Шолмова Галина Владимировна
воспитатель ОГКУСО СРЦН «Рябинка» в с.Труслейка
Методические рекомендации «Планирование воспитательно-реабилитационного процесса в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних»
Воспитательно-реабилитационный процесс в социально-реабилитационном центре регламентируется рядом законодательных актов, среди которых можно выделить следующие:
1. Конвенция ООН о правах ребенка.
2. Конституция Российской Федерации.
3.Национальная стратегия действий в интересах детей на годы (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 000).
4. «Региональная стратегия действий в интересах детей Костромской области на 2годы». Утверждена Постановлением администрации Костромской области от 10 октября 2012 г. .
5. Семейный кодекс Российской Федерации от 01.01.2001.
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5.35. – предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних).
7. Уголовный кодекс Российской Федерации (ст. 106-136 - за совершение физического и сексуального насилия, втом числе и в отношении несовершеннолетних; ст. 150-157 - за преступления против семьи и несовершеннолетних).
8. Федеральный закон от 01.01.01 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
9. Федеральный закон от 01.01.01 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
10. Федеральный закон от 01.01.01 года №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».
11. Федеральный закон от 01.01.01 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. ФЗ от 01.01.2001 ).
12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000».Прописан порядок проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей.
13. Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации «Об организации в субъектах Российской Федерации работы по профилактике жестокого обращения с детьми» (Письмо Минобрнауки России от 01.01.01 г. ).
14. Закон Костромской области от 01.01.01 года № 000 «О социальном обслуживании населения в Костромской области» (в ред. Закона Костромской области -5-ЗКО).
15. Постановление Пленума Верховного суда РФ «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей». Если при рассмотрении дел данной категории в деяниях родителей, иных лиц, на воспитании которых находятся дети, будут установлены признаки преступления, посягающего на жизнь, здоровье, половую неприкосновенность несовершеннолетних, либо действия по вовлечению несовершеннолетних в преступную деятельность, суд должен уведомить об этом прокурора (ч. 3 ст. 226 ГПК РФ) (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 01.01.2001 N 6).О правонарушениях и других антиобщественных поступках, допущенных несовершеннолетними, следует доводить до сведения комиссий по делам несовершеннолетних органов местного самоуправления.
16. Локальные нормативные правовые акты: положения, приказы.
Воспитательно-реабилитационный процесс в социально-реабилитационном центре осуществляется в соответствии с рядом планов, а именно:
– годовым планом воспитательно-реабилитационной работы с воспитанниками;
– планом работы заместителя директора по воспитательной и реабилитационной работе;
– планом работы социального педагога;
– планом работы педагога-психолога;
– планом работы воспитателя.
План воспитательно-реабилитационной работы охватывает следующие направления деятельности:
1. Профилактика социального сиротства, безнадзорности и правонарушений
ü Защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;
ü создание условий для психолого-педагогической и правовой поддержки детей;
ü формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
2. Организация межведомственного взаимодействия
ü Заключение соглашений о межведомственном сотрудничестве с общеобразовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта.
3. Работа с родителями (законными представителями) по возвращению ребенка в семью
ü осуществление консультативно-просветительской работы с несовершеннолетними и их родителями;
ü оказание специализированной адресной помощи неблагополучным семьям.
4. Формирование стремления к здоровому образу жизни
ü Формирование навыков здорового образа жизни
ü Формирование потребности в регулярных занятиях, направленных на сохранение здоровья;
ü Формирование твердого убеждения о вреде никотина, алкоголя, ПАВ через достаточную информацию.
products.playstand.ru
РЕКЛАМА
Интерактивное развивающее оборудование для детей с ОВЗ
Легко встраиваются в любой план ДОО. Соответствует СП и ФГОС. Обучение в движении!
Узнать больше
5. Духовно-нравственное развитие
ü Воспитание нравственных чувств и этического сознания;
ü Формирование первоначальных представлений о базовых национальных ценностях;
ü Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
6. Формирование гражданско-патриотической позиции
ü Воспитание гражданственности, патриотизма;
ü Формирование чувства уважения к правам, свободам и обязанностям другого человека.
7. Организация досуга и отдыха детей
ü Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
ü Воспитание целостного отношения к прекрасному;
ü Формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
В качестве примера рассмотрим план воспитателя по воспитательно-реабилитационной работе с несовершеннолетними.
Целью плана выступает: совершенствование системы работы с несовершеннолетними, его семьей и социальным окружением семьи по профилактике безнадзорности, правонарушений социального, физического и психического оздоровления.
Задачами являются:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания; первоначальные представления о базовых национальных ценностях.
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
6. Воспитание целостного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
7. Защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, создание условий для психолого-педагогической и правовой поддержки детей, оказание специализированной адресной помощи неблагополучным семьям, осуществление консультативно-просветительской работы с воспитанниками и их родителями и мер, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
Примерные мероприятия плана воспитателя по основным направлениям воспитательно-реабилитационной деятельности отражены в таблице.
Примерные мероприятия плана воспитателя по основным направлениям воспитательно-реабилитационной деятельности
№ | Мероприятия | Сроки проведения | Возраст |
1.Профилактика социального сиротства, безнадзорности и правонарушений |
1.1 | Мероприятия по профилактике противоправного поведения воспитанников: индивидуальные беседы и собрания по ознакомлению и выполнению правил проживания в центре | Регулярно в течении года | 6-18 л |
1.2 | Индивидуальные занятия по учебным программам, контроль за посещаемостью учебных занятий и успеваемостью, оказание своевременной помощи в обучении | Регулярно в течении года | 7-18 л |
1.3 | Беседы с воспитанниками «Правовой ликбез»: -«Декларация о правах ребенка» -«Права и обязанности ребенка в семье, в школе, в социуме» -«Драки и нецензурные выражения - наказуемые деяния» -«Ответственность за ложный вызов» -«Пожары. Поджоги. Мера ответственности» -«Преступления и правонарушения. Ответственность несовершеннолетних перед законом». -«Драки. Самооборона или преступление» -«Законы школьной жизни» | Ежемесячно Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Сентябрь | 5-10 л 7-18 л 10-18л 10-18л 10-18 л 10-18л 10-18 л 7-15 л |
1.4 | Индивидуальные беседы по профориентации. Работа с «Центром занятости населения», с методистом РЦ по связям с общественностью СМИ | Регулярно в течении года | 15-18 л |
1.5 | Индивидуальные беседы по изучению интересов и способностей детей, привлечение к кружковой деятельности. Занятия в кружках «Уроки мастерства» (индивидуально и по подгруппам) по темам: -«Вышивка счетным крестом» -«Вышивка бисером» -«Казанши – цветы из лент и ткани» -«Модульное оригами» | В течение года | 7-18 л |
1.6 | Познавательно-этические беседы «Как не стать жертвой преступления»: -«Если ты остался дома один, а в дверь позвонили»,-«Если ты потерялся на рынке»,-«Если ты потерялся в большом магазине, -«Если ты остался один дома, но случилась авария» | Регулярно в течение года | 5-10 л |
1.7 | Беседа «Трудное чувство «дружба». «Кто такой настоящий друг». | 1 раз в квартал | 7-15 л |
1.8 | Беседа «Что означает простое «здравствуйте» | 1 раз в квартал | дошкольники |
1.9 | Чтение и обсуждение книг Ю. Куклачева «Уроки доброты и самопознания» | В течение года | 7-15 л |
2.Организация межведомственного взаимодействия |
2.1 | Беседы с педагогами об успеваемости и поведении воспитанников | В течение года | 7-15 л |
2.2 | Посещение библиотеки; занятия в читальном зале, участие в конкурсно-игровых программах | По плану учреждения | 7-18 л |
2.3 | Посещение занятий фонда «Примирение, других общественных организаций | По плану учреждения | 5-18 |
2.4 | Сотрудничество с центром детского творчества посещение концертов, выставок детских работ | В течение года | 5-18 л |
2.5 | Посещение дома культуры | По плану учреждения | 5-18 л |
2.6 | Участие в проведении и организации мероприятий с инспекторами ПДН | В течение года | 10-18 л |
2.7 | Сотрудничество с КДН и ЗП г.Инзы по профилактике противоправного поведения | В течение года | |
2.8 | Сотрудничество с органами опеки и попечительства. Дальнейшее устройство несовершеннолетних | 1 раз в квартал | |
3.Работа с родителями (законными представителями) по возвращению ребенка в семью |
3.1 | Беседы с родителями при посещении несовершеннолетнего в Центре и по телефону об условиях проживания в семье, индивидуальных особенностях развития и воспитания ребенка, режима дня и правилах проживания в Центре, методах и приемах дальнейшей работы с детьми | Регулярно в течение года | |
3.2 | Консультативно-профилактическое просвещение детей и родителей | В течение года | |
3.3 | Применение технологии «Социальная семейная терапия по методу «Сеть социальных контактов» (мини встречи) | | |
4.Формирование стремления к здоровому образу жизни |
| Беседы с воспитанниками: -«Мы выбираем здоровье» -Диспут. «Что сейчас модно: курение или здоровый образ жизни» -Информационный час: «Алкоголь – шаг к преступлению» -«В плену иллюзий» (профилактика наркомании) -Спортивные игры «Праздник мяча -Спортивные эстафеты «Лету – Физкульт-Ура!» -Беседа «Азбука здоровья» (правила закаливания, плавания и купания) -«Спортивное ассорти» (подвижные игры, эстафеты, викторины) - Спортивные игры – соревнования «День индейца» -Беседа. «Профилактика табакокурения -Соревнования «День спортивных рекордов» -Работа с родителями по мотивации к добровольному лечению от алкогольной зависимости | Февраль Март Апрель Май Май Июнь Июнь-июль Июль Август Сентябрь Октябрь В течение года | 13-18 л 13-18л 13-18л 13-18л 7-18л 7-15л 5-18л 7-15л 7-15л 13-18л 7-15л |
5.Духовно-нравственное воспитание |
5.1.Занятия по программе «Истоки» |
5.1.1 | Беседы: «Тайны фамилий» история, происхождение, значение. «Что означают наши имена». Чтение книги «Тайны имен» | Февраль | 7-18л |
5.1.2 | Беседа «Предания Симбирской губернии» (история возникновения Симбирска, Инзы). Рассматривание фотоальбома «Ульяновская область». Игра «Узнай по описанию» | Март | 7-18л |
5.1.3 | Просмотр видеофильма «Православные памятники земли Симбирской» Чтение книги «Азбука юного Инзенца». Викторина об Инзе «Край любимый мой» | Апрель | 7-18л |
5.1.4 | Просмотр в/ф «Историко-культурное наследие Ульяновской области». Беседа. «Ульяновск в годы Великой Отечественной войны». Рассказ о жизни и подвигах героев земляков. Рисование «Мы будем помнить» | Май | 7-18л |
5.1.5 | Беседа. «Ульяновск – малая Родина» (история, символы города и области). Викторина «Край родной, навек любимый» | Июнь | 7-18л |
5.1.6 | Беседа. «Симбирск – колыбель культуры» | Июль | 7-18л |
5.1.7 | Беседы. «Город старый – город новый» (знакомство с основными архитектурными памятниками центральной части города Инзы). Рисование «Милый сердцу уголок». | август | 7-18л |
5.1.8 | Тема «Мой дом, моя семья» - индивидуальные беседы с детьми о семье. | Сентябрь | 7-18л |
5.1.9 | Чтение книги «Азбука юного Ульяновца». Знакомство с жизнью и творчеством Е. Чеснякова. Чтение сказок «Щедрое яблоко» и др. | Ноябрь | 5-10л |
5.1.10 | Беседа «Родина Колобка» | Декабрь | 7-18л |
5.2Занятия на тему «Природа – наше богатство!» |
5.2.1 | Чтение экологической сказки «Как люди речку обидели». Обсуждение. | Летний период | 5-12л |
5.2.2 | «Лесные правила» (правила поведения на природе) | | |
5.2.3 | Рисование «Сохраним нашу планету» | | |
5.3.Занятия с детьми дошкольного возраста по программе детского сада |
5.3.1 | Индивидуальные занятия по развитию мелкой моторики: -графические игры -пальчиковые игры | Регулярно в течении года | 3-7 л |
6.Формирование гражданско-патриотической позиции |
6. 1 | Создание условий для творческой самореализации на занятиях изостудии «В мире творчества» (нетрадиционные методы рисования) Темы: -«Дворец Зимушки-Зимы /акварель «по-сырому» -«Зимние забавы» (рисование нитками) -«Какого цвета весна» («монотипия») -«Космические фантазии» (рисование нитками) -«Праздничный салют» (выдувание и рисование мыльными пузырями) -«Волшебная поляна» (печать природными материалами: листья, ветки, цветы) - Рисование на камнях «Жуки» -«Разноцветные бабочки» (монотипия) -«Сказочные цветы в сказочном саду» -«Осенние фантазии», «Портрет осени» (аппликация из природного материала -«Краски Осени» (рисование капустным листом; раздувание – тушь) -«Снежная зима» (тампонирование, штампы) | Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Август Сентябрь - октябрь Ноябрь Декабрь | 5-16л 5-16л 5-16л 5-16л 5-16л 5-16л 5-16л 5-16л 5-16л 5-16л 5-16л 5-16л |
6.2 | Участие в выставках детских рисунков, конкурсах детского творчества, городских и межрегиональных проектах | В течение года | 5-18л |
6.3 | Формирование этических норм и правил поведения. Чтение книги «Веселые уроки Кота Этикета», обсуждение ситуации. Темы: -«Гости жданные и нежданные» -«Этикет и подарки» -«Красота и здоровье» -«Правила поведения за столом, на улице, в транспорте, в кино, театре и т. д.» -«Хорошие друзья и хорошее настроение» «Погода в доме» -«Госпожа природа» | В течение года | 5-18л |
6.4 | Формирование основ Российской гражданственности. Беседа. «Наша Родина-Россия» Беседа. «Земля – наш общий дом» Беседа. «Твоя страна – твой народ» Игровая программа «Русь, Россия, Родина моя» | Июль Август Октябрь Ноябрь | 7-15л 5-12л 5-12л 7-15л |
6.5 | Беседы об истории и праздновании исторически важных праздников: «День народного единства» «День защитника Отечества» «Международный женский день» | Ноябрь Февраль Март | 7-18л 7-18л 7-18л |
6.6 | Участие в акциях: -«Подарки для ветеранов» -«Золотое сердце» (подарки к Дню матери), (к Дню пожилого человека) | Май Октябрь Ноябрь | 7-18л 7-18л 7-18л |
7.Организация досуга и отдыха детей |
7.1 | Познавательно-развлекательная программа «Старый Новый год» | январь | 7-18л |
7.2 | Игровая программа «Сказки в загадках» | январь | 3-7л |
7.3 | Игровая программа «Бумажный бум» | январь | 7-18л |
7.4 | Игровая программа «Праздник головоломок» | февраль | 13-18л |
7.5 | Конкурсная программа «В царстве смекалки» (задачки – смекалки, задачи – шутки) | март | 13-18л |
7.6 | Шашечный и шахматный турнир | апрель | 13-18л |
7.7 | «Считай, смекай, отгадывай; занимательные квадраты» | май | 13-18л |
7.8 | Конкурс рисунков на асфальте «Детство – это мы» | июнь | 7-18л |
7.9 | «Вода, вода, кругом вода…(водно-сухопутные соревнования) | июнь | 7-18л |
7.10 | Игровая программа «Если на улице дождик» | июль | 7-18л |
7.11 | Игровая - познавательная программа «Жители лесного царства, зеленого государства» | июль | 7-18л |
7.12 | Игра «Поле чудес» на тему: «За здоровьем к растениям» | август | 7-18л |
7.13 | «В мире слов, букв, звуков» (кроссворды, головоломки, ребусы) | Сентябрь-октябрь | 13-18л |
7.14 | Литературная викторина «Играем со сказками» | ноябрь | 7-18л |
7.15 | Новый год шагает по планете – познавательная программа. «Умники и умницы» | декабрь | 7-18л |
7.16 | Участие в организации и проведении мероприятий социокультурной направленности | По плану учреждения | 3-18л |
7.17 | Посещение учреждений культуры и отдыха, экскурсий по городу | По плану учреждения | 3-18л |