М
униципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Детско–юношеский центр»
Методические рекомендации
«Особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»
Авторы-составители:
Андреева С.А.
педагог дополнительного образования
МАУ ДО ДЮЦ
г. Салехард, 2020 г.
Реализация дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Введение
Организация образовательной деятельности и реализация дополнительных общеобразовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных технологий требуют, как нормативной поддержки, так и понимания, какие направления и формы этой работы могут быть реализованы в дистанционном формате.
В методических рекомендациях представлен перечень нормативных документов, регулирующих использование электронного обучения и дистанционных технологий, раскрыты организационные вопросы реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, перечислены онлайн-сервисы, доступные для организации учебного процесса в дистанционном формате.
Методические рекомендации адресованы педагогическим работникам, специалистам системы дополнительного образования, реализующим дополнительные общеобразовательные программы.
Методические рекомендации включают в себя следующие разделы:
Нормативная основа организации образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в дополнительном образовании.
Особенности организации образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в дополнительном образовании.
Рекомендации педагогам по подготовке и реализации образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Перечень образовательных электронных ресурсов, предоставляющих возможность организации образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
1. Нормативная основа организации образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в дополнительном образовании
Методические рекомендации об особенностях реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения разработаны в соответствии с нормативными документами, регламентирующими применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий образовательными организациями, а именно:
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»);
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам // Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196;
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» // Протокол от 30.11.2016 №11 Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам;
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года // Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 №996-р; - Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации // Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 №1726-р; - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 сентября 2010 г. №116 «Об утверждении СанПиН 2.2.2/2.4.2732-10 «Изменение
№3 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»;
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (раздел
Х.Гигиенические требования к режиму образовательной деятельности).
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 в статье 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» раскрывает значения понятий «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии»:
Электронное обучение – организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационнотелекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Дистанционные образовательные технологии реализуются с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
2. Особенности организации образовательной деятельности с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
При организации обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий образовательной организации следует разработать и утвердить локальный акт о переходе на электронное обучение и применение дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных общеобразовательных программ.
При разработке локального акта рекомендуется определить перечень электронных образовательных ресурсов (образовательная платформа, социальная сеть, мессенджеры и т.д.) для реализации образовательного процесса, порядок оказания учебно-методической помощи, проведение текущего контроля и итогового контроля по реализуемым программам.
Локальным актом при необходимости определяется, какие элементы календарнотематического плана не могут быть реализованы в текущем учебном году, и какие темы определяются для самостоятельного освоения учащимися (Приложение 1).
Рекомендуется сформировать расписание занятий на все учебные дни в соответствии с учебным планом по каждой программе, предусматривая дифференциацию по группам/объединениям и сокращение времени проведения занятия до 30 минут для учащихся среднего и старшего школьного возраста и до 20-25 минут для младшего школьного возраста.
Для перевода учащегося на обучение с применением дистанционных образовательных технологий, электронное обучение по образовательной программе необходимо проинформировать учащихся и их родителей (законных представителей) о реализации дополнительных общеобразовательных программ или их частей с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе ознакомить с расписанием занятий, графиком проведения текущего контроля и итогового контроля, а также получить документальное подтверждение (наличие письменного заявления (Приложение 2) от родителя (законного представителя) о выборе формы дистанционного обучения.
Для контроля и оценки результатов обучения рекомендуется обеспечить ведение учета результатов образовательного процесса в электронной форме.
При реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий руководителю либо иному уполномоченному должностному лицу образовательной организации рекомендуется взять на себя организацию ежедневного мониторинга учащихся, присутствующих на занятии с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и тех, кто по болезни временно не участвует в образовательном процессе (заболевшие учащиеся).
В соответствии с техническими возможностями образовательной организации следует разместить на официальном сайте образовательной организации раздел «Дистанционное обучение», куда можно поместить перечень дополнительных общеобразовательных программ или их частей, реализуемых педагогами с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, инструкции, памятки, рекомендации, перечень цифровых сервисов, онлайн-ресурсов для проведения вебинаров, семинаров, онлайн-консультаций, коллективного обсуждения и коллективного проектирования для учащихся, родителей (законных представителей) и педагогов.
3. Рекомендации педагогам по подготовке и реализации образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Обучение с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий – это занятия с использованием бесплатных информационных ресурсов, с изучением учебного материала, проверочными работами, тестами с использованием учебных пособий, рабочих тетрадей и др., определенных педагогом; занятия в домашней обстановке с обратной связью через электронную почту, чаты, социальные сети и др.
При организации образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий следует учитывать возрастные особенности учащихся.
При планировании учебной деятельности с младшими школьниками в условиях обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, педагогу следует:
определить степень участия родителей в сопровождении младшего школьника; - предложить такие формы работы и виды деятельности, с которыми ребенок может справиться самостоятельно;
руководствоваться требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Продолжительность онлайн-занятия, а также время самостоятельной работы младших школьников за компьютером, планшетом или другим электронным носителем не должно превышать 20 минут (для обучающихся 1-2 классов), 25 минут (для обучающихся 3-4 классов). Продолжительность онлайн-занятия для обучающихся среднего и старшего школьного возраста - 30 минут.
• Информирование родителей (законных представителей) и учащихся
При организации обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий педагогу следует обеспечить регулярную дистанционную связь с учащимися и родителями (законными представителями) для информирования о ходе реализации образовательной программы с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения, расписанием занятий, графиком проведения текущего контроля и итогового контроля.
Педагогу необходимо организовать сбор заявлений от родителей (законных представителей) об организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения.
Рекомендуется разработать и разместить в свободном доступе для родителей (законных представителей) учащихся инструкции/памятки о реализации образовательной программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. При составлении инструкции/памятки следует указать:
адрес электронных ресурсов, с помощью которых организовано обучение;
логин и пароль электронной образовательной платформы (при необходимости);
режим и расписание дистанционных занятий;
формы контроля освоения программы;
формы учета посещаемости;
средства оперативной связи с педагогом.
Корректировка календарно-тематического планирования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Педагогу рекомендуется произвести отбор и определение тем и разделов дополнительной общеобразовательной программы для реализации с учетом применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Следует внести корректировки в текущее календарно-тематическое планирование дополнительной образовательной программы. Корректировки оформляются приложением к КТП (см. Приложение 1). Приложение утверждается в установленном Учреждением порядке.
При планировании учебной деятельности учащихся следует определить, какие разделы программы могут быть реализованы с помощью онлайн-курсов, какие из них потребуют обучения перед компьютером в строго определенное расписанием время, а какие могут осваиваться учащимися в свободном режиме.
• Методическая подготовка занятий
При организации обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий педагог может использовать различные средства обучения, специализированные ресурсы сети «Интернет» в соответствии с целями и задачами образовательной программы, её характеристиками и возрастными особенностями учащихся.
При организации обучения следует выбрать электронные образовательные ресурсы (образовательная платформа, социальная сеть, мессенджеры и т.д.) из перечня, утвержденного локальным актом Учреждения.
Педагогу рекомендуется использовать знакомые технологии, основываться на том, что лучше всего знакомо ему и учащимся. Следует предложить учащимся такие формы работы и виды деятельности, с которыми они смогут справиться самостоятельно, формат заданий может быть в виде творческих и проектных работ, коллективных работ с дистанционным взаимодействием.
Для лучшей подготовки к занятию, систематизации материала, построения логической последовательности изложения информации педагогу рекомендуется спроектировать занятия на ближайший период, подготовить необходимые материалы, видеолекции, задания, презентации, онлайн-семинары, мастер-классы и др.
Следует обратить внимание на решение воспитательных задач программы. С учетом плана воспитательной работы возможно включение заданий по участию учащихся в социально значимых мероприятиях различного уровня, организованных в дистанционном режиме.
Для изучения нового материала рекомендуется использовать тексты, художественные и научные фильмы, видеоматериалы образовательных платформ, сервисы для проведения видеоуроков, online-занятия, online-консультации и др.
Для закрепления и обобщения изученного материала рекомендуется привлекать образовательные ресурсы, обладающие функцией автоматической проверки заданий и позволяющие педагогам осуществить быструю обратную связь с обучающимися и их родителями («ЯКласс», Google Classroom и др.), проанализировать возникающие трудности и скорректировать образовательный маршрут.
Для контроля и оценки результатов обучения рекомендуется произвести отбор/изменение форм контроля освоения программы обучающимися и разработать для каждого учебного занятия контрольные задания, тестовые материалы с учетом учебнометодического комплекса программы.
Реализация педагогом образовательного процесса
Образовательный процесс следует организовать в соответствии с расписанием, утвержденным локальным актом Учреждения.
Занятие с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения может включать:
разработанные педагогом презентации с текстовым комментарием;
online-занятие, видеолекция; оnline-консультация;
фрагменты и материалы доступных образовательных интернет-ресурсов;
инструкции по выполнению практических заданий;
дидактические материалы/ технологические карты;
тестовые задания; - контрольные задания; - и др.
Структура занятия с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения содержит основные компоненты, что и занятие в очной форме.
При проведении занятия с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения, в водной его части следует обозначить правила работы и взаимодействия (объяснить учащимся технические особенности работы и правила обмена информацией). В процессе занятия педагогу необходимо четко давать инструкции выполнения заданий.
При работе с младшими школьниками педагог может организовать тестовое подключение к образовательному ресурсу (образовательная платформа, социальная сеть, мессенджеры и т.д.) в присутствии родителей для обучения ребенка работе с ресурсом. При выполнении заданий на образовательных ресурсах рекомендуется оказывать учащимся техническую помощь на 1-2 занятиях. В дальнейшем важно предоставить учащимся возможность выполнять задания самостоятельно для получения педагогом объективной информации о результатах обучения и эффективности используемых технологий. Это позволит педагогу скорректировать для учащегося дальнейший маршрут изучения темы.
Изучение теоретического материала можно организовать различными способами:
использование готовых тематических видеолекций;
проведение занятий в режиме онлайн; - размещение презентаций и текстовых документов в сети Интернет.
К каждому теоретическому разделу необходимо подготовить вопросы для самоконтроля и закрепления материала.
Для организации практической деятельности рекомендуется выполнение комплекса практических упражнений, творческих заданий, индивидуальных или групповых проектов.
При организации занятия педагогу рекомендуется не ограничивать общение с учащимися перепиской и размещенными в сети материалами для изучения. Важно не терять контакт с аудиторией и поддерживать мотивацию, организовывать занятия в формате видеоконференций, предоставлять учащимся возможность индивидуальной консультации (социальные сети, телефон, мессенджеры). Важными компонентами эффективного занятия являются создание благоприятного эмоционального фона, психологического комфорта, ситуации успеха, обеспечение личностно-ориентированного и дифференцированного подхода к учащимся.
Педагог может рассмотреть возможность записи занятия на цифровой носитель для формирования и накопления «Банка видеозанятий» для дальнейшего использования его материалов в образовательном процессе.
Контроль посещения занятий и освоения учебного материала учащимися
Для контроля и оценки результатов обучения, подтверждения факта проведения занятия рекомендуется использовать следующие способы дистанционного взаимодействия:
регистрация обучающихся на электронном ресурсе (при возможности);
размещение учебного материала в сети Интернет;
выполнение учащимися контрольных или тестовых заданий, предъявленных педагогу в электронном виде;
выполнение учащимися небольших по объему творческих, проектных заданий, в том числе предполагающих коллективные формы взаимодействия через ресурсы сети Интернет, предъявленных педагогу дистанционно.
4. Перечень образовательных электронных ресурсов, предоставляющих возможность организации образовательного процесса с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Сервисы для проведения видеоконференций:
Discord (Бесплатный мессенджер с поддержкой видеоконференций, голосовой и текстовый чат).
Skype (Площадка для проведения видеоконференций до 50 человек, возможность совершать индивидуальные и групповые голосовые и бесплатные видеозвонки, а также отправлять мгновенные сообщения и файлы другим пользователям).
Zoom (Платформа для проведения онлайн-занятий. Бесплатная учетная запись позволяет проводить видеоконференцию длительностью 40 минут с возможностью онлайн-общения до 100 человек. В платформу встроена интерактивная доска, можно легко и быстро переключаться с демонстрации экрана на доску Наличие чата, в котором можно писать сообщения, передавать файлы).
TrueConf (Программа для видеосвязи через интернет, которая поможет вам организовать встречу в формате видеоконференции до 120 участников).
BigBlueButton (Бесплатная площадка для проведения вебинаров. Без ограничений по количеству пользователей, без ограничений по времени вебинаров (веб камера, презентации, показ экрана, онлайн чат).
Cisco Webex (Платформа для видеосвязи. Облачный сервис для проведения конференций и совещаний онлайн с аудио, видеосвзяью и инструментами совместной работы над документами).
и другие.
Платформы для онлайн обучения:
Stepik (Российская образовательная платформа и конструктор бесплатных открытых онлайн-курсов и уроков).
Moodle (Система управления курсами, также известная как система управления обучением или виртуальная обучающая среда. Является аббревиатурой от англ. Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (модульная объектноориентированная динамическая обучающая среда).
Учи.Ру (В личном кабинете педагогу бесплатно доступен сервис «Виртуальный класс» для проведения индивидуального и группового онлайн-уроков с видео. Педагоги и ученики могут видеть и слышать друг друга, а также педагог может демонстрировать ученикам презентации, электронные учебники и использовать виртуальный маркер и виртуальную указку).
«ЯКласс» (Сервис довольно прост в использовании: педагог задаёт проверочную работу, ребёнок заходит на сайт и выполняет задание; если ребенок допускает ошибку, ему объясняют ход решения задания и предлагают выполнить другой вариант. Педагог получает отчёт о том, как ученики справляются с заданиями).
Google Classroom (бесплатный сервис позволяет удобно публиковать и оценивать задания, организовать совместную работу и эффективное взаимодействие всех участников процесса. Создавать курсы, раздавать задания и комментировать работы учащихся - все это можно делать в одном сервисе).
и другие.
Социальные сети: Вконтакте, Facebook, Одноклассники и другие, позволяющие создание закрытых или публичных сообществ и чатов для группы или направления деятельности. В сообществах можно не только публиковать записи с важной информацией и участвовать в обсуждениях, но и хранить учебные документы, конспекты, учебники, создавать прямые трансляции лекций и занятий, записывать видео, размещать учебные материалы: презентации, таблицы, картинки, аудио, -видеофайлы и др.
Образовательные электронные ресурсы:
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР направлен на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов для всех уровней и ступеней образования. Электронные учебные модули создаются по тематическим элементам учебных предметов и дисциплин и представляют собой законченные интерактивные мультимедиа продукты, нацеленные на решение определенной учебной задачи. В разделе «Дополнительное образование» каталога представлены в онлайновом режиме различные викторины, кроссворды, филворды).
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (Сайт включает в себя разнообразные цифровые образовательные ресурсы, методические материалы, тематические коллекции, инструменты (программные средства) для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса).
ПроеКТОриЯ (Онлайн-площадка для коммуникации, выбора профессии и работы над проектными задачами. Интерактивная цифровая платформа включает в себя открытые занятия, опросы, интернет-издания с уникальным информационнообразовательным контентом).
WorldSkills Russia (На сайте представлены обучающие ролики по профессиональным компетенциям, размещены рекомендации по совершенствованию данных компетенций).
Национальная платформа «Открытое образование» (Образовательная платформа, предлагающая более 550 онлайн-курсов ведущих российских вузов, от экологии почвенных беспозвоночных до прав человека).
Россия-Моя история (Наличие десятков различных форматов: лекции, минисериалы, видеообзоры, видеоэкскурсии, юмористические шоу, публикации статей, фильмов, и конкурсы о стране).
Просвещение (Бесплатный доступ к учебникам и учебно-методическим комплексам, тренажерам для отработки и закрепления полученных знаний по разным направлениям деятельности).
Ключ на старт (Просветительский проект о космосе. Платформа включает в себя лекции, книги, документальные и художественные фильмы и многое другое). • Библиотекарь.Ру (Электронная библиотека содержит литературу по различным отраслям знаний: истории, искусству, культуре, технике).
Культура.РФ (Гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Интересные и значимые события и люди в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также информация о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах).
ПостНаука (Проект о современной фундаментальной науке и ученых, которые ее создают. На сайте опубликованы более 3500 материалов, из них почти 2000 - видео о достижениях фундаментальной науки и важных современных технологиях). • horeograf.COM (Книги, программы и методические пособия по хореографии, видео, ноты, музыка для постановки танцев).
Детские шахматы в Санкт-Петербурге (На сайте размещены серии шахматных уроков для учащихся. Сайт содержит словарь шахматных терминов, методические статьи и пособия преподавателей, развивающие игры).
Туристёнок.ру (Сайт посвящен основам организации туристических походов с детьми (туристическое снаряжение, техника безопасности, разработка пеших и водных маршрутов).
и другие.
Приложение 1
Приложение к календарно- тематическому плану дополнительной общеобразовательной программы
«______________________________название программы__________________________» с « »__________ 2020 г. по « »___________
Педагог: ________________________
№ | Разделы и темы | Количество часов | Дата занятия | Ресурсы/ссылки | Формы учебного материала | Формы контроля |
Всего | Тео рия | Практ ика | По плану | По факту |
1. | | | | | | | Пример: Электронная образовательна я платформа (название платформы) Презентация Интернетисточники (ссылки) | Пример: | Электронный опрос Тестирование Доклад по теме и т.д. |
Приложение 2
Директору
(наименование учреждения)
от:
_________________________________________
_________________________________________
(ФИО родителя/законного представителя)
_________________________________________
(контактный телефон)
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу организовать для моего(й) сына (дочери) (ребенка)
__________________________________________________________________,
(ФИО учащегося) обучение по программе «_____________________________________________ ________________________________________________», группа _________, с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения с ______________ по_________________.
Ответственность за жизнь и здоровье своего ребенка беру на себя.
__________________________/______________________________
(подпись) (расшифровка)
______________(дата)