СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы"»

Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы с учениками начальной школы"


Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького»

. Красноярск, 2023г.

Абдорина И.Н.




















Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

В данном материале вы можете найти особенности исследовательской работы и проектной деятельности, то есть их специфику, структуру и назначение. Также рекомендации при организации данных работ.

Методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, студентов педагогических колледжей или институтов.

Автор - составитель: Абдорина Ирина Николаевна. - студентка 3 курса КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» отделения «Преподавание в начальных классах».





























Оглавление


Пояснительная записка 3

РАЗДЕЛ 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 4

1.1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура. 4

1.2. Типичные ошибки при формулировании темы 8

1.3. Типичные ошибки при определении цели, задач и постановке гипотезы 10

1.4. Рекомендации при выборе методов исследования 13

1.5. Паспорт проекта 15

1.5.1. Паспорт проекта «Удивительное свойство воды» 15

1.5.2. Паспорт проекта «» 17

РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 20

2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 20

2.2. Проектная задача 24

2.2.1. Проектная задача «Я. Друг. И как не допустить дыру в бюджете» 24

2.2.2. Проектная задача «Сбе₽ежения» 28

Заключение 33

Список рекомендуемой литературы: 34

Приложение 1 (материалы для проведения исследования «») 35











Пояснительная записка



В современном обучении необходимо особо обратить внимание на развитие личности в целом и активности личности в частности, а также на совершенствование творческих способностей учащегося и формирование навыков самостоятельного решения поставленных перед ним задач. Необходимо развивать у обучающихся способность самостоятельно мыслить и применять знания; уметь планировать деятельность, ставить вопросы и уметь находить на них ответы. Главная идея проектно-исследовательской деятельности - направленность учебно-познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально-значимой проблемы.

Проектно-исследовательская деятельность - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.























РАЗДЕЛ 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 1.1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.



Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает системно-деятельностный подход, который составляет методологическую основу школьного образования, определяет основные результаты обучения и воспитания, как достижения личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития учащихся. Результаты учебного процесса, на которые ориентирован образовательный стандарт, составляют систему универсальных учебных действий. Большую роль в формировании универсальных учебных действий играет исследовательская работа учащихся. Поэтому одной из важнейших задач школы в наше время является формирование навыков продуктивной деятельности учащихся, развитие их творческих способностей, которые необходимы для успешной социализации личности в будущем. Исследовательская деятельность способствует формированию и развитию у школьников целого ряда компетентностей: исследовательских, коммуникативных и личностно-адаптивных.

Организация данной работы для обучающихся в начальной школе требует учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Исследовательская деятельность в младшем школьном возрасте находится на этапе становления, что обуславливает ее специфические особенности: включение младшего школьника в исследовательскую деятельность основывается на познавательном интересе, наиболее присущем данному возрасту. Формирующиеся в процессе исследовательской деятельности исследовательские умения являются составной частью общеучебных умений, необходимых учащимся для успешной учебной деятельности.

Специфика исследовательской деятельности младших школьников заключается в её многосубъектности. Кроме учащегося и его научного руководителя субъектом деятельности выступают родители, без поддержки и помощи которых занятия младших школьников исследовательской деятельностью значительно затрудняются.

Работа по исследовательской деятельности может проводиться индивидуально, может иметь локальный и фронтальный характер. Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.

Структура исследовательской работы стандартна, и от стандартов нельзя отступать. В разработке, с которой начинается исследование, выделяют две основные части: методологическую и процедурную.

  • Найти проблему – что надо изучать.

  • Тема – как это назвать.

  • Актуальность – почему эту проблему нужно изучать.

  • Цель исследования – какой результат предполагается получить.

  • Гипотеза – что не очевидно в объекте.

  • Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования.

  • Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально.

  • Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме.

  • Методика исследования – как и что исследовали.

  • Результаты исследования – собственные данные.

  • Выводы – краткие ответы на поставленные задачи.

  • Значимость – как влияют результаты на практику.

И первым этапом нужно выделить, определить проблему. Проблема должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Учитель, чтобы определить проблему совместно с учащимися, может использовать наводящие вопросы, опираясь на фотографии или видеофрагменты, на наблюдения учащихся. Процесс можно организовать таким способом, чтобы осуществлялся переход от реальных жизненных примеров к конкретным научным фактам.

Тема исследования должна содержать в себе элемент неожиданности. На данном этапе учитель может использовать такие приемы, как «Мозговой штурм», «Закончи предложение», «Ассоциации». Также выбрать тему с помощью жеребьевки будет являться интересным и эффективным ходом.

Актуальность – почему эту проблему нужно изучать. Организация деятельности учеников на этом этапе может выглядеть следующем образом:

-учитель может дать текст с пропусками и слова (фрагменты целого текста у разных групп, которые впоследствии учащиеся соединяют в единое целое).

- в 1-2 классе организовывать через игру (дать пазл, на котором будет фрагментами иллюстрация, связанная с темой и проблемой исследования).

Цель исследования – результат, который предполагается получить. Гипотеза – что не очевидно в объекте. Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально. Три этапа исследовательской работы учитель может организовать на одном занятии, так как они связаны между собой:

- 1-2 класс: прием «Продолжи предложение»;

- учитель может задавать наводящие вопросы (например: «Что должно быть в идеале?», «Что мы сделаем, чтобы выполнить, выяснить?»);

- в 1-2 классе для постановки задач эффективно использование приема «Деформированный план» или добавить в план лишние пункты, которые учащиеся выберут.

Составление библиографии - слишком трудоемкое занятие для школьников. При подборе материала можно дать конкретный перечень литературы (1-2 класс), в 3 – 4 классе можно поступить примерно также, но добавив лишние источники информации. Также в этот процесс можно включать родителей.

Результаты исследования, выводы, значимость учащиеся оформляют письменно или создают продукт – плакат.

Таким образом, организация исследовательской деятельности учителем создает новую среду в школе, способствующую формированию нового педагогического общения – творческому сотрудничеству учителей и учащихся, что отвечает современному социальному запросу общества. Использование различных приемов при организации исследовательской работы позволяет приобщать учащихся к творческой работе и способствует их самореализации.

















1.2. Типичные ошибки при формулировании темы



Любая исследовательская работа включает в себя такой важный этап, как формулирование темы работы. Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Важно, чтобы ученик участвовал в выборе или формулировании темы, так как от этого зависит успех всей работы. Поэтому на данном этапе взаимодействия с учащимся учитель должен не допускать ошибок.

1. Одной и частых ошибок учителя является навязанная тема ребенку. Какой бы важной она ни казалась взрослым, не дает должного эффекта. Чтобы учащийся увлекся работой, нужно ориентироваться на интересы ребенка. Выявить, чем ребенок увлекается или какое направление его интересует, можно с помощью анкетирования.

2.Если тема очень объемная, для изучения которой требуется большое количество времени, то ребенок потеряет интерес к данной работе, так как способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте у младших школьника ограничена. Выполнить задание «на одном дыхании» практически очень сложно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени. В этом случае темы лучше выбирать такие, чтобы работа была выполнена относительно быстро.

3.Выбранная тема неоригинальна. Важно, чтобы тема содержала в себе элемент неожиданности, так это позволит посмотреть на проблему с разных точек зрения, найти необычные подходы.

4.Тема не соответствует возрасту учащегося. При выборе и формулировке темы нужно опираться на возрастные особенности обучающегося.

Таким образом, грамотное участие учителя очень важно в выборе темы исследовательской работы, так как опыт показывает, что при самостоятельном выборе темы ученики плохо представляют границы своих возможностей и глубину выбранного предмета исследования. Не соответствующий школьным исследованиям масштаб проблемы - одна из главных причин неудач.



































1.3. Типичные ошибки при определении цели, задач и постановке гипотезы



Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Важно правильно подойти не только к определению проблемы и темы, которые должны быть актуальными для ребенка, но и к этапам формулирования цели, задач, гипотезы.

Тема работы должна быть созвучна с целью работы и её задачами, определяемыми до начала выполнения работ. Тема работы подкрепляется рабочей гипотезой. Для некоторых учителей процесс формулирования вышеперечисленных компонентов исследовательской работы является трудоемким, и зачастую допускаются ошибки.

1. Несоответствие цели теме и проблеме исследования. Цель исследования должна быть сфокусирована на конкретных аспектах выбранной темы.

2. Неясность, неточность формулировки целей. Убедитесь, что сформулированная цель определяет именно ту деятельность, которую вы задумали.

3.Цели исследования завышены.

Определить цель исследования – это замечательно. Её ещё надо реализовать. Поэтому после того, как определили зачем, надо решить – как делать – определить задачи. При постановке задач также допускаются ошибки:

  1. Задачи формулируются общими фразами. Сформулированная задача не должна вызывать дополнительные вопросы или содержать смысловые неясности. При прочтении задач должно быть ясно, что и зачем делал автор на каждом из этапов.

  2. Задачи формулируются не в той последовательности. В начальной школе предложения по шагам, которые следует выполнить в ходе работы, могут исходить от учителя. Шаги или задачи идут в той последовательности, в которой выполнялась работа. Но это не исключает того, что задачи могут решаться в различной последовательности.

  3. Большое количество задач. Поставленная исследователем цель должна быть разбита на необходимый оптимум последовательных этапов ее достижения, которые выражаются в задачах. Обычно примерное количество задач, которое необходимо для учащихся младших классов, считается 4-5 задач.

  4. Сформулированная задача непосильна для ученика. Для учеников начальных классов следует выделять более простые и доступные для выполнения операции, так как на выполнение сложных задач ученик может потратить большое количество времени или в силу возрастных особенностей не выполнить поставленные задачи.

Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения, то есть развёртывается следующая фаза мыслительного процесса – фаза решения проблемы или формулирование гипотезы. Распространенные ошибки – отсутствие гипотезы, так как это может показаться трудоемким процессом и постановка непроверяемой гипотезы. Гипотеза определяет линию самого исследования. Суть исследования и заключается в проверке выдвинутой гипотезы. Чтобы верно сформулировать гипотезу, нужно придерживаться нескольких требований:

Гипотеза должна:

  • содержать предположение;

  • быть проверяема, подтверждена;

  • быть логически непротиворечивой;

  • быть реально опровергаемая или доказуемая.

Выдвинуть гипотезу значит высказать догадку, предположение, ложность или истинность которого должна установить проверка. Та гипотеза, которая выдержит проверку и станет решением проблемы, называется решающей, остальные – ошибочными.

Таким образом, качество исследовательской работы кроется не только в умении разбираться в теме, поиске инновационного решения, но и следовании установленным стандартам.































1.4. Рекомендации при выборе методов исследования



Исследовательская работа учащихся может иметь и локальный, и фронтальный характер, ее можно проводить индивидуально и с небольшой группой в процессе основных учебных занятий. Возможны эмпирические, теоретические и фантастические исследования. Самым сложным является практическая часть исследования. В данной части обучающийся изучает проблему и предоставляет результаты своей работы. Как описать то, как проводилось изучение предмета? Необходимо использовать методы исследования. Именно они помогают показать, как были получены выводы и подготовлены решения проблемы.

На каждом этапе работы обучающийся определяет используемые методы исследования, которые лучше всего подойдут для выполнения поставленных в исследовательском проекте задач и достижения желаемой цели в проекте. Для проверки гипотезы используют методы наблюдения и эксперимента.

Наблюдение - метод исследования, который представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает информацию.

Научный эксперимент является методом исследования, обеспечивающим научно-обоснованную проверку правильности сформулированной в начале исследования гипотезы. В отличие от наблюдения, эксперимент позволяет искусственно отделить изучаемое явление от других, целенаправленно изменять условия его проведения.

Выбор конкретных методов исследования определяется, прежде всего, характером объекта изучения, предметом, целью и задачами исследования. Когда обучающийся понимает, что нужно сделать, то нужно будет решить, как это нужно сделать. Этап выбора методов является решающим, так как от выбранных методов зависит продукт исследовательской работы. Поэтому важно учесть ошибки, которые представлены ниже:

  1. Не корректность выбора методов исследования. Выбранные методы не соответствуют заявленной теме исследования и не позволяют проверить гипотезу.

  2. Непродуктивность выбранного метода. Правильно выбранный метод позволяет при наименьших затратах времени получить нужную информацию.

  3. Выбор метода исследования не проверяет гипотезу. Правильно подобранные методы исследования либо доказывают, либо опровергают гипотезу исследования.

  4. Необоснованность выбранных методов. В обосновании методов проведения исследования нужно указать те методы, которые использовались в исследовательском проекте и желательно пояснить: почему выбор студента пал именно на эти методы исследования, т.е. указать, почему именно эти методы лучше подойдут для достижения цели.

Таким образом, методы исследования нужны для того, чтобы описывать процесс изучения предмета исследования и проблемы. Использованный метод должен помочь ответить на вопрос исследования и решить поставленную проблему. Всегда следует соотносить выбор метода с главной целью исследовательской работы.











1.5. Паспорт проекта 1.5.1. Паспорт проекта «Удивительное свойство воды»

Разработчики: Орлова П. А., Абдорина И. Н.

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема

«Удивительное свойство воды»

2

Актуальность исследования

Всем известна фраза «Вода – это жизнь». Вода до сих пор остается наиболее малоизученным веществом природы. Она – является «базой» для хорошей работы человеческого организма. Вода покрывает около 2/3 поверхности нашей планеты. Человеку необходима живая вода, так же, как и большинству животных, растений. Жизнь, как мы понимаем её, невозможна без воды. Хотя бы уже поэтому её можно считать волшебной.  Вода удивительна своими самыми обычными свойствами. И некоторые свойства нам предстоит рассмотреть. Известно, что вода является универсальным растворителем. Так ли это? Все ли вещества растворяются в воде? Все это послужило толчком к созданию данной работы, ответить на вышепоставленный вопрос. 

3

Проблема исследования

Все ли вещества растворяются в воде?

4

Объект исследования

Свойства воды.

5

Цель исследования

Исследовать воду и проверить свойство - растворимость. 

6

Задачи исследования

  1. изучить свойство воды: растворимость.

  2. провести эксперимент, который покажет свойство;

  3. провести сравнение растворимости жидкостей;

  4. подвести итог и оформить продукт.

7

Гипотеза исследования

Вода является растворителем всех веществ.

8

Методы исследования

  1. Анализ литературы.

  2. Эксперимент.

  3. Сравнение.

9

Тип исследования (по продолжительности)

Экспресс – исследование 

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

1. Теоретический:

  • анализ и изучение литературы.

2.Практический:

  • проведение эксперимента;

  • наблюдение и описание проведённых исследований;

  • продукт.

3. Заключительный: 

  • вывод, подведение итогов.

11

Оборудование для проведения исследования

1.прозрачная емкость (6 шт);

2.образцы веществ: вода, мёд, масло, краска;

3.карточки с критериями наблюдения.

12

Продукт исследования

Памятка “Вода - универсальный растворитель”

13

Перспектива исследования

Дальнейшее изучение свойств воды и их связи.

14

Используемые источники

  1. Вода и ее химические свойства https://moluch.ru/young/archive/23/1404/ 

  2. “Вода - самая важная жидкость на Земле” https://infourok.ru/nauchnaya-statya-na-temu-voda-samaya-vazhnaya-zhidkost-na-zemle-5549279.html 

  3. Что такое вода: агрегатное состояние воды https://vodasila.ru/o-vode/vsyo-o-vode-rol-na-planete-zemlya 














1.5.2. Паспорт проекта «Почва»



Разработчики: Ваземиллер М. А., Клименок В. М.

1

Актуальность исследования

Почва–это верхний плодородный слой Земли. По статистическим данным она занимает всего 1/10 от всей суши, остальное занимают ледники, озера, горы. Отсюда появляется вопрос, что особенного в такой маленькой частички суши. Данная тема будет актуальна не только для учащихся, но и для взрослых людей.

2

Проблема исследования

Какие есть особенности строения почвы?

3

Объект исследования

Почва.

4

Цель исследования

Выявление особенностей строения почвы.

5

Задачи исследования

1.Проанализировать информацию в литературе по теме «Почва».

2. Определить особенности строения почвы

(как появилась, какова ее роль в природе)

3. Провести опыты, доказывающие наличие воздуха в почве; показывающие, из каких частей она состоит; определить наличие минеральных солей в ее составе.

6

Гипотеза исследования

Предположим, что в составе почвы содержатся необходимые для жизни вещества.

7

Методы исследования

  1. Анализ литературы

  2. Наблюдение

  3. Эксперимент

8

Тип исследования (по продолжительности)

Экспресс – исследование.

9

Этапы реализации исследования, краткое их описание

1. Теоретический. Анализ и изучение литературы.

2. Практический. Проведение экспериментов, наблюдение и описание проведённых исследований.

1. “Определение воздуха в пове”

В стакан положим кусок почвы. Нальём в стакан воду и перемешаем. Можем наблюдать, как в воде поднимаются пузырьки воздуха - это кислород.

2. «Из каких частей состоит почва»

Положим кусочек почвы на тарелку и будем ее нагревать. После непродолжительного времени мы можем почувствовать неприятный запах- это перегной.

Вывод: Из данного опыта мы видим, что почва состоит из перегноя. Перегной- это вещество, используемое в сельскохозяйственной деятельности.

3. Раскаленный кусок почвы бросаем в стакан с водой и размешиваем. Она оседает в виде песка и глины.

Вывод: Мы видим, что помимо перегноя почва состоит из глины и песка.

3. Заключительный. Вывод, подведение итогов, создание кластера.

10

Оборудование для проведения исследования

  1. Необходимая литература по теме исследования.

  2. Почва, стаканы, салфетки, фильтр, свечка.

11

Продукт исследования

Кластер “Строение почвы”.

12

Перспектива исследования

Дальнейшее изучение состава почвы.

13

Используемые источники

1. Ковриго В.П. , Кауричев И.С., Бурлакова Л.М. Почвоведение с основами геологии М.: Колос, 2000.

2. Новицкий М.В., Донских И.Н., Чернов Д.В. Лабораторно-практические занятия по почвоведению: учебное пособие. – СПб.: Проспект Науки, 2009. – 320 с.

















РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура


В рамках реализации ФГОС для современного учителя важно обладать компетентностью по созданию оптимальных педагогических условий проектной деятельности младших школьников, направленной на полноценное формирование будущей самостоятельной, активной, нравственной и образованной личности. Проектная деятельность в современной начальной школе осуществляется с 1 по 4 класс, т.е. на всем протяжении обучения. В связи с этим перед учителем возникает вопрос организации проектной деятельности обучающихся.

Чтобы ответить на поставленный вопрос, нужно выделить понятие и требования к проектной деятельности. Проект в изученной статье определяется как совокупность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо изделия; замысел или план. Проектная деятельность используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо проблемная, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение различных методик. Поэтому проект также можно назвать творчеством по плану.

Работа по методу проектов - это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Требования к учебному проекту - совершенно особые:

  1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) - исследовательской, информационной, практической.

  2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.

  3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

  4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

  5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Существуют общие подходы к структурированию проекта, позволяющие выделить основные составляющие его «анатомии».

Структура проектной деятельности



Тема проекта (чем собираемся заниматься?)



Актуальность проблемы (почему это необходимо?)





Объект исследования (что необходимо изучить?)



Цель проекта (что получим в результате?)





Задачи проекта.



Гипотеза проекта (четкая, реальная).



Подбор методов.





Описание проекта (в чем заключается основная идея?).



Этапы реализации проекта.



Перспектива развития проекта.





Презентация продукта (зависит от вида продукта).







В проектной деятельности выделятся четыре обязательных этапа:

1.Организационно-подготовительный этап. Он включает в себя следующие действия: постановка проблемы, выбор темы проекта, анализ предстоящей работы, формирование творческих групп (если проект не является индивидуальным) для решения выделенных задач. На данном этапе учитель осуществляет подготовку школьников к предстоящей работе. Сюда относится определение темы, формулировка проблемы, введение обучающихся в игровую или сюжетную ситуацию, предложить детям список информационных источников, поставить задачу исследования и описать предполагаемый результат (1-2 класс). В последующих классах учитель помогает в преодолении данных этапов.

2.Планирование предстоящей проектной деятельности включает в себя такие действия: распределение предстоящей работы, уточнение методов получение информации, выставление сроков выполнения работы, выбор способа оформления результатов. Деятельность учителя на данном этапе заключается и организации консультирования детей по сбору и уточнению найденной информации, осуществление помощи в планировании и организации деятельности школьников.

3.Разработка проекта (выполнение плана). Включает и себя работу обучающихся: осуществление поиска и обработки необходимой информации, фиксации и оформления результатов. Деятельность учителя здесь будет также связана с консультированием, проведением анализа выполнения проекта, оценка промежуточных результатов деятельности школьников, На данном этапе младшие школьники, в ходе решения поставленной проблемы, применяют различные учебные действия.

4.Подведение итогов работы, оформление результатов, презентация проекта. Заключительный этап является одним из самых важных, именно потому, что он завершает работу над проектом и показывает конечный продукт, который необходимо публично продемонстрировать. На данном этапе задействуются такие учебные действия как самоконтроль, самоанализ и рефлексия. Деятельность педагога в данном случае будет направлена на оказание помощи школьникам в подготовке презентации или защите проекта, оценивании итоговых результатов проделанной работы. Но самое главное учитель должен показать детям ценность проделанной ими работы и каждый ученик должен почувствовать себя успешным.

Таким образом, проектная деятельность в отличие от исследовательской менее «свободная», но в ней также есть место для ученического творчества. Реализуя проектную деятельность в начальной школе, педагог использует активные методы обучения, которые позволяют эффективнее усваивать учебный материал, активируют мыслительную деятельность, повышают интерес к предмету.




























2.2. Проектная задача 2.2.1. Проектная задача «Я. Друг. И как не допустить дыру в бюджете»



К ребятам Маше и Антону приехал друг из другого города. И для них этот весенний полдень казался самым счастливым. Он никогда не был в Красноярске. Маше и Антону нужно показать ему места для развлечения и отдыха, но у них ограниченный бюджет – 1500 р.

Задание 1.Ребята решили отправиться со своим другом в кино. Из всей суммы они запланировали потратить 400 рублей, часть из которых должна быть потрачена на вкусный карамельный попкорн за 100 рублей. Посмотрите на афишу, скажите, на какой сеанс могли отправиться ребята?

Задание 2.После кинотеатра ребята собрались в кафе. Поблизости кафе не оказалось. Куда могут отправиться ребята, чтобы успеть полакомиться вкусным обедом до 16:00? По какому маршруту отправится ребятам, чтобы потратить наименьшее количество средств на проезд в автобусе, если проезд стоит 40 рублей?




Задание 3. На оставшуюся сумму денег ребята дружно отправились в парк прокатиться на карусели. На какие карусели можно приобрести билет так, чтобы Антон посетил два аттракциона, включая аттракцион «Родео»?

Парк работает с 12:00 до 18:00


Наименование

аттракциона


Количество


Цена


Время


Флайн-карусель

Один билет – одно место

250 рублей

15 минут

Колесо обозрения

Один билет – одно место

150 рублей

10 минут

Родео

Один билет – одно место

300 рублей

7 минут

Автодром


Машина – 2 места

180 рублей

25 минут

Лагуна

Один билет – одно место

100 рублей

30 минут



Перечисли аттракционы: ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Посчитайте, сколько времени и денег ребята потратят на посещение мест развлечений и отдыха, включая время на поход в кафе.

Место

Примерное время

Сумма



















Итоговое задание. Заполните таблицу.

Вопрос

Ответ

Останется ли какое-то количество денег у ребят после посещения всех мест?


На чем можно было минимизировать расходы?

Объясните свой ответ.


Сколько на счету останется денег у ребят, если исключить проезд на автобусе?


Какие основные способы накопления денег вы выявили?


Определите цель проектной задачи

«Я. Друг. И как не допустить дыру в бюджете»




Оцените свою деятельность (каждый ученик в микрогруппе оценивает отдельно).

1 .

Оцени, насколько тебе показалась интересной проектная задача «Я. Друг. Дыра в бюджете»









- проектная задача оказалась очень интересной;



- интересны были только некоторые задания;



- задания были неинтересны




2.

Оцени, насколько сложно тебе было выполнять задания.









- было не трудно выполнять все задания;


- сложности возникли при выполнении некоторых заданий;



- задания оказались очень сложными.




3. Опишите действия группы при выполнении задания № 3:

1._________________________________________________________________2.________________________________________________________________

3._______________________________________________________________

4._______________________________________________________________



4.

Оцени, насколько слаженно вы работали в группе.

1

2

3

4

5

1


2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5













2.2.2. Проектная задача «Сбе₽ежения»



Маша Рублева давно занимается бисероплетением. У неё есть аккаунт в инстаграме (запрещено в РФ), где она активно продает свои изделия. Маша хочет накопить деньги на профессиональную камеру, кольцевую лампу, чтобы снимать обучающие видеоролики по созданию изделий из бисера. Она хочет накопить всю сумму денег за 2 месяца.

Задание №1. Чтобы быстрее накопить деньги на камеру и кольцевую лампу, Маша решила сделать копилку и таблицу, на которой указано в каждой клетке определённое количество денег, которое необходимо вносить каждый день.

50

100

150

200

250

300

100

150

200

250

300

350

150

200

250

300

350

300

200

250

300

350

300

250

250

300

350

300

250

200

300

350

300

250

200

150

Сколько Маше необходимо накопить денег, чтобы купить профессиональную камеру и кольцевую лампу?

Задание №2. Маше дают родители карманные деньги в размере 400 рублей. Она собирается за компанию пойти в кино на фильм, который она уже видела. Маша может пойти в кино и потратить 100 рублей, а может и не пойти. Оставшиеся деньги она внесет в копилку. В кино или в магазине у нее есть выбор: купить поп-корн за 150 рублей или не покупать. На оставшиеся деньги Маша может поехать на автобусе за 36 рублей или на такси за 120 рублей. Сколько денег Маша положит в копилку?

Задание №3. Социальная сеть «Инстаграм» стала запрещена на территории РФ. Поэтому заработок Маши значительно уменьшился, поэтому она решила продавать свой товар на Авито.ру. По данной причине Маша создала свод потребностей покупателя за последний месяц, чтобы определить востребованность изготовляемого изделия.

Какое изделие принесет Маше больше дохода?

Название изделия

Стоимость, руб

Количество покупателей, чел

Браслет

150

2

Кулон

170

2

Кольцо

54

10

Колье

120

4

Сережки

90

6

Брошь

190

3

Сумка

500

1



Задание №4. У Маши на счету было 800 рублей. Она потратила в столовой 120 рублей. На телефон пришло СМС-сообщение: «Отправь на номер 8 – 800 – 555 – 35 – 35 в течение 10 минут 250 рублей, и эта сумма тебе вернется удвоенной». СМС-сообщение оказалось мошенничеством. Сколько на счету у Маши останется денег, если она отправит указанную в СМС сумму? Сколько, если не отправит?

Итоговое задание. Заполните таблицу.

Вопрос

Ответ

Сколько Маше необходимо накопить денег, чтобы купить профессиональную камеру и кольцевую лампу?


Сколько денег Маша положит в копилку со своих карманных денег?

Объясните свой ответ.


Какое изделие принесет Маше больше дохода?

Объясните свой выбор.


Сколько на счету у Маши останется денег, если она отправит указанную в СМС сумму?


Сколько на счету у Маши останется денег, если она не отправит указанную в СМС сумму?


Какие основные способы накопления денег вы выявили?


Определите цель проектной задачи «Сбе₽ежения»




Рефлексивная анкета (заполняется каждым участником по окончании работы в микрогруппе).

Поставь галочку на оценочной шкале:

1. Оцени, насколько интересной показалась тебе проектная задача «Сбе₽ежения».

0 (было совсем не интересно)

1 (1 задание показалось интересным)

2 (3 задания показались скучными)

3 (2 задания показались скучными)

4 (1 задание показалось скучным)

5 (все было интересно)


2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

0 (все задания были легкие)

1 (некоторые моменты в заданиях показались сложными)

2 (1 задание показалось сложным)

3 (2 задания показались сложными)

4 (3 задания показались сложными)

5 (все задания были сложными)


3. Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении заданий).

0 (я не работал с группой)

1 (я помог решить 1 задание)

2 (я помог решить 2 задания)

3 (я помог решить 3 задания)

4 (я помог решить 4 задания)

5 (я участвовал в решении всех заданий)

Что надо сделать, чтобы был показатель близился к максимальному? ____________________________________________________________________________________________________________________________________


4. Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.

0 (мы не смогли договориться в группе, поэтому не выполнили задания)

1 (мы часто ссорились, поэтому большинство заданий не выполнили)

2 (мы часто ссорились, но все равно выполнили задания)

3 (иногда не учитывали мою точку зрения или т.з. моего напарника)

4 (мы работали дружно, но иногда были разногласия)

5 (мы работали дружно и слаженно)

Что надо сделать, чтобы был показатель близился к максимальному? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


5. Хотел бы ты работать еще раз в этой же группе? (обведи)

Да Нет

Почему? ______________________________________________________


























Заключение



Таким образом, использование проектно-исследовательской деятельности в практике преподавания и организации процесса познания младшего школьника имеет большое значение, так как позволяет обеспечить поисковую ориентацию учащихся, направленную на творческое развитие личности, накопление у учащихся достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний. Все это является основой для последующего их осознания, обогащения, раскрытия причин и взаимосвязей в окружающем детей мире. При работе над любым проектом важно, чтоб дети понимали, что они делают, зачем это нужно и кому предназначено, чтобы дети в процессе проектной деятельности всегда помнили: кто и для чего будет использовать в дальнейшем созданный ими продукт (осознавать практическую и социальную значимость проекта).

В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают некоторыми нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Для формирования, развития вышеперечисленных знаний, чувств, представлений об окружающем мире - педагогу важно знать психологию исследовательского поведения и исследовательских способностей младшего школьника; методы и формы организации в начальной школе, уметь организовывать проектно-исследовательскую деятельность учащегося в образовательном процессе начальной школы; мотивировать саморазвитие учащегося начальных классов в соответствии с требованиями ФГОС НОО.



Список рекомендуемой литературы:



  1. Баранова Е.В. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью / Е. В. Баранова, М. И. Зайкин // Математика в школе. - 2004. - N 2. - С. 7-10.

  2. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.

  3. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с.

  4. ФГОС Школьного образования: проектирование и организация исследовательской деятельности в учебном процессе // Cyberleninka.ru URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fgos-shkolnogo-obrazovaniya-proektirovanie-i-organizatsiya-issledovatelskoy-deyatelnosti-v-uchebnom-protsesse/viewer.

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2021. – 31 с.



  1. мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.






















Приложения

Приложение 1 (материалы для проведения исследования «Удивительное свойство воды»)



Раствор

Растворимость

Осадок

Комментарий

1

Вода + масло + краски





2

Вода + мёд






3

Вода + мел






































Приложение 2 (материалы для проведения исследования «В чем особенности строения почвы?»)



Опыт

Что делали?

Что наблюдали?

  1. Определение воздуха в почве



  1. Из каких частей состоит почва



  1. Из каких частей состоит почва 2.0