Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение
«Копейский политехнический колледж имени С.В.Хохрякова»
(ГБПОУ «КПК имени С.В.Хохрякова»)
Методические рекомендации по дисциплине
«Физическая культура»
на тему «Общая структура урочных форм занятий»
Копейск 2018
Методические рекомендации по дисциплине «Физическая культура» на тему «Общая структура урочных форм занятий»/ сост. Л.А.Емельянова - преподаватель физического воспитания Копейского политехнического колледжа имени С.В.Хохрякова — 2018г. 8 с.
Составитель Емельянова Л.А. - преподаватель физического воспитания
ГБПОУ «Копейского политехнического колледжа имени С,В.Хохрякова»
Оглавление.
Введение………………………………………………………………………………...1
Структура урока физической культуры…………………………………………..…..2
I. Подготовительная часть урока………………………………......………..…..2
II. Основная часть урока…………………………………..........………...……..4
III. Заключительная часть урока……………………………......……………....6
Структура неурочных форм занятий………………………………………………….7
Литература…………………………………………………………………………..…..8
Введение.
Любая из урочных форм занятий имеет общую структуру, которая остается неизменной, Содержание и методические особенности проведения могут быть различным и меняться исходя из направленности решаемых задач, контингента занимающихся и др. структура урочной формы занятий состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной это связано с особенностями протекания физиологических процессов в организме. Невозможно сразу. без предварительной подготовки выполнять основную нагрузку, связанную с освоением двигательных действий или воспитанием физических качеств. Также будет неправильным прекратить занятие, не снизив при этом степень воздействий на организм. Особенно это важно понимать при проведении физкультурных занятий с дошкольниками и учащимися школ. Ниже приведена структура урочных форм занятий на примере урока физической культуры,
Структура урока физической культуры
I. Подготовительная часть урока: 7—10 мин.
Цель: подготовить занимающихся к выполнению учебных заданий основной части урока.
Задачи:
первоначальная организация занимающихся (вводный ритуал);
обеспечение общей функциональной готовности организма к выполнению активной мышечной работы;
обеспечение специальной готовности к выполнению запланированных физических упражнений
Основные средства:
1) игровые задания при активизация внимания занимающихся, повышения эмоционального фона;
2) строевые упражнения;
3) разновидности ходьбы и бега, общеразвивающие упражнения в движении и на месте, общеподготовительные упражнения;
4) Упражнения специальной разминки.
Методические особенности проведения.
1. Первоначальная организация занимающихся. Предполагает проведение вводного ритуала (построение, проверка готовности и др.), а так же четкую постановку цели и задач урока. В зависимости от раздела подготовки и решаемых задач возможно выполнение строевых команд. Стимулирование активности занимающихся: осуществляется преимущественно путём выполнения игровых задании, в основном на внимание.
2. Обеспечение общей функциональной готовности организма осуществляется за счет выполнения различных физических упражнений, обеспечивающих повышение температуры тела, разогрев мышц и активизацию нервных процессов, — общей разминки. Общая разминка не имеет прямой зависимости от конкретной темы урока, но должна соответствовать разделу подготовки и направленности выполняемых двигательных действий. Например, в разделе подготовки «легкая атлетика» обычно выполняют беговые и прыжковые упражнения, особенно при освоении различных прыжков. Комплекс ОРУ на месте должен обязательно выполняться в разделе подготовки «гимнастка с основами акробатики», а в других разделах подготовки этого можно не делать, ограничившись выполнением ОРУ в движении. С учащимися первого класса обычно комплекс ОРУ на месте выполняется практически на каждом уроке, что связано с освоением детьми элементарных упражнений.
3. Обеспечение специальной готовности занимающихся осуществляется с помощью упражнений специальной разминки. Эти упражнения (кол-во от одного до трёх), которые обеспечивают готовность занимающихся к выполнению первого упражнения основной части урока. Для этого подбирают общеподготовительные или специальные упражнения, которые по содержанию приближены к технике или “функционалу” выполняемых двигательных действий. Необходимо понимать, что упражнения специальной разминки не должны быть сложными, требовать перестроений, использования особого инвентаря и приводить к потере времени урока. Оптимально выполнять выполнять такое упражнение сразу после окончания комплекса ОРУ, из положения “сед” несколько раз принять и зафиксировать положение “группировка”. При этом повторять это же упражнение в основной части урока в качестве подводящего лишено смысла.
4. Основная форма организации занимающихся в основной части урока — фронтальная. Если основная часть урока предполагает деление класса на группы, где каждая группа будет выполнять отдельное задание, то упражнения специальной разминки также выполняются группами, под конкретное упражнение.
II. Основная часть урока: 25—30 мин.
Цель: выполнение основных задач, предусмотренных планированием урока.
Задачи:
обучение двигательным умениям и навыкам;
воспитание физических почести и способностей;
Решение воспитательных задач;
формирование универсальных учебных действий через организованную двигательную деятельность.
Основные средства:
1) подводящие и развивающие упражнения;
2) целевые упражнения и их разновидности;
3) технико-тактические задания;
4) общеподготовительные и специальные упражнения. направленные на повышение функциональных возможностей и двигательных качеств;
5) подвижные игры, игровые и соревновательные задания.
Методические особенности проведения.
1. Переход от подготовительной части урока к ОСНОВНОЙ не должен
затягиваться,
2. Обучение двигательным умениям и навыкам осуществляется
В начале основной части урока по принципу выполнения от более сложных координационных упражнений вначале к освоенным ранее.
3- Направленное воспитание физических качеств (особенно циклическими или силовыми упражнениями) происходит в конце основной части урока, вначале выполнят упражнений координационного характера и на быстроту, а затем переходят к выполнению силовых и циклических упражнений на выносливость.
4. Опосредованное воспитание физических качеств может происходить и при обучении двигательным умениям и навыкам. Например на начальных этапах обучения происходит опосредованное воздействие на координационные способности и гибкость, а на этапах закрепления и совершенствования — на специальную выносливость, быстроту, силу. Это будет зависеть от особенностей изучаемого упражнения, решаемых задач, контингента занимающихся, подбора средств и методов. Учить должен понимать степень влияния тех или иных двигательных заданий, выполняемых его подопечными.
5. Решение воспитательных задач и формирование универсальных учебных действий осуществляется совместно, при выполнении двигательных и других учебных заданий.
6. в зависимости от решаемых задач могут использоваться различные формы организации занимающихся – фронтальная, групповая круговая, индивидуальная.
III. Заключительная часть урока: 5—7 мин.
Цель: снижение функциональной активности организма, обеспечение перехода занимающихся к другим видам деятельности.
Задачи:
снижение физического и психического напряжения;
проведение заключительной организации занимающихся.
Основные средства:
1) ходьба, медленный бег;
2) дыхательные упражнения, упражнения на расслабление и растягивание;
3) неинтенсивные игровые задания для снижения нервного утомления.
Методические особенности проведения.
1. Упражнения подбираются исходя из двигательной деятельности всего урока или последнего упражнения основной части урока и имеют по отношению к ним обратную направленность, обеспечивающую оптимальное восстановление. Если на уроке была интенсивная двигательная деятельность, то можно выполнить медленный бег, дыхательные упражнения и т.п. В случае когда занимающиеся удерживали статические положения, можно выполнить упражнения на растягивание и расслабление и т.п.
2. Заключительная организация предполагает построение, подведение итогов урока, задание на дом, решение других организационных вопросов и организованный выход из спортивного зала или переход от места занятий в школу.
В целом, методика проведения уроков физической культуры должна строиться исходя из типов уроков и их направленности, с учетом особенностей двигательной деятельности, возрастных особенностей занимающихся и рассматривается подробно при освоении профессионального модуля «Преподавание физической культуры по основным общеобразовательным программам».
Структура неурочных форм занятий
Неурочные формы занятий достаточно разнообразны по решаемым задачам, применяемым средствам, продолжительности, массовости, периодичности и т.д. В связи с этим у них не может быть общей структуры проведения. Подробное рассмотрение неурочных форм занятий предусматривается при изучении соответствующего профессионального модуля.
Литература:
Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студ.высш. учеб.заведений / И.С. Барчуков, А.А. Нестеров; под общ. ред. Н.Н. Маликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. -528с.
Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш.учеб.заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 480с.
Максименко A.M. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. пособие для студ. вузов.- М.: 4-й филиал Воениздата, 2001. -319с.
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учеб. для ин-тов физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. -543с.