СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Министерство образования Красноярского края
КГБПОУ Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького
Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы
г. Красноярск, 2024
Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования.
Составители: Балабанова А. Р. – студентка 21П – 3 группы отделения «Преподавания в начальных классах».
«Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», 2024
АННОТАЦИЯ
Данные методические рекомендации посвящены организации проектной и исследовательской работе с обучающимися начальной школы. В данном сборнике рассмотрены назначение, специфика и структура исследовательской и проектной деятельности. Типичные ошибки при выборе тем, как правильно ставить цель, задачи и гипотезу исследования. Рассмотрены методы исследования, а также предоставлены паспорта исследования и проектные задачи.
Методические рекомендации адресованы учителям начальных классов, родителям и студентам, обучающимся по специальности начальных классов.
Данные методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта начального общего образования.
ОГЛАВЛЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура……………………………………… 5
1.1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура……………………………………………………… 5
1.2. Типичные ошибки при проведении исследования. Примеры ошибок в детских исследовательских работах……………………………………………………………… 9
1.3. Критерии оценивания детских исследовательских работ………………………. 14
1.4. Паспорт исследования №1 «Способы очищения воды в домашних условиях»………………………………………………………………………………… 15
1.5. Паспорт исследования №2 «Чипсы «Lay’s»: любимое лакомство или вредный продукт»………………………………………………………………………………….. 18
РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ………………………………………….. 23
2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура……………………………………………………... 23
2.2. Проектная задача по «Путешествуем по островам»………………………………32
2.3. Проектная задача по «Путешествие на таинственную планету»…………………43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………... 48
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ………………………………………………………………. 49
РАЗДЕЛ 1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.
Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.
Исследование – это процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. (А.И. Савенков)
Исследовательская деятельность – это специфическая человеческая деятельность, регулируемая сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение потребностей: познавательных, интеллектуальных, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью, объективными законами и обстоятельствами, которые определяют реальность и достижимость цели. (И. А. Зимняя)
Исследовательская деятельность учащихся – это форма проявления учебно-познавательной творческой деятельности учащихся школ, которая заключается в приобретении ими субъективно нового знания при решении учебных исследовательских задач и способствующая развитию личности субъекта учения [3]
К исследовательской деятельности новый стандарт ФГОС НОО предъявляет требования, которые отражены в разделе метапредметных результатов подпунктом «базовые исследовательские действия». Так же захватывает требования, связанные с работой над информацией, таким образом мы опираемся на пункт «работа с информацией». [1]
Основные требования:
- определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
- с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
- сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
- выбирать источник получения информации;
- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
- соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
- анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
- самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. [1]
Цель исследовательской деятельности – привить интерес к различным областям науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Для этой цели в школе создаются исследовательские секции. [3]
Задачи исследовательской деятельности:
знакомство с проведением учебных исследований;
развитие творческой исследовательской активности;
стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;
ознакомление с научной картиной мира;
вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс. [3]
Виды исследований:
экспресс-исследования (массовое кратковременное участие детей разных по своему уровню развития);
долговременные исследования (форма индивидуальной работы или небольшой группы обучающихся, которая проходит определённый путь).
Этапы исследовательской деятельности:
выбор темы;
постановка цели и задач;
гипотеза исследования;
организация исследования;
подготовка к защите и защита работы.
Темы исследований:
фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);
экспериментальной;
изобретательской;
теоретической.
Исследовательские умения:
ищут информацию для своих исследований;
проводят анкетирование, опрос или эксперимент;
подбирают фотографии;
оформляют готовый материал;
выступают.
Роль учителя – дать позитивный настрой и показать перспективу обучающемуся. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников.
Роль родителей:
консультирует;
отслеживает выполнение плана;
решает оперативные вопросы;
помогает в предварительной оценке проекта;
участвует в подготовке презентации;
обеспечивает наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.
Таким образом, проектно-исследовательская деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу. Проектно - исследовательская деятельность указывает на преимущества применения данного метода в образовательном и воспитательном процессе: работа над проектами повышает активность и самостоятельность разных по уровню развития и способностям учащихся. Успешные, способные учащиеся при выполнении проектов могут проявить свои познавательные и творческие способности. Проблемные учащиеся, которые учатся без интереса и с трудом, заинтересовавшись какой-то проблемой, и выполнив проект, пусть даже на вторых ролях, часто повышают самооценку, на деле почувствовав себя нужными и значимыми; работа над проектами стимулирует познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к предметам, сплачивает коллектив.
1.2. Типичные ошибки при проведении исследования. Примеры ошибок в детских исследовательских работах.
Способы выбора темы:
из жизненно-важных ситуаций, в которые попадает ребенок, вопросов
из предложенных конкурсов различного уровня: школьных, городских, и т.д.
из предложений учителя (наименьшая степень самостоятельности) [5]
Как выявить проблему:
Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы - учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения. Можно предложить подумать и записать проблемы, которые волнуют или интересуют ребенка. [5]
Для уточнения проблемы можно провести анкету:
Что мне интересно больше всего?
Чем я хочу заниматься в первую очередь (например, математикой или поэзией, астрономией или историей)?
Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?
Что из изученного в школе хотелось бы узнать глубже?
Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?
Какими могут быть темы исследования:
Все темы можно условно объединить в три группы:
Фантастические - темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;
Экспериментальные, эмпирические - темы, предлагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
Теоретические - темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др.
Правила выбора темы исследования:
Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его, нести в себе познавательный заряд.
Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности.
Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. [5]
В статье «Как выбрать тему исследования» выделяются типичные ошибки, которые допускают младшие школьники при выборе и формулировании темы исследования: [5]
Типичные ошибки при выборе темы:
Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она ни казалась взрослым, не дает должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска ребенок будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное, «добровольно-обязательное мероприятие.
Тема зависит в первую очередь от интересов ребенка, но, двигаясь навстречу им, следует держаться ближе к той сфере, где вы сами чувствуете себя одаренным.
Часто дети не доводят дело до конца. Выполнить задание «на одном дыхании» практически очень сложно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.
Примеры ошибок при выборе темы исследования:
Взята слишком узкая тема исследования («Реалистические черты в рассказе «Бирюк», «Образ моря в элегии А.С. Пушкина «Погасло дневное светило»).
Тема исследования сформулирована слишком широко. («Культура Руси XII века», «Слово о полку Игореве» и литература», «Нравственные принципы В.А. Каверина», «Сцены дуэли в произведениях А.С. Пушкина» — темы по глубине и объёму соотносимы с научными монографиями.)
Тема не соответствует возрасту. («Непристойная лексика в переписке школьников на страницах Интернета» — 7 класс.
Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы это исследование проводим. Цель указывает общее направление деятельности.
Цель должна быть:
Конкретна, определяет результат деятельности.
Формулировка цели должна начинаться с глагола в неопределённой форме (например, создать, сформулировать...)
Достижима.
Измерима, контролируема, в отдельных случаях диагностируема.
Определена во времени, так как определены сроки проведения исследования.
Рекомендации по постановке целей:
Краткосрочные цели – самые важные, при их постановке нужно быть более чем реалистичным.
Убедитесь, что сформулированная цель определяет именно ту деятельность, которую вы задумали.
Прислушайтесь к чувствам, возникающим в момент определения целей – любые сомнения или ощущения дискомфорта свидетельствуют о неправильно выбранной или сформулированной цели.
Периодическая коррекция или кардинальная смена целей естественны – мир меняется, и мы меняемся вместе с ним.
Время, потраченное на целеполагание, с лихвой окупается благодаря минимальным потерям от бессмысленных метаний.
Деление цели на задачи происходит для того, чтобы:
выделить более простые и доступные для выполнения операции;
создать последовательность выполнения операций с учётом их связи, сложности, времени выполнения, то есть выработать тактику достижения целей;
смоделировать весь объём работы и рассчитать свои силы.
Выделяют классы задач:
Связанные с изучением теории: изучить состояние проблемы…, провести анализ…
Связанные с изучением состояния практики и проявлением предмета исследования: охарактеризовать …, описать опыт…, определить роль и место…
Связанные с созиданием новых теорий, идей, учений: разработать…, классифицировать…, систематизировать…, обобщить…, выявить…, подготовить.
Связанные с экспериментом: экспериментально проверить, изучить…
Разработанные на протяжении всего исследования методические рекомендательные материалы: рекомендации по использованию…, комплекс заданий…
Типичные ошибки при определении цели и задач:
Цели исследования завышены.
Несоответствие цели теме и проблеме исследования.
Неясность, неточность формулировки целей.
Формулировка и содержание задач не соответствует теме проекта.
Количество задач более 5-ти.
Нарушена логическая последовательность задач. [5]
Умение выдвигать гипотезы, строить предположения – одно из главных, базовых умений исследователя. В этом процессе обязательно требуются оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества как решительность и смелость.
Методы выдвижения гипотезы:
Метод подбрасывания идей. Суть его в том, что чужая идея не так вдохновляет на деятельность, как своя.
Метод личного примера. Если учитель излагает материал увлечённо и заинтересованно, то проблем не бывает. Материал должен нравиться ученику и учителю.
Мозговой штурм. Это метод свободного генерирования идей.
Дискуссия. Рассматривая дискуссию, как коллективное обсуждение какого-либо спорного или важного вопроса с целью нахождения истины, необходимо помнить, что многое здесь зависит от ведущего. В этой роли лучше всего выступить учителю.
Деловая игра.
Требования к гипотезе:
Она должна:
быть проверяема, подтверждена;
быть логически непротиворечивой;
быть реально опровергаемая или доказуемая;
содержать предположение. [5]
Типичные ошибки:
Гипотеза не удовлетворяет основному требованию – быть проверяемой и доказуемой;
Не содержит предположение;
Не соответствует фактам по теме исследования.
Упражнения на обстоятельства:
При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? Можете ли вы придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов?
ветка дерева;
телефон;
кукла;
фрукты;
гоночный автомобиль;
Очень эффективно в плане тренировки умения выдвигать гипотезы упражнение, предполагающее обратное действие. Например: при каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?
В исследовании «Взаимоотношения кошки и собаки в семье» обучающийся потерял балл в критерии «цель сформулирована четко и доступно». Цель начиналась не с глагола в неопределённой форме. Цель не является четкой, хоть и соответствует теме исследования. Так же был упущен критерий о последовательности, так как в оглавлении не прописаны этапы, а так же не наблюдалось приложение.
В исследовании «Все ли мы знаем о ежах?» обучающийся так же допустил ошибку в последовательности.
В исследовании «Аквариум и его обитатели», был потерян балл в критерии «Знакомство с современным состоянием проблемы». В самом исследовании нет проблемы, все строится на интересе ребенка.
Критерии оценивания детских исследовательских работ.
Таблица 1. Критерии оценки детских исследовательских работ.
Критерии оценки детских исследовательских работ | Количество баллов |
Тема исследования актуальна. | 0-1 |
Тема исследования соответствует содержанию. | 0-1 |
Тема исследования соответствует возрасту. | 0-1 |
Цель исследования соответствует теме. | 0-1 |
Задачи соответствуют поставленной цели. | 0-2 |
Исследование содержит гипотезу. | 0-1 |
Гипотеза подтверждена аргументами. | 0-1 |
Последовательность соответствует содержанию проведения исследования. | 0-1 |
Методы соответствуют сформулированным задачам работы. | 0-1 |
Исследователь ссылается на научные источники. | 0-1 |
Текст работы представлен в научном стиле. | 0-1 |
Результаты соответствуют заявленной цели. | 0-1 |
Вывод соответствует результатам исследования. | 0-1 |
В работе присутствует список использованной литературы. | 0-1 |
Работа оформлена в соответствии с предъявляемыми требованиями. | 0-1 |
ИТОГО | 16 |
0 – критерий не проявляется;
1 – критерий проявляется в полной мере.
Паспорт исследования №1
«Способы очищения воды в домашних условиях»
В качестве примера прикладываю свой паспорт исследования на тему «Способы очищения воды в домашних условиях»
№ | Компоненты паспорта | Описание исследования |
1 | Тема исследования | Способы очищения воды в домашних условиях. |
2 | Актуальность исследования | Качество нашей жизни, здоровье зависит от качества воды, которую мы пьем. Но ухудшение экологической ситуации приводит к появлению в пресной воде нежелательных примесей. Кроме того, вода, которая поступает в дома, часто обрабатывается хлором, вредным для организма человека. Мне стало интересно узнать о способах очищения воды в домашних условиях. Поэтому я решила провести исследование на эту тему. |
3 | Проблема исследования | Загрязненная вода приносит вред здоровью человека |
4 | Объект исследования | Вода |
5 | Цель исследования | Для учителя: организация деятельности учащихся 3 класса для формирования базовых исследовательских действий по теме «Очистка воды» Для ученика: познакомиться со способами очистки воды в домашних условиях. |
6 | Задачи исследования | Для ученика: Собрать информацию по данной проблеме. Проанализировать полученный материал. Провести опрос одноклассников и сверстников на данную тему. Провести опыты по очистке воды. Проанализировать полученные результаты. Заполнить дневник исследователя. |
7 | Гипотеза исследования | Если подобрать соответствующие материалы, то и в домашних условиях можно очистить воду. |
8 | Методы исследования | Анализ литературы, наблюдение, эксперимент, анализ, обобщение. |
9 | Тип исследования | По продолжительности: краткосрочный По организационной форме: групповой По содержанию: монопредметный |
10 | Этапы реализации исследования, краткое их описание | 1. Подготовительный: определение темы, проблемы, цели и задач исследования, подбор методов, составление плана. 2. Теоретический: сбор информации по теме проекта. 3. Практический: формулировка гипотезы, проведение опыта 4. Аналитический: обработка собранной информации и данных эксперимента. 5. Презентационный: представление дневника исследователя. 6. Рефлексивный: анализ проделанной работы, выявление собственных трудностей
|
11 | Исследовательский этап проекта (полное описание) | Цель исследования: изучить способы очистки воды в домашних условиях. Ход исследования: 1.группа (опыт): 1.В пробирку с теплой водой добавить немного земли. 2.Перелить грязную воду через бумажную салфетку в пустую пробирку. 3.Сделайте вывод: что появилось на салфетке? 4.С помощью белого листа бумаги сравните результаты исследования: приложите лист бумаги к пробирке с чистой водой и к пробирке с водой, пропущенной через бумажную салфетку. Вода стала чистой или в ней остались грязные частицы? 2.группа (опыт): 1.В пробирку с теплой водой налить зеленку (1 капля). Перемешать. 2.Добавить в раствор активированный уголь. 3.С помощью воронки с ватным диском, перелить раствор в пустую пробирку. 4. Сделайте вывод. Сделайте вывод проведенного исследования, запишите в дневник наблюдений: -С помощью чего очищали воду? -Каким образом очищали воду? -Вода очистилась полностью или в ней остались грязные частицы? |
11 | Оборудование для проведения исследования | пробирки с чистой водой, пробирки с загрязненной водой, уголь, воронка, песок, бумажные салфетки, лист бумаги, ИКТ. |
12 | Продукт исследования | Дневник исследователя |
13 | Перспектива исследования | Создание журнала «Юный биолог» с опытами
|
14 | Используемые источники | https://www.youtube.com/watch?v=gTmyKnj0VG0 https://multiurok.ru/files/issliedovatiel-skaia-rabota-na-tiemu-sposoby-ochis.html
|
1.5. Паспорт исследования №2 ««Чипсы «Lay’s»: любимое лакомство или вредный продукт»
В качестве примера прикладываю паспорт исследования моей одногруппницы Третьяковой Елизаветы на тему «Чипсы «Lay’s»: любимое лакомство или вредный продукт».
№ | Компоненты паспорта | Описание исследования |
1 | Тема исследования | «Чипсы «Lay’s»: любимое лакомство или вредный продукт» |
2 | Актуальность исследования | Большинство детей и взрослых любят и предпочитают есть чипсы нежели, например, фрукты. В настоящее время в магазинах можно купить разные виды чипсов, которые привлекают внимание покупателей своей яркой красочной упаковкой. Меня это тоже привлекает. Большинство моих одноклассников во время перекуса отдают предпочтение чипсам. Быстро перекусить и насытиться «этим удовольствием» не всегда бывает полезно. По телевизору я увидела список продуктов, которые несут вред нашему организму. Учёные определили 10 худших продуктов, которые гарантированно приводят к проблемам с весом, сбоям в работе организма и даже могут отразиться на здоровье потомков. И на первом месте по статистике находятся чипсы и картофель фри. Мне говорили родители, что они вредные, но я всё равно их любила.
И я решила разобраться, в чём вред чипсов. Провела опрос среди одноклассников и сверстников.
Исходя из данных опроса было выявлено, что 48,3% в своём рационе питания очень часто употребляют чипсы, а 17,2% - каждую неделю или даже месяц покупают себе чипсы.
Единственный аргумент, который можно привести в пользу картофельных перекусов – их замечательный вкус. Опрошенные считают, что чипсы приносят вред организму человека, но некоторые считают, что чипсы и пользу могут приносить. С этим я и решила разобраться. |
3 | Проблема исследования | Основываясь на результатах исследования потребительских предпочтений на рынке снеков в России, россияне не беспокоятся за своё здоровье и большое количество людей приобретает чипсы «Lаy`s».
Таким образом, проблема исследования: чипсы «Lаy`s» - вред или польза? |
4 | Объект исследования | Чипсы «Lay’s». |
5 | Цель исследования | Для учителя: организация деятельности по формированию исследовательских действий учащихся 2 класса по теме «Чипсы «Lay’s»: любимое лакомство или вредный продукт». Для ученика: выявить наличие у чипсов «Lаy`s» веществ, которые приносят вред организму человека. |
6 | Задачи исследования | Собрать информацию по данной проблеме. Проанализировать теоретическую литературу по теме исследования. Провести опрос у одноклассников и сверстников на данную тему. Провести экспериментальное исследование с целью опровержения или подтверждения гипотезы. Сформулировать выводы. Заполнить таблицу исследования. |
7 | Гипотеза исследования | Предполагаю, что состав чипсов ««Lаy`s» содержит наибольшее количество вредных веществ.
|
8 | Методы исследования | Анализ литературы, опрос, эксперимент, обобщение. |
9 | Тип исследования (по продолжительности) | По продолжительности: краткосрочный. По организационной форме: индивидуальный. По содержанию: монопредметный (окружающий мир). |
10 | Этапы реализации исследования, краткое их описание | Подготовительный: определение темы, проблемы, объекта, цели и задач исследования, подбор методов, составление плана. Теоретический: опрос одноклассников и сверстников на тему «Чипсы «Lay’s»: любимое лакомство или вредный продукт», сбор информации по данной теме, анализ интернет ресурсов. Практический: формулировка гипотезы, проведение экспериментов. Аналитический: анализ результатов, формулировка выводов, создание таблицы исследования. Презентационный: выступление. Рефлексивный: провести анализ проделанной работы, выявить положительные стороны, а также затруднения.
|
11 | Исследовательский этап проекта (полное описание) | Цель исследования: выявить наличие у чипсов «Lаy`s» веществ, которые приносят вред организму человека.
Ход исследования: 1. Проведение опроса одноклассников и сверстников на тему «Чипсы «Lay’s»: любимое лакомство или вредный продукт», который состоит из двух вопросов: - Как часто Вы едите чипсы? - Как Вы считаете, чипсы приносят вред или пользу организму человека? 2. Мною были подобраны эксперименты, которые помогли выяснить вредные вещества чипсов. 3. Ознакомление с таблицей исследования и алгоритмами работы.
4. Проведение опыта №1 «Определение жиров». Оборудование: чипсы, бумага А4, защитные перчатки, влажные салфетки. Алгоритм работы: 1. Возьмите лист бумаги А4. 2. Возьмите один чипс и положите его на лист бумаги А4. 3. Согните лист пополам, раздавив испытуемый образец. 4. Разверните лист и рассмотрите его. Заметили ли вы на нём что-нибудь интересное? Сделайте вывод, записав в таблицу. 5. Опыт №2 «Определение крахмала». Оборудование: чипсы, бумага А4, спиртовой раствор йода, защитные перчатки, влажные салфетки. Алгоритм работы: 1. Возьмите спиртовой раствор йода и аккуратно его откройте. 2. Возьмите ватную палочку, обмокните её в йод. 3. Нанесите спиртовой раствор йода на ломтик чипса. 4. Подождите 1-2 минуты. 5. Какие изменения вы заметили? Сделайте вывод, записав в таблицу.
6. Опыт №3 «Определение количества соли». Оборудование: чипсы, ложка, вода, глубокая ёмкость, защитные перчатки, влажные салфетки. Алгоритм работы: 1. Возьмите ёмкость. 2. Раскрошите чипсы, положите их в ёмкость и залейте водой. 3. Размешайте ложкой. 4. Через 1-2 минуты попробуйте воду. 5. Какой вода оказалась на вкус? Сделайте вывод, записав в таблицу.
7. Опыт №4 «Горение чипсов». (под руководством учителя). Оборудование: спички, пинцет, глубокая ёмкость, чипсы, фартук, защитная маска для глаз, перчатки. Алгоритм работы: Попросите учителя помочь вам в проведении данного опыта. 1. Подожгите ломтик чипсов. 2. Какой запах вы почувствовали? Сделайте вывод, записав в таблицу.
8. Формулировка выводов. Возвращение к гипотезе. Предполагаемый общий вывод исследования: наша гипотеза подтвердилась. Состав чипсов ««Lаy`s» содержит наибольшее количество вредных веществ: масла и крахмала, соли, а также опасного вещества, являющегося ядом для нашего организма. Исходя из полученных данных, мы исключили чипсы из нашего рациона питания, потому что не хотим погубить своё здоровье.
|
12 | Оборудование для проведения исследования | Чипсы «Lay’s», бумага А4, спиртовой раствор йода, ложка, вода, глубокая ёмкость, спички, пинцет, фартук, защитная маска для глаз, защитные перчатки, влажные салфетки.
|
13 | Продукт исследования | Таблица исследования.
|
14 | Перспектива исследования | Таблица исследования может быть использована в: 1) проведении акции (деление опытом исследования, раздача ярких листовок с таблицей, демонстрирующей влияние чипсов на организм человека); 2) помощи организации мероприятия «Здоровый образ жизни» (создание плаката, содержащего информацию из таблицы и представленную в виде рисунков); 3) личной жизни обучающихся.
|
15 | Используемые источники | https://03nvkz.ru/2023/05/29/топ-10-самых-вредных-продуктов/ https://iom.anketolog.ru/2021/06/04/chipsy - «Какие чипсы вкуснее? Рейтинг популярных торговых марок / Анкетолог». https://moluch.ru/young/archive/5/253/ - «Молодой учёный. Чипсы для здоровья — мина замедленного действия?». https://72.rospotrebnadzor.ru/content/465/98060/#:~:text=Картофель%20фри%2C%20чипсы%2C%20хлеб%20из,и%20сахарами%2C%20во%20время%20нагревания – «Что такое акриламид?». https://svetin-160.ucoz.com/issledovat/mozhno_li_detjam_est_chipsy.pdf https://school-science.ru/3/1/32491
|
РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура
Проектная деятельность – это способ организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата и ориентирован на интерес, творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы. [7]
Место проектной деятельности в современном начальном образовании.
Проектная деятельность в начальной школе способствует развитию познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, а также критического и творческого мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему.
Проектная деятельность в начальной школе успешно сочетается с исследовательской, так как дети — прирождённые исследователи, наблюдательные и любознательные. [7]
Показатели готовности младших школьников к проектной деятельности.
Коммуникативные умения: умение спрашивать, управлять голосом, выражать свою точку зрения и договариваться.
Развитие мышления: развитие аналитико-синтетических действий, наличие алгоритма сравнительного анализа, умения вычленять существенный признак и соотносить данные, а также гибкость, вариативность и самостоятельность мышления.
Опыт развёрнутой, содержательной и дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности: умение адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников, обоснованно и доброжелательно оценивать результат и процесс решения учебной задачи, а также делать конструктивные пожелания и замечания. [7]
Виды проектов:
Исследовательские: дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна. По структуре напоминают научное исследование.
Ролевые: с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.
Информационно
-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы. Например, оформление и дизайн класса, витражи и др.
Творческие: оформление результата в виде урока, внеклассного мероприятия, предметной недели. Предполагают максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. [7]
Основные требования к проекту:
1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) - исследовательской, информационной, практической.
Поиск социально значимой проблемы - одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать учителю-руководителю проекта вместе с учащимися – проектантами.
2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.
Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.
3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
Таким образом, отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.
4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.
В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.
5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы. [7]
Формы продуктов проектной деятельности:
• выставка;
• газета;
• стенд;
• музыкальное произведение;
• мультимедийный продукт;
• оформление кабинета;
• постановка;
• игра;
• костюм;
• коллекция;
• модель;
• праздник.
В ряде случаев на вид продукта сразу указывает тема проекта. Но чаще всего его выбор — непростая творческая задача, от решения которой во многом зависит мотивация участников проектной группы к дальнейшей работе.
Следующим важным вопросом является понимание разницы между тем, что делает школьник и тем, что делает учитель (руководитель работы) в процессе выполнения исследования или проекта (табл. 1). [4]
Таблица 1 «Деятельность учителя и учащегося в процессе выполнения исследования или проекта»
Учащийся | Учитель |
Исследовательская деятельность, потому что личная мотивация связана с получением объективно новых знаний об объекте своего исследования | Проектная деятельность, потому что смысл этой деятельности заключается в достижении главной цели образования – повышения качества образования учащегося |
Научный подход к деятельности, потому что критерием качества исследования является его объективность, т. е. принципиальная воспроизводимость результата | Научно-организационный подход, потому что главный смысл деятельности сводится к созданию условий, раскрывающих исследовательские способности учащегося |
Еще необходимо отметить, что умения и навыки, получаемые учащимися при выполнении проектных либо исследовательских работ, также различаются. Кратко эти различия приведены в таблице 2. [6]
Таблица 2 "Умения и навыки, получаемые учащимися при выполнении проектных и исследовательских работ".
Проект | Исследование |
Умение целенаправленно продвигаться к заранее намеченной цели, уверенно преодолевать мешающие и тормозящие обстоятельства | Максимально вдумчиво проверять результаты наблюдений и экспериментов, не подтверждающих заранее выдвинутую гипотезу |
Оценивать успешность выполнения проекта по максимальному соответствию реальной и планировавшейся деятельности | Оценивать успешность выполнения исследования по степени достоверности полученных результатов |
Умение максимально широко использовать и рекламировать результат проекта. Осознавать ценность полностью завершенного проекта | Замечать, запоминать и следить за «второстепенными» наблюдениями, понимая, что это материал для будущих исследований |
Сравнительная таблица проекта и проектной задачи.
| Основание для сравнения | Проект | Проектная задача |
1 | Педагогическая цель | Формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. | 1-3 класс: формирование разных способов учебного сотрудничества. 4 класс: формирование способности к переносу известных способов действий в новую для них модельную ситуацию. |
Цель детская | Решение конкретной проблемы, достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. | Разрешить поставленную задачу на основе известных способов действия по существу конструировать собственный новый способ действия. | |
2 | Продолжительность | От урочных до годичных | На решение предметных проектных задач требуется два урока, на решение межпредметных задач - по два урока ежедневно в течение недели. |
3 | Форма организации | Индивидуальные или групповые | Групповая (реже парная) |
4 | Структура | 1.Проблема (целеполагание) 2.Проектирование (планирование) 3.Поиск информации 4.Продукт 5.Презентация. | Анализ ситуации. Выявление дефицитов. Оценка необходимости восполнения дефицита. Постановка (принятие) цели действия. Поиск средств, возможных путей решения. Выбор средств решения проблемы. Решение проблемы. Анализ полученного результата. Представление окружающим полученного результата. |
5 | Деятельность учащихся | Разрабатывают замысел, ищут пути реализации, | Выполняют несколько взаимосвязанных сюжетом заданий, которые помогают учащимся разрешить поставленную задачу. |
Воплощают его в продукте, демонстрируют готовый продукт. | Получение еще никогда не существовавшего в практике ребёнка результата (продукта). | ||
6 | Результат | Должно происходить качественное изменение учащегося | Качественное изменение самого ребёнка (группы детей) |
не предсказуем | Отсутствие жестко определенного "ответа" | ||
реальный продукт, который можно представить другим. | реальный продукт (текст, схема или макет, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Он может быть "оторван" от самой задачи и жить своей жизнью. | ||
7 | Формируемые универсальные умения | 1. Рефлексивные 2.Поисковые (исследовательские) 3.Навыки оценочной самостоятельности. 4. Умения и навыки работы в сотрудничестве 5. Менеджерские умения и навыки 6. Коммуникативные 7. Презентационные умения и навыки. | Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки). Ставить и удерживать цели. Планировать свою деятельность. Моделировать (представлять способ действий в виде схемы - модели, выделяя все существенное и главное). Проявлять инициативу при поиске способов решения задачи. Взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументированно отклонять точки зрения других. |
8 | Средства | Проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств | Задаются все необходимые средства и материалы в виде системы (или набора) заданий, требуемые для их выполнения. |
9 | Возраст участников | Старшеклассники (подростковая школа) | Младшеклассники (начальная школа) |
Отличие проекта от исследования.
Принципиальное отличие проекта от исследования состоит в том, что работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной лично значимой или социально-значимой проблемы, исследование же не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта. Исследовательская деятельность обучающихся связана с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Проект всегда ориентирован на практику.
2.2. Проектная задача «Путешествуем по островам»
В качестве примера прикладываю свою проектную задачу на тему «Путешествуем по островам».
Дорогие друзья!
Острова: на что они похожи?.. Некоторые острова напоминают своими очертаниями живые существа или что-то другое. Среди них большинство - дело рук природы, но есть и рукотворные. Людей всегда привлекают острова, своей красотой природы, разнообразием флоры и а фауны. И вы сегодня отправитесь в путешествие по островам мира.
Ваша задача заключается в продуктивном путешествии по этим островам, конечным продуктом этой задачи будет ваш собственный остров, сделанный своими руками.
Данная работа имеет большое практическое значение. Если вам удастся создать свой привлекательный остров, дать ему название, характеристику, то Туристическое агентство «Остров-ТУР» готово разместить результаты вашей работы на своем официальном сайте с возможным внесением этого острова в список виртуальных островов.
Вам необходимо будет собрать всю имеющуюся информацию об островах, через всевозможные источники, решить конкретные практические задания, которые будут необходимы для создания своего макета.
Желаем творческих успехов!
Задание 1 1. Прочитать текст. 2. Выписать из текста и занести в таблицу соответствующие данные.
Наша планета Земля имеет разнообразные участки суши, которые со всех сторон окружает вода. Наибольшие такие участки называются континентами или материками. Участки суши поменьше называются островами. Наибольший остров мира - это Гренландия, его вполне можно сравнивать по размерам с наименьшим континентом – Австралией. Он расположен на северо-востоке Северной Америки. Основные народы на территории Гренландии — это гренландские эскимосы (на местном языке — калааллиты), составляющие около 90 % всего населения; остальные 10 % — в основном датчане и другие европейцы. Множество островков юго-западной и центральной тихоокеанских частей объединяются в цельную островную страну, прозванную Океанией. Архипелаги – это объединение группы островов. Иногда архипелаги - это 2–3 острова, а иногда это бесчисленно количество мельчайших островков, таких как в Индонезии. Переходные зоны между океанами и материками имеют несколько цепочек островных дуг – архипелагов, расположившихся по краям глубоководных желобов. Таковыми островами являются Японские, Курильские и Алеутские острова. Такие районы обладают повышенной сейсмической опасностью, здесь часто происходят извержения и землетрясения.
Задание 2 Большинство островов находится в Западном или Восточном полушарии. Найди в Западном и Восточном полушариях 20 островов, обведи их в кружочек, на отдельном листочке запиши острова в алфавитном порядке. Найди остров, в названии которого все согласные звуки звонкие и просклоняй это слово по падежам.
| ||||||||||||||||||||||||
Задание 3 Вы получили интересное письмо из племени Мурси острова Мадагаскар, прочтите его внимательно, изучите особенности диалекта этого племени. Переведите на русский язык данное сообщение. Напишите ответное письмо для иноземцев на их языке. В наш племени жив сам ловк и смел островитян. Мы сам удачлив охотник и умел земледелец. У нас сам уютн дом. В наш племени очень весел праздник и вкусн ед. Откуда вы приехал и для чего? Расскаж нам о своей стран, о себ. ________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________
| ||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||
Задание 4
Прочитай задачу, сделай схему и реши её. С двух островов, расстояние между которыми 290 км, одновременно вышли навстречу друг другу два катера с туристами. Первый катер шёл со скоростью 70 км/час, второй со скоростью 65 км/час. Через сколько часов катера с туристами встретились?
Задание 5 Найдите рисунки животных, обитающих на островах и тексты с их описанием, подпишите названия животных. 1.Это сумчатое животное хорошо лазает по деревьям. Длинные пальцы на передних ногах позволяют ему держаться за ветки и хватать плоды. Его ещё называют древесным. Это животное обитает обычно в горных лесах. Большую часть времени они проводят на деревьях и спускаются с них иногда за едой. Кстати, спускаются они иногда очень быстро – при помощи падения. Могут упасть и с высоты в 18 метров без особого для себя вреда. Питаются они тем, что дают деревья – листьями, плодами, мхами. По веткам они скачут – как пружины. Длина прыжка достигает 9 метров. 2.Крупное (длиной до 3-4 метров) пресмыкающееся. Преимущественное место обитания – равнинные реки. Молодые животные кормятся насекомыми и мелкими ракообразными, а взрослые поедают самых разных животных. Длина взрослого животного достигает шести метров, а вес приближается к тонне. Он в мгновение ока погружается под воду на несколько метров и мигом справится с такой крупной добычей, как буйвол. 3.Этот небольшой зверек, около 60 см длиной, покрытый густой бурой шерстью, с перепонками на лапах и утиным клювом. Он живет в норах по берегам рек. Это водоплавающее млекопитающее. Самка откладывает два яйца. Малыши, вылупившись из яиц, питаются молоком матери. Зверёк питается мелкими животными — моллюсками и рачками. утконос 4. Этих пресмыкающихся можно безошибочно отличить от других животных по наличию панциря. Спереди и сзади панцирь имеет отверстия, через которые животное выдвигает свои конечности. Питаются в основном растительной пищей, а пресноводные, наоборот, в большинстве своём хищники. Они поедают различных моллюсков, членистоногих, рыб и других позвоночных. 5. Это животное относится к роду сумчатых, семейства Поссумы. Они селятся в лесах и кустарниковых зарослях, при этом нечасто спускаясь на землю. Длина тела составляет от 24 до 65 сантиметров, а длина хвоста - от 24 до 60 сантиметров, вес доходит до от 1 до 7 килограммов. Мех густой и пушистый, он может оказаться белым, рыжим или даже чёрным. Их морда короткая, уши мелкие и практически незаметные, а длинный хвост наполовину покрыт жёсткими чешуйками, т.к. он хватается им за ветви. Благодаря цепкому хвосту и 2-м крупным пальцам на любой руке они отлично адаптировались к собственной среде обитания – влажным тропическим лесам. Целый день они спят в дуплах деревьев, а ночью неспешно лазают по деревьям в поисках пищи.
_________________________________________________________________________________________________________
| ||||||||||||||||||||||||
Задание 6 Герой стихотворения Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» вспоминает о том, как в половодье зайцев спасал: Вижу один островок небольшой – Зайцы на нем собралися гурьбой. С каждой минуты вода подбиралась К бедным зверькам; уж под ними осталось Меньше аршина земли в ширину, Меньше сажени в длину.
Насколько мал был тот островок? Найди площадь этого острова? Материал для справок: Ширина = 1 аршин = 71 см. Длина = 1 сажень = 1 м 72 см
Ответ: | ||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||
Задание 7 Рассмотри картинку, прочитай описание дерева Баобаб. Как вы думаете, почему эти деревья называют отшельниками. Обоснуй свой ответ и запиши.
Ответ:_________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________
| ||||||||||||||||||||||||
Задание 8 Вот вы и подошли к концу решения задачи. Вы готовы приступить к изготовлению конечного продукта. Но попробуйте сначала ответить на вопросы: - Что можете рассказать о необычности своего острова? -Чем привлекателен ваш остров? Запишите коротко. ______________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________
| ||||||||||||||||||||||||
Задание 9 Сделайте рисунок по описанию. На суше растут небольшие кусты и три пальцы. Внешним видом кустики напоминают тучки. Прямо из этих кустиков растут три пальмы. Две из них немного наклонены, а центральная пальма стоит ровно. Кустики острова зеленого цвета, а желтым цветом обозначены границы пляжа острова. Океан окрашен в голубой цвет. Стоит отметить один важный момент, между желтой сушей и голубым океаном должно быть небольшое пустое белое пространство. Таким образом, рисунок будет более реалистичным.
Задание 10 Сделайте модель своего острова. Материалы: пластилин, пенопласт, картон, ножницы, клей, линейка, простой карандаш, ластик.
| ||||||||||||||||||||||||
Задание 11
Итог Выберите задания, которые понравились вам больше всего. Обсудите свой выбор: Нам понравились задания №…,……., ………, ……, … потому что____________________________________________________________________________________________________
СПАСИБО ЗА РАБОТУ!
|
2.3. Проектная задача по «Путешествие на таинственную планету»
В качестве примера прикладываю проектную задачу моей одногруппницы Дружининой ксении на тему «Путешествие на таинственную планету»
Дорогие ребята, вы любите путешествовать? Наверное, да. А что нужно для путешествия? Прежде всего, умение работать вместе при решении общей задачи. Сегодня вам предстоит в группах совершить космическое путешествие к неизвестной планете, но по пути вы должны не пропустить ни одного сигнала бедствия. Вы будете помогать всем, кто об этом попросит. Если вы выполните все условия, то успешно долетите до таинственной планеты, название которой вы узнаете в конце полёта только после выполнения всех заданий.
«Путешествие на таинственную планету»
Задание 1.
С давних пор человек мечтал побывать в космосе. И вот однажды мечта людей о полете в космос сбылась. Самым первым, самым отважным и храбрым оказался наш соотечественник – Юрий Алексеевич Гагарин. Затем были и другие космонавты. Одним из них была женщина.
А) Расшифруйте имя, отчество, фамилию первой женщины – космонавта. Для этого вам поможет порядковый номер каждой буквы алфавита.
Алфавит.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
3, 1, 13, 6, 15, 20, 10, 15, 1
____________________________________
3, 13, 1, 5, 10, 14, 10, 18, 15, 1
_______________________________
20, 6, 18, 6, 26, 11, 16, 3, 1
_________________________________
Б) Когда произошло это событие?
- Укажите число, это результат умножения 8 на 2 ____________
- Укажите название месяца, если это первый летний месяц __________________
- Укажите год, для этого найдите результаты выражений и запишите их рядом друг за другом ___________г.
16-15= 21-12 = 2∙3= 15:5=
Задание 2.
Для полёта вам понадобится летательный аппарат – ракета. Вам нужно изготовить её самим, следуя инструкции.
Инструкция изготовления ракеты:
1.Приготовьте детали для ракеты:
- прямоугольник, длина которого 10см, а ширина 4см;
- три треугольника, которые нужно получить из квадрата.
2. Разложите детали ракеты на большом листе:
- прямоугольник разместите вертикально, отступив от середины нижнего края листа вверх 3см;
- к верхней стороне прямоугольника приложите больший треугольник;
- треугольники меньшего размера разместите справа и слева от нижней части прямоугольника;
- прямоугольник переместите на 1см вверх или треугольники опустите на 1см вниз (прямоугольник и треугольники расположены не на одном уровне).
3. Приклейте детали.
4. Возьмите трафареты для иллюминаторов, приготовьте детали (используя бумагу другого цвета), их должно быть больше одного, но меньше трёх.
5. Разместите и приклейте детали иллюминаторов на корпусе ракеты.
Итак, ваша ракета готова. Теперь вы можете начать полёт. Но сначала дайте название вашей ракете и напишите его на первом листе задачи.
Задание 3.
Итак, старт!
Корабль отправляется в путь. Начинаем обратный отсчёт:
Продолжите числовой ряд.
10, 9, …………………………………………………………
Задание 4.
Стоп! Вы прилетели на заколдованную злым волшебником планету. Жители этой планеты не могут найти свои дома. Вам нужно помочь людям вернуться каждому в свой дом. Известно, что крыша, стены и крылечко у всех домиков были разные. Причём, у каждого жителя расцветка домика была не такой, как у других. Имеется три вида краски: белая, синяя, красная. Какое максимальное количество домиков было на планете, не повторяясь в комбинации цветов? ____________________
Раскрасьте один из домиков.
Задание 5.
Внимание! Новая планета! Здесь нужна ваша помощь животным, которых вы должны узнать по описанию.
Это животное относится к семейству млекопитающих отряда китообразных. Голова относительно небольшая, часто с заострённой мордой. Тело вытянутое, обтекаемое. Есть спинной плавник. Эти животные подвижные и ловкие, водятся во всех морях. Питаются главным образом, моллюсками, ракообразными, рыбой. Они умеют разговаривать друг с другом. Они свистят. Учёные уже насчитали 186 разных «свистов». Любознательны. Ищут дружбы с человеком. Стайки этих животных часто следуют за кораблями, зовут поиграть.
На планете высохли все водоёмы и (вставьте название животного, которое вы узнали по описанию) ___________________ оказались на суше. Есть небольшой запас воды для бассейна. Вы должны произвести расчет для строительства бассейна, который вы будете строить из квадратов. Длины сторон квадратов должны быть: 5см, 3см, 2см, 1см, цвет квадратов будет чередоваться: синий, чёрный. Действуйте по алгоритму:
Начертите нужные квадраты, определите их цвет, раскрасьте и вырежьте.
В порядке убывания разместите и приклейте их на чистом листе (от отметки вправо).
Найдите периметр получившегося бассейна.
____________________________________________________________________________
Задание 6.
Эту планету посетили космические пираты и всех жителей планеты загнали в пещеру. Пещера заперта. Чтобы ее отпереть, нужен ключ. Вам предлагается план, где обозначено место, от которого нужно начинать поиски ключа (старый дуб). Ваша задача проста: чтобы найти ключ, нужно проложить путь к месту, где он находится (масштаб: 1 шаг=1 см). Для этого надо пройти от старого дуба 7 шагов на север, потом 5 шагов - на восток, потом еще 3 шага - на север, еще 4 шагов - на восток, 6 шагов – на юг. Поставьте точку К, где спрятан ключ.
- дайте название получившейся фигуре _____________________.
- вычислите длину получившейся фигуры ___________________
_______________________________________________________.
Ключи волшебные и отопрут пещеры в полночь сами, а мы должны отправиться в путь дальше.
Задание 7.
Итак, новая планета. На этой планете живут одни роботы, но их системы управления вышли из строя. Чтобы включить роботов, вы должны восстановить карту памяти. Для этого вам необходимо расшифровать поговорку, каждое слово которой записано анаграммой.
Колобя то нилобя коледане етдапа.
_______________________________________________________________________
Объясните, как вы понимаете эту пословицу.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8.
Мы приближаемся к таинственной планете. Узнайте её по описанию.
Эта планета входит в состав Солнечной системы. Она третья по счёту. Имеет шарообразную форму. Обращается вокруг Солнца и одновременно вращается вокруг своей оси. Луна – естественный спутник этой планеты. Эта планета получает от Солнца свет и тепло. На ней есть вода, планету окутывает толстый слой воздуха. На этой планете есть жизнь.
- Нарисуйте эту планету и подпишите её название. Звезду раскрасьте в жёлтый цвет.
Итоговое задание.
Проиллюстрируйте каждый этап своей работы и составьте рассказ о вашем путешествии.
Заполните таблицу.
Вопрос | Ответ |
Как звали первую женщину – космонавта?
|
|
Какой летательный аппарат нам понадобится, чтобы добраться до таинственной планеты?
|
|
Чему равен периметр получившегося бассейна? |
|
Что нам помогло найти ключи, чтобы отпереть пещеру?
|
|
На какую планету мы прилетели?
|
|
3) Рефлексивная анкета (заполняется каждым участником по окончании работы в микрогруппе).
Поставь галочку на оценочной шкале:
1. Оцени, насколько интересной показалась тебе проектная задача «Путешествие на таинственную планету».
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
3. Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении заданий).
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
4. Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
5. Хотел бы ты работать еще раз в этой же группе? (обведи.)
Да Нет
Почему? ______________________________________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современная образовательная практика требует новых подходов к построению содержания образования. Одной из главных составляющих такого содержания является научно-практическое образование, которое объединяет исследовательскую и проектную деятельность. Основной ожидаемый результат - развитие творческих способностей, положительная динамика процесса формирования учебной мотивации, опыт самостоятельной исследовательской работы. Любая форма исследовательской работы учащихся является учебным процессом, одним из этапов развития творческого мышления учащегося. При оценке успешности, обучающихся в исследовательской деятельности положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.
В процессе проектно-исследовательской деятельности дети могут добывать знания самостоятельно, ведь они получили первоначальные навыки исследовательской и проектной работы и знают, что такое дух творчества, поиска.
Возможно, учащиеся и не станут учеными, но знания, которые они приобрели, пригодятся им в жизни. Их ждет множество других открытий, ведь любое открытие зажигает маленькие искорки желания искать и творить, которые обязательно приведут к успешности ребенка в школьной жизни.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021г. №286"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрирован 05.07.2021№ 64100) [Электронный ресурс]. http://publication.pravo.gov.ru/ (дата обращения 15.01.2024)
Воронцов А. Б. Расширение задачного подхода [Электронный ресурс]. https://clck.ru/39vhWU (дата обращения 22.01.2024)
Зубова О. А. Исследовательская работа в начальной школе по ФГОС НОО (из опыта работы) [Электронный ресурс]. https://urok.1sept.ru/articles/511559 (дата обращения 15.01.2024)
Леонтович А.В., Савичев А.С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы / Под ред. А.В. Леонтовича. – М.: ВАКО, 2014. – 160 с.
Островская И. Ю. Как избежать типичных ошибок при организации исследовательской деятельности школьников [Электронный ресурс]. https://cyberleninka.ru/article/n/kak-izbezhat-tipichnyh-oshibok-pri-organizatsii-issledovatelskoy-deyatelnosti-shkolnikov (дата обращения 22.01.2024)
Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011
Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: учебное пособие для работников общеобразовательных учреждений – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005