Министерство образования Красноярского края
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»
Методические рекомендации «Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы»
г. Красноярск
2023 г
Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Составитель: Даржай С. А. – студентка 20 П-1 группы отделения «Преподавание в начальных классах».
Методические рекомендации «Организация проектно - исследовательской работы учащихся начальной школы» / Даржай С. А.,
Министерство образования Красноярского края КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», 2023 – 3 с.
Красноярск, 2023, 3 с.
Аннотация.
Методические рекомендации созданы для организации исследования в начальной школе. В пособии описаны доступные методические приемы, позволяющие успешно разрабатывать содержание, использовать наиболее эффективные формы организации, методы, и критерии оценивания исследовательского обучения младших школьников. Данные методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, а так же студентов обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах».
Содержание
Глава 1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура
1.1 Как правильно определить название исследования
1.2 Ошибки в определении цели, задач и гипотезы исследования
1.3 Культура защиты исследования
1.4 Как провести исследование в классе
Глава 2. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.
2.1. Чем отличается от исследования
2.2. Какие типы проектов можно реализовать в начальной школе
2.3. Паспорт проекта
Список литературы
Глава 1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура
Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Любое исследование имеет структуру: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
По стандартам второго поколения в начальной школе закладываются фундаментальные основы формирования универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса. Функция универсальных учебных действий заключается в обеспечении обучающихся умением учиться.
Целью исследовательской работы является: формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху.
Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:
знакомство с проведением учебных исследований;
развитие творческой исследовательской активности;
стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;
ознакомление с научной картиной мира;
вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс. [1, с. 107]
Виды проводимых исследований:
а) по содержанию:
1.исследование, направленное на выявление свойств изучаемых объектов. При данном исследовании задействованы все виды анализаторов (слух, зрение, обоняние, вкус, тактильные), что позволяет описать явные свойства предметов; используются знания о классах предметах, взаимосвязях с другими предметами и т.п.;
2.вербальное исследование, сущность которого заключается в постановке детьми вопросов и нахождению ответов на них. Значение вопросов неоценимо для развития ребенка. В начальной школе важно учить задавать проблемные вопросы, что позволяет впоследствии развивать умение видеть и вычленять проблемы;
3. комплексное исследование, которое может включать в себя все предшествующие виды исследовательского поведения или часть из них;
4.собственное исследование, направленное на всестороннее (возрастосообразное) изучение предмета, целенаправленное, включающее определенные этапы, действия, средства.
Каждый из видов исследований характерен для детей определенного возраста. Первый и второй вид свойственен первоклассникам, затем, постепенно овладевая знаниями и исследовательскими умениями, обучающиеся способны осуществлять более полные и сложные учебные исследования.
б) по количеству участников: индивидуальные (самостоятельные), групповые (несколько человек из класса), коллективные (весь класс);
в) по месту проведения: урочные, внеурочные;
г) по времени: кратковременные или долговременные;
д) по теме: предметные, свободные [3, с. 97]
1.1 Как правильно определить название исследования
Любое исследование начинается с выбора темы. Существует несколько способов выбора темы:
- из жизненно-важных ситуаций, в которые попадает ребёнок, вопросов;
- из предложенных конкурсов различного уровня: школьных, городских, и т.д.;
- из предложений учителя (наименьшая степень самостоятельности).
Проблема исследования
Для того чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования. А что значит найти проблему?
Как выявлять проблемы
Увидеть проблему подчас ценится выше, чем способность ее решить. Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы - учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения. Можно предложить подумать и записать проблемы, которые волнуют или интересуют ребенка.
Какими могут быть темы исследования?
Все темы можно условно объединить в три группы:
Фантастические - темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;
Экспериментальные, эмпирические - темы, предлагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
Теоретические - темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др.
Разберем на примерах удачные и неудачные формулировки тем.
Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его, нести в себе познавательный заряд.
Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Например, темы: «Кока-кола. Польза или вред?», «Какие заповедники есть в Красноярском крае?», «Откуда берется радуга?».
Неудачные названия получаются, потому что учителя не учитывают тот факт, что некоторые темы разбираются на уроках по окружающему миру, на классных часах, что делает тему не актуальной. Например, темы: «Чем может загрязняться вода и как ее очистить?».
В таблице можете ознакомиться с разными формулировками тем.
Таблица 1. Формулировки тем
Правильные формулировки | Неудачные формулировки | Спорные формулировки |
«Влияние отработанных батареек на растения» | «Взаимоотношения кошки и собаки в семье» | «Аквариум и его обитатели» |
«Выращивание кристалла в домашних условиях» | «Всё ли мы знаем о ежах?» | «Зачем нужны дождевые черви в природе?» |
«Какие заповедники есть в Красноярском крае?» | «Как влияют внешние факторы на поведение улитки Ахатина?» | Как влияют разные марки мыла на кожу человека? |
«Откуда берется радуга?» | «Как вырастить лекарственные растения в домашних условиях?» | «Как вырастить Крымский арбуз в условиях пригорода г. Красноярска?» |
«Почему говорят, что лук злой?» | «Как приготовить Иван-чай в домашних условиях?» | Как развести костер в полевых условиях? |
«Почему листья осенью меняют цвет?» | «Орхидея – символ совершенства. Уход за орхидеями в домашних условиях» | «Какая порода собаки подходит для нашей семьи?» «Кока-кола. Польза или вред?» |
«Почему мыло наш друг?» | «Особенности поведения и питания моей кошки Симки» | «О чём рассказывает фонтан «Реки Сибири?» |
| «Польза козьего молока» | «Отличительные особенности грача от черной вороны» |
| «Способы подкармливания зимующих птиц в микрорайоне «Взлетка» г. Красноярска» | «Чем может загрязняться вода и как ее очистить?» |
| «Что такое плесень?» | |
| «Шум в школе на уроках и перемене в лицее №103 «Гармония» | |
1.2. Ошибки в определении цели, задач и гипотезы исследования
Цель может быть только одна, формулируется фразой с глаголами «установить, выявить, определить, сравнить» и т.п.
Типичными ошибками формулирования цели работы являются следующие:
Цель не связана с рассматриваемым научным противоречием.
Определяет содержание деятельности, а не получаемое знание.
Предполагается получить уже известные знания, то есть цель банальна.
Цель указывает общее направление деятельности. Выделяют следующие недостатки формулировки целей:
1. Несоответствие цели теме и проблеме исследования.
2. Неясность, неточность формулировки целей.
Определить цель исследования – это замечательно. Её ещё надо реализовать. Поэтому после того, как определили ЗАЧЕМ, надо решить – КАК ДЕЛАТЬ.
Задачи – это этапы работы, они не могут быть крупнее цели или повторять ее. Часто конкретная задача связана с определенным методом исследования. Не следует формулировать задачи, которые непосильны для ученика.
Технология формирования задач состоит в «расщеплении» цели на составляющие, одновременно в своей совокупности они дают представления о том, каким путём будет достигнута цель. Именно поэтому, задачи формулируются в виде перечисления (изучить, описать, сформулировать, установить) и, как правило, их не бывает более 4-5.
Экспериментальные исследования требуют формулирования гипотезы.
Умение выдвигать гипотезы, строить предположения – одно из главных, базовых умений исследователя. В этом процессе обязательно требуются оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества как решительность и смелость.
Выдвинуть гипотезу значит высказать догадку, предположение, ложность или истинность которого должна установить проверка. Та гипотеза, которая выдержит проверку и станет решением проблемы, называется решающей, остальные – ошибочными.
Требования к гипотезе, она должна:
- содержать предположение;
- быть проверяемой, подтвержденной;
- быть логически непротиворечивой;
- быть реально опровергаемой или доказуемой.
1.3 Культура защиты исследования
Доклад защиты исследовательской работы обучающихся представляет собой краткое изложение проведенного исследования, полученных результатов, их теоретической и практической значимости.
План доклада на защиту исследовательской работы (образец)
Обоснование актуальности темы.
Установленная проблема (обобщенная постановка).
Обзор и анализ существующих исследований по данной проблеме, их недостатки.
Объект и предмет исследования.
Цель, гипотеза и задачи исследования.
Теоретическая база, методы и инструменты исследования (с обоснованием).
Основные положения, выносимые на защиту.
Предлагаемое решение задач исследования и их обоснование.
Анализ достигнутых результатов, их новизна и практическая значимость исследования.
Общее заключение и выводы.
Требования к выступлению на защите исследовательской работы
К речи докладчика во время публичного выступления на защите исследовательской работы выдвигаются требования:
1) Дикция – произношение должно быть четким, достаточно громким и не монотонным.
2) Темп речи – не произносите текст торопливо, так как смысл быстро сказанных слов плохо воспринимается на слух, однако излишняя монотонность и не эмоциональность речи также утомляют слушателей и не вызывают интерес к сказанному.
3) Сила голоса - голос должен быть слышен каждому слушателю независимо от размеров зала и одновременно не должен звучать слишком громко.
4) Последовательность и аргументированность представляемого материала. Вы должны хорошо разбираться в своей теме и уметь логично и последовательно ознакомит слушателей с проведенным вами исследованием.
5) Культура речи. Строить выступление нужно на простом литературном языке, используя синонимы и метафоры. Избегайте тавтологии, не используйте слова-паразиты, жаргонные и вульгарные выражения, это режет слух и позиционирует докладчика как некомпетентного.
6) Простые предложения. Длинные фразы плохо воспринимаются на слух и сбивают дыхание докладчика; необходимо выражаться точно, избегать расплывчатых формулировок, использовать простые предложения.
7) Красочность речи. Избегайте сухих речевых оборотов, используйте образные описания и яркие сравнения. Такие приемы нравятся аудитории и помогают запомнить суть доклада даже по теме, далекой от личных интересов слушателя.
8) Жесты. Жесты отлично дополняют речь, но слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения надоедают и раздражают.
9) Диалог с публикой. Слушатели должны ощущать себя причастными к решению освещаемой проблемы, размышлять над вопросами докладчика.
Таблица 2. Возможные критерии оценивания выступления
Критерии | Баллы |
Грамотная речь | 0-2 |
Соблюдение временного регламента (7-10 мин) | 0-1 |
Логика выступления | 0-1 |
Владеет понятийным аппаратом при рассказе и ответом на вопросы | 0-1 |
Оформление презентации | 0-1 |
Аргументированность ответов на вопросы | 0-2 |
Актуальность озвучена | 0-1 |
Вывод соответствует поставленной гипотезе | 0-1 |
Целесообразность опытов | 0-1 |
Целесообразность наглядности | 0-1 |
1.4 Как провести исследование в классе
Чтобы провести исследование в классе, необходимо заранее приготовить все необходимое оборудование. Также нужно подготовить место для проведения исследования. Это место должно быть безопасно, а также полифункциональным. Учитель должен создать все необходимые условия для проведения исследования. Если это исследования на несколько дней, в ходе которых необходимо пронаблюдать за объектом исследования, то необходимо найти место, где будет размещен этот объект.
При проведении исследования необходимо соблюдать технику безопасности, заранее оповестив об этом обучающихся.
Все оборудование должно быть в нужном количество, но лучше всего если оно будет в запасе.
Глава 2. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.
Проект в начальной школе - это частично самостоятельная творческая работа, от идеи до ее воплощения, выполненная под руководством учителя. Базовая основа творческого проекта. (проектные качества и умения).
2.1 Чем отличается от исследования
Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, лично или социально значимой проблемы. Это отличает его от исследования.
Исследователь ищет ответы на вопросы: Из чего состоит объект? Какие его свойства? Откуда он взялся? Каково его место в общей картине мира? Результатом исследования становятся новые знания.
Исследование может быть частью проектной деятельности. Например, ученик найдет информацию, как гусеница превращается в бабочку — это будет исследовательской работой. А затем на основе новых знаний выполнит проект — вырастит бабочку из гусеницы в домашних условиях.
2.2. Какие типы проектов можно реализовать в начальной школе
1.Творческий
Результат проекта - творческий продукт.
Например, дети могут создать пригласительные билеты для спектакля. В этом случае проблема проекта такова: как создать понятное и привлекательное приглашение, какой придумать текст и как расположить его. Цель - разработать макет пригласительного билета, который содержит полную информацию о представлении.
2.Информационный
Результат проекта — база знаний.
Например, рассказывать о разных профессиях. Для этого можно реализовать проект «Что мы знаем о профессиях своих родителей», цель которого - составить картотеку профессий, в которых работают родители учеников класса.
3.Исследовательский
Результат проекта - выводы, полученные в ходе исследования.
Например, обратить внимание школьников на поговорки и пословицы и поставить такую проблему: какое место занимают пословицы в жизни современного человека?
2.3 Паспорт проекта
Паспорт проекта должен строиться по следующему алгоритму: (основание)
1. определение темы в рамках обозначенного объекта исследования;
2. обоснование актуальности;
3. определение и формулировка научного аппарат исследовательской работы: проблема исследования, объект, цель, задачи, гипотеза, методы и тип исследования;
4. определение этапов работы над исследованием с указанием содержания деятельности;
5. определение оборудования для проведения исследования;
6. определение предполагаемого продукта исследования;
7. определение перспективы исследования;
Таблица 3. Пример оформления паспорта проекта – 1.
№ | Компоненты паспорта | Описание проекта |
1. | ФИО участника | Харченко Лидия, Лапунова Анна, Даржай Саглай |
2. | Тема проекта | Наши зеленые соседи |
3. | Актуальность проекта | Во многих домах есть «зеленые соседи» - домашние растения. Немногие знают, как с ними обращаться, и как они важны для нас. |
4. | Объект исследования | Домашние растения |
5. | Цель проекта | Для учителя: Формирования у обучающихся знаний и умений ухода за домашними растениями. Для ученика: изучить условия для жизни домашних растений Задачи: - просмотреть видео и обсудить его - провести опрос - провести опыты - подготовить презентацию-фотоотчет - изготовить буклет с рекомендациями по уходу за домашними растениями |
6. | Тип проекта | Групповой, краткосрочный, исследовательский |
7. | Этапы реализации проекта (включая исследовательский), краткое их описание | Подготовительный (1 день) - просмотр видео с дальнейшим его обсуждением. Проведение опроса среди одноклассников, умеют ли они самостоятельно ухаживать за домашними растениями. Делятся на группы. Исследовательский (2-4 день) – проведение опытов Итоговый (5 день) – подведение итогов, изготовление буклета. |
8. | Исследовательский этап проекта (полное описание) | Цель исследования: Проведение наблюдения за жизнью домашних растений в разных условиях Гипотеза исследования: Предположим, что, домашние растения смогут жить без света и воды. Методы исследования Теоретические: Практические: опыт, наблюдение Оборудования для проведения исследования: 4 растения, фотоаппарат, вода Ход исследования: Детям предоставляются 4 растения для опытов. Делим детей на 4 группы, каждая группа проводит один эксперимент: Опыт 1 (С водой, с солнечным светом) Учащиеся ежедневно поливают цветок в нужном количестве, располагают растение на свету. Опыт 2 (Без воды, с солнечным светом) Учащиеся не поливают растение, располагают его на свету. Опыт 3 (С водой, без солнечного света) Учащиеся обильно поливают растение, но располагают его в темном месте. Опыт 4 (Без воды, без солнечного света) Учащиеся не поливают растение, располагают его в темном месте. Каждая группа детей в классе ежедневно создают определенные условия для своего растения, наблюдают за реакцией своего растения. В течении опыта дети делают фотоотчет. |
9. | Продукт проекта | Буклет, презентация с фотоотчетом. |
10. | Перспектива проекта | |
Список используемой литературы
Зачёсова, Е. В. Написание текстов: рекомендации юным авторам учебных исследований и их руководителям. / Е. В. Зачёсова // Школьные технологии.– 2006.– № 5. – С.105 -111.
Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К. Н. Поливанова. — 2-е изд.— М.: Просвещение, 2011. — 192 с.
Исследовательская деятельность в начальной школе [Электронный ресурс]. — URL: https://obuchonok.ru/node/5788
Колистратова Е. А. Исследовательская деятельность в начальной школе [Электронный ресурс]. — URL: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi
Котельникова, Я.А. Некоторые особенности организации и оформления исследовательской работы учащихся: методическое пособие для педагогов, организующих исследовательскую деятельность школьников / Я. А. Котельникова // Исследовательская работа школьников. – 2009. – № 1. – С. 49–61.
14