-оздоровительной

работы;


  • содействие рациональному трудоустройству выпускников в соответствии с приобретенной специальностью и квалификацией, сотрудничая со службой занятости и работодателями;


  • отслеживание результатов трудоустройства и профессиональной


деятельности выпускников, выявление встречающихся им трудностей и проблем в профессиональной реабилитации.

Техническое сопровождение обеспечивает:


  • вспомогательные технические средства обучения (например, специализированные рабочие столы, опоры для сидения и изменения положения тела, микрофоны, диктофоны и т.д.);


  • доступность помещений (мостики, пандусы, спуски, звукоречевая среда, зрительная среда и т.д.);

  • безопасность труда и приспособление учебных и рабочих мест на производственном обучении;


  • оборудование учебной, рекреационной и жилой среды для различных категорий инвалидов;


  • индивидуальное консультирование по оборудованию рабочих мест и жилища.

Кадровое обеспечение образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ и


инвалидностью обеспечивается деятельностью учебных подразделений, службы тьюторов (если они есть), юридического центра правовой защиты семьи и детства, а также социальными педагогами, специалистами управления информатизации.


Педагогические кадры должны быть ознакомлены с психолого-физиологическими особенностями обучающихся-инвалидов и лиц с ОВЗ, со спецификой приема-передачи учебной информации, применения специальных технических средств обучения с учетом разных нозологий. Учет этих особенностей при организации образовательного процесса необходим. С этой целью необходимо включение блока дисциплин по осуществлению инклюзивного образовательного процесса в программы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.