СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы обучающихся начальной школы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы обучающихся начальной школы"»

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького»













Методические рекомендации

"Организация проектно-исследовательской работы обучающихся начальной школы"























Красноярск, 2023



Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Авторы - составители: М. И. Потехина, студентка 3 курса КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» отделения «Преподавание в начальных классах», В. Ю. Голубева, преподаватель «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького»

Сборник методических рекомендаций по организации проектно-исследовательской работы обучающихся начальной школы / М. И. Потехина, В. Ю. Голубева – Красноярск: КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», 2023. – 44 с.







Аннотация.

В данной работе представлены рекомендации по организации проектно-исследовательской работы обучающихся начальной школы, с целью формирования мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху. Данные методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, а также для студентов, обучающиеся по специальности «Преподавание в начальных классах».










СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 4

РАЗДЕЛ 1. «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: НАЗНАЧЕНИЕ, СПЕЦИФИКА, СТРУКТУРА» 5

1.1 «исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура» 5

1.2 «Типичные ошибки при формулировании темы исследовательской работы» 9

1.3 «Типичные ошибки при определении целей, задач, гипотезы и методов исследования» 11

1.4 «Паспорт исследования» 15

1.4.1 Паспорт исследования «Стресс и способы преодоления стрессовых ситуаций» 15

1.4.2 Паспорт исследования «Секреты воды» 17

РАЗДЕЛ 2. «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ» 19

2.1 «Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура» 19

2.2. «Особенности осуществления проекта в начальной школе» 22

2.3. «Проектная задача в начальной школе» 25

2.4 «Проектная задача» 29

2.4.1 Проектная задача по математике «Затраты на канцелярию перед школой» 29

2.4.2 Проектная задача по математике «Финансовая грамотность семьи Копейко» 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41

Список используемой литературы 42






ВВЕДЕНИЕ



По стандартам второго поколения в начальной школе закладываются фундаментальные основы формирования универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса. 

В связи с последними изменениями ФГОС НОО от 31 мая 2021 года № 286, ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися программ начального общего образования: метапредметным, включающим:

Универсальные познавательные учебные действия (базовые логические и начальные исследовательские действия, а также работу с информацией);

Универсальные коммуникативные действия (общение, совместная деятельность, презентация);

Универсальные регулятивные действия (саморегуляция, самоконтроль) [1, с.17].

Цель разработки: систематизация знаний и обобщение и опыта организации проектно-исследовательской работы обучающихся начальной школы.























РАЗДЕЛ 1. «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: НАЗНАЧЕНИЕ, СПЕЦИФИКА, СТРУКТУРА»

1.1 «исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура»

По мнению Мартыновой А.В. «Исследовательская деятельность – это направление работы, которое предполагает научное изучение и обоснование определенной темы» [3, с. 9].

Главной целью исследовательской работы является: формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху.

Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:

  • знакомство с проведением учебных исследований;

  • развитие творческой исследовательской активности;

  • стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

  • ознакомление с научной картиной мира;

  • вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс.

Главная задача учителя в ходе детской исследовательской деятельности – это помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Учитель должен чутко и умело направлять исследовательскую деятельность своих учеников, быть консультантом.

В ходе исследовательской деятельности у обучающихся начальной школы формируется познавательный интерес, любознательность, умение работать с информационными источниками, учит общению со сверстниками и единомышленниками, даёт возможность принимать участие в научных конференциях по исследовательской и проектной работе.

В своей статье Малиновская Е.А. выделяет основные этапы исследовательской работы:

  1. Найти проблему

  2. Тема

  3. Актуальность

  4. Цель исследования

  5. Гипотеза

  6. Новизна

  7. Задачи исследования

  8. Литературный обзор

  9. Методика исследования

  10. Результаты исследования

  11. Выводы

  12. Значимость

Малиновская Е.А., характеризует каждый из этапов исследовательской деятельности: «Проблема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, она должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать – это актуальность.

В исследовательской работе должна быть сформулирована цель – какой результат предполагается получить, каким, в общих чертах, видится этот результат еще до его получения. Обычно цель заключается в изучении определенных явлений.

В исследовании важно выделить гипотезу и защищаемые положения. Гипотеза – это предвидение событий, это вероятное знание, ещё не доказанное.

В работе должен присутствовать литературный обзор, т. е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не делаете то, что уже давно сделали до вас.

Затем описывается методика исследования. Её подробное описание должно присутствовать в тексте работы. Это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы.

Далее представляются результаты исследования. Собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности. Полученные данные необходимо сопоставить с данными научных источников из обзора литературы по проблеме и установить закономерности, обнаруженные в процессе исследования.

Необходимо отметить новизну результатов, что сделано из того, что другими не было замечено, какие результаты получены впервые. Какие недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов.

Чтобы не перегружать основную часть работы, первичный материал может выноситься в приложение.

Наиболее выигрышной формой представления данных является графическая, которая максимально облегчает читателю восприятие текста. Всегда ставьте себя на место читателя.

И завершается работа выводами. В которых тезисно, по порядку выполнения задач, излагаются результаты исследования. Выводы – это краткие ответы на вопрос – как решены поставленные исследовательские задачи» [2].

Таким образом, исследовательская деятельность предполагает собой научное изучение и обоснование определенной темы. Исследовательская деятельность включает в себя различные этапы, организатором и наставником которых является учитель. В ходе исследовательской деятельности у обучающихся формируется познавательный интерес к фундаментальным и прикладным наукам, помимо этого, у обучающихся развивается творческая активность.















































1.2 «Типичные ошибки при формулировании темы исследовательской работы»

По мнению Хохлова А.А., «Тема – ракурс, в котором рассматривается проблема. Поэтому выбор темы исследовательской работы является ответственным и порою весьма трудным этапом для начинающего исследователя. Неудачно выбранная тема может повлечь за собой ненужные проблемы» [5, с. 142].

Семенова А.А., приводит типичные ошибки в темах, которые были выбраны участниками конкурса детских исследовательских работ «Твори, исследуй, пробуй!». А именно: «в первые годы наблюдались типичные ошибки в выборе и формулировке темы: неконкретные, неясные формулировки («Я и дельфин», «Кто хозяин моря?», «Карандаши»); слишком широкие («Лягушки», «Растительный мир»), глобальные («Как решить проблему ГМО»), избыточно витиеватые («Глубокоуважаемый микроб! Ты друг или враг?», «Усищи и хвостищи»).

Кроме того, был ряд случаев, когда тема не соответствовала содержанию («Микроскоп» – тема, связанная с изучением строения насекомых, «Хлеб – всему голова» – о пословицах и поговорках).

Часть тем, имеющих одинаковое название, имели разное содержание и рассматривались в разных секциях (тема «Танк – боевая машина»: 1. О значении танков в боях Великой Отечественной войны. 2. О конструкции современных танков и их видах), что говорит о том, что название требует конкретизации. Особо можно отметить редкие, но имеющие место случаи, когда объект фантастической темы рассматривался как научный («Драконы» (ученик был уверен, что они живут сейчас), «Магия в нашей жизни»).

Кроме того, в этот период, несмотря на четкое разграничение понятий «проектная работа» и «исследовательская работа», школы представляли на конкурс ряд проектных тем: «Мыло своими руками», «Как сделать открытку» [4, с. 120].

Помимо указания ошибок, в своей статье, Семенова А.А., указывает ряд критериев, которым должны соответствовать выбор и формулировка темы: «…быть доступной, интересной, полезной для юного исследователя. Кроме того, тема должна обладать образовательными ресурсами в плане достижения предметных, метапредметных и личностных результатов и обеспечивать успешность ребенка в ее развертывании. Только при этом условии учебное исследование станет важнейшим фактором познавательного и личностного развития ребенка» [4, с. 121].

Также, более развернутые критерии к выбору и формулировке темы выделяет Хохлов А.А.:

  • тема не должна вызывать очень больших сложностей у её автора;

  • можно выбрать такую тему, по которой уже имеются определённые наработки;

  • выбор темы должен быть обоюдно мотивирован интересом к ней и ученика, и педагога одновременно;

  • предпочтительно брать тему сравнительно узкого плана, которую предстоит разработать глубоко и всесторонне;

  • тема учебно-исследовательской работы должна быть очень конкретной, сосредоточенной на особенностях какого-либо процесса или явления, их влиянии одного на другое, сравнении и т. п.;

  • тема должна быть актуальной и соответствовать требованиям науки и практики [7, с. 143].

Таким образом, можно сделать вывод, что выбор и формулировка темы – это трудный процесс, так как нужно учитывать множество различных критериев, чтобы не допустить ошибку. Обучающимся и педагогам следует более детально подходить к выбору темы для исследовательской работы.

1.3 «Типичные ошибки при определении целей, задач, гипотезы и методов исследования»

По мнению Иванова Д.В., «цель - это конкретный, охарактеризованный качественно, а при возможности и корректно количественно, образ ожидаемого результата, которого реально можно достичь к четко определенному моменту времени».

Цель должна обладать пятью основными признаками:

    1. Полнотой содержания, то есть определенностью всех характеристик результата, существенных для его максимального соответствия потребности;

    2. Временной определенностью;

    3. Реальностью (соответствием возможностям);

    4. Побудительностью (соответствием мотивам субъекта деятельности);

    5. Операциональностью определения ожидаемого результата (контролируемостью).

Формулируя задачи, исследователь ставит ряд промежуточных целей, выполнение которых необходимо для реализации общей цели.

При формулировании цели могут использоваться глаголы «доказать», «обосновать», «разработать». Последний глагол следует употреблять в том случае, если конечный продукт исследования получит материальное воплощение.

При формулировании задач целесообразно применять глаголы «проанализировать», «описать», «выявить», «определить», «установить» [3].

Также, о формулировке целей и задач говорит Маркелов В.В., «Цель исследования — это представление о том, каким будет ре­зультат, что именно будет получено в конце исследования.

Задачи работы конкретизируют цель исследования. Последовательно решая постав­ленные задачи, исследователь продвигается к достижению цели. Формулируя задачи или исследовательские вопросы исследования, целесообразно присваивать им порядковые номера. Это облегчает вос­приятие соответствующего материала читателями» [5].

Иванов Д.В., описывает гипотезу: «Гипотеза - это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто. Гипотеза – это предполагаемое решение проблемы в данной области исследования, решение противоречивой ситуации. Она фактически определяет основное направление исследования.

К гипотезе предъявляют определенные требования:

  • она должна содержать предположение;

  • она должна быть проверяема, подтверждаема при помощи методик;

  • она должна быть логически непротиворечивой;

  • она должна быть реально опровергаемая или доказуемая.

Проверить гипотезу - это значит проверить те следствия, которые логически из нее вытекают. В результате проверки гипотезу подтверждают или опровергают» [3].

Баранова М.Ю и Вахромеева Т.А., говорят о методах исследования: «Для проверки гипотезы используют методы наблюдения и эксперимента.

Наблюдение – древнейший общенаучный метод познания. Оно включается во все виды деятельности и позволяет получить некоторую первичную информацию об объектах окружающего мира. Для того, чтобы проводить наблюдение, необходимо развивать такое качество, как наблюдательность, которую можно охарактеризовать как деятельность, направленную на анализ изучаемого, факта, события с целью выявления определённой закономерности. Этот метод относится в науке к числу наиболее употребимых.

Следует различать обыденное наблюдение (то есть непроизвольная деятельность человека, связанная с получением информации о внешнем мире) и научное наблюдение. Научное наблюдение отличается от обыденного по нескольким параметрам:

  • Целенаправленностью (внимание наблюдателя должно фиксироваться только на интересующих объектах);

  • Активностью (наблюдатель должен активно искать, выделять нужные ему моменты в наблюдаемом явлении, привлекая для этого свои знания и опыт, используя различные технические средства наблюдения);

  • Планомерностью (наблюдение должно проводиться строго по плану, составленному исходя из задачи исследования);

  • Систематичностью (все данные наблюдения фиксируются в протоколах или дневниках);

  • Наличие элементов контроля (информация, полученная путём наблюдения должна поддаваться контролю на обоснованность)» [2].

Помимо наблюдения, Баранова М.Ю., и Вахромеева Т.А., выделяют научный эксперимент: «Научный эксперимент является методом исследования, обеспечивающим научно-обоснованную проверку правильности сформулированной в начале исследования гипотезы. В отличие от наблюдения, эксперимент позволяет искусственно отделить изучаемое явление от других, целенаправленно изменять условия его проведения.

  1. Эксперимент (лат. «experimentum») – проба, опыт.

  2. Опыт, воспроизведение объекта познания, проверка гипотез. (Большая советская энциклопедия)

  3. Опыт. Попытка сделать, предпринять что-нибудь. (Ожегов)

Выделяют два вида экспериментов:

1. Лабораторный. Проводится в специально подготовленных условиях – лаборатории, где объект вычленяется из сложной системы взаимосвязей. Основные достоинства метода – активная позиция исследователя, придающая такому эксперименту следующие положительные черты:

- оперативность: исследователь не ждёт проявления необходимых фактов, а сам создаёт ситуацию, условия, которые вызывают изучаемый процесс;

- повторяемость;

- высокая точность благодаря использованию современной измерительной аппаратуры.

Получаемые в результате лабораторные данные должны проверяться в естественных условиях.

2. Естественный. По принципу организации он похож на наблюдение, но отличается от него активной позицией исследователя. Исследователь незаметно для испытуемых организует их деятельность таким образом, чтобы проявились необходимые особенности и качества. Либо экспериментатор, находясь в естественных условиях, наблюдает исходное состояние объекта, его развитие и исчезновение. При этом объект может быть подвергнут определённому воздействию со стороны экспериментатора» [2].

Таким образом, определение цели, задач, выбор методов – это важная часть каждой исследовательской работы. При формулировке цели, задач и методов исследования стоит учесть все рекомендации, для того, чтобы не допускать ошибок.










1.4 «Паспорт исследования»

Для примеров приведены паспорта исследования. Они включают в себя следующие компоненты: тема, актуальность, проблема, объект, цель, задачи, гипотеза, методы исследования, тип исследования, этапы реализации исследования, краткое их описание, оборудование для проведения исследования, продукт и перспектива исследования.

1.4.1 Паспорт исследования «Стресс и способы преодоления стрессовых ситуаций»

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

«Стресс и способы преодоления стрессовых ситуаций», 4 класс.

2

Актуальность исследования

В современной жизни у каждого человека очень часто возникают стрессовые ситуации. Многие явления школьной жизни: контрольные работы и экзамены, большое количество домашних заданий, сложный учебный материал, конфликтные ситуации со сверстниками, переход учащихся из начальной школы в среднее звено -  являются причинами возникновения стресса, другими словами называются стрессорами.

Нами было проведено анкетирование среди обучающихся 4 класса. Результаты анкетирования показали, что 52% обучающихся очень часто (1 – 2 раза в неделю) испытывают стресс.

Таким образом, наше исследование актуально.


3

Проблема исследования

Обучающиеся очень часто испытывают стресс

4

Объект исследования

Стресс

5

Цель исследования

Изучение различных способов устранения стресса.


6

Задачи исследования

1. изучить литературу;

2.проанализировать результаты опроса по теме "стресс";

3.провести исследование на популярное средство борьбы со стрессом;

4.составить характеристику данных по результатам анкетирования;

5.подтвердить или опровергнуть поставленную гипотезу.


7

Гипотеза исследования

Способы борьбы со стрессом индивидуальны.


8

Методы исследования

-Анализ литературы, анкетирование, эксперимент.


9

Тип исследования (по продолжительности)

Краткосрочный

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

Этапы работы исследования

1 этап – изучить понятие стресса и влияние стресса на организм человека. Изучить способы устранения стресса.

2 этап – провести анкетирование среди четвероклассников. Провести эксперимент, в ходе которого участники выявляют способы, которые могут помочь им справиться со стрессом.

3 этап - подвести итоги исследования, а также выявить: подтвердилась ли гипотеза.

11

Оборудование для проведения исследования

Антистресс «Pop it», ручка с кнопкой, звуки природы с музыкальным сопровождением, пластилин, раскраски.

12

Продукт исследования

Эффективный способ устранения стресса

13

Перспектива исследования

Данное исследование может помочь справиться со стрессом, так как мы отобрали различные способы, которые не только могут устранить стресс, но и успокоить, потому что их сознание будет направлено на какую-то другую деятельность. Также, данная исследовательская работа показывает какие способы наиболее эффективны для борьбы со стрессом.

14

Используемые источники

1. Китаев-Смык Л.А. «Психология стресса», М.: «Наука», 1983.
2. Тригранян Р.А. Стресс и его значение для организма (отв. ред. навст. предисл. О.Г. Газенко. – М.: Наука, 1988.
3. https://medobr.com/news/vliyanie-stressa-na-sostoyanie-zdorovya-cheloveka/
4.https://docs.google.com/forms/d/1glD4rlXfjKUvc22KVlx2HQ5G886bj3W6WY1SChXUlQw/edit
5.https://miin.ru/blog/psikhologiya-stressa/
6.https://mcunic.ru/2021/05/31/ot-kapitoshki-do-pop-it-evoljuciya-igrushek-antistressov/
7.https://womanadvice.ru/igrushka-antistress-chto-eto-takoe-chem-polezna-varianty-napolniteley-reyting-luchshih-kak-sdelat-sv
8.https://mag.103.by/topic/88073-stress-i-bolezni-kak-volnenije-i-trevoga-vlijajut-na-nash-organizm/

9. https://obuchonok.ru/node/7976



1.4.2 Паспорт исследования «Секреты воды»


Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

“Секреты воды” (3 класс)

2

Актуальность исследования

В обычной жизни мы редко задумываемся о существенной роли воды. А между тем ничто живое не может появиться, развиваться и существовать без воды. Вода в жизни человека и всего живого на Земле играет главную роль.

Вода - простое вещество, однако при этом она обладает рядом необычных свойств, которые не перестают удивлять людей. Изучение уникальных свойств воды постоянно открывает нам все новые и новые тайны, задает нам новые загадки и бросает новые вызовы. Побывав этим летом на Черном море и на озере в деревне, я заметил, что мое тело соленая вода выталкивает лучше, нежели пресная озерная вода. Мне стало интересно, изучить свойства соленой и пресной воды и сравнить их.

3

Проблема исследования

Почему соленая вода сильнее выталкивает объекты, чем пресная?

4

Объект исследования

Объект исследования: вода.

Предмет исследования: свойства пресной и солёной воды.

5

Цель исследования

Сравнение свойств пресной и солёной воды в ходе эксперимента.

6

Задачи исследования

-систематизировать и расширить представления о воде;

-узнать, свойства пресной и солёной воды;

- сравнить пресную и солёную воду по свойствам;

- подтвердить опытным путем свойства воды;

-оформить результаты исследования.

7

Гипотеза исследования

Пресная и солёная вода отличаются вкусом, цветом, запахом, плотностью.

8

Методы исследования

Подбор и анализ источников информации, наблюдение, анализ, сравнение, обобщение, эксперимент, опыт.

9

Тип исследования (по продолжительности)

экспресс

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

  1. Изучить свойства воды пресной и солёной.

  2. Узнать значения пресной и солёной воды в жизни человека.

  3. В ходе эксперимента сравнить свойства пресной и солёной воды.

  4. Сравнить капли пресной и солёной воды под микроскопом.

  5. Оформить выводы исследования.

11

Оборудование для проведения исследования

Стаканчики, вода, краска, эфирное масло, сахар, масло растительное, монетка, киндер-игрушка, микроскоп.

12

Продукт исследования

Сравнительная таблица: пресная & солёная вода.

13

Перспектива исследования

В дальнейшем мы бы хотели изучить не только свойства пресной и солёной воды, но и их агрегатные состояния.

14

Используемые источники

  1. https://obrazovaka.ru/okruzhayushhiy-mir/svoystva-vody-v-zhidkom-sostoyanii-3-klass.html

  2. https://втораяиндустриализация.рф/morskaya-voda/

  3. https://ecoteco.ru/library/magazine/zhurnal-13/ekologiya/znachenie-vody-v-zhizni-cheloveka/

  4. https://obrazovanie-gid.ru/pereskazy1/svojstva-solenoj-vody-kratko.html












РАЗДЕЛ 2. «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ» 2.1 «Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура»

Проектная деятельность имеет несколько типов. Данные типы выделяет Сергеев И.С. «1. Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

2.Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

3.Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

4.Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

5.Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор? [8, с.12].

Сергеев И.С. выделяет основные требования к проекту.

«1. Необходимо наличие социально значимой задачи (пробле­мы) - исследовательской, информационной, практической.

Дальнейшая работа над проектом - это разрешение данной про­блемы. В идеальном случае проблема обозначена перед проектной группой внешним заказчиком. Например, учащиеся школы посеща­ют спортивный клуб, руководство которого заказало проектной груп­пе дизайн оформления помещений клуба. Однако в роли заказчика может выступать и сам учитель (проект по подготовке методических пособий для кабинета биологии), и сами учащиеся (проект, наце­ленный на разработку и проведение школьного праздника).

Поиск социально значимой проблемы - одна из наиболее труд­ных организационных задач, которую приходится решать учителю-ру­ководителю проекта вместе с учащимися - проектантами.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования са­мого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.

Наиболее важной частью плана является пооперационная раз­работка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проек­ты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до самого конца.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской рабо­ты учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятел.ьнос­ти - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыс­лена и представлена участниками проектной группы.

4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое раз­работали участники проектной группы для разрешения поставлен­ной проблемы.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказ­чику и (или) представителям общественности, и представлен до­статочно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.




























2.2. «Особенности осуществления проекта в начальной школе»

Сергеев И.С. отмечает, что «Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, а также беря во внимание опыт работы, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения. В связи с этим необходимо рассмотреть особенности и варианты организации метода проектов с детьми младшего школьного возраста.

Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима особая готовность, “зрелость”, заключающаяся в следующем.

Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:

  • умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);

  • умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

  • умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано, его доказывать);

  • умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях “открывают” и доступно для себя формулируют необходимые “Правила общения”, регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний.

Во-вторых, вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”. Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:

  • развитие аналитико-синтетических действий;

  • сформированность алгоритма сравнительного анализа;

  • умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;

  • возможность выделять общий способ действий;

  • перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность [3, с.178].

К “интеллектуальной зрелости” также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.

Целенаправленное формирование как обобщенности умственных действий, так и названных качеств мышления осуществляется с 1-го по 4-й класс в русле работы над становлением у учащихся центрального психического новообразования младшего школьного возраста - теоретического мышления через особое учебное теоретическое содержание, активные методы и приемы обучения, диалоговые формы взаимодействия учителя с детьми и учеников друг с другом [8, с. 120].

В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:

  • адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;

  • обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;

  • выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания [9, с. 15].

Требуется особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения.

























2.3. «Проектная задача в начальной школе»

По – мнению А.Б. Воронцова, «термин «задача» имеет несколько значений, одно из которых трактуется как «сложный вопрос, проблема, требующая исследования и разрешения» (Толковый словарь С. И. Ожегова). В образовательной практике используются разные типы задач: учебная, конкретно-практическая, исследовательская, творческая и др.

Как правило, учитель (через содержание программы) сам «ведет» класс к постановке и решению очередной учебной задачи, создавая ситуации, приводящие: детей к выбору именно этой задачи. Учебная задача - всегда новая задача. До нее подобных задач дети не решали, и поэтому «с ходу» она не может быть: решена учащимися. Она - поисковая задача. Именно в результате поиска дети смогут решить эту задачу.

Конкретно-практическая задача ориентирована на применение (отработку) уже освоенных способов действий (знаний, умений) в известной школьникам ситуации, как правило, внутри конкретного учебного предмета. Итогом решения такого типа задач является правильное использование знаний, умений и навыков учащихся (получение правильного ответа). В отдельных случаях конкретно-практическая задача может быть использована для выявления границ применения освоенного способа действия и тем самым становится условием для постановки новой учебной задачи.

Творческая (олимпиадная) задача - это задача, не имеющая готового формального способа решения. Ученик за счет своих способностей, как правило, спонтанно пытается найти его сам.

Как правило, этот способ решения не поддается алгоритмизации. Поэтому такие задачи обычно решает небольшой круг учащихся (обладающих нестандартным мышлением).

Практика современного образования показала, что вышеуказанных типов задач недостаточно для мониторинга результатов и эффектов обучения.

Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата (продукта), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер. Другими словами, проектная задача должна через систему или набор знаний (реперные точки) задать возможные «стратегии» своего решения.

Почему задачи такого типа получили название проектных? Проект есть целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени.

При его реализации не задается порядок действий, проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств, материалов и действий, с помощью которых будет достигнут результат.

Отличие проектной задачи от проекта лишь в том, что школьникам задаются все необходимые средства и материалы в виде системы (или набора) заданий, требуемые для их выполнения.

Какие педагогические эффекты имеют проектные задачи?

  • Дают реальную возможность организовать взаимодействие (сотрудничество) детей, определяют место и время для наблюдения и экспертных оценок за деятельностью учащихся в группе.

  • Учат (без явного указания на это) проектировать через специально разработанные задания.

  • Позволяют посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты, зашумлены, а иногда и требуют переконструирования.

В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное — почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки).

  • Ставить и удерживать цели.

  • Планировать свою деятельность.

  • Моделировать (представлять способ действия в виде схемы - модели, выделяя все существенное и главное).

  • Проявлять инициативу при поиске способов решения задачи.

  • Взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других.

Общая структура проектной задачи связана напрямую с общим способом разрешения проблемных ситуаций и, как правило, включает в себя в качестве основных этапов: этап анализа, моделирования и синтеза.

Моделирование исходной ситуации позволяет провести анализ задачи и выделить в ней отдельные предметные составляющие задачи, что диктует выбор соответствующих средств и способов работы с этими составляющими. На этапе синтеза полученные результаты, касающиеся отдельных сторон рассматриваемой ситуации, объединяются в единый (цельный) «продукт». При этом нужно подчеркнуть, что на этапе синтеза вполне естественным является возврат к этапу анализа с целью коррекции полученных на этом этапе частных решений.

Таким образом, проектные задачи есть шаг к проектной деятельности в школе. Эти задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания - они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность, дают возможность опробования различных путей решения. Они помогают сложиться учебному сообществу, поскольку учат видеть и слышать друг друга. Благодаря проектным задачам уже в начальной школе у детей появляется не только возможность овладения культурными способами действий, но и возможность опробовать их в квазиреальных (модельных) ситуациях. Осваивается реальная практика произвольного поведения: самоорганизация группы и каждого внутри нее, управление собственным поведением в групповой работе [4].



















































2.4 «Проектная задача» 2.4.1 Проектная задача по математике «Затраты на канцелярию перед школой»


Содержание проектной задачи

Игорь - отец двух детей. Ежегодно перед началом учебного года Игорь ищет магазины, где можно купить канцелярские принадлежности по наиболее выгодной цене. Он тратит много времени на поиск, а также деньги на бензин и парковку. В этом году Игорь решил использовать интернет для поиска лучших предложений и оптимизации своих затрат. Он провел анализ цен на канцелярские товары в различных интернет-магазинах, сравнивая цены на ручки, карандаши, тетради и другие необходимые принадлежности. В результате он смог сэкономить свое время и деньги, купив все нужное для своих детей по более низкой цене, чем в обычных магазинах.

Задания

1 задание.

Помоги Игорю - отцу детей проанализировать сайты интернет-магазинов. Анализируя сайты, заполните таблицу для сравнения цен на канцелярские принадлежности. Впишите самые низкие цены в таблицу.

https://www.ermak-k.ru/shop/ - “Ермак”

https://www.prodalit.ru/cat/ProductsRubrics-98 - “ПродаЛитЪ”

https://www.piri24.ru “Пиши Рисуй”

https://kip1.ru “Канцтовары от склада”



Принадлежность (1 шт)

Магазин

“Ермак”

Магазин “ПродаЛитЪ”

Магазин

“Пиши Рисуй”

Магазин “Канцтовары от склада”

Ручка синяя шариковая





Простой карандаш





Набор цветных карандашей (12 цв)





Альбом для рисования (40 л)





Тетрадь в линию





Тетрадь в клетку





Ластик







2 задание.

Пользуясь таблицей, которую вы заполнили, выберите верные утверждения

  1. Самые высокая цены на тетрадь в линию в магазине «ПродаЛитЪ».

  2. Цена на альбом для рисования в магазине «Пиши Рисуй» ниже, чем в магазине «Канцтовары от склада».

  3. Самый дешевый набор цветных карандашей в магазине «Ермак».

  4. Самая низкая цена синей шариковой ручки в магазине “ПродаЛитЪ” равна самой низкой цене в магазине “Ермак”

3 задание.

Посчитайте стоимость принадлежностей в каждом магазине.



Принадлежность (1 шт)

Магазин

“Ермак”

Магазин “ПродаЛитЪ”

Магазин

“Пиши Рисуй”

Магазин “Канцтовары от склада”

Ручка синяя шариковая

Ручка шар R-301 Orange Stick 0,7мм ШК синяя

x2

20 рублей

Ручка шариковая синяя Оптима 1мм прозрачный корпус

x2

24 рублей

РУЧКА ШАР. 0,7ММ, СИНИЙ, ОРАНЖ. КОРП. "R-301. ORANGE" 22187/43194 ERICH KRAUSE

x2

30 рублей



Ручка шар Basic Budget BP-02 синяя 0,5мм

x2

8 рублей


Простой карандаш

Карандаш пластиковый HB Standard 100 Orange x2

15 рублей



Карандаш ч/гр HB Красин ТМ

x2

18 рублей

КАРАНДАШ Ч/ГР ERICH KRAUSE "AMBER 100" HB Б/ЛАСТ., КОРПУС ЖЕЛТЫЙ EK32838/45598

x2

28 рублей


Карандаш пластиковый HB Grass зеленый корпус

x2

9 рублей


Набор цветных карандашей (12 цв)

Карандаши 12цв /шестигранные, дерево/

x2

133 рублей


Карандаши цветные 12 цв Hatber Влад А4 к/к

x2

142 рублей


КАРАНДАШИ ERICH KRAUSE "BASIC" 12ЦВ, МИНИ, 3-ГРАН., В КАРТ.УП. 50532

x2

130 рублей

Карандаши укороченные 12цв Каляка-Маляка европодвес

x2

144 рублей

Альбом для рисования (40 л)

Альбом д/рисования 40л "Гористый берег" NEW

x2

170 рублей

Альбом д/рис 40л Скоростной автомобиль 110г/м2

x2

194 рублей


АЛЬБОМ Д/РИС 40Л А4 "КЛАСС. АЛЬБОМ ВПЕЧАТЛЕНИЙ" 100Г/М2 СКОБА, АССОРТИ 40АЛСК4_000235 SVETOCH

x2

156 рублей

Альбом д/рисования 40л "Города мира" 5видов\

x2

160 рублей

Тетрадь в линию

Тетрадь 12л линейка "Gamer" ассорти

x2

26 рублей

Тетрадь 12л линейка косая частая Однотонная. Для Прописей зелена

x2

30 рублей


ТЕТРАДЬ 12Л А5 ЛИНЕЙКА "ЗВЕРИ В КОСМОСЕ" ПОЛН. УФ-ЛАК, АССОРТИ JW55/5 ACADEMY STYLE

x2

36 рублей

Тетрадь 12л линейка

13 рублей

Тетрадь в клетку

Тетрадь 12л клетка "Автопрестиж" ассорти
x2

31 рублей

Тетрадь 12л клетка (зеленка)

x2

20 рублей

ТЕТРАДЬ 12Л А5+ КЛЕТКА "СЛЕДОПЫТ 000359" ОБЛ. МЕЛ. КАРТОН, АССОРТИ 12ТСКД5_1_3_1 SVETOCH

x2

36 рублей


Тетрадь 12л клетка ErichKrause® "Классика" фиолетовый

x2

38 рублей

Ластик

Ластик белый треугольный "Smart Mini Triangle" с пласт. держателем

x2

41 рублей

Ластик Hatber Eco овальный с центровкой

x2

56 рублей

ЛАСТИК AXENT PYRAMID АССОРТИ 1187-A

x2

28 рублей

Ластик College 35*35*10мм треугольный, пласт. держатель

x2

38 рублей

Итого







4 задание.

Представьте полученные данные в виде столбчатой диаграммы. Определите по диаграмме, какой магазин выберет Игорь для самой экономичной покупки канцелярии для своих детей.





5 задание.

Игорь решил закупить канцелярские принадлежности на первые полгода, чтобы не закупаться каждый месяц. Он посчитал, сколько его дети вместе истратили принадлежностей за прошлые полгода и составил список.

За прошлые полгода было истрачено:

  • ручка синяя шариковая - 12 шт;

  • простой карандаш - 8 шт;

  • набор цветных карандашей - 2 пачки;

  • альбом для рисования - 2 шт;

  • тетрадь в линию - 4 шт;

  • тетрадь в клетку - 6 шт;

  • ластик - 4 шт.

Опираясь на таблицу в задание № 3, посчитайте сколько ему придется потратить на закупку канцелярских принадлежностей для первого полугодия и заполните таблицу.



Принадлежность

Сколько штук на полгода

Цена в магазине

Стоимость

Ручка синяя шариковая




Простой карандаш




Набор цветных карандашей (12 цв)




Альбом для рисования (40 л)




Тетрадь в линию




Тетрадь в клетку




Ластик




Итого:

2.4.2 Проектная задача по математике «Финансовая грамотность семьи Копейко»


Содержание проектной задачи

Знакомьтесь, это семья Копейко: папа – Сергей Александрович, мама – Светлана Викторовна, дочь – Полина, сын – Александр. Они очень хотят сделать ремонт в квартире в течение 2023 года. Для того чтобы осуществить свою мечту, им необходимо 1 миллион рублей. У них уже есть небольшие сбережения в банке – 100 тысяч рублей.














Папа работает в автосервисе. Его зарплата составляет 80 тысяч в месяц. Мама – работает инспектором ПДН. Её заработная плата составляет 40 тысяч рублей в месяц. Полина, учится в 4 классе, а Саша только пошёл во 2 класс.


Задание 1.

Семья Копейко, вела дневник наблюдений за расходами в течение всего прошлого года. Вот что они выяснили:

В месяц на питание уходит 30 тысяч рублей, за коммунальные услуги они платят 4 тысячи рублей, на школьные обеды дочери и сына уходит 3 тысячи 500 рублей. Секции и кружки детей оплачиваются по5 тысяч с зарплаты каждого родителя. Стоимость на бензин для автомобиля меньше в 3 раза суммы потраченной на питание. Стоимость досуга равна разнице между суммой питания и суммой (коммунальных услуг и стоимости бензина), на дополнительные нужды семья тратит около 18 тысяч рублей.

Используя записи дневника, заполни таблицу 1.

Таблица 1. Таблица доходов и расходов

Вид дохода

Сумма дохода

Вид расхода

Сумма расхода

Зарплата папы




Зарплата мамы




Сбережения в банке






Питание




Коммунальные услуги




Школьные обеды




Секции и кружки




Транспорт




Досуг




Дополнительные нужды


Итого





Задание 2.

Распределите в таблицу 2 обязательные и необязательные расходы.

Таблица 2. Расходы

Обязательные расходы


Необязательные расходы


добавить свои примеры.




Электричество, налоги, телефон, сумочка, планшет, туфли, газ, интернет, вода, платье, домофон, сотовая связь.


Задание 3.

На семейном совете Копейко решили увеличить доходы в своём семейном бюджете, подобрав дополнительную работу и занятие.

На сайте Работа.ру они узнали, какие услуги пользуются спросом в городе. Предложения они оформили в виде таблицы.

Таблица 3. Перечень услуг и их стоимость

Вид заработка

Примерная стоимость

Единица

Сколько раз в неделю планируем заниматься?

Расход на выполнение заказа

Сколько примерно заработаем

(минимальный доход)

за неделю?

Мойка машин

500 р

1 день

вторник, четверг

-


Изготовление сладких букетов

1500 р

1 букет

суббота, воскресенье

200 р – оберточная бумага,

100 р – ленты,

500 р – конфеты (набор указан из расчета изготовления 1 букета)


Мыловарение

от 700 р

1 мыло

Понедельник, пятница

-65 р – красители,

50 р – флакон с распылителем

100 р – мыльная основа


Выпечка тортов на заказ

от 1200 р

1 кг торта

пятница, суббота, воскресенье

700 р


Раздача листовок

500 р

1 день

суббота

-


Помощь в выгуле домашних животных

200 р

1 выгул

ежедневно (по запросу)

Мусорные мешки

(60 р за упаковку) – 1 раз в мес.


Сезонные фермерские работы

20 000 р

1 месяц

июль-август

2 000 р в мес. (стоимость проездного в электропоезде)



Сделай вывод, какая услуга принесет семье Копейко наибольший доход? Запиши название услуги

__________________________________________________________________

Задание 4.

В таблице 4 представлена корзина с продуктами, которые Копейко приобрели в обычный будний день.

Таблица 4. Продукты приобретённые Копейко в будний день

120 р

315 р

58 р

413 р

550 р

1115 р

125 р

240 р

643 р

342 р


375 р

178 р

278 р

413 р

250 р



- Что из приобретенного можно было не покупать?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Сколько денег могла бы экономить семья Копейко за один поход в магазин?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 5.

Сколько времени семья Копейко будет копить на квартиру, если будет жить только на заработную плату папы, а мамину зарплату переводить на счет в банк?

Запиши вычисления.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________­­­­­­­­­­­­­­­__________________________________________________________________

Задание 6.

Как бы вы потратили деньги на прочие расходы? Всего можно выбрать 10 ответов.

  1. Подарки друзьям

  2. Игрушки

  3. Кино

  4. Бассейн

  5. Чипсы, кола

  6. Сотовая связь

  7. Пиццерия

  8. Батутный парк

  9. Обувь

  10. Одежда

  11. Булочки в школьной столовой

  12. Компьютерные игры

  13. Парикмахерская

  14. Аттракционы в торговом центре

  15. Суши-роллы с доставкой

  16. Такси

  17. Посещение стоматолога

  18. Школа танцев

  19. Аксессуары

  20. Канцтовары








Задание 7.

Составьте памятку о правилах использования карманных денег.

Памятка

  1. ­­­­­­­­­­­­­­_____________________________________________

  2. _____________________________________________

  3. _____________________________________________

  4. _____________________________________________

  5. _____________________________________________

  6. _____________________________________________

  7. _____________________________________________

  8. _____________________________________________

  9. _____________________________________________

  10. _________________________________________________















Задание 8.

За какой период Копейкины накопят необходимую сумму на квартиру, если будут перечислять зарплату мамы и весь доход от дополнительного заработка на счет в банк? Не забудь про расходы. В этом тебе помогут ответы из заданий 1,3, 5.

Запиши вычисления:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



























ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, проектно – исследовательская работа включает в себя различные этапы, организатором и наставником которых является учитель. В ходе данной деятельности у обучающихся формируется познавательный интерес к фундаментальным и прикладным наукам, помимо этого, у обучающихся развивается творческая активность.

Проектные задачи – это шаг к проектной деятельности в школе. Эти задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания - они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность, дают возможность опробования различных путей решения. Они помогают сложиться учебному сообществу, поскольку учат видеть и слышать друг друга.
















Список используемой литературы
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 № 286) – М.: Просвещение, 2021. – 31 с.

  2. Баранова М.Ю, Вахромеева Т.А. Методические рекомендации для практических и самостоятельных работ// [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ..\Методические рекомендации .docx. (дата обращения 20.01.2023).

  3. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2020, № 9, с.177-180.

  4. Воронцов А.Б Перспективные направления научно-практических разработок образовательной системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsc.1sept.ru/view_article.php?ID=200801502 (дата обращения: 03. 03.2023).

  5. Иванов Д.В. Методическая разработка "Определение цели и задач, формулирование гипотезы, выбор методов ведения исследования"// [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-opredelenie-celi-i-zadach-formulirovanie-gipotezi-vibor-metodov-vedeniya-issledovaniya-1962854.html (дата обращения: 25.01.2023).

  6. Малиновская Е.А. Рекомендации по написанию исследовательской работы: экспериментальной или теоретической // Открытый урок: первое сентября [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/210579 (дата обращения: 20.01.2023).

  7. Маркелов В.В. Рекомендации по написанию исследовательской работы/ «Определение цели, задач и гипотез исследования» // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfile.net/preview/5226002/ (дата обращения: 25.01.2023).

  8. Мартынова А.В., Салаватова А.М. Основы исследовательской деятельности студентов в определениях, таблицах и схемах: учебно-методическое пособие. — Нижневартовск: НВГУ, 2020. – 100 с.

  9. Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. - Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2019.

  10. Семёнова Н.А. К проблеме выбора темы при организации исследовательской работы с дошкольниками и младшими школьниками // Вестник ТГПУ. – 2020. – №12. – С. 118 – 122.

  11. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие. — М.: АРКТИ, 2021. — 80 с.

  12. Хохлов А.А. Опыт педагогического сопровождения учебно-исследовательской деятельности школьников // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. – 2022. – №3. – С. 141 – 144.