СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации «Организация воспитательной деятельности кадетских классов»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитательный процесс организуется на основе комплексного подхода к решению задач воинского, патриотического, правового, нравственного и эстетического воспитания кадет. При этом основные задачи реализуются в процессе повседневной жизни кадет, совместной учебной и других видах деятельности кадет.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации «Организация воспитательной деятельности кадетских классов»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №17 имени генерал-лейтенанта В.М.Баданова города Димитровграда Ульяновской области»


БОНДАРЕНКО

ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

Воспитатель кадетских классов


Методические рекомендации «Организация воспитательной деятельности кадетских классов»


В работе по организации кадетских классов в общеобразовательных учреждениях применяются следующие понятия:

Кадетское образование – это обучение и воспитание обучающихся, направленное на интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их адаптацию к жизни в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.

Кадеты - обучающиеся кадетских школ, кадетских школ-интернатов, кадетских классов общеобразовательных учреждений.

Кадетство – явление, связанное с существованием организованного кадетского образования.


НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КАДЕТСКИХ КЛАССОВ


Создание и функционирование кадетских классов в общеобразовательных учреждениях осуществляется на основе действующего законодательства Российской Федерации:

- Конституции Российской Федерации;

- закона Российской Федерации «Об образовании»;

- Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;

- Приказа Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009г. №373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009г., рег. № 17785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

- Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. № 196;

- Типового положения о кадетской школе (кадетской школе-интернате), утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.12.2002г № 919.

При определении содержания образования и воспитания в кадетских классах можно руководствоваться:

- законом Российской Федерации «О днях воинской славы и памятных датах в России» от 13.03.1995 г. № 32- ФЗ;

- законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 г. № 5№ 32- ФЗ 3- ФЗ;

- Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации;


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КАДЕТСКИХ КЛАССОВ


Основными целями деятельности кадетского класса являются:

Создание оптимальных условий для интеллектуального, физического нравственного и творческого развития обучающихся.

Ознакомление с традициями, особенностями истории и культуры оренбургского казачества, приобщение к нравственным и духовным ценностям православной культуры.

Ориентация на восстановление исторической и культурной преемственности, патриотическое воспитание.

Формирование основы для подготовки обучающихся к достойному служению Отечеству на гражданском или военном поприще.

Сохранение и развитие духовно-нравственного, физического здоровья обучающихся.

В ходе реализации обозначенных целей кадетского класса предполагается выполнение следующих задач:

- формирование в социально-педагогическом пространстве общеобразовательного учреждения системы кадетского обучения как особой образовательной и воспитательной среды, посредством реализации программ общего и дополнительного образования;

- разработка модели выпускника кадетского класса как гражданственно-ориентированной и социально-ответственной личности, готовой посвятить себя служению Отечеству на поприще гражданской и военной государственной службы;

- создание благоприятных условий для эмоционального, психа-физического и духовно-нравственного здоровья личности обучающихся, всемерного развития их способностей и творческого потенциала с учетом возрастных особенностей учащихся на основе мониторинга уровня обученности и воспитанности;

- создание эффективной системы патриотического воспитания в социальном пространстве общеобразовательного учреждения, обеспечивающей воспитание у учащихся любви к Родине, традициям, верности конституционному долгу, ответственности перед обществом за судьбу Отечества, потребности в упорном труде во имя его процветания.

- формирование у воспитанников навыков трудолюбия, дисциплинированности, целеустремленности, способности делать осознанный выбор и противостоять негативному влиянию;

- привитие у обучающихся чувства ответственности за свои поступки, коллективизма, неукоснительного соблюдения законов и требований общественной морали при активном развитии чувства собственного достоинства, а также формирование высокой общей культуры, нравственных (в том числе гуманности и толерантности) и деловых качеств, способствующих выбору жизненного пути, воспитание собственно воли, организаторских и лидерских качеств, и овладение технологиями управления коллективами.

Данные цели и задачи могут быть достигнуты, если:

- в образовательном учреждении сформировано позитивное отношение к идее организации кадетского класса со стороны администрации, педагогического коллектива школы, обучающихся и родителей (законных представителей);

- будут разработаны адекватные целям и задачам кадетского образования образовательные программы, воспитательная система, созданы традиции патриотического воспитания, обеспечена ресурсная основа деятельности, а также возможности качественного психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в кадетском классе;

- деятельность кадетского класса будет поддерживаться органами местного самоуправления, органом управления образованием, социальными партнерами школы;

- будет обеспечена возможность ведения профориентационной работы с обучающимися кадетского класса, созданы условия для развития конкурентоспособности и перспективы по окончанию обучения для поступления в учреждения высшего и среднего профессионального образования в соответствии с профилем кадетского класса;

- организована работа с учетом психологических особенностей и способностей каждого воспитанника, что позволит создать оптимальные условия для раскрытия его потенциала, человеческих качеств и формирования ценностей в сфере служения Отечеству;

- будет создан уклад кадетской жизни в классе или образовательном учреждении на основе использования исторических традиций русской армии, традиций дружбы, уважения и подчинения во взаимоотношениях равных, старших и младших, личной ответственности и сознательной дисциплины;

- родители (законные представители) станут равноправными партнерами образовательного учреждения в воспитании подростков-кадетов и будут разделять с педагогически коллективом единые требования к организации жизни кадетов;

- будет обеспечено единство и неразрывность обучения и воспитания, основанное на взаимодействии с социальными партнерами, государственными органами, общественными объединениями и организациями по формированию образованной, гармоничной, нравственно и физически здоровой, патриотически-направленной личности, способной проявить себя на государственной службе с максимальной эффективностью и высокой степенью карьерной успешности.


ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В КАДЕТСКИХ КЛАССАХ


Воспитательный процесс организуется на основе комплексного подхода к решению задач воинского, патриотического, правового, нравственного и эстетического воспитания кадет. При этом основные задачи реализуются в процессе повседневной жизни кадет, совместной учебной и других видах деятельности кадет.

Цель программы деятельности кадетских классов является – создание системы патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи для формирования социально-активной личности гражданина и патриота, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовности к его защите, Гражданина России, способного сделать верный выбор в начале жизненного пути и нести полную ответственность за принятое решение.

Для кадетских классов разрабатывается и утверждается на учебный год план-календарь основных воспитательных мероприятий, план воспитательной деятельности кадетских классов Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа №17».

Особое внимание уделяется памятным датам и дням воинской славы России. Наш ориентир - воспитание творческой личности, для этого работает система дополнительного образования: объединение «Стрелковое дело», объединение «Английский язык», объединение «Краеведение».

Для развития физических способностей, выносливости, подготовки к службе в армии работают спортивные секции: ОФП, баскетбол, волейбол, лыжная подготовка.

В целях военно-патриотического воспитания и ознакомления с историей родного края в котором учатся воспитанники регулярно организовываются экскурсии по историческим и памятным местам города Димитровграда.

Традиционным стало проведение в кадетских классах игры «Зарница», во время которого проходят соревнования, смотры строя и песни. Составной частью воспитательного процесса является организация и проведение с воспитанниками увлекательных тематических вечеров, викторин, диспутов, встреч с интересными людьми, ветеранской общественностью, музейные уроки, которые проводятся в школьном музее.

Большую роль в воспитании кадет занимает организация и проведение торжественного принятия Клятвенного обещания в присутствии родителей, представителей органов власти, ветеранов, работников пограничной службы. Принимая присягу, юные кадеты клянутся уважать старших, быть честными, трудолюбивыми, верными своей Родине, с достоинством нести звание кадета. Ежегодно учащиеся кадетских классов проходят торжественным маршем перед ветеранами войны на митинге, посвященном Дню Победы. Несут вахту у Вечного огня, поздравляют ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов локальных боевых действий.


РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

КАДЕТСКИХ КАЗАЧЬИХ КЛАССОВ


Для успешного функционирования кадетских классов в общеобразовательном учреждении должен быть создан необходимый и достаточный ресурс в виде комплекса условий:

Материально-техническая и учебная база:

- условия функционирования общеобразовательного учреждения, которые закреплены в лицензии на образовательную деятельность;

- помещения для организации деятельности кадетского класса ;

- оборудованные спортивные сооружения (стадион, спортивная площадка, стрелковый тир и т.д.);

- площадка для проведения строевой подготовки в летний и зимний периоды;

- помещение для ежедневного построения кадетов;

- специализированный кабинет основ безопасности жизнедеятельности;

- школьный музей или музейная экспозиция;

- аудитории для занятий творчеством.

Кадровое обеспечение:

- куратор кадетских классов из числа администрации образовательного учреждения (заместитель директора школы);

- офицер-воспитатель - педагог, организующий военную подготовку кадетов, соблюдение кадетского уклада (отставной или действующий военнослужащий, специалист военизированных служб);

- учителя – предметники;

- классные руководители или воспитатели;

- педагоги дополнительного образования;

- педагог – организатор;

- тренер – преподаватель.

Кроме педагогов общеобразовательного учреждения к работе в кадетском классе могут быть привлечены специалисты других сфер для реализации дополнительных образовательных программ, организации профориентационной работы, проектной деятельности, практических занятий и полевых сборов.

Программно – методическое обеспечение:

- учебный план;

- образовательная программа кадетского образования;

- учебные рабочие программы;

- программы детских кадетских объединений (военно-патриотического клуба либо общественного объединения кадетской направленности);

- методические пособия для педагогов;

- дидактические пособия для обучающихся, макеты, тренажеры и т.д.;

- книжный учебный фонд, фильмотека, картотека;

- цифровые образовательные ресурсы;

- пакеты диагностических методик для определения уровня обученности, воспитанности, психологических характеристик обучающихся.

Ресурсы социальных партнеров:

- военкоматы, общественные организации патриотической направленности, учебные центры спасателей;

- муниципальные органы и учреждения культуры, молодежной политики, спорта и туризма;

- общественные организации ветеранов Великой Отечественной войны, воинов – интернационалистов, участников боевых действий