СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В обновлённом федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) проектно-исследовательская деятельность играет ключевую роль. Этот вид деятельности является важным элементом современного образования, поскольку способствует развитию креативности, самостоятельности и навыков работы в команде у учащихся.
Организация проектно-исследовательской работы предполагает совместное планирование и выполнение задач с целью достижения общего результата. Этот процесс требует комплексного подхода, который включает в себя определение целей и задач проекта, выбор методов и способов работы, а также оценку результатов. Важно, чтобы проекты были интересными и актуальными для учащихся, чтобы они могли по-настоящему погрузиться в исследовательскую деятельность.
Примеры проектных задач могут быть разнообразными: от изучения экологических проблем в своём регионе до создания собственного робота или арт-проекта. Главное, чтобы проекты были насыщенными и стимулировали учеников к активным действиям и творческому мышлению.
Организация проектно-исследовательской работы требует от учителя гибкости, творческого подхода и способности стимулировать активность учеников. Важно помнить, что каждый ученик уникален и может найти свой путь к творчеству и познанию через проектную деятельность. Поэтому разнообразие подходов и задач поможет достичь максимальных результатов и вдохновить учеников на новые достижения.
Министерство образования Красноярского края КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»
Методические рекомендации
Организация проектно-исследовательской работы
обучающихся начальной школы
г. Красноярск 2025г
Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Составители: Бондарь В. В. студентка 3 курса КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» отделения «Преподавание в начальных классах».
Аннотация
В обновлённом федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) проектно-исследовательская деятельность играет ключевую роль. Этот вид деятельности является важным элементом современного образования, поскольку способствует развитию креативности, самостоятельности и навыков работы в команде у учащихся.
Организация проектно-исследовательской работы предполагает совместное планирование и выполнение задач с целью достижения общего результата. Этот процесс требует комплексного подхода, который включает в себя определение целей и задач проекта, выбор методов и способов работы, а также оценку результатов. Важно, чтобы проекты были интересными и актуальными для учащихся, чтобы они могли по-настоящему погрузиться в исследовательскую деятельность.
Примеры проектных задач могут быть разнообразными: от изучения экологических проблем в своём регионе до создания собственного робота или арт-проекта. Главное, чтобы проекты были насыщенными и стимулировали учеников к активным действиям и творческому мышлению.
Организация проектно-исследовательской работы требует от учителя гибкости, творческого подхода и способности стимулировать активность учеников. Важно помнить, что каждый ученик уникален и может найти свой путь к творчеству и познанию через проектную деятельность. Поэтому разнообразие подходов и задач поможет достичь максимальных результатов и вдохновить учеников на новые достижения.
Содержание
РАЗДЕЛ 1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании 5
1.1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 5
1.2. Типичные ошибки при проведении исследования 9
Примеры ошибок в детских исследовательских работах 9
1.3. Критерии оценивания детских исследовательских работ 14
РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 16
2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
Приложение 1 38
Приложение 2 44
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 47
РАЗДЕЛ 1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании.
1.1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура
Исследование - процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления) в целях выявления его закономерностей возникновения, развития и преобразования его в интересах общества» (Н.И. Кондаков).
Исследовательская деятельность - творческий процесс взаимодействия учителя и учащихся по поиску решения (или понимания) неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которого является развитие исследовательской позиции к миру, другим и самому себе, а также формирование (или расширение) мировоззрения» (А.С. Обухов)
Исследовательская деятельность учащихся - это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности (Фролова Е.Ю.).
К исследовательской деятельности новый стандарт ФГОС НОО предъявляет требования, которые отражены в разделе метапредметных результатов. Захватывается два пункта, это «базовые исследовательские действия» и «Работа с информацией».
Далее представлены основные требования к базовым исследовательским действиям:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности припоиске информации в сети Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Основной целью исследовательской деятельности в начальной школе является, формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху.
Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:
знакомство с проведением учебных исследований;
развитие творческой исследовательской активности;
стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;
ознакомление с научной картиной мира;
вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс.
Существует два вида исследования: экспресс – исследования и долговременные исследования.
Экспресс-исследование. Эта форма, организации предполагает массовое кратковременное участие детей разных по своему уровню развития. Дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике.
Долговременные исследования. Это форма индивидуальной работы или небольшой группы обучающихся, которая проходит определённый путь: сначала ребенок выделяет и ставит проблему); предлагает возможные варианты решения этой проблемы, подбирает необходимый материал и готовится к выступлению и защите.
Любая исследовательская работа состоит из нескольких этапов:
выбор темы;
постановка цели и задач;
гипотеза исследования;
организация исследования;
подготовка к защите и защита работы.
Тема исследовательской деятельности учащихся может быть:
фантастической;
экспериментальной;
изобретательской;
теоретической.
В качестве исследовательских умений младших школьников А.И. Савенков называет: умение видеть проблемы, вырабатывать гипотезы, наблюдать, проводить эксперименты, давать определение понятиям, добывать информацию, проводить самостоятельное исследование, делать сравнения, давать оценку, доказывать правильность точки зрения, составлять внутренний план умственных действий, формулировать суждения.
Задача учителя – является увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Помочь ученикам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.
Большими помощниками в исследовательской работе являются родители. Но родитель выступает только как помощник, консультант и «технический секретарь».
Таким образом, исследовательская деятельность играет важную роль в процессе обучения. Она развивает творческие способности ребенка, что является немало важным аспектом в образовании.
1.2. Типичные ошибки при проведении исследования
Примеры ошибок в детских исследовательских работах
Как выбрать тему исследования?
Существует несколько способов выбора темы:
- из жизненно-важных ситуаций, в которые попадает ребенок, вопросов
- из предложенных конкурсов различного уровня: школьных, городских, и т.д.:
- из предложений учителя (наименьшая степень самостоятельности)
Для того чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. А что значит найти проблему?
Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы - учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения. Можно предложить подумать и записать проблемы, которые волнуют или интересуют ребенка.
Выбрать тему оказывается несложно, если точно знаешь, что интересует ребенка в данный момент, какая проблема волнует больше других.
Типичные ошибки при выборе темы и примеры этих ошибок
Основные ошибки старшеклассников при выборе и формулировании названия темы:
Тема не должна быть широкой
Например тема «Птицы», данная тема очень широка, не имеет конкретики в исследовательской деятельности;
Нe должна иметь вычурное или перегруженное метафорами название
(«Плоскостопие и цивилизация», «Как поживаете господин позвоночник?»).
Постановка цели и задач исследования
Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы это исследование проводим. Цель указывает общее направление деятельности.
Поэтому к постановке цели предъявляют следующие требования. Цель должна быть:
1. Конкретна, определяет результат деятельности.
2. Формулировка цели должна начинаться с глагола в неопределённой форме (например, создать, сформулировать...)
3. Достижима.
4. Измерима, контролируема, в отдельных случаях диагностируема.
5. Определена во времени, так как определены сроки проведения исследования.
Также при постановке цели, стоит учитывать следующие рекомендации:
1. Краткосрочные цели – самые важные, при их постановке нужно быть более чем реалистичным.
2. Убедитесь, что сформулированная цель определяет именно ту деятельность, которую вы задумали.
3. Прислушайтесь к чувствам, возникающим в момент определения целей – любые сомнения или ощущения дискомфорта свидетельствуют о неправильно выбранной или сформулированной цели.
4. Периодическая коррекция или кардинальная смена целей естественны – мир меняется, и мы меняемся вместе с ним.
5. Время, потраченное на целеполагание, с лихвой окупается благодаря минимальным потерям от бессмысленных метаний.
Определить цель исследования – это замечательно. Её ещё надо реализовать. Поэтому после того, как определили ЗАЧЕМ, а именно цель исследования, надо решить – КАК ДЕЛАТЬ, это задачи исследования.
Деление цели на задачи происходит для того, чтобы:
1. выделить более простые и доступные для выполнения операции;
2. создать последовательность выполнения операций с учётом их связи, сложности, времени выполнения, то есть выработать тактику достижения целей;
3. смоделировать весь объём работы и рассчитать свои силы.
Ошибки, которые можно допустить при определении цели исследования:
Неточный выбор слов
Цель работы: «выделить основные виды литературных блогов; выделить основные особенности литературных блогов» (стилистика автора).
Отсутствие конкретики
Цель работы: выявить эволюцию темы «маленького» человека.
Ошибка этой формулировки заключается в отсутствии конкретики. Слишком широкий замах при объёме работы в 17 страниц. Несоответствие поставленной цели и выполненной работы привело к тому, что работа не была принята как исследование.
Как сформулировать гипотезу?
Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения, то есть развёртывается следующая фаза мыслительного процесса – фаза решения проблемы.
Часто именно этап выдвижения гипотез исследования вызывает трудности. Избежать их возможно, если применять специальные методы:
1. Метод подбрасывания идей. Суть его в том, что чужая идея не так вдохновляет на деятельность, как своя. Поэтому необходимо в процессе обсуждения подбрасывать разные темы, идеи, решать вместе задачи, и не выяснять далее чьи были предположения.
2. Метод личного примера. Если учитель излагает материал увлечённо и заинтересованно, то проблем не бывает. Материал должен нравиться ученику и учителю.
3. Мозговой штурм. Это метод свободного генерирования идей.
4. Дискуссия. Рассматривая дискуссию, как коллективное обсуждение какого-либо спорного или важного вопроса с целью нахождения истины, необходимо помнить, что многое здесь зависит от ведущего. В этой роли лучше всего выступить учителю.
5. Деловая игра.
Выдвинуть гипотезу значит высказать догадку, предположение, ложность или истинность которого должна установить проверка. Та гипотеза, которая выдержит проверку и станет решением проблемы, называется решающей, остальные – ошибочными.
Выделяют следующие требования к формулировке гипотезы.
Она должна:
- содержать предположение;
- быть проверяема, подтверждена;
- быть логически непротиворечивой;
- быть реально опровергаемая или доказуемая.
Как оформить исследовательскую работу?
Оформление результатов исследования – один из самых трудоёмких этапов работы. Оно должно показать умение обучающихся самостоятельно проводить исследования с применением современных методик, анализировать полученные результаты, сравнивать их с литературными данными, делать правильные и обоснованные выводы, а также уметь правильно оформлять свою работу. Исследовательская работа обучающегося имеет научный стиль изложения, который имеет свои особенности:
- Строгая логичность – все предложения располагаются в последовательности, соответствующей причинно-следственным связям явлений, а выводы вытекают из фактов, изложенных в тексте
- Точность – достигается тщательным подбором слов, употреблением их в прямом значении, широким использованием терминов и специальной лексики
- Объективность изложения фактов, недопустимость субъективизма и эмоциональности
- Ясность – умение писать доступно и доходчиво
- Краткость – умение избежать ненужных повторов и «словесного мусора».
Работа должна быть построена не произвольно, а по определённой структуре, которая является общепринятой:
• титульный лист
• оглавление
• введение
• основная часть
• заключение
• список литературы
• приложения
При оформлении исследовательских работ возникает больше всего ошибок, а именно:
1. Небрежность в оформлении титульного листа.
2. Небрежность в оформлении содержания.
3. Отсутствие нумерации страниц.
4. Наличие ошибок всех типов (невычитанные работы!).
5. Ошибки в цитировании.
6. Стилистический разнобой текста исследования (это наводит на мысль, что основой работы является отсканированный текст какого-то исследования, слегка разбавленный собственными стилистическими (и отнюдь не выигрышными) изысками).
7. Нет чёткости выводов — как в их формулировке, так и в оформлении.
1.3. Критерии оценивания детских исследовательских работ
Я разработала критерии оценивания детских исследовательских работ, данные критерии представлены в Таблице 1.
Таблица 1.
Критерии оценки детских исследовательских работ | Количество баллов |
Актуальность темы | 1-0 |
Соответствие темы и содержания | 1-0 |
Тема соответствует возрасту | 1-0 |
Актуальность проблемы | 1-0 |
Цель соответствует теме исследования | 1-0 |
Задачи соответствуют цели исследования
| 1-0 |
Количество задач не менее 3 | 1-0 |
Гипотеза сформулирована верно
| 1-0 |
Гипотеза соответствует теме | 1-0 |
Наличие анализа литературы | 1-0 |
Анализ литературы соответствует теме
| 1-0 |
Количество литературных источников:
| 2- изучено 5 и более источников; 1 – изучено 3-5 источников; 0 - изучено менее 3 источников. |
Верно подобраны методы исследования, соответствуют возрасту. | 1-0 |
Выводы исследования оформлены, верно | 1-0 |
Структура и логика не нарушены
| 1-0 |
Данные представлены в виде диаграмм, схем, рисунков.
| 2- таблицы, диаграммы, схемы; 1 - рисунок, описание; 0 - данные не представлены. |
Оформление работы , соответствие техническим требованиям | 1-0 |
Грамотность письменной речи (орфография, пунктуация) | 1-0 |
Всего | 20 |
1б – критерий проявлен
0б – критерий не проявлен
РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура
По мнению, Г. К. Селевко: «Проектная деятельность – это способ организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата и ориентирован на интерес, творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы».
Проектная деятельность занимает важное место в современном начальном образовании. Она направлена на развитие личности ребенка, его творческих способностей, и достижения универсальных учебных действий. Но перед внедрением проектной деятельности в образовательный процесс, необходимо подготовить школьников к ней. Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, “зрелость”, заключающаяся в следующем.
Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:
умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);
умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано, его доказывать);
умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).
Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях “открывают” и доступно для себя формулируют необходимые “Правила общения”, регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний.
Во-вторых, вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”. Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:
развитие аналитико-синтетических действий;
сформированность алгоритма сравнительного анализа;
умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;
возможность выделять общий способ действий;
перенос общего способа действий на другие учебные задачи.
При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность.
К “интеллектуальной зрелости” также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.
Целенаправленное формирование как обобщенности умственных действий, так и названных качеств мышления осуществляется с 1-го по 4-й класс в русле работы над становлением у учащихся центрального психического новообразования младшего школьного возраста - теоретического мышления через особое учебное теоретическое содержание, активные методы и приемы обучения, диалоговые формы взаимодействия учителя с детьми и учеников друг с другом.
В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:
адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
обоснованно и доброжелательно оценивать, как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.
Требуется особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения.
И. С. Сергеев выделяет следующие виды проектов:
1.Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
2.Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.
Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
3.Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.
4.Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
5.Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор? [4].
Основные требования к проекту:
Работа по методу проектов - это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса - учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту - совершенно особые.
1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) - исследовательской, информационной, практической.
Дальнейшая работа над проектом - это разрешение данной проблемы. В идеальном случае проблема обозначена перед проектной группой внешним заказчиком. Например: учащиеся школы посещают спортивный клуб, руководство которого заказало проектной группе дизайн оформления помещений клуба. Однако в роли заказчика может выступать и сам учитель (проект по подготовке методических пособий для кабинета биологии), и сами учащиеся (проект, нацеленный на разработку и проведение школьного праздника).
Поиск социально значимой проблемы - одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать учителю-руководителю проекта вместе с учащимися - проектантами.
2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.
Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до самого конца.
3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
Таким образом, отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.
4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.
5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
Таким образом, проект - это "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
Формы продуктов проектной деятельности:
Выбор формы продукта проектной деятельности - важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта - презентабельной и убедительной, а предложенные решения - полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.
Приведем перечень (далеко не полный!) возможных выходов проектной деятельности:
Анализ данных социологического опроса; Атлас; Атрибуты несуществующего государства; Видеофильм; Видеоклип; Выставка; Газета; Журнал; Игра; Карта; Коллекция; Костюм; Макет; Модель; Мультимедийный продукт; Оформление кабинета; Пакет рекомендаций; Письмо в ...; Праздник; Прогноз; Публикация; Путеводитель; Серия иллюстрации; Сказка; Справочник; Сравнительно-сопоставительный анализ; Статья; Сценарий; Чертеж; Экскурсия.
Чем проект отличается от исследования?
Проект- в современном русском языке слово «проект» имеет несколько весьма близких по смыслу значений.
совокупность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия;
это может быть предварительный текст какого-либо документа и, наконец,
какой-либо замысел или план.
В свою очередь проектирование, в наиболее упрощенном виде, можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта, или состояния).
Исследование-процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
Таблица № 4. Деятельность учителя и учащегося в процессе выполнения исследования или проекта.
Таблица № 5. Умения и навыки, получаемые учащимися при выполнении проектных и исследовательских работ.
Отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа [2].
Что такое проектная задача?
термин «задача» имеет несколько значений, одно из которых трактуется как «сложный вопрос, проблема, требующая исследования и разрешения» (Толковый словарь С. И. Ожегова). В образовательной практике используются разные типы задач; учебная, конкретно-практическая, исследовательская, творческая и др. Ведущей в деятельностной технологии является учебная задача, которая направлена на нахождение общих способов решения большого круга частных задач, требующих детального анализа и теоретического (содержательного) обобщения (В.В. Давыдов). Как правило, учитель (через содержание программы) сам «ведет» класс к постановке и решению очередной учебной задачи, создавая ситуации, приводящие: детей к выбору именно этой задачи. Учебная задача - всегда новая задача. До нее подобных задач дети не решали, и поэтому «с ходу» она не может быть: решена учащимися. Она - поисковая задача. Именно в результате поиска дети смогут решить эту задачу.
Конкретно-практическая задача ориентирована на применение (отработку) уже
освоенных способов действий (знаний, умений) в известной школьникам ситуации, как правило, внутри конкретного учебного предмета. Итогом решения такого типа задач является правильное использование знаний, умений и навыков учащихся (получение правильного ответа). В отдельных случаях конкретно-практическая задача может быть использована для выявления границ применения освоенного способа действия и тем самым становится условием для постановки новой учебной задачи.
Творческая (олимпиадная) задача - это задача, не имеющая готового формального способа решения. Ученик за счет своих способностей, как правило, спонтанно пытается найти его сам.
Как правило, этот способ решения не поддается алгоритмизации. Поэтому такие задачи обычно решает небольшой круг учащихся (обладающих нестандартным мышлением).
Практика современного образования показала, что вышеуказанных типов задач недостаточно для мониторинга результатов и эффектов обучения.
Что не могут сделать в обучении такие задачи, как учебная и конкретно практическая? Они не позволяют:
Научить самостоятельному выбору способа решения (проблемы) в ситуации, когда он не виден явно и однозначно из условия задачи. Как правило, способ решения либо лежит на поверхности, либо задается автором или учителем.
Стимулировать получение принципиально нового «продукта», которого никто
(включая учителя) не знает до решения.
Содержательно мотивировать поиск решения в малой группе. Как правило, задачи, которые мы предлагаем решить детям на уроке, связываются с групповыми формами обучения, формами учебного сотрудничества.
Оценить возможности детей действовать в незнакомой, нестандартной ситуации
(отличие от творческой задачи), но с использованием известных способов действия.
Задать разные «стратегии» решения задачи с получением «веера» возможных результатов.
А именно эти действия лежат в основе формирования новых образовательных результатов современной школы, вид задач - проектные задачи.
Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата (продукта), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер. Другими словами, проектная задача должни через систему или набор знаний (реперные точки) задать возможные «стратегии» своего решения.
Через опыт решения пробных задач на протяжении 5-6 первых лет обучение в школе, младшие школьники (без специального акцента) осваивают основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве. В более старших классах целесообразно вместо использовать неупорядоченный набор: чтобы дети сами строили свою стратегию решения. А первом случае отдельные задания не вообще не выявляются явным образом изначально, самими учащимися. Такая форма проектной задачи наиболее приближена к собственно проекту.
Итак, проектная задача – это система (набор) знаний (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального (до этого – неизвестного) продукта.
Почему задачи такого типа получили название проектных? Проект есть целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени.
При его реализации не задается порядок действий, проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств, материалов и действий, с помощью которых будет достигнут результат.
Отличие проектной задачи от проекта лишь в том, что школьникам задаются все необходимые средства и материалы в виде системы (или набора) заданий, требуемые для их выполнения.
Какие педагогические эффекты имеют проектные, задачи?
Дают реальную возможность организовать взаимодействие (сотрудничество) детей, определяют место и время для наблюдения и экспертных оценок за деятельностью учащихся в группе.
Учат (без явного указания на это) проектировать через специально разработанные задания.
Позволяют посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты, зашумлены, а иногда и требуют переконструирования.
В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное — почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки).
Ставить и удерживать цели.
Планировать свою деятельность.
Моделировать (представлять способ действия в виде схемы - модели, выделяя все существенное и главное).
Проявлять инициативу при поиске способов решения задачи.
Взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других.
Отличие проектной задачи от других типов задач (учебной, конкретно – практической):
наличие квазижизненной (модельной) ситуации, сочетающее в себе множество отдельных предметных заданий, которая побуждает учащегося на основе известных ему способов действия по существу конструировать собственный новый способ действия;
имеет общий сюжет, задается реальные ситуации, в которой детям необходимо воспользоваться набором известных или не известных им способов действия;
состоит из нескольких взаимосвязанных сюжетом заданий, которые помогают учащимся разрешить поставленную задачу;
двигаться от задания к заданию можно как последовательно, так и выборочно (в зависимости от уровня подготовленности группы);
неопределенность относительно способа решения и конкретного результата (отсутствия явной ориентации на неопределенную тему, области знания; результат, как правило, называемый конкретным числом, определенный, однозначным ответом и т.п.);
задания могут иметь определенные «шумы» (отвлекающие маневры), создающие разные препятствия для решения поставленной задач. Значительный объем материал, включающий описание ситуации, которая может быть представлена как в виде единого текста, так и отдельных отрывков зашумленных сведениями, не относящимися к конкретной ситуации, отсутствие в описательной части всего объема необходимой информации, что требует самостоятельного обращения к дополнительным источникам, либо содержится в сопровождающей справочной информации;
отсутствие жестко определенного «ответа» вызывает необходимость использования и особых форм представления результатов решения задачи в виде различных текстовых, знаковых и графических средств, причем важно не просто владение перечисленными средствами, но и умение выбирать из них наиболее подходящий для описания результатов работы;
заключительное задание задачи может быть общей «сборки», позволяющей собрать вместе все то, что выполняла группа в отдельных заданиях (для учителя это задание «ключевое», предмет общей оценки решения задачи).
Итог решения проектной задачи должен рассматриваться в двух аспектах.
Во-первых, это реальный «продукт» (текст, схема или макет, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Он может быть «оторван» от самой задачи и жить своей жизнью.
Во-вторых, это нематериальный «продукт» - качественное изменение самого ребенка (группы детей).
Как же устроена проектная задача, где ее место в образовательном процессе, как могут оцениваться ее результаты? Сформулируем основные этапы любого проекта и соответствующие действия, необходимые для ее реализации:
Анализ ситуации (надо ли ее разрешать?). Переформулирование ее в Проблему (в чем Проблема?)
Выявление дефицитов, их типов. Установление приоритетов ценностей (почему именно этих ценностей будем придерживаться?)
Оценка необходимости восполнения дефицита. Формулирование принципов отбора целей (зачем двигаться в этом направлении?)
Быстрая и точная постановка (принятие) цели действия. Выработка критериев постановки и достижения цели (куда придем в итоге?)
Поиск средств, возможных путей решения - перевод Проблемы в Задачу.
Выбор средств решения проблемы (адекватных способов действий (что будем делать и каким будет результат?)
Решение проблемы (под решением понимается реальное продуктивное действие, а не только предложение выхода из сложившейся ситуации)
Анализ полученного результата, соотнесение его с проблемой (разрешили ли мы проблему?)
Представление окружающим полученного результата («продукта»).
Общая структура проектной задачи связана напрямую с общим способом разрешения проблемных ситуаций и, как правило, включает в себя в качестве основных этапов этап анализа, моделирования и синтеза.
Моделирование исходной ситуации позволяет провести анализ задачи и выделить в ней отдельные предметные составляющие задачи, что диктует выбор соответствующих средств и способов работы с этими составляющими. На этапе синтеза полученные результаты, касающиеся отдельных сторон рассматриваемой ситуации, объединяются в единый (цельный) «продукт». При этом нужно подчеркнуть, что на этапе синтеза вполне естественным является возврат к этапу анализа с целью коррекции полученных на этом этапе частных решений.
Итак, проектные задачи есть шаг к проектной деятельности в школе. Эти задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания - они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность, дают возможность опробования различных путей решения. Они помогают сложиться учебному сообществу, поскольку учат видеть и слышать друг друга. Благодаря проектным задачам уже в начальной школе у детей появляется не только возможность овладения культурными способами действий, но и возможность опробовать их в квазиреальных (модельных) ситуациях. Осваивается реальная практика произвольного поведения: самоорганизация группы и каждого внутри нее, управление собственным поведением в групповой работе.
Чтобы включение системы проектных задач в образовательный процесс давало эффект, необходимы серьезные изменения в содержании и организации всего образовательного процесса (динамическое расписание, появление линии самостоятельной работы учащихся, другая система оценивания, разновозрастное сотрудничество, и др.) [1].
Таблица № 6. Сравнительная таблица проекта и проектной задачи по Воронцову А.Б.
| Основание для сравнения | Проект | Проектная задача |
1 | Педагогическая цель | формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. | 1 - 3 класс: формирование разных способов учебного сотрудничества. 4 класс: формирование способности к переносу известных способов действий в новую для них модельную ситуацию. |
Цель детская | решение конкретной проблемы, достижение оптимальным способом заранее запланированного результата | разрешить поставленную задачу на основе известных способов действия по существу конструировать собственный новый способ действия. | |
2 | Продолжительность | от урочных до годичных | на решение предметных проектных задач требуется два урока, на решение межпредметных задач - по два урока ежедневно в течение недели. |
3 | Форма организации | индивидуальные или групповые | групповая. |
4 | Структура | 1.Проблема (целеполагание) 2.Проектирование (планирование) 3.Поиск информации 4.Продукт 5.Презентация. | Анализ ситуации (надо ли ее разрешать?). Переформулирование ее в Проблему (в чем Проблема?) Выявление дефицитов, их типов. Установление приоритетов ценностей ( почему именно этих ценностей будем придерживаться?) Оценка необходимости восполнения дефицита. Формулирование принципов отбора целей (зачем двигаться в этом направлении?) Быстрая и точная постановка (принятие) цели действия. Выработка критериев постановки и достижения цели (куда придем в итоге?) Поиск средств, возможных путей решения - перевод Проблемы в Задачу. Выбор средств решения проблемы (адекватных способов действий (что будем делать и каким будет результат?) Решение проблемы (под решением понимается реальное продуктивное действие, а не только предложение выхода из сложившейся ситуации) Анализ полученного результата, соотнесение его с проблемой (разрешили ли мы проблему?) Представление окружающим полученного результата («продукта»). |
5 | Деятельность учащихся | Разрабатывают замысел, ищут пути реализации, | Выполняют несколько взаимосвязанных сюжетом заданий, которые помогают учащимся разрешить поставленную задачу |
воплощают его в продукте, демонстрируют готовый продукт | получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата (продукта) | ||
6 | Результат | Должно происходить качественное изменение учащегося | качественное изменение самого ребёнка (группы детей) |
непредсказуем | отсутствие жёстко определённого «ответа» | ||
реальный продукт, который можно представить другим | реальный «продукт» (текст, схема или макет, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. | ||
7 | Формируемые универсальные умения | 1. Рефлексивные 2. Поисковые (исследовательские) 3. Навыки оценочной самостоятельности. 4. Умения и навыки работы в сотрудничестве 5. Менеджерские умения и навыки 6. Коммуникативные 7. Презентационные умения и навыки | Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное — почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки). Ставить и удерживать цели. Планировать свою деятельность. Моделировать (представлять способ действия в виде схемы - модели, выделяя все существенное и главное). Проявлять инициативу при поиске способов решения задачи. Взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других.
|
8 | Средства | Проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств | задаются все необходимые средства и материалы в виде схемы (или набора) заданий, требуемые для их выполнения. |
9 | Возраст участников | Старшеклассники (подростковая школа) | Младшеклассники (начальная школа) |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, проектная и исследовательская деятельность играет важную роль в обучении младших школьников. Она не только помогает развивать метапредметные и личностные навыки, но и мотивирует детей к самостоятельному изучению окружающего мира.
Эти методические рекомендации разработаны в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Они содержат как теоретические, так и практические аспекты организации проектной и исследовательской деятельности в начальной школе.
Цель этих методических рекомендаций — предложить наиболее эффективные и рациональные подходы к организации проектной и исследовательской деятельности младших школьников, а также подчеркнуть важность использования этих методов в обучении.
Проектная и исследовательская деятельность в дополнительном образовании становится всё более популярной. Изначально она применялась только в рамках основного учебного процесса, но позже стало очевидно, что она может быть полезна и на различных кружках, факультативах и курсах. Эта область образования только начинает развиваться, поэтому пока ещё не существует большого количества печатных материалов по этой теме.
Проектная и исследовательская деятельность, описанная в государственном стандарте, позволяет учащимся выйти за рамки школьной программы, установить межпредметные связи, объединить свой жизненный опыт с новыми знаниями, сформировать активную жизненную позицию и максимально реализовать свой творческий потенциал. Это способствует формированию всесторонне развитой личности, обладающей необходимыми навыками для жизни в современном, быстро меняющемся мире.
ПАСПОРТ ИССЛЕДОВАНИЯ
№ | Компоненты паспорта | Описание проекта |
1 | ФИО участника | Бондарь Варвара Витальевна |
2 | Тема проекта | Создаём классный литературный журнал |
3 | Актуальность проекта | В настоящее время в образовательной системе наблюдается острая необходимость в развитии коммуникативных навыков учащихся. В силу развития информационных технологий и онлайн общения, современный мир требует от людей способности эффективно взаимодействовать, делиться идеями и работать в команде. Что можно наблюдать на практике в школе, при беседе с учителями, а также при организации парной или групповой работы с обучающимися. Ребятам сложно договориться, о чем-либо, прийти к общему мнению и в целом поддерживать положительную обстановку во время взаимодействия друг с другом. Внеурочная деятельность играет ключевую роль в решении данной проблемы, так как она направлена на развитие метапредметных результатов, а работа над созданием литературного журнала поможет активизировать коммуникацию и взаимодействие между обучающимися, а также познавательную деятельность и мотивацию обучающихся. |
4 | Объект исследования | литературный журнал |
5 | Цель проекта | Для учителя: организация деятельности обучающихся по формированию исследовательских умений по теме «Создаем классный литературный журнал» Для ученика: исследование как составляются литературные журналы Задачи: Узнать, как составляются и изготавливаются литературные журналы Изготовить классный литературный журнал Подвести итоги |
6 | Тип проекта | Исследовательский, краткосрочный (3 занятия), групповой |
7 | Этапы реализации проекта (включая исследовательский), краткое их описание | Подготовительный этап (1 день) Учитель проводит анкетирование с целью выявления у обучающихся интересующих тем. Раздает темы проектов. Совместно с детьми учитель формулирует тему, цель и задачи. Учитель делит обучающихся на группы. Организует проведение классного часа по теме «Литературный журнал». Дети пишут отзыв по просмотренному видеоролику. Ищут информацию по своей теме в различных источниках (сбор информации по теме исследования) Исследовательский этап (2 день) Обучающиеся формулируют гипотезу. Учитель организует проведение исследования для подтверждения гипотезы. Совместно с детьми подводят итоги. формулируют выводы, создают журнал, отражающий результаты проведенного исследования. Итоговый этап (3 день) Обучающиеся проводят анализ и оценку своей деятельности, отвечают на вопросы учителя. Обсуждают трудности при работе с проектом и способы их минимизации. Каждая группа представляет результаты своего исследования. |
8 | Исследовательский этап проекта (полное описание) | Цель исследования: исследовать, как составляется литературный журнал Гипотеза исследования: предположим, что наполнение и материалы литературного журнала могут быть разным Методы исследования: Теоретические: анализ, обобщение, синтез Эмпирические: беседа, наблюдение Практический: изготовление, оформление Оборудование для проведения исследования: раздаточный материал, планшеты, цветные бумага и картон, ножницы, клей, фломастеры, карандаши. Ход исследования. 1. Мотивационный Формулировка гипотезы. На основе предварительного обсуждения и анализа доступной информации обучающиеся формулируют гипотезу исследования. Например, гипотеза может звучать так: «Мы предполагаем, что литературный журнал может включать в себя разнообразные материалы, такие как статьи, интервью, рецензии, фотографии, комиксы и т.д., и его наполнение может быть разным в зависимости от темы и целевой аудитории». 2. Деятельностный Исследование темы. Сбор информации. Обучающиеся ищут информацию по своей теме в различных источниках: книги, статьи, интернет-ресурсы, интервью с экспертами и т.д. Анализ информации. После сбора информации, обучающиеся анализируют её, выделяют основные идеи и факты, которые могут быть использованы для наполнения журнала. Обсуждение. Обучающиеся обсуждают собранную информацию, обмениваются мнениями и идеями. Создание концепции журнала. На основе собранной информации и обсуждения, обучающиеся создают концепцию журнала: определяют его формат, структуру, тематику, целевую аудиторию и т.д. Разработка содержания. Статьи. Обучающиеся пишут статьи на интересующие их темы, используя собранную информацию и свои идеи. Статьи могут быть посвящены литературе, искусству, науке, технике, социальным проблемам и т.д. Интервью. Обучающиеся берут интервью у экспертов, интересных людей или просто знакомых, которые могут поделиться своими мыслями и опытом. Рецензии. Обучающиеся пишут рецензии на книги, фильмы, спектакли и другие произведения искусства. Фотографии и иллюстрации. Обучающиеся делают фотографии, рисунки, комиксы и другие графические материалы, которые могут быть использованы для оформления журнала. Оформление журнала. Дизайн. Обучающиеся разрабатывают дизайн журнала, определяют его внешний вид, цветовую гамму, шрифты и т.д. Верстка. Обучающиеся верстают журнал, размещают материалы на страницах, добавляют иллюстрации, фотографии и другие элементы оформления. 3. Рефлексивный Проводится рефлексия деятельности на занятии. Учитель задает вопросы и предлагает «лестницу успеха», где ступень характеризует деятельность обучающихся на занятии. |
9 | Продукт проекта | Классный литературный журнал |
10 | Перспектива проекта | Полученную информацию можно применить на различных конкурсах, научно-практических конференциях. |
ПАСПОРТ ПРОЕКТНОЙ ЗАДАЧИ
ФИО, группа | Бондарь Варвара Витальевна, 22П-6 |
Название проектной задачи | Профессии, которые потерял мир |
Предметные области | Русский язык, литературное чтение |
Класс | 2 |
Тип задачи | Межпредметная, проектная одновозрастная |
Цель для педагога: Цель для обучающихся: | Цель для педагога: создание условий для комплексного использования обучающимися освоенных языковых и литературных умений в нестандартных условиях квазиреальной ситуации; организация деятельности обучающихся для изучения профессий, которые потерял мир, посредством создания журнала по теме «Профессии, которые потерял мир» Цель для обучающегося: создание журнала по теме «Профессии, которые потерял мир» |
Планируемые предметные результаты | -применяют изученные правила правописания, в том числе: проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; - понимают содержание, смысл прочитанного текста: формулируют вопросы по фактическому содержанию текста; - обращаются к разным видам чтения (изучающее, поисковое выборочное); -дополняют предложения словами, устанавливая между ними смысловую связь; - находят и определяют в словах окончания. |
Планируемые метапредметные результаты | - умение договариваться в коллективе, выбирать лидера, удерживать ролевую позицию; - умение анализировать информацию и выбирать необходимую; - умение обобщать информацию; - умение собирать целое из отдельных частей; - умение фиксировать полученные результаты в текстовой форме (выступление, высказывание). |
Планируемые личностные результаты | -осознают ценность труда в жизни человека и общества, проявляя интерес к различным профессиям. -осознают сопричастность к прошлому, настоящему и будущему. |
Оценивание (оценивание учителем, самооценивание, взаимооценивание) | Лист наблюдения
Рефлексивная анкета
Оценивание продукта по критериям
|
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Электронный ресурс] : Постановление от 31 мая 2021 года №286 – С. 49. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028 (дата обращения 17.01.2023).
Воронцов, А. Б. Проектная задача в начальной школе [Текст] / А. Б. Воронцов — . — Москва: Просвещение, 2011 — 176 c.
Леонтович А.В., Саввичев А.С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы / Под ред. А.В. Леонтовича. – М.: ВАКО, 2014. – 160 с.
Островская, И. Ю. Как избежать типичных ошибок при организации исследовательской деятельности школьников / И. Ю. Островская // Школьные технологии. – 2015. – № 2. – С. 147-155.
Сергеев, И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся : учебно-методическое пособие / И. С. Сергеев. – Москва : АРКТИ, 2005. – 56 с.
Г. Красноярск, 2025 г.