Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Димитровградский техникум профессиональных технологий имени Героя Советского Союза М.С.Чернова»
Куприкова Валентина Геннадьевна,
преподаватель
Методические рекомендации «Организация комплексного сопровождения обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ в процессе обучения»
Осуществление комплексного сопровождения образовательного процесса инвалидов и лиц с ОВЗ в соответствии с рекомендациями службы медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии.
Сопровождение привязано к структуре образовательного процесса, определяется его целями, построением, содержанием и методами.
Нормы по организации получения образования обучающимися с ОВЗ и инвалидами
содержатся в локальных нормативных актах ОО: уставе, концепции развития инклюзивного образования, положении о порядке проведения конкурса и зачисления, положении о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по образовательным программам, положении о порядке проведения практики обучающихся, положении об итоговой государственной аттестации выпускников и других локальных нормативных актах.
С целью обеспечения специальных условий получения образования обучающимися инвалидами и лиц с ОВЗ ведется специализированный учет. Основу учета составляют общие сведения обобучающихся с ОВЗ или инвалидностью: фамилия, имя, отчество, имеющееся образование, данные о семье, сведения о группе инвалидности, виде нарушения (нарушений) здоровья и рекомендации по результатам психолого-медико-педагогического обследования, а также медико-социальной экспертизы.
При сборе данных должно быть получено согласие обучающегося с ОВЗ или инвалидностью на обработку его персональных данных.
Данные сведения хранятся у заведующего отделением, у социального педагога и педагога-психолога.
В колледже для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью предусмотрено комплексное сопровождение, включающее в себя:
Организационно-педагогическое сопровождение, направленное на контроль учебной
деятельности обучающихся и инвалидов в соответствии с графиком учебного процесса. Оно включает в себя:
контроль за посещаемостью занятий;
помощь в организации самостоятельной работы в случае заболевания;
содействие в прохождении промежуточных аттестаций, сдаче зачетов, ликвидации академических задолженностей;
консультирование преподавателей и сотрудников по психофизическим особенностям обучающегося с ОВЗ и инвалидов, коррекцию трудных ситуаций;
периодические семинары и инструктажи для ППС, методистов и иную деятельность.
Организационно-педагогическое содействие осуществляется заведующим отделением.
рамках этого направления сопровождения решаются, в том числе и следующие
задачи:
• адаптацию учебных программ и методов обучения;
• внедрение современных образовательных, в том числе коррекционных, и
реабилитационных технологий;
методическую поддержку;
взаимодействие сопровождающих служб;
снабжениеадаптированнымиучебнымиматериаламиипособиями.
Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется для обучающихся,
имеющих проблемы в обучении, общении и социальной адаптации. Оно включает в себя: изучение, развитие и коррекцию личности обучающегося, ее профессиональное становление с помощью психодиагностических процедур, психопрофилактики и коррекции личностных искажений. Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется организатором КЭП, заместителем директора по воспитательной работе, заместителем директора по учебно-методической работе, заведующими отделениями, кураторами
В рамках этого направления сопровождения решаются следующие задачи:
• разработка индивидуальных программ психологического
сопровождения учащихся в ОУ
• участие в профессиональном отборе и профессиональном подборе;
психологическая помощь в форме психотерапии, психокоррекции, консультаций и тренингов в групповой и индивидуальной форме;
психологическая помощь преподавательскому составу;
психологическая помощь семье.
Медицинско-оздоровительное сопровождение включает в себя: диагностику физического состояния обучающихся, сохранение здоровья, развитие адаптационного потенциала, приспособляемости к учебе. Медицинско-оздоровительное сопровождение осуществляется ученическим здравпунктом.
В рамках этого направления сопровождения решаются следующие задачи:
участие в профессиональном отборе и профессиональном подборе путем оценки состояния здоровья абитуриентов, уточняя показания и противопоказания по конкретной специальности;
согласование и координация своей деятельности с лечебными учреждениями; направление в лечебные учреждения для получения узкой специализированной медицинской помощи, на санаторно-курортное лечение;
передача медицинских знаний, умений и навыков, осуществление медико-консультативной и профилактической работы, санитарно-гигиеническое и медицинское просвещение;
контроль состояния здоровья обучающихся, медицинский патронаж, установка допустимых учебно-производственных нагрузок и режима обучения; выделение из числа обучающихся групп "риска" и "повышенного риска" с медицинской точки зрения; принятие решения при необходимости экстренной медицинской помощи; контроль санитарного состояния учреждения, контроль качества и рекомендации по организации питания, в том числе диетического;
Социальное сопровождение включает в себя социальную поддержку обучающихся и инвалидностью: содействие в решении бытовых проблем, проживания в общежитии, социальных выплат, выделения материальной помощи, стипендиального обеспечения. Социальное сопровождение осуществляется социальным педагогом, административно-хозяйственной частью.
•координация и контроль работы всех сопровождающих служб;
•разработка индивидуальных программ социального сопровождения;
•участие в профессиональном отборе, профессиональном подборе и зачислении,
проводя социальную диагностику и организуя работу по регистрации абитуриентов и комплектованию групп;
выявление группы "риска" с социальной точки зрения, проведение мероприятий по социальной реабилитации;
посредническая функция между обучающимися и ОУ, а также учреждениями государственной службы реабилитации в реализации личных и профессиональных планов;
консультирование по вопросам социальной защиты, льгот и гарантий, содействие реализации их прав;
социальное обучение (социально-бытовым и социально-средовым навыкам);
организация культурно-массовой и спортивно-оздоровительной
работы;
содействие рациональному трудоустройству выпускников в соответствии с приобретенной специальностью и квалификацией, сотрудничая со службой занятости и работодателями;
деятельности выпускников, выявление встречающихся им трудностей и проблем в профессиональной реабилитации.
Техническое сопровождение обеспечивает:
вспомогательные технические средства обучения (например, специализированные рабочие столы, опоры для сидения и изменения положения тела, микрофоны, диктофоны и т.д.);
доступность помещений (мостики, пандусы, спуски, звукоречевая среда, зрительная среда и т.д.);
оборудование учебной, рекреационной и жилой среды для различных категорий инвалидов;
Кадровое обеспечение образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ и
инвалидностью обеспечивается деятельностью учебных подразделений, службы тьюторов (если они есть), юридического центра правовой защиты семьи и детства, а также социальными педагогами, специалистами управления информатизации.
Педагогические кадры должны быть ознакомлены с психолого-физиологическими особенностями обучающихся-инвалидов и лиц с ОВЗ, со спецификой приема-передачи учебной информации, применения специальных технических средств обучения с учетом разных нозологий. Учет этих особенностей при организации образовательного процесса необходим. С этой целью необходимо включение блока дисциплин по осуществлению инклюзивного образовательного процесса в программы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.