СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Проектно-исследовательская деятельность - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.
Данные методические рекомендации созданы специально для учителей начальных классов. В ней вы сможете узнать о назначении исследовательских и проектных работ, их структуру, критерии оценивания, а также найдете примеры для исследования и проектных задач. С их помощью вы сможете открыть для детей новый, увлекательный мир, в котором каждый ребенок сможет стать творцом.
Министерство образования Красноярского края КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького» |
Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы |
|
|
|
|
г. Красноярск, 2023 |
Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего образования.
Составители: Янголенко С.О. – студентка 33 группы отделения
«Преподавание в начальных классах».
«Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», 2023.
Аннотация
Современная школа стремится к разностороннему развитию личности школьника. Рассматривая обновлённый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования (ФГОС НОО), видно, как особое внимание выделяется на проектно-исследовательскую деятельность.
Проектно-исследовательская деятельность - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.
Данные методические рекомендации созданы специально для учителей начальных классов. В ней вы сможете узнать о назначении исследовательских и проектных работ, их структуру, критерии оценивания, а также найдете примеры для исследования и проектных задач. С их помощью вы сможете открыть для детей новый, увлекательный мир, в котором каждый ребенок сможет стать творцом.
РАЗДЕЛ 1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 5
1.1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура. 5
1.2. Типичные ошибки при проведении исследования 7
Приведем примеры ошибок в детских исследовательских работах. 8
1.3. Критерии оценивания детских исследовательских работ 9
1.4. Паспорт исследования №1 «Мармелад вредная или полезная сладость?» 11
1.5. Паспорт исследования №2 «Рецепты создания качественных невидимых чернил» 15
РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 21
2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 21
2.2. Проектная задача по финансовой грамотности «Юный космонавт» для обучающихся 1 класса 24
2.3. Проектная задача по финансовой грамотности «Пришествие весны» для обучающихся 1 класса. 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 45
Исследовательская деятельность – это специально организованная познавательно-творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности. (Семенова Н.А)
К исследовательской деятельности новый стандарт ФГОС НОО предъявляет требования, которые отражены в разделе метапредметных результатов под пунктом «базовые исследовательские действия». Так же захватывает требования, связанные с работой с информацией, таким образом мы опираемся на пункт «Работы с информации».
Основные требования:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
По мнению Зубовой О.А. цель исследовательской работы: формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху. А основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:
знакомство с проведением учебных исследований;
развитие творческой исследовательской активности;
стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;
ознакомление с научной картиной мира;
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
У обучающихся формируются такие исследовательские умения как:
определять актуальность;
выделять проблема;
выдвигать гипотезы;
находить информации;
проводить опыты;
делать выводы
представлять результаты исследования.
Задача учителя - увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах. Учитель играет роль помощника при выборе темы исследовательской работы, основываясь на интересах самого ребенка.
Структура исследовательской работы:
Найти проблему – что надо изучать.
Тема – как это назвать.
Актуальность – почему эту проблему нужно изучать.
Цель исследования – какой результат предполагается получить.
Гипотеза – что не очевидно в объекте.
Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования.
Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально.
Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме.
Методика исследования – как и что исследовали.
Результаты исследования – собственные данные.
Выводы – краткие ответы на поставленные задачи.
Значимость – как влияют результаты на практику.
Таким образом, в современной школе важное место занимает исследовательская деятельность. Она даёт возможность осознать обучающимся свою значимость, развивает познавательный интерес, любознательность, умению работать с информационными источниками, планировать, анализировать и делать выводы, на основе полученных данных. А также открывает возможность принимать участие в научных конференциях по исследовательским работам.
1.2. Типичные ошибки при проведении исследованияТипичные ошибки при выборе и формулировке темы исследования:
тема не является актуальной (интересной) для ребенка;
тема исследования должна соответствовать возможностям ребенка (сможет ли он провести исследование);
тема требует много времени для реализации;
тема не является оригинальной.
Поведём примеры тем детских исследований с ошибками:
«Влияние отработанных батареек на растения» – тема не интересна для ребенка, и требует много времени для реализации.
«Какие заповедники есть в Красноярском крае?» – тема не оригинальна, и не является исследовательской.
«Как влияют внешние факторы на поведение улитки Ахатина?» – тема сформулирована сложно для ребенка.
«Какая порода собаки подходит для нашей семьи?» – тема не содержит типичных ошибок.
Типичные ошибки при определении цели, задач и гипотезы исследования:
цели и задачи исследования завышены (недостижимы) для ребенка;
неясность, неточность формулировки целей и задач;
количество задач должно быть не более 5;
задача формулируется таким образом, что ее можно использовать в любой другой работе;
в задачах должен отображаться продукт исследования;
гипотеза сформулирована некорректно, не может быть реально опровергаемой или доказуемой.
Исследование «О чём рассказывает фонтан «Реки Сибири?» заявлена цель: «Лучше узнать природные достопримечательности нашего Красноярского края, научиться понимать изменения, происходящие в родных для нас местах». В ней допущены следующие ошибки: цель исследования завышена (недостижимы) для ребенка, у которого нет возможности изучить все природные достопримечательности, и понять изменения, происходящие в «родных местах». Также она не соответствует заявленной теме, в ней не упоминается о самом фонтане «Реки Сибири». Наилучшим образом сформулировать цель, как «Узнать, что рассказывают статуи фонтана «Реки Сибири».
В данном исследовании выделили такие задачи как: «1. Выяснить какие реки Сибири есть в Красноярском крае и как они связаны между собой. 2. Проанализировать значение рек для жизни сибирских людей. 3. Представить презентацию нашей работы ребятам нашей школы.» Они не связаны с теорией исследования, практикой и продуктом исследования, а также являются сложными для реализации.
Например, в первой задаче не предполагаются исследование литературы по теме. В них не указаны возможные практические методы исследования темы. Третья задача сформулирована не конкретно, т.к ее можно использовать в любой другой работе.
Гипотеза исследования: «Все малые реки, упомянутые в композиции - фонтане «Реки Сибири» являются притоками реки Енисей». Данная формулировка не имеет ошибок, т.к соответствует теме исследования.
В исследовании «Как влияют разные марки мыла на кожу человека?» авторы ставят цель: «доказать, что мыло для мытья рук, которым мы пользуемся, по- разному влияет на кожу наших рук в зависимости от его состава». Данная цель соответствует теме исследовательской работы, но является не безопасной для детей, т.к в последствии могут возникнуть непредвиденные реакции организма, на объект исследования.
1.3. Критерии оценивания детских исследовательских работ
Таблица №1 Критерии оценивания детских исследовательских работ:
Критерии оценки детских исследовательских работ | Количество баллов | Сладкая опасность |
Тема интересна для ребёнка и соответствует его возрастным особенностям | 0 – тема не интересна обучающемуся и не соответствует возрастным особенностям 1 – тема интересна обучающемуся и соответствует возрастным особенностям | 1 |
Проблемы выделена в соответствии с темой | 0 – не соответствует теме 1 – соответствует теме | 0 |
Обоснована актуальность исследования для обучающегося | 0 – не обоснована в соответствии с темой 1 – обоснована в соответствии с темой | 0 |
Цель исследования сформулирована верно | 0 – не верно 1 – достижима, соответствует теме и проблеме | 1 |
Задачи исследования сформулированы верно | 0 – не верно 1 – соответствуют цели, определяют последовательность действий | 1 |
Гипотеза исследования сформулирована верно | 0 – не верно 1 – соответствует теме, цели и задачам, опровергаема/доказуема | 1 |
Исследование предполагает получение новых знаний для обучающегося | 0 – нового знания не получено 1 – новые знания получил обучающийся | 1 |
Осуществлен анализ разных источников информации | 0 – анализ информации не соответствует теме, цели, задачам 2 – осуществлен анализ информации в соответствии с темой, целью и задачами | 2 |
Практические методы исследования использованы рационально в соответствии с темой, целью, задачами | 0 – методы не соответствуют теме, цели, задачам 2 – методы соответствуют теме, цели, задачам | 2 |
Получены собственные результаты исследования | 0 – результаты не получены 1 – результаты получены | 1 |
Подведены выводы в соответствии с поставленными задачи | 0 – не подведены 2 – подведены в соответствии с задачами | 2 |
Значимость обоснована | 0 – не обоснована 1 – обоснована | 0 |
Ссылка на исследовательскую работу «Сладкая опасность»: https://obuchonok.ru/node/8106
Паспорта исследований
У каждой исследовательская работа должен быть паспорт. В нем отражается наиболее важная информация, которая для удобства помещена в таблицу. Для наглядности ниже представлен паспорт исследовательской работы. Данный паспорт является моей личной разработкой.
1.4. Паспорт исследования №1 «Мармелад вредная или полезная сладость?»Таблица №2 Паспорт исследования №1
№ | Компоненты паспорта | Описание проекта |
1. | ФИО участника | Янголенко Софья Олеговна |
2. | Тема проекта/исследования | Мармелад вредная или полезная сладость? |
3. | Актуальность проекта/исследования (проблема) | В современном мире существует множество компаний, которые производят разные виды сладостей, на любой вкус покупателя. Мармелад – одна из сладостей, которую мы привыкли видеть на полках магазинов, а так же ту, которую мы покупаем. Но полезен ли мармелад? Можно ли сделать его полезным? Проблема: Полезен ли мармелад? Можем ли мы в домашних условиях приготовить его? |
4. | Объект исследования | Мармелад |
5. | Цель проекта/исследования | Для учителя: способствовать развитию исследовательских умений по теме: «Мармелад вредная или полезная сладость?». Для ученика: исследовать состав мармелада Задачи: -Изучить литературу и информацию из инернет-источников о пользе и вреде мармелада; -Провести среди одноклассников опрос по теме «Мармелад»; -Провести исследование состава мармелада; -Поделиться рецептом приготовления мармелада в домашних условиях. |
6. | Тип проекта/исследования | По содержанию: моноисследование (окружающий мир); По форме организации: групповое; По продолжительности: кратковременный (2-3 урока). |
7. | Этапы реализации проекта/исследования (включая исследование), краткое их описание | Подготовительный этап. Просмотр видеороликов о мармеладе. Организация беседы по этой теме. Определение темы исследования, постановка цели, задач, определение проблемы исследования. Теоретический этап. Поиск информации о истории возникновения мармелада, о их способах приготовления, составе мармелада, купленного в магазине и изготовленного в домашних условиях. Практический этап. Проведение опроса среди одноклассников по теме «Мармелад». Проведение анализа состава мармелада, купленного в магазине, на определение вредных и полезных компонентов в изготовленном продукте. Проведение анализа состава мармелада, изготовленному по рецепту из книги рецептов, на определение вредных и полезных компонентов в изготовленном продукте. Выбор продуктов для приготовления мармелада в домашних условиях. Апробация рецепта, дегустация в классе изготовленного мармелада. Выбор лучшего продукта. Аналитический этап. Обучающиеся совместно с учителем формулируют выводы, готовят рассказ, отражающий результаты проведенного исследования про чипсы. Этап презентации продукта деятельности. Каждая группа представляет результаты своего исследования. Этап рефлексии. Обучающиеся проводят анализ и оценку своей деятельности. |
8. | Исследовательский этап проекта (полное описание) | Цель исследования: исследовать состав мармелада, определив его вред или пользу. Гипотеза исследования: предположим, что мармелад может быть полезен. Методы исследования: Эмпирические: опрос. Теоретические: анализ. Оборудование: состав мармелада, агар-агар, пектин, желатин. Ход исследования: 1. Проведение опроса обучающихся про мармелад: Любишь ли ты сладкое? Тебе нравится мармелад? Как часто ты ешь мармелад? Пробовал ли ты мармелад, приготовленный в домашних условиях? Хотел бы ты сам попробовать приготовить мармелад? 2. Проверка состава мармелада разных марок на определение полезных и вредных компонентов. 3. Каждая группа выбирает продукт для приготовления мармелада и готовит его. 4. Дегустация мармелада из разных продуктов, выбор лучшего продукта при помощи опроса. 5. Записывают видеоролик о мармеладе. |
9. | Проект продукта/исследования | Видеоролик «Какой мармелад выбрать: купленный в магазине или приготовленный в домашних условиях?» |
10. | Перспектива проекта/исследования | Проведение аналогичных исследований с другими продуктами: пряниками, чипсами, карамельными конфетами, глазированными сырками, йогуртом. |
Ниже представлен паспорт исследовательской работы, разработанный моей одногруппницей Черемновой Полины Константиновны.
1.5. Паспорт исследования №2 «Рецепты создания качественных невидимых чернил»Таблица №2 Паспорт исследования №2.
№ | Компоненты паспорта | Описание проекта |
1. | ФИО участника | Черемнова Полина Константиновна |
2. | Тема проекта/исследования | Рецепты создания качественных невидимых чернил. |
3. | Актуальность проекта/исследования (проблема) | Актуальность исследования заключается в том, что дети любят сравнивать объекты. Что лучше? Что вкуснее? И т.д. И каждый хочет доказать свою правду. Но что делать, если в руки попадается нечто особенное, как невидимые чернила. Раньше невидимые чернила применялись в сфере безопасности, но как их используют сейчас, и можно ли самим сделать качественные невидимые чернила? |
4. | Объект исследования | Невидимые чернила, созданные из молока/лимона/соды |
5. | Цель проекта/исследования | Для учителя: формирование исследовательских умений у обучающихся, через создание невидимых чернил. Для ученика: исследовать качество невидимых черни, созданных по разным рецептам. Задачи: Изучить литературу и информацию из интернета о видах невидимых чернил и способах их получения. Проверить свою гипотезу о возможности самостоятельного изготовления невидимых чернил. Описать результаты эксперимента и сделать выводы о качестве получившихся чернил. Записать видеоролик «Как создать невидимые чернила самостоятельно?» |
6. | Тип проекта/исследования | По содержанию: монопроэкт; По форме: групповая; По продолжительности: кратковременный. |
7. | Этапы реализации проекта/исследования (включая исследование), краткое их описание | Подготовительный ОПРОС «Что качественнее» Учитель организует беседу о ручках с невидимыми чернилами. Проводит опрос, у кого были такие ручки, и зачем нужны невидимые чернила. Обучающиеся определяют тему, цель и задачи исследования. Учитель распределяет детей по группам. Обучающие выдвигают гипотезу, и планируют совместную деятельность. Теоретический Учитель выдает группам текст об истории чернил и карточку с вопросами для каждой группы. Группы анализирует текст и отвечает на вопросы. Практический Каждая группа получает один из рецептов приготовления невидимых чернил, и создает их. Далее определяются особенности качественных чернил (таблица). Аналитический (выводы) На основе полученных данных исследования качества чернил, обучающиеся определяют самые качественные невидимые чернила. Презентационный Обучающиеся создают видеоролик об истории и создании невидимых чернил. Рефлексивный Совместно с учителем обучающиеся проводят рефлексию своей деятельностью. Отвечают на вопросы: «С какими трудностями столкнулись?»; «Что нового для себя узнали?» и т.д. |
8. | Исследовательский этап проекта (полное описание) | Цель исследования: Узнать какой рецепт создание НВ являет качеств. Гипотеза исследования: предположим, что лучше невидимые чернила из соды/ лимона/ молока. Методы исследования: теоретические: анализ; обобщение; практические: наблюдение, опыт. Оборудование для проведения исследования: раздаточный материал (текст), лимон, стаканчик, кисточка, белый лист бумаги; молоко; сода; сливки. Ход исследования: В начале исследования учитель показывает изображения, и просит обучающихся определить, что показывают иллюстрации. Таким образом организуется беседа о ручках с невидимыми чернилами. Учитель задает вопрос: «Кто использовал ручки с невидимыми чернилами?», и «Зачем нужны невидимые чернила?». Обучающиеся отвечают основываясь на собственный опыт. Далее учитель спрашивает: «Можно ли самим создать чернила?», и предлагает детям самим узнать ответ на этот вопрос. Обучающиеся определяют цель и задачи своего исследования, и предполагают гипотезу исследования. Учитель разделяет обучающихся на группы. И выдает каждой из них текст об истории чернил, и карточку с вопросами. Обучающиеся анализируют текст, отвечают на вопросы. Далее каждый представитель группы выбирает один из рецептов приготовления невидимых чернил. На основе рецепта проводят опыт по изготовлению чернил. Каждая группа выступает представляют ответы на вопросы и рецепт. Таким образом формируется представление об истории создании чернил, их видов, и особенностях невидимых чернил. Совместно с учителем определяют признаки качественных чернил. Каждая группа наблюдает и сравнивает полученные чернила по критериям. Обучающиеся представляют результаты своих наблюдений. Делают выводы на основе полученных результатов. Учитель предлагает создать ролик об невидимых чернилах. Обучающиеся записывают ролик, где рассказывают историю чернил, и как создать самостоятельно невидимые чернила. После учитель организует рефлексию о проделанной деятельности. Обучающиеся делятся своими впечатлениями, и предположениям, где можно использовать невидимые чернила в своей жизни. |
9. | Проект продукта/исследования | Видеоролик «Какие невидимые чернила качественные?» |
10. | Перспектива проекта/исследования | Обучающиеся создадут невидимые чернила в домашних условиях, и используют в своей досугово-развлекательной деятельности. |
Проектная деятельность – это способ организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата и ориентирован на интерес, творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы. (Г.К. Селевко)
Проектная деятельность занимает важное место в современной начальном образовании. Она направлена на развитие личности ребенка, его творческих способностей, и достижения универсальных учебных действий. Но перед внедрением проектной деятельности в образовательный процесс, необходимо подготовить школьников к ней. В учебном пособии «Как организовать проектную деятельность учащихся» Сергеева И.С. выделяется ряд требований, которые показывают, «зрелость» обучающихся к проектной деятельности.
Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:
умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);
умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано, его доказывать);
умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).
Во-вторых, вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”. Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:
развитие аналитико-синтетических действий;
сформированность алгоритма сравнительного анализа;
умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;
возможность выделять общий способ действий;
перенос общего способа действий на другие учебные задачи.
К «интеллектуальной зрелости» также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.
В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:
адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
обоснованно и доброжелательно оценивать, как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.
Требуется особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения.
Чтобы понять специфику проектной деятельности обучающихся начальной школы, обратимся к книге Савенкова А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников». В ней автор говорит о том, что «проектирование - это не творчество в полной мере, это творчество по плану, в определенных контролируемых рамках. В то время как исследование - творчество в чистом виде. А, следовательно, и путь воспитания истинных творцов. Проектирование изначально задает предел, глубину решения проблемы, в то время как исследование строится принципиально иначе. Оно до- пускает бесконечное движение вглубь».
Таким образом можно сказать, что в методическом плане важно учитывать, то, что метод проектов предполагает составление четкого плана проводимых изысканий, с неизбежностью требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с четким планом.
Вернемся к учебному пособию «Как организовать проектную деятельность учащихся» Сергеева И.С., и рассмотрим структуру проекта. Автор выделяет несколько видов проектов:
Практико-ориентированный проект;
Исследовательский проект;
Информационный проект;
Творческий проект;
Ролевой проект.
Рассмотрим более подробно исследовательский проект. Он включает в себя:
обоснование актуальности избранной темы;
обозначение задач исследования;
выдвижение гипотезы с последующей её проверкой;
обсуждение полученных результатов.
При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
К учебному проекту выдвигаются такие требования как:
Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) - исследовательской, информационной, практической.
Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.
Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.
Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
Таким образом, проект - это "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
Рассмотрим на примере, как на практике реализуется проектная задача.
Примеры проектной задачи:
Ниже представлена разработка проектной задачи по финансовой грамотности для обучающихся 1 класса. Автор: Янголенко Софья.
2.2. Проектная задача по финансовой грамотности «Юный космонавт» для обучающихся 1 классаТаблица №3 Паспорт проектной задачи №1
Название проектной задачи | Юный космонавт |
Тип проектной задачи | Метапредметная (русский язык, математика, технология) |
Место проектной задачи в образовательном процессе | 1 класс, 4 честверть |
Дидактические цели | -формирование первичного представления о финансовой грамотности: расходы, выгода; -создание условий для формирования умения анализировать материал, обобщать, использовать эти умения в нестандартной ситуации; -создание условия для группового взаимодействия при решении проектной задачи, развивая, таким образом, у учеников умения и навыки групповой работы; -создание условий для формирования навыка публичного выступления. |
Предметные знание и умения и метапредметные действия на которые опирается задача | Предметные: Русский язык: -повторяют алфавит. Математика: -выполняют действия сложения и вычитания. Технология: -создают тематическую подделку из картона. Метапредметные: Познавательные: -используют алгоритм при работе; -анализируют информацию, представленную в таблице. Регулятивные: -осуществляют действие самоконтроля. -принимают и сохраняют поставленную задачу Коммуникативные: -принимают участие в работе в групповой работе. Личностные: -знакомятся с достижениями своей родины. |
Планируемый педагогический результат | -начало формирования навыков финансовой грамотности у обучающихся; -формирование навыка публичного выступления. |
Критерии оценивания | Верно выполненные расчеты в первом задании - 1 балл. Верно выполнены расчеты во втором задании - 1 балл. Верно выполнены расчеты в четвертом задании - 1 балл. Работа выполнялась в группе, каждый принимал активное участие в работе группы - 1 балл. Демонстрируют умение договариваться, распределять обязанности, планировать собственную деятельность, оценивать собственную деятельность - 1 балл |
Сегодня вам предстоит показать свои возможности и способности в создании коллективного продукта. Вам предстоит оформить стенгазету для класса. На эту работу 2 урока, за которые необходимо спроектировать и создать свой продукт. Затем нужно презентовать свой продукт
Предлагаемая задача необычная. Задача большая по объему, состоит из целого ряда заданий. Поэтому очень важно правильно распределить работу между собой: вы должны продемонстрировать умение работать вместе при решении общей задачи так, чтобы каждый из нас смог внести свой вклад в результат вашей группы.
Итогом вашей работы должен стать продукт, в котором вы должны показать все свои шаги (действия), описать и проиллюстрировать их. Надеемся, что вам понравится эта работа, и вы с интересом будете ее решать. Желаем удачи!
1) Рассмотрите расписание-время. Определите, кто будет хранителем времени?
2) Рассмотрите пакеты с заданиями
3) Вспомните правила работы в группе. Договоритесь в группе, кто будет руководителем. Руководитель читает задания проекта. Одновременно выполняются несколько заданий. Руководитель распределяет задания.
4) Обязательно соблюдайте порядок на столе.
5) Договоритесь, кто будет представлять какое задание.
Я, как эксперт, буду наблюдать за ходом вашей работы
А чтобы узнать тему проектной задачи нужно выполнить первое задание?
Проектная задача, которую вы сегодня будете решать, как раз и посвящена этому празднику.
Надеемся, что вам понравится эта задача, и вы с интересом будете её решать.
Желаю вам успеха!
Чтобы узнать тему проектной задачи нужно выполнить первое задание?
Задание 1.
С давних пор человек мечтал побывать в космосе. И вот однажды мечта людей о полете в космос сбылась. Самым первым, самым отважным и храбрым оказался наш соотечественник –
А) Расшифруйте имя, отчество, фамилию первого – космонавта. Для этого вам поможет порядковый номер каждой буквы алфавита.
Алфавит расположен на столе у каждой группы.
32, 18, 10, 11,
_____р___й
1, 13, 6, 12, 19, 6, 6, 3, 10, 25
___л_______с________и____
4, 1, 4, 1, 18, 10, 15,
__________р___н
Б) Когда произошло это событие?
— Укажите число, это результат сложения 10 и 2 ____________
— Укажите название месяца, если это второй весенний месяц __________________
— Укажите год, для этого найдите результаты выражений и запишите их рядом друг за другом 1___6______г.
8-7 =1 3+6 = 8-2=6 0+1=
Кто был первым космонавтом? В каком году он впервые полетел в космос? Какая тема проектной задачи? Приклейте все ответы в стенгазету.
Задание 2.
Для полёта вам понадобится летательный аппарат – ракета. Вам нужно изготовить её самим, следуя инструкции. Но для начала нам нужно понять, из какого материала нам выгоднее изготовить ракету. Давайте рассмотрим несколько материалов из которых мы с вами можем изготовить ракету. Пластиковая бутылка, цветной картон и бумага.
Материалы для изготовления ракеты из пластиковой бутылки:
Пластиковая бутылка | Ножницы | Клей | Краски | Кисточки |
20р | 10р | 7р | 20р | 3р |
Всего | |
Материалы для изготовления ракеты из картона и бумаги:
Картон и бумага | Ножницы | Клей |
13р | 10р | 7р |
Всего | |
Теперь посмотрите внимательно на эти листочки, у некоторых из вас уже есть материалы и инструменты из этих списков. Зачеркните их цену и посчитайте, сколько вам необходимо денег на недостающие материалы и инструменты.
Сравните, из каких материалов нам дешевле делать ракету? Руководитель группы поднимает свой листочек верх, показывая, что уже готов дать ответ от лица всей группы, а так же объяснит, почему именно такие материалы и инструменты использовать дешевле.
Инструкция изготовления ракеты:
1.Приготовьте детали для ракеты:
— прямоугольник, длина которого 10см, а ширина 4см;
— три треугольника, которые нужно получить из квадрата.
2. Разложите детали ракеты на большом листе:
— прямоугольник разместите вертикально, отступив от середины нижнего края листа вверх 3см;
— к верхней стороне прямоугольника приложите больший треугольник;
— треугольники меньшего размера разместите справа и слева от нижней части прямоугольника;
— прямоугольник переместите на 1см вверх или треугольники опустите на 1см вниз (прямоугольник и треугольники расположены не на одном уровне).
3. Приклейте детали.
4. Возьмите трафареты для иллюминаторов, приготовьте детали (используя бумагу другого цвета), их должно быть больше одного, но меньше трёх.
5. Разместите и приклейте детали иллюминаторов на корпусе ракеты.
Итак, ваша ракета готова. Теперь вы можете начать полёт. Но сначала дайте название вашей ракете и напишите его под ракетой.
Задание 3. Отгадай загадку
Загадка
У ракеты есть водитель
Невесомости любитель.
По- английски: астронавт,
А по-русски: … (космонавт)
Приклейте и разукрасьте столько космонавтов, сколько в стихотворении имён прилагательных
Улыбка Гагарина.
Я помню, солнце в этот день искрилось:
Какой был удивительный апрель!
И в сердце радость с гордостью светилась:
Из космоса Гагарин прилетел!
Его все по улыбке узнавали -
Такой улыбки не было второй!
Весь мир рукоплескал! Все ликовали:
Гагарин облетел наш шар земной!
С тех пор приблизились неведомые дали,
Осваивают космос корабли...
А начинал - российский, славный парень,
ГАГАРИН - ПЕРВЫЙ КОСМОНАВТ ЗЕМЛИ!
(удивительный, второй, земной, неведомые, российский, славный, первый -7 прил.)
- Профессия космонавт появилась совсем недавно. Космонавт – это человек, который испытывает космическую технику и работает на ней в космосе. Сейчас космонавты есть почти во всех странах. Но космические корабли строят и отправляют в космос только в двух странах – в России и Америке. На российских космических кораблях работали космонавты со всего света: из Франции, Америки, Японии, Китая. Космонавты – мужественные люди. Они живут и работают в необычных условиях – в невесомости, в открытом космосе.
Задание 4. Узнать, как назывется специальная одежда космонавтов?
Чтобы узнать, как называется эта одежда, нужно решить примеры и заполнить таблицу.
3 | 1 | 2 | 9 | 2 | 29 | 11 | 4 |
| | | | | | | |
7 + А = 9 29 – 0 = Н
9 – К = 8 2 + Ф = 11
10 – 7 = С 17 – Р = 13
1 + Д = 12
Костюм космонавта - скафандр – имеет резиновые камеры, наполняющиеся при перегрузке сжатым воздухом и обжимающие тело. Кабина защищает от пониженного давления. И скафандр тоже. В кабине аппаратура связи с Землей. В скафандре микрофон и датчики аппаратуры, находящейся на наблюдательном пункте, на Земле. Скафандр применяется для выхода в открытый космос, для прогулок по Луне.
Задание 5. Выбрать из текста ответы на вопросы и записать их в стенгазету. Ученые хотели узнать, с чем придется столкнуться человеку в космическом полете. Поэтому сначала решили отправить в космическую неизвестность различных животных.
Перед вами текст. Руководители берут в руку синий, зеленый, фиолетовый и красный фломастеры. Я буду зачитывать вам фрагменты текста, а затем задавать вопросы, ваша задача ответить на вопрос и обвести ответ в фрагменте который я прочла.
Первыми «космонавтами» - разведчиками стали собаки, кролики, насекомые и даже микробы. Первая маленькая мышка-космонавт пробыла над Землей почти целые сутки. В ее черной шерстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой. Потом настала очередь собак, более умных животных, чем мыши и кролики. Но не каждая собака подходит для полета. Надо найти такую, чтобы величиной она была не больше кошки и весила 4-6 килограммов, ей должно быть не больше 2-3 лет и со светлой шерсткой, так ее лучше видно в кинокамеру. Породистые собаки для трудных испытаний не годились: они слишком изнежены и капризны. Ласковые, спокойные и выносливые дворняжки лучше всего подходили для космических опытов.
Синим фломастером отметь: Какая собака подходит для полета?
В собачьем «космическом отряде» каждый день занятия и тренировки. Собак учили не бояться тряски и шума, переносить жару и холод, по сигналу лампочки начинать есть и еще многому.
Зелёным фломастером отметь: Чему учили собак на тренировках?
Лучше других сдала «выпускные экзамены» умная и смелая собачка Лайка. Для нее построили специальную ракету, где был запас пищи, воды и воздуха. 3 ноября 1957 года на Лайку одели специальный скафандр, и ракета умчала отважную разведчицу в космос. О здоровье собаки ученые узнавали с помощью специальных приборов, которые были установлены на ракете. Лайка из космоса не вернулась.
Фиолетовым фломастером отметь: Какая собака сдала «выпускные экзамены»?
Вслед за Лайкой в космос полетели и другие собаки: Белка и Стрелка, Чернушка и Звездочка, Пчелка и Мушка. Все они вернулись на Землю. Так ученые убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Путь в космос был открыт.
Красным фломастером отметь: Зачем ученые посылали животных в космос?
Задание 6. Приклейте все планеты, расположив их в нужном порядке от солнца. На обратной стороне подписаны цифры, соответствующие порядку расположения планеты от солнца, начинай с номера 1.
По порядку все планеты
Назовет любой из нас:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс.
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
За ним – Нептун.
Он восьмым идет по счету.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Земля имеет один естественный спутник – Луну, второй по яркости объект на земном небосводе после Солнца. Атмосфера отсутствует, поэтому люди не могут на Луне дышать. Температура на поверхности от -169 С до +122 С. Поверхность покрыта смесью тонкой пыли и скалистых обломков , образующихся в результате столкновения метеороидов с лунной поверхностью.
Подведение итогов
Как работали в группах? Кто что выполнял? Что в итоге получилось? Группы вывешивают свою газету.
Что больше всего понравилось?
Кто работал лучше всех?
Какое задание было самым главным?
Без кого бы вы обошлись в своей группе?
Что было затруднительным?
На что в следующий раз нужно обратить внимание?
Что бы вы пожелали своей группе или друг другу?
Рефлексия
Оцени по пятибалльной системе:
Оцените сегодня свою работу по пятибалльной системе
Оцени, насколько интересной показалась тебе эта задача.
Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.
Оцени свой вклад в решение задачи (насколько ты оказался полезен своей группе).
Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.
Хотел бы ты работать еще над подобными задачами? (Обведи)
Да Нет
Пример проектной задачи №2:
Далее представлена проектная задача по финансовой грамотности для 1 класса. Автор: Середкина Екатерина и Степанюк Игорь.
2.3. Проектная задача по финансовой грамотности «Пришествие весны» для обучающихся 1 класса.Таблица №4 Паспорт проектной задачи №2
Название проектной задачи | Пришествие весны |
Тип проектной задачи | Метапредметная (математика, технология). |
Место проектной задачи в образовательном процессе | 1 класс, 4 четверть |
Дидактические цели | 1.Создать условия для группового взаимодействия при решении проектной задачи, развивая у учеников умения и навыки групповой работы. Отработать умения анализировать материал, обобщать, развивать рефлексивные и творческие способности учащихся. Создать условия для первичного освоения основ формирования финансовой грамотности, формирования умения подсчета средств и их расходов. |
Предметные знания и умения и метапредметные действия, на которые опирается задача | Предметные Математика: выполняют сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20. Технология: создают тематическую подделку (аппликацию) из ватных дисков, картона. Метапредметные: Познавательные: используют алгоритм при работе; анализируют информацию, представленную в таблице. Регулятивные: осуществляют действие самоконтроля. принимает и сохраняет задачу Коммуникативные: принимают участие в работе в группе с одноклассниками. Личностные: имеют представление о культуре других стран. |
Планируемый педагогический результат | Решение задачи по финансовой грамотности для закрепления знаний. |
Критерии оценивания | Верно выполненные расчеты в первой задаче- 1 балл. Верно выполнены расчеты во второй задаче- 1 балл. Верно выполнены расчеты в третьей задаче- 1 балл. Верно выполнены расчеты в четвертой задаче- 1 балл. Работа выполнялась в группе, каждый принимал активное участие в работе группы- 1 балл Демонстрируют умение договариваться, распределять обязанности, планировать собственную деятельность, оценивать собственную деятельность- 1 балл. |
Замысел проектной задачи
Дети работают в группах по 4 человека, выполняя задание. Деятельность всех групп направлена на создание общего результата: создание стенгазеты (как пример подарка на праздник для других первоклассников). Работа начинается с решения задачи по таблице. Работа рассчитана на 2 урока.
Содержание проектной задачи
Здравствуйте, ребята. Сегодня у меня хорошее настроение, и я хотела бы его передать вам. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и подарим всем свою улыбку, чтобы весь мир вокруг нас стал светлее и прекраснее!
Ребята, какое время года у нас сейчас? Ответы детей: весна.
Молодцы, правильно. Ребята, а какие признаки весны вы знаете? Ответы детей.
Ребята, а вы знаете какие цветы весной первыми появляются? Ответы детей: нет.
Послушайте тогда стихотворение и попробуйте догадаться, о каком цветке говорится в стихотворении.
читает стихотворение И. Белякова «Подснежник»: Веселый апрель улыбнулся,
Запел, загалдел, заиграл,
От шума подснежник проснулся И на проталинке встал.
Запахло, повеяло прелью,
Чуть слышно подснежник твердил:
- Спасибо апрелю, спасибо, За то, что меня разбудил!
Ребята, о каком первоцвете говорится в стихотворении? Ответы детей: подснежник.
Ребята, правильно это Подснежник. У нас приближается праздник День Подснежника, который будет проходить 19 апреля. А что делают обычно в праздники?
Ответы детей: поздравляют.
Правильно, и мы с вами тоже будем поздравлять других первоклассников и для поздравления мы сделаем поделку вазу с подснежниками, мы с вами поздравим первоклассников.
Предлагает детям вспомнить, как выглядит подснежник, привлекая их внимание к картинке с изображением цветка. Давайте с вами вспомним, как выглядит подснежник.
На тоненьком стебельке бутон из белых лепестков, а внутри бутона – жёлтая тычинка. Листочки длинные, тонкие, заострённые вверху. совместное рассматривание, с проговариванием существенных признаков).
Подснежник — символ весны, и каждому хочется подержать его в ладонях, подарить другу. Но не нужно срывать цветы, пусть они радуют нас на природе.
В разных странах этот цветок называют по-разному. Англичане называют его снежной каплей или снежной сережкой; чехи — снежинкой; немцы — снежным колокольчиком, а россияне — подснежником.
Ведь сам по себе факт, что под снегом прячется это прекрасное весеннее творение природы, уже делает образ подснежника полным загадок и тайн. Поэтому вполне закономерно, что он часто становился героем различных легенд и сказок. Например, одна древняя легенда гласит, что когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел снег. Ева замерзла и стала плакать, вспоминая о теплых райских садах. Чтобы утешить ее, Бог превратил несколько снежинок в цветки подснежника. Увидев цветы, Ева повеселела и у нее появилась надежда на лучшее. Отсюда и считается, что подснежник — символ надежды.
По другой легенде, богиня Флора раздавала цветам костюмы для карнавала и подарила подснежнику белое платье. Но снег тоже хотел участвовать в карнавале, хотя костюма ему не полагалось. Тогда он стал просить цветы помочь ему, но они испугались холода и не согласились, и только подснежник укрыл его своим белым плащом. Вместе кружились они в хороводе цветов и прониклись друг к другу такой симпатией, что неразлучны и по сей день.
Ребята, но у нас возникла проблема, мы не знаем, сколько материала нужно нам закупить, и сколько он будет стоить, я вот вам дам как пример, картинку, а вы прочитайте задание и попробуйте по таблице посчитать сколько материала нам понадобится. Это мы с вами сможем узнать, ответив на вопросы в задании.
(Предварительно детям показать то, что должно получиться, чтобы они смогли посчитать сколько нужно ватных дисков для лепестков Подснежника, какая нужна краска и нужен ли картон, клей).
Задание.
Посмотрите на таблицу и запишите, сколько рублей понадобится, чтобы сделать один Подснежник?
1 лист картона | 1 ватный диск | 1 баночка зеленой краски | 1 клей |
1 р | 1р | 5р | 10р |
Итог: |
Посмотрите на таблицу хватит ли вам 20 рублей для того, чтобы сделать картинку с одним Подснежником?
1 лист картона | 1ватный диск | 1баночка зеленой краски | 1 клей | 1 ножницы |
1 р | 1 р | 5 р | 10 р | 100 рублей |
Итог: |
Можно ли Подснежник украсить стразами на сумму 10 рублей, которые дополнительно дала мама. Но помните, таких страз для украшения нужно три. Стразы какого цвета вы приобретете? Обведите в таблице ваш ответ.
Стразы голубого цвета | Стразы желтого цвета | Стразы зеленого цвета | Стразы красного цвета |
1 р | 3 р | 12 р | 10 р |
Можно ли взять взаймы у товарища 5 рублей и украсить фиолетовой стразой за 15 рублей, если у вас имеется 9 рублей? Обведите да или нет.
Стразы голубого цвета | Стразы желтого цвета | Стразы зеленого цвета | Стразы фиолетового цвета |
1 р | 3 р | 12 | 15 р |
Да | |||
Нет |
Изготовить вазу с Подснежниками.
ЗАКЛЮЧЕНИЕИспользование проектно-исследовательской деятельности при организации процесса познания младшего школьника имеет большое значение, так как позволяет обеспечить всесторонне развитие личности обучающегося, накопление у учащихся достоверных конкретно-образных представлений об окружающем мире.
При грамотной организации исследовательской деятельности обучающиеся незаметно для себя овладевают навыками трудолюбия, ответственности, самостоятельности, предприимчивости. Педагогу важно знать психологию исследовательского поведения и исследовательских способностей младшего школьника, методы и формы организации в начальной школе, он должен владеть навыками организации проектно-исследовательской деятельность учащегося в образовательном процессе начальной школы, мотивировать саморазвитие обучающегося начальных классов в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Статья «Исследовательская работа в начальной школе», Зубова Ольга Анатольевна. http://urok.1sept.ru/
Книга «Методика исследовательского обучения младших школьников», Савенков Александр Ильич https://pedlib.ru/Books/7/0094/7-0094-1.shtml
Статья «Структура, логика и оформление исследовательских работ учащихся», Малиновская Евдокия Андреевна. https://urok.1sept.ru/articles/210579
Исследование «О чём рассказывает фонтан «Реки Сибири?».
Исследование «Как влияют разные марки мыла на кожу человека?».
Исследование «Сладкая опасность»: https://obuchonok.ru/node/8106
Приложение 1
Разадточный материал для проектной задачи «Юный космонавт»
32, 18, 10, 11,
_____р___й
1, 13, 6, 12, 19, 6, 6, 3, 10, 25
___л_______с________и____
4, 1, 4, 1, 18, 10, 15,
__________р___н
Б) Когда произошло это событие?
— Укажите число, это результат сложения 10 и 2 ____________
— Укажите название месяца, если это второй весенний месяц __________________
— Укажите год, для этого найдите результаты выражений и запишите их рядом друг за другом 1___6______г.
8-7 =1 3+6 = 8-2=6 0+1=
Кто был первым космонавтом? В каком году он впервые полетел в космос? Какая тема проектной задачи? Приклейте все ответы в стенгазету.
Приложение 2
Разадточный материал для проектной задачи «Юный космонавт»
Материалы для изготовления ракеты из пластиковой бутылки:
Пластиковая бутылка | Ножницы | Клей | Краски | Кисточки |
20р | 10р | 7р | 20р | 3р |
Всего | |
Материалы для изготовления ракеты из картона и бумаги:
Картон и бумага | Ножницы | Клей |
13р | 10р | 7р |
Всего | |
Приложение 3
Разадточный материал для проектной задачи «Юный космонавт»
Приложение 4
Разадточный материал для проектной задачи «Юный космонавт»
Чтобы узнать, как называется эта одежда, нужно решить примеры и заполнить таблицу.
3 | 1 | 2 | 9 | 2 | 29 | 11 | 4 |
| | | | | | | |
7 + А = 9 29 – 0 = Н
9 – К = 8 2 + Ф = 11
10 – 7 = С 17 – Р = 13
1 + Д = 12
Приложение 5
Разадточный материал для проектной задачи «Юный космонавт»
Перед вами текст. Руководители берут в руку синий, зеленый, фиолетовый и красный фломастеры. Я буду зачитывать вам фрагменты текста, а затем задавать вопросы, ваша задача ответить на вопрос и обвести ответ в фрагменте который я прочла.
Первыми «космонавтами» - разведчиками стали собаки, кролики, насекомые и даже микробы. Первая маленькая мышка-космонавт пробыла над Землей почти целые сутки. В ее черной шерстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой. Потом настала очередь собак, более умных животных, чем мыши и кролики. Но не каждая собака подходит для полета. Надо найти такую, чтобы величиной она была не больше кошки и весила 4-6 килограммов, ей должно быть не больше 2-3 лет и со светлой шерсткой, так ее лучше видно в кинокамеру. Породистые собаки для трудных испытаний не годились: они слишком изнежены и капризны. Ласковые, спокойные и выносливые дворняжки лучше всего подходили для космических опытов.
Синим фломастером отметь: Какая собака подходит для полета?
В собачьем «космическом отряде» каждый день занятия и тренировки. Собак учили не бояться тряски и шума, переносить жару и холод, по сигналу лампочки начинать есть и еще многому.
Зелёным фломастером отметь: Чему учили собак на тренировках?
Лучше других сдала «выпускные экзамены» умная и смелая собачка Лайка. Для нее построили специальную ракету, где был запас пищи, воды и воздуха. 3 ноября 1957 года на Лайку одели специальный скафандр, и ракета умчала отважную разведчицу в космос. О здоровье собаки ученые узнавали с помощью специальных приборов, которые были установлены на ракете. Лайка из космоса не вернулась.
Фиолетовым фломастером отметь: Какая собака сдала «выпускные экзамены»?
Вслед за Лайкой в космос полетели и другие собаки: Белка и Стрелка, Чернушка и Звездочка, Пчелка и Мушка. Все они вернулись на Землю. Так ученые убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Путь в космос был открыт.
Красным фломастером отметь: Зачем ученые посылали животных в космос?
Приложение 6
Разадточный материал для проектной задачи «Юный космонавт»
Оцени по пятибалльной системе:
Оцените сегодня свою работу по пятибалльной системе
Оцени, насколько интересной показалась тебе эта задача.
Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.
Оцени свой вклад в решение задачи (насколько ты оказался полезен своей группе).
Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.
Хотел бы ты работать еще над подобными задачами? (Обведи)
Да Нет
Приложение 7
Разадточный материал для проектной задачи «Пришествие весны»
Посмотрите на таблицу и запишите, сколько рублей понадобится, чтобы сделать один Подснежник?
1 лист картона | 1 ватный диск | 1 баночка зеленой краски | 1 клей |
1 р | 1р | 5р | 10р |
Итог: |
Посмотрите на таблицу хватит ли вам 20 рублей для того, чтобы сделать картинку с одним Подснежником?
1 лист картона | 1ватный диск | 1баночка зеленой краски | 1 клей | 1 ножницы |
1 р | 1 р | 5 р | 10 р | 100 рублей |
Итог: |
Можно ли Подснежник украсить стразами на сумму 10 рублей, которые дополнительно дала мама. Но помните, таких страз для украшения нужно три. Стразы какого цвета вы приобретете? Обведите в таблице ваш ответ.
Стразы голубого цвета | Стразы желтого цвета | Стразы зеленого цвета | Стразы красного цвета |
1 р | 3 р | 12 р | 10 р |
Можно ли взять взаймы у товарища 5 рублей и украсить фиолетовой стразой за 15 рублей, если у вас имеется 9 рублей? Обведите да или нет.
Стразы голубого цвета | Стразы желтого цвета | Стразы зеленого цвета | Стразы фиолетового цвета |
1 р | 3 р | 12 | 15 р |
Да | |||
Нет |