СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации «Особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации «Особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»»



М униципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Детско–юношеский центр»

Методические рекомендации





«Особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»

Авторы-составители:

Андреева С.А.

педагог дополнительного образования

МАУ ДО ДЮЦ





г. Салехард, 2020 г.





Реализация дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Введение

Организация образовательной деятельности и реализация дополнительных общеобразовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных технологий требуют, как нормативной поддержки, так и понимания, какие направления и формы этой работы могут быть реализованы в дистанционном формате.

В методических рекомендациях представлен перечень нормативных документов, регулирующих использование электронного обучения и дистанционных технологий, раскрыты организационные вопросы реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, перечислены онлайн-сервисы, доступные для организации учебного процесса в дистанционном формате.

Методические рекомендации адресованы педагогическим работникам, специалистам системы дополнительного образования, реализующим дополнительные общеобразовательные программы.

Методические рекомендации включают в себя следующие разделы:

  1. Нормативная основа организации образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в дополнительном образовании.

  2. Особенности организации образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в дополнительном образовании.

  3. Рекомендации педагогам по подготовке и реализации образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

  4. Перечень образовательных электронных ресурсов, предоставляющих возможность организации образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

1. Нормативная основа организации образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в дополнительном образовании

Методические рекомендации об особенностях реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения разработаны в соответствии с нормативными документами, регламентирующими применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий образовательными организациями, а именно:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

  • Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»);

  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам // Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196;

  • Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» // Протокол от 30.11.2016 №11 Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам;

  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года // Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 №996-р; - Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации // Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 №1726-р; - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 сентября 2010 г. №116 «Об утверждении СанПиН 2.2.2/2.4.2732-10 «Изменение

№3 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»;

  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (раздел

Х.Гигиенические требования к режиму образовательной деятельности).

Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 в статье 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» раскрывает значения понятий «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии»:

Электронное обучение – организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационнотелекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Дистанционные образовательные технологии реализуются с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

2. Особенности организации образовательной деятельности с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

При организации обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий образовательной организации следует разработать и утвердить локальный акт о переходе на электронное обучение и применение дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных общеобразовательных программ.

При разработке локального акта рекомендуется определить перечень электронных образовательных ресурсов (образовательная платформа, социальная сеть, мессенджеры и т.д.) для реализации образовательного процесса, порядок оказания учебно-методической помощи, проведение текущего контроля и итогового контроля по реализуемым программам.

Локальным актом при необходимости определяется, какие элементы календарнотематического плана не могут быть реализованы в текущем учебном году, и какие темы определяются для самостоятельного освоения учащимися (Приложение 1).

Рекомендуется сформировать расписание занятий на все учебные дни в соответствии с учебным планом по каждой программе, предусматривая дифференциацию по группам/объединениям и сокращение времени проведения занятия до 30 минут для учащихся среднего и старшего школьного возраста и до 20-25 минут для младшего школьного возраста.

Для перевода учащегося на обучение с применением дистанционных образовательных технологий, электронное обучение по образовательной программе необходимо проинформировать учащихся и их родителей (законных представителей) о реализации дополнительных общеобразовательных программ или их частей с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе ознакомить с расписанием занятий, графиком проведения текущего контроля и итогового контроля, а также получить документальное подтверждение (наличие письменного заявления (Приложение 2) от родителя (законного представителя) о выборе формы дистанционного обучения.

Для контроля и оценки результатов обучения рекомендуется обеспечить ведение учета результатов образовательного процесса в электронной форме.

При реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий руководителю либо иному уполномоченному должностному лицу образовательной организации рекомендуется взять на себя организацию ежедневного мониторинга учащихся, присутствующих на занятии с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и тех, кто по болезни временно не участвует в образовательном процессе (заболевшие учащиеся).

В соответствии с техническими возможностями образовательной организации следует разместить на официальном сайте образовательной организации раздел «Дистанционное обучение», куда можно поместить перечень дополнительных общеобразовательных программ или их частей, реализуемых педагогами с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, инструкции, памятки, рекомендации, перечень цифровых сервисов, онлайн-ресурсов для проведения вебинаров, семинаров, онлайн-консультаций, коллективного обсуждения и коллективного проектирования для учащихся, родителей (законных представителей) и педагогов.

3. Рекомендации педагогам по подготовке и реализации образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Обучение с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий – это занятия с использованием бесплатных информационных ресурсов, с изучением учебного материала, проверочными работами, тестами с использованием учебных пособий, рабочих тетрадей и др., определенных педагогом; занятия в домашней обстановке с обратной связью через электронную почту, чаты, социальные сети и др.

При организации образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий следует учитывать возрастные особенности учащихся.

При планировании учебной деятельности с младшими школьниками в условиях обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, педагогу следует:

  • определить степень участия родителей в сопровождении младшего школьника; - предложить такие формы работы и виды деятельности, с которыми ребенок может справиться самостоятельно;

  • руководствоваться требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Продолжительность онлайн-занятия, а также время самостоятельной работы младших школьников за компьютером, планшетом или другим электронным носителем не должно превышать 20 минут (для обучающихся 1-2 классов), 25 минут (для обучающихся 3-4 классов). Продолжительность онлайн-занятия для обучающихся среднего и старшего школьного возраста - 30 минут.

Информирование родителей (законных представителей) и учащихся

При организации обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий педагогу следует обеспечить регулярную дистанционную связь с учащимися и родителями (законными представителями) для информирования о ходе реализации образовательной программы с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения, расписанием занятий, графиком проведения текущего контроля и итогового контроля.

Педагогу необходимо организовать сбор заявлений от родителей (законных представителей) об организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения.

Рекомендуется разработать и разместить в свободном доступе для родителей (законных представителей) учащихся инструкции/памятки о реализации образовательной программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. При составлении инструкции/памятки следует указать:

  • адрес электронных ресурсов, с помощью которых организовано обучение;

  • логин и пароль электронной образовательной платформы (при необходимости);

  • режим и расписание дистанционных занятий;

  • формы контроля освоения программы;

  • формы учета посещаемости;

  • средства оперативной связи с педагогом.

Корректировка календарно-тематического планирования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Педагогу рекомендуется произвести отбор и определение тем и разделов дополнительной общеобразовательной программы для реализации с учетом применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Следует внести корректировки в текущее календарно-тематическое планирование дополнительной образовательной программы. Корректировки оформляются приложением к КТП (см. Приложение 1). Приложение утверждается в установленном Учреждением порядке.

При планировании учебной деятельности учащихся следует определить, какие разделы программы могут быть реализованы с помощью онлайн-курсов, какие из них потребуют обучения перед компьютером в строго определенное расписанием время, а какие могут осваиваться учащимися в свободном режиме.

Методическая подготовка занятий

При организации обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий педагог может использовать различные средства обучения, специализированные ресурсы сети «Интернет» в соответствии с целями и задачами образовательной программы, её характеристиками и возрастными особенностями учащихся.

При организации обучения следует выбрать электронные образовательные ресурсы (образовательная платформа, социальная сеть, мессенджеры и т.д.) из перечня, утвержденного локальным актом Учреждения.

Педагогу рекомендуется использовать знакомые технологии, основываться на том, что лучше всего знакомо ему и учащимся. Следует предложить учащимся такие формы работы и виды деятельности, с которыми они смогут справиться самостоятельно, формат заданий может быть в виде творческих и проектных работ, коллективных работ с дистанционным взаимодействием.

Для лучшей подготовки к занятию, систематизации материала, построения логической последовательности изложения информации педагогу рекомендуется спроектировать занятия на ближайший период, подготовить необходимые материалы, видеолекции, задания, презентации, онлайн-семинары, мастер-классы и др.

Следует обратить внимание на решение воспитательных задач программы. С учетом плана воспитательной работы возможно включение заданий по участию учащихся в социально значимых мероприятиях различного уровня, организованных в дистанционном режиме.

Для изучения нового материала рекомендуется использовать тексты, художественные и научные фильмы, видеоматериалы образовательных платформ, сервисы для проведения видеоуроков, online-занятия, online-консультации и др.

Для закрепления и обобщения изученного материала рекомендуется привлекать образовательные ресурсы, обладающие функцией автоматической проверки заданий и позволяющие педагогам осуществить быструю обратную связь с обучающимися и их родителями («ЯКласс», Google Classroom и др.), проанализировать возникающие трудности и скорректировать образовательный маршрут.

Для контроля и оценки результатов обучения рекомендуется произвести отбор/изменение форм контроля освоения программы обучающимися и разработать для каждого учебного занятия контрольные задания, тестовые материалы с учетом учебнометодического комплекса программы.

Реализация педагогом образовательного процесса

Образовательный процесс следует организовать в соответствии с расписанием, утвержденным локальным актом Учреждения.

Занятие с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения может включать:

  • разработанные педагогом презентации с текстовым комментарием;

  • online-занятие, видеолекция; оnline-консультация;

  • фрагменты и материалы доступных образовательных интернет-ресурсов;

  • инструкции по выполнению практических заданий;

  • дидактические материалы/ технологические карты;

  • тестовые задания; - контрольные задания; - и др.

Структура занятия с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения содержит основные компоненты, что и занятие в очной форме.

При проведении занятия с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения, в водной его части следует обозначить правила работы и взаимодействия (объяснить учащимся технические особенности работы и правила обмена информацией). В процессе занятия педагогу необходимо четко давать инструкции выполнения заданий.

При работе с младшими школьниками педагог может организовать тестовое подключение к образовательному ресурсу (образовательная платформа, социальная сеть, мессенджеры и т.д.) в присутствии родителей для обучения ребенка работе с ресурсом. При выполнении заданий на образовательных ресурсах рекомендуется оказывать учащимся техническую помощь на 1-2 занятиях. В дальнейшем важно предоставить учащимся возможность выполнять задания самостоятельно для получения педагогом объективной информации о результатах обучения и эффективности используемых технологий. Это позволит педагогу скорректировать для учащегося дальнейший маршрут изучения темы.

Изучение теоретического материала можно организовать различными способами:

  • использование готовых тематических видеолекций;

  • проведение занятий в режиме онлайн; - размещение презентаций и текстовых документов в сети Интернет.

К каждому теоретическому разделу необходимо подготовить вопросы для самоконтроля и закрепления материала.

Для организации практической деятельности рекомендуется выполнение комплекса практических упражнений, творческих заданий, индивидуальных или групповых проектов.

При организации занятия педагогу рекомендуется не ограничивать общение с учащимися перепиской и размещенными в сети материалами для изучения. Важно не терять контакт с аудиторией и поддерживать мотивацию, организовывать занятия в формате видеоконференций, предоставлять учащимся возможность индивидуальной консультации (социальные сети, телефон, мессенджеры). Важными компонентами эффективного занятия являются создание благоприятного эмоционального фона, психологического комфорта, ситуации успеха, обеспечение личностно-ориентированного и дифференцированного подхода к учащимся.

Педагог может рассмотреть возможность записи занятия на цифровой носитель для формирования и накопления «Банка видеозанятий» для дальнейшего использования его материалов в образовательном процессе.

Контроль посещения занятий и освоения учебного материала учащимися

Для контроля и оценки результатов обучения, подтверждения факта проведения занятия рекомендуется использовать следующие способы дистанционного взаимодействия:

  • регистрация обучающихся на электронном ресурсе (при возможности);

  • размещение учебного материала в сети Интернет;

  • выполнение учащимися контрольных или тестовых заданий, предъявленных педагогу в электронном виде;

  • выполнение учащимися небольших по объему творческих, проектных заданий, в том числе предполагающих коллективные формы взаимодействия через ресурсы сети Интернет, предъявленных педагогу дистанционно.

4. Перечень образовательных электронных ресурсов, предоставляющих возможность организации образовательного процесса с применением

электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Сервисы для проведения видеоконференций:

  • Discord (Бесплатный мессенджер с поддержкой видеоконференций, голосовой и текстовый чат).

  • Skype (Площадка для проведения видеоконференций до 50 человек, возможность совершать индивидуальные и групповые голосовые и бесплатные видеозвонки, а также отправлять мгновенные сообщения и файлы другим пользователям).

  • Zoom (Платформа для проведения онлайн-занятий. Бесплатная учетная запись позволяет проводить видеоконференцию длительностью 40 минут с возможностью онлайн-общения до 100 человек. В платформу встроена интерактивная доска, можно легко и быстро переключаться с демонстрации экрана на доску Наличие чата, в котором можно писать сообщения, передавать файлы).

  • TrueConf (Программа для видеосвязи через интернет, которая поможет вам организовать встречу в формате видеоконференции до 120 участников).

  • BigBlueButton (Бесплатная площадка для проведения вебинаров. Без ограничений по количеству пользователей, без ограничений по времени вебинаров (веб камера, презентации, показ экрана, онлайн чат).

  • Cisco Webex (Платформа для видеосвязи. Облачный сервис для проведения конференций и совещаний онлайн с аудио, видеосвзяью и инструментами совместной работы над документами).

  • и другие.

Платформы для онлайн обучения:

  • Stepik (Российская образовательная платформа и конструктор бесплатных открытых онлайн-курсов и уроков).

  • Moodle (Система управления курсами, также известная как система управления обучением или виртуальная обучающая среда. Является аббревиатурой от англ. Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (модульная объектноориентированная динамическая обучающая среда).

  • Учи.Ру (В личном кабинете педагогу бесплатно доступен сервис «Виртуальный класс» для проведения индивидуального и группового онлайн-уроков с видео. Педагоги и ученики могут видеть и слышать друг друга, а также педагог может демонстрировать ученикам презентации, электронные учебники и использовать виртуальный маркер и виртуальную указку).

  • «ЯКласс» (Сервис довольно прост в использовании: педагог задаёт проверочную работу, ребёнок заходит на сайт и выполняет задание; если ребенок допускает ошибку, ему объясняют ход решения задания и предлагают выполнить другой вариант. Педагог получает отчёт о том, как ученики справляются с заданиями).

  • Google Classroom (бесплатный сервис позволяет удобно публиковать и оценивать задания, организовать совместную работу и эффективное взаимодействие всех участников процесса. Создавать курсы, раздавать задания и комментировать работы учащихся - все это можно делать в одном сервисе).

  • и другие.

Социальные сети: Вконтакте, Facebook, Одноклассники и другие, позволяющие создание закрытых или публичных сообществ и чатов для группы или направления деятельности. В сообществах можно не только публиковать записи с важной информацией и участвовать в обсуждениях, но и хранить учебные документы, конспекты, учебники, создавать прямые трансляции лекций и занятий, записывать видео, размещать учебные материалы: презентации, таблицы, картинки, аудио, -видеофайлы и др.

Образовательные электронные ресурсы:

  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР направлен на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов для всех уровней и ступеней образования. Электронные учебные модули создаются по тематическим элементам учебных предметов и дисциплин и представляют собой законченные интерактивные мультимедиа продукты, нацеленные на решение определенной учебной задачи. В разделе «Дополнительное образование» каталога представлены в онлайновом режиме различные викторины, кроссворды, филворды).

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (Сайт включает в себя разнообразные цифровые образовательные ресурсы, методические материалы, тематические коллекции, инструменты (программные средства) для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса).

  • ПроеКТОриЯ (Онлайн-площадка для коммуникации, выбора профессии и работы над проектными задачами. Интерактивная цифровая платформа включает в себя открытые занятия, опросы, интернет-издания с уникальным информационнообразовательным контентом).

  • WorldSkills Russia (На сайте представлены обучающие ролики по профессиональным компетенциям, размещены рекомендации по совершенствованию данных компетенций).

  • Национальная платформа «Открытое образование» (Образовательная платформа, предлагающая более 550 онлайн-курсов ведущих российских вузов, от экологии почвенных беспозвоночных до прав человека).

  • Россия-Моя история (Наличие десятков различных форматов: лекции, минисериалы, видеообзоры, видеоэкскурсии, юмористические шоу, публикации статей, фильмов, и конкурсы о стране).

  • Просвещение (Бесплатный доступ к учебникам и учебно-методическим комплексам, тренажерам для отработки и закрепления полученных знаний по разным направлениям деятельности).

  • Ключ на старт (Просветительский проект о космосе. Платформа включает в себя лекции, книги, документальные и художественные фильмы и многое другое). • Библиотекарь.Ру (Электронная библиотека содержит литературу по различным отраслям знаний: истории, искусству, культуре, технике).

  • Культура.РФ (Гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Интересные и значимые события и люди в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также информация о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах).

  • ПостНаука (Проект о современной фундаментальной науке и ученых, которые ее создают. На сайте опубликованы более 3500 материалов, из них почти 2000 - видео о достижениях фундаментальной науки и важных современных технологиях). • horeograf.COM (Книги, программы и методические пособия по хореографии, видео, ноты, музыка для постановки танцев).

  • Детские шахматы в Санкт-Петербурге (На сайте размещены серии шахматных уроков для учащихся. Сайт содержит словарь шахматных терминов, методические статьи и пособия преподавателей, развивающие игры).

  • Туристёнок.ру (Сайт посвящен основам организации туристических походов с детьми (туристическое снаряжение, техника безопасности, разработка пеших и водных маршрутов).

  • и другие.

Приложение 1

Приложение к календарно- тематическому плану дополнительной общеобразовательной программы

«______________________________название программы__________________________» с « »__________ 2020 г. по « »___________

Педагог: ________________________

Разделы и темы

Количество часов

Дата занятия

Ресурсы/ссылки

Формы учебного материала

Формы контроля

Всего

Тео рия

Практ

ика

По плану

По факту

1.

Пример:

  • Электронная образовательна я платформа (название платформы)

  • Презентация

  • Интернетисточники (ссылки)

Пример:

  • Лекция

  • Консультация

  • Презентация

  • Просмотр фильма • Самостоятельная работа

  • Работа над проектом

  • Электронный опрос

  • Тестирование

  • Доклад по теме и т.д.

Приложение 2

Директору

(наименование учреждения)

от:

_________________________________________

_________________________________________

(ФИО родителя/законного представителя)

_________________________________________

(контактный телефон)

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу организовать для моего(й) сына (дочери) (ребенка)

__________________________________________________________________,

(ФИО учащегося) обучение по программе «_____________________________________________ ________________________________________________», группа _________, с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения с ______________ по_________________.

Ответственность за жизнь и здоровье своего ребенка беру на себя.

__________________________/______________________________

(подпись) (расшифровка)

______________(дата)